Образовательный стандарт республики беларусь высшее образование первая ступень специальность 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Квалификация




Скачать 163.15 Kb.
НазваниеОбразовательный стандарт республики беларусь высшее образование первая ступень специальность 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Квалификация
Дата публикации18.08.2013
Размер163.15 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
zadocs.ru > Бухгалтерия > Образовательный стандарт

ОСРБ 1-25 01 08-2008

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

Специальность 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит




Квалификация Экономист



ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ

ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ



Спецыяльнасць 1-25 01 08 Бухгалтарскi улiк, аналiз i аудыт
Кваліфікацыя Эканамiст

HIGHER EDUCATION

FIRST DEGREE



Speciality 1-25 01 08 Accounting, analysis and auditing
Qualification Economist


Министерство образования Республики Беларусь

Минск

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Высшее образование. Первая ступень
^

Специальность - Бухгалтерский учет, анализ и аудит


Квалификация – Экономист
Вышэйшая адукацыя. Першая ступень

Спецыяльнасць - Бухгалтарскi улiк,аналiз i аудыт

Кваліфікацыя - Эканамiст

Higher education. First degree

Speciality - Accounting, analysis and auditing

Qualification - Economist

Дата введения 2008-09-01


^

1 Область применения



Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню его подготовки, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника.

Стандарт применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный процесс в высшей школе, а также при оценке качества высшего образования.

Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования (высших учебных заведениях), расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их принадлежности и форм собственности.

^

2 Нормативные ссылки



В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения;

СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь;

СТБ ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества требования;

ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации;

РД РБ 02 100.5.227-2006 Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин (с изменением №1);

Квалификационный справочник. Должности служащих для всех отраслей экономики, утверждено Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 3 декабря 1999 г. № 159 (в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты республики Беларусь от 9 октября 2006 г. № 118).
^

3 Основные термины и определения



В настоящем стандарте применяются термины с соответствующими определениями.

Дидактическая единица – автономная часть содержания учебной дисциплины, выраженная в названиях тем, разделов или модулей.

^ Зачетная единица – мера количественного измерения учебной нагрузки студента при изучении учебной дисциплины, включающая аудиторные часы и внеаудиторную самостоятельную работу, в том числе подготовку и сдачу экзамена.

^ Качество высшего образования – соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как социальной системы) потребностям, интересам личности, общества, государства.

^ Квалификационная характеристика специалиста – обобщенная норма качества подготовки по определенной специальности (специализации) с соответствующей квалификацией, включающая сферы, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, а также состав компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в условиях социально регулируемого рынка.

Квалификация – знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом (СТБ 22.0.1-96).

Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умения (СТБ ИСО 9000-2000).

Компетенция – знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач.

^ Направление специальности – подсистема специальности как разновидность профессиональной деятельности в рамках конкретной специальности (ОКРБ 011-2001).

Обеспечение качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены (СТБ ИСО 9000-2000).

^ Образовательная программа – система целей, задач и содержания образования, определяемая образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и учебными программами.

^ Образовательный процесс – процесс обучения и воспитания, направленный на овладение будущими специалистами компетенциями, позволяющими решать социальные, профессиональные и личностные проблемы.

Специальность – вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, умений и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта (ОКРБ 011-2001).

Специализация – составляющая специальности высшего образования, обусловленная видом знаний и особенностями профессиональной деятельности в рамках специальности или ее направления (ОКРБ 011-2001).

^ Типовой учебный план – составная часть образовательной программы, регламентирующая структуру и содержание подготовки специалиста, виды учебных занятий и формы контроля знаний, которая учитывает государственные, социальные и личные потребности обучаемых, определяет степень самостоятельности вуза.

^ Типовая учебная программа дисциплины – учебно-методический документ, определяющий цели, задачи и содержание теоретической и практической подготовки выпускника вуза по учебной дисциплине, который разрабатывается на основе образовательного стандарта по специальности и утверждается в установленном порядке.

^ Учебный план специальности (специализации) – учебно-методический документ вуза, разработанный на основе типового учебного плана по специальности, содержащий график учебного процесса, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, итогового и поэтапного контроля, перечень и объем циклов дисциплин с учетом региональных и отраслевых особенностей вуза.

^ Учебная программа дисциплины – учебно-методический документ вуза, разрабатываемый на основе типовой учебной программы и определяющий цели и содержание теоретической и практической подготовки специалиста по учебной дисциплине, входящей в учебный план специальности, раскрывающие основные методические подходы к преподаванию дисциплины.

Бухгалтер - профессиональная квалификация специалиста в области бухгалтерского учета, анализа и аудита с высшим профессиональным образованием.

^ Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, обработки и обобщения информации о состоянии и движении объектов учета путем сплошного, непрерывного и документального отражения на взаимосвязанных счетах в денежном выражении.

^ Анализ хозяйственной деятельности - система исследования причинно-следственных связей (факторов) в хозяйственной деятельности, формирующих экономические результаты и их изменения.

Аудит - осуществляемая на договорных началах проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности и ее соответствия требованиям действующего законодательства.

^ Финансово-хозяйственный контроль - система проверки хозяйственной деятельности с целью оценки ее соответствия действующим законодательным и другим нормативным документам, выявления причин и виновных лиц, допущенных нарушений, недостатков и выработки предложений по улучшению результатов деятельности субъекта хозяйствования.

Экономист - профессиональная квалификация специалиста с высшим образованием, направленная на анализ функционирования субъектов хозяйствования в целях рационального управления экономикой, производством и социальным развитием.

^

4 Общие положения



4.1 Общая характеристика специальности
4.1.1 Подготовка выпускника по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» обеспечивает получение профессиональной квалификации «экономист».

4.1.2 Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к профилю подготовки специалистов с высшим образованием «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства» по направлению высшего образования «Экономика», группе специальностей «Экономика и управление» и имеет обозначение 1-25 01 08.

4.1.3 В рамках подготовки специалистов экономического профиля в соответствии с ОКРБ 011-2001 по данной специальности выделяется три направления:

1-25 01 08-01 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в банках» (без специализации);

1-25 01 08-02 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в бюджетных организациях» (без специализации);

1-25 01 08-03 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих и некоммерческих организациях» (с выделением специализаций согласно действующему квалификационному справочнику). Перечень специализаций специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» устанавливается ОКРБ 011-2001.
^ 4.2 Требования к предшествующему уровню подготовки
4.2.1 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования, подтвержденный документом государственного образца.

4.2.2 Уровень подготовки абитуриента устанавливается в соответствии с утвержденными Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь по дисциплинам:

– белорусский язык или русский язык (по выбору);

– высшая математика;

– иностранный язык.
^ 4.3 Общие цели подготовки специалиста

Общие цели подготовки специалиста:

  • формирование и развитие социально-профессиональной компетентности, позволяющей сочетать академические, профессиональные, социально-личностные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности;

  • подготовка специалиста призванного обеспечивать отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций в соответствии с законодательством, и осуществлять контроль за движением материальных ресурсов, анализировать эффективность предпринимательской деятельности, своевременно предоставлять бухгалтерскую отчетность и формировать учетно-аналитическую информацию, необходимую и достаточную для принятии управленческих решений.


^ 4.4 Формы обучения по специальности
Обучение по специальности предусматривает следующие формы:

  • очная (дневная),

  • заочная.


4.5 Сроки подготовки специалиста
Нормативный срок подготовки специалиста по дневной форме обучения составляет 4 года и оценивается не менее чем в 240 зачетных единиц. По специализациям, предусматривающим углубленное изучение иностранных языков и специфики внешнеэкономической деятельности, срок обучения увеличивается на 0,5 года.

Нормативный срок подготовки специалиста по заочной форме обучения увеличивается на 1 год.

^

5 Квалификационная характеристика специалиста



5.1 Сфера профессиональной деятельности
Сфера профессиональной деятельности специалиста охватывает учетную, аналитическую, контрольно-ревизионную и аудиторской деятельность, предусмотренную требованиями, содержащимися в тарифно-квалификационных справочниках Республики Беларусь согласно направлениям специальности, а именно:

1-25 01 08-01 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в банках» — в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;

1-25 01 08-02 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в бюджетных организациях» — образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта, социального обеспечения, органах государственного управления и местного самоуправления, финансовых и налоговых органах, правоохранительных органах, органах прокуратуры, суда;

1-25 01 08-03 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих и некоммерческих организациях» — производстве, бытовом обслуживании, сельском хозяйстве, автотранспорте, торговле и общественном питании и других отраслях согласно установленному перечню специализаций.
^ 5.2 Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности специалиста являются предусмотренные законодательством процедуры, связанные с отражением, контролем и анализом хозяйственных операций с активами, обязательствами, капиталом, расчетами, доходами и расходами в системе бухгалтерского учета и отчетности.
^ 5.3 Виды профессиональной деятельности
Специалист должен быть компетентным в следующих видах деятельности:

  • организационно-управленческая;

  • учетно-аналитическая;

  • контрольно-ревизионная, аудиторская;

  • производственно-хозяйственная;

  • научно-исследовательская;

  • инновационная.


^ 5.4 Задачи профессиональной деятельности
Специалист должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи:

  • организовать и вести в соответствии с действующим законодательством аналитический и синтетический бухгалтерский учет хозяйственной деятельности с использованием современных компьютерных технологий;

  • составлять промежуточную и годовую отчетность субъекта хозяйствования;

  • проводить анализ факторов, влияющих на динамику основных экономических показателей субъекта хозяйствования;

  • проводить основные контрольно-ревизионные действия по проверке финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования в рамках внутреннего и внешнего контроля на уровне субъекта хозяйствования.


^ 5.5 Состав компетенций
Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций:

академических компетенций, включающих знания и умения по изученным дисциплинам, способности и умения к обучению;

социально-личностных компетенций, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им;

профессиональных компетенций, включающих знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.
6 Требования к уровню подготовки выпускника
^ 6.1 Общие требования к уровню подготовки
6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности.

6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности.

6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним из иностранных языков, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.
^ 6.2 Требования к академическим компетенциям
Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:

  • владеть и применять на практике базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач в области бухгалтерского учета, экономического анализа, контроля и аудита;

  • владеть системным и сравнительным анализом законодательных норм, регулирующих сферу бухгалтерского учета, экономического анализа, контроля и аудита;

  • владеть исследовательскими навыками решения проблем в области организации и методики бухгалтерского учета, анализа и аудита;

  • уметь работать самостоятельно с нормативными и законодательными документами в области бухгалтерского учета, анализа и аудита;

  • владеть междисциплинарным комплексным подходом при решении проблем, связанных с осуществлением функций бухгалтера-аналитика, аудитора (ревизора), эксперта-консультанта, и т.д;

  • иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером с использованием профессиональных пакетов прикладных программ;

  • иметь лингвистические навыки для осуществления деловой переписки, обращения в вышестоящие органы, ответов на устные и письменные запросы, подготовки необходимых справок, отчетов и т. д.;

  • уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей профессиональной деятельности.


^ 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям
Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

  • обладать качествами гражданственности, высоким чувством патриотизма и любви к Родине;

  • быть способным к социальному взаимодействию;

  • обладать способностью к межличностным коммуникациям;

  • владеть навыками здоровьесбережения;

  • быть способным к критике и самокритике (критическое мышление);

  • уметь работать в команде и глубоко осознавать общегражданские цели своей профессиональной деятельности;

  • знать идеологические, моральные, нравственные ценности государства и уметь следовать им.



^ 6.4 Требования к профессиональным компетенциям
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:
организационно-управленческая деятельность:

  • работать с юридической литературой, гражданским и трудовым законодательством;

  • организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей;

  • планировать фонд заработной платы;

  • контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;

  • составлять документацию (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые письма и т.п.), а также отчетную документацию по установленным формам;

  • взаимодействовать со специалистами смежных профилей;

  • анализировать и оценивать собранные данные;

  • разрабатывать, представлять и согласовывать представляемые материалы;

  • вести переговоры, разрабатывать контракты с другими заинтересованными участниками;

  • готовить доклады, материалы к презентациям;

  • пользоваться глобальными информационными ресурсами;

  • владеть современными средствами телекоммуникаций;


учетно-аналитическая деятельность:

  • владеть теоретическими основами организации бухгалтерского учета;

  • знать и применять законодательные и нормативные акты по вопросам учета, отчетности, анализа и контроля;

  • знать правила документирования фактов хозяйственной деятельности;

  • владеть правилами заполнения и обработки бухгалтерских документов;

  • владеть теоретическими основами анализа хозяйственной деятельности, его методами, приемами и методиками;

  • знать принципы и методы организации бухгалтерского учета, анализа и аудита;

  • уметь систематизировать учетно-аналитические и статистические материалы, характеризующие количественные и качественные показатели деятельности предприятия (организации) и его подразделений;

  • изучать результаты работы предприятия и его структурных подразделений и сопоставлять их с показателями других предприятий;

  • уметь выявлять внутрихозяйственные резервы и разрабатывать мероприятия по их использованию;

  • уметь проводить оперативный экономический анализ хода выполнения плановых заданий и мероприятий по использованию резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности;

  • уметь разрабатывать предложения по внесению соответствующих корректировок в планы организации и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации и законодательства;

  • изучать и распространять передовой опыт учетно-аналитической деятельности структурных подразделений предприятия;

  • владеть теоретическими основами и практическими навыками компьютерной обработки учетно-аналитической информации;


контрольно-ревизионная, аудиторская деятельность:

  • знать и уметь применять методику организации и порядок проведения судебно-бухгалтерской экспертизы;

  • владеть методикой организации и проведения контрольно-ревизионной работы финансово-хозяйственной деятельности;

  • знать и владеть методами и приемами комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности и потенциального банкротства;

  • владеть методическими приемами и способами документального контроля и правилами реализации его результатов;

  • знать правила и владеть методами составления и утверждения бухгалтерской отчетности;

  • владеть методами обеспечения сохранности данных в условиях компьютерной обработки информации;


производственно-хозяйственная деятельность:

  • знать основные стадии производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия), включая: исследования и разработки, производство, маркетинг, формирование и использование ресурсов, продвижение товара;

  • знать основные принципы составления оперативных графиков выпуска продукции и методы контроля за их выполнением;

  • принимать участие в разработке нормативов для оперативно-календарного планирования;

  • осуществлять документальный оперативный контроль за ходом производства, за обеспеченностью производства инструментом, материалами, за выполнением работ по внутрипроизводственной кооперации;

  • анализировать использование производственной мощности, выявлять узкие места, обосновывать предложения по их устранению;

  • принимать участие в проведении анализа деятельности организации и ее структурных подразделений по основным экономическим показателям;


научно-исследовательская деятельность:

  • разрабатывать рабочие планы и программы проведения научных исследований в области теории, методологии, методики и организации бухгалтерского учета, экономического анализа, ревизии и аудита;

  • разрабатывать учетно-аналитический инструментарий проводимых исследований, анализировать их результаты; готовить данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

  • собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования, выбирать оптимальные методы и средства решения научно-исследовательских задач;

  • проводить самостоятельные научные исследования, связанные с проблемами бухгалтерского учета, анализа и аудита в Республики Беларусь;


инновационная деятельность:

  • осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям;

  • определять цели инноваций и способы их достижения;

  • работать с научной, технической и патентной литературой;

  • разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий;

  • оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий;

  • применять методы анализа и организации внедрения инноваций.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательный стандарт республики беларусь высшее образование первая ступень специальность 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Квалификация iconПо выполнению дипломных работ (проектов) для студентов специальности
«Бухгалтерский учет и аудит» Гуляевым Н. С., д э н., профессором кафедры «Статистика и экономический анализ деятельности предприятий»...

Образовательный стандарт республики беларусь высшее образование первая ступень специальность 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Квалификация iconКафедра «Бухгалтерский учет и аудит»
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Специализация «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях»

Образовательный стандарт республики беларусь высшее образование первая ступень специальность 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Квалификация iconКафедра «Бухгалтерский учет и аудит»
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Специализация «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях»

Образовательный стандарт республики беларусь высшее образование первая ступень специальность 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Квалификация iconВопросы для Государственного междисциплинарного экзамена по специальности«Бухгалтерский...
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Роль и значение Положений по бухгалтерскому учету (пбу)

Образовательный стандарт республики беларусь высшее образование первая ступень специальность 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Квалификация iconВопросы по аудиту
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», специализация – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях

Образовательный стандарт республики беларусь высшее образование первая ступень специальность 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Квалификация iconМетодические указания по подготовке к Итоговой государственной аттестации....
...

Образовательный стандарт республики беларусь высшее образование первая ступень специальность 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Квалификация iconМетодические указания по подготовке к Итоговой государственной аттестации....
...

Образовательный стандарт республики беларусь высшее образование первая ступень специальность 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Квалификация iconКафедра бухгалтерского учёта, анализа и аудита
При разработке методических рекомендаций использованы нормативные документы Министерства образования Республики Беларусь и методические...

Образовательный стандарт республики беларусь высшее образование первая ступень специальность 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Квалификация iconУчебное пособие Ростов-на-Дону 2012г Печатается по решению кафедры...
Печатается по решению кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», протокол №10 от 27. 04. 2012 г

Образовательный стандарт республики беларусь высшее образование первая ступень специальность 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Квалификация iconПримерная тематика диплом
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)» направления специальности 1-25 01 08-01 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов