Учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление»




НазваниеУчебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление»
страница1/32
Дата публикации26.06.2013
Размер4.43 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


Министерство образования Российской Федерации

Санкт-петербургский государственный политехнический университет
Федотова Т. Л.

Культурология.

Традиционная культура

и народное искусство
Учебное пособие

для студентов специальности

«Государственное и муниципальное управление»


Санкт-Петербург

Издательство СПбГПУ

2008

Содержание

Анкета ............................................................................………………………...3

Часть 1 Методические материалы…………………………………………..…4

1.1. Формальные параметры оценки деятельности студентов....................….4

Программа курса "Традиционная культура и народное искусство".....….....5

1.3. Литература к курсу......................................... ...........……………………..6

1.4. Темы практических занятий и первоисточники для конспектирования..9

1.5. Занятия в музее................................................................…………………12

1.6. Темы и варианты домашних работ...........................………………….…14

1.7. Темы для исследования этимологии слов. Пословицы и поговорки

для письменного анализа.........………………………………………………..38

1.8. Темы докладов…………………………………………………………….41

1.9. Список монографий для самостоятельного изучения………………….48

1.10. Список поэтов для выбора стихов, выучиваемых наизусть………......49

Часть 2. Антология тематических текстов…………………………………...50

Введение………………………………………………………………………..51

Славянский мир.............................................................………………….........59

Специфика славянского этноса………………………………………..…59

Религиозные традиции славян…………………………………………....82

Эстетические аспекты быта славян………………………………………89

Восточные славяне………………………………………………………...97

Западные и южные славяне……………………………………………...104

Неславянские народы России и ближнего зарубежья…..………………....127

Народы Кавказа и Закавказья.......................................……………….…127

Народы прибалтийского региона................................….……………..…142

Восточная и азиатская культура......................................………………..158

Городская культура.................................................................………………171

Основание Петербурга……………………………………………………171

Российское высшее образование и традиции студенчества....................180

Заключение. Будущее национальных культур..............................................193

Краткий словарь терминов и имен…………………………………………..207

Анкета

Здравствуйте!

  1. Как еще можно приветствовать человека на русском языке?

  2. Вас зовут.............................. Свое имя вы получили в честь кого-то или просто так? Вас крестили? Если да, то в какую веру? Считаете ли вы себя религиозным?

  3. Вы родились и до поступления в институт жили......(город, деревня и т. д. ) Ваши родители родом из..... Помнят ли они традиции и обряды своих родных мест? Рассказывали вам о них? Какие обряды сохраняются в вашем семейном быту по сей день?

  4. Ваши бабушки и дедушки родились и жили...... (город, село) Они по национальности.... по социальному происхождению.....по роду занятий..... Что вы знаете о своих прабабушках и прадедушках? Кто вам рассказывал о них?

  5. Что вам известно о более далеких предках? Откуда они родом, какой национальности, чем занимались в жизни? Как у вас в семье сохраняется память о родне? Знаете ли вы где могилы ваших предков, как часто их посещаете?

  6. Ваш родной язык...... и по национальности вы...... Чем, по-вашему, определяется принадлежность к нации? Каковы наиболее характерные черты вашего национального характера?

  7. Какие национальные святыни и памятники культуры расположены в крае, где вы живете? В чем особенности вашей родной национальной культуры?

  8. Какое значение вы придаете своей национальности и национальности других в повседневной жизни в семье, в быту? в деловых отношениях? в политической жизни? при выборе супруга или друга?

  9. Что значат, по-вашему, такие понятия как национальная гордость и национализм? Как для вас соотносятся понятия национальное, патриотическое?

  10. Какие национальные культуры вас особенно интересуют? О каких обрядах вы хотели бы узнать подробнее?

  11. Что вас больше всего интересует в народном искусстве?(Народные песни, особенности жилища, одежды, традиции ремесел народов и т. п.)

  12. На чем следует остановиться подробнее при рассмотрении вопросов о возникновении религиозных верований у разных народов, сложении язычества, возникновения христианства? Какие проблемы из истории религии нас особенно интересуют?

Спасибо!

13. А как еще можно выразить на русском языке благодарность?

^
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


«... обучай только тех, кто способен, узнав один угол квадрата, додуматься до трех остальных»

Конфуций

«Тот, кто учится, не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, попадет в беду»

Конфуций

«Невежество - рабство, знание – свобода»

Беранже

«Не ищи тогда глагол высокославных, но смиренномудрия: сим победиши все противящиеся тебе»

Аввакум
^ Формальные параметры оценки деятельности студентов

Виды деятельности с оценкой в баллах

1. Письменные ответы на вопросы по теме лекции в ее конце - от 10 до 30

2. Конспект лекций - одна лекция – 10 - 15

3. Занятие в музее - 15

4. Выступление в музее - отл. - 40, хор. - 30, уд. - 20

5. Устный анализ самостоятельно прочитанной книги по тематике курса - от 15 до 25

6. Индивидуальное задание (доклад) - отл. - 80, хор. - 50, уд. - 30

7. Домашняя работа (сочинение) - отл. - 60, хор. - 40, уд. - 20

8. Письменный анализ пословицы или письменное исследование этимологии (смысла) слов - отл. - 30, хор. - 20, уд. - 10

9. Конспект первоисточников к практическим занятиям - от 30 до 50 за занятие. По конспектам первоисточников в конце семестра должна быть написана обязательная для всех контрольная работа. Она проводится по нескольким вариантам, составленным на основе вопросов практических занятий и произведений для обязательного прочтения( один вариант включает в себя 2 вопроса из разных тем и обязательное прочтение к одному из практических занятий). От написания контрольной работы могут быть освобождены студенты регулярно и успешно отвечавшие на каждом практическом занятии.

10. Выступление на практическом занятии - от 20 до 30

11. Домашнии задания - от 30 до 60 за каждое

12. Выучивание наизусть трех стихотворений о Родине, народе, национальном характере и национальной культуре – от 10 до 30 за каждое (список авторов см. далее)

Примечание:

все виды деятельности, кроме (6, 7, 9, 10, 11, 12) выбираются студентами по желанию. Обязательные задания оцениваются только если они представлены в установленные сроки. В противном случае они зачитываются просто как сданные долги без оценки в баллах. Для получения допуска к зачету кроме обязательных заданий необходимо предъявить преподавателю так же конспект как минимум 3-х лекций из прочитанного курса.

Зачет

Ставится в конце семестра или раньше автоматически, если студентом за разные виды деятельности набрано определенное преподавателем количество баллов и выполнены все обязательные задания. В случае, когда набрано не менее половины необходимых баллов, предоставляется возможность в зачетную неделю по согласованному с преподавателем расписанию представить все обязательные задания (проводиться устный опрос по всем долгам). Если количество набранных баллов менее половины, то, в связи с нормами времени, полагающимися на зачет для одного студента в зачетную неделю, при большом количестве долгов сдача зачета в течении данной сессии мало вероятна и переносится на дополнительную сессию или следующий семестр.

^ Традиционная культура и народное искусство

Восточной Европы, России, Кавказа, Средней Азии и Дальнего Востока.
«... humana universitas est quoddam totum ad quasdam partes et est quaedam pars ad quoddam totum. Est enim quoddam totum ad regna particularia et ad gentes... et est quaedem pars ad totum universum»(«... человечество в своей совокупности представляет собою нечто целое по отношению к некоторым частям и некоторую часть по отношению к некоторому целому»)

Данте

«Кроме простого мужика, все остальное у нас – ложь и призрак »

Б. Маркевич

«Достаточно услышать народную песню 15 века, чтобы понять, как низко мы пали»

А. де Сент-Экзюпери

«Профессиональное искусство - вино для избранных, народное - чистая родниковая вода для всех»

В. С. Воронов
Введение. Понятия: этнос, народность, нация, традиция, обряд. Основные особенности традиционного общества и его отличия от общества цивилизационного; перспективность традиционного общества с точки зрения выживания человечества и сохранения земной цивилизации. Непреходящее значение характерных принципов народной культуры: коллективизма, справедливости, добра и красоты как целесообразности, пользы и здоровья.

Тема 1. Восточные славяне, их специфические этнические типы, своеобразие национального характера, нравственных норм общественной и частной жизни. Причины формирования данного своеобразия. Народные традиции. Народный календарь. Сезонные крестьянские праздники, их языческие истоки. Бытовые обряды. Распространение христианства у славян. Христианский образ жизни, его отличие от язычества. Православные ритуалы и праздники.

Тема 2. Бытовая культура восточных славян. Поселение, жилище, хозяйственная деятельность. Культовое зодчество, его специфика у славянских народов. Народное художественное творчество. Обработка дерева, металла, изделия из глины, ткачество, изготовление одежды.

Тема 3. Культура славян Восточной Европы и Балкан. Историческая судьба этих народов и ее влияние на национальное искусство. Западные, южные и восточные славяне как части единого славянского этноса. Современное положение славянских народов в мировом сообществе.

Тема 3. Национальные традиции и культуры народов, проживавших на территории СССР и ныне входящих в состав Российской Федерации (прибалты, азиаты, народы Закавказья и Севера). Национальная архитектура. Дом земледельца, скотовода, охотника как жилище и как философия жизни. Наиболее распространенные народные художественные промыслы.

Тема 4. Своеобразие восточных народных традиций. Культура и традиционное искусство Китая, Японии, Кореи, Индии и др. Специфика восточных религий и национальных мировоззрений народов данного региона, взаимовлияния и связи с традиционной культурой народов нашей страны.

Тема 4. Особенности городской культуры и городского населения. Культура Петербурга-Ленинграда как интеллектуального центра России. История высшего образования в нашем городе. Традиции отечественной научной интеллигенции и студенчества.

Заключение. Национальная гордость, национальное самосознание, их соотношение с гуманизмом и интернационализмом. Государственность, патриотизм и проблема свободного развития национальных культур в современном мире. Перспективы сохранения национального своеобразия культуры и государственности славянских народов в том числе русских, белорусов и украинцев в нынешней ситуации.
^ Литература к курсу

Основная:

Хрестоматии:

1. Сравнительное изучение цивилизаций. Сост. Ерасов Б. М., 1999

2, В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Сост. Федоровский Н. М., 1997

3. Русское устное народное творчество. Сост. Ю.Г. Круглов и др. М., 2003

Монографии и учебные пособия:

  1. Алексеев В. Историческая антропология. М., 1979

  2. Андреев А., Селиванов А. Русская традиция. М., 2004

  3. Арутюнов С. Народы и культуры. М., 1989

  4. Бартольд В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992

  5. Баронин А. Этническая психология. Киев, 2000

  6. Белов В. Лад. Л. 1984 (его же Повседневная жизнь Русского Севера. М., 2000)

  7. Белова О.Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М., 2005

  8. Белорусы. М., 1998

  9. Бенедиктов Н. Русские святыни. М., 2003

  10. Бенедиктов Н. И др. Ленин: марксизм и русская идея. Н.-Новгород. 1994

  11. Бестужев-Лада И. Почему вымирают русские. М., 2004

  12. Бондырева С., Колесов Д. Традиции. М.-Воронеж, 2004

  13. Бранский В. Социальная синергетика и теория наций. СПб., 2000

  14. Бузин В. Этнография русских. СПб., 2007

  15. Введение в этническую психологию. СПб., 1995

  16. Вера. Этнос. Нация. М., 2007

  17. Воронов В. О крестьянском искусстве. М. 1972

  18. Гачев Г. Соседи России. Польша. Литва. Эстония. М., 2003

  19. Громыко М., Буганов А. О воззрениях русского народа. М., 2000

  20. Городской месяцеслов. СПб. 1993

  21. Гумилев Л. География этноса в исторический период. Л 1990

  22. Даль В. Месяцеслов. СПб. 1992

  23. Даль В. Толковый словарь.

  24. Даль В. Пословицы русского народа.

  25. Долуханов П. Истоки этноса. СПб., 2000

  26. Дьякон Андрей Кураев. Традиция. Догмат. Обряд. М.,1995

  27. Еремина В. Ритуал и фольклор. Л. 1991

  28. Здравомыслов А. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997

  29. Зеленин Д. Восточнославянская этнография. М. 1991

  30. Искусство стран Востока М. 1986

  31. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994

  32. Клейн Л. Воскрешение Перуна. СПб., 2004

  33. Колесов В. Русь: наследие в слове. СПб., 2000

  34. Конрад Н. Запад и Восток. М. 1972

  35. Круг земного бытия. М., 1997

  36. Маковский М. Язык. Миф. Культура. М., 1996

  37. Мединский В. О русском пьянстве, лени и жестокости. М., 2008

  38. Милюков П. Очерки по истории русской культуры. М. 1993

  39. Мифы народов мира. М. 1980

  40. Найденова Л.П. Мир русского человека 16-17 в.в. М., 2003

  41. Народы России. Энциклопедический словарь. М. 1994

  42. Народный месяцеслов. М. 1992

  43. Народные мастера. Традиции и школы., М., 2006

  44. Некрасова М. Народное искусство как часть культуры.

  45. Пилявский и др. История русской архитектуры (1-3 разд.)

  46. Панарин А. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002

  47. Пропп В. Фольклор и действительность. М. 1976

  48. Религии Древнего Востока. М., 1995

  49. Религиозные традиции мира. М., 1996

  50. Рогов А. Мир русской души. М., 2003

  51. Русские. М., 1997

  52. Русская цивилизация.М.,2000

  53. Русская цивилизация и соборность. М.,1994

  54. Русский народ. М.,2001

  55. Садохин А. Этнология. М., 2000

  56. Семенова М. Мы - славяне. СПб., 1997

  57. Сто народов, сто языков. М. 1992

  58. Тер-Саркисянц А. Армяне. М., 1999

  59. Троицкая Н. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом. М., 1995

  60. Традиционное жилище народов России. М., 1997

  61. Украинцы. М., 2000

  62. Уткин А. Россия и Запад. М., 2000

  63. Чеснов Л. Лекции по исторической этнологии. М., 1998

  64. Шангина И. Русский традиционный быт. СПб., 2003

  65. Этнография. Учебник для исторических факультетов вузов.

  66. Юдин А. В. Русская народная духовная культура. М., 1999

  67. Яковлев Е. Искусство и мировые религии. М. 1985

Дополнительная:

  1. Агеева Р. Какого мы роду-племени.М., 2000

  2. Алексеев Г. Римо-католичество и экуменизм. М., 1996

  3. Аль Д. Историю России рассказывает С-Петербург. С-Пб. - М. ,2001

  4. Бороноев А. Смирнов П. Россия и русские. С. Пб. 1992

  5. Бромлей Ю. и др. Человечество – это народы. М. 1990

  6. Бромлей Ю. Современные проблемы этнографии. М. 1981

  7. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988

  8. Григорьева Т. Дао и логос. М., 1992

  9. Гореванов И. Боевые искусства мира. Йошкар-Ола, 1994

  10. Гумилев Л. Этногенез и биосфера земли.

  11. Гусев В. Эстетика фольклора М. 1967

  12. Даркевич В. Народная культура средневековья. М. 1988

  13. Дмитриева С. Фольклор и народное искусство русских. М., 1988

  14. Жегалова С. Художественная культура русской деревни. М. 1983

  15. Жидков В., Соколов К. Десять веков российской ментальности. С-Пб., 2001

  16. Забелин М. Русский народ, его обряды...

  17. Ивянская И. Мир жилища. М., 2000

  18. Итс Р. У янтарного моря. М. 1983

  19. Итс Р. Века и поколения. Л. 1986

  20. Клейн Л. Археологические источники. Л. 1978

  21. Ковалев Н. Рассказы о простых вещах. С-Пб. 1993

  22. Лавров С. Фроянов И. Русский народ и государство. С-Пб. 1995

  23. Лебон Г. Психологические законы эволюции народов. М., 1996

  24. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М. 1983 (или его же Первобытное мышление. М. 1994)

  25. Мухин А., Здоровец Я. Диаспоры и землячество: вопросы влияния. М., 2005

  26. Некрасова М. Современное народное искусство Л. 1980

  27. Ополовников А. Русский Север. М. 1977

  28. Поршнев Б. Социальная психология и история. 1979

  29. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки Л. 1986

  30. Пушкарев Л. Духовный мир русского крестьянина. М. 1994

  31. Русская семейная и сексуальная культура глазами истриков, этногрфов… М., 2004

  32. Русские. Этносоциологические очерки. М.,1991

  33. Русские народные традиции и современность. М., 1995

  34. Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. М. 1987

  35. Рыбаков Б. Язычество древних славян. М. 1981

  36. Свенцицкая И. Раннее христианство. М.,1987

  37. Словарь русских суеверий. Н. Новгород, 1995

  38. Соколова Т. Орнамент - почерк эпохи. Л. 1972

  39. Симонов П. и др. Происхождение духовности. М. 1989

  40. Терещенко А. Быт русского народа. М.,1997

  41. Тэрнер В. Символ и ритуал. М. 1983

  42. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М. 1980

  43. Фроянов И. Погружение в бездну. С-Пб., 1999

  44. Чиркович С. Сербия. Средние века. М., 1996

  45. Шамаро А. Православие и русская культура. М. 1980

  46. Шафаревич И. Русский народ на переломе тысячелетий. М., 2000

  47. Этнознаковые функции культуры. М. 1996

Интернет:

http://dnt.cultur.ru

www.liturgy.ru

www.Vitoslavici.ru

www.villa.ru

www.Kiji.ru

http://www.remesla.ru/

www.pravoslavie.ru

http://religion.russ.ru/

http://www.tserkov.info/

www.ethnomuseum.ru

Темы практических занятий, вопросы к ним и первоисточники для конспектирования.
Требования к конспекту. Конспект - это краткое изложение (в основном своими словами, а не цитатами из текста) главных идей конспектируемой работы. Изучая первоисточник, по заданной теме практического занятия, следует рассмотреть выбранную работу в целом, и по составленному конспекту (желательно на отведенных для этой цели полях) сделать пометки - что именно подходит для ответа на тот или иной вопрос практического занятия. До начала конспектирования следует найти и записать краткие сведения об авторе работы, времени и причинах ее создания. Из списка первоисточников к определенной теме необходимо выбрать по одному источнику из каждого пронумерованного блока.

Выступление на практическом занятии строится на основе конспектов первоисточников, которые не пересказываются, а анализируются, исходя из проблем, сформулированных в вопросах практического занятия. Приветствуется сопоставление разных мнений по одной проблеме. Для этого можно использовать лекции, материалы антологии текстов из 2-й части пособия и литературу по программе.
Занятие 1. Определение основных понятий.

1.1. Национально-исторические формы объединения людей: этнос, племя, народность, нация. Закономерность перехода от одной формы общности к другой в истории человечества и причины этого перехода.

1.2. Национальный характер и национальное самосознание, их изменяющиеся и постоянные компоненты. Зависимость этих явлений от исторического и социального контекста.

1.3. Понятие традиционной культуры и традиционного общества. Традиция, канон, обряд и ритуал. Причины их возникновения, роль в жизни общества и примеры проявления в культуре.

Первоисточники:

Обязательное прочтение: Ефремов И. Эллинский секрет ( из кн. На краю Ойкумены), Толстой Л. Два гусара.

1. Бромлей Ю. Очерки теории этноса. М. 1983

Гумилев Л. Этносфера. История людей, история природы (ч. 1 Этногенез и этносфера).

Гумилев Л. География этноса в исторический период.

2. Бердяев Н. Философия неравенства (Письмо 4 - О нации)

Булгаков С.Н. Размышление о национальности

Плеханов Г. Патриотизм и социализм.

3. Ленин В. О праве наций на самоопределение. Рабочий класс и национальный вопрос. О национальной гордости великороссов.

Сталин И. Национальный вопрос и ленинизм.

4. Дьякон Андрей Кураев. Традиция. Догмат. Обряд. М.,1995

Лосев А. Знак. Символ. Миф. М.,1982

Тернер В. Символ и ритуал . М., 1983

Топоров В. Миф, ритуал, символ, образ. М., 199
Занятие 2. Национальное самосознание славян как результат их образа жизни.

2.1. Специфика славянского оседлого образа жизни. Традиционные занятия славян и их влияние на сложение национального характера.

2.2. Нормы общественной и семейной жизни славян. Взаимоотношения между возрастными группами, родителями и детьми, мужчинами и женщинами. Основные моральные критерии поведения человека в славянском мире.

2.3. Язычество славян. Роль древнейших верований в формировании славянской народности. Специфика сезонных языческих обрядов и праздников по сравнению с обрядами «жизненного круга». Возможности сохранения традиций языческих обрядов и праздников в современной жизни.

2.4. Россия как Европа и Россия как Азия. Влияния и заимствования в контексте индивидуального своеобразия отечественной культуры.

Первоисточники:

Обязательное прочтение: Андреев Л. Иностранец. Чехов А. Ариадна или его же «Степь».

1. Карамзин Н.М. О любви к отечеству и народной гордости

Лихачев Д. Заметки о русском. или его же Раздумья о России. С-Пб., 1999 (статьи: “Русский исторический опыт”, “Россия никогда не была Востоком”, “Мифы о России старые и новые”)

Лосский Н. Условия абсолютного добра. (Характер русского народа)

Соловьев В. Русская идея или его же «Оправдание добра».

^ 2. Домострой.

Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины. М., 1997

Терещенко А. Быт русского народа.

3. Пропп В. Фольклор и действительность

Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. М., 1999

4. Пропп В. Русские аграрные праздники.

Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. или Рыбаков Б. Язычество древних славян.

Клейн Л. Воскрешение Перуна. СПб., 2004

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.

Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея.

Конрад Н. Запад и Восток (раздел по выбору)

6. Горький М. Советская Россия и народы мира.

Менделеев Д.И. К познанию России.

Троицкая Н. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом. М., 1995
Занятие 3. Религиозные верования славян как проявление национального самосознания.

3.1.Принятие христианства славянскими народами. Кирилл и Мефодий как просветители славян. Роль княгини Ольги и князя Владимира в процессе христианизации Руси.

3.2. Особенности христианского мировоззрения восточных славян и в частности русского народа. Представления народа о святости, грехе, покаянии.

3.3 Отличительные черты восточнославянского монашества. Православные подвижники и видные религиозные деятели. Их роль в истории нашего отечества.

3.4. Религиозные праздники, их связь с древними языческими обрядами и специфические христианские черты.

3.5. Роль православия в современной жизни нашего народа. Наиболее известные представители современного православия (богословы, старцы, священнослужители, проповедники).

Первоисточники:

Обязательное прочтение: Бунин И. Чистый понедельник (Темные аллеи). Шмелев И. Лето Господне (ч.1 Праздники. Чистый понедельник)

^ 1. Мень А. История религии. т. 1. Истоки религии.

Прот. А. Шмеман. Исторический путь православия.

2. Избранные жития святых.( Жития Кирилла и Мефодия)

Избранные жития святых. X-XV в. М. 1992 (по выбору: жития княгини Ольги и Александра

Невского; Дмитрия Донского и Сергия Радонежского)

Топоров В. Святые и святость в русской духовной культуре. М., 1995 (глава по выбору)

^ 3. Аверинцев С. Крещение Руси и пути русской культуры.

Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996, ч.ч. 1,2

4. Булгаков С. Христианский социализм .

Ленин В. Социализм и религия. Об отношении рабочей партии к религии.

Луначарский А. Религия и социализм.

Плеханов Г. О так называемых религиозных исканиях в России

5. Антоний, митрополит Сурожский. Человек перед Богом.

Диакон Андрей Кураев. Почему православные такие...

Митрополит Иоанн. Русский узел. С-Пб.2000(Будь верен до смерти, Быть русским).

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, Душа и тело.
Занятие 4. Эстетические аспекты быта славян.

4.1. Традиционное жилище славян: сочетание художественности и утилитарности.

4.2. Основные центры народных промыслов на территории России. Обработка дерева, глины, металла и т.п.

4.3. Поэтический и музыкальный фольклор. Феномен коллективного творчества.

4.4. Роль художественного творчества в традиционной крестьянской жизни. Основные эстетические принципы народного искусства.

Первоисточники:

Обязательное прочтение: Набоков В. Расписное дерево (или Бунин И. Божье древо). Тургенев И. Певцы, Паустовский К. Беглые встречи

1. Орфинский В. Логика красоты

Ополовников А. Русский Север

2. Домострой.

Забелин И. Домашний быт русского народа.

3.Воронов В. О крестьянском искусстве (разд. по выбору)

Василенко В. Народное искусство. М. 1974 (любая статья)

Некрасова М. Народное искусство как часть культуры (или ее же Народное искусство России).

4. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу.

Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы.
Занятие 5. Петербург - национальная столица нового типа.

5.1. Прогрессивные принципы застройки и формирования городской среды в новой столице по планам Петра.

5.2. Интернациональный состав населения Петербурга. Гармоничное сочетание национальных традиций как основа петербургской - ленинградской культуры.

5.3. Традиционная интеллигентность и образованность как отличительные черты петербуржцев - ленинградцев. Исторические корни этой традиции.

Первоисточники :

Обязательное прочтение: Достоевский Ф. Петербургская летопись. (или Гоголь Н. Невский проспект), Анцифиров Н. Душа Петербурга.

1. Грот Я.К. Известия о Петербургском крае (в «Сказ о Санкт-Питербурхе». Л., 1991)

Панченко А. Русская культура в канун Петровских реформ.

2. Мавродин В. Основание Петербурга. Л. 1983

Пыляев М. Старый Петербург (главы по выбору)

3. Засосов Д., Пызин В. Из жизни Петербурга.

Успенский Л. Записки старого петербуржца

4. Гранин Д. Ленинградский каталог. Л. 1986

Маграчев Л. Репортаж из блокады. Л. 1989
Занятие 6. Проблема свободного и полноценного развития национальных культур в современном мире.

6.1. Понятия цивилизация, глобализм, народ. Национальные культуры малых и больших народов в период глобализации.

6.2. Современное состояние культуры народов России и перспективы ее сохранения.

6.2. Цивилизационное и традиционное общества: какому из них принадлежит будущее?

Первоисточники.

Обязательное прочтение: Паустовский К. Бакенщик. Думбадзе Н. Закон вечности.

1. Диакон Андрей Кураев. Христианство на пределе истории. М., 2003 (О нашем поражении. Попытка быть оптимистом)

Зиновьев А. На пути к сверхобществу. М., 2000

Федотов Г. Письма о русской культуре.

2. Зиновьев А. Русская трагедия. (с раздела «Марксизм как государственная идеология» и до конца)

Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2002 (Что такое манипуляция сознанием. Манипуляция сознанием и общественные институты) или его же В поисках потерянного разума. Антимиф-2. М., 2007 (Разд. 1, гл. СССР – «тюрьма народов»; Разд. 3 и Разд. 4)

Фроянов И. Погружение в бездну.

3. Бромлей Ю. Национальные процессы в СССР. М. 1988

Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление (или его же Размышления натуралиста).
^ Занятия в музее

Занятие в музее проходит как дополнение к аудиторному практическому занятию. Поэтому порядковый номер занятия в музее совпадает с соответствующим номером практического занятия. Посещение музея может проходить самостоятельно или под руководством преподавателя, что определяется непосредственно перед каждым занятием. В первом случае студенты сдают письменный отчет о посещении музея по заданной теме. Во втором случае – готовят устное сообщение, с которым выступают в музее. Выполнение заданий по музейной экспозиции является обязательным так же как участие в аудиторных практических занятиях.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» iconУчебное пособие по дисциплине «статистика»
Учебное пособие по дисциплине «Статистика» для студентов специальности 080504. 65 Государственное и муниципальное управление/ И....

Учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма экономической и практики менеджмента для студентов специальности...
Первого Тамбовского филиала ранхиГС, обучающихся по специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление», является...

Учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» iconФакультет «бизнес и управление» Учебно-методическое пособие по выполнению...
Фомина в. П., Баркан н. А., Гавлина л. В. Методические указания по выполнению дипломной работы для студентов специальности 080507...

Учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» iconВопросы к экзамену для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление»
...

Учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма учебно-ознакомительной, экономической и практики менеджмента...
Программа учебной, экономической и практики менеджмента и преддипломной практики специальности 080504 «Государственное и муниципальное...

Учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» iconУчебно-методический комплекс «Логистика»
«Менеджмент организации» специализации «Менеджмент торговых предприятий», «Предпринимательство» для специальности «Государственное...

Учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» iconЭтика и культура управления Деловой этикет Учебно-методическое пособие
...

Учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Управление инвестиционной привлекательностью территории»
«Управление инвестиционной привлекательностью территории» для студентов специальности 081100 – Государственное и муниципальное управление...

Учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» iconРабочая учебная программа по дисциплине б б экономическая теория...
Профили: муниципальное управление, управление государственной и муниципальной собственностью, управление в сфере межрегиональных...

Учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» icon1. Предмет, метод, задачи и организация статистики
Ооп впо по направлению Государственное и муниципальное управление бакалавриат и профилям подготовки государственное и муниципальное...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов