Скачать 163.15 Kb.
|
ОСРБ 1-25 01 08-2008 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕПЕРВАЯ СТУПЕНЬСпециальность 1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудитКвалификация ЭкономистВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯПЕРШАЯ СТУПЕНЬСпецыяльнасць 1-25 01 08 Бухгалтарскi улiк, аналiз i аудыт Кваліфікацыя Эканамiст HIGHER EDUCATIONFIRST DEGREESpeciality 1-25 01 08 Accounting, analysis and auditing Qualification Economist Министерство образования Республики Беларусь Минск ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Высшее образование. Первая ступень ^ Квалификация – Экономист Вышэйшая адукацыя. Першая ступень Спецыяльнасць - Бухгалтарскi улiк,аналiз i аудыт Кваліфікацыя - Эканамiст Higher education. First degree Speciality - Accounting, analysis and auditing Qualification - Economist Дата введения 2008-09-01 ^ Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню его подготовки, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника. Стандарт применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный процесс в высшей школе, а также при оценке качества высшего образования. Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования (высших учебных заведениях), расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их принадлежности и форм собственности. ^ В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы: СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения; СТБ ИСО 9000-2000 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь; СТБ ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества требования; ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации; РД РБ 02 100.5.227-2006 Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин (с изменением №1); Квалификационный справочник. Должности служащих для всех отраслей экономики, утверждено Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 3 декабря 1999 г. № 159 (в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты республики Беларусь от 9 октября 2006 г. № 118). ^ В настоящем стандарте применяются термины с соответствующими определениями. Дидактическая единица – автономная часть содержания учебной дисциплины, выраженная в названиях тем, разделов или модулей. ^ – мера количественного измерения учебной нагрузки студента при изучении учебной дисциплины, включающая аудиторные часы и внеаудиторную самостоятельную работу, в том числе подготовку и сдачу экзамена. ^ – соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как социальной системы) потребностям, интересам личности, общества, государства. ^ – обобщенная норма качества подготовки по определенной специальности (специализации) с соответствующей квалификацией, включающая сферы, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности, а также состав компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в условиях социально регулируемого рынка. Квалификация – знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом (СТБ 22.0.1-96). Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умения (СТБ ИСО 9000-2000). Компетенция – знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач. ^ – подсистема специальности как разновидность профессиональной деятельности в рамках конкретной специальности (ОКРБ 011-2001). Обеспечение качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены (СТБ ИСО 9000-2000). ^ – система целей, задач и содержания образования, определяемая образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и учебными программами. ^ – процесс обучения и воспитания, направленный на овладение будущими специалистами компетенциями, позволяющими решать социальные, профессиональные и личностные проблемы. Специальность – вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, умений и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта (ОКРБ 011-2001). Специализация – составляющая специальности высшего образования, обусловленная видом знаний и особенностями профессиональной деятельности в рамках специальности или ее направления (ОКРБ 011-2001). ^ – составная часть образовательной программы, регламентирующая структуру и содержание подготовки специалиста, виды учебных занятий и формы контроля знаний, которая учитывает государственные, социальные и личные потребности обучаемых, определяет степень самостоятельности вуза. ^ – учебно-методический документ, определяющий цели, задачи и содержание теоретической и практической подготовки выпускника вуза по учебной дисциплине, который разрабатывается на основе образовательного стандарта по специальности и утверждается в установленном порядке. ^ учебно-методический документ вуза, разработанный на основе типового учебного плана по специальности, содержащий график учебного процесса, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, итогового и поэтапного контроля, перечень и объем циклов дисциплин с учетом региональных и отраслевых особенностей вуза. ^ – учебно-методический документ вуза, разрабатываемый на основе типовой учебной программы и определяющий цели и содержание теоретической и практической подготовки специалиста по учебной дисциплине, входящей в учебный план специальности, раскрывающие основные методические подходы к преподаванию дисциплины. Бухгалтер - профессиональная квалификация специалиста в области бухгалтерского учета, анализа и аудита с высшим профессиональным образованием. ^ - упорядоченная система сбора, обработки и обобщения информации о состоянии и движении объектов учета путем сплошного, непрерывного и документального отражения на взаимосвязанных счетах в денежном выражении. ^ - система исследования причинно-следственных связей (факторов) в хозяйственной деятельности, формирующих экономические результаты и их изменения. Аудит - осуществляемая на договорных началах проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности и ее соответствия требованиям действующего законодательства. ^ система проверки хозяйственной деятельности с целью оценки ее соответствия действующим законодательным и другим нормативным документам, выявления причин и виновных лиц, допущенных нарушений, недостатков и выработки предложений по улучшению результатов деятельности субъекта хозяйствования. Экономист - профессиональная квалификация специалиста с высшим образованием, направленная на анализ функционирования субъектов хозяйствования в целях рационального управления экономикой, производством и социальным развитием. ^ 4.1 Общая характеристика специальности 4.1.1 Подготовка выпускника по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» обеспечивает получение профессиональной квалификации «экономист». 4.1.2 Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к профилю подготовки специалистов с высшим образованием «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства» по направлению высшего образования «Экономика», группе специальностей «Экономика и управление» и имеет обозначение 1-25 01 08. 4.1.3 В рамках подготовки специалистов экономического профиля в соответствии с ОКРБ 011-2001 по данной специальности выделяется три направления: 1-25 01 08-01 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в банках» (без специализации); 1-25 01 08-02 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в бюджетных организациях» (без специализации); 1-25 01 08-03 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих и некоммерческих организациях» (с выделением специализаций согласно действующему квалификационному справочнику). Перечень специализаций специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» устанавливается ОКРБ 011-2001. ^ 4.2.1 Предшествующий уровень образования должен быть не ниже общего среднего образования, подтвержденный документом государственного образца. 4.2.2 Уровень подготовки абитуриента устанавливается в соответствии с утвержденными Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Беларусь по дисциплинам: – белорусский язык или русский язык (по выбору); – высшая математика; – иностранный язык. ^ Общие цели подготовки специалиста:
^ Обучение по специальности предусматривает следующие формы:
4.5 Сроки подготовки специалиста Нормативный срок подготовки специалиста по дневной форме обучения составляет 4 года и оценивается не менее чем в 240 зачетных единиц. По специализациям, предусматривающим углубленное изучение иностранных языков и специфики внешнеэкономической деятельности, срок обучения увеличивается на 0,5 года. Нормативный срок подготовки специалиста по заочной форме обучения увеличивается на 1 год. ^ 5.1 Сфера профессиональной деятельности Сфера профессиональной деятельности специалиста охватывает учетную, аналитическую, контрольно-ревизионную и аудиторской деятельность, предусмотренную требованиями, содержащимися в тарифно-квалификационных справочниках Республики Беларусь согласно направлениям специальности, а именно: 1-25 01 08-01 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в банках» — в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях; 1-25 01 08-02 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в бюджетных организациях» — образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта, социального обеспечения, органах государственного управления и местного самоуправления, финансовых и налоговых органах, правоохранительных органах, органах прокуратуры, суда; 1-25 01 08-03 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих и некоммерческих организациях» — производстве, бытовом обслуживании, сельском хозяйстве, автотранспорте, торговле и общественном питании и других отраслях согласно установленному перечню специализаций. ^ Объектами профессиональной деятельности специалиста являются предусмотренные законодательством процедуры, связанные с отражением, контролем и анализом хозяйственных операций с активами, обязательствами, капиталом, расчетами, доходами и расходами в системе бухгалтерского учета и отчетности. ^ Специалист должен быть компетентным в следующих видах деятельности:
^ Специалист должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи:
^ Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций: академических компетенций, включающих знания и умения по изученным дисциплинам, способности и умения к обучению; социально-личностных компетенций, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им; профессиональных компетенций, включающих знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности. 6 Требования к уровню подготовки выпускника ^ 6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности. 6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей жизнедеятельности. 6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним из иностранных языков, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию. ^ Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:
^ Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:
^ Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным: организационно-управленческая деятельность:
учетно-аналитическая деятельность:
контрольно-ревизионная, аудиторская деятельность:
производственно-хозяйственная деятельность:
научно-исследовательская деятельность:
инновационная деятельность:
|
![]() | «Бухгалтерский учет и аудит» Гуляевым Н. С., д э н., профессором кафедры «Статистика и экономический анализ деятельности предприятий»... | ![]() | «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Специализация «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях» |
![]() | «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Специализация «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях» | ![]() | Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Роль и значение Положений по бухгалтерскому учету (пбу) |
![]() | «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», специализация – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях | ![]() | ... |
![]() | ... | ![]() | При разработке методических рекомендаций использованы нормативные документы Министерства образования Республики Беларусь и методические... |
![]() | Печатается по решению кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», протокол №10 от 27. 04. 2012 г | ![]() | «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)» направления специальности 1-25 01 08-01 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит... |