Скачать 1.23 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЦЕНСКИЙ ФИЛИАЛ Ковалёва М.В. КУЛЬТУРОЛОГИЯ конспект лекций Орёл 2010 УДК 008 (075.8) ББК 71 К56 Рецензенты: кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России исторического факультета ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» Гончарова И.В. К 56 Культурология: конспект лекций / Ковалева М.В. – Орел: Орел ГТУ, 2010. - 198 с. Конспект лекций по культурологии предназначен для студентов направлений 080100.62 «Экономика», 270100 «Строительство», 150900 «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств», 151001.65 «Технология машиностроения», специальности 080507 «Менеджмент организации», обучающихся в Мценском филиале Орловского государственного технического университета. УДК 008 (075.8) ББК 71 © Орел ГТУ, 2010 Введение Культурология - синтетическая область знаний, возникшая на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии и истории культуры. Предметом дисциплины является культура, прошлая и современная, ее структура, функции, перспективы развития. Культурология как предмет вошла в планы всех высших учебных заведений. Знания, полученные в результате изучения культурологии, должны способствовать:
При этом предполагается, что студенты должны:
Конспект лекций делится на две части: теорию культуры и историю культуры. Учитывая специфику специальностей Мценского филиала ГОУ ВПО «Орловский государственный технический университет» конспект предусматривает:
Конспект составлен в соответствии с рабочими программами Мценского филиала и содержит необходимый минимум знаний для успешной сдачи зачёта по культурологии. ^ Научный статус и предмет культурологии.
1.Культурология как наука возникла в конце ХХ века. Её основой выступают отдельные науки о культуре, интеграция содержания которых даёт возможность рассмотреть новые аспекты культурных проблем, осуществить к ним ранее не применявшиеся подходы. Поскольку культурология является наукой, находящейся в стадии становления, существует несколько вариантов понимания её содержания. Некоторые исследователи сводят культурологию исключительно к изучению теоретических вопросов культуры, некоторые сосредоточивают внимание на истории культуры. Более целесообразным подходом, позволяющим всесторонне рассмотреть феномен культуры, является интегративный подход, который исключает вышеназванные крайности. Его мы и будем придерживаться. В соответствии с этим подходом, выделим в структуре культурологии следующие части:
Теория культуры – совокупность теоретических положений, направленных на уяснение содержания различных культурологических терминов, их внутренних и внешних связей, места среди других подобных феноменов. История культуры рассматривает развитие материальной и духовной жизни человечества во времени. Прикладная культурология использует знание о культуре для решения практических жизненных задач. Цель культурологии как науки состоит в понимании содержания общественной жизни. Её предметом является культура. Среди основных задач культурологии особо выделяются следующие:
Культурология – синтетическая область знаний, возникшая на стыке философии культуры, культурной и социальной антропологии, психологии культуры, социологии культуры, истории культуры. Рассмотрим её соотношение с близкими ей науками. 2. Философия культуры – раздел философии, рассматривающий культуру в рамках философских проблем. Термин «философия культуры» ввёл в научный оборот в начале XIX в. романтик А.Мюллер. Он одним из первых поднял вопросы о сущности понятия «культура», её отдельных проявлениях (культурных ценностях, сферах культуры и других понятиях, связанных с ней), значении культуры в жизни отдельного человека и общества в целом. При рассмотрении тех же вопросов на стыке с другими гуманитарными дисциплинами, философский подход к культуре превращается в культурологический. Культурная антропология изучает культуру как совокупность обычаев, традиций, привычек, учреждений. Основоположником антропологического подхода к культуре является Франц Боас (1858 – 1942). Культурная антропология – одно из направлений этнографии – науки, занимающейся описанием обычаев первобытных народов. Однако, культурную антропологию больше интересует духовный аспект культуры, нежели материальный. Ей свойственен историко-описательный подход к изложению изучаемого явления, опирающийся на широкий набор эмпирических фактов. Социальная антропология исследует культуру и быт не только архаических, но и современных обществ. Задача социального антрополога состоит в изучении и объяснении обычаев других культур, выявлении близких черт и различий между ними. Также он может изучать культуру и быт разных национальных диаспор и субкультур. Субкультура – это культура отдельной группы населения, которая входит в состав более крупной социальной общности, но воспринимает культуру большинства лишь частично (например, молодёжные движения). Психология культуры изучает восприятие мира человеком, мотивы его поведения, возникающие под влиянием социально-культурного окружения, общественного сознания, принадлежности к той или иной социальной группе. Социология культуры изучает культурные процессы в жизни современного общества, потребление обществом культурных благ, субъективное восприятие людьми различных культурных феноменов, институты культуры, деятельность агентов культуры. Институты культуры – это организации, занимающиеся производством, хранением, передачей и распространением культурных ценностей (музеи, библиотеки, образовательные учреждения) Агенты культуры – это конкретные люди, которые создают произведения искусства, распространяют их, хранят для будущих поколений (писатели, художники, работники музеев, преподаватели и т.п.) История культуры изучает проявления культуры с момента её появления до наших дней. Что же такое культура? 3. Культура как предмет культурологии, её морфология, субъект, функции. Считается, что термин «культура» произошёл от латинского слова «cultura», который означает «возделывание», «образование», «развитие», «почитание». Русский философ Н.Бердяев улавливал связь между понятиями «культура» и «культ», утверждая, что истоками появления первой были религиозные верования древних людей. Толкование этого понятия связано с множеством подходов, вытекающих из разнообразных мировоззренческих установок мыслителей и ученых, исследовавших его в рамках представляемых ими дисциплин. Впервые употребление термина «культура» по отношению к социальной жизни отмечается во второй половине XVIII века, в эпоху Просвещения. До этого в европейских языках «культура» всё больше употреблялась с приставкой agri (в русском языке сохранился термин «агрикультура») в отношении сельского хозяйства. Одним из первых противоречие между природой и культурой было осознано французским философом Ж.-Ж. Руссо. Он отрицал культуру как дегуманизирующую среду, искажающую добрую от природы сущность человека. От Руссо берёт начало традиция противопоставления в художественной литературе «благородного дикаря» морально испорченному европейцу («Простодушный» Вольтера, «Рене» Шатобриана и др.). Немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) в работе «Идеи к философии истории человечества» впервые наполнил термин «культура» теоретическим содержанием и предложил употреблять его во множественном числе. Под культурой Гердер понимал определённый уровень достижений человечества, связанный с развитием наук и просвещения. Известный собиратель народных песен, Гердер заявил о ценности национальной самобытности искусства, равнозначности различных периодов в развитии культуры, уникальности культур разных народов. Другой немецкий мыслитель, Вильгельм фон Гумбольдт (1769 - 1859), сводил культуру к состоянию господства человека над природой при помощи наук и ремесел. К. Маркс (1818 - 1883) обосновал диалектико-материалистическое понимание истории, указав, что главным основанием развития общества является материальное производство. Экономический базис общества определяет надстройку, то есть его государственное устройство, особенности социальных отношений между людьми, царящие в обществе идеи и идеалы. Впрочем, надстройка не пассивна: она состоит из живых людей, которые живо реагируют на окружающую действительность и, в свою очередь, могут изменять её. Первое научное определение культуры дал основоположник эволюционной школы английский этнограф Эдуард Бернард Тайлор (1832-1917): "Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагаются в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества". Лесли Уайт (1900 – 1975) ввёл в науку термин «культурология». Культуру он рассматривал как систему, в которой выделял четыре подсистемы: технологическую, социальную, поведенческую и идеологическую (обычаи и верования). Ведущую роль учёный оставлял за первой. Уайт признавал возможность оценки культур с точки зрения их прогрессивности. Основным критерием сравнения ученый полагал степень безопасности и длительности жизнедеятельности, предоставляемые человеку тем или иным видом культуры. Основоположник функциональной школы Бронислав Малиновский (1884 - 1942) полагал, что культура - это единая система, каждый элемент которой отвечает за одну из жизненно важных функций. Функция - это удовлетворение потребности, в процессе осуществления которой люди объединяются. Таким образом, культуры различаются между собой по способу удовлетворения человеческих нужд. М. Херсковиц в рамках теории культурного релятивизма заявил о равенстве культур разных народов и выработанных ими ценностных систем. Психологический подход к культуре разработал австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856 - 1936). Он создал теорию, согласно которой культура возникла из необходимости первобытных людей выстроить основы коллективной жизни, используя принуждение и запреты. Возникающее в таких случаях внутреннее недовольство преобразуется и находит разрядку в новых, культурных формах поведения. Рассмотрев разнообразные подходы к культуре, мы можем сделать вывод, что данный термин может иметь несколько значений:
Морфология культуры – это структура культуры. По разным основаниям культура может быть разделена: - по охвату культурных достижений: на мировую и национальные культуры; -по сфере жизнедеятельности: хозяйственную, экономическую, бытовую, социальную, экологическую, политическую; -по ценностной составляющей: моральную, художественную, философскую культуру, физическую культуру. Мировая культура представляет собой совокупность наивысших достижений человечества в культурной области. Национальная культура отражает достижения отдельной нации. Хозяйственная культура связана с организацией, производством, распределением и потреблением товаров и услуг, необходимых для жизнедеятельности общества. Экономическая культура включает в себя ценности и нормы, регулирующие поведение человека в сфере экономики. Бытовая культура отражает повседневный быт людей, систему взаимоотношений, возникающих в результате общения в этой сфере. Социальная культура охватывает уклад жизни определённых социальных слоёв (классов, сословий, разных возрастных групп населения). Экологическая культура отвечает за бережное отношение к природе. Политическая культура регулирует отношения людей в сфере государственного управления-подчинения. Моральная культура отражает способность человека принимать самостоятельные решения, исходя из ориентации на высшие нравственные ценности и традиции поведения, принятые в обществе. Художественная культура заключает в себе знание о наиболее выдающихся достижениях человечества в области различных искусств. Философская культура помогает подняться человеку на уровень научного, рационального мировоззрения, осознанно строить свою жизнь, давать правильную оценку происходящему вокруг, ясно видеть и отделять истинное от ложного. Физическая культура направлена на сохранение здоровья и жизнедеятельности индивида. Субъектом культуры является человек как носитель культуры. В процессе социализации он овладевает её нормами и ценностями, оценивает себя в соответствии с принятыми идеалами. Представление человека о своём месте среди других людей и в мире будет содержанием культуры. Культура выполняет следующие функции:
|
![]() | Федеральный Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (2010 г) | ![]() | Федеральный Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (2010 г) |
![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермская государственная медицинская академия имени... | ![]() | ... |
![]() | Ательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, подведомственного Федеральному агентству... | ![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Первый Московский государственный медицинский университет... |
![]() | Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности... | ![]() | Учебник предназначен для студентов и слушателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования |