Типологические варианты управления движениями у детей 8 10 лет




НазваниеТипологические варианты управления движениями у детей 8 10 лет
страница1/5
Дата публикации20.06.2013
Размер0.49 Mb.
ТипАвтореферат
zadocs.ru > Биология > Автореферат
  1   2   3   4   5


На правах рукописи
Андреева Альбина Маратовна


ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ

УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМИ У ДЕТЕЙ 8 – 10 ЛЕТ


03.03.01 – Физиология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата биологических наук


Москва – 2012
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» (ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»)


Научный руководитель:

Доктор биологических наук

^ Сонькин Валентин Дмитриевич






Официальные оппоненты:

Доктор биологических наук

^ Фомина Елена Валентиновна




Кандидат биологических наук

Курганский Андрей Васильевич







Ведущая организация:

^ Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН

Защита диссертации состоится «25» октября 2012г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 008.002.01 в Федеральном государственном научном учреждении «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования (ФГНУ ИВФ РАО) по адресу: 119121, г. Москва, ул. Погодинская, д.8., корп.2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного научного учреждения «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования (ФГНУ ИВФ РАО).
Автореферат разослан « 24 » сентября 2012 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат биологических наук

Л.В. Рублева



^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.

Современные представления о природе индивидуальных различий двигательной одаренности людей формировались более века. В основе нашей работы лежит идея «индивидуальных моторных профилей», предложенная Н.А. Бернштейном в 1966г.

Существование устойчивых соотношений силы, быстроты, гибкости, выносливости, хорошо известно. Взаимоотношения моторных профилей с конституциональными особенностями человека широко изучались в исследованиях Э.Г. Мартиросова, Б.А. Никитюка, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькина, В.В. Зайцевой, И.В. Никишина, В.Б. Шварца и др. Было показано, что конституция человека служит определяющим фактором многих физических качеств и психических проявлений жизнедеятельности человека. Показано, что признаки морфотипа сочетаются как с параметрами психотипа (Кречмер Э., 1930) и функциональными возможностями организма (Klissouras V., 1972), так и с особенностями организации метаболизма (Корниенко И.А., Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В., Панасюк Т.В., Маслова Г.М., 1994, 2000), развития моторики, скоростно-силовых качеств и физической работоспособности (Дорохов Р.Н., 1980, Зайцева В.В., 1995, Изаак С.И., 2005, Лёвушкин С.П., 2005, Мартиросов Э. Г., 1982, Никишин И.В., 1993, Сонькин В.Д. с соавт., 1994). Исследованиями Никишина И.В. (1993) показано, что эурисомия сочетается с высокими проявлением силы и быстроты, тогда как лептосомия – с наивысшим проявлением аэробной выносливости.

В то время как вопрос конституциональной обусловленности тех двигательных качеств (кондиционных), которые зависят от особенностей энергообеспечения, глубоко разработан (Корниенко И.А., 1994, Сонькин В.Д., 2000, Тамбовцева Р.В., Панасюк Т.В., Маслова Г.М., 1994, Зайцева В.В., 1995, Никишин И.В., 1993, Изаак С.И., 2005), проблема типологии двигательного поведения и связанными с ним проявлениями ловкости во всем своем многообразии остается неразрешенной (Лях В.И., 2006).

Поиск взаимосвязей между показателями сферы управления движениями на разных уровнях ее регуляции ведется исследователями более века. В большинстве научных трудов указывается на отсутствие корреляционных связей высокой и средней степени между показателями координации движений, что, видимо, свидетельствует о достаточной специфичности и относительной независимости многих двигательных характеристик (Любомирский Л.Е., 1974).

Таким образом, проблема типологии двигательного поведения является одной из актуальных проблем психофизиологии, спортивной и возрастной физиологии.

Наше исследование базируется на терминологии и методологической базе таких физиологов и педагогов как В.С. Фарфель, Н.А. Бернштейн, Л.В. Чхаидзе, В.С. Гурфинкель, Ю.С. Левик, Л.Е. Любомирский, Д.Д. Донской, В.М. Зациорский, Л.П. Матвеев, В.И. Лях и других.

^ Цель исследования - анализ широкого круга параметров двигательной системы на разных уровнях ее регуляции и поиск типологических вариантов (профилей) двигательного поведения детей 8 – 10 лет.
^

Задачи исследования:


  1. изучить степень влияния пола, возраста, типа телосложения, типа нервной системы и особенностей энергообеспечения на показатели двигательного поведения младших школьников;

  2. провести анализ взаимосвязей основных показателей соматической сферы и двигательной системы детей 8 – 10 лет;

  3. выявить наиболее устойчивые сочетания признаков двигательной системы младших школьников, отражающие индивидуальные особенности их двигательного поведения.

^ Объектом исследования являются практически здоровые дети младшего школьного возраста (8 – 10 лет).

Предметом исследования была двигательная функция детей младшего школьного возраста в ее взаимосвязи с телосложением и двигательными качествами.

^ Гипотеза исследования: предполагается, что по показателям, характеризующим индивидуальные особенности двигательного поведения, уже в младшем школьном возрасте можно выделить несколько устойчивых сочетаний (типов), представление о которых важно как для спортивного отбора, так и для организации тренировочного процесса в спорте и физическом воспитании.
^

Научная новизна исследования.


Впервые проведено комплексное исследование двигательной системы детей младшего школьного возраста на разных уровнях ее регуляции в сочетании с углубленным антропологическим обследованием, в результате чего выявлены типологические варианты двигательного поведения детей младшего школьного возраста (8 – 10 лет). С помощью современных методов психомоторного, психофизиологического, стабилографического обследования в лабораторных условиях и двигательных сложно - координационных тестов в спортивном зале, были оценены особенности управления движениями детей. Впервые в результате статистического анализа широкого набора показателей двигательной активности выделены четыре кластера, которые отражают различные варианты (типы) двигательного поведения, и соответствуют характерным для детей 8 – 10 лет четырем «индивидуальным моторным профилям».
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Типологические варианты управления движениями у детей 8 10 лет iconПрограмма раннего развития детей от 1,5 года до 3-х лет. Первый блок от 1,5 года до 2 лет
Речевое развитие:- активно использует 10-40 слов, пытается связывать их в предложения, сопровождает речь жестами, мимикой, движениями,...

Типологические варианты управления движениями у детей 8 10 лет icon«Мама+малыш» Обоснование и описание занятий в монтессори-клубе bambini...
Обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей до 3 лет через объединение усилий семьи и педагогов

Типологические варианты управления движениями у детей 8 10 лет iconПримерный перечень экзаменационных вопросов
Варианты управления материальными потоками во внутрипроизводственных логистических системах

Типологические варианты управления движениями у детей 8 10 лет iconКонкурс программ и проектов, направленных на поддержку молодых семей...
Проект по поддержке молодых родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 18 до 23 лет имеющих...

Типологические варианты управления движениями у детей 8 10 лет iconОсобенности развития детей с детским церебральным параличом
Термин «Детский церебральный паралич» (дцп) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем...

Типологические варианты управления движениями у детей 8 10 лет iconМой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет
Также говорится о важности гимнастики и упражнений на развитие определенных мышц, о привлечении садоводства и огородничества в качестве...

Типологические варианты управления движениями у детей 8 10 лет iconКнига посвящена актуальной теме речевому развитию ребенка 1,5-3 лет
Я65 Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. / Елена Янушко. — Москва : Теревинф, 2007. — 232 с

Типологические варианты управления движениями у детей 8 10 лет iconАктуальные вопросы управления учреждениями дополнительного образования детей и учащейся молодежи
...

Типологические варианты управления движениями у детей 8 10 лет iconСемейное законодательство РФ признает ребенком несовершеннолетнее...
Права несовершеннолетних детей подразделяются на личные и имущественные. К личным правам несовершеннолетних детей относятся

Типологические варианты управления движениями у детей 8 10 лет icon2 adl + 2 chd (2-6) (2-12) 2 взрослых + 2 детей от (первый ребенок...
Американский завтрак (Americanbuffet) аналог континентального завтрак, плюс различные нарезки (колбасы сыры)и горячие блюда (омлет,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов