Скачать 87.89 Kb.
|
Физиология растений (5-й семестр) Вопросы для подготовки к лабораторным занятиям и контрольным работам Занятие 1 Основные принципы действия регуляторных механизмов и энергетика клетки Контрольное тестирование по теме СУРС 1 «Структура, функции и взаимодействие отдельных компонентов и органоидов растительной клетки». Вопросы для подготовки по теме СУРС 1: 1. Структурная организация клетки – основа ее биохимической активности и функционирования как целостной живой системы. 2. Структура, функция отдельных компонентов и органоидов клетки, особенности их строения в связи с их биологическими функциями (клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды, рибосомы, митохондрии, вакуоль, микротрубочки, микрофиламенты, пероксисомы, лизосомы, эндоплазматический ретикулюм, аппарат Гольджи.). 3. Мембранный принцип организации поверхности протоплазмы и органоидов растительной клетки. Строение биологических мембран. Биохимическая и функциональная разнокачественность мембран. Основные функции мембран. ^ 4. Функциональное взаимодействие различных органоидов клетки. Основные принципы действия регуляторных механизмов клетки. 5. Компартментация каталитических систем и метаболических фондов протопласта. Регуляторная роль мембран. 6. Физико-химические свойства протоплазмы (проницаемость, вязкость, эластичность, раздражимость, движение цитоплазмы и органоидов и т.д.), их физиологическое значение и роль во взаимодействии растения с внешней средой. (СУРС 2) 7. Источники энергии в биологических системах. Понятие макроэргической связи. Значение макроэргических соединений в метаболизме живого организма. (СУРС 2) 8. Мембрана как структурная основа биоэнергетических процессов. (СУРС 2) 9. Развитие представлений о механизме сопряжения окислительно-восстановительных реакций с образованием макроэргических соединений. (СУРС 2) Занятие 2 «Фотосинтетический аппарат. Пигментные системы: билихромопротеиды, каротиноиды». Контрольная работа «Предмет и задачи физиологии растений. Основные принципы действия регуляторных механизмов и энергетика клетки». ^ 1. Предмет физиологии растений. Основные направления (аспекты) физиологии растений. 2. Объект физиологии растений, его особенности. Разнообразие объектов, характеризующихся фототрофным образом жизни. 3. Проблемы и задачи современной физиологии растений. 4. Этапы развития физиологии растений, ее связь с общим развитием биологии и практикой. 5. Вопросы № 4-9 занятия 1. Вопросы для подготовки по теме лабораторного занятия: 1. Сущность и значение фотосинтеза: общее уравнение фотосинтеза, его компоненты; роль фотосинтеза в процессах энергетического и пластического обмена растительного организма. 2. Масштабы фотосинтетической деятельности в биосфере. 3. Строение листа как органа фотосинтеза. Оптические свойства листа. 4. Хлоропласты. Ультраструктура и онтогенез хлоропластов. 5. Хлорофиллы, химическая структура, физико-химические свойства. 6. Билихромопротеиды, распространение, химическое строение, спектральные свойства; роль в фотосинтезе. 7. Каротиноиды: классификация, химическое строение, свойства, спектры поглощения, функции в фотосинтезе. 8. Родопсин и пурпурные мембраны. Занятие 3 Первичные процессы фотосинтеза, фотосистемы, фотофосфорилирование Вопросы для подготовки по теме лабораторного занятия:
Занятие 4 Ассимиляция углерода, экология фотосинтеза Вопросы для подготовки по теме лабораторного занятия:
СУРС 3:
Занятие 5 Особенности дыхания растений, каталитические системы дыхания Контрольная работа «Фотосинтез»: все вопросы занятия 2-4 + вопросы по истории развития учения о фотосинтезе»: 1. Возникновение идеи о воздушном питании растений. Начало экспериментальных работ в области фотосинтеза. 2. Начало изучения роли света в процессах фотосинтеза. Развитие представлений о природе фотосинтеза (1900-1940 гг.) 3. Период расцвета биохимических исследований фотосинтеза, интенсивного развития фотохимических и фотофизических исследований (1940-1960 гг.). Современный период. Вопросы для подготовки по теме лабораторного занятия: 1. Пути окисления органических веществ в клетке. 2. Унификация субстратов дыхания. Дыхательные субстраты. Глюкоза – основной дыхательный субстрат у растений. Использование в качестве дыхательных субстратов жиров и белков. 3. Механизм активации дыхательных субстратов, пути их включения в процессы биологического окисления. Взаимосвязь превращения углеводов, белков и жиров. 4. Ферментные системы дыхания. Участие ферментов различных классов в дыхании. Альтернативность каталитических механизмов биологического окисления. 5. Механизмы активации водорода субстрата и молекулярного кислорода. Механизмы участия кислорода в метаболизме. Занятие 6 Экология дыхания Вопросы для подготовки по теме лабораторного занятия: 1. Пути диссимиляции углеводов. 2. Гликолиз, суть его реакций, энергетика. Синтез сахаров при обращении гликолиза. 3. Цикл ди- трикарбоновых кислот, характеристика основных стадий цикла. Конверсия жиров в углеводы. 4. Цикл Кребса-Корнберга (глиоксилатный цикл). 5. Пентозомонофосфатный путь окисления глюкозы и его роль в метаболизме клетки. 6. Митохондрии. Их структура и функции. Особенность растительных митохондрий – присутствие маликэнзима. 7. Электрон-транспортная цепь дыхания: структурная организация, основные компоненты, их окислительно-восстановительные потенциалы. Комплексы переносчиков электронов. 8. Окислительное фосфорилирование в электрон-транспортной цепи, энергетическая эффективность. Субстратное окислительное фосфорилирование. Сопряженность электронного транспорта с синтезом АТФ. 9. Пять состояний дыхательной цепи переноса электронов (по Чансу). Дыхательный контроль. СУРС 4 10. Дыхание в фотосинтезирующей клетке. Дыхание целого растения. Зависимость дыхания от биологических особенностей растений, его физиологического состояния, возраста, вида ткани. 11. Влияние на дыхание внешних факторов (температуры, газового состава среды, интенсивности и качества света и др.). 12. Количественные показатели газообмена. Потери на дыхание при хранении урожая. 13. Аноксия и адаптация к ней дыхательных систем. Занятие 7 Закономерности поступления и передвижения воды в растении Контрольная работа по разделу «Дыхание»: все вопросы занятий 5 и 6 + следующие вопросы: 1. Значение дыхания в жизни растений. 2. Развитие представлений о природе механизмов и путях окислительно-восстано-вительных превращений в клетке. Теория дыхания Палладина. Перекисная теория окисления Баха. 3. Эволюция энзиматических систем, участвующих во взаимодействии клеток с кислородом. 4. Активные формы кислорода и их значение в жизнедеятельности растительной клетки. Антиоксидантные системы. Вопросы для подготовки по теме лабораторного занятия (СУРС 5-6): 1. Функции воды. Относительное содержание воды в растении. 2. Молекулярная структура и физические свойства воды. Свободная и связанная вода. Физиологическое значение отдельных фракций воды в растении. 3. Термодинамические основы водного обмена растений: активность воды, химический потенциал, водный потенциал. Составляющие водного потенциала: осмотический потенциал, матричный потенциал, потенциал давления (гидростатический потенциал). 4. Основные закономерности поглощения воды клеткой. 5. Поступление воды в растение. Корневая система как орган поглощения воды. Корневое давление, его значение и зависимость от действия внешних факторов. 6. Пути ближнего и дальнего транспорта. 7. Механизм передвижения воды по растению. Градиент водного потенциала – движущая сила поступления и передвижения воды в клетках, тканях и растении. Движущие силы восходящего тока воды в растении. Верхний и нижний концевые двигатели, процессы адгезии и когезии. Занятие 8 Транспирация, количественные показатели транспирации Вопросы для подготовки по теме лабораторного занятия (СУРС 7-8): 1. Гуттация, ее суть и значение. «Плач» растений. Транспирация. Физиологическое значение транспирации. Устьичная и внеустьичная транспирации. 2. Строение устьиц и механизмы их движений, влияние света. Количественные показатели транспирации: интенсивность, продуктивность, транспирационный коэффициент. 3. Устьичное и внеустьичное регулирование транспирации. Влияние внешних факторов на интенсивность транспирации (света, температуры, влажности воздуха и почвы и др.). Суточный ход транспирации. 4. Водный баланс растений. Влияние на растения недостатка и избытка влаги в почве. 5. Особенности водообмена у растений разных экологических групп (ксерофитов, мезофитов, гигрофитов, галофитов). Особенности адаптационных реакций на влияние внешних факторов у растений разных экологических групп. 6. Орошение как путь повышения продуктивности растений; его физиологические основы. Занятие 9 Потребность растений в элементах минерального питания (2 часа) Вопросы для подготовки по теме лабораторного занятия: 1. История развития учения о минеральном питании. 2. Содержание и необходимость элементов в растении. Классификация минеральных элементов, необходимых для растений: макроэлементы, микроэлементы. 3. Структурная и каталитическая функция ионов в метаболизме. Взаимодействие ионов: антагонизм, синергизм, аддитивность. |
![]() | Принципы регулирования физиологических процессов клеткой (межклеточные системы регуляции) | ![]() | ... |
![]() | Открытие фотосинтеза, дыхания, водного обмена растений, изучение их потребности в элементах минерального питания и адаптации к неблагоприятным... | ![]() | Тмм научная основа новых машин и механизмов. Исторический очерк развития тмм. Цели и задачи курса. Разделы тмм. Основные виды звеньев.... |
![]() | Патологическая физиология как фундаментальная наука и учебная дисциплина, её предмет, задачи и методы. Понятие о клинической патофизиологии.... | ![]() | Предмет и задачи истории психологии. Методы, основные факторы и принципы развития науки |
![]() | Для этого программа mlta2005. Exe переводится в режим задание. Например, вариант #1 задания, сгенерированного программой mlta2005.... | ![]() | Предмет физиологии и основные понятия: функция, механизмы регуляции, внутренняя среда организма, физиологическая и функциональная... |
![]() | Предмет и задачи физиологии спорта. Значение в теории и практике физической культуры спорта | ![]() | Контрольная работа должна раскрывать выбранную тему, а также содержать выводы по результатам работы |