«Решение художественно-образных задач в процессе освоения техники батик»




Скачать 212.16 Kb.
Название«Решение художественно-образных задач в процессе освоения техники батик»
Дата публикации08.07.2013
Размер212.16 Kb.
ТипРешение
zadocs.ru > Культура > Решение
Анкета руководителя практического

курса по батику (роспись по ткани)

Ситдиковой Р.Ф.


  1. Место проведения курса: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского технического творчества «Биктырыш» Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

  2. Руководитель: Ситдикова Рената Фаиловна, 1982 г.р.

  3. Образование: Самарский Государственный Педагогический Университет, факультет Институт Художественного Образования, 2008 г, Уфимский педагогический колледж №2, художественно-графический факультет, 2004 г.

  4. Специальность: Преподаватель изобразительного искусства, специализация: Батик

  5. Занимаемая должность: Педагог дополнительного образования

  6. Общий пед.стаж: 8 лет

  7. Аттестована 11.12.2006 г. на I квалификационную категорию

  8. Практический курс на тему «Решение художественно-образных задач в процессе освоения техники батик»

  9. Срок реализации данной темы: 4 года

  10. Программа курса была апробирована с учащимися 5-6 классов, представлена на конкурсе программ мастер-классов по декоративно-прикладной и изобразительной деятельности, адаптирована для работы с участниками старшей возрастной группы (18-60 лет)

  11. С представленным опытом работы знакома Мартикова Т.В., ст.преподаватель кафедры Изо и ДПИ Самарского государственного педагогического университета

  12. Ожидаемые результаты реализации программы курса:

- распространение позитивного творческого опыта в городе;

- выявление граждан, желающих освоить теоретические знания и практические навыки по батику;

- повышение профессионального мастерства руководителя и участников курса;

- получение объективной оценки успешности представленного педагогического опыта;

- совместная отработка методических подходов и способов решения художественно-образных задач в технике батик;

- рефлексия участниками курса уровня собственного профессионального мастерства;

- определение задач саморазвития участников курса и индивидуальных программ самообразовательной работы в технике батик.

^ Программа практического курса

на тему

«Решение художественно-образных задач

в процессе освоения техники батик».


  1. Фактор успешности в проведении курса

Успешность обучающей деятельности обусловлена учетом принципов обучения изобразительному искусству в различных направлениях художественного образования.

Первое направление «Школа рисунка – графическая грамота» (В, Кузин)

1.Воспитывающее обучение.

2.Научность обучения.

3.Наглядность обучения.

4.Систематичность и последовательность обучения.

5.Сознательность и активность в обучении.

6.Доступность обучения.

7.Прочность усвоения учебного материала.

8.Проблемное обучение.

Второе направление – «Понимание, переживание и посильное создание художественного образа» (Б. Юсов)

1.Всеобщность художественного воспитания.

2.Преподавание искусства как эстетического явления в тесной связи с ролью искусства в жизни.

3.Единство обучения и художественного творчества.

4.Единство практической деятельности и искусства.

5.Единство работы на плоскости и объёмно-пространственных видов художественной деятельности

6.Относительная самостоятельность задач и развития художественного восприятия.

7.Единство требований искусства и педагогических условий их реализации в работе с учащимися.

Третье направление – Целостный подход: «Формирование художественной культуры как части духовной культуры (Б. Неменский)»

1.Закон художественного уподобления.

2.Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения)

3..Принцип постоянства с жизнью.

4.Принцип опоры на апогей явления в искусстве.

5.Принцип единства формы и содержания в процессе обучения.

6.Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков.

Опираясь на представленные принципы художественного образования, были выработаны положения, определяющие результативность и достижение целей курса:

- организация индивидуальной познавательной творческой деятельности участников курса;

- построение изучаемого теоретического материала и практических заданий по принципу «от простого к сложному»;

- логический переход от одной темы к другой, от овладения одной техникой батика к другой;

- выбор оптимальных форм и методов обучения;

- постановка проблемных задач, ориентированных на развитие образного творческого мышления участников.


II. Обоснование актуальности проблемы практического курса:

В современном мире, который немыслим без модернизированной техники и инновационных технологий, люди все чаще уделяют внимание ручному творчеству. За последние годы резко возросло число желающих граждан среднего и старшего возраста, желающих научиться создавать уникальные картины и изделия, приносящие радость автору и восхищение окружающих.

Создавать новый уникальный мир, не копируя мир действительности, – это удел декоративно-прикладного искусства. Батик – один из видов ДПИ, отличительной особенностью которого является изображение объектов реальной действительности декоративным языком, передача в нём художественного образа изображаемого.

Чтобы научить обычных граждан, не имеющих профессиональной художественной подготовки, передавать художественный образ, необходимо решить ряд задач: обучить участников курса преобразованию (стилизации) формы, стилистически трансформировать предметы, умению органичного введения декора в изображение, научить верно сочетать выбранный декор с характером изображаемой конкретной формы объекта; развить творческие способности каждого из участников курса, образное мышление, чувство композиционного равновесия и цветовой гармонии, привить навык чувства цвета.


III. Опора на научные и психолого-педагогические теории.
Концепция художественного образования

в Российской Федерации

Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

Концепция художественного образования в Российской Федерации опирается на основополагающий государственный документ – «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России.

Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства:

- право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;

- свободу литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности;

- обязанность заботиться ос охранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Система художественного образования включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего и профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, в том числе и детских школах искусств.

Цели и задачи художественного образования:

Целями художественного образования на современном этапе являются:

- обеспечение реализации Национальной доктрины образования в РФ;

- повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;

- сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства.

Исходя из них, художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:

- формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения;

- создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;

- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

- сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

- приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

- реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;

- широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей, юношества, а также старшего поколения;

- формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России;

- использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;

- привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

- вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;

- выявление художественно одарённых детей и молодёжи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

Осуществление вышеперечисленных целей и задач связано с необходимостью решения современных проблем в области культуры, которые отражают переживаемые российским обществом трудности в экономике и социальной сфере. К этим проблемам относятся:

- недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества;

- культурный нигилизм значительной части молодёжи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются;

- усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает всё более элитарный характер;

- второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях;

- распространение платных форм обучения, на фоне низкого уровня жизни основной части населения, невозможность приобретения специальных инструментов, современных технических средств и материалов, что становится препятствием на пути получения образования в области искусства части одарённой молодёжи;

- чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования, особенно в рамках общеобразовательного процесса.

Преодоление существующих противоречий и устранение острых проблем, стоящих перед обществом, являются составной частью тех целей и задач, которые стоят перед национальной системой художественного образования.

К настоящему времени сложилось и действует на практике три основные направления обучению изобразительному искусству. Каждое из них имеет свои цели, своё содержание, свою структуру и реализуется через свою программу.

Первую концепцию всеобщей графической грамоты представляет традиционная, наиболее массовая программа, действующая в большинстве школ страны. Её современные авторы – В.С.Кузин, Н.Н. Ростовцев. Это направление имеет свои истоки – время становления Российской Академии художеств (18 в.), когда принципы и методы подготовки профессиональных художников в крайне упрощённом виде были «спущены» в общеобразовательные школы на уроки рисования. Основным содержанием и методом профессиональной и общеобразовательной подготовки считалось рисование с натуры.

То, что было профессионально необходимым и значимым для подготовки художников – профессионалов, искусственно переносилось на общее образование. Основной теоретической и методической базой обучения являлась классическая школа реализма, разработанная мастерами русской академической школы: П.П.Чистяковым, Д.Н.Кардовским, М.Д.Бернгитейном, Б.В.Иогансном, П.Я.Павлиновым, В.А.Фаворским и др.

Первая концепция «Графическая грамота»

В 1930-1960 годах утилитарное значение обучению рисованию в школе усилилось как средство технической подготовки школьников. Освоение учащимися «графической грамоты», техники изображения окружающих объектов стало целью программ по рисованию, обязательных для всех школ страны. В 70-х годах название предмета «Рисование» изменилось на «Изобразительное искусство», но суть и принципы обучения от этого не изменились. Основополагающее значение рисования с натуры осталось в традиционных программах, действующих во многих школах и в настоящее время (программы, разработанные под руководством В.С.Кузина).

Вторая концепция целостного подхода к обучению и воспитанию, опирающаяся на категорию «Художественный образ»

Разработана в конце 60-х – начале 70-х заведующим лабораторией НИИ художественного воспитания АПН СССР профессором Б.П.Юсовым.

Её основная идея – «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися». Принципиально отличалась от предыдущих, она во главу угла обучения поставила художественный образ как главный метод и как результат процесса создания художественного образа в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Изобразительная грамота наполнилась новым содержанием, идущим от специфики языка, от способов создания художественного образа. Причём эти способы не ограничиваются только рисованием с натуры, но предполагает разнообразные виды изобразительной деятельности в процессе работа с натуры, по памяти, представлению, на основе фантазии и воображения.

Впервые за много лет искусство в школе стало пониматься как предмет художественно развивающий и художественно воспитывающий.


Третья концепция приобщения к мировой художественной культуре

Разработана в начале 70-х годов проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника Б.М.Неменского.

Её главная идея – формирование художественной культуры как части духовной культуры. Она выбрала всё лучшее, что было в предыдущих концепциях, в том числе и теории художественного воспитания, разработанной а 20-30-е годы – теоретическое наследие П.П.Блонского, А.В.Бакушинского, С.Шацкого, П.И.Выготского и др., а также опыт художественного образования в других странох. Художественный образ в этой концепции занял место средства формирования художественной культуры учащихся и тем самым поставил личность ребёнка во главу угла обучения и воспитания, усилив социальные функции искусства.

^ 3. Содержание занятий, количество часов.
Тематическое планирование мастер-класса по батику








Тема



Основная цель

Тип занятия, виды и формы работы

Кол-во

часов

Задания, рекомендуемые участникам

1.

Введение. Виды и приёмы изготовления батика.

1. Знакомство с участниками мастер-класса.

2. Изучение истории возникновения батика, его видов, технологий изготовления.

3. Формирование навыков работы с материалами и инструментами.

4. Знакомство с правилами техники безопасности.

Вводное занятие

Беседа,

лекция с использованием информационных технологий, выполнение практических упражнений, анкетирование.

2

1. Диагностический тест на выявление личностных особенностей (гибкость мышления, способность к свободной художественной работе) «Классификация по цвету и форме».

2. Подготовка инструментов и материалов.

3. Упражнение «Радуга» (цветовые переливы на ткани).

4. Упражнение «Эффект соли».

5. Упражнение «Накрапывание» в технике горячего батика.

6. Домашнее задание: выполнение салфеток методом узелкового и горячего батика.

2.

Батик в элементах одежды. Методика росписи аксессуаров в одежде.

Обучение методике изготовления аксессуаров в одежде узелковым батиком и методом штамповки: платков, шарфов.

^ Изучение нового материала

Проблемная беседа с экскурсом в историю, практическая работа, анкетирование.

2

1.Диагностический тест «Экспериментирование с красками».

2. Выполнение упражнений по технике узелкового батика (метод складывания, метод «вспышки», метод «картофельные штампики»).

3. Роспись платка, шарфика по заданному стилю.

3.

Декоративная композиция в батике

Обучение созданию декоративной композиции посредством цвета в технике холодного батика.


^ Защита времен года в виде дискуссии (работа в командах «Зима» - холодная цветовая гамма, «Лето» - теплая цветовая гамма).

Практическая работа: создание декоративной композиции по готовому картону.

2

1. Цветовой тест Люшера.

2. Упражнение «Эмоции и цвет».

3. Упражнение «Звоночек» (родственные и контрастные цвета в декоративной композиции).

4. Выполнение декоративной композиции по заданному картону в технике холодного батика.

4.

Экскурсия в музей им. Нестерова

1. Изучение индивидуального почерка и манеры письма художников и интерпретация их в своей композиции.

2. Обучение навыку подмечать характерные особенности современных направлений в изобразительном искусстве.


Работа с впечатлениями от восприятия художественных произведений

3

1. Упражнение «Почувствуй настроение».

2. Отзыв-анализ о художественных произведениях.

3. Домашнее задание: выполнение декоративной композиции на основе понравившегося произведения.

5.

Художественный образ в батике

1. Обучение способам и приемам создания художественного образа.

2. Развитие умения цветового решения в декоративной композиции.

3. Обучение созданию монокомпозиции из простых геометрических форм или форм, приближенных к ним.

4. Обучение умению дополнительными изобразительными средствами добиваться равновесия в композиции.

Изучение нового материала

1. Ролевая игра «Фантазия»

2. Мини-презентации созданных художественных образов (групповая работа).

3.Индивидуальная работа по уравновешиванию фигуры правильной геометрической формы (круг, квадрат, ромб). 4. Практическая работа: Создание художественного образа рыбы.


2

1. Упражнение «Создай новый образ».

2. Упражнение «Дорисуй фигуры».

3. Упражнение «Презентация».

4. Задание «Образ рыбы» - по указанному направлению.

Домашнее задание: выполнение уравновешенной композиции из трёх фигур, две из которых имеют одинаковую форму и размер, а третья контрастная им по форме.


6.

Этнические мотивы в батике.

1. Знакомство с орнаментами и символикой народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.

2. Обучение применению национального орнамента в батике.

3. Воспитание толерантности и поликультурности.

Комбинированное занятие

1. «Копилка народной мудрости» - круглый стол, дискуссия по выявлению особенностей орнаментики разных культур.

2. Работа в этнических микрогруппах.

3. Индивидуальная работа по созданию ленточного орнамента свадебного платья различных этнических культур.

2

1. Задание: свадебный обряд у разных народов (песни, свадебная одежда, орнамент, убранство, угощения).

2. Упражнение «Орнамент в свадебном платье».

3. Упражнение: выполнение орнамента в круге, квадрате.

4. Домашнее задание: разработка эскиза платка родной нации.

7.

Художественный образ животных в технике росписи ткани

1. Обучение преобразованию реалистического образа животных в декоративный.

2. Обучение умению подмечать и показывать в работе характерные особенности строения животного, манеру поведения, отображать то главное, чем природа наделила животное.

3. Развитие образного мышления, творческих способностей педагогов.

3. Закрепление навыков стилизации.

Изучение нового материала с применением информационных технологий и ТСО.

1. Выступление участников мастер-класса с докладами и презентациями репродукций картин художников-анималистов.

2. Индивидуальная работа по выполнению декоративных зарисовок с использованием чучел птиц и животных, атласов-определителей, энциклопедий.

3

1. Доклады-презентации участников мастер-класса на темы «Морская фауна», «Полёт птиц», «В мире животных» (По выбору участников).

2. Упражнение «Птица» - выполнение декоративного изображения птицы в разных ракурсах

3. Упражнение на сочетание линий и различных графических фигур с использованием орнаментального декора при стилизации образа животного.

4. Практическая работа: создание композиции представителей отряда пресмыкающихся и земноводных (ящерицы, черепахи, крокодилы, лягушки, змеи).

5. Домашнее задание: Декоративный рисунок насекомых с применением солевых, парафиновых и прочих эффектов.



8.

Художественный образ растений в технике росписи ткани

1. Обучение преобразованию реалистического образа растений в декоративный.

2. Обучение умению подмечать характерные особенности объектов, заострять на них внимание, делая композиционные акценты, и подчиняя им всё изображение.

3. Овладение способами художественной обработки формы с целью усиления выразительности её природных качеств.

4. Закрепление навыка работы в технике холодного батика.

Тип занятия – погружение

1. Пленэрные зарисовки растений.

2. Индивидуальная работа по стилизации образа растений в декоративный. 3. Создание декоративной композиции «Весенний букет».

3

1. Упражнение «Понаблюдай».

2. Упражнение «Образ растения» - выполнение стилизованного изображения двух контрастных по своим природным качествам растений (например, нежный вьюн и колючий татарник).

3. Упражнение «Стилизация» - выполнение стилизованной декоративной композиции из природных растительных форм (по выбору автора).

4. Практическая работа «Весенний букет».

9.

Зачетное занятие


1. Обобщение, закрепление и систематизация полученных знаний и умений в ходе проведения мастер-класса.

2. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.


Занятие обобщения и систематизации ЗУН

1. Выставка-презентация лучших работ, выполненных в течение мастер-класса «Мой вернисаж».

2. Коллективная практическая работа: роспись ширмы «Времена года» узелковым и холодным батиком.

3. Круглый стол «Вдохновение» - обмен впечатлениями, мнениями и анализ полученного опыта.

4. Вручение сертификатов о прохождении курса мастер-класса.

3

1. Просмотр и анализ представленных работ экспертами.

2. Роспись по группам 4-х частей ширмы «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» и соединение их в целостную композицию – «Времена года».

3. Оценивание экспертами коллективной творческой работы по заданным критериям (целостность композиции, цветовая гармония, уровень профессионализма и качество работы).

4. Круглый стол «Вдохновение» - ответы на вопросы: Чему я научился? Больше всего мне понравилось… Мастер-класс научил меня… Самым важным в период обучения было… Я бы хотел(а)… и тд.

5. Подведение итогов работы мастер-класса и торжественное вручение сертификатов его участникам.

Всего часов:

22






^ 4.Типы занятий, виды и формы организации.

Изучение батика на занятиях развивает эмоционально-образное восприятие мира, воображение, вызывает у участников курса желание самостоятельного творческого труда.

С целью формирования творческого общения, чувства коллективизма в программу вводятся групповые и коллективные задачи: работы по изучаемой теме собираются в единую композицию.

Практикуются разнообразные формы проведения занятий: беседа, ролевые игры, выставки, экскурсии, круглые столы, «погружения», пленэр, дискуссии, проблемные беседы, использование информационных технологий и ТСО и др.


  1. ^ Прогноз результатов работы участников курса.

По освоении курса участники должны

знать:

- правила и порядок проведения работы по изготовлению декоративных композиций;

- термины и понятия: декоративная композиция, художественный образ, стилизация, кракле, резерв, колорит, «накрапывание», «солевой эффект», «картофельные штампики»;

- историю возникновения техники батик, его виды, технологии выполнения, практическое и эстетическое значение;

- технику безопасности при выполнении работы с использованием красителей, резерва.

- виды тканей и их свойства;

- законы цветоведения и формообразования;

- способы стилизации и преобразования формы изображаемых объектов;

- методику, методы, приемы и способы обучения воспитанников технике батика.

уметь:

- решать художественно-образные задачи в процессе изготовления изделий в технике батик;

- работать инструментами;

- создавать декоративные и стилизованные композиции, аксессуары к одежде, элементы декора интерьера в техниках холодного и горячего батика;

- использовать техники батика при создании художественных образов: «накрапывание», «солевой эффект», «картофельные штампики»

- применять теоретические знания в практической работе.

Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая всё новые его стороны в зависимости от поставленных задач.

На занятиях по батику вопросу стилизации природных форм уделяется большое внимание, так как данные объекты всегда доступны и работа с ними помогает овладеть аналитическим мышлением и способом оригинального выражения натуры в трансформированных формах, т.е. производить преломление увиденного через индивидуальность художника, развить художественно-образное восприятие окружающего мира. Стилизованное изображение изучаемых объектов даёт возможность находить всё новые оригинальные способы отображения действительности, отличного от иллюзорного, фотографического изображения.

Таким образом, можно сказать, что в результате освоения техники батик решаются художественно-образные задачи.

Библиография:
1. Аранхейм Р.Л. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

2. Богомолов В. Тестирование детей, серия «Психологический практикум», - Ростовн/д: «Феникс», 2003.

3. Бородина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениров. М.: Высшая школа, 1990.

4. Буткевич Л.М. История орнамента: Учебное пособие для вузов. М., 2003.

5. Власов В.Г. Стили в искусстве. СПб., 1996.

6. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1984.

7. Волкотруб Ж.Т. Основы комбинаторики. Киев, 1986.

8. Даценко Л.М. Роспись ткани и набойка. Л.: Гос.- уч.-пед. Изд-во, 1961.Диль Г. Пикассо, альбом. М., 1995.

9. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. – М.: ВАКО, 2006. -128 с.

10. Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе В.С. Кузина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 186 с.

11. Жолобчук А.Я. Подарки из батика.- Ярославль: Академия развития, 2000. - 78 с.

12. Журнал «Валентина – роспись по шёлку», Изд. Дом ОВА-ПРЕСС. М.: 1995, № 1.- 47 с.

13. Зайцев Е.А. Наука о цвете и живопись. М., 1986.

14. История искусства зарубежных стран. М., 1982.

15. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М., 1910.

16. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981.

17. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителя, 2-е изд., доп. И перераб. М.: Просвещение, 1997.

18. Куприн А.В. Натюрморт. М., 1971.

19. Кустодиев В.М. Образ и цвет. М., 1971.

20. Лихачёв Б.Т. Эстетическое воспитание в школе. М.: Педагогика, 1980. – 136 с.

21. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. – М. : Гуманитар. Изд. ВЛАДОС, 2005. – 144 с.

22. Малахова С.А., Журавлёва Т. А., Козлов В.Н. Художественное оформление текстильных изделий. М., 1988.

23. Матюшин М.В. Закономерности изменяемости цветовх сочетаний. М., 1932.

24. Матюшин М.В. Опыт художника новой меры.М., 1926.

25. Миронова Л.Н. Язык пространства и цвета. Техническая эстетика. № 3,1988.

26. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: Просвещение,2005. – 142 с.

27. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. М.: Совхуд, 1966

28. Платонова Н.И., Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика, 1983.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Решение художественно-образных задач в процессе освоения техники батик» iconПоложение о Первом петербургском международном батик-форуме Цели и задачи батик-форума
Координацию работ по подготовке и проведению Первого петербургского международного батик-форума осуществляет Оргкомитет батик-форума....

«Решение художественно-образных задач в процессе освоения техники батик» iconРешение задачи геологического изучения разреза путём оперативной...
Комплексирование методов гирс при решении геологических и геолого-промысловых задач

«Решение художественно-образных задач в процессе освоения техники батик» iconРешение статистических задач в excel практикум Санкт-Петербург 2008...
Статистика. Практикум «Решение статистических задач в excel» для студентов специальности 080105. 65 (060400), 080109. 65 (060500),...

«Решение художественно-образных задач в процессе освоения техники батик» iconРешение задач выбора источников, путей и способов получения информации....
Социальные технологии — это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов...

«Решение художественно-образных задач в процессе освоения техники батик» iconРешение задач линейного программирования Цель работы
Цель работы: Изучение возможностей пакета Ms Excel при решении задач линейного программирования. Приобретение навыков решения задач...

«Решение художественно-образных задач в процессе освоения техники батик» iconРешение научно-технических проблем освоения космического пространства....
Возникновение взаимосвязей между наукой и техникой. Технические знания эпохи Возрождения (15-16 вв.)

«Решение художественно-образных задач в процессе освоения техники батик» iconВажная роль в реализации крупномасштабных задач дальнейшего подъема...
Успешное решение многих задач, выдвинутых в Продовольственной программе, в большой мере будет зависеть от своевременного ввода в...

«Решение художественно-образных задач в процессе освоения техники батик» icon7. Решение задач по алгебре и геометрии(МИ)

«Решение художественно-образных задач в процессе освоения техники батик» iconГосударственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Линейное программирование сейчас широко используется в экономике, для решения производственных задач, выбора стратегии управления...

«Решение художественно-образных задач в процессе освоения техники батик» iconУчебное пособие предназначено для освоения студентами основных разделов...
Учебное пособие предназначено для освоения студентами основных разделов охраны труда: «Законодательство в области охраны труда»,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов