Скачать 13.2 Mb.
|
Энтони Гидденс Социология Оглавление СОЦИОЛОГИЯ 1 СОЦИОЛОГИЯ Э.Гидденс _______________________________________________________________________________________ Предисловие Книга Э. Гидденса — это курс лекций, который автор читает уже много лет в Оксфорде. Гидденс предлагает студенту самому поразмышлять над социальными проблемами с разных точек зрения, с позиций различных теоретических подходов. Один из крупнейших теоретиков современной социологии, Гидденс излагает собственное понимание социологической теории, суть которого — акцент на активности человека — “социального агента”. Классическая социология (Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Карл Маркс и другие) исходила из парадигмы науки XVIII-XIX вв., согласно, которой научное знание опирается на объективную реальность, чьи законы должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Маркс подчеркивал, что философия не может ограничиваться объяснением мира, но должна помочь в его переустройстве. В той или иной степени объективистский тип мышления характерен для всей классической науки с разницей лишь в одном: некоторые мыслители полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, не насиловать саму природу; другие исходили из концепции переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода — эволюционистский и конфликтологически-революционный. Не будем обсуждать здесь справедливость того и другого. Подчеркнем лишь их общую основу: опора на объективность социального знания. Сегодняшнее представление о социальной науке, так называемая постклассическая парадигма, существенно отличается от классики. Две важнейшие составляющие радикально меняют взгляд на науку вообще и социологию в частности. Признается влияние на итог научного знания метода, теории и, кроме того, активной позиции самого исследователя, его нравственной установки, его рассудочности или предрассудков. В итоге научное знание в классической форме как безусловно объективное ставится под сомнение, скорее признается относительность знания в определенных, достаточно хорошо очерченных границах. Гидденс — представитель этой нежесткой социологии, в которой и сам исследователь должен быть достаточно гибок, непредвзят в отношении используемых теоретических подходов, и в которой признается решающая роль социального субъекта (индивидов, общественных групп, движений) в преобразовании социальных структур соответственно их интересам. Социальный субъект своей активностью скорее приспосабливает общественные структуры сообразно интересам общественных групп, ищет компромиссы с другими социальными субъектами или вступает с ними в противоборство. Но, во всяком случае, он не предстает перед нами жестко зависимым от экономических и социально-культурных безличных факторов, он активно с ними взаимодействует. (16стр) Курс общей социологии Энтони Гидденса, опубликованный восемь лет тому назад, имел примечательный подзаголовок: “Учебное пособие девяностых годов”. Гидденс подвергает конструктивной критике классическое наследие прошлого века, равно как и структурный функционализм Т. Парсонса. Именно ему принадлежит формула “ортодоксальный консенсус”, каковой он характеризовал состояние западной теоретической социологии в начале 70-х годов. Этот консенсус опирался на согласие относительно “естественного” процесса эволюционного развития общества, в ходе которого углубляется дифференциация социальных структур и институтов. Социальные катаклизмы последнего десятилетия, крах общественной системы, “построенной” по задуманному ее конструкторами “научно обоснованному” проекту, обострили главные проблемы социологического знания. Социология 90-х годов развивается в поисках ответов на ключевые вопросы социальной теории: как соотносятся сложившиеся социальные структуры и действующие в них страждущие социальные субъекты? Что есть социальное: от нас не зависящие общественные отношения, социальные институты, взаимосвязи и/или создаваемые людьми их образы, которые и определяют социальное поведение, побуждают к коллективным социальным действиям? Каковы пространственные и временные границы “социального”, то есть должна ли социальная теория исходить из доминанты “данное общество”, “данная цивилизация”, “данное мировое сообщество”? Как прошлое воздействует на настоящее и как настоящее предопределяет будущее в человеческой активности — индивидуальной и коллективной, спонтанной и целенаправленной? Автор постоянно задается вопросом: что же из классики прошлого и нашего XX века остается ценным, а что должно быть подвергнуто серьезным сомнениям? Во многих главах читатель обнаружит раздел “Оценка данного подхода” (в оригинале “assessment” — оценка знания, унаследованного от предшественников). Какова, например, “ценность” теории Маркса? Гидденс подчеркивает, что Маркс, безусловно, многое объясняет в отношении крупных исторических сдвигов. Но вместе с тем Гидденс пишет, что в качестве единственного анализа социальных изменений концепция Маркса вызывает существенные возражения. Неясно, насколько в теорию смены социально-экономических формаций вписываются неевропейские цивилизации, “в которых политическая и военная власть в большей мере была средством приобретения богатства, нежели его результатом”. Не менее критически относится Э. Гидденс и к эволюционистам, справедливо утверждая, что аналогия социального развития с повышением уровня адаптированное™ общества вряд ли уместна. Сомнительно и представление о прогрессе как восхождении по уровню сложности, дифференцированности социальных систем (Спенсер, Парсонс); скорее Гидденс разделяет идею многофакторности социальных изменений, то есть влияния на социальные процессы и среды, и экономики, и культуры, и политических институтов. В различных эпизодах социально-исторического процесса эти факторы приобретали разное значение. Поэтому, в отличие от многих других авторов учебных пособий, Гидденс уделяет немало внимания сравнительному анализу социальных процессов в разных культурах и обществах, в странах “ядра” современной мировой системы и в странах “второго” и “третьего” миров. Он анализирует позитивные процессы в капиталистическом и социалистическом обществах, равно как и изъяны этих формаций. Социология 90-х, по Гидденсу, не может замыкаться в рамках узкодисциплинарной области. Современная социология предполагает исторический подход и “прозрачные” границы с множеством социально-гуманитарных дисциплин. И это (17стр) не декларативная позиция, но “работающая” методология. Э. Гидденс щедро вводит в социологию исследования антропологов, психологов, экономистов, следует логике социально-исторического анализа. Книга заставляет размышлять, не ограничиваясь простым изложением фундаментального социологического знания. Конечно, это знание достаточно полно представлено, а нужные определения содержатся в приложении — “Глоссарии”. Но главное заключено в самой методологии раскованного мышления автора, гибкости и неожиданности рассмотрения одного и того же социального явления с разных точек зрения и, в конечном итоге, определении собственной, авторской позиции. Особенно показательна глава “Социальные изменения: прошлое, настоящее и будущее”. Автор подчеркивает необходимость рассматривать социальные изменения в общемировом контексте, в более общей системе экономических, социальных, социокультурных и политических взаимосвязей всех обществ на планете Земля. Он справедливо сомневается в правдоподобии использования таких понятий, как “рыночный капитализм* и “социализм”, рассуждает о возможных конфигурациях развития социальных процессов в новой мировой ситуации, получившей совершенно иной облик с началом перестройки в СССР и последующего распада так называемого социалистического лагеря — “второго мира”, как его называли в конце 70-х гг. Будет ли наш мир “двух-с-половинным” или “полуторным”, то есть ближе к странам “третьего мира”, развивающимся странам Азии и Африки, или он будет приближаться К обществам “первого мира”, развитым индустриальным странам, как пойдет этот процесс запаздывающей модернизации в России? Такого рода вопросы невольно возникают при чтении книги Гидденса. Вместе с тем эта книга — именно учебное пособие, систематически излагающее основы социологической теории и методологии социологического исследования. Лекционный курс Гидденса ориентирован в двух направлениях: предметно-содержательном (например, культура, общество, социальное взаимодействие и повседневная жизнь), но в то же время и проблемном (“девиации”, этно-национальные конфликты, глобализация), то есть предлагает анализ современных социальных проблем с хорошими иллюстрациями фактических данных и их интерпретаций в разных теориях; структуралистских, герменевтических, феноменологических, деятельностных. Гидденс - очень продуктивный автор в смысле глубины проникновения в существо социальной теории. Его главная теоретическая работа, вошедшая в современную социологическую классику, — монография “Конституция общества” (1984)1). Не общественная система, заметьте, но именно конституция — основной закон общества. Деятельностный подход свойствен целому ряду других лидирующих теоретиков современной социологии. Например, монография Петра Штомпки названа “Общество в действии: теория социального становления”, книга Джеффри Александера — “Действие и его контекст” (1988), а работа Маргарет Арчер — “Культура и социальный субъект” (1985)2). Эти книги и ряд других приходятся на середину 80-х годов — (18стр) период нового подъема в развитии социологической теории с акцентом на роль социального субъекта. Это — социология активного социального субъекта. Гидденс — крупный социальный мыслитель, автор многих работ по истории социальной мысли. Его книга — курс лекций по теоретической социологии, не оторванной от фактуального знания, но опирающейся на добротный эмпирический базис. Именно этим и полезна для нашего читателя предлагаемая книга. Надо заметить, что лекционный курс Гидденса прекрасно структурирован. Все разделы содержат необходимые ссылки на другие главы; основные понятия, которые студент должен освоить, перечислены, и, помимо того, объяснены в глоссарии. Изучение книги Гидденса доставляет, помимо всего, и эстетическое удовольствие. И в жизни Энтони Гидденс — непосредственный, раскованный, остроумный собеседник, быстро реагирует на реплику, критический выпад, во время лекции садится на край стола, снимает пиджак или начинает расхаживать по аудитории и рассуждать как бы про себя. Очень любит спорить, радуется, если вопрос острый. Наверное, так и только так рождается живая мысль, новое знание. Поздравляю нашего читателя с возможностью общаться с Энтони Гидденсом. Профессор В. А. Ядов _______________________________________________________________________________________ ^ Книга написана с верой в то, что социология призвана играть ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимать центральное место среди социальных наук. Преподавая социологию для новичков и профессионально уже подготовленной аудитории в течение длительного времени, я пришел к убеждению, что необходимо пересмотреть некоторые направления развития этой дисциплины. Предлагаемая книга ~ это попытка не просто написать еще один вводный курс, но очертить основные перспективы и проблемы социологии. Моей целью было написать книгу, в которой некоторая оригинальность сочеталась бы с анализом всех основных вопросов, занимающих современных социологов. Несмотря на то, что многие мои предыдущие работы были связаны с теорией, я никогда не считал, что теоретические споры интересны сами по себе. Теоретическое рассуждение ценно только в том случае, если оно помогает осветить эмпирические данные. Здесь я старался определить предпосылки важнейших достижений теоретической мысли нашего времени. Лучшим способом налаживания связи между теорией и исследованием является активная попытка понять суть социальных институтов, поэтому я сделал акцент на изучении определенных проблем и областей социологии. В книге нет чрезмерно изощренных рассуждений, тем не менее, в ней содержатся идеи и результаты самых последних изысканий этой дисциплины. Надеюсь, что я представил здесь не пристрастный подход, а трезвый анализ основных перспектив реальной социологии. Это новое издание “Социологии”, оно подверглось всесторонней переработке. Я сохранил без изменений общий порядок книги, поскольку он, по-видимому, был воспринят одобрительно, но значительная часть содержания самих глав была переписана заново. Я обновил все ссылки на эмпирические работы, за исключением различных классических исследований. Со времени написания первого варианта учебника в мире многое изменилось. В то время еще существовал Советский Союз, в Соединенных Штатах у власти стоял Рональд Рейган, а в Британии — Маргарет Тэтчер. Все это ушло в прошлое, и я отразил эти события и их последствия в тексте. Новое издание содержит около 40 тысяч слов нового материала, множество новых графиков, таблиц, иллюстраций и других изменений. Ряд изменений был вызван замечаниями и предложениями читателей. Я хотел бы выразить свою благодарность всем, кто взял на себя труд написать мне, поскольку их помощь для меня существенна. ^ Книга построена вокруг набора основных тем, каждая из которых определяет особый характер работы. Первая тема — отношение социального и личного. Социологическое мышление — важная помощь в самопознании, которое в то же время оборачивается (20стр) лучшим пониманием социального мира. Изучение социологии должно быть опытом освобождения: социология развивает наши склонности и воображение, открывает новые перспективы в понимании источников нашей активности и углубляет нашу способность воспринимать культурные установки, отличающиеся от наших собственных. Поскольку социологическая деятельность становится вызовом догмам, она учит ценить культурное разнообразие и позволяет нам видеть внутренние механизмы социальных институтов. Занятие социологией открывает возможности развития свободы в человеческой личности. Вторая тема — меняющийся мир. Социология возникла в результате индустриальных трансформаций социального строя Запада, что в значительной степени привело к изменению форм, характерных для предыдущих обществ. Созданный в процессе индустриализации мир является основным проблемным объектом социологического анализа. Социальные изменения продолжаются, и, возможно, мы стоим в преддверии изменений, столь же фундаментальных, как те, что произошли в конце XVIII и в XIX веке. Первейшей обязанностью социологии является необходимость отразить изменения, произошедшие в прошлом, и уловить основные направления сегодняшнего развития. В-третьих, для книги характерен последовательный сравнительный подход. Изучение социологии не может идти только путем познания институтов какого-то отдельного общества. Несмотря на то, что я задал исследованию определенный крен в отношении Британии, оно сбалансировано чрезвычайно богатым материалом, относящимся к другим обществам и культурам. Сюда входят исследования, проводившиеся в других западных странах, также я ссылаюсь на материал, связанный с Россией и восточноевропейскими обществами. Индустриальные общества не могут изучаться независимо от третьего мира, и эта книга включает гораздо больше материала о развивающихся странах, чем любое предшествующее введение в социологию. Кроме того, я обращаю внимание на связь социологии и антропологии, проблемы которых достаточно широко соприкасаются друг с другом. Ввиду тесных связей, объединяющих общества во всем мире, а также ввиду фактического исчезновения многих форм традиционных социальных систем социология и антропология становятся все более неразделимыми. В-четвертых, в книге признается необходимость исторической ориентации в социологии. Это означает гораздо больше, чем просто изображение “исторического контекста”, в котором имеют место события. Информация такого рода необходима, поскольку знания студентов по истории, даже сравнительно недавней, могут быть весьма ограниченными. Одной из важнейших тенденций последних лет стало в социологии возрождение исторического анализа. Его следует понимать не только как способ приложения социологического мировоззрения к прошлому, но скорее рассматривать как основу нашего понимания современных институтов. В книге широко используются современные исследования в области исторической социологии, они создают основу для интерпретаций, предлагаемых в различных главах. В-пятых, особое внимание в книге обращено на проблемы гендера. Изучение гендера обычно считается особой областью внутри социологии в целом, и книга содержит отдельную главу, посвященную размышлениям и исследованиям на эту тему. Тем не менее, проблемы гендерных отношений настолько фундаментальны для социологического анализа, что не могут просто быть сведены к одному частному подразделу дисциплины, поэтому многие главы содержат разделы, связанные с проблемами гендера. (21стр) Шестая, основная тема книги — глобализация общественной жизни. На протяжении слишком долгого времени в социологии доминировало мнение, что общества можно рассматривать как независимые образования, но даже в отношении прошлого это неверно. Сегодня же мы наблюдаем явное ускорение процессов глобальной интеграции, и это, например, очевидно при рассмотрении распространения международной торговли через государственные границы. Влияние постоянно возрастающей глобализации не вполне изучено даже в специальной литературе по социологии, и почти повсеместно игнорируется на уровне вводных курсов. Акцент на глобализацию в этой книге также тесно связан со значимостью, придаваемой сегодня взаимозависимости первого, второго и третьего миров. ^ В начале книги не делается краткого обсуждения основных социологических концепций. Вместо этого понятия объясняются, когда они вводятся в соответствующих главах, и я старался иллюстрировать идеи и теории конкретными примерами социологических исследований. В иллюстративных целях часто использовались материалы из неакадемических источников (например, газетные репортажи). Я стремился сделать книгу живой и “полной сюрпризов”, и выдержать стиль настолько простым и непосредственным, насколько это было возможно. Среди академических дисциплин нет предмета более захватывающего и яркого, чем социология, если к ней правильно подойти. Главы расположены в последовательности, установленной в расчете на постепенное овладение различными областями социологии, но я учел возможность гибкого использования книги при чтении различных специальных курсов. Главы можно пропускать или изучать в любом порядке без особого ущерба. Каждая из глав достаточно автономна, и в соответствующих пунктах имеет перекрестные ссылки на другие главы. Шесть частей этой книги представляют собой исчерпывающий обзор основных разделов социологии. Часть 1 состоит из одной главы и знакомит с основными особенностями предмета. Часть 2 посвящена культуре, обществу и индивиду; в ней анализируются взаимодействия между влияниями общества и личностным опытом, много внимания уделено проблемам гендера. Эти главы касаются проблем культуры, развития различных типов человеческого общества, социализации, повседневного социального взаимодействия, конформности и девиаций. В части 3 исследуются темы неравенства, власти и идеологии. Здесь рассматриваются несколько важнейших разделов социологии: стратификация, этническая и расовая принадлежность, группы и организации, политика и государство, война и вооруженные силы. Часть 4 посвящена основным социальным институтам и анализу их влияния на ключевые области человеческого существования. В главах этой части рассматриваются брак и семья, образование и средства массовой информации, работа и экономическая жизнь. Часть 5 объединяет главы, в которых особый упор сделан на теме изменений. в ней анализируются глобализация, современный урбанизм, население, его здоровье и старение, революционные и общественные движения. Глава заканчивается рассмотрением общественных изменений в целом. Наконец, в части 6 рассматриваются основные методы исследований и теоретические перспективы социологии. Несмотря на то, что этот материал помещен в конце книги, его можно изучать на любом этапе. (22стр) ^ Каждая глава тщательно структурирована для того, чтобы сделать процесс обучения не только систематичным, но и занимательным. Насколько это возможно, она сопровождается кратким резюме, а также перечнем основных понятий и терминов, в ней представленных. Все эти понятия и термины включены в глоссарий в конце книги. Глоссарий представляет собой обширный источник ссылок. Когда новое понятие встречается в тексте впервые, оно выделяется жирным шрифтом; основные термины выделены курсивом. ^ Обращайтесь с книгой как с другом, а не как с противником. Сама книга достаточно велика, потому что она всеобъемлюща. Не нужно бояться того, что придется читать каждую главу, или того, что их необходимо изучать в предложенном порядке. Каждую главу можно использовать более или менее самостоятельно. Если вы читаете книгу в связи с преподаваемым курсом, подгоняйте порядок глав к схеме, предложенной преподавателем. Используйте часть 6, “Методы и теории в социологии”, как источник для пополнения информации, изложенной в остальных главах. Если хотите, вы можете читать эту часть самой последней, как она помещена в книге. Тем, кто ранее не был знаком с социологией, мы рекомендуем именно такую стратегию. Тем, кто взял в руки книгу, будучи в какой-то степени уже знакомым с предметом, может быть полезно сначала прочитать главы 21 и 22, “Социология: методы исследования” и “Развитие социологической теории”. Это позволит вам углубить понимание других глав. |
![]() | Междисциплинарные связи социологии (социология и социальная философия, социология и история, социология и психология, социология... | ![]() | Социология как наука: предмет; объекты; место среди других наук. Уровни и структура социологического знания. Социология как прикладная... |
![]() | Социология – это наука об обществе. Термин «социология» впервые появился в 1839 г. В названии 6-го тома «Курса позитивной философии»... | ![]() | |
![]() | ... | ![]() | Социология в современном мире, ее значение в познании и регулировании социальных явлений и процессов |
![]() | Социология – наука, которая изучает структуры общества, их элементы, условия существования и социальные процессы, протекающие в этих... | ![]() | Социология – это своеобразная анатомия и физиология общества, позволяющая выявлять его нормальное и патологическое состояние и предлагать... |
![]() | Кулагин Р. А. Социология. – Рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень)... | ![]() | Охватывают фундаментальные вопросы по базовым курсам, изученным за 5 летпоследующим разделам основной образовательной программы специальности... |