Скачать 0.85 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. БЕРБЕКОВА» ![]() БУХГАЛТЕРСКИЙ (ФИНАНСОВЫЙ) УЧЕТ Методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Бухгалтерский (финансовый учет)» Для направления «Экономика» НАЛЬЧИК 2012 УДК 657.1 (075.8) ББК 65.052 я 73 В94 Рецензент: доктор экономических наук, профессор кафедры общего менеджмента КБИБ Н.П. Мадебадзе Составители: Жамбекова Р.Л., Эфендиева Г.А., Гедгафова И.Ю. Бухгалтерский (финансовый) учет [Текст]: методические указания по организации самостоятельной работы / Р.Л. Жамбекова Р.Л., Г.А. Эфендиева, И.Ю. Гедгафова. – Нальчик: Каб-Балк. ун-т, 2011. – 27 с. – 50 экз. Издание содержит задания к курсовой работе и методические указания по их выполнению. Предназначено для студентов экономического факультета направления «Экономика». Рекомендовано РИС университета УДК 657.1 (075.8) ББК 65.052 я 73 Кабардино-Балкарский Государственный университет, 2011 ВЕДЕНИЕ Представленная работа выступает завершающим этапом изучения дисциплины «Бухгалтерский (финансовый) учет» и одновременно является важным звеном в подготовке специалистов в области бухгалтерского учета. Ее выполнение способствует развитию, закреплению и углублению теоретических знаний студентов, приобретению навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, умению самостоятельно работать с литературными источниками по исследуемой теме, логически мыслить, делать выводы и предложения по совершенствованию бухгалтерского учета. Методические указания разработаны в соответствии с программой курса «Бухгалтерский (финансовый) учет» направления «Экономика». В первой части методических указаний изложены общие положения, порядок выбора темы курсовой работы, подбора и изучения литературы, составления плана, его выполнения и оформления. Вторая часть представляет собой расчетную задачу по учету финансово-хозяйственной деятельности организации. При этом в ней четко сформулированы цели задания, методика их достижения, условия задачи и требования к результатам, которые следует получить. Использованный в работе материал подготовлен на базе действующего законодательства с учетом отечественного опыта бухгалтерского (финансового) учета. Цифровой материал является условным. При разработке методических указаний учтены требования Государственного образовательного стандарта, нормативных документов Министерства образования и науки РФ. ^ Написание и защита курсовой работы является заключительным этапом подготовки студента по курсу «Бухгалтерский (финансовый) учет». Основными задачами курсовой работы являются: – углубление и закрепление теоретических и практических навыков в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по дисциплине «Бухгалтерский (финансовый) учет»; – решение в рамках курсовой работы конкретных практических задач в соответствии с темой и заданием. Для успешного выполнения курсовой работы студент должен знать и уметь использовать: – общеобразовательные дисциплины в объеме, необходимом для исследования темы курсовой работы; – специальные дисциплины в объеме, необходимом для решения конкретных практических задач в области бухгалтерского учета; – информационные технологии по изучаемому курсу. Общими требованиями к содержанию курсовой работы являются: – четкость и логическая последовательность изложения материала; – краткость и четкость формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования; – конкретность изложения результатов работы. Для оказания помощи студенту в выполнении курсовой работы кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» назначает научного руководителя по разработке отдельных вопросов курсовой работы. Права и обязанности студентов и научных руководителей определяются нормативными актами и образовательными стандартами.
Выполнение курсовой работы является важным звеном в подготовке специалистов по финансовому учету. В ней студент показывает умение самостоятельно работать с литературными источниками по исследуемой теме, разбираться с практическим материалом хозяйствующего субъекта, логически мыслить, делать выводы и предложения по совершенствованию учета. Курсовая работа состоит из двух частей: 1 часть – теоретическая – освещение методики и практики ведения бухгалтерского (финансового) учета на отдельных участках учетных работ по предложенной тематике; 2 часть – практическая – решение расчетной задачи по учету финансово-хозяйственной деятельности организации. Студенты выполняют курсовую работу в теоретической части по одной из предлагаемых ниже тем, соответствующей первой букве их фамилии:
По согласованию с преподавателем – руководителем курсовой работы студент может выбрать другую тему с учетом его интересов или потребности предприятия, где он работает. Написание теоретической части включает выполнение следующих этапов: – выбор темы; – подбор и изучение литературы и нормативной базы по избранной теме; – составление плана курсовой работы; – изучение объекта исследования; – сбор, обработка и обобщение практического материала; – написание и оформление курсовой работы; – защита курсовой работы. Для обоснованного выбора темы преподаватели – руководители курсовых работ проводят консультации со студентами. При оформлении курсовой работы следует иметь в виду, что она включает следующие составные части: титульный лист, оглавление (содержание), текстовую часть, список использованной литературы, приложения. Титульный лист оформляется по определенной форме (приложение 1). В оглавлении (содержании) последовательно перечисляются наименования вопросов плана курсовой работы с указанием номера начальной страницы (приложение 2). Текстовая часть курсовой работы должна содержать:
Курсовая работа должна содержать примерно 25-30 страниц и выполнена на одной стороне стандартного листа. В список литературы включаются все источники (учебники, монографии, законодательные и нормативные акты, справочники, журнальные статьи), использованные при исследовании выбранной темы курсовой работы, Литературные источники располагаются в алфавитном порядке фамилий авторов и названий нормативного документа. Обязательным элементом курсовой работы являются приложения, включающие иллюстративный и фактический материал, который использовался при работе над темой (первичные документы, учетные регистры, копии внутренних отчетов). Тематика курсовых работ
1.2. Написание текста курсовой работы Начинается курсовая работа с введения. Во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы, определить цель и раскрыть содержание поставленных задач, а также указать объект и предмет исследования. Актуальность – обязательное требование к любой научной работе. Освещение актуальности не должно быть многословным. Достаточно в пределах одной страницы показать главное – суть проблемы, которая является темой данной курсовой работы. Затем логично следует перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., раскрыть..., показать..., установить... и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание вопросов курсовой работы. Обязательным элементом введения курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования. Во введении студент должен также указать методы исследования, которые служат инструментом в сборе фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели. Здесь дается также характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования. В вопросах основной части курсовой работы подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Содержание вопросов основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать. В этой части курсовой работы студент должен раскрыть организационно-экономическую характеристику исследуемого объекта. Финансово-хозяйственную деятельность следует представить в основных показателях, сгруппированных в аналитической таблице (за два-три отчетных периода) с последующими выводами. Характеристика исследуемого объекта должна начинаться с краткой исторической справки об его образовании и развитии. В завершении следует указать, какая форма учета используется в учетном процессе и каков уровень его автоматизации. После организационно-экономической характеристики раскрывается содержание предмета исследования. Основная часть курсовой работы показывает умение студента сжато, логично и аргументировано излагать материал курсовой работы по выбранной теме. Курсовая работа заканчивается заключением. Эта часть курсовой работы должна представлять собой последовательное, логически стройное изложение полученных итогов проведенного исследования и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Заключение включает в себя и практические предложения, которые обязательно должны исходить из круга вопросов, изученных лично студентом в процессе проведенного исследования. После заключения приводится список использованной литературы, составляющий одну из существенных частей курсовой работы. Он отражает самостоятельную творческую работу студента. Каждый включенный в такой список литературы источник должен иметь отражение в основной части курсовой работы. Если студент делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы авторов учебников, то он должен обязательно указать в конце ссылки или цитаты номер литературного источника из списка, откуда был взят материал. Обязательным элементом курсовой работы являются приложения, включающие вспомогательный и дополнительный материал. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки. По содержанию приложения могут быть разнообразными. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, первичные документы, учетные регистры. Приложения оформляются как продолжение курсовой работы на последних ее страницах.
Текст курсовой работы может быть написан от руки чернилами (пастой) или выполнен на компьютере с одинаковым межстрочным интервалом в текстовом редакторе Microsoft Word for Windows 6.0-7.0. Текст набирается нежирным шрифтом Times New Roman Cry, размером 14 пунктов. Размер абзацного отступа – 1 см. Текст курсовой работы следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 25 мм. Текст работы подразделяется на отдельные вопросы, каждый из которых должен содержать заголовок, соответствующий плану работы. Заголовки структурных элементов работы следует располагать в середине строки без точки в конце и писать прописными буквами, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок, состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Межстрочный интервал должен быть полуторным. Каждую главу следует начинать с нового листа (страницы). После заголовка текст пишут с абзацного отступа. Рисунки и схемы разрешается выполнять черными чернилами или черной тушью. Графики могут быть цветными. Все единицы измерения должны обозначаться в соответствии с международной системой единиц СИ. Сокращения и условные обозначения должны помещаться в работе в соответствии с общепринятыми нормами. Приводимые в работе сведения из литературных источников (цифровые данные, цитаты, общие выводы и положения, мнения авторов) должны иметь точные ссылки на источники информации. Ссылка указывает порядковый номер этого литературного источника по списку использованных источников, выделяемый чертами. Под указанным номером в списке использованных источников значатся соответствующие книги, статьи. Ссылки на иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения, перечисления, приложения следует указывать их порядковым номером, например: «...в подпункте 2.2», «...в уравнениях (2)», «...на рис. 8», «...в приложении 5». Если в работе одна иллюстрация, одна таблица, одна формула, одно уравнение, одно приложение, следует при ссылках писать «на рисунке», «в таблице», «по формуле», «в уравнении», «в приложении». При упоминании в тексте иностранных фамилий, фирм, географических и других названий, их пишут как в русской транскрипции, так и на языках оригиналов (в скобках). Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. На титульном листе и содержании номер не ставят. Начиная с введения, которое является третьей страницей, номер проставляют внизу по центру без точки в конце. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц курсовой работы. Вопросы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаются арабскими цифрами с точкой в конце. Введение и заключение не нумеруются. Подвопросы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого вопроса. Номер подвопроса состоит из номера вопроса и подвопроса, разделенных точкой, например, «2.3.». Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте. Иллюстрации должны иметь названия, которые помещают над иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст). Иллюстрации обозначаются словом «Рис.», которое помещают после поясняющих данных. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами в пределах всей работы. Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Весь цифровой материал, имеющийся в работе, должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые. На все таблицы должна быть ссылка в работе. Таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица». Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной строки. Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей курсовой работы арабскими цифрами в круглых скобках и крайнем правом положении на строке. По каждому использованному источнику должна быть полная информация. Сведения о книге: фамилия и инициалы авторов, название книги, место издания, издательство, год издания. Например: Бухгалтерский учет: финансовый и управленческий: учебник / под ред. проф. Н.Т. Лабынцева. – М.: Финансы и статистика, 2008. Сведения о статье: фамилия и инициалы авторов, заглавие статьи, наименование журнала (газеты или другое издание), наименование серии (если есть), год выпуска, номер издания. Например: Кузьмин Г.В. Распределение и учет чистой прибыли акционерного общества // Бухгалтерский учет. – 2008. – № 14. Если статья или книга имеет много авторов (более трех), следует указывать фамилии и инициалы только первых трех и слова «и др.». Наименование места издания необходимо приводить полностью и в именительном падеже. Допускается сокращение названий только двух городов: Москва (М.) и Ленинград (Л.), или Санкт-Петербург (СПб.). Сведения о стандарте должны включать: обозначение и полное наименование. Например: ГОСТ 5670-91. Хлебобулочные изделия. Методы определения кислотности. Возможно использование следующих способов построения списка использованных источников: по алфавиту фамилий авторов или заглавий, в порядке упоминания ссылок в тексте, по видам изданий, по характеру содержания, списки смешанного построения. Наиболее часто используется при написании курсовых работ алфавитный способ группировки. Алфавитный способ группировки литературных источников характерен тем, что фамилии авторов и заглавий (если автор не указан) размещены по алфавиту. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на русском языке. Записи рекомендуется располагать: а) при совпадении первых слов – по алфавиту вторых и т.д.; б) при нескольких работах одного автора – по алфавиту заглавий; в) при авторах-однофамильцах – по идентифицирующим признакам (младший, старший, отец, сын – от старших к младшим); г) при нескольких работах авторов, написанных им в соавторстве с другими – по алфавиту фамилий соавторов. Приложения оформляются как продолжение работы на последующих страницах, располагать их нужно в порядке появления ссылок в тексте. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» с порядковым номером без знака «№». Приложение должно иметь содержательный заголовок.
Практическая часть курсовой работы включает 4 варианта и предусматривает решение задачи. Студент выполняет один вариант. При этом студенты, фамилии которых начинаются с буквы А-К - выполняют первый вариант; Л-П включительно - второй вариант; Р-У включительно - третий вариант; Ф-Я включительно - четвертый вариант. Последовательность выполнения практической части курсовой работы предусматривает выполнение следующих этапов. ^ Против каждой хозяйственной операции указать бухгалтерскую проводку и номер соответствующего журнала-ордера. К некоторым хозяйственным операциям сделать необходимые расчеты. ^ Произвести разноску по счетам бухгалтерского учета в соответствующих журналах-ордерах, а при их отсутствии - по отдельным счетам, открываемым по схеме, применяемой в учебных целях. Начальные остатки по счетам бухгалтерского учета, приведенные в условии задачи, относятся ко всем четырем вариантам. ^ Подсчитать обороты по дебету и кредиту каждого счета и исчислить конечные остатки. Четвертый этап. Составить оборотную ведомость по синтетическим счетам. Студенты, заполнявшие журналы-ордера, вместо оборотной ведомости составляют Главную книгу. ^ Заполнить формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. |
![]() | Бухгалтерский финансовый учет: Метод указания / Сост.: Н. Л. Вещунова. –– спб.: Изд-во спбгпу, 2011. –– 78 с | ![]() | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Составитель: старший преподаватель к э н кафедры «Бухгалтерского учета и аудита» Осадчий Э. А. – Набережные Челны: 2012 г., 11 с | ![]() | Бухгалтерский учет и его место в финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации |
![]() | Учебное пособие предназначено для студентов специальностей и направлений 080105 «Финансы и кредит», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ... | ![]() | Лукьяненко О. В. Бухгалтерский управленческий учёт: методические указания и задания к выполнению курсовой работы для студентов специальности... |
![]() | Исходные данные для второй (практической) части курсовой работы по дисциплине «Бухгалтерский учет и анализ» | ![]() | Методические указания предназначены для бакалавров направления подготовки 080400 Управление персоналом, профиль «Аудит и контроллинг... |
![]() | Анисимова Т. П., Голованов П. В., Клоницкая А. Ю., Куликова А. Н., Прозорова В. С., Трошина Л. Е | ![]() | Методические указания содержат общие положения, рекомендации по выполнению дипломной работы, структуру дипломной работы, правила... |