Скачать 99.43 Kb.
|
«Авангард» как феномен художественной культуры ХХ века Авангард - совокупность всех пестрых и многообразных новаторских, революционных движений и направлений в художественной культуре XX в. Приобрел глобальное значение мощного феномена художественной культуры, знаменовавшего начало качественно нового грандиозного переходного периода в культуре в целом; фактически авангард знаменовал последнюю страницу эпохи Культуры и начало ПОСТ-культуры. Основное поле функционирования новаторского, экспериментального искусства от первого десятилетия XX в. и до 50-60 гг. (прежде всего, в европейско-американском ареале) и составляет феноменально-семантическое поле авангарда. Косвенные побудители авангарда в сфере научной мысли - открытия первой трети ХХ века в областях ядерной физики, химии, математики, психологии; в философии — основные учения постклассической философии от Шопенгауэра, Ницше, Киркегора до Бергсона, Хайдеггера и Сартра; в психологии-психиатрии - прежде всего, фрейдизм и возникший на его основе психоанализ; в социальных науках - социалистические, коммунистические, анархистские теории. К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся их осознанный заостренно экспериментальный характер; революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства (особенно его последнего этапа — новоевропейского) и традиционных ценностей культуры; резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обывательским, «буржуазным», «академическим»; в визуальных искусствах и литературе — демонстративный отказ от утвердившегося в XIX в. «прямого» (реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности, или — миметического принципа; безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения; а отсюда — и часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями А. самих себя и своих произведений, направлений, движений и т. п.; стремление к стиранию границ между традиционными для новоевропейской культуры видами искусства, тенденции к синтезу отдельных искусств (в частности, на основе синестезии), их взаимопроникновению, взаимозамене. Остро ощутив глобальность начавшегося перелома в культуре и цивилизации в целом, авангард принял на себя функции ниспровергателя старого, пророка и творца нового в своей сфере — в искусстве. Этот процесс начался еще в прошлом веке и на рубеже столетий с появлением символизма, импрессионизма, постимпрессионизма, модерна (ар нуво) и активно продолжился во всех основных направлениях и движениях искусства первой пол. XX в. Авангардисты демонстративно отказываются от большинства художественно-эстетических, нравственных, духовных ценностей европейско-средиземноморской культуры, прежде всего, и стремятся утвердить и абсолютизировать (и здесь они, как правило, крайне категоричны и непримиримы) найденные или изобретенные ими самими формы, способы, приемы художественного выражения. Обычно они сводятся к абсолютизации и доведению до логического завершения (часто предельно абсурдного с позиции традиционной культуры) того или иного элемента или совокупности элементов художественных языков, изобразительно-выразительных приемов традиционных искусств, вычлененных из традиционных культурно-исторических и художественных контекстов. При этом цели и задачи искусства видятся представителям различных направлений А. самыми разными вплоть до отрицания вообще искусства как такового, во всяком случае в его новоевропейском смысле. К основным направлениям и фигурам авангарда относятся фовизм, кубизм, абстрактное искусство, супрематизм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, метафизическая живопись, сюрреализм, додекафония и алеаторика в музыке, конкретная поэзия, конкретная музыка, кинетическое искусство, а также такие крупные фигуры, не принадлежавшие в целом ни одному из указанных направлений, как Пикассо, Шагал, Филонов, Модильяни, Джойс, Пруст, Кафка. «Модернизм» как феномен художественной культуры ХХ века Неоднозначное понятие, использующееся в науке в нескольких смыслах. В наиболее широком из них оно употребляется для обозначения большого круга явлений культуры и искусства авангардно-модернизаторского характера, возникших под влиянием НТП в техногенной цивилизации рубежа ХIХ - XX вв., начиная с символизма и импрессионизма и кончая всеми новейшими направлениями в искусстве, культуре и гуманитарной мысли XX в., включая все авангардные движения вплоть до его антипода - постмодернизма. Более строгим представляется суженное значение термина «модернизм» как одного из трех главных этапов развития искусства в XX в.: авангарда, модернизма и постмодернизма. Модернизм наследует многие достижения и находки собственно авангарда, но отказывается от его бунтарского, эпатажного манифестаторства. Модернизм - это своего рода академизировавшийся авангард. Хронологически апогей модернизма приходится на 1940-е - 70-е гг., то есть частично захватывает и поздний авангард, и ранний постмодернизм, являя собой как бы некое посредствующее звено между ними. Начиная с поп-арта, кинетизма, минимализма, всевозможных акций, инсталляций, концептуального искусства, энвайронментов, художники модернизма выводят арт-объекты за рамки собственно искусства в традиционном понимании, разрушают границы между искусством и окружающей действительностью, часто активно вовлекают зрителя в процесс творчества-созерцания-участия в арт-проектах. С модернизма в сфере художественной культуры начинает формироваться энвайронментальная эстетика, и в нем заключены основные истоки ПОСТ-культуры. В ряде своих арт-направлений модернизм с 1960-70-х гг. перетекает в постмодернизм. «Постмодернизм» как феномен художественной культуры ХХ века Постмодернизм - широкое культурное течение, в чью орбиту в последние три десятилетия ХХ века были вовлечены философия, эстетика, искусство, наука. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращая его в среду обитания человека культуры. Философско-эстетическая основа постмодернизма - идеи французских постструктуралистов и постфрейдистов о деконструкции (Ж. Деррида), языке бессознательного (Ж. Лакан), шизоанализе (Ж. Делёз, Ф. Гваттари), а также концепция иронизма итальянского семиотика У. Эко, американского неопрагматика Р. Рорти. Психологи видят в постмодернизме симптом панического состояния общества, эсхатологической тоски индивида. Искусствоведы рассматривают его как новый художественный стиль, характеризующийся возвратом к красоте как к реальности, повествовательности, сюжету, мелодии, гармонии. Символы постмодернистской эстетики – лабиринт, ризома. Ризома – воплощение нового типа эстетических связей – нелинейных, хаотичных, бесструктурных, множественных, запутанных. Симулякр (Ж.Бодрияйр) – одно из ключевых понятий постмодернистской эстетики, занимает в ней место, принадлежавшее в классических эстетических системах художественному образу. Для постмодернизма характерна модификация основных эстетических категорий: новый взгляд на прекрасное как сплав чувственного, концептуального и нравственного, пристальный интерес к безобразному, эстетизация безобразного. Возвышенное замещается удивительным, трагическое -парадоксальным. Центральное место занимает комическое в его иронической ипостаси: иронизм становится смыслообрззующим принципом мозаичного постмодернистского искусства. Сознательный эклектизм питает гипертрофированную избыточность художественных средств и приемов постмодернистского искусства. Постмодернистские эксперименты стимулировали также стирание граней между традиционными видами и жанрами искусства, развитие тенденций синестезии. Усовершенствование и доступность технических средств воспроизводства, развитие компьютерной техники и информатики подвергли сомнению оригинальность творчества, «чистоту» искусства как индивидуального акта созидания, привели к его «дизайнизации». Постпостмодернизм Новейшее течение неклассической эстетики конца XX в. В классификационном плане наследует постмодернизму и трактуется как один из этапов эпохи «постмодерности» (М. Эпштейн); конец «героического» периода постмодернизма и перехода к «мирной жизни» (В. Курицын); свидетельство исчерпанности, усталости постмодернизма. Постпостмодернизм, в отличие от модернизма и постмодернизма, выдвигает некоторые новые эстетические и художественные каноны, а не те или иные общие подходы к эстетическому. Его эстетическая специфика состоит в создании принципиально новой художественной среды «технообразов» (А. Коклен), чье сущностное отличие от традиционных «текстообразов» заключается в замене интерпретации «деланием», интерактивностью, требующими знания «способа применения» художественно-эстетического инструментария, «инструкции». Основное течение постпостмодернизма— художественная виртуалистика (^ Переход от постмодернистской интертекстуальности к постпостмодернистскому стиранию границ между текстом и реальностью происходит как в буквальном (компьютерная квазиреальность), так и в переносном смысле: сошлемся на роман американского постпостмодерниста П. Остера «Стеклянный город» с его новым пиранделлизмом, экспериментами над судьбой. ^ Меценатство (Меценат - имя богатого римского гражданина эпохи Августа, покровителя поэтов) - покровительство и бескорыстная материальная поддержка мастерам искусства или каким-либо начинаниям в художественной жизни. Меценатство известно с древности: среди крупных меценатов были монархи (Людовик XIV, Пётр I, Екатерина II), князья церкви (папа Юлий II), правители (Козимо и Лоренцо Медичи в Италии эпохи Ренессанса), банкиры (Футгеры, Ротшильды). В России дворянское и купеческое меценатство имело большое значение для развития искусства, музеев и художественных промыслов, особенно в конце 19 – начале 20 веков: известными меценатами были в это время П.М.Третьяков, А.А.Бахрушев, С.И.Мамонтов, княгиня К.М.Тенишева, С.И.Щукин, И.А. и М.А.Морозовы. В Беларуси среди крупных меценатов можно назвать Радзивиллов, Тизенгаузов и др. В настоящее время более употребителен термин спонсорство, спонсор – человек или организация, вкладывающие деньги в искусство, музеи, галереи и художественную жизнь и получающие в обмен определенные блага (от рекламы до материальной прибыли). ^ Экспертиза – исследование и оценка художественного произведения, требующая специальных знаний и исследований, состоит из трёх частей: искусствоведческой визуальной экспертизы, технико-технологической экспертизы, маркетинговой (рыночной) экспертизы. Визуальная экспертиза представляет собой первый этап атрибуции - определения авторства и периода исполнения работы автором, а при невозможности этого – эпохи, страны, предполагаемого круга художников или художественной школы. При этом используются историко-архивные изыскания, иконографический и стилистический анализ. На современном этапе процесс атрибуции невозможно представить без технико-технологической экспертизы. Технико-технологическая экспертиза проводится реставраторами, рентгенологами, химиками, графологами. В их задачу входит определение с помощью специальной аппаратуры сохранности и подлинности произведения путем анализа красок, холста, лака, манеры нанесения мазков и других технических деталей, характеризующих конкретный индивидуальный художественный почерк. Экспертиза даёт возможность выявлять первоначальный вид произведения, а также поздние неавторские вмешательства (реставрации, записи, наведенные позже поверх оригинального красочного слоя подписи, монограммы, даты и т.п.). Применяются различные методы анализа, самыми распространенными из которых являются рентгенографическое исследование, исследование в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, микрохимический и спектральный анализы. Окончательный вывод об авторстве, подлинности и художественной ценности произведения делается на основе сопоставления результатов визуальной и технико-технологической экспертизы. Опираясь на точную атрибуцию и заключение о безусловной подлинности, можно проводить маркетинговую экспертизу, дающую достаточно точное представление о рыночной стоимости произведения на момент экспертизы. Маркетинговая экспертиза проводится на основании изучения данных о мировой рыночной конъюнктуре произведений данного автора, стиля, эпохи в текущем сезоне с учётом особенностей регионального рынка и конкретных художественных достоинств произведения. |
![]() | Московский открытый фотоконкурс любительской фотографии «фото-авангард», далее «Фотоконкурс», проводится Государственным бюджетным... | ![]() | До начала же 50-х годов проектирование в значительной степени было интуитивным, а все определения дизайна носили описательный характер,... |
![]() | «второй натурой». И все-таки сама культура — природный феномен, потому что человек. Ее созидающий— биологическое явление. Человек... | ![]() | Биография как способ характеристики институциональной сферы художественной культуры |
![]() | Биография как способ характеристики институциональной сферы художественной культуры | ![]() | Как всякое историческое явление, она отражает те изменения, которые происходят в обществе в определенную эпоху, в социальных отношениях,... |
![]() | Одобрено методической комиссией совета по гуманитаризации образования и воспитания 06. 2011 (протокол № ) | ![]() | Ссср и во многих других странах. В 70—90-е годы под его руководством были созданы коллективные труды по истории эстетической мысли,... |
![]() | Положение о «ii кубке авангард по танцевальным дисциплинам чир-спорта» 2013г является основанием для командирования спортсменов,... | ![]() | Основные разделы философии: онтология гносеология, философская антропология, социальная философия |