Знакомство с мировой культурой убеждает нас в том, что генезис культуры определенного народа есть процесс, обусловленный целым рядом факторов, что его




Скачать 153.52 Kb.
НазваниеЗнакомство с мировой культурой убеждает нас в том, что генезис культуры определенного народа есть процесс, обусловленный целым рядом факторов, что его
Дата публикации21.07.2013
Размер153.52 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
Знакомство с мировой культурой убеждает нас в том, что генезис культуры определенного народа есть процесс, обусловленный целым рядом факторов, что его невозможно понять вне более широкого контекста — в отрыве от истории становления этноса, религиозных влияний, перипетий формирования его государственности.

Специфика культурального процесса в Беларуси детерминирована, прежде всего, геополитическим фактором. Наша страна геополитически расположена между двумя сильными центрами цивилизационного влияния — Западом и Востоком Европы и относится, к" "локальным цивилизациям западного типа. Развитие индивидуальности духовной, материальной культуры Беларуси определяется еще двумя факторами: выживанием на этом самом пограничье двух культурных миров-цивилизаций - православно-византийской и католическо-романской. Наша родина, располагаясь в географическом центре Европы, была местом столкновения восточных славян с другими европейскими народами, следовательно, сама наша культура стала зоной встречи и диалога принципиально разных, порой враждующих культурно-религиозных ареалов Европы, несмотря на их единое происхождение (наследие античности, христианство и т. д.). Поэтому Беларусь нередко первая среди восточнославянских стран воспринимала западноевропейские формы социальной жизни, культуры и искусства (магдебургское право, книгопечатание, садово-парковое искусство, мировые художественные стили — готику, ренессанс, маньеризм, барокко и др.) и была их главной передатчицей в другие регионы славянского мира.

Следующим фактором развития общенациональной культуры Беларуси выступает частое пребывание ее культурных форм в процессе диффузии, происходит, наложения, сложения различных культурных потоков. Среди фактов культурного наложения различными исследователями называются естественный билингвизм (двуязычие), сплав язычества с христианством в религии, толерантность и «тутэйшасць» в ментальное™, в искусстве — феномен использования готики и барокко в архитектурной практике православной церкви.

Исходя из влияния вышеперечисленных факторов, динамику белорусской культуры, другими словами ее развитие и изменения, совершенно правомерно рассматривать как состояние приливов и отливов «волн», потоков, порой разрушительной силы, которые перекатываются через территорию Беларуси то с западной, германо-романской стороны, то с восточной, греко-византийской Некоторые исследователи считают чт, проблема этнокультурной ориентации белорусов была уже давно решена самим народом, что отразилось в народной культуре. Однако вариант ее решения не был признан, оценен как вписывающийся в традицию общеевропейских духовных ценностей, или вовсе не был замечен представителями элитарной культуры, поэтому проблема и не была снята. Весь ход исторического процесса на белорусских землях, с его практически беспрерывными военно-политическими конфликтами давно обусловил выработку белорусской народной культурой основной парадигмы своего существования, которая определила мировосприятие, мировоззрение белорусов: «склонность к обычным земным ценностям», приоритет обычного перед высоким формировал понимание значимости домо-родового фактора — своего края, предков, семьи Именно на такую расстановку приоритетов указывают фольклорные произведения, а также пословицы и поговорки, например:«Дарагая тая хатка, дзе мяне радзша матка», «Кожнаму свой куток миш». Для белорусов всегда имела актуальность не принадлежность к определенной нации, а место их рождения, кровно-родственные и территориальные связи, т. е. белорусский народ объединяли не идеологические (мы — народ, нация), а обычные связи (мы — «тутэйшыя»)109. Этничность, таким образом, выявляется не в организованных формах, а только при столкновении с другими, иными, с теми, кого белорусы не способны понять. Граница понимания других и отношение к ним основывается у белоруса на конкретном индивидуальном опыте — собственном или тех, кто его окружает110.

В эпоху ВКЛ, вплоть до конца XVI в. не предвиделось никакой опасности от знакомства передовых, по-европейски образованных белорусов с латинским или польским, русским языками, так как христианско-европейская культура издавна была одним из источников белорусского народо-образующего процесса. Это имело позитивный характер вначале, ибо помогало освоить культурные и научные достижения других стран и активизировать культурный диалог Европа—Беларусь и Беларусь—Россия. Впоследствии же, в XVII—XIX вв. более сильные в политическом и национальном отношении соседние государства, поддерживая развитие своих культурных традиций, одновременно навязывали белорусской культуре сателлитный статус, статус региональной культуры с размытыми границами. Вспомним отказ белорусскому языку на право использования в качестве государственного, например, на территории ВКЛ в составе Речи Посполитой, или запрет на употребление не только белорусского, но и польского языка в различных государственных органах и социальных структурах в период Российской империи.

В XVII—XIX вв. этническое, преимущественно крестьянское ядро белорусов сохранило культурно-языковую самобытность и способность к национальному возрождению. Но национальное возрождение претерпевало в конце XIX—XX вв. постоянные трудности. Белорусский крестьянин, бывший длительное время «хранителем» родного языка, воспринимал его не столько как признак национальных разграничений, сколько как показатель социальных отличий114. Он смотрел на него как на средство коммуникации, а не как на мерило политических предпочтений и степени патриотизма115. Отсутствие национальной исключительности вытекает из пресловутого феномена «тутэйшасщ», в отношении которого в научной литературе принято почему-то придерживаться отрицательных или нейтральных формулировок (например, философ И. Ширшов трактует белоруса-тутэйшага как недо-оформленного человека, не ставшего носителем развитого национального самосознания)116. Хотелось бы напомнить и о положительной роли, которую он сыграл в истории белорусской культуры. Феномен «тутэйшасщ» как изоляционистское понимание свойскости, родственности в пределах деревни, округи и стремление к локализации места жизни характерен для сформированных в средневековой культуре эпохи феодализма замкнутых локальных общностей. В период разделов Речи Посполитой в конце XVIII^b. и в период войны 1812 г. он позволял белорусам длительное время уклоняться от открытого проявления самоопределения в пользу какой-нибудь из национальных сторон (польской либо русской)117. Советская идеология, рассматривавшая культурные достижения как национальные только по форме, а также эстетика современной массовой культуры оставили на театральных, концертных площадках и телевидении небогатую выборку из национальных произведений развлекательно-фольклорного жанра. Кроме того, содействовали процессу деформирования белорусской культуры постепенный материально-экономический упадок села с конца 1970-х гг., сокращение сельского населения и его старение; отрицательное влияние реформы белорусского языка, что нарушило его фонетические, орфографические законы и привело к распространению «трасянки», в том числе в государственных органах, учреждениях культуры и образования. В итоге, белорусская культура в XX вв. (за исключением периода белорусизации 1921 — 1928 гг.) вынуждена функционировать на небелорусском языке как духовный гибрид.

Завершая рассмотрение белорусской модели культурной организации и развития, необходимо отметить ее тип и социокультурную специфику, которая* появляется в процессе перманентной адаптации населения к местным условиям жизнедеятельности. В исторической ретроспективе культурную модель Беларуси можно определить как транзитную. К специфическим же чертам народной культуры можно отнести ярко выраженный консерватизм мировоззрения, в эстетической деятельности — эмоциональную сдержанность и полутон, а в элитарной культуре — склонность к апокалипсическим прогнозам судьбы белорусской культуры. Консервативность национального стиля базируется на народной традиции, вытекающей из всех сфер семейной, хозяйственной жизни. Ее главным стержнем является уважение к природным началам жизни, с которыми были всегда связаны хозяйственные интересы, материальные заботы человека, семейно-бытовая культура123. Данная особенность мировосприятия белорусов отразилась в стройной системе так называемого обычного права, в утилитарном отношении к религии и языку, присущему отечественному менталитету. Романтическо-возвышенное проявление отношения к жизни не характерно в целом для национального духа белорусов. «Я. Купала или В. Короткевич — только единичные взрывные явления в достаточно ровном, внешне не бурливом течении бытия народа», что ярко демонстрирует художественная культура, где эмоциональная сдержанность соседствует с рассуждением — рефлексией о пережитом124. Зато отнюдь не единичным случаем, а массовым явлением среди различных представителей социальной и творческой элиты белорусского общества стали размышления о наступающем (наступившем) кризисе в белорусской культуре и ее скорой (относительно скорой) гибели, если не предпринять ряд радикальных мер. Можно с уверенностью предположить, что именно религиозно-культурная нестабильность белорусского общества, обострившаяся со второй трети XVI в. и вынудившая уехать в Прагу Скорину, вызвала к жизни подобные умонастроения. Конфликтное существование православных, католиков и униатов с 1596 г. после Брестской церковной унии, утрата белорусским языком статуса государственного с 1696 г., сознательное противодействие со стороны государственных органов Речи Посполитой, Российской империи и СССР развитию культурной белоруской традиции, трагический обрыв белорусизации в конце 1920-х гг. и неудачное решение вопроса «белорусского Возрождения» в конце 80-х—начале 90-х гг. XX в. не могло оставить равнодушными патриотов своей Родины, неважно на каком языке они выражали свои опасения. Еще полемическая литература XVI—XVII вв. (от И. Потея, М. Смотрицкого до X. Филолета), равно как труды И. Абдироловича и А. Станкевича первой половины XX в. поднимали проблему нарушения равновесия в обществе, которая может возникнуть, если бы хотя бы часть своих отечественных духовно-культурных ценностей, норм и институтов будет вытеснена на периферию сознания и придет там в забвение (либо будет подменена на иные, распространяемые другими культурами). Сегодня с сожалением приходится констатировать, что, учитывая степень обратного белорусского влияния на мировую культуру, «по своему культурному массиву современная Беларусь гораздо бедней современной России, и уж тем более, стран Европы. Беларусь дважды периферия. Периферия европейского культурного массива и массива России»125. В начале XXI в. две трети культуротворческой прослойки Беларуси, по оценкам специалистов в рамках исследовательского проекта «Белорусская творческая элита в контексте социокультурной динамики современного общества» по-прежнему характеризуют ситуацию в национальной культуре как «кризис»: «Ренессанса в современной белорусской культуре не наблюдается — нечего возрождать, да никто и не пытается. Декаданса тоже нет, поскольку не было ренессанса, а есть долгий и затяжной кризис»126. Поэтому, как никогда актуальной, становится необходимость разработки белорусской национальной идеи и на ее основе — национальной идеологии, чтобы обеспечить национально-культурное единство (мы — белорусы). Другими словами, необходимо формирование своей системы ценностей, которая будет иметь для общенациональной культуры белорусов более универсальный смысл, чем отдельные национальные интересы жителей республики или наций соседних государств. Только тогда можно пытаться создать более высокий тип культуры на материале предшествующей традиции, который значительно повысил бы статус и роль интеллектуально-духовной элиты, содействуя тем самым духовному возрождению белорусского общества

Исторический путь становления и развития белорусской культуры

Исторический путь становления и развития белорусской культуры является сложным и противоречивым. На этом пути были периоды настоящего взлета, но случалось и такое, когда само её существование оказывалось под серьезным вопросом. К счастью, в самые трагические для белорусской культуры времена у неё всегда находились надежные защитники, и процесс духовного распада останавливался, начиналось её возрождение и восхождение новым высотам, что мы и наблюдаем в настоящее время.

Для Беларуси всегда был характерен интенсивный процесс взаимодействия культур. И потому становление и развитие белорусской культуры невозможно понять вне учета воздействия на неё прогрессивных тенденций русской, украинской, польской, литовской культур. Многие белорусские мыслители в равной степени принадлежат культурам соседних, братских народов. Это - С.Будный, М.Смотрицкий, К.Лыщинский, С.Полоцкий, Г.Канисский и др.

К сожалению, на протяжении длительного периода недооценивались культурные связи белорусского народа с передовыми странами Западной и Центральной Европы (Италией, Францией, Чехией и др.). Наиболее значительными они были в эпоху Возрождения, достаточно ярко проявились и в эпоху Просвещения. Этим объясняется тот факт, что в белорусской культуре, начиная с 10 века, постоянно соперничали два направления - западное и восточное.

В 10 веке славяне принимают христианство и вместе с ним перенимают много характерных черт экономической и духовной жизни Византийской и Римской империй. При этом, западные славяне берут за образец латинскую культуру, а восточные ориентируются на византийские каноны. Беларусь же оказывается между ними, что в значительной степени сказывается на её культуре. “Проблема выбора между Западом и Востоком и искреннее неприятие ни одного, ни другого являются основными признаками истории белорусского народа. Пример ф.Скорины, о котором до сих пор неизвестно, кем же он был, - либо католиком, либо православным, а возможно, и тем , и другим одновременно, запечатлевает это феномен белорусского духа и индивидуальности в душе нашего первого интеллигента. Эту черту белорусская интеллигенция сохранила и до сей поры, чему есть известные причины”.1

Границы двух культурных типов в разные времена меняли свои очертания: в восточнославянской культуре ассимилировались западноевропейские особенности, и наоборот. В итоге, культура белорусских земель формировалась в условиях взаимодействия многообразных объективных и субъективных факторов, оказывавших неоднозначное влияние на культуру народа, живущего на белорусских землях. Тем не менее, не глядя на все сложности, история свидетельствует о том, что в целом шел процесс поступательного развития во всех сферах созидательной деятельности человека.

За долгое время своего существования Беларусь прошла исторический путь от подавляющей неграмотности до создания литературно-художественных произведений мирового уровня и научных открытий, от народных промыслов и бытовой культуры до величественных храмов, дворцов, современных архитектурных ансамблей. И в начале 3-его тысячелетия Беларусь представляет собой сформированное, целостное, своеобразное социокультурное пространство, границы которого приобрели свою определенность в большей степени в 20 веке.

8 2.Культура Беларусі 10-13 ст.: праблема візантыйскіх уплываў.

Культура Візантыі аказвала вялікі ўплыў на развіццё суседніх народаў. Асаблівае значэнне мела пашырэнне хрысціянства ў яго ўсходняй ці артадаксальнай версіі. Сакральнай мовай усходняга хрысціянства была грэцкая, але для аблягчэння працэсу хрысціянізацыі славянскіх плямёнаў вядомымі асветнікамі Кірылам і Мяфодзіем і іх паслядоўнікамі Святое Пісьмо і асноўныя кнігі для набажэнства былі перакладзеныя на царкоўнаславянскую мову, для чаго выкарыстоўваўся новаствораны кірылічны алфавіт, распрацаваны на аснове грэцкага. Праўда, некаторыя даследчыкі сцвярджаюць, што пераклад багаслужэння і рэлігійнай літаратуры на царкоўнаславянскую мову меў і некаторыя адмоўныя наступствы, паколькі не патрабаваў ад усіх святароў і манахаў абавязковага ведання грэцкай мовы, і адпаведна не было неабходнасці ў развіцці школьніцтва на гэтай мове, што вяло да пэўнай ізаляцыі значнай часткі пісьменнага грамадства славянскіх краін ад антычнай кніжнай спадчыны.

У канцы 10 – пачатку 11 ст. усходняе хрысціянства пачынае актыўна пранікаць на беларускія землі. Пэўную ролю ў гэтым адыгралі скандынаўскія вікінгі, якія праклалі водны шлях з варагаў у грэкі. Тут дастаткова ўзгадаць легендарнага Торвальда-вандроўніка, які, паводле ісландскай сагі прыняў хрост і быў пахаваны непадалёку ад Полацка. Як можна меркаваць на падставе шматлікіх крыніц, менавіта нашчадкаў ваяўнічых скандынаваў, якія неўзабаве перамяшаліся з мясцовым славянскім насельніцтвам, напачатку і называлі руссю. Гэтая русь складала вайсковую эліту ў шматлікіх усходнеславянскіх гарадах-княствах. Дастаткова прыгадаць, што першым вядомым князем Полацка быў Рагвалод, які, паводле летапісу, прыйшоў з-за мора. А ў канцы 10 ст. ва ўсіх усходнеславянскіх землях усталявалася ўлада рускіх князеў з дынастыі Рурыкавічаў, старэйшым з якіх лічыўся кіеўскі князь. Паступова назва русь пашырылася на ўсё насельніцтва, падуладнае Рурыкавічам. Вялікую ролю ў гэтым адыграла і пашырэнне хрысціянства на ўсходнеславянскіх землях. Быць рускім таксама азначала быць ахрышчаным у грэцкую веру. У гэтым сэнсе рускія супрацьпастаўляліся язычнікам-паганцам і лаціннікам. Паступова знікаюць са старонак летапісаў назвы славянскіх плямёнаў, у тым ліку тых, што засялялі тэрыторыю сучаснай Беларусі – крывічоў, дрыгавічоў, радзімічаў. Асновай ідэнтычнасці насельніцтва становіцца прыналежнасць да пэўнага горада-княства – палачанін, віцеблянін, аршанец, менчук, туравец, гарадзенец і г.д.

Прадстаўнікі княскіх і баярскіх эліт беларускіх земляў даволі часта наведвалі Візантыю і імператарскі двор васілеўсаў. Дастаткова прывесці прыклад славутай асветніцы старажытнай Беларусі Еўфрасіні Полацкай, якая наведала імператара падчас падарожжа да Гроба Гасподня. Распаўсюджанне хрысціянства дало моцны штуршок развіццю мураванага дойлідства на беларускіх землях. Першым храмам, вядомым з летапісных крыніц, стала царква Багародзіцы ў Полацку. Ну а самым вядомым культавым помнікам той эпохі быў славуты Сафійскі сабор у Полацку (узведзены ў 50-х гадах 11 ст.). Яго пабудова сведчыла аб імкненні гэтага горада падкрэсліць сваю палітычную значнасць і роўнасць з такімі гарадамі, як Канстанцінопаль, Кіеў і Ноўгарад, дзе таксама галоўнымі храмамі былі Сафійскія саборы (яны прысвячаліся “Прамудрасці Божай). Паводле сваіго плана полацкая Сафія адносіцца да складанага тыпу крыжова-купальнага храма, на што ўказвае віма – дадатковае памяшканне ва ўсходняй частцы храма, якое паглыбляла перспектыву ўнутранага аб’ёму. Храмы такога тыпу сустракаліся ў Канстанцінопалі і ў некаторых візантыйскіх правінцыях.

Такім чынам, на беларускіх землях атрымаў распаўсюджанне візантыйскі крыжовакупальны тып храма, які набыў тут мадыфікаваныя формы. Таксама упрыгожванне храмаў фрэскавымі роспісамі ажыццяўлялася паводле візантыйскай схемы і манеры роспісу. Выявы святых мелі выцягнутыя формы, вялікія міндалевідныя вочы. Мастакі мала клапаціліся пра дакладнасць прапорцый чалавечага цела, яны найперш імкнуліся перадаць магутную сілу духу і аскетызм святых. Нягледзячы на плоскаснасць, умоўнасць і статычнасць выяў на фрэсках, для іх адначасова характэрныя моцная экспрэсія і эмацыйнасць, што дасягалася інтэнсіўнасцю і кантрастнасцю колераў, майстэрскай пабудовай кампазіцый. Праўда, помнікаў манументальнага жывапісу тых часоў захавалася няшмат. Амаль усе яны сканцэнтраваныя ў Полацку, большасць у Спаскай царкве Еўфрасінеўскага манастыра.

У “Жыціі Еўфрасіні Полацкай” гаворыцца, што беларуская асветніца звярнулася да імператара Мануліа І Комніна і патрыярха Лукі Хрысаверга з просьбай перадаць у Полацк копію абраза Багародзіцы Адзігітрыі Эфескай, які, паводле легенды, напісаў сам евангеліст Лука. Дзеля гэтага Еўфрасіня паслала ў Візантыю свайго слугу Міхала, які паспяхова выканаў заданне. Праўда, абраз Багародзіцы Эфескай пазней пакінуў Полацк.

Першыя дойліды і мастакі, якія ўзводзілі і распісвалі храмы ў беларускіх землях, напэўна паходзілі з Візантыі.

Культурныя ўплывы лацінскай Еўропы дасягалі і беларускіх земляў. У 12-13 ст. сюды пранікае лацінская кніжнасць. Некаторыя даследчыкі знаходзяць у кніжнай мініацюры таго часу раманскія і гатычныя ўплывы. Верагодна, што ў Тураўскім княстве пабывала славутае Трырскае Евангеле альбо Кодэкс Гертруды, адна з лацінскіх кніг, якія патраплялі ў тыя часы ў рускія княствы. Заходнееўрапейскія ўплывы адчуваюцца ў культавай архітэктуры старажытнай Беларусі. У Мінску захаваліся рэшткі недабудаванага храма 12 ст., які, на думку даследчыкаў, меў рысы раманскай архітэктуры. Паводле меркавання гісторыкаў, гэты храм маглі будаваць дойліды з Польшчы.

У 12 ст. пачынаецца вайсковая экспансія Заходняй Еўропы на ўсходняе ўзбярэжжа Балтыкі. Перадавой сілай тут сталі мілітарныя ордэны рыцараў-манахаў. У айчыннай гістарыяграфіі звычайна робіцца акцэнт на гераічнай барацьбе нашых продкаў з крыжакамі, што несумненна належыць да адной з самых яркіх і рамантычных старонак далёкага мінулага Беларусі. Аднак узаемаадносіны нашых продкаў з крыжацкімі дзяржавамі не вычэрпваліся толькі ўзброенымі сутыкненнямі. Можна таксама весці гаворку пра інтэнсіўныя эканамічныя і культурныя кантакты. Яскравым пацверджаннем гэтага служаць мірныя дамовы Полацка і Смаленска з Гоцкім берагам і Рыгай. Праз крыжакаў пранікалі на беларускія землі новыя тэхнікі мураванага будаўніцтва. Выразныя рысы заходнееўрапейскага дойлідства мае, напрыклад, славутая Камянецкая вежа.

У 13 ст. праходзіць генезіс новага дзяржаўнага ўтварэння – Вялікага княства Літоўскага, у якім аб’ядналася насельніцтва літоўскіх і беларускіх земляў. Барацьба з крыжакамі стала адным з важных фактараў гэтага аб’яднання. У гэты ж перыяд узмацняецца працэс пранікнення заходнееўрапейскай культуры на беларускія землі. Пры двары першага вялікага князя Міндоўга ўжо былі каталіцкія манахі. Адзін з іх стаў аўтарам славутага “Апісання зямель“ у Дублінскім рукапісе (захоўваецца ў Дублінскай бібліятэцы ў Ірландыі), дзе ўпершыню ў лацінскіх тэкстах мы сустракае назоў Белая Русь. Праўда, няпроста адказаць на пытанне, ад якіх канкрэтна зямель адносіў гэтую назву невядомы нам аўтар.

З усіх гарадоў Беларусі ў найбольшай ступені адчувала націск рыцараў-тэўтонаў Гародня, вытрымаўшы шматразова іх збройныя набегі. Аднак, зноў жа, войны чаргаваліся з мірнымі дамовамі і актыўнымі гандлёвымі кантактамі. Патрэбна адзначыць, што крыжацкі Тэўтонскі ордэн уяўляў сабой адну з найбольш развітых краін у Еўропе. На ордэнскіх землях вялося актыўнае будаўніцтва замкаў і храмаў, была створана добрая сістэма адукацыі, а магістр ордэна намагаўся адчыніць універсітэт.

Гарадзенскі князь Вітаўт, які найчасцей кантактаваў з крыжакамі, нават дазволіў апошнім у канцы 14 ст. за аказаную імі вайсковую паслугу пабудаваць замак Новая Гародня (Noue Garden), які, праўда, хутка сам жа і разбурыў. У горадзе над Нёманам дзейнічаў нямецкі рынак, што сведчыла пра наяўнасць тут вялікай колькасці іншаземных гандляроў. Пры Вітаўце ў Гародні быў пабудаваны драўляны фарны касцёл (самы вялікі на той час на беларускіх землях), а ў 1398 г. – мураваны замак у гатыцкім стылю (фрагменты руінаў гэтага замку захаваліся да нашага часу). Вітаўт таксама надаў у 1393 г. гарадзенскім габрэям частковае Магдэбургскае права, што сведчыла аб пранікненні на беларускія землі еўрапейскіх прававых нормаў. Доўгая і працяглая барацьба з Тэўтонскім ордэнам завершылася разгромам крыжацкага войска ў славутай бітве пад Грунвальдам у 1410 г. Пасля гэтага мірныя кантакты беларускіх земляў з лацінскай Еўропай сталі яшчэ больш актыўнымі.

Аднак нашыя продкі не былі толькі спажыўцамі еўрапейскіх культурных каштоўнасцяў, але і самі маглі экспартаваць на захад уласныя культурныя дасягненні. Яскравым прыкладам з’яўляецца той факт, што калі вялікі князь Ягайла быў абраны польскім каралём, дык ён запрасіў у Польшчу беларускіх жывапісцаў, якія распісалі фрэскамі каралеўскія палацы і капліцы ў Кракаве і Любліне. Гэтыя роспісы з’яўляюцца выдатным помнікам як беларускага сярэднявечнага мастацтва, так і культурных абменаў і ўзаемаўплываў той эпохі.

Уплывы заходнееўрапейскай культуры на беларускія землі ў 14-16 ст. асабліва яскрава праявіліся ў мураваным дойлідстве. Гатыцкія замкі і храмы той эпохі, што захаваліся да сённяшняга дня, ствараюць залаты фонд культурнай спадчыны нашай краіны. Яшчэ ў 1323 г. вялікі князь Гедымін запрасіў у Вільню майстроў з нямецкіх гарадоў, каб садзейнічаць развіццю рамёстваў у ВКЛ. Сярод тых, хто адгукнуўся на гэтае запрашэнне, было нямала дойлідаў, якія прынеслі з сабой новую тэхніку мураванага будаўніцтва. Іншаземцы звычайна былі прыдворнымі дойлідамі вялікага князя. Менавіта тады былі пабудаваны замкі-кастэлі ў Лідзе, Крэве і Медніках, руіны якіх і ў наш час уражваюць сваёй суровай прыгажосцю. Тэхніка будавання замкаў-кастэляў хутчэй за ўсё была запазычана ў тых жа рыцараў-тэўтонаў, якія пакрылі густой сеткай такіх замкаў усю тэрыторыю сваёй тэакратычнай дзяржавы. Як мы вышэй ужо адзначылі, князь Вітаўт пабудаваў мураваны замак у гатычным стылі ў Гародні. Як мяркуюць спецыялісты, гэты замак меў характэрныя для готыкі стромкія дахі і скляпенні княскага палаца і абарончых вежаў.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Знакомство с мировой культурой убеждает нас в том, что генезис культуры определенного народа есть процесс, обусловленный целым рядом факторов, что его iconА. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде
«Пища для духа» убеждает нас в том, что все религии учат состраданию, и что воздержание от мясной пищи нечто гораздо большее, чем...

Знакомство с мировой культурой убеждает нас в том, что генезис культуры определенного народа есть процесс, обусловленный целым рядом факторов, что его iconУ чьих ног автор вкусил сладостный
Когда же мы поймём, что есть в нас то, что смертно, и то, что вечно, то ясно, что и заботиться мы в этой жизни долж­ны больше о том,...

Знакомство с мировой культурой убеждает нас в том, что генезис культуры определенного народа есть процесс, обусловленный целым рядом факторов, что его iconК-32. Типологические особенности культуры средневековья: иерархизм,...
Средние века как особый тип культуры принято рассматривать непосредственно с эпохи Возрождения. Когда историк искусства Джорджо Вазари...

Знакомство с мировой культурой убеждает нас в том, что генезис культуры определенного народа есть процесс, обусловленный целым рядом факторов, что его iconПроцесс глобализации в наше время определяет все сферы общественного...
Можно сказать, что большие культуры создают свои глобализационные проекты, которые являются следствием сочетания генетической информации...

Знакомство с мировой культурой убеждает нас в том, что генезис культуры определенного народа есть процесс, обусловленный целым рядом факторов, что его iconПлан: Основные подходы к определению понятия культуры. Структура и функции культуры
Но такая буквальная "расшифровка" мало что говорит о сути этой дисциплины, до тех пор пока мы не конкретизируем, что же понимается...

Знакомство с мировой культурой убеждает нас в том, что генезис культуры определенного народа есть процесс, обусловленный целым рядом факторов, что его iconНовой Мировой Религии Вавилона иди сюда, я покажу тебе суд над великой...
Духа Господа. Я не имел целью напугать кого-то, так как все это будет недолго – и вообще исполнение всего этого должно нас наоборот...

Знакомство с мировой культурой убеждает нас в том, что генезис культуры определенного народа есть процесс, обусловленный целым рядом факторов, что его iconЗелёная лента независимая народная газета. Мы создали эту газету,...
Зелёная лента независимая народная газета. Мы создали эту газету, чтобы в ней отразился голос народа, его чаяния, его проблемы и...

Знакомство с мировой культурой убеждает нас в том, что генезис культуры определенного народа есть процесс, обусловленный целым рядом факторов, что его iconЭта работа написана мной с той целью, чтобы раскрыть людям более...
Что же касается лично меня, то всё, что у меня есть, это моя страна, мой народ и мой мир! И ещё, я всегда буду верить в то, что вы...

Знакомство с мировой культурой убеждает нас в том, что генезис культуры определенного народа есть процесс, обусловленный целым рядом факторов, что его iconЛекция №1 тема: введение в фармакологию. Виды лекарственных форм
Однако есть и другое значение слова фармакон – яд, что объясняет известное высказывание древнегреческого врача Парацельса о том,...

Знакомство с мировой культурой убеждает нас в том, что генезис культуры определенного народа есть процесс, обусловленный целым рядом факторов, что его iconПосле корабельной практики мы почувствовали себя совершенно другими...
Мы убедились в том, что помимо той теплички, в которой мы росли, есть другой мир – грубый и жесткий мир взрослых ответственных мужчин....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов