7. Общее понятие о памяти. Память




Скачать 141.72 Kb.
Название7. Общее понятие о памяти. Память
Дата публикации01.07.2013
Размер141.72 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Биология > Документы
7.Общее понятие о памяти.

Память - это психический процесс, состоящий в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта. Память, в той или иной степени, имеется у всех живых организмов, но человек стоит на много порядков выше любого из них. Генетически исходными видами памяти являются память генетическая и механическая.

Генетическая память память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основной биологический механизм запоминания информации в этом случае - мутация и изменения в генах.

Механическая — это механическая способность к обучению, к приобретению какого-то опыта. Данная память ограничена, она накапливается, но не сохраняется, а исчезает с самим организмом. Понятие «механическая память» означает память, которая основана на повторении, без осмысления совершаемых действий и запоминаемого материала.

Данные виды памяти наблюдаются у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Но человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, мышление, различные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Человек выходит далеко за рамки органических возможностей в использовании памяти.

Принято считать, что физиологической основой памяти являются так называемые последовательные временные связи, которые возникают в коре полушарий головного мозга, по принципу образования условных рефлексов.

Как было сказано выше, память — это психический процесс, обеспечивающий накопление (запоминание), сохранение и воспроизведение индивидом своего опыта. Другое определение говорит, что память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному определению, но подчеркнем, что это совокупность процессов, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Вместе с тем память развернута в будущее. Вся сохраняемая информация содержит в себе ожидание возможности повторения ее содержания в последующем опыте субъекта.

Еще один важный факт: память хранит очень разные элементы нашего опыта: перцептивный опыт, интеллектуальный опыт, эмоциональный и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться хуже, чем образная или интеллектуальная память о конкретных событиях.
7.1.Основные свойства памяти.

К наиболее важным свойствам памяти относятся: длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем

1. Объем - способность одновременно сохранять определенное количество информации. Средний объем кратковременной памяти -7 различных элементов (единиц) информации.

2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальных тренировок памяти.

3. Точность - проявляется в адекватном воспроизведении фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в адекватном воспроизведении содержания информации.

4. Длительность - определяется временем сохранения информации. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько месяцев. Длительность памяти имеет избирательный характер.

^ 5. Готовность к воспроизведению - способность быстро извлекать информацию из памяти. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный ранее опыт.

^ Индивидуальные особенности памяти

Следует отметить, что, когда речь идет о психических явлениях, довольно трудно разложить их «по полочкам» и вывести единый шаблон. То же относится и к памяти, ведь несмотря на многочисленные и многолетние исследования, которые проводятся психологами и нейрофизиологами, механизмы памяти все еще мало изучены.

Память нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково. Разница может быть количественной, например:

• в различной скорости запоминания;

• в прочности сохранения;

• в легкости воспроизведения, точности и объеме запоминания. Например: некоторые люди хорошо запоминают материал, но потом

плохо его воспроизводят. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, но

долго хранят в памяти накопленную информацию.

Разница может быть также качественной или отличаться по своей модальности, т.е. в зависимости от того, какой вид памяти доминирует. В зависимости от этого в человеке может больше проявляться зрительная. слуховая или двигательная память. Одному человеку, чтобы запомнить, нужно прочитать материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно, что «чистые» виды памяти встречаются редко, в жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными.

Встречается такое феноменальное индивидуальное свойство, как эйдетическая память. Примером может служить человек, который после однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки все же продолжает «видеть» материал и прекрасно восстанавливает его даже по прошествии долгого времени. На самом деле такой вид памяти в той или иной мере не так уж и редок, особенно у детей, но впоследствии исчезает у взрослых из-за его недостаточного упражнения. Тем не менее этот вид памяти может быть чрезвычайно развит у некоторых людей (чаще всего у художников, музыкантов, там, где требуется точное воспроизведение увиденного). У каждого человека больше всего развиваются те виды памяти, которые им чаще всего используются.

Память также зависит от таких индивидуальных особенностей личности, как:

• интересы и склонности личности (то, чем человек больше интересуется, запоминается без труда);

• отношение личности к той или иной деятельности;

• эмоциональное состояние (доказано, что существует связь между модальностью переживания и тем, как оно удерживается в памяти.

Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Память вообще оптимистична по природе: человек всегда стремится забыть неприятное, а воспоминания о страшных трагедиях с течением времени утрачивают остроту);

• физическое состояние;

• волевое усилие.
^ 7.2.Виды памяти.

Существуют разные классификации видов человеческой памяти по:

• участию воли в процессе запоминания;

• психической активности, которая преобладает в деятельности;

• продолжительности сохранения информации;

• свойству материала и способа запоминания.

^ По характеру участия воли память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких волевых усилий.

Произвольная память подразумевает случаи, когда ставится цель -запомнить, и для запоминания используются волевые усилия.

Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет для него большое значение.

^ По характеру психической деятельности

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и вербалъно-логическую.

В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.

^ 1. Двигательная память - запоминание, сохранение и воспроизведение простых и сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все мануальные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего и крайне необходима для нормального развития ребенка.

^ 2. Эмоциональная память - память на эмоции и чувства. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Как уже было упомянуто, приятные события запоминаются лучше, чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека и начинает проявлять себя примерно с 6 месяцев.

^ 3. Вербально-логическая память - память на слова, мысли и логические отношения. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи и только после этого запомнить материал. Людям с развитой вербально-логической памятью легче запоминать словесный абстрактный материал, понятия, формулы.

Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты и гораздо более эффективна, чем просто механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает «работать» позже других. П. П. Блонский называл ее «память-рассказ». Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развивается с обучением ребенка основам наук.

^ 4. Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлении, их свойств и отношений между ними. Данная память начинает проявляться в возрасте двух лет и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них с каким-то абстрактным содержанием. Запоминать образы помогают разные анализаторы. У разных людей более активны разные анализаторы.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам.

Осязательная, обонятельная и вкусовая память - память на соответствующие образы.

По продолжительности сохранения информации выделяют сенсорную, кратковременную, оперативную и долговременную память.

^ 1. Сенсорная память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5 с. Часто в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Эта память основана на инерции ощущений. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

^ 2. Кратковременная память. Обеспечивает хранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид памяти может функционировать при однократном или очень кратком восприятии. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память «включается», когда действует так называемое актуальное сознание человека (т. е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).

Объем кратковременной памяти очень индивидуален. Существуют различные методы его измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой особенности кратковременной памяти, как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имен людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет объем его памяти.

^ 3. Оперативная память - память, сохраняющая информацию в течение определенного, заранее заданного срока. Время хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких часов. После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается запомнить студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная «амнезия» по данному вопросу. Этот вид памяти является как бы переходным, от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той и другой памяти.

^ 4. Долговременная память - память, способная хранить информацию в течение неограниченного времени.

• Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы, и их механизмы совершенно различны.

• Интересно, что, чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Важно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей иногда встречается феноменальная долговременная память.
^ 7.3.Механизмы памяти.

Вопрос о механизмах памяти чрезвычайно сложен. Его изучает целый ряд наук: физиология ВНД, биохимия, психология.

Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием устойчивых повторяющихся нервных связей (условных рефлексов).

Биохимики связывают этот процесс с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур.

Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.

Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о процессах, свойственных человеку, запоминающему нужную информацию и впоследствии ее воспроизводящему. Основные процессы памяти — это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание - главный процесс памяти. От него зависят полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала. Запоминание и воспроизведение обычно происходят в виде и произвольных и непроизвольных процессов. Человек гораздо больше запоминает и воспроизводит без волевых усилий. Забывание - это обычно непроизвольный процесс.

1. Запоминание. Когда человек воспринимает предметы и явления, образуются временные условно-рефлекторные нервные связи (их еще называют следы памяти). Их физиологическая природа до сих пор не совсем ясна.

Запоминание может быть как произвольным, запланированным, так и непроизвольным, протекать независимо от воли человека. Это имеет громадное значение, потому что именно так воспринимается большая часть информации, необходимой каждый день. Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование или быть смысловым (логическим). Уже было упомянуто, что при втором способе обычно достигают лучших результатов, так как человек работает с осмысленным материалом.

2. Сохранение - следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому «банк информации» постоянно возрастает. Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие тускнеют, третьи вообще быстро исчезают. Еще раз подчеркнем важность личностного психологического отношения человека к материалу в процессе запоминания и сохранения.

3. Воспроизведение. Этап воспроизведения (или вспоминания) лежит в основе всех познавательных процессов. Благодаря этой фазе информация извлекается из «хранилищ» памяти. Воспроизведение включает три формы:

Узнавание. При повторном восприятии объекта мозг производит сравнение между возбудителями, которые действовали на нас раньше, и теми, которые действуют на наши органы чувств в настоящий момент.

Собственно воспроизведение - наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека ранее, хотя сейчас они и не действуют. Выделяют произвольное и непроизвольное воспроизведение.

Припоминание - самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливается необходимый материал. До этого он уже 1) различаем, 2) обновляется в сознании, 3) но теперь нужно полностью воспроизвести образ, который не наблюдается сейчас, например написать, рассказать, нарисовать.

4. Забывание - процесс, противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания. Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности.

^ Позитивная функция забывания состоит в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перегрузки памяти.

Негативным забывание становится, когда память стирает целые блоки информации или отрицательный опыт, который, тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни.

Есть несколько теорий, почему происходит забывание, хотя на практике ни одна из них не может исчерпывающе объяснить явление забывания.

^ 1. Теория систематической деформации следов памяти утверждает, что перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга. Это означает, что в следах памяти происходят спонтанные бесконтрольные перемены.

^ 2. Теория ретроактивного и проактивного торможения утверждает, что восприятие нового материала приводит к нарушениям в памяти предыдущей информации (ретроактивное торможение). Таким же образом любое предыдущее обучение негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала (проактивное торможение). Например, нельзя после математики сразу учить физику или химию. Процесс забывания материала будет идти довольно быстро.

^ 3. Теория мотивируемого забывания говорит, что цель и мотивация человека влияют на забывание. Например, человек намеренно забывает о травмирующей информации, которая вызывает боль, страх или вину.

3. Фрейд посвятил много времени изучению мотивированного забывания. По мнению 3. Фрейда, когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи, он это делает с целью избавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний.
^ 7.4.Некоторые универсальные принципы работы механизмов памяти.

Данные факты были получены исследователями на основании разных теорий памяти. Так, немецкий ученый Г. Эббингауз обобщил и вывел некоторые закономерности в механизмах памяти.

1. При запоминании материала лучше всего воспроизводятся его начало или конец («эффект края»).

2. Запоминание пройдет лучше, если повторять материал несколько раз в течение нескольких часов или дней.

3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. Повторение вообще играет большую роль, причем, как было сказано, не механическое, а логическая обработка материала.

4. Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности.

5. Один из интересных эффектов памяти - явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изученного материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала.

6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.

7. Более сложные и не такие интересные события человек может переживать много раз, но в памяти они не откладываются надолго.

8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, так как вступает в связь с другими впечатлениями.

9. Память человека всегда связана с его личностью, поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушениями памяти.

10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию»: при потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении - наоборот: сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, а затем более сложные и недавние.

Это некоторые наиболее общие, но вовсе не исчерпывающие закономерности работы памяти человека.

Важно понимать, что даже после многих исследований механизмы памяти еще недостаточно изучены, и даже те закономерности, которые удалось вывести, не всегда применимы к абсолютному большинству людей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

7. Общее понятие о памяти. Память iconПсихология. (2014)
Память. Виды памяти и их характеристика. Процессы памяти. Индивидуальные особенности памяти. Развитие памяти

7. Общее понятие о памяти. Память iconКраткие итоги Набор для практики Вопросы Упражнения
В лекции подробно рассмотрена архитектура компьютерной системы: управление прерываниями, памятью, вводом-выводом, иерархия памяти,...

7. Общее понятие о памяти. Память iconЛекция: Виртуальная память. Архитектурные средства поддержки виртуальной...
...

7. Общее понятие о памяти. Память iconПамять как впф. Параллелограмм развития памяти
Когда человек переходит от использования своей памяти,как физиологической способности к господству над ней по средствам знаковых...

7. Общее понятие о памяти. Память iconГенетическая память
Ура тоже взялся не абы от куда, и ни в каком законе, если мне не изменяет память, он не был прописан, что идущий в атаку должен кричать...

7. Общее понятие о памяти. Память iconВопросы к экзамену по предмету «Информатика»
Внутренняя память ЭВМ и её типы. Основные характеристики. Расширение основной памяти

7. Общее понятие о памяти. Память iconТема 1 (семинар 1). Понятие римского права (2 часа)
Общее понятие о право- и дееспособности физического лица в классическом римском праве

7. Общее понятие о памяти. Память iconМаленькая книжка о большой памяти
В лабораторию автора тогда еще молодого психолога пришел человек и попросил проверить его память

7. Общее понятие о памяти. Память icon1. Понятие права, сущность. Со-отношение права и морали
У них есть общее, и в то же время значительные различия. Общее: они оба явл основными социальными регуляторами, тесно взаимодействуют...

7. Общее понятие о памяти. Память iconБазовая подсистема ввода-вывода (Basic Input Output System или bios)...
Чаще всего эта память используется для чтения, но с помощью специальных утилит и технологий её можно и перезаписать. Во время запуска...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов