Веселые картинки
Точка, точка, запятая – вышла… Да так ли уж важно, что получилось у ребенка, который с огромным удовольствием намалевал эту кривейшую абракадабру на листе бумаги! Главное – желание малыша рисовать! О том, как не погубить творческий порыв на корню, мы и поговорим.

Когда-то у родителей детей, увлекающихся рисованием, было два основных пути – пустить дело на самотек, изредка покупая чаду альбомы и карандаши, или же попытаться организовать процесс, отдав ребенка в изостудию (туда принимали с 7 лет). Причем в том случае, если школьная нагрузка была слишком велика, рисование «отваливалось» первым – раньше музыки, танцев и перспективного английского. Теория «раннего эстетического развития» все изменила: к детскому творчеству стали относиться неожиданно серьезно – «раскрепощает, снимает стрессы, стимулирует развитие речи и мелкой моторики...». В результате тема «Как и где научить малыша рисовать?» стала одной из самых обсуждаемых на родительских форумах. Но прежде чем искать, как и где начать обучение, давайте зададим себе не менее важный вопрос: а, собственно, зачем?
«Для развития мелкой моторики и чтобы почерк был хороший» – подход неверный. Моторику рисование, конечно, оттачивает, но вот на красивое письмо рассчитывать не стоит. Достаточно посмотреть дневники великих художников, чтобы понять – умение рисовать красивые картины и каллиграфия – совершенно разные вещи.
«Всегда хотела рисовать, а мне не дали, так пусть хоть ребенок...» – тоже не самый удачный повод для начала занятий. Вдруг вы таким образом задавите в малыше великого футболиста?
«Чтобы по улице не болтался, а занимался чем-то тихим и безобидным». Увы, тщетные надежды: шалопаи из юных живописцев вырастают удивительно часто.
Тем не менее, существуют минимум 3 уважительные причины для того, чтобы заняться ИЗО:
«Для общего эстетического развития» – вот, пожалуй, самый логичный и правильный мотив.
«В детстве мечтала рисовать, но не получилось, теперь попробую научиться вместе с малышом». Совместные занятия творчеством однозначно пойдут на пользу и вам, и вашему чаду!
«Чтобы он всегда мог себя занять». Даже если ребенок не станет художником, умение рисовать чертиков в блокноте во время скучного совещания или, скажем, длительного перелета, несомненно, пригодится.
Рафаэль в подгузнике Итак, решено – будем рисовать! Теперь важно понять, в каком возрасте лучше приступать к занятиям. Предупреждаем сразу – этот вопрос крайне неоднозначный и единого мнения тут не существует. Сейчас в моде вариант «чем раньше – тем лучше». Учащиеся изостудий настолько помолодели, что преподаватели всерьез обсуждают написание педпрограмм «для внутриутробного обучения через боди-арт на животе мамы». Изучив интернет-форумы, можно встретить рекомендации начинать уроки уже с шести месяцев – «рисуйте при ребенке, называя цвета, которые вы используете, изображая те или иные предметы: помидор – красный, лимон – желтый». Практическая польза такого обучения «вприглядку» не доказана, но, если у мамы хватает сил на рисование помидоров при полугодовалом младенце, – почему бы и нет, хуже точно не будет. «Серьезное же обучение творчеству» адепты раннего развития рекомендуют начинать в тот момент, когда ребенку исполнится 10 месяцев. Для этого якобы достаточно выдать ребенку широкий фломастер (спрятав колпачок) или тазик пальчиковых красок. Что в результате? В результате получается примерно вот так: «Сын начал рисовать с года. Конечно, сначала это больше было похоже не на уроки, а на борьбу – он постоянно краски в рот тащил…» Отчего-то нам не приходит в голову мысль выдать десятимесячному ребенку тряпку и предложить весело поиграть в вытирание пыли! Мы не подключаем младенцев к уборке или вычислению логарифмов, но при этом настойчиво понуждать их к рисованию считаем чуть ли не своим долгом. Не мучайте чадо красками, дайте ему сначала научиться отличать их от пюре и киселя! Тем более что, по свидетельству преподавателей изостудий и художественных школ, малыши, взявшие кисть в десять месяцев, рисуют ничуть не лучше детей, впервые занявшихся этим в пять лет. Даже, пожалуй, несколько хуже, потому что привычка к свободному, «хоть пальцами, хоть носом», самовыражению в красках начисто убивает дисциплину. В том случае, если вы все-таки отчаянно мечтаете вырастить «гения с пеленок», стоит запомнить следующие вещи:
При наличии средств и отсутствии сил можно отдать ребенка в группу раннего эстетического развития, но, строго говоря, все, чему там обучают, вы сможете организовать и сами, на дому. В группах раннего развития не преподают художники – только педагоги с «допуском для младшего возраста» и детские психологи – рисовать они чаще всего умеют примерно так же, как и вы сами. Иными словами, основная польза таких занятий заключается в социализации и развитии способностей к коллективному творчеству.
Не ждите от малыша шедевров. Сюжетный рисунок невозможен до развития речи: первыми образами будут горизонтальные линии, затем – вертикальные, и только к двум годам кроха попытается собрать отдельные ляпы и каракули в сколь-нибудь осмысленную конструкцию. Если ваша подруга показывает вам рыбок и птичек, нарисованных полуторагодовалым сыном, не спешите объявлять свое собственное чадо бездарем – скорее всего, птички – на две трети произведение мамы или педагога, а лично ребенку в картине принадлежат только волны или тот цветной отпечаток ладони, из которого выросло птичье крыло/рыбкин хвост.
Фломастер, карандаш и кисть маленький ребенок держит точно так же, как и ложку, – всем кулачком. Чтобы сформировать правильный захват тремя пальцами, вам придется поправлять малыша много раз. Очень много раз.
Постоянно озвучивайте цвета, называя краску, которой ребенок рисует в данный момент. Когда карапуз начнет творить осознанно, знание цветов, оттенков и градаций «темнее-светлее» будет очень важно.
В том случае, если вы сами раньше не рисовали, вам полезно запомнить несколько технических моментов, которые существенно упростят творческую жизнь: гуашь – техника, не требующая (в отличие от акварели) большого количества воды – ее не накладывают прозрачным слоем. Правильное состояние гуаши – консистенция густой сметаны. Эта краска допускает исправления и перекрашивания одного и того же неудачного места.
Показывая малышу смешивание цветов, не используйте сразу больше двух красок – конечно, красный и желтый дадут оранжевый, синий и желтый – зеленый, красный и синий – фиолетовый, но одновременно красный, синий, желтый и зеленый смешаются в невнятно-бурый.
Важно. Кисти, особенно из натурального волоса (белки, колонка, пони), нельзя надолго оставлять в воде – они искривляются и уже никогда не возвращаются к прежней форме.
Личный пример Взращивая юного художника, готовьтесь к тому, что и вам самим придется довольно много рисовать. Учтите – то, что рисуете вы, станет первым впечатлением ребенка об изобразительном искусстве, ведь именно ваши картинки малыш будет неосознанно копировать. К сожалению, многие родители старательно имитируют детский изобразительный язык, тиражируя домик-коробочку с треугольной крышей, спиральным дымом из трубы и четвертушкой солнца в углу листа. Подобные упрощения равносильны «бибикам» и «лялякам» при обучении речи. Несомненно, рисунок для ребенка должен быть ярким, простым и понятным, но он вовсе не обязан быть банальным. Рисуйте малышу цветы и деревья, птиц и рыб, собак и лошадок, автомобили – крупно, ярко, с небольшим количеством деталей, постоянно озвучивая рисунок, рассказывая его историю: «собака бежит за мячом, мяч – красный», «это девочка, она едет на лошади, у лошади красивая грива». На стадии «горизонтальных линий» осваивайте с ребенком рисунок «волны». На стадии «вертикалей» покажите, как линия превращается в дерево с листьями. Осваивая круг, продемонстрируйте, как легко он может стать цветком, солнцем или улыбающимся лицом. Как только карапуз «дорос» до речи, вовлекайте его в совместное создание рисунка, предлагая раскрасить героев или дорисовать детали. Усложняем задачи С приходом речи малыш быстро осваивает фигуративный рисунок – начинается стадия человечков из «огурца», странных зверюшек и деревьев-метелок. Теперь с ребенком можно договориться, и, кроме того, он уже не пробует на зуб любой изобразительный материал, а значит, пришло время расширять техники! Учтите – просто рисование быстро утомит юного художника, т.к. его собственная фантазия пока не слишком богата, поэтому постоянно показывайте чаду новые приемы: Отпечатки. Эту технику вы начинаете осваивать одной из первых, когда прижимаете к бумаге ладонь малыша, вымазанную пальчиковыми красками. Но простой прием не значит плохой – технику отпечатков можно смело использовать от трех до ста трех (если зрение позволит) лет. Для начала покажите ребенку, как отпечаток ладони может стать кленовым листом или кроной дерева (можно напечатать целую рощу, а потом дорисовать стволы). Попытка придумать, как именно можно продолжить или дополнить отпечаток до полноценного образа, отлично тренирует фантазию. Предложите использовать для печати другие предметы – в дело могут пойти пластиковые и деревянные кубики, листья и даже обувь – из отпечатка кроссовки после небольшой дорисовки получается отличная рыба, а из кленового листа – дракон или летучая мышь. Монотипия. Покажите ребенку, как создавать отпечатки-монотипии: на половину листа мелованной бумаги нанесите несколько мазков краски разных оттенков, сложите лист пополам и с силой разгладьте. На второй половине листа получится яркий отпечаток-монотипия, полностью идентичный листу-оригиналу. Покажите ребенку, как можно дорисовать монотипию до птицы, бабочки или, например, отраженного в воде пейзажа. Цветом по цвету. Чтобы малыш приучался работать с фоном и не ассоциировал белый цвет исключительно с бумагой, попробуйте рисовать на цветной бумаге. Предложите взять для картины «Зима» серый или синий лист, на котором особенно ярко будут смотреться снежинки, голубой лист – для изображения моря или черный – для ночи. Орнаменты. Осваивайте создание узоров: сначала чередуя несложные элементы – кружочки, вертикальные и горизонтальные черточки, крестики, затем все более усложняя орнамент. Покажите практическое применение орнаментов – нарисуйте контур вазы, тарелки или платья и предложите ребенку придумать узоры. Кстати, фон для узоров тоже можно выбрать цветной, а краски взять декоративные – перламутровые, золотые, серебряные. Восковые картинки. Нарисуйте что-нибудь на листе бумаги свечкой или кусочком воска, а затем предложите ребенку закрасить лист гуашью или акварелью, проявив восковые контуры. В этой технике интересно создавать зимние картинки. Новый этап Если вы относились к урокам живописи достаточно внимательно, то к четырем-пяти годам ваш ребенок наверняка уже умеет правильно держать кисть и карандаш, знает названия цветов и оттенков (не только красный-синий-желтый, но и розовый, оранжевый) и сможет изобразить с натуры своего плюшевого мишку. Вывод прост: пора выходить на большое искусство. Если изостудии все еще отвергают вас из-за возраста, идите за искусством в музеи. В том случае, если в городе с музеями плохо, их заменят художественные альбомы и детские книги с хорошими иллюстрациями. Что значит «хорошими»? Такими, которые интересно рассматривать вам самим, – с множеством деталей, с богатым декоративным орнаментом, с красивыми лицами, правильными пропорциями и живыми позами. Не запрещайте ребенку срисовывать понравившиеся картинки – большинство великих художников начинали свой путь с копирования. Главное – чтобы это было именно срисовывание, а не «перевод на просвет». А вот раскраски – достаточно неудачная штука: конечно, они могут занять ребенка в дороге или в очереди, развивают мелкую моторику, аккуратность и усидчивость, но совершенно не задействуют фантазию. К тому же, когда вы хвалите раскрашенную картинку, самоуверенный малыш приписывает себе бонус сразу за все, включая готовые четкие и аккуратные контуры, а неуверенный просто не перейдет от стадии раскрашивания к самостоятельному рисованию. Рассматривая полотна в музее или репродукции в альбомах, обращайте внимание карапуза на композицию, собирающую внимание зрителей на главном герое, и на выразительные средства – освещение, цвет. Сравнивайте стили, в которых рисовали в разные времена. Предложите повторить особенно понравившуюся картину по памяти. Искусство – в жизнь! Очень важно, чтобы ребенок чувствовал ваш интерес к своему творчеству. Сохраняйте удачные работы, устраивайте домашние выставки со сменной экспозицией, соберите альбом работ за разные годы, по которому будет видно, насколько выросло мастерство малыша. Будьте щедрыми на похвалу и бережны в критике – «мед» в качестве стимула всегда действеннее «уксуса»! Покажите ребенку, как можно применять его способности на практике. В художественных салонах продается невероятное количество деревянных шкатулок, пасхальных яиц, стеклянной и керамической посуды под роспись и, конечно, специальных красок для работы по дереву, стеклу, керамике и ткани. Начинать нужно с простого – к примеру, с росписи чашки. Сюжет лучше выбирать несложный – пусть рисует цветы, птицу, рыбу, котика – словом, то, что удается лучше всего. Важно, чтобы готовая чашка не пропала где-то, а использовалась в быту, поэтому не забудьте закрепить краски в духовке. Перед Новым годом можно купить однотонные пластиковые шары и с помощью акрила и контуров для стекла и керамики расписать их снежинками и морозными узорами. Материалы и мастерская Если все вышесказанное вас не напугало, продумайте, как организовать юному художнику рабочее пространство.
Будьте готовы к тому, что для малыша до трех лет местом для рисования может стать любой угол квартиры, поэтому (чтобы не страдали стены) чистая бумага должна постоянно находиться в шаговой доступности. Годовалый ребенок рисует «от плеча», полуторагодовалый – «от локтя», поэтому формат А4 и даже А3 не для них – лучше обзавестись безразмерной бумагой, к примеру, закрепленным на стене рулоном белых обоев.
К двум годам карапуз уже рисует кистью руки на бумаге А3, самое время оборудовать ему рисовальный столик. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Если малыш – правша, освещение, как и для письма, должно быть слева.
К пяти-шести годам, если ребенок по-прежнему много рисует, подарите ему простой деревянный мольберт-раскладушку. И дело не только в том, что мольберт позволяет почувствовать себя взрослым художником! Прежде всего, работая за ним, малыш не сутулится и видит весь рисунок без перспективного сокращения. К тому же при работе за мольбертом вырабатывается легкость и подвижность руки.
При выборе художественных материалов основным критерием будет «гастрономическая» безопасность. Самым маленьким нужны пальчиковые краски и широкие яркие маркеры (если поискать, можно найти и «съедобные» варианты). Дети от трех лет уже вполне справляются с цветными карандашами, мелками и обычными фломастерами, а из красок предпочтительна гуашь или темпера. Не повторяйте ошибки уроков рисования в наших детских садах и ни в коем случае не начинайте с акварели! Во-первых, сухую акварель сначала надо размачивать, в то время как гуашь сразу готова для работы. Во-вторых, акварель не позволяет «редактировать» картинку, а для малыша очень важна возможность исправления неудачи. Даже серьезные художники считают акварель одной из самых сложных техник! Современное производство красок, к сожалению, совершенно не стандартизировано, поэтому вам придется самостоятельно оценить их качество – оттенки должны быть яркими и чистыми. Если вы покупаете большой набор, выбирайте тот, где основные оттенки имеют два варианта – прохладный и теплый (розовато-красный и алый, цвет морской волны и травянисто-зеленый и т.д.). Также вам понадобятся: баночки для воды, пластиковая палитра, воск, цветная и мелованная бумага, карандаши разной твердости, ластики, мелки, кисточки, поролоновые губки, детские ножницы с тупыми концами, ткани, листья, цветная тушь, клей ПВА. Покупая все эти «ценности», имеет смысл одновременно озаботиться и небольшим шкафчиком для их хранения.
Важно. Не экономьте на материалах! Легко промокающая бумага, липнущие кисти или, напротив, слишком сухие краски – все это способно начисто отбить у ребенка тягу к рисованию.
| |