Скачать 289.68 Kb.
|
Модуль 1. 1.культутра как социальное явление. Культура (лат. cultura - воспитание, просвещение, развитие) - совокупность практических, материальных и духовных ценностей, отражающих исторически достигнутый уровень развития общества и человека, и воплощающихся в результатах производительной деятельности. В более узком смысле культура - это сфера духовной жизни общества, охватывающая прежде всего систему воспитания, образования, духовного творчества (особенно искусства), а также учреждения и организация, обеспечивающие ее функционирование (школы, вузы, клубы, музеи, театры, творческие союзы, общества и т. д.). В то же время, под культурой понимают уровень образованности, воспитанности людей, а также уровень овладения определенной отраслью знаний или деятельности (культура производства, работы, языка; политическая культура, правовая, моральная, эстетическая культура, культура быта) Источником культуры является труд. ^ •Исторические, в соответствии с общественно-экономическими формациями (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социологическая); •Этнические (славянская...); •Региональные (средиземноморская, кавказская...); •Континентальные (культура Европы, Африки .) ^ язык, одежда, традиции, кухня. 4. Ел. Первобытной культуры. Тотемизм (от «тотем») - форма религиозных верований, для которых характерна вера в общее происхождение и кровное родство между данной родовой общиной людей и определенным видом животных, растений, реже тем или иным явлением природы. Табу - это важнейший механизм контроля и регулирования общественных отношений. Табу регулировали половые отношения в коллективе, характере пищи, предназначенной вождю, воину, женщине, детям, обеспечивали неприкосновенность жилья, источника огня, регулировали права и обязанности отдельных категорий членов племени. Ритуал является одной из основ мифолого-сакрального мировоззрения, присущего архаичным обществам. Ритуал содержит информацию о закономерностях природы, полученную в ходе наблюдений за био - космическими ритмами. В древнем ритуале тесно переплелись молитва, пение и танец. Благодаря ритуалу первобытный человек чувствовал себя неразделимым с космосом и космическими ритмами (единство с природой) Магия (колдовство) - действия, обряды и ритуалы, при помощи которых верующий человек пытается заставить воображаемые сверхъестественные силы (богов, духов и т. п.) определенным образом вмешаться в его жизнь, воздействовать на окружающую действительность. Мифология - сказание, предание, учение. Задача: моральное воспитание общества. В современном понимании имеет два значения: 1. Система мифов. 2. Наука о мифах. 5. Характерные черты древнегреческой культуры Одной из значительных черт древнегреческой культуры является ее интерактивный характер (от слова интеракция - взаимодействие). Демократизм - вторая черта классической древнегреческой культуры. Государство не существовало «вне» и «над» гражданами. Еще одной характерной чертой классической греческой культуры является пронизывающая весь уклад полиса борьба, соревнование, которые шли от культовых игрищ бывшей общины. А также, следует отметить такую черту классической греческой культуры как антропоцентризм. Назначение культуры у древних греков - это содействие гармоничному развитию: духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусства, мастерство) - человека, политическому и морально-духовному - гражданина 6. Древнегреческая наука В античной Греции человек жил как бы в двух мирах - культуры и техники Именно техника стала предметом философии в форме теоретико-геометрических концепций мира в системах Анаксимандра Парменида. Пифагора. Демокрита, Аристотеля и др. Значительным явлением в жизни греков была просветительская деятельность софистов (Протагор и др.) Они выступали против многих существовавших тогда моральных устоев и традиций, проповедовали крайний индивидуализм. Против разрушения морали и взглядов софистов выступал Сократ. Именно он заложил прочную основу моральной философии, создав школу, этики, политики, права, что освободило древнегреческое политическое сознание от крайнего индивидуализма В основе уникального древнегреческого культурного «чуда» лежат такие факторы, как частная собственность, рабство, полисная демократия, отсутствие чиновнически - бюрократической элиты и касты жрецов возникновение греческого литературного письма, идеал бескорыстного наблюдения, что исповедовался людьми, занимавшимися духовным творчеством, созданием культуры. 7. Своеобразие римской науки. Насильственные методы овладения природой, стремление что-либо исправить или усовершенствовать, объединенные отношениями «часть и целое» исключались самой структурой римского мировоззрения. Римская наука не была ведущей силой в обществе, не было общественного института ученых Разделяли науки на теоретические и практические (включая искусство), которые удовлетворяли потребностям роскоши. Благодаря ученым-филологам был создан латинский язык – целостная лингвистическая система, который выработал категоричный аппарат, способный передать все тонкости эллинистической культуры и научной традиции 8. Античная мифология Существенную роль в древнегреческой культуре, религии играли мифы. Особенно щедро мифология использовалась в эпосе, трагедиях, в лирике. Мифы, мифологические мотивы осуждали человеческие пороки и недостатки, например, каннибализм, кровосмешение, жертвоприношения 9. античная лит-ра В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение поныне. Эстетика античной литры: Мифологичность, Публичность, Музыкальность, Стихотворная форма, Традиционность, Жанровость (комедия, трагедия, эпос), Особенности стиля (Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким - высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой), Мировоззренческие особенности(Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией, философией, политикой, моралью, ораторским искусством, судопроизводством , без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой смысл.) *Гр. Литература Греческая поэзия «пластична». Она отражала любовь эллинов к пластическим образам, статичным формам искусства, архитектуры, скульптуры. Если греческое искусство и литература благополучно прижились на римской почве, то греческая математика и логика - не прижились 10. Семь чудес света 1.Египетские пирамиды. Специально сооруженные для захоронения египетских фараонов, начиная с XXVIII века до н. э., они и сейчас стоят в Ливийской пустыне. 2. Бронзовая статуя бога Солнца Гелиоса на острове Родос 3.в Эгейском море. Ее построили над входом в порт в III веке до н. э. Легенды свидетельствуют, что парусные корабли свободно проплывали между ногами колосса. Колосс был разрушен в результате землетрясения. 4.Маяк на острове Фарос вблизи Александрии, построенный около 280 г до н. э. Разрушен в результате землетрясения. 5.Храм греческой богини Артемиды в г. Эфесе (VI век до н. э ). Древние высоко ценили его красоту и пышность Храм неоднократно грабили и разрушали 6.Галикарнасский мавзолей находился в столице Каргийского царства (ныне город Водрум в Турции). Пышную трехэтажную гробницу из мрамора приказала соорудить жена царя Мавсола после его смерти (середина I V века до н э.). 7.Висячие сады Семирамиды в древнем Вавилоне. Желая потешить жену, царь Навуходоносор приказал соорудить искусственные горы, на которых росли деревья, кусты, цветы (2500 г до н. э ). Террасы имели сквозное устройство, в середине галерей были спрятаны трубы, по которым поднимали воду из Евфрата. Разливы разрушили сады. 8.Величественная двадцатиметровая статуя Зевса Олимпийского, сделанная из мрамора в V ст. до н. э. знаменитым греческим скульптором Фидием. Статуя сгорела. 11. влияние христианства на развитие культуры средневековой европы Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской истории. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного знания. Мы не имели бы знакомого нам европейского искусства без характерного для христианства внимания к человеческой душе, ее самым сокровенным внутренним переживаниям. Смысловые основы современного естествознания также сформировались под определяющим влиянием христианской духовности. Христианство ликвидировало смысловую пропасть между «естественным» и «искусственным», ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога. 12. Романский и готический стиль. Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, архитектуры, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. 13. Западноевропейская наука и образование. В VI веке было введено разделение «семи вольных искусств» на - части: тривиум (три пути знания: грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (четыре дороги знания: геометрия, арифметика, астрономия, музыка). В ХП-ХШ вв стали возникать университеты. В средневековой науке выделяются четыре больших направления. Первое - физико-космологическое, ядром которого является учение о движении, на основе натурфилософии аристотелизма объединялся массив физических, астрономических и математических знаний. Второе - учение о свете. Оптика в узком смысле слова является частью обшей доктрины - «метафизики света», в рамках которой строится модель Вселенной, которая отвечает принципам неоплатонизма. Третье - наука о живом, которая рассматривала принципы и источник растительного, животного мира, разумной жизни. Четвертое - комплекс астролого - медицинских знаний, к которому примыкает учение о минералах. Алхимия выделялась как особое направление средневековой науки.. 14. Религия в древнерусском государстве. Креще?ние Руси? — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в 988 г. князем Владимиром Великим . А также, это принято считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках Христианизация народов Российской империи была длительным процессом, продолжавшимся в течение 9-и последующих веков 15. памятки письменности и литературы «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати», «Жития святых», «Поучение детям», «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Русская правда» 16. Летописи. XII-XIII ст. Летописи - галицкая и киевская, "Повести временных лет" 17. ДР арxитектура и изобразительное искусство. Усилиями и трудом народных мастеров высокого развития и со¬вершенства во времена Киевской Руси достигла архитектура Одновременно с церковным строительством шло возведение светских строений - роскошных каменных и деревянных хором, палат, теремов, где жили князья, бояре; в то же время простой люд жил в де¬ревянных полудомах-полуземлянках. C архитектурой были связаны живопись и художественная резь¬ба. Все соборы Руси оформлялись (украшались) мозаичными панно и фресками, иконами, мраморной резьбой. Высокого уровня достигло декоративное искусство. Особенно прекрасными были произведения художественного ремесла, изготов¬ленные в технике черни, например, серебряные наручные браслеты, другие изделия, украшенные орнаментами, изображениями зверь¬ков и птиц. 18. ДР фольклор Животворящим источником и основой духовной культуры было устное народное творчество. В глубо¬ко поэтических произведениях - исторических и обрядовых песнях, сказках, заклинаниях, загадках, присказках, былинах и т.д. воспевался труд народа, его борьба с внешними врагами, прославлялись народные герои, воспевались радость и горечь народная. Наиболее интересными памятниками народного творчества, сохранившимися до наших дней, можно считать былины о воинах-богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, о пахаре Микуле Селяниновиче, различ¬ные обрядовые песни. Песни, танцы, музыка, театрализованные представления сопро¬вождали культовые и земледельческие праздники. 19. Религ. Братства. На укр. Иx влияние на состояние образования. . В конце XVI - начале XVII в.в. появление братств - общественных православных ор-ганизаций городского населения. Вокруг которых объ¬единялись ученые, писатели, педагоги, политические деятели. Братства оказывали сопротивление на¬циональному и религиозному гнету. Старейшее Львовское братство (1439 г.) содержало школу, гос¬питаль, типографию, библиотеку. В начале 17 века возникли Рогатинскос, Острожское, Галицкое, Каменец-Подольское, Луцкое, Киевское, Самборское, Винницкое, Немировское и др. братства. На Украине существовало несколько категорий школ: дьяков¬ские, городские, при монастырях, домовые. Школы создавались при братствах: •православных, и протестантских (Львове, Берестечке, Хмельнике), •армянских (Львове, Каменец-Подольском), •униатские школы Базилинского (Василианского) ордена, •католические школы (Львов, Луцк, Острог, Перемышль, Винница, Фастов и др.). Славяно-греко-латинскую школу возглавлял Герасим Смотрицкий *16«Краткая Киевская летопись», литовская, западно-украинские летописи. Произведения церковной литературы: «Киево-Печерский патерик», жития монахов, сборник житий святых «Четъи-Минеи» и т.д. 20. развит. Книгоиздания в укр. 16..Конец XV века в Кракове и Черногории зародилось восточнославянское кириллическое книгопечатания. 1491 г типография Швайпольта Фиоля в Кракове изданы «Октоих», «Часослов», «Псалтырь». 1517-1518 гг. Франциска Скорины возобновил в Праге кириллическое книгопечатание («Библия»). 1525 г. Предыдущий издал «Апостол» и «Малую подорожную книгу» . 1530 г. типо¬графия перестала существовать после пожара.1573г. во Львове Иван Федоров создал типографию1574г. напечатал «Апостол». 1581г. И.Федоров издал в Острожской типографии издал «Острожскую биб¬лию» - первое полное издание библии на украинском языке. Львове Иван Федоров издал «Букварь». В Острожской типографии были изданы произведения Герасима Смотрицкого, Василия Суразского, богословские труды - всего 28 из¬даний. Братские типографии существовали в Луцке, Новгороде-Северском, Киеве, Чернигове. 21. развитие образования и науки. К-М.А |
![]() | Социальное партнерство: программа курса и учебно-методические материалы / сост.: Н. П. Егошина; Урсэи атиСО. – Челябинск, 2009. –... | ![]() | Данный реферат не претендует быть истиной в последней инстанции, обобщающей все предшествовавшие труды. Главным критерием для исследования... |
![]() | За каждым его персонажем стоит то или иное глобальное социальное явление либо большие группы людей и управленческие иерархии. Про... | ![]() | История становления pr в России и за рубежом: pr как явление, pr как термин, pr как наука, pr как профессиональная деятельность |
![]() | В чем состоит явление электризации, объясните это явление с точки зрения электронной теории | ![]() | Постепенно взгляд на вышеприведенное явление изменялся; врачи стали смотреть на данное явление как на творчество, и, кроме того,... |
![]() | Политология как наука и учебная дисциплина. Политика как общественное явление. 1 неделя | ![]() | Республика Казахстан как светское, правовое, социальное, демократическое государство и как субъект международных отношений |
![]() | Социальное партнерство как система взаимоотношений между работниками и работодателями | ![]() | Используя метод наблюдения и описания я с позиции фэйсера и этологии рассматриваю социальное поведение человека в ночных клубах города... |