18. Нравственное воспитание




Скачать 33.87 Kb.
Название18. Нравственное воспитание
Дата публикации18.07.2013
Размер33.87 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
18. Нравственное воспитание

Структуру нравственности личности составляют три компонента знания, чув­ства и отношения, поведение. Они определяют задачи нравственного воспитания.

НВ - педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Нравственным надо считать того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения.

Мораль как форма общественного сознания есть сумма пра­вил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодей­ствие людей, их поведение. Следует остановиться на научно-материалистической пози­ции: мораль детерминирована обществом, однако человек свобо­ден в выборе норм поведения, но должен нести ответственность за свой выбор. Индивидуальная нравственность состоит в приня­тии моральных норм и следовании им в личном поведении. Соблюдение моральных норм обязывает человека часто преодо­левать аморализм отдельных групп или всей социальной системы (фашизм, сталинизм).

Нравственное развитие личности проходит три стадии (С. Колберг). 1) На доморальном уровне ребенок исполняет требова­ния из страха наказания.

2) На конвенциональном уровне соблюде­ние морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу, соответствовать их требованиям в целях самосохране­ния.

3) автономный: чело­век добровольно избирает нравственное поведение, ибо убежден, что жить надо в соответствии с нормами, им принятыми, он своей свободной волей выбирает добро.

Нравственное развитие протекает не спонтанно, не генетически, а при социаль­ном и педагогическом воздействии.

Содержание НВ определяется концепцией, общими целями воспитания, моралью общества.

Виды концепций: коммуни­стическая, христианская (религиозная) мораль, ин­дивидуалистическая мораль свободного, западного мира.

Согласно коммунистической, морали у школьников надо было воспитывать преданность идеалам коммунизма, патрио­тизм, интернационализм, коммунистическое отношение к труду, социалистический гуманизм, коллективизм и пр. Этот моральный комплекс в настоящее время должен быть оценен отрица­тельно, так как его методология и содержание носили вульгар­но-материалистический характер, в нем предлагалась мораль агрессивная, по существу антигуманная.

Христианское воспитание предполагает знание учащимися священной истории, христианского вероучения, заповедей Хри­ста, обучение индивидуальному духовному опыту. Значительная часть либеральных педагогов Запада, равно и педагогов России, считает, что в основе нравственного воспитания должны лежать религиозные ценности, сознание, христианская мораль.

Тем не менее содержание НВ в школах западного мира определено в целом ценностями западной цивилизации. Школа формирует коммуникативные навыки, умения взаимодейство­вать, разрешать конфликты, жизненные проблемы, обучает са­мопознанию, принятию решений, выбору ценностей, учит быть справедливым, честным, формирует ряд других нравственных качеств. В западных странах имеются специальные программы по формированию ценностей, саморазвитию, анализу социаль­ных и психологических проблем.

Содержание НВ в российских школах должно иметь: формирование чувства долга и ответст­венности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряе­мых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

НВ в России имеет тенденцию к освобождению от идейно-политического аспекта и к усилению психологической направлен­ности, к формированию потребности школьника в саморазвитии.

Средства НВ (общие и специфические методы и формы):

инфор­мирование учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях.

вовлечение учащихся в деятельность, трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр.

создание воспитывающих ситуаций. Целесообразно использовать ролевые игры, их обсуждение, тре­нинги для выработки этических знаний, привычек, коммуника­тивных умений. Поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощрения также способствуют выработке привычек и культуры поведения. Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной деятельности детей.

К формам нравственного воспитания, кроме специальных уроков, относятся этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, конференции. Учитель не должен пренебрегать специальной деятельностью по формированию морали учеников.

Результатом этой деятельности является моральная воспи­танность, выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность пере­живать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

18. Нравственное воспитание iconПлан занятия Сущностные характеристики и направления воспитания....
...

18. Нравственное воспитание icon«Духовно-нравственное просвещение, образование и воспитание: забота...
Церкви в сфере образования и воспитания. Кроме того, состоялся обмен опытом духовно-нравственного воспитания детей и молодежи

18. Нравственное воспитание iconОглавление
Воспитание своего ребенка. Пять правил поведения, укрепляющих связь с ребенком. Метод неразрывной связи вовлекает отцов в воспитание...

18. Нравственное воспитание iconВаш ребенок
Воспитание своего ребенка. Пять правил поведения, укрепляющих связь с ребенком. Метод неразрывной связи вовлекает отцов в воспитание...

18. Нравственное воспитание iconЛекция №2 «Воспитание в Киевской Руси»
Воспитание детей у восточных славян при первобытно-общинном строе в период с 4 по 9 вв развивалось в той же логике и с теми же характерными...

18. Нравственное воспитание iconЗадачами Программы являются: воспитание гражданственности и патриотизма;...
Программа направлена на молодёжь от 14 до 30 лет без ограничения физических данных, гражданства и национальности

18. Нравственное воспитание iconСимон Соловейчик Воспитание по Иванову
Книга впервые отсканирована, переведена в формат html, опубликована в Интернете по адресу “Воспитание по Иванову” и любезно предоставлена...

18. Нравственное воспитание iconФ76 Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии:...
Ф76 Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб пособие для учащихся пед уч-ся по спец. №03. 08 «Дошк...

18. Нравственное воспитание iconМетодические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей...
«Физическое воспитание и спорт» /Сост ст преп. Н. О. Богатко, О. В. Созинова – Севастополь: Изд-во Севнту, 2013. – 29 с

18. Нравственное воспитание iconМетодические указания к учебным занятиям для студентов всех специальностей...
«Физическое воспитание и спорт» /Сост ст преп. Н. О. Богатко, А. В. Русинова – Севастополь: Изд-во Севнту, 2009. – 44 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов