Реферат по дисциплине: Основы духовной культуры




Скачать 238.24 Kb.
НазваниеРеферат по дисциплине: Основы духовной культуры
Дата публикации13.07.2013
Размер238.24 Kb.
ТипРеферат
zadocs.ru > Культура > Реферат
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное Государственное

бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»

(ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»)

Факультет Технологический

Кафедра ____ТИК СС____

Специальность «Стандартизация и сертификация»

Работа допущена к защите

_________________________

подпись руководителя

« ____ »_____________20 11г

Реферат
по дисциплине: Основы духовной культуры

на тему: Тайны римских катакомб


Выполнил ________________И.Г. Головченко

(подпись) (инициалы, фамилия)

Группа СС Тб 11

Проверил _______________И.Г. Шарков

(подпись) (инициалы, фамилия)

г. Шахты 2012

Содержание.

Введение………………………………………………………………………...…3

  1. Открытие и изучения катакомб…..…………………….……………...… 4

  2. Возникновение захоронений…………………………….………….…….5

  3. Строение катакомб……………………………………….………………..7

  4. Живопись римских катакомб……..……………………………………...10

  5. Катакомбы сегодня…………………………………………………….….12

Заключение……………….………………………………………………………14

Библиографический список………………………………………….………….15

Введение

Искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений [1].  Христианское искусство - это вид религиозного искусства. Понятие религиозного искусства следует связывать с такими произведениями художественного творчества, которые несут в себе целый спектр религиозных значений. Ошибочно думать, что религиозное искусство заключается только в иконописи и архитектуре, оно охватывает произведения живописи, скульптуры, музыки, а также произведения декоративно-прикладного искусства (фрески, литые изделия, вышивка).

Христианское искусство, понимаемое в широком смысле, включает в себя те произведения, в которых художественными средствами выражаются христианские  идеи и устремления. Оно объединяет в себе два, казалось бы,  не соединимых направления: с одной стороны, это тенденция условно, изображать божественный сверхчувственный мир,   передается  это божественное с помощью символов и знаков, а с другой стороны -  тенденция к реалистическому изображению земных явлений, образов и событий.

Искусство первых христиан (2-5 вв.) делится на два этапа: до 313 г., когда христианство не было в Римской империи официально признанной религией, и после, когда император Константин I Великий специальным эдиктом разрешил его свободное исповедание.

Древнейшие памятники христианского искусства находятся в римских катакомбах. Первоначально катакомбы назывались "цементери" (лат. coemeterium) - "покои". Лишь одна из coemeteria, подземные погребальные галереи под церковью Святого Себастьяна в Риме, называлась ad catacumbas (от греч. katakymbos - углубление) [2, с. 17]. Само происхождение слова катакомбы спорно и точно не установлено, но известно, что впервые оно стало употребляться в связи с этим местом погребения.

Катакомбы Рима - сеть античных катакомб, использовавшихся в период раннего христианства по большей части как места погребе­ний. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб, боль­шинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги.

Несмотря на огромное значение катакомб в общественной и ре­лигиозной жизни первоначального христианского общества, о них не сохранились сведения, когда, кем и как они были устроены. [3, с. 47]
^

Открытие и изучение катакомб


Все дороги ведут в Рим. На протяжении нескольких столетий все дороги любителей раннехристианских древностей сходились, по старой пословице, в Риме. Этому было много причин. Центр западного христи­анства был единственной из столиц поздней античности, остававшейся в руках христиан на протяжении всего средневековья и Ренессанса. Константинополь и города Малой Азии, Ближнего Востока, Египта и Магриба вошли в состав исламского мира и вплоть до конца XIX в. здесь было трудно вести работы. К тому же в Риме был сосредоточен огромный потенциал для исследования позднеантичных и средневеко­вых памятников. Шедевры зодчества первых веков здесь все еще ис­пользовали как храмы. Оригинальные погребальные сооружения, преж­де всего катакомбы, привлекали своей таинственностью. [4, с. 71]

Римские катакомбы были найдены 31 мая 1578 года. Работники на вино­граднике к северу от города (Виа Салариа Нуова) случайно попали в наклонную штольню, которая привела их к скрытому глубоко под зем­лей кладбищу. Вдоль узких галерей тянулись ряды погребений, закры­тых каменными досками с надписями; они выводили в небольшие залы (кубикулы), стены которых были расписаны композициями («Даниил во рву львином», «Добрый пастырь», «Крещение Господне» и др.). Карди­нал Бароний писал о необыкновенном впечатлении, произведенным этой криптой на посетителей. По его словам, под городом открылся еще один Рим — подземный. [4, с. 73]

Полномасштабные исследовательские работы в катакомбах начались только с XIX века, когда вышли в свет работы, посвящённые их истории и живописи. К таким работам относятся сочинения Джузеппе Марки, Джованни Батиста де-Росси (открыл катакомбы святого Каллиста), монументальное сочинение А. Фрикена «Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства» (1872—85 годы). В конце XIX века русский художник-акварелист Ф. П. Рейман (1842—1920) за 12 лет работы создал свыше 100 листов копий наиболее хорошо сохранившихся катакомбных фресок.

С 1929 года катакомбами и проводимыми там исследованиями управляет Папская Комиссия по священной археологии созданная по предложению де-Росси ещё в 1852 году. Институт христианской археологии при комиссии занимается охраной и сохранением открытых катакомб, а также исследованием живописи и дальнейшими раскопками. Задачами исследователей римских катакомб остаётся толкование иконографии катакомбной живописи, а также открытие новых захоронений и новых участков известных катакомб. [5]
^

Возникновение захоронений


Первые катакомбы у ворот Рима возникли в дохристианскую эпоху: так, например, сохранились иудейские катакомбы (итал. Catacombe Ebraiche) на Аппиевой дороге. В отношении происхождения катакомб нет определённой точки зрения. Существует гипотеза, что они являются остатками древних каменоломен или более древними подземными путями сообщения. Также существует мнение Джованни Батиста де-Росси и его последователей, что катакомбы являются исключительно христианским сооружением, так как их узкие ходы непригодны для извлечения из них камня, а сама порода катакомб непригодна для использования в качестве строительного материала. [6, с. 233]

Захоронения в катакомбах образовались из частных земельных владений. Римские собственники устраивали на принадлежавшем им участке одиночную могилу, или целый семейный склеп, куда допускали своих наследников и близких, подробно обозначая круг этих лиц и их права на могилу. В дальнейшем их потомки, переходившие в христианство, допускали для погребения на своих участках единоверцев. Об этом свидетельствуют многочисленные надписи, сохранившиеся в катакомбах: «[Фамильная] усыпальница Валерия Меркурия, Юлитта Юлиана и Квинтилия, для почтенных его отпущенных и потомков того же вероисповедания, что я сам», «Марк Антоний Рестут построил склеп для себя и своих близких, кто верит в Бога». Подземные ходы соответствовали границам владений и были соединены друг с другом многочисленными галереями, образовывая таким образом своего рода решётку (катакомбы святого Каллиста). Некоторые катакомбы представляли собой ответвления от основного хода, иногда также в несколько этажей.

Христиане переняли во  II веке обычай хоронить усопших (в том числе мучеников и жертв преследований при языческих императорах) в катакомбах. К V веку старые катакомбы были расширены, а также были построены новые. Именно от совершения богослужений в катакомбах на гробах мучеников ведёт начало христианская традиция совершения  литургии  на  мощах святых.

Лишь первоначально катакомбы являлись только местом христианского погребения и поминания усопших. Во время гонений в катакомбах также служили Литургию. Катакомбы никто не использовал для убежища во время гонений.

Миф о том, что римские катакомбы служили христианам тайным укрытием в эпоху гонений, сложился еще в XVI-XVII веках. Однако теперь бесспорно, что места погребения христиан были известны римским властям, не препятствовавшим такому использованию частной земли. Любое захоронение считалось в Риме священным, неприкосновенным местом, и этот закон распространялся в том числе на христианские кладбища, что, однако, не мешало в период обострения гонений засыпать часть из них. Подземные коридоры катакомб служили местом встречи, где совершались совместные поминальные службы, возносились молитвы об упокоении душ усопших. Первоначально в катакомбах не было больших помещений, удобных для больших собраний верующих. Однако уже к IV веку площадь подземных галерей значительно увеличилась, а после того, как император Константин положил конец гонениям на христиан, они стали популярным местом паломничества для всех, кто хотел помолиться у гробов пострадавших за веру мучеников. Римский папа Дамасий I (366-384) предпринял масштабную реконструкцию катакомб, укрепив в них своды и стены и восстановив некоторые порушенные временем могилы. С именем этого папы связывают начало угасания традиции подземных захоронений. Ему приписывается надпись, сделанная в катакомбах Сан Каллисто: «Здесь я желал бы сложить свои кости, но убоялся потревожить священный прах святых». [7]

В катакомбы входили также гипогеумы — от латинского (лат. hypogeum) — помещения религиозного назначения, однако с точно не установленной функцией, а также зачастую небольшой зал для трапез, зал для собраний и несколько шахт для освещения (лат. luminare). В «Апостольских постановлениях» (ок. V века) содержится прямое указание на встречи ранних христиан в катакомбах: «…без наблюдения собирайтесь в усыпальницах, совершая чтение священных книг и поя псалмы по почившим мученикам и всем от века святым, и по братьям своим, почившим о Господе. И вместообразную приятную евхаристию царского тела Христова приносите в церквах своих и в усыпальницах…». Об устойчивой традиции совершать богослужения в катакомбах свидетельствует одна из надписей, найденных в XVI веке Цезарем Баронием в катакомбах святого Каллиста: «Какие горькие времена, мы не можем совершать в безопасности таинств и даже молиться в наших пещерах!». [8]

После гонений, особенно при св. Дамасе, катакомбы становятся местом паломничества и почитания мучеников. После падения Рима подземные галереи перестали быть местом погребения. Гробницы начали расхищать. Чтобы уберечь от дальней­шего разграбления останки святых, папа Павел I перенёс их в преде­лы города и построил над ними большие базилики. Сами катакомбы были забыты и заброшены. И лишь в XIX веке учёные начали заново исследовать эти реликвии прошлого. [3, с. 48]

Строение катакомб

Что же такое представляют собою эти катакомбы? Для наглядного представления об общем строении катакомб отправимся в катакомбы Каллиста. Не более как в один час пути из центра старого Рима мы достигаем до загородного, довольно уединенного места, где расположены эти катакомбы: с обширного плато открывается превосходный вид на живописные окрестности Рима. Спустившись в катакомбы Каллиста на глубину 10—15 метров, мы вступаем в тесное помещение, откуда начинаются коридоры катакомб. Мрак непроглядный, едва разгоняемый слабыми фитилями, с которыми мы вступаем в этот подземный лабиринт; редко-редко промелькнет здесь слабый дневной свет чрез узкое отверстие в своде или люминарий, напоминающий глубокий колодезь; воздух довольно удушливый, сырой, что особенно заметно в летнюю пору. Погрузившись в этот подземный мрак, посетитель испытывает довольно тяжелое впечатление, которое остается в памяти надолго.

Освободившись от первого гнетущего впечатления и сделав десятка два-три шагов вслед за проводником, мы не только уже распознаем величие окружающей нас среды по многим признакам, но и подмечаем некоторые черты самого плано-расположения катакомб: знание это особенно легко и скоро дается в катакомбах Каллиста, Агнии и Острианских, отличающихся правильностию планорасположения. Катакомбы представляют собою сеть переплетающихся между собою коридоров с разбросанными кое-где среди них более или менее обширными помещениями. Идя по одному из коридоров, мы встречаем скоро другой коридор, пресекающий наш путь; пред нами, таким образом, три пути: прямо, направо и налево. Какой бы из этих путей мы ни избрали, везде встретим приблизительно одно и то же расположение, то есть после нескольких шагов по коридору встретим опять новый поперечный коридор или попадем в кубикулу — комнату, от которой опять несколько путей ведут в разные стороны. Путешествуя таким образом продолжительное время по коридорам, то повышающимся постепенно, то понижающимся, мы можем незаметно перейти в следующий нижний этаж катакомб, а таких этажей в некоторых катакомбах несколько.

Попав в один из нижних этажей в катакомбах Домитиллы и добравшись до люминария, чрез который проникает сверху слабый свет, мы немало были удивлены тем, что совершенно незаметно спустились так глубоко внутрь земли: по-видимому, мы находились на глубине саженей 12. Положение оказалось совершенно неожиданным!.. Впрочем, спуск в нижние этажи не всегда возможен по причине почти постоянного присутствия здесь воды. Немного нужно времени для того, чтобы совершенно запутаться в этом лабиринте галерей и потерять возможность выбраться на свет без помощи опытного проводника.

В общем расположении катакомб различаются, таким образом, коридоры и отдельные помещения. Коридоры катакомб по большей части узки: в некоторых местах еще можно стоять здесь двоим и даже троим в ряд, в других едва можно пробраться одному, но в катакомбах Домитиллы они во многих местах настолько широки, что возможно ехать по ним в экипаже. Высота их также неодинакова: в некоторых местах они низки — не более двух аршин, в других достигают нескольких саженей.

Важнейшее археологическое содержание катакомбных галерей или коридоров составляют древнехристианские гробницы, в виде ниш в несколько футов длины по направлению длины стены, несколько футов (2—3) в высоту и несколько футов в глубину стены. Это так называемые loci или loculi; некоторые из них предназначались для одного лица, другие (loci bisomi, trisomi) для нескольких вместе. Ниши эти, смотря по высоте коридора и качеству грунта, расположены по направлению высоты в один, два, три ряда, а в некоторых катакомбах число этих рядов в высоту доходит до 10. В устроенное таким образом место помещалось тело умершего, предварительно омытое, намащенное различными ароматами и завернутое в полотно (бальзамирования с очищением внутренностей древние христиане не допускали). Вместе с телом умершего в гробницу помещались некоторые предметы семейной и общественной жизни, как то: платье, оружие, монеты, драгоценности, рукоделье, сосуды всякого рода и формы, богослужебная и домашняя утварь. Когда тело умершего и все нужное было уложено, тогда отверстие loculus'a снаружи закладывалось каменною плитою, края смазывались цементом, чтобы предохранить труп от соприкосновения с внешним воздухом, и в этот цемент вставлялись иногда монеты и даже так называемые фиалы — сосуды с красным веществом, назначение которых доселе составляет еще предмет разногласий: одни видят в них сосуды с кровью мучеников, другие с вином или бальзамом. На плите полагалась надпись, в которой означалось время погребения, имя умершего, количество прожитых им лет, месяцев, дней и даже часов; здесь же высекались символы, как условные знаки различения могилы умершего и его вероисповедания, например монограмма имени Иисуса Христа, рыба, пальмовая ветка, птичка с масличною веткою в клюве и тому подобное. Эти символические знаки и точные хронологические указания дают ключ к истории памятников катакомб и их научной классификации.

Однако же все, что мы видим в коридорах катакомб, представляет лишь часть тех сокровищ древностей, которые найдены в этих подземельях. В науке принято различать три вида помещений: малые (кубикулы), средние (крипты) и большие (капеллы). Первые из них были семейными склепами, предназначавшимися для погребения лиц известного семейства. Форма их весьма разнообразна: находят кубикулы четырехугольные, пятиугольные и круглые; по стенам их расположены углубления (loculli) в несколько рядов и в значительном количестве. Передняя сторона кубикулы иногда имеет форму полукруглой ниши, наподобие алтарной апсиды в храме: здесь иногда помещалась гробница мученика, иногда в виде мраморного саркофага со скульптурными украшениями.

Сходны по форме с кубикулами и крипты, но назначение их было, по всей вероятности, различно. Кубикулы — фамильные склепы, а крипты — небольшие церкви, в которых христиане во времена гонений отправляли свое богослужение. Применительно к требованиям христианского богослужения, передняя сторона крипты предоставлена была в распоряжение духовенства, остальная занималась мирянами. Алтаря особого, в нашем современном смысле, здесь не было: его заменяла небольшая полукруглая апсида, или ниша, отделенная низкою решеткою, следы которой в некоторых катакомбах сохранились до настоящего времени; в этой нише устанавливалась гробница мученика; она-то и служила престолом, на котором совершалась евхаристия. Отсюда — от древнего обычая совершать евхаристию на гробнице мученика — ведет свое начало соблюдаемый доселе в церкви обычай полагать мощи на престол в антиминсе. По сторонам этого престола или гробницы устраивались места для епископа и пресвитеров. Средняя часть крипты, назначенная для мирян, не имела специальных приспособлений. Освещалась крипта иногда посредством ламп, иногда же посредством особых люминариев, устроенных в своде крипты: чрез них проникал в крипту дневной свет. Лучшее понятие о таких криптах дает так называемая папская крипта в катакомбах Каллиста.

Наконец, самые большие помещения катакомб принято называть капеллами или церквами. Отличие их от крипт заключается в величине и подробностях отделки. Между тем как крипты состоят по большей части из одного помещения и редко из двух, капеллы имеют их несколько. В криптах нет особых отдельных алтарей, в капеллах они есть; там женщины помещались в одном отделении с мужчинами, здесь отведено для них особое помещение; такие же особые помещения отводились здесь для несовершенных членов общины. Крипты назначались для таких собраний, в которых принимали участие не более 70 или 80 человек, капеллы же назначались для собраний более многолюдных. [9]

Мы наметили главнейшие черты устройства катакомб для того, чтобы показать местоположение живописей: живописи эти расположены по стенам и сводам катакомбных помещений и галерей.

Живопись римских катакомб

Современная археологическая критика доказала, что древнейшие христианские памятники изобразительного искусства восходят к первым векам христианства. Образцы изображений найдены в катакомбах. Что священные изображения на первых порах были весьма немногочисленны, это ясно из того, что, несмотря на блестящие успехи современной христианской археологии, доселе найдено их не особенно много. Иначе, впрочем, не могло и быть. Условия жизни, среди которых поставлены были первые христиане, располагали скорее к скудости, чем к изобилию в этом смысле. С какой бы стороны мы ни посмотрели на эти условия, повсюду увидим, что христиане должны были остерегаться обильного распространения священных изображений. К этой осторожности прежде всего побуждал состав самой христианской общины. Для христиан из язычников, а отчасти и для иудеев, священное изображение могло послужить предметом соблазна: язычник с понятием об изображении привык соединять понятие об идоле, а потому христиане, желая совершенно отклонить язычников от их прежних заблуждений и показать им высоту христианского учения, опирающегося на идею духовности. Но всего важнее в этом случае было то, что в первоначальную эпоху христианства недоставало самых существенных условий для быстрого развития художества, именно: представлялась большая трудность сразу определить во всех подробностях идею христианства и отыскать для нее соответствующие художественные формы.

Искусство катакомб есть прежде всего искусство вероучительное. Потолки и стены в них были украшены орнаментальными росписями, заимствованными из убранства жилых домов того времени, сюжетами Ветхого и Нового Завета, различными символами. Основным принципом этого искусства является образное выражение учения Церкви через изображение конкретных событий Священной Истории.

Очень интересно отметить отношение между языческими и хри­стианскими циклами и их взаимное влияние: иногда сами художники, приглашённые расписывать гипогеи, не были верующими, и, кроме того, опасность открытой христианской исповеди и само отсутствие христианской изобразительной традиции побуждали постепенно соз­давать некий «язык для посвященных», понимаемый маленьким кру­гом христиан. Для создания нового языка выбираются знаки, исторические сцены или даже мифологические образы.
В первую очередь символика употреблялась как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждеб­ном окружении.

Здесь мы можем увидеть ранние христианские символы изобра­жения Христа: агнец представляет собой ветхозаветный прообраз Его крестной жертвы. В катакомбах часто изображены монограммы Аль­фа и Омега - с обеих сторон Христа (Аз есмь Альфа и Омега). Часто встречается изображение Христа в виде Доброго Пастыря. Большее число изображений Доброго Пастыря в катакомбах относится к III -IV векам. Данное символическое изображение Иисуса возникло на основе сюжета евангельской притчи о заблудшей овце (Мф. 18,12-14; Лк.15,3-7; Ин.10,1-16) Агнец на плечах Доброго Пастыря - символ божественной радости о пропавшей овце - кающемся грешнике. Час­то встречаются и другие символистические христианские изображе­ния, взятые из Библии: голубь - символ Святого Духа, такое значение присвоено Ему в евангельском рассказе о Крещении Иисуса Христа. Иногда голубь служит символом невинной христианской души.

Также можно увидеть изображение праотца Ноя и голубя с оливковой ветвью (фреска в ранних христианских катакомбах II -IV века). Голубь, изображённый с веткою в клюве, является символом мира. Якорь - символ христианской надежды: это один из наиболее распространённых древнехристианских символов. Указание на него находим прежде всего в Послании к евреям, где апостол уподобляет христианскую надежду безопасному и крепкому якорю.

Особое место в молитвенном контексте занимают изображения христианских таинств, прежде всего Евхаристии, представленной в катакомбах рыбой, несущей на спине корзину с хлебами и кувшином красного вина.

«Символично и изображение Орфея. Языческий Орфей в описа­нии Филострата является молодым человеком с едва заметною боро­дою, с тиарою на голове, с острым и проницательным взглядом. Он окружён деревьями, птицами и животными, которые слушают его иг­ру, а эта игра была настолько совершенна, что могла привлекать ми­лость богов, укрощать ярость морских волн и диких зверей, застав­лять деревья покидать свои места и следовать за ним» [2, с. 123]. Как Орфей своею лирой укрощал диких зверей, так Спаситель Своим Бо­жественным словом привлекал к Себе диких людей.
Оранта - один из наиболее часто встречающихся изображений в катакомбах: первоначально как персонификация молитвы, а затем как образ Богородицы, В конце III -- IV веков в виде Орант (т.е. молящих­ся) изображали погребённых в катакомбах.

«Пророк Валаам перед Марией, кормящей младенца грудью», пожалуй, первое изображение Девы Марии. Эта фреска носит антич­ный характер.

В римских катакомбах часто встречаются сцены из Ветхого За­вета. Изображение библейских прародителей человечества встречает­ся в различных вариантах: в сцене грехопадения, вместе с их детьми. Появление данного изображения в ранней христианской живописи обусловлено возникновением в христианском вероучении восприятия Иисуса Христа как нового Адама, искупившего Своей смертью Пер­вородный грех.

Ещё один распространённый сюжет - три отрока в печи огненной. Появление таких изображений относят к IV веку, что было связано с возникно­вением почитания трёх вавилонских отроков как исповедников, ос­тавшихся верными своей вере среди иноверцев (что было для христиан символично). [3, с. 48-49]

Катакомбы сегодня

В XIX веке учёные начали заново исследовать эти реликвии прошлого. Сохранились древние планы подземных туннелей, что и помогло учёным. Они исследовали и реставрировали большую часть римских катакомб и сделали ее доступной для туристов.

Интересно, что наряду с христианскими надписями на могилах присутствуют и надписи языческого происхождения. Здесь вы встретите изображения греко-римского полубога Орфея, Купидона и Психею, которая представляет участь души в этой и в загробной жизни, знакомые атрибуты бога Диониса – вино и виноград, которые символизируют блаженство жизни после смерти.

Ещё один персонаж надгробных рисунков – павлин. Его изображение символизирует бессмертие, поскольку у древних римлян считалось, что мясо павлина никогда не портится. Один из популярных сюжетов – птица феникс, которая, согласно мифологии, сжигает себя, чтобы вновь восстать из пепла. Кроме того, считалось, что если покойник похоронен рядом с могилой мученика или святого, то тот на небесах поможет своему «соседу».

Многие считают, что катакомбы проходят прямо под городом, но это не так. Римский кодекс, принятый в V веке, гласит: «Hominem mortuum in urbe ne sepelito neve urito» («Умерших нельзя хоронить или кремировать в пределах города»).

Большие споры в ученом мире вызвал вопрос о том, являлось ли строительство катакомб делом рук самих христиан, или они нашли их уже готовыми и только приспособили для своих нужд. Одни исследователи полагали, что древние каменоломни, откуда римляне долгое время добывали туф, христиане нашли уже готовыми. Добраться до этих каменоломен им было нетрудно, так как новая вера сначала распространялась среди бедняков и рабов - то есть среди тех, кого, собственно, и заставляли работать в этих каменоломнях. Поэтому впоследствии они стали проводниками для своих собратьев, так как знали каждый уголок и поворот в покинутых галереях, которые первые христиане решили превратить в свои кладбища. Для этого достаточно было проделать в стенах горизонтальные ниши, чтобы в них упокоились тела умерших.

Такое мнение держалось в течение двух веков, и сторонникам этой версии трудно было даже предположить, что первые христиане могли тайно, у ворот Рима, рыть целые коридоры и выбрасывать наружу такое огромное количество земли, что она могла засыпать весь город и изменить рельеф его окрестностей. Однако впоследствии выяснилось, что катакомбы и каменоломни по своему виду очень отличаются друг от друга. В частности, в каменоломнях углубления большие, проходы - шире, и все в них было приспособлено для промышленной эксплуатации того времени. Из катакомб же нельзя было извлекать никакие материалы, пригодные для строительства. Правда, христиане использовали для своих нужд и оставленные каменоломни, но это было исключением.

Римский закон о захоронениях умерших был точен и милосерден. Тело любого человека, даже казненного преступника, обычно передавалось его друзьям и родственникам. Вот почему Иосиф Аримафейский, не колеблясь, обратился к Пилату за телом Господа нашего, и вот почему Пилат немедленно внял его просьбе. По тому же закону, кроме разве что периодов самого жестокого преследования христиан, тела мучеников отдавали верующим для захоронения.
Подобно всем другим могилам, катакомбы были священным местом. «Всякий делает принадлежащее ему место священным, — гласил закон, — принося туда своих мертвых». Катакомбы были известны магистратам и полиции и должны были строиться по определенным правилам. Не позволялось вести работы выше уровня земли. Так что, когда катакомба наполнялась, прорубали ступени на более низкий уровень и начинали строить галереи ниже. Некоторые катакомбы имеют шесть уровней, самые ранние захоронения, находятся ближе всего к поверхности земли. [10]

В наши дни туристы и паломники могут посетить лишь несколько подземных римских кладбищ. Это прежде всего катакомбы Сан-Каллисто и Сан-Себастьяно (святого мученика Севастиана) на древней Аппиевой дороге (Via Appia), катакомбы Присциллы и катакомбы Домитиллы, где сохранилось большое количество настенных росписей, а также катакомбы святой Агнессы (мученицы Агнии) у храма ее имени на Via Nomentana. Во многих других катакомбах до сих пор проводятся раскопки и научные исследования под руководством специальной комиссии, назначаемой Ватиканом.

Заключение

Из всех цивилизаций древнего мира римская известна нам лучше других. Римляне оставили обширное литературное наследие, позволяющее проследить историю Древнего Рима во всем изобилии подробностей, которые не перестают нас восхищать. Римские катакомбы являются прекрасным учебником по истории христианства.

Долгие века катакомбы оставались в запустении и забвении. Непостижимо, как они вообще могли сохраниться, пережив все войны, гонения, пожары, грабежи и нашествия, которые римское небо видело на протяжении только последних двух тысячелетий. В 1849 году молодой археолог Джованни Баттиста де Росси, занимаясь раскопками христианских древностей, обнаружил на куске мрамора почти стершуюся надпись: nelius martyr . Де Росси нетрудно было обнаружить недостающую часть имени. Речь шла о Корнелии-мученике, Папе III века, принявшем исповедническую кончину в 253 году и погребенном за городом в потайных пещерах. С этого дня археолог ставит своей задачей обнаружение всех подземных христианских захоронений древности. Его труды, на которые ушла вся его жизнь, легли в основу трех увесистых томов «La Roma Sotteranea» («Рим подземный») 1864-1877 гг. Они открыли перед новыми поколениями христиан дела и верования их духовных предков, запечатленные в камнях и надгробных памятниках. Памятники эти стали, по выражению ученика де Росси  Орацио Марукки, «архивом Церкви», той Церкви, в которой Восток и Запад еще не противостояли друг другу. [11]

«Живопись, скульптура и этнографика - дают нам драгоценнейший материал, который может рассказать об обычаях и образе жизни ранних христиан и о перенесенных ими гонениях. Они говорят нам также о глубоком тождестве веры первых веков с тем символом веры, который мы сегодня исповедуем».

Библиографический список.

  1. URL Энциклопедия Кругосвет. ИСКУССТВО. http://krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/ISKUSSTVO.html

  2. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Места молитвенных собраний христиан  веков – СПб.: Сапись 1995 г.

  3. Рождество Христово и святки в традициях православных народов мира. Международная научно-практическая конференция в рамках  региональной церковно-общественной выставки-ярмарки «Дон Православный». Материалы. Шахты ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС». 2011г.

  4. Беляев Л.А. Христианские древности. Учебное пособие для вузов. Издательство «Открытое общество». Москва. 1998г.

  5. URL Катакомбы Рима http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%F2%E0%EA%EE%EC%E1%FB_%D0%E8%EC%E0#cite_note-2

  6.  URL Места молитвенных собраний христиан I—III веков // Голубцов А. П. Из чтений по Церковной Археологии и Литургике http://greeklatin.narod.ru/golub/_332.htm

  7. URL Светлана ЛИПАТОВА . Раннехристианские катакомбы Рима http://artezian.info/aae/?p=612

  8. URLhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%F2%E0%EA%EE%EC%E1%FB_%D0%E8%EC%E0#cite_note-6

  9. URL Покровский Н. Живопись катакомб http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Article/pokr_jiv.php.

  10. URL Памятник и искусства и иконографии в древнехристианский период. По изд.: Очерки памятников христианского искусства. Санкт-Петербург, Лига-плюс, 2000. http://ikonsallart.do.am/publ/istorija_ikonopisi/rannekhristianskij_period/rimskie_katakomby_chast_1/19-1-0-21

  11. URL Раннехристианское искусство http://www.davidsbuendler.kz/node/403

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по дисциплине: Основы духовной культуры iconУчебник по курсу «Основы философии и духовной практики сознания Кришны»
«Основы философии и духовной практики сознания Кришны» (Программа подготовки бхакт или «бхакта-программ»)

Реферат по дисциплине: Основы духовной культуры iconТеория и методика физической культуры общие основы теории
Мзз теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты...

Реферат по дисциплине: Основы духовной культуры iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «основы агрономии и зоотехнии»
Технология возделывания картофеля, значение его как продовольственной, технической и кормовой культуры

Реферат по дисциплине: Основы духовной культуры iconСамостоятельная работа №2
«Запад и Восток в эпоху Средневековья, особенности материальной и духовной культуры»

Реферат по дисциплине: Основы духовной культуры iconНаука, наряду с философией, религией, техникой и другими областями...
Наука и религия части единой культуры человечества. Выберите неверное утверждение

Реферат по дисциплине: Основы духовной культуры iconРабочая программа дисциплины для студента ( Syllabus ) по дисциплине...
Силлабус по дисциплине «Основы экономической теории» составлен на основании рабочей учебной программы

Реферат по дисциплине: Основы духовной культуры iconРеферат по дисциплине «Прикладная механика»
Модуль (расчетный) т

Реферат по дисциплине: Основы духовной культуры iconПояснительная записка к проекту федерального закона «О культуре в Российской Федерации»
В настоящий момент основополагающим актом законодательства в области культуры является действующий базовый закон «Основы законодательства...

Реферат по дисциплине: Основы духовной культуры iconРеферат по дисциплине «Введение в специальность» на тему: «Современные микропроцессоры»

Реферат по дисциплине: Основы духовной культуры iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «История украинской культуры»
История украинской культуры: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История украинской культуры» для студентов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов