3. Строение и функции культуры Обоснование наличия трех подсистем культуры




Скачать 94.39 Kb.
Название3. Строение и функции культуры Обоснование наличия трех подсистем культуры
Дата публикации20.07.2013
Размер94.39 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
Тема 3. Строение и функции культуры


  1. Обоснование наличия трех подсистем культуры.

  2. Материальная культура, её сущность и структура.

  3. Духовная культура, её сущность и структура.

  4. Художественная культура, её сущность и структура.

  5. Функции культуры.


1. Подобно всем другим проблемам теории культуры, вопрос о строении культуры также относится к числу остро дискуссионных. Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти философов). С точки зрения собственно культурологии, подобная дихотомия не позволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, что любое культурное явление, будучи опредмеченным, является субстратно материальным (даже музыка), но одновременно, даже самое утилитарное из них (плотничий топор), является в известном смысле духовным, несущим в своих формах и чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию.

Понимание культуры как особой формы бытия, производной от человеческой деятельности, открывает путь к анализу ее строения. Поскольку деятельность людей выступает в трех основных формах — материально-практической, духовно-теоретической и практически-духовной — художественной, постольку в целостном поле культуры исторически дифференцируются три соответствующие подсистемы — материальная культура, духовная культура и художественная культура

Рис. 3.2. Три подсистемы культуры


2. Дальнейший системно-онтологический анализ раскрывает строение каждой из этих трех подсистем культуры. Так, материальная культура охватывает техническую культуру — способы и плоды преобразования человеком природы, физическую культуру — совокупность способов преобразования человеком его собственного тела, социально-организационную культуру (политическую, правовую, экономическую), охватывающую создание и функционирование всех учреждений, организаций, общественных институций (государственные органы, суд, завод, университет, больница и т.д.), которые материальны в том смысле, что существуют объективно, независимо от того, кто в них служит, работает, лечится. Эти люди приходят и уходят, формы самих этих организаций и учреждений изменяются, но сами они — государство, суд, школа — сохраняются, пребывают, существуют «сами по себе», как формы опредмеченного бытия общественных отношений. В философии, социологии, культурологии все чаще используется в понятие-бином «социокультурное». Оно правомерно именно потому, что в этой сфере бытия общество выступает как содержание, а культура — как форма существования данных объектов; это значит, что общество и культура одновременно различны и едины, как содержание и форма во всех предметах, явлениях и процессах. Наконец, материальная культура включает в себя способы материального общения людей в их совместной практической деятельности — трудовой, военной, спортивной и т.д.

Рис. 3.4. Строение материальной культуры


3. Точно так же строение духовной культуры определяется структурой духовной деятельности человека. Ее системный анализ показал, что наша духовная энергия реализуется в трех способах освоения субъектом объективной реальности, необходимых и достаточных для обеспечения подлинно и полноценно человеческого бытия: таковы познание, ценностное осмысление и идеальное преобразование реальности (проектирование желаемого). Соответственно духовная культура предстает в обыденном и научном познании мира, в обыденной и теоретической формах идеологии, в обыденных и профессионализированных формах проектирования желанного бытия, и в повседневном и специализированном духовном общении людей.

Рис. 3.3. Строение духовной культуры


4. Еще шире предметное поле художественной культуры, обнимающее все виды, разновидности, роды и жанры искусства — от искусства слова, устно-фольклорного и письменного (литературы), до скульптуры, представляющей человека в каменном изваянии, от живописи, непосредственно изображающей внешний мир и лишь опосредованно внутренний мир человека, до музыки, непосредственно выражающей этот внутренний, духовный мир человека и лишь опосредованно внешний, предметно-природный мир. Предвижу возможный вопрос: почему художественная культура выделяется в особую подсистему культуры, ведь искусство является носителем духовного содержания и должно было бы рассматриваться в составе духовной культуры. Дело, однако, в том, что в искусстве его духовное содержание воплощено в материальной форме так, что оно от нее неотрывно и, в отличие от содержания научных и идеологических сочинений, не может быть «перекодировано», т. е. выражено в другой материальной форме. Именно поэтому творчество скульптора, живописца, актера, танцора, музыканта, поэта, наконец, является обработкой определенного материала, в котором заключена выражаемая художником поэтическая идея и от которого идея эта неотделима. Каждый любитель поэзии знает, что если в сочинении ученого, философа, политика звучание словесного текста не имеет никакого значения, так же как не имеет значения каким цветом выполнен проектный чертеж или каков тембр звукового сигнала, то эстетические качества стиха неотъемлемы от его звучания, как и качество музыкальной пьесы, как неотделимо эмоциональное воздействие рисунка от цвета и массы линии, фактуры и тона бумаги, и художественная выразительность танца от пластической структуры движения танцора. Следовательно, духовная и материальная стороны искусства как содержание и форма художественных образов соединяются не так как в предметах духовной и материальной культуры, и эта их неразрывность объясняет особое место художественно-творческой деятельности в культуре.

Вместе с тем ее сущностное отличие и от духовной, и от материальной форм деятельности не мешает искусству в необходимых культуре ситуациях органически соединятся и с духовными, и с материальными предметами, например, с последними в архитектуре, в прикладных искусствах, в дизайне, со спортивными упражнениями в художественной гимнастике и фигурном катании, а с плодами духовной деятельности — в мифах, в религиозном искусстве, в государственном гимне, революционной песне, военном марше, в научно-художественных жанрах литературы.

Рис. 3.5. Строение художественной культуры


В конечном счете, культура в целостном ее существовании как система всех доступных человеку форм духовной, материальной и художественной деятельностей должна рассматриваться как взаимосвязанное единство этих ее основных подсистем; каждая обладает своим местом и своими функциями в целостном пространстве культуры, обусловленным необходимым для ее существования и развития «разделением труда» между ее различными «органами», которые в то же время взаимодействуют, подчас накладываются друг на друга, синтезируются. Но при этой дифференциации компонентов культуры и «разделении труда» между ними ее целостное бытие и функционирование требует осуществления практического, духовного и практически-духовного взаимодействия с другими сферами бытия, от которых она отличается, но и находится в живой связи — я имею в виду природу, общество и человека.

^ 5. Функции культуры (по М.С. Кагану)

Подходя к выявлению основных функций культуры, мы можем установить, прежде всего, наличие у культуры двух основополагающих функций:

  • Обеспечение общества всем необходимым для его успешного противоборства с природой, для его прогрессивного развития, короче – для постоянного повышения уровня его негэнтропии (мера упорядоченности, организованности, в противоположность энтропии);

  • Обеспечение собственной мобильности, динамичности, продуктивности, эффективности всех своих



Взаимоотношение культуры и природы рождает экологическую проблематику жизни культуры. На разных этапах истории она играла свою роль для формирования и развития культуры, но всегда, во все времена, отношение к природе было основой существования культуры. Предметное бытие культуры возникало из преобразования материальных форм природы, духовное содержание культуры — и мифологически-религиозное, и научное, и эстетическое — имело в основе своей осмысление и познание природы, а художественное творчество воссоздавало бытие природы как среду человеческого существования. Но если человечество начало с обожествления природы, затем развивало культуру на основе представления, что человек является «царем природы» и соответственно волен подчинять ее своим потребностям и капризам, то в наше время культура осознает новую драматическую ситуацию, которая порождена сопротивлением природы творимому над ней культурой насилию и таит в себе угрозу самому существованию человечества, да и вообще жизни на земле. По-видимому, избежать этой опасности можно только силами самой культуры, поэтому экологическая проблематика вышла сейчас на авансцену культуры, в частности движение «зеленых», и осмысляется как необходимость противопоставления обожествлению человеком природы и чинимому им над ней насилию такого нравственно-эстетического к ней отношения, которое определяется метафорически, но точно по существу понятием «диалог с природой». Так осуществляется экологическая функция культуры.

Второе направление функционирования культуры — ее взаимоотношение с обществом, оно рождает ее социологическую проблематику. И эти взаимоотношения были исторически изменчивыми, и они в XX в. приобрели обнаженно-драматический характер. Так, тоталитарные режимы (большевистские и фашистские) стремятся полностью подчинить культуру политической силе общества. Буржуазные же общества используют экономическую мощь для скрытого закабаления культуры. С другой стороны, стремление к независимости культуры от общества привело к господству и в элитарной, и в массовой культуре игрового начала, деформирующего не только искусство, но и работу средств массовой коммуникации, и политическую жизнь, и даже философскую мысль. Одна из самых серьезных и сложных проблем, стоящих сейчас перед нашей страной в процессе преобразований ее тоталитарного прошлого и неправомерности его замены капитализмом, — найти формы взаимодействия общества и культуры, основанные на их содружестве, равновесии, взаимном уважении ее и его интересов, ибо они сводятся, в конечном счете, к интересам свободного, многогранно-богатого и гармоничного бытия человека. Так осуществляется социологическая функция культуры.

Отношение культуры и человека — третий по логике, но главный по значению, круг проблем современной культуры, формирующий ее антропологически-гуманистическое содержание. Вновь придется сказать, что этот аспект жизни культуры исторически менялся, и по своей сути, и по своему значению история знает теоцентристские типы культуры, натуроцентристские типы, социоцентристские типы, т. e. такие, в которых человек подчинялся высшим силам — богам, силам природы, власти общества. Ныне делает первые робкие шаги новый тип культуры — антропоцентристский, ибо ход истории показал, что именно от человека зависят и его мифы (или освобождение от них), и характер общественного устройства, и даже судьба природы в условиях обострившегося конфликта с ней культуры. А это требует, прежде всего, выработки адекватного представления человека не только о природе и об обществе, но, что гораздо сложнее, о себе самом, сложнее потому, что оно объединяет в сложнейшем, противоречивом и динамическом единстве и природные, и социальные, и культурные качества.

Философская антропология на современном уровне ее развития показывает, что упрощенными оказались и позитивистские представления о человеке как животном, лишь сложностью своей организации отличающемся от других зверей и социологизаторские представления об общественной сущности человека, сводящие его к роли представителя тех или иных групповых качеств — сословных, классовых, национальных, половозрастных и спиритуалистические представления о человеке как носителе «божественного духа», сводящие его культурную сущность к религиозно трактуемой духовности, что обезличивает индивидуальное бытие личности в такой же мере, как ее редукция к природным или социальным качествам. Стремление преодолеть растворение личности во всех этих внешних для нее и обезличивающих ее силах породила в ХХ в. экзистенциалистскую ее трактовку, однако свойственная ей абсолютизация уникальности реального и конкретного существования «заброшенного в мир индивида» («экзистенциализм» и означает противопоставление истинности «существования» человека его экзистенции — неистинности, так или иначе трактованной его «сущности») оказалась искусственным расщеплением существования и сущности, экзистенции и эссенции, индивидуального и общего, в реальном бытии человека. Всем этим односторонним антропологическим концепциям сегодня можно противопоставить системное представление о человеке как существе био-социо-культурном, поскольку именно взаимодействие этих трех начал определяет, и в филогенезе, и в онтогенезе (т. е. и в историческом развитии человечества, и в биографии индивида) противоречивое и динамически подвижное единство общего и индивидуально-неповторимого в конкретном человеческом бытии. А отсюда следует важнейший практический вывод: процесс воспитания, образования, обучения каждого входящего в мир юного существа должен формировать все три грани его системно-целостного бытия — природно-врожденные индивиду, обретаемые в ходе освоения богатств, накопленных историей мировой культуры, и порождаемые социальным строем общественной среды, в которой протекают его жизнь и деятельность. Так осуществляется антропологическая функция культуры.

Наиболее сложный и наименее разработанный вопрос культурологической мысли — закономерности ее исторического развития. Совершенно очевидно, что культура представляет собой саморазвивающуюся систему, а закономерности развития такого рода систем изучает в наше время особая наука — синергетика. В дальнейшем вы познакомитесь с содержанием этой науки и с тем, как с ее помощью выявляются закономерности развития культуры, а в этой лекции достаточно подчеркнуть, что анализ строения и функционирования культуры должен быть органически связан с постижением ее истории. Это важно и для уяснения культурного наследия, и для ориентации в проблемах современной культуры. Нужно отчетливо понимать, особенно молодым людям, что нынешнее состояние культуры исторично, т. е. оно закономерно выросло из прошлого ее состояния, отчасти его продолжая, а отчасти отрицая, и что оно не вечно, а будет в свою очередь вытеснено новым ее состоянием, сложившимся на основе развития и отрицания нынешнего.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3. Строение и функции культуры Обоснование наличия трех подсистем культуры iconПлан: Основные подходы к определению понятия культуры. Структура и функции культуры
Но такая буквальная "расшифровка" мало что говорит о сути этой дисциплины, до тех пор пока мы не конкретизируем, что же понимается...

3. Строение и функции культуры Обоснование наличия трех подсистем культуры iconЮ. М. Лотман Куклы в системе культуры
...

3. Строение и функции культуры Обоснование наличия трех подсистем культуры iconЭто биологическая наука, которая изучает строение, функции, индивидуальное...
Биология клетки”, в которой был обобщен накопленный к этому времени материал и дано обоснование трех основных задач микроскопического...

3. Строение и функции культуры Обоснование наличия трех подсистем культуры iconТеория культуры и искусства Понятие культура, функции, структура,...
Всё то что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития

3. Строение и функции культуры Обоснование наличия трех подсистем культуры iconКультура как общественное явление Культурология как интегративная...
Культурологический метод. Культура как одно из ключевых понятий культурологии. Культура в аспекте деятельности человека и общества....

3. Строение и функции культуры Обоснование наличия трех подсистем культуры iconОбоснование необходимости преподавания Основ Православной Культуры...

3. Строение и функции культуры Обоснование наличия трех подсистем культуры iconПрограмма по культурологии для вступительного экзамена в аспирантуру...
Основные понятия теории культуры и их многозначность. Классификация культурных ценностей. Функции культуры в обществе. Культура в...

3. Строение и функции культуры Обоснование наличия трех подсистем культуры iconТематика курсовых работ общие вопросы теории физической культуры...
Причины и результаты перехода от теории физического воспитания к теории физической культуры как вида физической культуры личности...

3. Строение и функции культуры Обоснование наличия трех подсистем культуры iconКнига петербургского ученого Е. П. Борзовой представляет читателю...
Б 82 История мировой культуры. — Спб.: Издательство «Лань», 2001. — 672 с. — (Мир культуры, истории и философии)

3. Строение и функции культуры Обоснование наличия трех подсистем культуры iconФилософия культуры учебное пособие
Ссср и во многих других странах. В 70—90-е годы под его руководством были созданы коллективные труды по истории эстетической мысли,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов