Скачать 431.11 Kb.
|
Тема. Использование выводов из анализа финансовой отчетности при разработке бизнес-планов и принятии различных управленческих решений. 1. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях принятия управленческих решений 2. Принцип достоверности в формировании показателей финансовой отчетности 3. Экспресс-анализ финансовой отчетности 4. Основные приемы анализа финансовой отчетности Практика показывает, что возможности дальнейшего развития организации определяются результатами анализа ее экономического потенциала. В.В. Ковалев отмечает: «Принятию любого решения, имеющего неспонтанный характер, предшествует определенное его обоснование, базирующееся обычно на некоторых аналитических процедурах. Смысл и значимость подобных процедур, особенно в бизнесе, выходят далеко за рамки простейших арифметических действий или расчета ряда бессистемно отработанных аналитических показателей». Информация о результатах деятельности организации, формирующаяся в процессе учета (бухгалтерского, статистического, оперативного) и отражающаяся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть проанализирована и использована при принятии управленческих решений. Чтобы спланировать дальнейшее развитие действующего хозяйствующего субъекта, необходимо оценить реальную ситуацию его деятельности на основе анализа данных бухгалтерской (финансовой) отчетности. В течение многих лет приоритетным считалось наличие большего количества данных, потенциально несущих информацию, и чем больший объем информации обработан, тем более эффективное решение может быть получено. При этом упор делался на автоматизированную, а следовательно, формализованную аналитическую обработку данных. Ориентация на большие объемы обрабатываемых сведений приводила к тому, что бессистемно сформированная база данных не успевала обрабатываться, не говоря уже об анализе и разумном использовании информации. Современные тенденции развития подходов к управлению организацией выдвигают требования существенного повышения культуры аналитических подходов к принятию управленческих решений. Внедрение персональных электронно-вычислительных машин с развитым программным обеспечением является средством совершенствования навыков анализа. При помощи персональных компьютеров и специального программного обеспечения можно делать аналитические расчеты различной степени сложности, кроме того, развитие информационных систем с распределенными базами данных позволяет при этом прибегать к разным информационным источникам. Умелое и грамотное проведение специальных аналитических расчетов предполагает знание существующей отчетности, логических и информационных взаимосвязей между отдельными формами. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности — это процесс, который предполагает сравнительную оценку прошлого и текущего финансового состояния, финансовых результатов деятельности организации, используя при этом как относительные, так и абсолютные показатели, главной целью которого является выявление неиспользованных резервов, разработка мероприятий по их реализации с целью улучшений будущих условий существования организации. Бухгалтерская (финансовая) отчетность является информационной базой для проведения финансового анализа, который проводится в зависимости от поставленной задачи, в частности: - для выявления проблем управления производственно-коммерческой деятельностью; - для оценки деятельности руководства организации; - для выбора направлений инвестирования капитала; - для прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности организации в целом. Финансовый анализ решает следующие задачи: - выявляет степень сбалансированности показателей в отчетности. Например, между движением материальных и финансовых ресурсов; - оценивает потоки собственного и заемного капитала в процессе экономического кругооборота, направленного на извлечение максимальной или оптимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости и т.п.; - позволяет оценить рациональное (нерациональное) использование денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала; - позволяет проконтролировать сбалансированность финансовых потоков организации, соблюдение норм и нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразность осуществления затрат. К числу основных, стратегических задач развития любой организации в условиях нестабильной рыночной экономики относятся: - обеспечение финансовой устойчивости организации за счет поддержания рациональной (оптимальной) структуры капитала и источников его финансирования; - максимизация прибыли; - обеспечение инвестиционной привлекательности организации; - создание эффективного механизма управления организацией; - использование эффективных механизмов привлечения финансовых средств. Результативность принимаемых управленческих решений непосредственно зависит от качества выполненного экономического анализа. Именно экономический анализ, и в частности финансовый, является той базой, на которой строится разработка экономической стратегии организации. Анализ опирается на показатели квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. На основе их данных осуществляется выработка почти всех направлений экономической (в том числе и финансовой) политики организации. От того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Его результаты должны обеспечить реализацию следующих задач: - улучшение экономического благосостояния предприятия; - поддержку социальной сферы; - увеличение налоговых поступлений для формирования бюджета и др. Например, анализ финансово-хозяйственной деятельности организации (оценка структуры активов и пассивов, анализ платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности, анализ безубыточности и прибыльности, анализ состояния средств в расчетах и т.д.) позволит: - определить исходные данные, используемые при составлении прогноза основного бюджета, прогнозирования финансового состояния; - определить пороговые значения финансовых показателей и коэффициентов, возможные их отклонения от режима нормального функционирования организации; - сделать краткосрочный прогноз финансовых и товарных рынков; - выбрать вариант годового бюджета, соответствующего краткосрочным задачам и стратегическим целям организации; - сформировать квартальные планы продаж и спрогнозировать денежные потоки организации. Решив эти и другие задачи, можно принимать решения по текущему управлению финансово-хозяйственной деятельностью, а именно: управлять активами, капиталом, дебиторской и кредиторской задолженностью, кредитами, валютными ресурсами, расходами, осуществлять контроль над использованием прибыли, делать выбор вариантов дивидендной политики и др. Анализ бухгалтерской отчетности является неотъемлемой частью большинства решений, касающихся кредитования, инвестирования и др. И роль анализа бухгалтерской отчетности во всех случаях разная. Например: 1. Если принимается решение о предоставлении кредита, кредитор рассматривает организацию заемщика с точки зрения возврата денег и получения определенного процента за кредит. Поэтому анализ бухгалтерской отчетности для кредитора является важной частью общего процесса принятия решений. 2. Если принимаются решения в отношении инвестирования капитала, то инвестор рассчитывает на возврат капитала как в виде прироста стоимости капитала, так и в виде дивидендов. А прибыльность и дивиденды в долгосрочной перспективе зависят от роста объемов хозяйственной деятельности и ликвидности элементов, которые оцениваются посредством анализа бухгалтерской отчетности. Анализ бухгалтерской отчетности связан с логическим процессом, поэтому его относительное значение в принятии решений изменяется и зависимости от складывающихся обстоятельств (например, в отношении инвестиционной деятельности — от обстоятельств на рынке). Текущий анализ бухгалтерской отчетности позволяет определить экономические ориентиры развития организации в будущем. Наглядным примером такого ориентирования может служить финансовая модель хозяйственной деятельности организации. Основополагающим элементом в развитии финансово-хозяйственной деятельности каждой организации является капитал. Капитал организации формируется из капитала собственного и заемного. Он может быть вложен или в основные, или в оборотные активы, или, если имеются некоторые излишки, они могут быть направлены на внешние инвестиции. Часть, превращенная в оборотный капитал, тратится на сырье и материалы и на преобразование их в готовые изделия и товары. Данный процесс преобразования закупленных материалов в конечный продукт предполагает расходование денег, которые необходимо считать. Поэтому каждый хозяйствующий субъект должен выработать определенную стратегию распоряжения финансовыми ресурсами. Они могут быть направлены на: - оплату труда; - аренду помещений; - налоги; - страхование; коммунальные платежи и т.д. Продажа готовой продукции (работ, услуг) и товаров может осуществляться посредством прямых платежей или в кредит. В последнем случае дебиторы замедляют процесс притока денежных средств в организацию. Это также необходимо учитывать. Если организация инвестировала деньги во внешние проекты, тогда она имеет возможность получать проценты от вложений оборотного капитала, которые приходят в форме доходов от прочей внереализационной деятельности. Некоторая часть денежных средств направляется на уплату налогов, процентов за кредит и других финансовых расходов. Все эти особенности денежного оборота являются отражением отношений между участниками процесса производства и должны быть изучены, проанализированы и учтены при принятии управленческих решений в отношении дальнейшего развития организации. Некоторые направления аналитической работы на основе данных бухгалтерской отчетности и практические варианты управленческих решений представлены в таблице 1.1. ^ Варианты управленческих решений по результатам анализа бухгалтерской отчетности
Таким образом, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна содержать ту информацию, которая обеспечивала бы проведение достоверного финансового анализа. В этой связи информация в бухгалтерской отчетности должна быть подготовлена так, чтобы пользователь мог провести анализ целенаправленно с использованием полученных результатов для принятия конкретных экономических решений. ^ Требование достоверности бухгалтерской отчетности отмечено в п. 4 ст. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г, № 43н. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Требование достоверности и надежности информации в бухгалтерской отчетности важно при проведении анализа финансового состояния внешними пользователями, в частности: банком, решающим вопрос кредитования; поставщиками, подрядчиками, инвесторами и другими пользователями информации. Обоснованность принимаемых решений будет определяться достоверностью бухгалтерской отчетности, включая пояснительную информацию. Надежность информации определяется качеством учетной работы в организации и системой внутреннего контроля. Обязательными условиями, обеспечивающими реальность и достоверность данных бухгалтерского баланса, могут быть: — согласованность с бухгалтерскими книгами и документами; — соответствие результатам инвентаризации; Внешним аналитикам проверить названные условия проблематично, однако удостовериться в объективности формирования статей бухгалтерского баланса необходимо. В этой связи полезно рассмотреть некоторые возможные приемы искажения финансовой информации, хотя перечень ситуаций неограничен. Однако существуют некоторые наиболее типичные ошибки и приемы искажения информации о финансовом состоянии, которые можно разделить на следующие группы: — искажения, влияющие на ясность и достоверность информации, но не затрагивающие величину финансового результата (прием вуалирования); — искажения, связанные с получением неверной цифры финансового результата и собственного капитала (прием фальсификации). Вуалирование бухгалтерской отчетности (от франц. voiler — скрывать, затуманивать) — это искажение данных, позволяющее скрыть отрицательные моменты деятельности организации, при соблюдении требований, установленных нормативными актами в области бухгалтерского учета. Факты «вуалирования» в отчетности неизбежны по объективным причинам и связаны прежде всего с искажением, совершаемым в связи с разным прочтением и пониманием бухгалтером нормативных актов, следствием недостатков системы регулирования бухгалтерского учета и редко бывают неумышленными. Факты «вуалирования» в бухгалтерской (финансовой) отчетности обусловлены рядом особенностей, характерных для существующей системы регулирования бухгалтерского учета в нашей стране: — установление различий между экономическим содержанием фактов хозяйственной деятельности и способом отражения в бухгалтерской отчетности в соответствии с действующими правилами. Примером таких особенностей является исполнение обязательств по договорам комиссии, поручения, агентским договорам, получения авансов, формам расчетов неденежными средствами; — наличие: а) неконкретной учетной политики, позволяющей произвольно устанавливать нормы и нормативы по отдельным ее элементам, что дает возможность влиять на величину показателей, характеризующих изменение имущественного и финансового положения за отчетный период; б) противоречий в содержании нормативных документов разных уровней по отражению одного и того же объекта бухгалтерского учета. Иногда организации с целью «приукрасить» финансовые показатели вуалируют отдельные статьи отчетности для того, чтобы их финансовый отчет выглядел лучше в глазах аналитиков. К типичным приемам вуалирования в бухгалтерском балансе следует отнести:
В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, за исключением случаев, предусмотренных нормативными документами (п. 34 ПБУ 4/99, п. 40 Положения по ведению учета). Многие организации не учитывают суммы НДС, начисленные с авансов полученных, а задолженность по авансам полученным указывают за вычетом начисленного в бюджет НДС, что занижает валюту баланса и искажает бухгалтерскую отчетность. Отражение в бухгалтерском балансе задолженности по авансам полученным, за вычетом начисленного в бюджет НДС, некорректно, поскольку в случае неисполнения обязательств организация должна вернуть покупателю сумму вместе с НДС. Следовательно, задолженность по авансам полученным должна быть отражена с учетом НДС, а сумму НДС с авансов необходимо показать по строке «Прочие оборотные активы». Такого рода искажения нередко встречаются при использовании счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Суммы выданных авансов отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», соответственно суммы полученных авансов — на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Согласно нормативным требованиям, указанные суммы должны отражаться обособленно в разрезе отдельных аналитических счетов в рамках одного синтетического счета. Взаимный зачет по аналитическим счетам не допускается. Последствия взаимного зачета сумм, отражающих величину дебиторской и кредиторской задолженности, на примере счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» могут быть следующими: Реальные балансовые соотношения: — расчеты с дебиторами за товары, работы, услуги — 10000 руб. — авансы, полученные от покупателей и заказчиков, — 5000 руб. Вместо этого в бухгалтерском балансе могут быть отражены: — дебиторская задолженность (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги) — 5000 руб.; — кредиторская задолженность (авансы, полученные от покупателей и заказчиков) — отсутствует. В результате подобных взаимозачетов активных и пассивных статей: — занижается риск неплатежей (дебиторская задолженность может остаться непогашенной); — уменьшается объем кредиторской задолженности предприятия.
Информация о финансовых вложениях, стоимости материально-производственных запасов и дебиторской задолженности должна быть представлена в бухгалтерском балансе за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках (п. 35 ПБУ 4/99). В частности, помимо амортизационных начислений регулирующими величинами признаются резервы: — под снижение стоимости материальных ценностей; — под обесценение финансовых вложений; — по сомнительным долгам;
Сумма дебетового остатка по счету 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» часто отражается в составе прочих активов организации. Однако сальдо по данному счету в бухгалтерской отчетности должно отражаться в зависимости от причин выявленных недостач. Источниками покрытия недостач могут являться такие счета, как: — 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство»; — 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»; — 91 «Прочие доходы и расходы»; — 98 «Доходы будущих периодов». Таким образом, если виновное лицо выявлено, в бухгалтерском балансе суммы отражаются по статьям «Дебиторская задолженность виновных лиц» и «Доходы будущих периодов». Если виновные не установлены, то соответствующие потери относятся на финансовые результаты текущего периода;
Если беспроцентные займы попадают в состав финансовых вложений, значит, в отчетности ошибка. Такие займы не обладают признаками финансовых вложений, не отвечают критериям признания активов (закреплены п. 2 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»), в частности, не способны приносить заимодавцу выгоды в будущем (кредитор получает обратно столько же, сколько передал заемщику). Выданные беспроцентные займы должны отражаться в составе долгосрочной или краткосрочной дебиторской задолженности в зависимости от сроков погашения. Для отражения выданного беспроцентного займа должен применяться счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и отдельный субсчет, например «Предоставленные беспроцентные займы». В балансе эта дебиторская задолженность отражается по строке «Дебиторская задолженность». Недостатки в работе организации в завуалированном виде могут отражаться в ряде балансовых статей, что может быть выявлено в рамках внутреннего анализа с привлечением данных текущего учета. Это вызвано существующей методикой составления баланса, согласно которой многие балансовые статьи — комплексные. В частности, это относится к статьям: |
![]() | Классификация внутриорганизационных планов по различным признакам. Назначение и роль различных типов планов в реализации стратегии... | ![]() | Практическое применение сценарного метода прогнозирования при разработке управленческих решений |
![]() | Рассмотрение программы на расширенном межведомственном совещании, обсуждение вопросов реализации программы с участием непосредственных... | ![]() | Преимущества и недостатки использования количественного подхода в принятии управленческих решений современными организациями |
![]() | Целью курса является формирование у студентов современного экономического мышления; изучение основ разработки альтернативных вариантов... | ![]() | Услуги по разработке бизнес планов востребованы нашими клиентами в следующих случаях |
![]() | Факторный анализ, являющийся основой этой программы, позволяет выделить и количественно оценить степень влияния тех показатели деятельности... | ![]() | Состав и содержание процесса разработки управленческих решений в органах государственной власти |
![]() | Бухгалтерский учет включает в себя ведение бухгалтерской книги, анализ, и объяснение всей финансовой информации, касающейся деятельности... | ![]() | Роль и значение анализа финансового состояния организации. Задачи анализа финансового состояния |