I. аутэкология 10 Глава




НазваниеI. аутэкология 10 Глава
страница1/12
Дата публикации07.03.2014
Размер1.64 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

ОГЛАВЛЕНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ 5

ВВЕДЕНИЕ 6
РАЗДЕЛ I. АУТЭКОЛОГИЯ 10
Глава 1. Основные понятия и закономерности аутэкологии 10

    1. Основные понятия 10

    2. Основные закономерности действия

экологических факторов 13

    1. Жизненные формы растений 16


Глава 2. Абиотические факторы и адаптации растений

к ним 24

2.1. Влажность 24

2.2.Свет 38

2.3. Тепло 46

2.4. Почва 57

2.5. Воздух 67

2.6. Другие факторы 73
Глава 3. Биотические факторы 76

3.1. Бактериогенные 76

3.2. Микогенные 77

3.3. Фитогенные 78

3.4. Зоогенные 80
Глава 4. Антропические факторы 82

4.1. Влияние человека на растения 82

4.2. Условия жизни и адаптации растений в городе 84
^ РАЗДЕЛ II. ДЕМЭКОЛОГИЯ 99
Глава 1. Основные понятия 99
Глава 2. Структура популяции 100

2.1. Пространственная структура 101

2.2. Демографическая структура 102

2.3. Экологическая структура 107
Глава 3. Стратегия популяций 109
Глава 4. Популяция – как единица использования

человеком 111
^ РАЗДЕЛ III. СИНЭКОЛОГИЯ 113
Глава 1. Определение и признаки фитоценоза 113

    1. Флористический состав 114

    2. Пространственная структура 117

    3. Взаимоотношения между растениями в фитоценозе 119

    4. Взаимоотношения между растениями и окружающей

средой 119
^ Глава 2. Динамика фитоценов 123

2.1. Циклические изменения фитоценоза 124

2.2. Нециклические изменения фитоценоза 125

Глава 3. Энергетика фитоценозов 131

3.1. Основные понятия 131

3.2. Продуктивность растительного покрова Земли 133
Глава 4. Место фитосферы в биосфере Земли 135
^

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 141

ПРЕДИСЛОВИЕ



Предлагаемое учебное пособие «Введение в экологию растений» представляет собой краткое изложение основных экологических понятий, используемых при изучении взаимосвязей растительных организмов и их систем (ценопопуляций и фитоценозов) с окружающей средой.

Традиционные курсы экологии растений (Поплавская, 1948; Шенников, 1950; Горышина, 1979; Культиасов, 1982; Двораковский, 1983 и др.) рассматривают вопросы взаимосвязи анатомо-морфологических, физиологических и биологических особенностей растительных организмов с ведущими экологическими факторами. Особенностью же данного учебного пособия является иной подход к экологии растений. Авторам представляется актуальным и своевременным рассмотрение вопросов экологии растений в контексте общеэкологических понятий, с оценкой роли растений в системах разного уровня.

Структура учебного пособия соответствует основным разделам общей экологии:

- раздел аутэкологии, который в ботанике соответствует традиционной экологии растений, рассматривает адаптации растений к жизненно важным факторам;

- раздел демэкологии в данном курсе соответствует популяционной экологии растений;

- в разделе экологии сообществ (синэкологии) рассматриваются растительные сообщества – фитоценозы, которые изучает современная фитоценология, а также биогеохимическая роль растений в организации и функционировании биосферы.

В пособие включены материалы, рассматриваемые в объеме спецкурса «Экология растений», проводимого последние десять лет на факультете биологии и в Институте естествознания Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.

ВВЕДЕНИЕ



Экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и средой их обитания. Такое понимание, как и название науки, принадлежит немецкому зоологу Эрнсту Геккелю. Термин впервые был им употреблен в работе «Всеобщая морфология организмов» (1866). Эта работа была написана под влиянием вышедшей в 1859 году книги Ч.Дарвина «Происхождение видов», поэтому, по Геккелю «экология – это наука о “домашнем быте” живых организмов, она призвана исследовать все те запутанные взаимоотношения, которые Дарвин условно обозначил как “борьбу за существование”.
В современном понимании экология – это наука об организмах и надорганизменных системах, которые взаимодействуют друг с другом и образуют с окружающей средой некое единство, в пределах которого осуществляется процесс трансформации энергии и органического вещества. Такими системами являются популяции, сообщества и биосфера в целом.
В своем историческом развитии экология прошла большой путь, на котором можно выделить следующие периоды (по Л.А.Кузнецову, 2002).

1. ^ Период зарождения экологии (конец XVIII – первая половина XX вв.).

Сочинения, обобщающие экологические знания, приобретают самостоятельное значение. Таковы работы Вильденова и особенно Гумбольдта, в которых – несомненные истоки экологии. Не случайно появляется термин «эпирреология» О.П.Декандолля (синоним экологии растений), а позднее и «этология» (Сент-Илер). Формулируются первые законы и принципы экологии (Либих, Глогер, Бергман, Бергхаус, Скоу и др.). В России Рулье раскрывает основное содержание новой науки, а его ученик Северцов описывает ряд важных закономерностей. Продолжается развитие организмо-центрической парадигмы, хотя уже существуют исследования ценотического уровня.
2. ^ Период формирования науки экологии (середина XIX – первая треть XX вв.).

Сложившиеся ранее условия обособления экологии реализуются Дарвиным, описавшим много экологических факторов и закономерностей, его последователем Геккелем, предложившим термин «экология» и раскрывшим его содержание. Собственно экологические сочинения публикуются Алленом, Миддендорфом, Бекетовым, Вармингом, Раункиером и др. Видимо не случайно, что одновременно с термином «экология» (1866) вводится в обиход термин «геоботаника» (Гризебах и Рупрехт), а несколько позже (1877) – термин «биоценоз» (Мебиус). За этим стоит формирование фитоценологии (Коржинский, Пачоский, Сукачев, Харпер, Гамс, Браун-Бланке, Раменский, Клементс и др.), представлений о социальной жизни животных (Шелфорд, Зернов, Кашкаров, Элтон и др.). Формируется синэкология, дальнейшее развитие которой привело к возникновению учения об экосистеме (Тенсли), корни которого в работах Докучаева, Морозова, Аболина, Тинемана, Фридерикса и др.

В конце периода вычленяется самостоятельная область экологии, посвященная популяциям – демэкология. Разрабатывается, но пока не получает признание учение Вернадского о биосфере и ведущей роли живого вещества.

Таким образом, сформировались основные направления экологии, были заложены общие представления о функционировании биосистем и биокосных систем разных уровней организации. Начинается формирование современной экологической парадигмы, основанной на учении Вернадского.
^ 3. Период развития экологии (середина – конец XX в.)

Этот период связан с углублением теоретических представлений об основных объектах науки, изучением их организации и функционирования, прежде всего вещественного и энергетического обмена в норме и при нарушениях, в том числе антропогенных. Получает признание учение о биосфере и ноосфере. Активно развиваются прикладные экологические дисциплины, опирающиеся на фундаментальную экологию и обеспечивающие возможность формирования искусственных ценозов и экосистем, защиту природы и окружающей среды человека. Формируются новые области экологии – глобальная экология, экология человека, социальная экология и др.

^ 4. Современный период (конец XX - начало XXI вв.).

Развитие экологии как науки интенсивно продолжается на всех уровнях. Структура ее усложняется, а связи с другими дисциплинами становятся многообразнее. Экологическая парадигма, основанная на признании ведущей роли живого в вещественном и энергетическом обмене биосферы получает широкое признание. Значимость экологии в жизни общества возрастает и становится основой устойчивого развития в мире.
На современном этапе развития экологии растет социальная роль экологических знаний, ясно осознана опасность экологического кризиса, возможности катастрофических неравновесных преобразований планетарной системы в связи с интенсивной хозяйственной деятельностью человека. Возможности предотвращения такого кризиса могут быть найдены только на основе развития экологических знаний.
Как учебный предмет общая экология включает 4 основных раздела:

Аутэкология, факториальная экология, учение об экологических факторах;

Демэкология, экология популяций, популяционная экология;

Синэкология, экология сообществ и экосистем, биогеоценология;

Основы учения о биосфере, глобальная экология.

Кроме этого, выделяют частные направления по экологической специфике отдельных групп организмов (экология насекомых, экология бактерий, экология растений и т.д.)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I. аутэкология 10 Глава iconЧавторик Александр Селафиила/ Библиотека Golden-Ship
Глава 9 / Глава 10 / Глава 11 / Глава 12 / Глава 13 / Глава 14 / Глава 15 / Глава 16 / Глава 17 / Глава 18 / Глава 19 / Глава 20...

I. аутэкология 10 Глава iconЭл Райс «Позиционирование. Битва за узнаваемость»
Конкурентное репозиционирование Глава Имя-огромная сила 10. Глава 10. Ловушка безымянности 11. Глава 11. Ловушка для безбилетников...

I. аутэкология 10 Глава iconИ. В. Новикова (предисловие, главы 1, 9)
М. Ясинский (главы 10, 12), А. О. Тихонов (глава 8); кандидаты экономических наук: М. З. Ачаповская (глава 4), В. А. Коврей (главы...

I. аутэкология 10 Глава iconНаучно-практический комментарий
Дмитриев Ю. А.: глава 1 (за искл ст. 8, 9 и 15); глава 2, ст. 55, 56; глава 7, ст. 125; глава 9, раздел II

I. аутэкология 10 Глава iconПророки всех стран во все века успешно достигали цели в своем стремлении...
Предисловие] [Введение] [Глава I] [Глава ii] [Глава iii] [Глава iv] [Заключение]

I. аутэкология 10 Глава iconПрайм-еврознак
Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава Розум С. И. В частях II, IV-VIII:...

I. аутэкология 10 Глава iconУчебное пособие для студентов педагогических вузов
Е. И. Серкова, В. Д. Симоненко — глава 1; М. В. Ретивых — главы 2, 3; В. Д. Симоненко — глава 4; М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко —...

I. аутэкология 10 Глава iconСеминарское занятие Античные парадигмы философствования: Платон и Аристотель
Метафизика. Книга первая (А). Глава 1-3, 6, Книга вторая (α) Глава 1-3, Книга четвертая (Г). Глава 1

I. аутэкология 10 Глава iconПьер Трико, член остеопатического регистра Франции, Д. О
Техники на черепе и позвоночном столбе. Глава 13 Техники на висцеральной сфере и грудной клетке. Глава 14 Техники на поясах конечностей...

I. аутэкология 10 Глава iconГурджиевым Введение Глава 1 «Помни себя», или Первая экспедиция Глава...
В россии в 1913 году, сначала в Москве, а по­зднее в Санкт-Петербурге, появился необыкно­венный загадочный человек — Георгий Иванович...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов