Скачать 56.47 Kb.
|
ЛЕКЦИЯ 1 (17.10.2012г. – ГГФ, БелГУ) ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЛАН: 1. Определение понятия «культура» 2. Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой 3. Виды физической культуры 4. Основные понятия теории физической культуры 5. Средства физической культуры 5.1. Понятие о средствах физической культуры 5.2. Влияние физических упражнений на организм человека 5.3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений 5.4. Классификация физических упражнений 5.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы 6. Этапы развития теории физической культуры 7. Функции и принципы физической культуры как социального явления
Культура – творение человека, то, что не создано в таком виде природой. Культура – это мера и способ развития человека. Культура – это качественная характеристика деятельности человека и общества. Культура – это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей. Культура в широком смысле этого слова – это интеллектуально-моральная надстройка общества
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – часть общей культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки, физического развития. ^ – активное содействие всестороннему и гармоническому развитию членов общества, их преобразование, т.е. именно то, что составляет сущность культуры в более широком плане. Деятельность в сфере физической культуры имеет как материальные, так и духовные формы выражения. Материальным является результат воздействия на биологическую сторону человека – физическое и функциональное состояние. Духовное выражается в результатах проектирующей и моделирующей деятельности, в изменении системы ценностей людей со смещением акцентов в сторону красоты, здоровья, гармонии.
СПОРТ – это сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки к ним. Таким образом, сегодня мы можем говорить о шести видах физической культуры. ^ – педагогический процесс целенаправленного систематического воздействия на человека физическими упражнениями, естественными силами природы, гигиеническими факторами в целях укрепления здоровья, развития физических качеств, формирования и улучшения основных двигательных умений и навыков, а также связанных с ними знаний. ^ является воспитание физически совершенных людей, всесторонне подготовленных к творческому труду и защите Родины. В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:
^ – вид физической культуры, направленный на развитие физических качеств, формирование двигательных умений, навыков и специальных знаний, необходимых людям в их труде. ^ – вид физической культуры, предполагающий использование физических упражнений и различных видов спорта в упрощённых формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения. ^ – вид физической культуры, представляющий собой целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления функций организма после заболеваний, травм, переутомления и др. ^ – средства физической культуры, включенные в рамки повседневного быта. 6. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – вид физической культуры, направленный на адаптацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к физическим и социальным условиям окружающей среды путём использования комплекса эффективных средств физической реабилитации.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни. Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях: ^ 2) как состояние – это комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических качеств, необходимых для жизнедеятельности организма. ^ процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств человека. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – уровень сформированности двигательных умений и навыков, развития физических качеств. ^ – высшая степень сформированности двигательных умений и навыков, развития физических качеств. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВАННОСТЬ – состояние систем организма (костно-мышечной, эндокринной, дыхательной, сердечнососудистой, нервной и др.) и их реакция на физическую нагрузку. ^ – уровень сформированности физических и психических качеств человека для решения жизненных и профессиональных задач. ^ – двигательная деятельность человека, обеспечивающая его физическое и психическое развитие. ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ – естественные формы проявления двигательной активности (ходьба, бег, плаванье, лазанье, ползанье, метание и т.п.), обеспечивающие целенаправленную активную деятельность человека в природной среде. ^ – комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения. К основным физическим качествам относятся: сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость. ^ – движения или действия, используемые для формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств. ^ – развитие и совершенствование профессионально важных физических и психических качеств, а также повышение общей и неспецифической устойчивости организма в условиях неблагоприятной среды. ^ – учебный процесс, в рамках которого человек овладевает системой ценностей и знаний в области физической культуры. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – совокупность форм и способов повседневной жизнедеятельности человека, основанная на культурных нормах и ценностях, укрепляющая адаптивные возможности организма.
К основным средствам физической культуры относят: физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы. ^ – движения или действия, используемые для формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств. ^ – солнечные лучи, воздух, вода. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ – мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.д.
Физические упражнения представляют собой целенаправленные и сознательные действия, что обуславливает их связь с рядом психических процессов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями, служит развитию интересов и чувств, воли и характера и, как следствие, ведёт к тому, что физические упражнения являются одним из средств духовного развития человека. Физические упражнения можно рассматривать как один из показателей единства физической и психической деятельности человека, поскольку они влияют не только на организм, но и на личность занимающихся. Исходя из всего сказанного, физические упражнения можно определить как двигательную деятельность, осуществляемую по законам физического совершенствования человека. |
![]() | Вас принять участие в работе Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Воспроизводство интеллектуального... | ![]() | Чающихся в Белгородском государственном национальном исследовательском университете (ниу «БелГУ») и обусловлена конкурсным отбором... |
![]() | Тема Общие сведения. Характеристика гидравлического тракта жрд как системы подачи жидкости потребителю | ![]() | Авторский коллектив: Н. С. Щекин (лекция 8); Г. И. Касперович (лекция 9); В. Ф. Берков (лекция 10); И. Г. Подпорин (лекция 11); В.... |
![]() | Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного... | ![]() | Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного... |
![]() | Зачислить с 06. 08. 2012г студентами дневной формы обучения на условиях оплаты следующих лиц согласно нижеприведенному списку для... | ![]() | Зачислить с 01. 08. 2012г студентами первого курса дневного обучения за счёт средств бюджета следующих лиц согласно нижеприведенному... |
![]() | Зачислить с 01. 08. 2012г студентами первого курса дневного обучения за счёт средств бюджета следующих лиц согласно нижеприведенному... | ![]() | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования |