Лечебное голодание из века в век




НазваниеЛечебное голодание из века в век
Дата публикации05.04.2014
Размер91.5 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Биология > Документы


Лечебное голодание из века в век
Ю. С. Николаев, Е. И. Нилов, В. Г. Черкасов "Голодание ради здоровья"

Ростов-на-Дону, Редакция журнала "Дон", 1990 г.

Воздержание от твёрдой еды или “Лечебное голодание” считается сейчас одним из новых способов лечения. А между тем этот метод родился еще на заре человечества. Более того, можно с уверенностью утверждать, что с самого начала развития существующих ныне форм животной жизни им активно пользовались все представители животного царства.

В эпоху палеолита (40 - 50 тысяч лет назад), да и позднее голод для нашего древнего предка был вполне естественным, привычным состоянием. И это стало, судя по всему, весьма существенным обстоятельством в ряду других причин, поспособствовавших его выживанию.

Новейшие палеонтологические раскопки свидетельствуют о том, что кроманьонец палеолита был физически крепким и рослым, сложен был превосходно, как не всякий современный атлет, а здоровье имел просто богатырское. И все это на так называемом "голодном" пайке.

По данным американского палеонтолога Д. Симпсона, из 500 млн. обитавших па земле видов растений и животных до настоящего времени сохранилось только два млн. (остальные 498 млн., не выдержав борьбы за существование и не сумев приспособиться к внешним неблагоприятным условиям среды обитания, погибли). Выжил и человек, адаптируясь за многовековую свою эволюцию к самым разным - и часто полярным - воздействиям среды: перепадам температур, колебаниям погоды, изменениям климата, как, например, в эпоху великого оледенения. Правда, в этот период он приобрел привычку питаться мясом, чего прежде не делал, будучи исключительно плодоядным млекопитающим, как и его ближайшие генеалогические сородичи - приматы и человекообразные обезьяны.

Что касается сознательного воздержания от пищи в целях оздоровления, то оно, вероятно, явилось результатом наблюдений над людьми и животными, на которых "голодание поневоле" оказывало благоприятное влияние. Эти наблюдения, многократно повторявшиеся, запоминались и передавались затем из поколения в поколение вместе с другими знаниями. В ранний период до-письменной истории человечества опыт такого лечения был "устным достоянием" всех членов рода или племени, а саму практику врачевания вели старейшины - как самые опытные члены первобытного общества.

Позже, с возникновением и расцветом религий, лечение больных постепенно переходит в ведение служителей религиозных культов - шаманов и жрецов, да и само лечение больных и подготовка лекарей сосредотачивается в храмах. Вот почему древние предписания голода очень часто бывают тесно связаны с теми или иными мистическими верованиями, являются частью определенного религиозного обряда. Так, первые христианские подвижники нередко отказывались от пищи, но делали это главным образом из религиозных побуждений. В тех же целях подвергали себя многодневному голоданию, или, иначе говоря, посту, персидские солнцепоклонники. Жрецы-друиды у кельтских племен, так же как и жрецы Древнего Египта, обязаны были пройти испытание длительным постом, прежде чем могли быть допущены к следующей ступени посвящения. Причем в те времена под словом "пост" имелось в виду полное воздержание от пищи. И лишь позже под этим понятием стали подразумевать замену одних продуктов другими, скажем, масло сливочное - растительным маслом, мясо - рыбой и т. д. У любого древнего народа, от которого остались и дошли до нас письменные памятники культуры или так называемые "священные тексты" или "письмена", "писания", можно найти много похвал лечению голодом. Почти у всех древних народов отказ от пищи считался лучшим способом очищения тела.

В сочинениях и наставлениях древних ученых Египта, Вавилона, Иудеи, Индии, Персии, Скандинавии, Китая, Тибета, Греции и Рима имеется немало гигиенических советов и описаний нелекарственного лечения, среди которых на первом месте - лечение голодом. Проследим же за развитием на протяжении веков идеи лечебного голодания.

Тибет... Овеянный легендами суровый край, окруженный неприступными горами. Среди огромного количества трактатов и ксилографов тибетской медицины выделяется большое четырехтомное сочинение "Главное руководство по врачебной науке Тибета - Чжуд-ши", относящееся к IV в. до н. э. В нем - 156 глав, и одна из них красноречиво названа: "О лечении упитыванием и лечении голоданием". Автор этой книги Цо-Жед-Шонну.




Геродот
Древние египтяне, по свидетельству древнегреческого историка Геродота (между 490 и 480-м-ок. 425 г. до н. э.), считали, что основой является систематическое (три дня в месяц) голодание и очищение желудка с помощью рвотного и клистира. А египтяне, отмечал он, "самые здоровые из смертных". Имеются также сведения, что древние египтяне длительным голоданием успешно лечили сифилис. Забегая вперед, скажем, что в XIX веке, а точнее в 1882 году, во время оккупации территории Египта французы регистрировали многочисленные случаи избавления от данного заболевания именно этим способом.

В древности медицина отделялась от остальных сфер познавательной деятельности человека и вполне заслуженно считалась первой ступенью мудрости. Поэтому ранние свидетельства о голодании в оздоровительных целях мы получили от таких известных мудрецов древности, как Пифагор, Сократ, Платон.

Древние историки сообщают, что Пифагор (6 век до н. э.), древнегреческий философ и математик, основатель знаменитой школы философии, систематически голодал по 40 дней (например, перед сдачей экзаменов в Александрийский университет), справедливо считая, что это повышает умственное восприятие и творческие способности. Строгого 40-дневного поста, на одной воде, он требовал и от каждого из своих многочисленных учеников и последователей. И сам Пифагор, и его приверженцы придерживались строго вегетарианской диеты. По свидетельству биографов великого мыслителя, он довольствовался медом, хлебом, не пил вина. Главной же его пищей были вареные или сырые овощи. Тех же взглядов на питание и голодание придерживались греческие философы - Сократ (470-399 гг. до н. э.) и Платон (428 - 347 гг. до н. э.), для которых воздержание было первой добродетелью. Оба они проводили систематическое 10-дневное голодание, которое помогало, по их мнению, достигнуть высшей степени умственного развития.

В Европе на развитие медицины большое влияние оказал древнегреческий врач Гиппократ (~ 460- ~ 370 гг. до н., э.), признанный отцом медицины. Многие его изучения и рекомендации сохранили свое значение до настоящего времени. Ему же принадлежит знаменитая заповедь "Не навреди!". Великий Гиппократ, прежде чем назначить больному медикамент, рекомендовал выводить, буквально выжимать из организма всё то, что ему не нужно, и проделывать это до тех пор, пока не восстановятся все функции. А лучшего средства, чем голодание, для этих целей и не найти. И во время критического периода болезни он неизменно прописывал голодание.

"Идти на прибавление пищи, - считал Гиппократ, - следует гораздо реже, так, часто бывает полезным совершенно отнять ее, где больной это выдержит, пока сила болезни не дойдет до своей зрелости... Человек носит врача в себе, надо только уметь помочь ему в его работе. Если тело не очищено, то чем больше будешь его питать, тем больше будешь ему вредить. Когда больного кормят слишком обильно, кормят также и болезнь. Помни - всякий излишек противен природе".

Древние греки вообще славились своим здоровьем, которого достигали во многом благодаря воздержанности в пище. Особенной умеренностью отличались афиняне и спартанцы (суровый, аскетический образ жизни последних стал нарицательным). Их даже дразнили малоедами и листоедами. Поэты-сатирики более позднего времени часто осмеивали это непонятное им равнодушие к так называемым "земным благам".

Плутарх (45 - 127 гг. н. э.), величайший биограф древности, много лет живший в Риме и других местах Италии, также был приверженцем воздержания и вегетарианства. Он говорил с убежденностью: "Вместо того чтобы применять лекарства - лучше проголодать один день".
Аулюс Корнелиус Цельсус - древнеримский ученый I в., автор обширной энциклопедии, от которой сохранился раздел о медицине, составленный на основании греческих источников, успешно применял голодание при лечении эпилепсии и желтухи.

Из древнеримских врачей в развитие медицины ценный вклад внес Гален. Во II в. н. э. он ввел понятие об активных и балластных веществах, содержащихся в лекарственных растениях, и разработал технологию приготовления медикаментов, многие из которых применяются до сих пор и носят название "галеновых препаратов". Путем опыта и наблюдении Гален пришел к выводу, что гнев, раздражительность, ненависть, меланхолия и другие сильные отрицательные движения души (в древности называли их страстями, а мы теперь именуем стрессовыми состояниями) в большинстве случаев не имеют власти над телом, не могут причинять ему большого вреда, если человек живет, придерживаясь двух правил: воздержание и умеренность в пище и питье.

Об этом много позднее писал Л. Корнаро (о нем речь ниже): "Это еще до меня заметил знаменитый врач Гален. Он утверждает, что пока он следовал этим двум правилам, то мало страдал от болезней, что они никогда не продолжались долее одного дня".

Средние века не могут дать нам много интересного, ибо, как считают историки эпохи Просвещения, это было время невежества и мракобесия. Но все же научная мысль не была полностью подавлена, преследования и казни не могли сломить стремление ученых познать природу, человеческий организм.

Огромное влияние на прогресс медицины в течение многих веков оказали труды крупнейшего ученого средневековья Абу-Али Ибн Сины, известного в Европе больше под именем Авиценны (980 - 1037). Путешествуя, Авиценна заходил и в хижины бедняков, и во дворцы богатых эмиров. Он всем предписывал свое любимое лечение - голодание в течение 3 - 5 недель, особенно больным оспой, сифилисом. Рекомендовал движение, гимнастику, ванны, массаж, а если выдержит пациент, то и баню. У бедняков это лечение вызывало полное одобрение: ведь голодание - самое дешевое лекарство. Во дворцах метод не нравился. Но именно здесь он и был особенно нужен и полезен.

И скрепя сердце эмиры подчинялись - прописал "лекарство" сам великий Авиценна!

В России в средние века голодание широко практиковалось в монастырях. В те времена, как уже мы говорили, пост чаще всего означал полное воздержание от пищи, а зачастую и от воды. В XIV веке на Руси возникают так называемые пустыни, многие из которых превратились затем в монастыри. Вокруг них селились крестьяне, особенно к северу от Москвы, подальше от опасности со стороны татар. Современники Сергия Радонежского описывали, как он очень часто голодал сам, побуждал к посту монахов, телом они были крепки и духом сильны.

Эпоха Возрождения, Венеция. Читателю будет небезынтересно узнать историю Людвиго Корнаро (1465 - 1566), автора нескольких трактатов, послуживших распространению идей крайней умеренности в питании. Корнаро - один из наиболее известных реформаторов питания, любимым изречением которого было: "Кто ест мало, тот ест много". Это парадоксальное утверждение не всеми бывает понято сразу. Но больные и слабые люди, которые прежде много ели и часто от этого страдали, с удивлением замечают, что, уменьшая количество еды, улучшая сам процесс еды (щадящая обработка на огне, тщательное прожевывание и т. д.), они начинают чувствовать себя значительно лучше, становятся энергичнее, меньше болеют.

Свои воззрения Корнаро выстрадал в полном смысле этого слова. Принадлежа к высшей венецианской аристократии, находившейся тогда в зените политического могущества, живший в роскоши, Корнаро ничем не отличался от людей своего круга: он так же предавался кутежам, так же много пил. Не удивительно, что он вскоре оказался на ложе болезни.
Как мы знаем из описания жизни Корнаро, с 35 до 40 лет он тяжело страдал, был обессилен бесчисленными недугами. Жизнь стала ему в тягость. Вокруг него толпились врачи и сиделки, поднося ему всевозможные лекарства. Но они не помогали. Дни его были сочтены. Нашелся, однако, лекарь, который вопреки профессиональным и общественным предрассудкам решился прописать ему строжайшее воздержание. Сначала Корнаро находил это принудительное воздержание невыносимым и при случае, как он сам говорил, "возвращался к старым грешкам", и страдания возобновлялись. Корнаро стал, наконец, придерживаться самого строгого образа жизни. В конце первого года воздержания он избавился от всех болезней.

На 83-м году жизни Корнаро создал свой первый труд о радикальной перемене пищи под заголовком: "Трактат об умеренной жизни".

"Бедная, несчастная Италия! - писал он. - Разве не видишь ты, что смертность от обжорства ежегодно уносит у тебя более жителей, чем могла бы унести страшная моровая язва пли опустошительная война? Эти истинно позорные пиршества, которые теперь в такой моде и отличаются такой непроизводительной расточительностью, что не находится достаточно широких столов для всякого количества яств,- эти пиршества, повторяю, равняются по своим последствиям потерям во многих битвах".

Затем он написал еще несколько трактатов. Последний - в возрасте 90 лет. Людвиго Корнаро поучал: «Имейте в виду, что средства для борьбы с невоздержанием всегда у вас под рукой, и такие средства, к которым всякий может прибегнуть без посторонней помощи. Для этого ничего более не требуется, как только жить по тем простым правилам, которые диктует сама природа, уча нас довольствоваться малым... и приучать себя принимать лишь столько пищи, сколько абсолютно необходимо для поддержания жизни. Все, что превышает это необходимое количество, ведет к болезни и смерти и доставляет лишь минутное удовольствие чувству вкуса, за который приходится расплачиваться длинным рядом болезней, убивающих, наконец, как тело, так и душу».

«...Хотя все согласны, что неумеренность есть дитя обжорства, а умеренная жизнь - дитя воздержанности, тем не менее, на первую все смотрят как на доблесть и на признак знатности, на вторую же - как на позорную черту характера и на признак скупости. Такие ошибочные взгляды обязаны своим происхождением только силе обычая, установленного нашей чувствительностью и необузданными аппетитами. Все это до такой степени затмило рассудок людей, что они вдались в пороки, которые незаметно приводят к преждевременной старости, обремененной и смертельными недугами».

Умер Корнаро столетним старцем в Падуе, мирно заснув в своем кресле... Врач Фридрих Гофман (1660-1742 гг.), который широко применял лечебное голодание, утверждал, что оно показано при полнокровии, подагрических, ревматических и катаральных явлениях, при апоплексии, цинге, кожных болезнях, злокачественных язвах и катарактах. Первым его правилом было: "При каждом заболевании пациенту лучше всего ничего не есть". То же правило проповедовал и основоположник рациональной гигиены Х. Гуфепанд (1762-1836 гг.), написавший книгу "Макробиотика - искусство продлить человеческую жизнь". Он также рекомендовал больным не есть, "ибо сама природа отвращением человека в болезни к пище показывает, что мы не в состоянии в это время ее переварить".


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лечебное голодание из века в век iconСухое (абсолютное) лечебное голодание
От классического голодания и других видов сухое голодание отличается питьевым режимом он полностью отсутствует, т е человек прекращаем...

Лечебное голодание из века в век iconВозникновение древнегреческой драмы и театра. Выдающиеся драматурги...
Первой половины 6 в до н э.), классика (вторая половина 6 в. – первая половина 4 века до н э.), эллинизм (вторая половина 4 – 2 век...

Лечебное голодание из века в век iconГолодание
Негативное питание обозначается терминами «голодание», «истощение», «изнурение». Но голодание и истощение — разные явления, четко...

Лечебное голодание из века в век iconНебеса Герберт Шелтон голодание и здоровье голодание может спасти...
Герберт Шелтон. Голодание и здоровье./Перевод с английского м грэгори-Пэйдж, 1998. (серия «Секреты здоровья»)

Лечебное голодание из века в век iconНебеса Герберт Шелтон голодание и здоровье голодание может спасти...
Герберт Шелтон. Голодание и здоровье./Перевод с английского м грэгори-Пэйдж, 1998. (серия «Секреты здоровья»)

Лечебное голодание из века в век iconВектор упорядоченная пара точек;направленный отрезок. Свойства :...
Дистрибутивное умножение век а на число α,β)- а(α+β)=αа+βа;7) (Умножение век дистрибутивно по отношению сложения двух чисел для любого...

Лечебное голодание из века в век iconПленков Олег Юрьевич viiсеместр 5 сент 2012 Рекомендуемая л итература. Шпенглер Тойнби
Эрик Хобсбаум –Крушение Великой Французской революции, Век капитала, Век империй, Век катастроф, Короткий ХХ век

Лечебное голодание из века в век iconВалентин Николаев Выбор пищи выбор судьбы
Автор работы Валентин Николаев сын известного доктора, изучавшего и успешно применявшего лечебное голодание, основателя метода разгрузочно-диетической...

Лечебное голодание из века в век iconВалентин Николаев Выбор пищи выбор судьбы
Автор работы Валентин Николаев сын известного доктора, изучавшего и успешно применявшего лечебное голодание, основателя метода разгрузочно-диетической...

Лечебное голодание из века в век iconЛечебное голодание. Клинико-экспериментальные исследования
Перед вами сборник исследований, который является результатом многолетней работы клиницистов, физиологов, патофизиологов и биохимиков...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов