1. культутра как социальное явление




Скачать 289.68 Kb.
Название1. культутра как социальное явление
страница1/3
Дата публикации18.07.2013
Размер289.68 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3
Модуль 1.

1.культутра как социальное явление.

Культура (лат. cultura - воспитание, просвещение, развитие) - совокупность практических, материальных и духовных ценностей, отражающих исторически достигнутый уровень развития общества и человека, и воплощающихся в результатах производительной деятельности.

В более узком смысле культура - это сфера духовной жизни общества, охватывающая прежде всего систему воспитания, образования, духовного творчества (особенно искусства), а также учреждения и организация, обеспечивающие ее функционирование (школы, вузы, клубы, музеи, театры, творческие союзы, общества и т. д.). В то же время, под культурой понимают уровень образованности, воспитанности людей, а также уровень овладения определенной отраслью знаний или деятельности (культура производства, работы, языка; политическая культура, правовая, моральная, эстетическая культура, культура быта) Источником культуры является труд.
^ 2. Типы культуры :

•Исторические, в соответствии с общественно-экономическими формациями

(первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социологическая);

•Этнические (славянская...);

•Региональные (средиземноморская, кавказская...);

•Континентальные (культура Европы, Африки .)
^ 3. Черты национальной культуры: язык, одежда, традиции, кухня.
4. Ел. Первобытной культуры.

Тотемизм (от «тотем») - форма религиозных верований, для которых характерна вера в общее происхождение и кровное родство между данной родовой общиной людей и определенным видом животных, растений, реже тем или иным явлением природы.

Табу - это важнейший механизм контроля и регулирования общественных отношений. Табу регулировали половые отношения в коллективе, характере пищи, предназначенной вождю, воину, женщине, детям, обеспечивали неприкосновенность жилья, источника огня, регулировали права и обязанности отдельных категорий членов племени.

Ритуал является одной из основ мифолого-сакрального мировоззрения, присущего архаичным обществам. Ритуал содержит информацию о закономерностях природы, полученную в ходе наблюдений за био - космическими ритмами. В древнем ритуале тесно переплелись молитва, пение и танец.

Благодаря ритуалу первобытный человек чувствовал себя неразделимым с космосом и космическими ритмами (единство с природой)
Магия (колдовство) - действия, обряды и ритуалы, при помощи которых верующий человек пытается заставить воображаемые сверхъестественные силы (богов, духов и т. п.) определенным образом вмешаться в его жизнь, воздействовать на окружающую действительность.

Мифология - сказание, предание, учение. Задача: моральное воспитание общества.

В современном понимании имеет два значения:

1. Система мифов.

2. Наука о мифах.
5. Характерные черты древнегреческой культуры

Одной из значительных черт древнегреческой культуры является ее интерактивный характер (от слова интеракция - взаимодействие).

Демократизм - вторая черта классической древнегреческой культуры. Государство не существовало «вне» и «над» гражданами.

Еще одной характерной чертой классической греческой культуры является пронизывающая весь уклад полиса борьба, соревнование, которые шли от культовых игрищ бывшей общины.

А также, следует отметить такую черту классической греческой культуры как антропоцентризм.

Назначение культуры у древних греков - это содействие гармоничному развитию: духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусства, мастерство) - человека, политическому и морально-духовному - гражданина
6. Древнегреческая наука

В античной Греции человек жил как бы в двух мирах - культуры и техники Именно техника стала предметом философии в форме теоретико-геометрических концепций мира в системах Анаксимандра Парменида. Пифагора. Демокрита, Аристотеля и др. Значительным явлением в жизни греков была просветительская деятельность софистов (Протагор и др.) Они выступали против многих существовавших тогда моральных устоев и традиций, проповедовали крайний индивидуализм. Против разрушения морали и взглядов софистов выступал Сократ. Именно он заложил прочную основу моральной философии, создав школу, этики, политики, права, что освободило древнегреческое политическое сознание от крайнего индивидуализма

В основе уникального древнегреческого культурного «чуда» лежат такие факторы, как частная собственность, рабство, полисная демократия, отсутствие чиновнически - бюрократической элиты и касты жрецов возникновение греческого литературного письма, идеал

бескорыстного наблюдения, что исповедовался людьми, занимавшимися духовным творчеством, созданием культуры.
7. Своеобразие римской науки. Насильственные методы овладения природой, стремление что-либо исправить или усовершенствовать, объединенные отношениями «часть и целое» исключались самой структурой римского мировоззрения. Римская наука не была ведущей силой в обществе, не было общественного института ученых

Разделяли науки на теоретические и практические (включая искусство), которые удовлетворяли потребностям роскоши.
Благодаря ученым-филологам был создан латинский язык – целостная лингвистическая система, который выработал категоричный аппарат, способный передать все тонкости эллинистической культуры и научной традиции

8. Античная мифология

Существенную роль в древнегреческой культуре, религии играли мифы. Особенно щедро мифология использовалась в эпосе, трагедиях, в лирике. Мифы, мифологические мотивы осуждали человеческие пороки и недостатки, например, каннибализм, кровосмешение, жертвоприношения
9. античная лит-ра

В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение поныне.

Эстетика античной литры: Мифологичность, Публичность, Музыкальность, Стихотворная форма, Традиционность, Жанровость (комедия, трагедия, эпос), Особенности стиля (Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким - высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой), Мировоззренческие особенности(Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией, философией, политикой, моралью, ораторским искусством, судопроизводством , без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой смысл.)
*Гр. Литература

Греческая поэзия «пластична». Она отражала любовь эллинов к пластическим образам, статичным формам искусства, архитектуры, скульптуры.

Если греческое искусство и литература благополучно прижились на римской почве, то греческая математика и логика - не прижились

10. Семь чудес света

1.Египетские пирамиды. Специально сооруженные для захоронения египетских фараонов, начиная с XXVIII века до н. э., они и сейчас стоят в Ливийской пустыне.

2. Бронзовая статуя бога Солнца Гелиоса на острове Родос

3.в Эгейском море. Ее построили над входом в порт в III веке до н. э. Легенды свидетельствуют, что парусные корабли свободно проплывали между ногами колосса. Колосс был разрушен в результате землетрясения.

4.Маяк на острове Фарос вблизи Александрии, построенный около 280 г до н. э. Разрушен в результате землетрясения.

5.Храм греческой богини Артемиды в г. Эфесе (VI век до н. э ). Древние высоко ценили его красоту и пышность Храм неоднократно грабили и разрушали

6.Галикарнасский мавзолей находился в столице Каргийского царства (ныне город Водрум в Турции). Пышную трехэтажную гробницу из мрамора приказала соорудить жена царя Мавсола после его смерти (середина I V века до н э.).

7.Висячие сады Семирамиды в древнем Вавилоне. Желая потешить жену, царь Навуходоносор приказал соорудить искусственные горы, на которых росли деревья, кусты, цветы (2500 г до н. э ). Террасы имели сквозное устройство, в середине галерей были спрятаны трубы, по которым поднимали воду из Евфрата. Разливы разрушили сады.

8.Величественная двадцатиметровая статуя Зевса Олимпийского, сделанная из мрамора в V ст. до н. э. знаменитым греческим скульптором Фидием. Статуя сгорела.

11. влияние христианства на развитие культуры средневековой европы

Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской истории.

Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного знания. Мы не имели бы знакомого нам европейского искусства без характерного для христианства внимания к человеческой душе, ее самым сокровенным внутренним переживаниям.

Смысловые основы современного естествознания также сформировались под определяющим влиянием христианской духовности. Христианство ликвидировало смысловую пропасть между «естественным» и «искусственным», ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога.
12. Романский и готический стиль.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, архитектуры, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

13. Западноевропейская наука и образование.

В VI веке было введено разделение «семи вольных искусств» на - части: тривиум (три пути знания: грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (четыре дороги знания: геометрия, арифметика, астрономия, музыка). В ХП-ХШ вв стали возникать университеты.

В средневековой науке выделяются четыре больших направления.

Первое - физико-космологическое, ядром которого является учение о движении, на основе натурфилософии аристотелизма объединялся массив физических, астрономических и математических знаний.

Второе - учение о свете. Оптика в узком смысле слова является частью обшей доктрины - «метафизики света», в рамках которой строится модель Вселенной, которая отвечает принципам неоплатонизма.

Третье - наука о живом, которая рассматривала принципы и источник растительного, животного мира, разумной жизни.

Четвертое - комплекс астролого - медицинских знаний, к которому примыкает учение о минералах. Алхимия выделялась как особое направление средневековой науки..

14. Религия в древнерусском государстве.

Креще?ние Руси? — введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в 988 г. князем Владимиром Великим . А также, это принято считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже:

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках

Христианизация народов Российской империи была длительным процессом, продолжавшимся в течение 9-и последующих веков

15. памятки письменности и литературы

«Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати», «Жития святых», «Поучение детям», «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Русская правда»

16. Летописи. XII-XIII ст.

Летописи - галицкая и киевская, "Повести временных лет"

17. ДР арxитектура и изобразительное искусство.

Усилиями и трудом народных мастеров высокого развития и со¬вершенства во времена Киевской Руси достигла архитектура

Одновременно с церковным строительством шло возведение светских строений - роскошных каменных и деревянных хором, палат, теремов, где жили князья, бояре; в то же время простой люд жил в де¬ревянных полудомах-полуземлянках.

C архитектурой были связаны живопись и художественная резь¬ба. Все соборы Руси оформлялись (украшались) мозаичными панно и фресками, иконами, мраморной резьбой. Высокого уровня достигло декоративное искусство. Особенно прекрасными были произведения художественного ремесла, изготов¬ленные в технике черни, например, серебряные наручные браслеты, другие изделия, украшенные орнаментами, изображениями зверь¬ков и птиц.

18. ДР фольклор

Животворящим источником и основой духовной культуры было устное народное творчество. В глубо¬ко поэтических произведениях - исторических и обрядовых песнях, сказках, заклинаниях, загадках, присказках, былинах и т.д. воспевался труд народа, его борьба с внешними врагами, прославлялись народные герои, воспевались радость и горечь народная. Наиболее интересными памятниками народного творчества, сохранившимися до наших дней, можно считать былины о воинах-богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, о пахаре Микуле Селяниновиче, различ¬ные обрядовые песни.

Песни, танцы, музыка, театрализованные представления сопро¬вождали культовые и земледельческие праздники.

19. Религ. Братства. На укр. Иx влияние на состояние образования.

. В конце XVI - начале XVII в.в. появление братств - общественных православных ор-ганизаций городского населения. Вокруг которых объ¬единялись ученые, писатели, педагоги, политические деятели. Братства оказывали сопротивление на¬циональному и религиозному гнету.

Старейшее Львовское братство (1439 г.) содержало школу, гос¬питаль, типографию, библиотеку.

В начале 17 века возникли Рогатинскос, Острожское, Галицкое, Каменец-Подольское, Луцкое, Киевское, Самборское, Винницкое, Немировское и др. братства.

На Украине существовало несколько категорий школ: дьяков¬ские, городские, при монастырях, домовые. Школы создавались при братствах:

•православных, и протестантских (Львове, Берестечке, Хмельнике),

•армянских (Львове, Каменец-Подольском),

•униатские школы Базилинского (Василианского) ордена,

•католические школы (Львов, Луцк, Острог, Перемышль, Винница, Фастов и др.).

Славяно-греко-латинскую школу возглавлял Герасим Смотрицкий
*16«Краткая Киевская летопись», литовская, западно-украинские летописи.

Произведения церковной литературы: «Киево-Печерский патерик», жития монахов, сборник житий святых «Четъи-Минеи» и т.д.

20. развит. Книгоиздания в укр. 16..Конец XV века в Кракове и Черногории зародилось восточнославянское кириллическое книгопечатания. 1491 г типография Швайпольта Фиоля в Кракове изданы «Октоих», «Часослов», «Псалтырь».

1517-1518 гг. Франциска Скорины возобновил в Праге кириллическое книгопечатание («Библия»). 1525 г. Предыдущий издал «Апостол» и «Малую подорожную книгу» .

1530 г. типо¬графия перестала существовать после пожара.1573г. во Львове Иван Федоров создал типографию1574г. напечатал «Апостол». 1581г. И.Федоров издал в Острожской типографии издал «Острожскую биб¬лию» - первое полное издание библии на украинском языке. Львове Иван Федоров издал «Букварь».

В Острожской типографии были изданы произведения Герасима Смотрицкого, Василия Суразского, богословские труды - всего 28 из¬даний.

Братские типографии существовали в Луцке, Новгороде-Северском, Киеве, Чернигове.
21. развитие образования и науки. К-М.А
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. культутра как социальное явление iconСоциальное партнерство
Социальное партнерство: программа курса и учебно-методические материалы / сост.: Н. П. Егошина; Урсэи атиСО. – Челябинск, 2009. –...

1. культутра как социальное явление iconБардовская песня как явление культуры в СССР и России
Данный реферат не претендует быть истиной в последней инстанции, обобщающей все предшествовавшие труды. Главным критерием для исследования...

1. культутра как социальное явление iconТайные коды Пушкина
За каждым его персонажем стоит то или иное глобальное социальное явление либо большие группы людей и управленческие иерархии. Про...

1. культутра как социальное явление iconВопросы к государственному экзамену
История становления pr в России и за рубежом: pr как явление, pr как термин, pr как наука, pr как профессиональная деятельность

1. культутра как социальное явление iconКакие взаимодействия называют электромагнитными?
В чем состоит явление электризации, объясните это явление с точки зрения электронной теории

1. культутра как социальное явление icon"Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники"
Постепенно взгляд на вышеприведенное явление изменялся; врачи стали смотреть на данное явление как на творчество, и, кроме того,...

1. культутра как социальное явление icon1. закономерности формирования и функционирования политической власти
Политология как наука и учебная дисциплина. Политика как общественное явление. 1 неделя

1. культутра как социальное явление iconАктивный раздаточный материал «Политология» фогп, для всех специальностей...
Республика Казахстан как светское, правовое, социальное, демократическое государство и как субъект международных отношений

1. культутра как социальное явление iconПеречень вопрос по дисциплине
Социальное партнерство как система взаимоотношений между работниками и работодателями

1. культутра как социальное явление iconБрагин Аркадий Владимирович Новосибирск, Россия, ООО «Правда» Novosibirsk,...
Используя метод наблюдения и описания я с позиции фэйсера и этологии рассматриваю социальное поведение человека в ночных клубах города...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов