1 Понятие, сущность и назначение управленческого учета на предприятии




Скачать 170.32 Kb.
Название1 Понятие, сущность и назначение управленческого учета на предприятии
Дата публикации04.02.2014
Размер170.32 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Бухгалтерия > Документы
Организация управленческого учета на предприятии
1 Понятие, сущность и назначение управленческого учета на предприятии

2 Понятие издержек, затрат и расходов организации. Классификация затрат

3 Общие принципы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)

4 Бюджетирование и анализ как средство контроля затрат

5 Понятие управленческих решений и их классификация
1 Понятие, сущность и назначение управленческого учета на предприятии

Важнейшими задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности функционирования организации.

В отечественной теории и практике понятие управленческого учета появилось сравнительно недавно. В системе руководства западных фирм управленческий учет начал развиваться уже в 40-е гг. 20 столетия. Это было связано с увеличением масштабов производственных затрат, обостряющейся конкуренцией в рамках мирового хозяйства, растущей инфляцией, появлением новых методов планирования и анализа производственной деятельности. Появление управленческого учета как самостоятельной учебной дисциплины связано с Американской Ассоциацией бухгалтеров, разработавшей в 1972г. программу получения диплома по управленческому учету с присвоением выпускникам квалификации бухгалтеров – аналитиков. В условиях развивающихся рыночных отношений на российских предприятиях возникла реальная необходимость создания системы управленческого учета, который считают одним из новых и перспективных направлений бухгалтерской практики.

Среди авторов расходятся от понятия управленческого учета в узком смысле этого слова, а именно как подсистемы бухгалтерского учета, включающего в себя сбор, регистрацию и обобщение информации, до трактовки его в широком смысле как системы управления предприятием, охватывающей все функции управления: планирование, организацию, учет, контроль, анализ, принятие решений.

Следует отметить, что официального определения управленческого учета в законодательных актах, входящих в систему нормативного регулирования РФ, нет.

Проблема управления предприятием требует информационной обеспеченности внутренних пользователей бухгалтерской информации – управленческого персонала предприятия. Управленческий учет охватывает систему управления деятельностью организации в целом, включая:

- стратегическое управление;

- производственный учет;

- разработку показателей деятельности;

- формирование управленческой отчетности.

В систему управленческого учета и анализа включают также прогнозирование внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия, а также составление управленческой отчетности.

Составление стратегического плана предприятия предусматривает появление документа, называемого «Стратегический план предприятия». В нем имеются следующие разделы, которые отражают:

- цели и задачи предприятия;

- текущую деятельность предприятия и долгосрочные задачи;

- стратегию предприятия;

- наиболее значимые проекты;

- описание внешних операций;

- капиталовложение и ресурсное распределение;

- планирование неожиданностей.

^ Производственный учет является одной из составляющих управленческого учета и включает в себя:

  1. систему сбора и использования информации, связанной с управлением производством, в том числе технологическим процессом и экономическими последствиями осуществления технологического процесса;

  2. систему учета затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг), а также ее планирование.

Чем сложнее управленческая структура, тем большее значение имеет правильный выбор системы показателей деятельности, то есть своевременное определение показателей и эффективность их с точки зрения отражения задач, стоящих перед каждым подразделением.

Для выработки и принятия управленческих решений руководителям всех уровней необходимо детализировано разработать управленческую отчетность. Независимо от способа организации информационная система предприятия должна учитывать и отражать все экономические и политические изменения, законодательные ограничения, культурные различия и социологические особенности страны, в которой предприятие осуществляет свою деятельность.

Теоретически возможны два подхода к установлению правил постановки управленческого учета на предприятии: централизованный и децентрализованный.

При централизованном подходе ведение учета регламентируется и контролируется особым подразделением, созданным на предприятии. В этом случае руководство предприятия должно определить ответственное лицо или команду лиц, ответственную за внедрение и ведение управленческого учета. Такие ответственные лица подотчетны исполнительному органу предприятия. Это специалисты, задачей которых является обеспечение реализации общих целей на уровне конкретных мероприятий, рассчитанных на понимание и исполнение всеми задействованными подразделениями.

В рамках децентрализованного подхода предполагается, что функции ведения управленческого учета и обеспечения руководства соответствующей управленческой отчетностью могут возлагаться на экономистов, работающих в любом структурном подразделении.

В минимальный набор навыков специалистов, занятых организацией и ведением управленческого учета должно входить знание концепций и принципов управленческого учета, основ бухгалтерского учета и финансовой отчетности, информационных технологий, а также моделирования процессов.

На лиц, занятых организацией и ведением системы управленческого учета, должны быть возложены следующие обязанности:

  1. обеспечить внедрение системы управленческого учета;

  2. координировать и корректировать функции системы управленческого учета;

  3. обеспечит взаимодействие между подразделениями и специалистами, занятыми управленческим учетом;

  4. обеспечить согласованность действий.


2 Понятие издержек, затрат и расходов организации. Классификация затрат

Очень часто в официальных документах, статьях, книгах употребляются понятия «затраты», «расходы», «издержки», подразумевая под этим либо одни и те же, либо разные категории. Часто понятие «затраты» отождествляется с понятием «расходы», однако эти явления имеют принципиальные отличия.

Затратыэто стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.

Расходы представляют собой отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации. По признаку принадлежности к отчетным периодам расходы организации делятся на две категории:

- расходы данного (текущего) отчетного периода;

- отложенные расходы.

Расходы данного отчетного периода – расходы, обусловленные фактами хозяйственной деятельности текущего отчетного периода и признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного периода.

Расходы данного отчетного периода по признаку взаимосвязи с доходами отчетного периода делятся на:

- расходы данного отчетного периода, обусловленные полученными в данном отчетном периоде доходами;

- расходы данного отчетного периода, не связанные с получением текущих доходов (амортизация, аренда).

Отложенные расходы – расходы, связанные с хозяйственными операциями по использованию ресурсов организации, осуществляемые в данном отчетном периоде с целью получения возможных доходов в будущем.

Отложенные расходы по признаку возможности возникновения будущих ресурсов делятся на:

- инвестиции (капитальные вложения);

- расходы будущих периодов.

Примеры признания расходов:

  • Отгрузка продукции (Д-т 90, К-т 43) означает выбитые актива на сумму иную, чем связанное с поступлением другого актива – дебиторской задолженности (Д-т 62, К-т 90);

  • Штрафы, пени, неустойки (Д-т 91, К-т 76, 62), означает увеличение обязательств без поступления каких либо активов и др.

В отличие от расходов, затраты в момент их признания не оказывают влияния на прибыль. Затраты в период их возникновения могут совпадать с расходами, если выполняется одно из следующих условий:

1) получены доходы в результате их осуществления;

2) имеется достаточная степень уверенности в отсутствии доходов как в данном, так и в будущих отчетных периодах.

Совокупность затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, признается не в отчете о прибылях и убытках, а в балансовом отчете в качестве активов. В общем случае стоимостная оценка потребленных ресурсов продолжает числиться в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания дохода, на извлечение которого было направлено потребление этих ресурсов.

Издержки – денежное выражение затрат, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности. В Российской практике издержки подразделяются на издержки производства и издержки обращения. Помимо этого в экономической литературе выделяют следующие виды издержек:

  • ^ Бухгалтерские издержки – себестоимость реализованной продукции. Они используются для ведения бухгалтерского учета, составления внешней отчетности, осуществления налогового учета и планирования;

  • ^ Технологические издержки – реальные производственные издержки. Чаще всего эти издержки используют для ведения учета с длительным циклом производства;

  • Полные издержки – издержки, полностью отражающие затраты производства и реализации продукции.

В налоговом учете затраты классифицируются в целях исчисления налогооблагаемой прибыли. В финансовом учете формируется информация о величине расходов в целом по предприятию. В управленческом учете цели классификации затрат определяются исходя из целей и задач предприятия.

В российской учебной и научной литературе называется до 10 группировочных признаков затрат. Анализ подходов к классификации затрат показал, что группы затрат в управленческом учете целесообразно объединять по следующим направлениям:

1. Для целей калькулирования и оценки готовой продукции:

а) элементы затрат:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды;

- амортизационные отчисления ;

- прочие затраты.

б) статьи калькуляции:

- оплата труда с отчислениями на социальные нужды;

- семена и посадочный материал;

- удобрения минеральные и органические;

- средства защиты растений и животных;

- корма;

- содержание основных средств, в т. ч. – нефтепродукты, - амортизация основных средств, - ремонт основных средств;

- работы и услуги;

- организация производства и управления;

- потери от падежа животных;

- прочие затраты.

в) затраты: прямые и косвенные:

прямые – которые можно прямо отнести на себестоимость продукции, центр ответственности или какой-нибудь объект.

косвенные – затраты, которые нельзя, или экономически нецелесообразно прямо относить на объекты учета. Для распределения косвенных расходов разрабатывают и применяют различные методики.

г) затраты: основные и накладные:

основные затраты обусловлены непосредственно процессом изготовления продукции (работ, услуг).

накладные затраты образуются в связи с организацией производства и управления.

д) затраты: входящие и истекшие:

Входящие – это приобретенные и имеющиеся в наличие ресурсы, которые, как ожидается, должны принести доход в будущем.

К истекшим относятся израсходованные ресурсы, которые принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем.

Например, затраты на сырье и материалы, находящиеся на складе или в цехах, считаются входящими и показываются в балансе в составе производственных запасов. Затраты на материалы, вошедшие в состав себестоимости продукции, считаются истекшими.

е) затраты на продукт и затраты на период:

затраты на продукт распределяются между себестоимостью реализованной продукции и запасами. Эти переходящие затраты относятся на уменьшение прибыли только тогда, когда продукция реализована, что может произойти через несколько периодов после того, как она была произведена.

затраты на период всегда влияют на исчисление прибыли того отчетного периода, в котором они были произведены. По сути, эти затраты можно было бы назвать убытками данного отчетного периода. Они не проходят через стадию запасов, а сразу же оказывают влияние на размер прибыли, отражаясь в отчете о прибылях и убытках. В соответствии с российским законодательством в области бухгалтерского учета управленческие и коммерческие расходы могут признаваться расходами периода и списываться на финансовые результаты в период их возникновения. Выбор того или иного порядка признания управленческих и коммерческих затрат представляет собой право предприятия, и выбранный вариант должен закрепляться в учетной политике.

2. Для принятия оперативных, тактических и стратегических решений:

а) затраты релевантные и нерелевантные:

релевантные затраты- затраты, которые следует принимать в расчет при принятии конкретного управленческого решения.

нерелевантные затраты либо загромождают информацию руководителю, либо искажают ее.

б) затраты переменные, постоянные и смешанные;

К постоянным относят затраты, величина которых не изменяется или слабо изменяется при изменении объема производства. К ним можно отнести общехозяйственные расходы и др.

Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства. К ним относят расход сырья и материалов, топлива и энергии на технологические цели, заработную плату производствен­ных рабочих и др.

Некоторые затраты бывают смешанными, так как имеют одновременно переменные и постоянные компоненты. Их иногда называют полупеременными и полупостоянными затратами. Например, месячная плата за телефон включает постоянную сумму абонентской платы и переменную часть, которая зависит от количества и длительности междугородных и международных телефонных разговоров. Поэто­му при учете затрат их необходимо четко разграничить между постоянными и переменными затратами.

в) затраты прошлых периодов (необратимые затраты)

Под необратимыми затратами понимается стоимость уже приобретенных ресурсов, при этом выбор в пользу какого-либо альтернативного решения не может повлиять на сумму данных затрат. Это затраты, которые возникли в результате ранее принятого решения и не могут быть изменены ни какими другими решениями в ближайшем будущем. Поэтому, при принятии решения эти затраты не учитываются. К данной категории относится остаточная стоимость ранее приобретенного имущества.

г) альтернативные (вмененные) затраты, вводятся в расчет для того, чтобы получить ответ на вопрос: насколько выгоднее принимать намеченное решение, а не противоположное.

д) приростные (инкрементальные, дифференцированные) затраты выделяются для подготовки удобной для руководителя информации. Они не имеют существенного значения, но отчет, полученный руководителем с использованием данной классификационной группы, гораздо более удобен для восприятия, ускоряет процесс принятия решений. Отчет с использованием инкрементальных затрат будет содержать данные только о приростной выручке, приростных затратах и приростной прибыли.

3. Для осуществления процесса контроля и регулирования.

а) контролируемые и неконтролируемые затраты

контролируемые – затраты, которые поддаются контролю со стороны менеджеров данного центра ответственности.

неконтролируемые – затраты не зависят от деятельности менеджеров данного центра ответственности.

Несмотря на простоту определения, разделить затраты по данному признаку достаточно трудно: оказывают влияние особенности технологии и организации производства; организационная структура управления и др. При подразделении затрат на контролируемые и неконтролируемые обычно учитываются два фактора: уровень управления и время. Неконтролируемые на одном уровне расходы могут регулируемые на другом. Так, статьи общехозяйственных расходов неконтролируемы для начальников цехов, но вместе с тем на их величину могут повлиять руководитель предприятия, его заместители, начальники цехов. Влияние фактора времени хорошо прослеживается на элементе затрат - амортизация основных средств. Он контролируем в течении короткого промежутка времени; однако в долгосрочном периоде могут быть внесены изменения управлением (изменение количества и состава основных средств, метода начисления амортизации).

б) эффективные и неэффективные затраты

эффективные – затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты.

Неэффективные – расходы непроизводственного характера, в результате которых не будут получены доходы, т.к. не будет произведен продукт (потери от брака, простои, недостачи ТМЦ).

в) затраты в пределах норм и отклонений от норм

Такая группировка затрат служит для определения эффективности работы центров ответственности путем оценки соответствия фактических затрат нормативным (плановым) или фактической себестоимости ее нормативному (плановому) уровню; помогает при составлении плана или бюджета; дает прогноз будущим затратам, который используется для принятия решений.
3 Общие принципы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Она является качественным показателем, в котором отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. В зависимости от того, какие затраты включаются в себестоимость продукции, традиционно выделяются следующие ее виды:

- цеховая себестоимость включает прямые затраты и общепроизводственные расходы, характеризует затраты цеха на изготовление продукции;

- производственная себестоимость состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов, свидетельствует о затратах предприятия, связанных с выпуском продукции;

- полная себестоимость – производственная себестоимость, увеличенная на сумму коммерческих и сбытовых расходов; характеризует общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с продажей продукции.

В современной экономической литературе калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции. Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций. В зависимости от целей калькулирования различают плановую, сметную и фактическую калькуляции:

- плановая калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм и смет;

- сметная калькуляция рассчитывается при проектировании новых производств и конструировании вновь создаваемых изделий при отсутствии норм расхода.

- фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции. Она используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости.

^ Объект калькулирования – это вид продукта разной степени готовности. Измерителем объекта калькулирования является калькуляционная единица. Принято выделять следующие основные виды калькуляционных единиц:

  1. натуральные единицы соответствуют единицам измерения, в которых данная продукция планируется, учитывается и продается (шт, кг, т.);

  2. укрупненные натуральные единицы применяются для промежуточного калькулирования совокупности однородной продукции (100 шт. изделий, 1000 яиц);

  3. условно – натуральные единицы используются для калькулирования продукции, содержание полезного вещества в натуральной единице которой может колебаться ( % содержания зерна в зерноотходах, молочные продукты с определенным % жирности);

  4. трудовые единицы используются для калькулирования работ и услуг подразделений предприятия (чел. – час, норма – час);

  5. выполненные работы и услуги – количественные единицы применяются в производствах, занятых строительством, ремонтом, транспортировкой и др.

Все методы калькулирования делятся на 3 уровня в зависимости:

  1. от степени поглощения постоянных расходов – на директ – костинг;

  2. от того какая информация (фактическая или нормативная) берется за основу расчетов - на фактическое и нормативное калькулирование;

  3. от выбора объекта калькулирования – на позаказное, попередельное, попроцессное калькулирование.

Оперативная система контроля предельных издержек «директ –костинг» является одной из наиболее широко используемых систем внутрипроизводственного управленческого учета. Она складывается из элементов учета, контроля, анализа, прогнозирования и принятия управленческих решений. Метод основывается на анализе отношения затрат к объему производства – переменные и постоянные.

При системе «директ – костинг» себестоимость продукции планируется и учитывается в части одних лишь переменных затрат. По своему характеру они являются производственными, и в стоимость продукта их включают прямым путем.

Постоянные же затраты в себестоимость продукции не включают, а списывают на результаты деятельности того периода, когда они возникли.

Разделение затрат на постоянные и переменные является достаточно условной вещью, и поэтому в зависимости от изменений условий деятельности их классификация может меняться в рамках одного предприятия.

^ Нормативный метод учета затрат представляет собой вид учетной подсистемы, характеризующейся наличием норм использования ресурсов, нормативных (учетных) цен этих ресурсов и использованием этих показателей для планирования и контроля. Принято считать, что нормативный метод учета затрат применим лишь в условиях массового и крупносерийного производства.

Позаказный метод калькулирования используется при изготовлении партий продукций по заказу покупателей или партии выполнения работ для заказчиков. Областью применения позаказного метода являются случаи сложных продуктов (заказов), когда наблюдается эффект суммирования, т.е. в заказ входят и более простых продукта. К производствам с такими условиями относят: строительство, самолето – и судостроение, турбостроение, полиграфию, производство мебели, выполнение конструкторских, ремонтных работ, оказание аудиторских и консультационных услуг и др. Объектом калькулировнаия является производственный заказ, фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления.

^ Попередельный метод учета затрат и калькулирования продукции применяется там, где в производствах повторяются однородная масса исходного сырья, материала, продукцию изготавливают в условиях непрерывного, краткого технологического процесса или ряда последовательных производств, каждый из которых составляет отдельные самостоятельные переделы. Передел – это совокупность технологических операций, которая завершается выработкой промежуточного продукта (п/ф) или же получением законченного готового продукта. Данный метод применяется в химической, нефтеперерабатывающей, текстильной, пищевой, металлургической и др. промышленностях. Объектом учета затрат в таких производствах является каждый самостоятельный передел. Затраты на производство, начиная с обработки исходного сырья и заканчивая выпуском конечного продукта, учитываются по каждому переделу, обработку в которых оно проходит.

^ Попроцессный метод применяют на предприятиях с массовым характером рпоизводства, где выпускаются один или несколько видов производимой продукции, краткий период технологического процесса, и в большинстве случаев отсутствует незавершенное производство. Это добывающие отрасли промышленности, стекольная, мукомольно – крупяная, химическая промышленность, промышленность строительных материалов. Сущность попроцессного метода заключается в том, что прямые и косвенные затраты учитываются по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. Среднюю себестоимость единицы продукции определяют делением суммы всех произведенных за месяц затрат на количество готовой продукции за этот период. Объекты учета затрат часто совпадают с объектами калькулирования себестоимости продукции.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 Понятие, сущность и назначение управленческого учета на предприятии iconВопросы к экзамену по дисциплине «Управленческий бухгалтерский учет»
Понятие и сущность управленческого учета: сущность, предмет, объекты, цели и задачи, функции и методы

1 Понятие, сущность и назначение управленческого учета на предприятии icon1С: Предприятие 0 предназначена для … для автоматизации бухгалтерского...
Объект конфигурации, предназначенный для хранения информации обо всех событиях, происходящих на предприятии и имеющих смысл с точки...

1 Понятие, сущность и назначение управленческого учета на предприятии iconТема понятие управленческого решения вопрос Сущность, понятие и типология управленческих решений
Вся жизнедеятельность человека включает в себя два основных элемента: решение и практическое действие по его выполнению

1 Понятие, сущность и назначение управленческого учета на предприятии icon56. Назначение управленческого учета и требования к нему
Своев-ть- возможность обеспечить упраляющих необходимой инфор-ией к сроку принятия решений. Важно чтобы внутр отчтеноть была регулярной,...

1 Понятие, сущность и назначение управленческого учета на предприятии iconТеоретические вопросы к экзамену
Понятие, роль бухгалтерского учета в системе управления предприятием. Сущность, цели, и задачи и объекты бухгалтерского учета в условиях...

1 Понятие, сущность и назначение управленческого учета на предприятии iconТема Хозяйственный учет, его сущность и значение
Понятие хозяйственного учета. Его место в информационной системе управления. История возникновения и развития учета

1 Понятие, сущность и назначение управленческого учета на предприятии iconВопросы к экзамену по бухгалтерскому учету Назначение и сущность учета
Порядок и техника записей в учетные регистры и бухгалтерская обработка документов

1 Понятие, сущность и назначение управленческого учета на предприятии iconПлан: Понятие о счетах бухгалтерского учета как информационной базе...
Понятие о счетах бухгалтерского учета как информационной базе бухгалтерского баланса, их строение и назначение

1 Понятие, сущность и назначение управленческого учета на предприятии iconТема Теория бухгалтерского учета 6 часов
...

1 Понятие, сущность и назначение управленческого учета на предприятии iconПонятие программы и программирования. Свойства программ. Назначение...
Системы счисления. Сущность перевода чисел из одной системы счисления в другую: примеры

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов