Ведическая традиция в россии




НазваниеВедическая традиция в россии
страница1/5
Дата публикации20.07.2013
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5
М .Матвеева, Ж. Сидоров, В. Яковлев


ВЕДИЧЕСКАЯ

ТРАДИЦИЯ

В РОССИИ

Под редакцией В.Тунеева

Москва 1996

ПРЕДИСЛОВИЕ
Уважаемый читатель!

Эта небольшая книга познакомит Вас с самой древней духовной и культурной традицией человечества, обычно называемой ведической — по названию основного ее письменного памятника ("Веды"). Не­сколько тысячелетий назад эта традиция существовала практически на всей территории планеты, в том числе, на территории нашей стра­ны. Об этом наглядно свидетельствуют результаты недавних археоло­гических раскопок на Урале в Аркаиме и лингвистических исследова­ний (значительная часть русских слов имеет корни санскритского происхождения, в частности, «ведать» - знать).

Сегодня Веды, древнейшие на Земле священные писания, дающие человеку помощь как в духовной, так и в материальной жизни, вновь пришли в Россию в самый острый, драматический момент ее истории. Это про­изошло во многом благодаря удивительной личности, выдающемуся представителю випшуитской ветви индуизма А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде (1896-1977). Он перевел с санскрита на английский и прокомментировал важнейшие классические тексты ведической тра­диции, бережно донеся до западного читателя их изначальный смысл и в то же время сделав доступными для самой широкой публики сложнейшие философские и теологические категории. В настоящее время его книги переведены на все основные языки мира, включая и русский, являющийся средством межнационального общения почти на одной шестой части земного шара.

По мнению Льва Мельникова, академика Международной акаде­мии информатизации ООН, если для американцев Движение сознания Кришны явилось «джинном, выскочившим из бутылки», то для рус­ского мыслящего читателя, воспитанного на философии русских космистов: B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, Н.А. Бердяева, К.Э. Циолков­ского, Н.К. Рериха и др., идеи Вед не были такой культурной неожи­данностью. Ведь наша страна - это как бы перекресток культур Запа­да и Востока. И, следовательно, в той или иной форме ведическая тра­диция всегда присутствовала в русской культуре и литературе от «Александрии» до Л.Н. Толстого.

Для того, чтобы эффективнее распространить ведическое знание за пределами Индии, в 1966 г. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада организовал Международное общество сознания Кришны (ИСККОН), которое получило признание правительств, ученых-религиоведов и са­мых широких слоев населения во многих странах мира.

Книга, которую Вы держите в руках, не претендует на полный ох­ват всех сторон жизни ИСККОН как наследника и носителя бесценно­го ведического знания. Ее цель - хотя бы до некоторой степени запол­нить образовавшийся на данный момент в нашей стране религиовед­ческий вакуум. По существу, это лишь ответы на типичные вопросы тех, кто заинтересовался древнейшей религиозной традицией.

Основой этой книги-справочника, кроме известных ведических ис­точников в переводе и с комментариями Прабхупады, послужили ма­териалы о деятельности Общества сознания Кришны в России, опуб­ликованные в российской и зарубежной печати, а также цифры и фак­ты, любезно предоставленные различными российскими и зарубежны­ми отделениями ИСККОН.

Авторы

ВВЕДЕНИЕ
Появление на улицах городов и селений России людей в необыч­ных белых и оранжевых одеяниях — дхоти — вызывает мно­жество вопросов: кто они, эти бритоголовые, и почему у них хохолок на затылке? Ведь среди них немало типично славянских лиц. Это — кришнаиты (или.вишнуиты), представители древней монотеи­стической религии, одного из направлений индуизма, насчитывающе­го на нашей планете около миллиарда приверженцев. Их шествия с мридангами (барабанами) и караталами (бронзовыми тарелочками) то­же не являются чем-то новым: для жителей Индии харинама санкиртана — религиозная традиция с тысячелетней историей. Такие ше­ствия проходят сейчас во многих городах мира, в том числе в России.

Международное общество сознания Кришны (International Society for Krishna Consciousness, сокращенно ИСККОН) было основано в 1966 г. выдающимся религиозным деятелем современности А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой (Шрилой Прабхупадой), С тех пор ИСККОН вырос в мировую конфедерацию, состоящую из более чем 300 полностью не зависящих друг от друга храмов, 40 сельхозобщин, 26 школ и 50 вегетарианских ресторанов в 71 стране. ИСККОН ставит своей целью одухотворение сознания людей, возрождение ду­ховности в обществе. Учение ИСККОН основано на Ведах — древней­шем источнике духовных и материальных знаний. Веды были записа­ны 5 тыс. лет назад на санскрите, образующем общую основу всех ин­доевропейских языков, к которым относятся и славянские языки.

Тысячи лет тому назад ведическая культура была распространена на всей территории современной Индии, Юго-Восточной Азии, Паки­стана, Афганистана, Ирана и других азиатских государств. Существо­вала она и в России, о чем свидетельствуют, в частности, многочис­ленные лингвистические изыскания по текстам Вед и недавние архе­ологические раскопки на Урале близ сел Синташта и Аркаим, где об­наружены следы уникальной древней цивилизации (страна городов).

Члены ИСККОН распространяют духовное знание миллионам лю­дей по всему миру, приобщая их к ведической культуре, издавая ду­ховную ведическую литературу, проводя красочные фестивали и про­пагандируя здоровый образ жизни.

^ ФИЛОСОФИЯ И ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА
Над вечными, как мир, вопросами "Кто я? Зачем я живу?" раз­мышляли философы всех времен, однако, пожалуй, наиболее полный ответ на них содержится в Ведах, самых древних свя­щенных писаниях на Земле. В них говорится, что каждое живое су­щество — это вечная, бессмертная душа. Наука о душе, представляю­щая собой фундамент ведической философии, наиболее ясно изложе­на в "Бхагавад-гите" ("Песни Бога"), являющейся частью древнего эпоса "Махабхарата".

На протяжении жизни наше материальное тело несколько раз ме­няется (по утверждению медиков, клеточный состав тела полностью обновляется каждые семь лет), но душа остается неизменной. В одном из стихов "Бхагавад-гиты" говорится: "Подобно тому, как душа пере­ходит из тела ребенка в тело молодого человека, а затем — в тело ста­рика, после смерти она переселяется в новое тело. Разумного челове­ка не смутят эти перемены". После смерти одного тела душа меняет его на другое по закону кармы, т.е. действующем на тонком плане за­кону причин и следствий, в соответствии с которым каждое совершен­ное нами действие (как хорошее, так и дурное) вызывает определен­ные реакции.

Согласно ведической философии, и хорошие, и плохие последствия нашей деятельности одинаково нежелательны, потому что и те, и дру­гие удерживают нас в материальном мире, где мы вынуждены испы­тывать страдания в виде повторяющихся рождений, смертей, старости и болезней. Люди не в силах разрешить эти проблемы. Всем прихо­дится рождаться, стареть и умирать. И хотя медицина побеждает один недуг за другим, люди по-прежнему продолжают болеть — СПИД, рак, сердечно-сосудистые и другие заболевания преследуют человече­ство. К тому же неверный образ мыслей, основанный на отождествле­нии себя с материальным телом и всем, что так или иначе с ним свя­зано: землей, богатством, семьей, расой и т.д., приводит к тому, что в мире то и дело разражаются экономические, политические и соци­альные кризисы.

Безудержное стремление к материальным удовольствиям, столь ха­рактерное для современной цивилизации - не более чем бессмысленная трата времени. Ведь прежде чем получить тело человека, душе пришлось претерпеть воплощения во всех низших формах жизни, по­бывав в телах рыб, растений, земноводных, птиц, пресмыкающихся, четвероногих животных... Ведический афоризм гласит: "атхато брахма джигьяса" — "Теперь, когда ты получил человеческую форму жизни, ты должен постичь природу духа и Всевышнего". Иначе жизнь человека ничем не отличается от жизни животного, которая сводится к отправлению четырех функций: еде, сну, сексу и обороне.

Напротив, встав на путь духовного самоосознания, описанный в Ведах, человек постепенно осознает свое истинное положение во взаи­моотношениях со Всевышним и с окружающим миром.

Веды сравнивают Кришну, Верховного Господа, с солнцем, которое является источником бесчисленного множества мельчайших частиц света, качественно тождественных, но количественно всегда уступаю­щих ему. Господь Кришна вечен, исполнен знания и блаженства. Так же и мы, являясь Его неотъемлемыми частями, исходящими из Него, подобно мельчайшим частицам солнечного света, по природе своей бессмертны, мудры и счастливы.

Человек, который осознал это и понял, что Верховный Господь яв­ляется высшим объектом любви, источником творения, лучшим дру­гом каждого живого существа и владыкой материального и духовного миров, начинает заниматься служением Богу, бхакти-йогой (слово "йога" означает "соединение", а "бхакти" — служение Богу с любо­вью и преданностью). Практика бхакти-йоги складывается из девяти видов деятельности, естественных для духовной души, а именно: слу­шания повествований о Верховном Господе, прославления Его (в час­тности, с помощью воспевания Его святых имен: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе); памятования о Нем; так называемого "низкого" служения Ему (например, уборка храма); поклонения Божествам в храме; вознесения молитв; выполнения Его приказаний; дружбы с Ним и, наконец, безраздельного предания Ему всего себя. Следование этим процессам гарантирует достижение высшей цели человеческой жизни — развития в себе любви к Богу, изначально присущей каждо­му живому существу.

Следующие этим путем участники Движения сознания Кришны ежедневно повторяют на четках и совместно поют святые имена Гос­пода — махамантру (т.е. великую мантру) Харе Кришна. Неискушен­ную публику нередко пугают "восточные мантры", но для того, кто знает, что это такое, все очень легко становится на свои места. Мант­ра — это та же молитва, что и у христиан, мусульман, иудеев. Корень "ман" на санскрите означает "ум" (в русском есть однокоренное слово "мнение"; древнеславянское "мнить" значило "думать"). А корень "трайа" значит "освобождение". Таким образом, повторение мантры освобождает ум человека от тревог и помогает сосредоточиться на воз­вышенном. Имя "Кришна" означает "всепривлекающий", "Рама" —"всерадующий" — это имена Бога; "Хара" (меняющееся в звательном падеже на "Харе") — обращение к Его духовной энергии, которая по­могает установить непосредственную связь с Господом. Вся мантра, таким образом, означает: "О всепривлекающий, о всерадующий Гос­подь, о энергия Господа, позвольте мне служить Вам".

Наряду с пением мантры Харе Кришна большое значение придает­ся слушанию священных текстов, повествующих о различных вопло­щениях и деяниях Господа Кришны, а также поклонению Божествам в храме (утренняя и вечерняя службы).

"Жить просто и мыслить возвышенно" учил Шрила Прабхупада своих последователей. В Ведах говорится, что мы должны жить, пользуясь тем, что выделено нам Богом, и не посягать на остальное, хорошо осознавая, кому все принадлежит. В соответствии с этим принципом жизнь в сознании Кришны пронизана духом разумного са­моограничения. Последователи Движения сознания Кришны отказы­ваются от употребления в пищу мяса, рыбы, яиц; от курения, упот­ребления алкоголя и любых наркотических средств; не вступают в сексуальные отношения вне брака и не участвуют в азартных играх.

Впрочем, даже если человек не способен соблюдать перечисленные принципы, это не является непреодолимым препятствием к принятию им философии сознания Кришны. Строгое соблюдение этих принци­пов обязательно лишь для тех, кто принял посвящение у духовного учителя.

ИСТОКИ
У истоков этой древнейшей духовной традиции стоит Сам Верхов­ный Господь Кришна, поведавший "Бхагавад-гиту" 5 тыс. лет назад. Однако начало Движению сознания Кришны в том виде, в каком оно существует сейчас, положил 500 лет назад Шри Чайтанья Махапрабху, великий святой и религиозный реформатор XVI в., кото­рый вдохнул новую жизнь в эту возвышенную философию преданнос­ти и любви к Богу. Он родился в 1486 г. в Бенгалии и организовал массовое духовное движение, захлестнувшее всю Индию. Приход Шри Чайтаньи стал, по существу, духовной революцией.

В "Бхагавад-гите" Господь Кришна говорит о варнашраме — систе­ме деления общества на четыре класса: интеллектуалов, администра­торов, торговцев (предпринимателей) и рабочих. Кришна объясняет, что принадлежность человека к тому или иному классу определяется его индивидуальными наклонностями и родом его занятий. Однако в современной индийской кастовой системе принадлежность человека к касте определяется его происхождением. Это на руку выходцам из аристократических семей, которые пользуются льготами своего высо­кого положения и стараются оградить себя от критики и конкурен­ции. Ведические источники указывают на то, что кастовая система противоречит общественному институту варнашрамы, который описы­вает в "Бхагавад-гите" Господь Кришна.

Шри Чайтанья Махапрабху выступил против несправедливостей кастовой системы. К Его Движению сознания Кришны мог присоеди­ниться человек любой религии, касты и национальности. Эти тради­ции свято хранятся в Международном обществе сознания Кришны. Следует отметить, что лишь защитники кастовой системы обвиняют Движение сознания Кришны в чужеродности индийской традиции, в то время как большинство индийцев относятся к нему как к истинно индуистскому.

Шри Чайтанья учил, что высшая цель жизни человека — пробуж­дение в своем сердце дремлющей любви к Богу. Этой цели можно до­стичь, только развивая в себе сознание Кришны. Он провозгласил вос­певание имен Бога самым действенным и доступным средством само­осознания в нашу эпоху.

Ученики и последователи Щри Чайтаньи по Его указанию написали множество книг по философии сознания Кришны. Движение, на­чатое Шри Чайтаньей, утвердилось во многих государствах Индии (нынешних штатах) и, прежде всего, в Бенгалии и Ориссе. Новый тол­чок этому Движению дал Бхактивинода Тхакур, известный ученый и общественный деятель Индии. Его сын, Бхактисиддханта Сарасвати Госвами (ставший духовным учителем Шрилы Прабхупады), продол­жил дело своего отца. Он основал разветвленную сеть храмов Гаудия Матх в Южной и Юго-Восточной Азии и вдохновил своего ученика А.Ч. Бхактиведанту Свами Прабхупаду посвятить свою жизнь пропо­веди сознания Кришны на Западе.

^ ШРИЛА ПРАБХУПАДА — ОСНОВАТЕЛЬ ИСККОН
Древнюю традицию бхакти — служения Богу с любовью и пре­данностью — принес на Запад в 60-е годы нашего века А.Ч. .Бхактиведанта Свами Прабхупада (Шрила Прабхупада) — вы­дающийся теолог и провидец ("Шрила" — это почтительное обраще­ние, титул духовного наставника; "Прабхупада" переводится как "след, который Господь оставил на Земле").

Шрила Прабхупада родился 1 сентября 1896 г. в семье вишнуитов. Следуя наказу своего духовного учителя Бхактисиддханты Сарасвати Госвами принести людям Западного мира ведическое духовное знание, он практически всю основную часть своей жизни — более 40 лет — посвятил подготовке к выполнению возложенной на него миссии. В 1947 г. Общество Гаудия-вайшнавов присвоило Шриле Прабхупаде ти­тул "Бхактиведанта", признав таким образом его познания в филосо­фии и преданность Богу. Приняв в 1959 г. в соответствии с ведичес­кой традицией обет отречения от семейной жизни, Шрила Прабхупа­да поселился в священном городе Вриндаване. Преодолевая множе­ство трудностей, там он начал работу над переводом на английский и комментированием одного из основных текстов ведической духовной классики — "Шримад Бхагаватам", состоящего из 18 тыс. стихов (это произведение называют "сливками ведического знания" и "зрелым плодом древа желаний ведической литературы"). Стремясь донести до современного западного читателя сокровенную мудрость Вед, он пользовался ясным языком и простыми, понятными каждому образа­ми, раскрывающими сложнейшие теологические и философские кате­гории.

Свое семидесятилетие Шрила Прабхупада встретил на борту ин­дийского грузового судна "Джаладута", направлявшегося в США. В таком возрасте люди, как правило, уже отходят от дел, но для Шри-лы Прабхупады это было началом периода его наивысшей активности как проповедника. В 1966 г., после года скитаний и лишений, он офи­циально зарегистрировал в Нью-Йорке "Международное общество со­знания Кришны" (ИСККОН), центры которого теперь имеются во всем мире. Проповедуя, он за 12 лет объехал вокруг света 14 раз! В 1971 г. Шрила Прабхупада посетил и нашу страну. Конечно, он был лишен возможности проповеди, но у него состоялась продолжительная бесе­да с профессором-индологом из Института востоковедения Г. Котовским об индуизме и ведической культуре. Несмотря на атмосферу пе­риода "застоя", даже в те годы у Шрилы Прабхупады появился в Мос­кве первый ученик. Собственно, с этого момента и начинается исто­рия Движения сознания Кришны в России...

Шрила Прабхупада приехал в Россию не с целью прозелитизма и конкуренции с традиционными религиями, которые к тому же были в те времена фактически под запретом. Он приехал, чтобы посеять се­мя любви к Богу в самой безбожной стране мира. И ему это удалось. Путешествуя по всему земному шару, он из сострадания обращал свою проповедь прежде всего к самым опустившимся и грешным людям, к атеистам, нигилистам, агностикам... Как показывает история, его ме­тоды и усилия оказались действенными. Множество наркоманов, хип­пи, преступников благодаря сознанию Кришны покончили со своим прошлым. И сегодня Движение сознания Кришны в России формиру­ется в основном из бывших материалистов, пантеистов, йогов, одним словом - тех, кто не имел веры в Бога.

В Америке в 1972 г. Шрила Прабхупада учредил гурукулы, веди­ческие школы, учебная программа которых предусматривает гармо­ничное развитие ребенка, как материальное, так и духовное. С жела­нием возродить сознание Кришны на родине, Шрила Прабхупада вер­нулся в Индию, где под его руководством были построены три величе­ственных храма Кришны (во Вриндаване, Бомбее и Маяпуре) и нача­лась широкая проповедь индийцам.

Ведический центр в Маяпуре (Западная Бенгалия) — самый гран­диозный проект Шрилы Прабхупады. В настоящее время его ученики возводят там целый духовный город с гигантским храмом, планетари­ем и гостиничным комплексом, рассчитанным на проживание 10 тыс. человек. Благодаря усилиям Шрилы Прабхупады, сегодня Маяпур стал известным местом паломничества.

К моменту своего ухода из этого мира 14 ноября 1977 г. в возрас­те 81 года Шрила Прабхупада не только распространил Движение со­знания Кришны по всему миру, но и заложил прочную основу для его дальнейшего укрепления и развития.

Бесценным вкладом Шрилы Прабхупады в мировую культуру яв­ляются его книги. Более 60 томов переводов, комментариев и обзор­ных очерков индийских классических трудов по философии и религии получили высокую оценку ученых всего мира за авторитетность, глу­бину и ясность изложения. Они служат учебниками по курсам рели­гии и философии во многих университетах и колледжах. Эти труды переведены более чем на 100 языков мира.

Все, кто знал Шрилу Прабхупаду или знаком с его книгами, по праву считают его святым нашего времени.

Энциклопедия "Британика" описывает Шрилу Прабхупаду следую­щим образом: "Свами Бхактиведанта учит, что ведическая культура, представленная авторитетно и без стремления к личной выгоде, может оказать глубокое воздействие на сознание людей всего мира, поражен­ного материализмом".
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ведическая традиция в россии iconБиополе пищи и ведическая традиция питания
Как известно, все живые существа обладают биополем, как только оно исчезает, живой организм тут же превращается в неживой, то есть,...

Ведическая традиция в россии iconКнига «Деволюция человека: Ведическая альтернатива теории Дарвина»
«Деволюция человека: Ведическая альтернатива теории Дарвина»: Философская Книга; Москва; 2006

Ведическая традиция в россии iconЖурнал «Капитель» Санкт-Петербургский союз архитекторов России
«Классическая традиция в архитектуре и изобразительном искусстве Новейшего времени»

Ведическая традиция в россии iconБаир Очиров Традиция Чод в Бурятии
Последователи этой традиции верят, что Мачиг Лабдон была воплощением Праджняпарамиты в человеческом мире. Со времен Мачиг Лабдон...

Ведическая традиция в россии iconЯрослав Пеликан Христианская традиция: История развития вероучения....
Ярослава Пеликана «Христианская традиция: История развития вероучения» (1971-1989) осуществлено в рамках совместного научно-издательского...

Ведическая традиция в россии iconНо мир! Но жизнь! Ведь человек дорос
После публикаций моих статей в журнале «Ведическая культура» в 3-6 номерах за 2004-2005г, в которых я очень кратко поведал об одной...

Ведическая традиция в россии iconЛекция №3
Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика

Ведическая традиция в россии iconИстоки Вайшнавской культуры
Международное Общество Сознания Кришны является неотъемлемой частью универсальной древней Ведической культуры. Зачастую люди относят...

Ведическая традиция в россии icon"Письменная традиция и лексический потенциал языка : на материале карельского языка"
Письменная традиция и лексический потенциал языка : на материале карельского языка

Ведическая традиция в россии iconЗадания на контрольную работу по философии
Диалектико-материалистическая традиция в русской философии ХIХ – ХХ вв. (Г. Плеханов, В. Ленин)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов