План. Народное и декоративно прикладное искусство в системе начального образования. Орнамент. Виды орнамента и их структура. Цвет в орнаменте




Скачать 129.5 Kb.
НазваниеПлан. Народное и декоративно прикладное искусство в системе начального образования. Орнамент. Виды орнамента и их структура. Цвет в орнаменте
Дата публикации03.07.2013
Размер129.5 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Культура > Лекция




Лекция №4. Народное декоративно-прикладное искусство в системе начального образования. Теория и технология проведения занятий по декоративному рисованию в начальной школе. РК.

План.

1.Народное и декоративно – прикладное искусство в системе начального образования.

2.Орнамент. Виды орнамента и их структура. Цвет в орнаменте.

3.Содержание уроков по ДПИ.

4.Народные художественные промыслы России.

5.Подготовка, структура и организация уроков декоративного рисования.

6. Обзор народных промыслов Тульского края.

Литература:

  1. Антоненкова И.Н. Приобщение детей к эстетическим ценностям при изучении народного декоративно-прикладного искусства Тульского края: Учеб.-метод. Пособие / И.Н. Антоненкова, Н.В. Васильева. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. Ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. – 158 с.

  2. Антоненкова И.Н Подготовка и проведение уроков декоративного рисования в начальной школе: Учебно-методическое пособие для студентов пед. вузов и учителей начальных классов. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун.-та, им. Л.Н. Толстого, 2010. – 64c.

  3. Детям - о традициях народного мастерства. Осень: Учебн.-метод. пособие: В 2 ч.- Под ред. Т. Я. Шпикаловой.- М.: ВЛАДОС, 2001.

  4. Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. - М.: ВЛАДОС,2000.

  5. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Учебник для 1,(2, 3, 4)класса. – М.: Просвещение. 2002,2006,2008.

Альбомы издательства Мозаика-Синтез:

1. Дорохин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты

2. Сказочная гжель

3. Жостовский букет.

4. Орлова Л.В. Филимоновские свистульки.

5.Хохломская роспись

6. Дымковские игрушки.

7. Городецкая роспись.

8. Мезенская роспись.

1.Народное и декоративно – прикладное искусство в системе начального образования.

Рисование не только дает учащимся основы графической грамоты, но и способствует развитию творческих способностей. Особенно эффективно они развиваются на уроках декоративного рисования. Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие, передает художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных художников. В живописных полотнах замечательных мастеров А.Веницианова, В.Васнецова, М.Врубеля, К. Петрова – Водкина воплощены народные представления о мире, величии человека и природы, общность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве.

Народное искусство – это, прежде всего, огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных художественных промыслов в системе начального образования.

Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лако­ничных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружаю­щего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы живот­ных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают в себя цветы, ягоды, листья, кото­рые ребенок встречает в лесу, в поле, на дачном участке. Рассматривая произ­ведения декоративно-прикладного искусства, дети испыты­вают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадост­ных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, про­никаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

На основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством дети усваивают эталоны красоты; приобретают, новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает; овладевают художественным языком произ­ведений.

Одна из важнейших потребностей младших школьников — потребность в деятельности. На наличие потребности ребенка в активной деятельности указывали многие педагоги, называя ребенка деятельностным сущест­вом. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной художественной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для школьников. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство умелости и связанного с ним удовольствия.

На основании изложенного, мы делаем вывод о том, что народное декоративно-прикладное искусство обладает огромным потенциалом в целях приобщения младших школьников к эстетическим ценностям.

Основной функцией образова­ния в современной ситуации, радикально меняющей его качество, выступает функция превращения об­разования в реальный механизм общественного и культурного развития личности, различных регионов страны, общества и государства в целом.

Декор (фр.)- украшение. ДПИ – один из видов пластических искусств, и подразделяется на:

- монументально – декоративное (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.)

-декоративно – прикладное искусство (бытовые художественные изделия),

-оформительское искусство.

Область ДПИ: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающиеся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен целиком - в своей конструкции, пропорциях, деталях, а также отделке и приносить человеку эстетическое наслаждение.

Большое значение в декоративном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет и является ее структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.

2.Орнамент. Виды орнамента и их структура. Цвет в орнаменте.

Орнамент (лат.) - украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Ритм в природе – повторяющиеся действия или явления (дыхание, пульс, ходьба; в природе – смена дня и ночи, времен года, приливы и отливы и т. д.). Ритм в орнаменте – чередование элементов узора в определенной последовательности через определенные промежутки. Все изображения в декоративных орнаментах упрощены, т.е. стилизованы.

Стилизацияэто декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов с помощью ряда условных приемов. Упростить – значит подчеркнуть выразительные стороны предмета, опустив малозначащие детали.

Виды орнаментов

Геометрический - состоит из точек, прямых и перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звезд, и других геометрических фигур. Большим разнообразием отличаются геометрические орнаменты в странах Востока, встречается в вышивках, в украшениях ковров, в резьбе по дереву.

Растительный – состоит из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток, гирлянд и т. д. (-хохлома, городец, вышивка).

Зооморфный (зверообразный)- изображения из фантастических и реальных животных, птиц, рыб или из их отдельных частей тела (рога, конская голова и т.п.) (-вышивка, вязание, вологодские кружева, ткачество, городецкая и мезенская роспись, домовая резьба)

Антропоморфный (человекообразный)- состоит из мужских и женских фигур и полуфигур или частей лица и тела человека. Сюда же можно отнести и фантастические существа типа дева-птица, человек-конь и т. п.(русская вышивка, кружево, резьба по дереву)

Комбинированный - когда в узорах встречаются сочетания самых разнообразных мотивов: геометрических, растительных, зооморфный, антропоморфный.

^ По композиции орнаменты бывают:

1.Бесконечные: ленточные и сетчатые. 2.Замкнутые: в круге, квадрате, прямоугольнике и т.д.

Бесконечный ленточный орнамент – это орнамент в полосе: фриз, бордюр, кайма, тесьма; их можно продолжить вправо и влево.

Чередование элементов в ленточном орнаменте может быть по форме, по цвету, по цвету и по форме.Бесконечный сетчатый орнамент – это обои, паркет, ткань. В его основе может быть 17 принципиально разных типов сеток, на которых располагаются элементы орнамента. Мы с вами запишем пять: квадратная, прямоугольная, ромбическая, треугольная и сетка системы параллелограммов.

^ Замкнутые орнаменты.

В квадрате (схемы размещения).

1. Узор располагается по сторонам квадрата (скатерти, салфетки)2.Деление идет по средней линии на 4 части, в которых повторяются элементы орнамента.3.Узор идет по диагоналям.4. Зеркально – симметричное расположение узора.

В круге.

1.В центре.2. По концентрическим кругам.3. По радиусам.4.Зеркально – симметрическое расположение узора.

Орнамент, созданный в круге, делением его на равные части диаметрами, называется розеттой или розеткой.Цвет в орнаменте - одно из выразительных средств в ДПИ, рассматривается как важнейший компонент декоративного образа. Достижение выразительности в декоративной работе связано с тоновым и цветовым контрастом. Художники заботятся о гармоничном соотношении цветов, причем реальные цвета предметов могут быть заменены символическими.

3. Содержание уроков по ДПИ Программа «Изобразительное искусство 1-9 класс» под. ред.В.С.Кузина,2006. 1кл. стр.11; 2 кл. стр.25-26; 3 кл. стр.42-43; 4кл. стр.60-61.

1 класс. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи и украшений одежды, посуды, игрушек.

2 класс. Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.

Для развития детского творчества в эскизах для украшения простейших предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.

3 класс. Знакомство с новыми видами НДПИ: художественной росписью по металлу (Жостово) и дереву (Хохлома), народной вышивкой и кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, современной технической и елочной игрушкой.

Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений извеснейших центров народных художественных промыслов.

4 класс. Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами народной художественной резьбы по дереву, произведений художественной лаковой миниатюры из Палеха, росписей Русского Севера и т. д. Выполнение эскизов простейших объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции.

4. Народные художественные промыслы России.

Народное искусство – явление целостное, так как его основой является жизнь и быт людей, их представления о мироздании, трудовая деятельность, обряды и праздники. В предметах народного искусства материализовано образное мышление народа. В течение веков развивались и совершенствовались разные виды народного искусства.

В широком значении народное искусство (фольклор) - это созданные народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе: поэзия - предания, сказки, загадки; музыка – песни, наигрыши, частушки; театр – сатира, петрушечники; танец; архитектура; изобразительное и декоративно – прикладное.

Народные художественные промыслы – определяются географическим местом положением и характерными приемами обработки и декора определенного материала и создание из него различных предметов быта, украшений, игрушек и т.п. Народное искусство Руси было преимущественно крестьянским, поэтому в нем отчетливо отразился взгляд земледельца на окружающий мир, поэтому центральное место в миросозерцании занимали такие понятия как солнце, земля, вода и что на земле произрастает. Отсюда и главные персонажи народного искусства. Солнце изображали в виде креста, ромба, круга, розетки. Мифическое Дерево жизни, символизирующее нескончаемое произрастание зеленых плодов, плодородие, часто встречается в разных изображениях на полотенцах, в резьбе, кружеве, росписи игрушек и т.д. Мать – Сыра – Земля – образ, который можно узнать в вышитых полотенцах в женщинах с воздетыми к небу руками, в глиняных игрушках из самых различных областей России – баба с младенцем у груди, а по подолу яркие солнышки, в домовой резьбе. Распространены изображения коней, птиц и русалок.

Постепенно мифологическое значение древних символов забылось. Сегодня народное искусство дарит нам все те духовные и эстетические ценности, которые веками накапливал народ. В их произведениях история страны, ее сегодняшний день и будущее. Богатое и разнообразное искусство народа залог его созидательной силы, нравственного здоровья и исторического долголетия.Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного ДПИ создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены: художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву, камню, кости, ковка и литье металла, гравировка, чеканка и т.д.

К традиционным народным промыслам России относятся:

Роспись по дереву: Хохлома, Городец, Полхов - Майдан, Северная Двина, Мезень.

Керамика: Гжель, Скопин.

Русская глиняная игрушка: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская.

Русская деревянная игрушка: Богородское, Сергиев Посад.

Матрешки: Сергиев Посад, Семенов, Полхов – Майдан.

Русские художественные лаки: Федоскино, Палех, Мстева, Холуй.

Роспись металлических подносов: Нижний Тагил, Жостово.

Павловопосадские платки.

Стекло: Гусь Хрустальный, Дядьково.

Народный костюм.

5. Подготовка, структура и организация уроков декоративного рисования.

На уроках декоративного рисования дети должны наблюдать художественные образцы. Желательно обращать внимание детей на различные приемы оформления бытовых вещей, показывать сами предметы, репродукции, фотографии и т.д. Следует организовать внеклассное наблюдение предметов ДПИ в музее, выставочном зале. Наблюдения художественных образцов должны вызвать у детей желание создать свой красивый узор. Нельзя, чтобы дети копировали орнамент или узор, т.к. копия в исполнении первоклассника будет маловыразительной и принесет одно лишь разочарование. Нужно, чтобы дети самостоятельно, творчески решали эту задачу.

В основу организации урока декоративного рисования должен быть положен следующий порядок: 1.Наглядное объяснение основных закономерностей орнамента – понятие ритма, симметрии, цветовых сочетании.

2.Научить откладывать одинаковые отрезки, проводить горизонтальные и вертикальные линии и диагонали.

3.Практический показ порядка работы над орнаментом, роспись надо начинать с каймы или центра.

4.В декоративном рисовании при росписи применяется «ремесленническая техника», когда определенная краска наносится последовательно на все одинаковые элементы орнамента. Нельзя нарушать этот традиционный прием и отделывать прежде одну ритмическую единицу, а затем переходить к отделке следующей.

5.В орнаментальном творчестве дети с увлечением пользуются штампами – прикладыванием, смоченных краской, черенка кисти, шляпки гвоздя, колпачка от авторучки, пальцев и т. п. или фигур, вырезанных из сырых овощей, картона.

Последовательность знакомства с предметами народных художественных промыслов на уроках ДПИ.1.Дать правильное название промысла. Это чаще всего его географическое местоположение.

2.Назвать материал из которого выполняют изделие.

3. Сюжеты (игрушек, росписи, вышивки и т. д.)

4.Ознакомить с последовательностью изготовления предметов с учетом возрастных особенностей детей.

5.Разобрать особенности украшения и их элементы.

6.Цветовая гамма промысла и какими красками работали раньше и сейчас.

7.Ознакомить и научить основным приемам росписи характерных элементов, изучаемого промысла. Выполнение упражнений.

8.Выполнение эскиза изделия по мотивам изучаемого народного промысла.

Обязательно показать детям подлинные предметы народного промысла, а так же рисунки, фотографии, плакаты, слайды, диафильмы, фильмы.

6. Народные промыслы Тульского края.

Мы глубоко убеждены, что народное декоративно-прикладное искусство родного края призвано содействовать целостному оптимистическому мироощу­щению человека, восприятию духовно-эстетических ценнос­тей, заключенных в народном орнамен­те, в образах народного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства родного края способствуют формированию исторической памяти, осо­бых навыков мышления, определяемых постижением данного вида искусства как особого типа художественного творчества, связывающего настоящее с культурным прошлым малой родины.

Предметом научного изучения народное декоративно-прикладное искусство Тульского края стало во второй половине XIX в. Конкретные историко-географические и социально-экономиче­ские условия существования Тульского края привели к тому, что прикладное искусство в этом регионе нашло воплощение в виде художественного ремес­ла, развивавшегося в двух формах. Это, во-первых, домашнее ремесло как неотъемлемая часть крестьянского хозяйства. Во-вторых, организованное ремесло как основной вид деятельности мастеров-прикладников.

Декоративно-прикладное искусство Тульского края создавалось на протяжении столетий. При этом многие поколения мастеров, передавав­шие своё искусство непосредственно из рук в руки, вырабатывали своеоб­разные черты и традиции. В результате сегодня мы распо­лагаем полученным в наследство от предков самобытным многогранным искусством, которое необходимо бережно хранить, творчески развивать и передавать следующим поколениям.

Эстетическая культура и декоративно-прикладное искусство Тульского края донесли до наших дней вековые традиции народа, которые не должны быть утеряны и стёрты урбанизированной массовой культурой. Изучение детьми декоративно-прикладного искусства родного края имеет особое значение в повышении общего уровня эстетического и художественного образования учащихся, приобщения их к эстетическим ценностям.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что знакомство младших школь­ников с изделиями тульских мастеров во всём их мно­гообразии позволит учащимся получить представление об особенностях народного художественного творчества родного края, углубит их естест­венный интерес к декоративно-прикладному искусст­ву, окажет плодотворное положительное влияние на развитие как эмоцио­нальной сферы, так и эстетических вкусов, идеалов ре­бёнка.

Так как в условиях обучения приобщение к эстетическим ценностям предполагает овладение индивидом этими ценностями, они должны быть включены в содержание начального образования.

К народным художественным промыслам Тульского края мы можем отнести следующие:

1.Замочное и скобяное производство.2. Литье и ковка решеток и т.п.. 3. Декоративная отделка оружия (гравировка, чеканка, резьба, всечка, инкрустация и т.д.) 4. Тульские пряники, резьба пряничных досок. 5. Тульские самовары. 6.Филимоновская игрушка. 7.Тульская городская игрушка. 8.Деревянная домовая резьба. 9.Белевское кружево. 10.Гармонное производство. 11.Народный костюм и вышивка.

Подробное знакомство с народными промыслами Тульского края осуществить самостоятельно через печатные издания и посещение музеев.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План. Народное и декоративно прикладное искусство в системе начального образования. Орнамент. Виды орнамента и их структура. Цвет в орнаменте iconОбщеобразовательные программы в области изобразительного искусства...
Программа учебного предмета «Прикладное творчество» разработана на основании и с учетом федеральных государственных требований к...

План. Народное и декоративно прикладное искусство в системе начального образования. Орнамент. Виды орнамента и их структура. Цвет в орнаменте iconР. А. Гильман художественная роспись тканей
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...

План. Народное и декоративно прикладное искусство в системе начального образования. Орнамент. Виды орнамента и их структура. Цвет в орнаменте iconКалмыцкий орнамент
Основным направлением в его развитии стал орнамент. Калмыцкий народный орнамент представляет собой оригинальную, разнообразную по...

План. Народное и декоративно прикладное искусство в системе начального образования. Орнамент. Виды орнамента и их структура. Цвет в орнаменте iconГудзенко л. Г., старший преподаватель
«Духовые инструменты (народные)»; 1-16 01 10-02 «Пение (народное)»; 1-17 02 01-04 «Хореографическое искусство (народный танец)»;...

План. Народное и декоративно прикладное искусство в системе начального образования. Орнамент. Виды орнамента и их структура. Цвет в орнаменте iconОсновная образовательная программа начального
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

План. Народное и декоративно прикладное искусство в системе начального образования. Орнамент. Виды орнамента и их структура. Цвет в орнаменте iconПредседатель Молодежной общественной организации «Союз молодежи начального...
По «лазер таг» среди учебных заведений начального и среднего профессионального образования города Якутска

План. Народное и декоративно прикладное искусство в системе начального образования. Орнамент. Виды орнамента и их структура. Цвет в орнаменте iconСписок победителей XX районного конкурса-фестиваля детского и юношеского...
...

План. Народное и декоративно прикладное искусство в системе начального образования. Орнамент. Виды орнамента и их структура. Цвет в орнаменте iconКонтрольные вопросы к экзамену по социологии
Структура социологического знания: теоретическое, эмпирическое, прикладное знание

План. Народное и декоративно прикладное искусство в системе начального образования. Орнамент. Виды орнамента и их структура. Цвет в орнаменте iconПояснительная записка Программа учебного предмета «Пленэр»
Программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным...

План. Народное и декоративно прикладное искусство в системе начального образования. Орнамент. Виды орнамента и их структура. Цвет в орнаменте iconРеферат Тема: Искусство в системе культуры
Какие дисциплины изучают искусство? 3

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов