International Center for University Teaching of Jewish Civilization




НазваниеInternational Center for University Teaching of Jewish Civilization
страница1/28
Дата публикации29.07.2013
Размер4.16 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28




Institute of Jewish Studies




International Center for University Teaching of Jewish Civilization

Ассоциация Мосты культуры

Chais Center for Jewish Studies in Russian

Центр Чейза по развитию иудаики на русском языке

Gesharim Publishing House

Издательство «Гешарим »

СЕРИЯ

^ «СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Совместный издательский проект

Bibliotheca Judaica








Ш.Д.ГОЙТЕЙН

^ ЕВРЕИ И АРАБЫ

ИХ связи НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ


Академический совет М. Альтшулер, Й.-Т. Ассис,

И. Барталь, М. Бейзер, Й. Бройер,

О. Будницкий, У. Гершович,

М. Гринберг, М. Йдель, Р. Капланов,

  1. Ковельман, 3. Копельман, В. Москович,

  2. Мочалова, М. Навон, А. Рофе, С. Рузер, М.Рыжик, Е. Сатановский, Д. Сегал,

  3. Тищенко, Д. Фролов, 3. Ханин, А. Шинан, III. Штампфер, 3. Элькин, А. Эпштейн

Научные редакторы серии А. Кулик, И. Лурье

Ш. ГоЙТеЙН. Евреи И арабы. (Их связи на протяжении веков)

S. D. Goitein. Jews and Arabs

Издатель М. Гринберг

Перевод с английского Н. В. Кондыревой

Научные редакторы Дм. Фролов, 3. Элькин

Послесловие Л. Трембовлер

Зав. редакцией И.Аблина (Москва)

М.Гутгарц (Иерусалим)

Мосты культуры, Москва Gesharim, Jerusalem

Тел.: (095) 157-6526 Tel.: (972)-2-500-3422

Факс: (095) 194-0806 Fax: (972)-2-993-3189

© Гешарим, 2001

© Центр развития иудаики на русском языке, Еврейский университет в Иерусалиме, 2001 © Schocken Books

^ AMERICAN JEWISH JOINT DISTRIBUTION COMMITTEE

ДЖ0ЙНТ

ISBN 5-93273-024-2




Предисловие автора

Нет нужды доказывать необходимость книги об отноше­ниях между евреями и арабами и о том, как они складывались на протяжении веков. Эти отношения столь сильно влияли на судь­бы обоих народов, а в некоторой степении на общий ход ис­тории, что по праву заслуживают серьезного изучения. Кроме того, знание их способствует лучшему пониманию проблем, ко­торые встали перед Ближним Востоком в наши дни.

Не существует такого пособия ни по еврейской, ни по араб­ской истории, которое воссоздавало бы адекватную картину этих контактов,а ведь они тянутся через многие века и за­трагивают почти все стороны культуры. Большинство мате­риалов разбросаны по многочисленным публикациям, а часть из них пришлось собирать напрямую из неопубликованных и неиз­данных источников.

Когда г-н С. Шокен, ранее издавший мою антологию «Сказа­ния Страны царицы Савской», посвященную йеменским евреям, предложил мне написать книгу об истории социальных и куль­турных контактов между евреями и арабами, я согласился с энтузиазмом. Я уже около тридцати лет трудился в этой об­ластивначале в связи с широкомасштабными исследования­ми мусульманской религиозной литературы и историографии, затем во время моего изучения восточной еврейской общины, в частности общины йеменских евреев, самых аутентичных ев­реев, живущих среди самых аутентичных арабов; и наконец, бла­годаря моей работе над Генизой, средневековыми документами, написанными еврейской графикой, но в основном на арабском язы­


6

ке. Эти мои изыскания по большей части носили специальный характер и были опубликованы на разных языках; их следовало свести воедино и подытожить. Данная книга открывала иде­альную возможность для этого.

Книга «Евреи и арабы» была написана в 1954 г. и опубликова­на в 1955 г. Она выросла из курса лекций, поэтому сквозь все изложение проходит характерная интонация лектора, обраща­ющегося к аудитории. Когда в 1964 г. весь тираж был распро­дан и потребовалось новое издание, решено было выпустить его в мягкой обложке, так как книга широко использовалась в кол­леджах и университетах. Поскольку в ней рассматривались про­блемы общественных и культурных связей без привлечения ас­пектов политических и военных, при переиздании не потребова­лось радикальных изменений или добавлений.

Некоторая модификация взглядов автора на еврейских совре­менников пророка Мухаммада получила отрсю/сение в его книге "Studies in Islamic History and Institutions" [“Исследования в области исламской истории и институтов’’], New York, 1966.

В1974 г., когда назрела необходимость нового издания, были внесены небольшие изменения - в соответствии с течением вре­мени и новыми подходами, обусловленными дальнейшим изуче­нием проблемы. Однако основной текст остался неизменным, чтобы сохранить единство книги и настроение, преобладавшее в 1954 г., в сравнительно короткий отрезок времени, после то­го как Израиль и его соседи Ливан и Сирия обрели независимость, а Египет официально провозгласил революционные социальные перемены. Добавился новый раздел “Дальнейшее развитие”, це­лью которого было показать, как стародавние отношения меж­ду евреями и арабами видоизменились за последние годы.

Ш.Д. Гойтейн


^ ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМАТИКА

  1. Исторический обзор еврейско-арабских отношений

Ближний Восток был колыбелью человеческой цивилиза­ции и местом рождения трех монотеистических религий. Од­нако начиная примерно с 750 г. до н.э. свободно складывав­шиеся нации Ближнего Востока были раздавлены и развеяны по ветру сокрушительным натиском имперских завоевателей: ассирийцев и неовавилонян, древних персов и греко-македон- цев, римлян. Даже арабское завоевание Ближнего Востока не привело к формированию новых и прочных национальных го­сударств. По причинам, которые будут изложены в заключи­тельной главе, арабы, распространив свой язык и религию на значительную часть Ближнего Востока, вскоре растворились среди народов, издревле населявших регион, и примерно с 900 г. н.э. ими стали управлять иноземные военные касты, в основном среднеазиатского или кавказского происхождения.

На протяжении веков арабоязычные страны представляли собой некое колониальное пространство, где местное населе­ние не участвовало в управлении и чьи интересы не учитыва­лись.

Хотя у великих колониальных империй есть свои достоин­ства, в целом история Ближнего Востока под властью различ­ных чужеземных правителей была печальной. И современным государствам на Ближнем Востоке приходится преодолевать эту инерцию страдания, которое досталось им в наследство. Бед­ность, невежество и фанатизм до сих пор сильны. Однако в на­шем поколении уже наметились фундаментальные сдвиги.


8

В этой части Ближнего Востока началась новая эра, ознаме­нованная Великой турецкой революцией после Первой мировой войны, последовавшей затем сменой династии и системы в Ира­не и дополненная новым выходом на сцену арабов и возникно­вением Израиля. Опять, как в древний и наиболее продуктив­ный период, вперед вышли народы, сформировавшие националь­ное самосознание, самоуправление и автономию. Само основа­ние государства Израиль в этом смысле символично. Израиль вместе со своим соседом Ливаном, чьи морские гавани унасле­дованы еще от финикийцев, одного из самых одаренных и пред­приимчивых народов древности, свидетельствуют о возврате классических времен, когда свободные народы созидали разно­образнейшую культуру Ближнего Востока.

С того момента как народ, называвшийся арабами, обозна­чил себя в истории, он был так или иначе связан с Израилем. Первый араб; имя и время жизни которого нам известны, Гин- дибу (что означает «саранча»), упоминается как член некоего военного союза против ассирийских захватчиков. В качестве гла­вы союза фигурирует израильский царь Ахав, под началом ко­торого было десять тысяч пеших воинов и две тысячи боевых колесниц, тогда как арабский шейх возглавлял тысячу всадни­ков на верблюдах. Сражение — битва при Каркаре в Сирии, — которое произошло в 853 г. до н.э., в Библии не упоминается, не упомянуто оно и в арабских источниках, потому что арабская история в подлинном смысле слова начинается значительно по­зднее, с основанием ислама, арабской религии, — как и еврейс­кая история, в действительности начинающаяся лишь с Моисея (Моше), основоположника еврейского вероисповедания.

У арабов были кое-какие сведения о своих предках за одно- два столетия до начала мусульманского периода — так же, как в Книге Бытия сохранилось некоторое число преобладавших среди древних израильтян преданий о своих предках до фор­мирования их религии и национальности. Во всяком случае, арабы-мусульмане были совершенно уверены, что в далекой древности существовала какая-то группа арабов, о которых им ничего не известно. Они справедливо говорили об аль-араб аль-ба'ида — «исчезнувших арабах», красноречивое указание на всех тех древних арабов, которые появлялись на рубежах стран древних цивилизаций — Сирии, Ирака и Йеме­на— и были поглощены более цивилизованным окружением.


9

Ярким примером такого древнего арабского народа могут служить набатейцы, которые были ближайшими соседями ев­реев в судьбоносные времена Маккавеев, правления Ирода и римлян и состояли с ними в самых тесных отношениях, столь же дружественных, сколь и враждебных. Эти набатейцы по происхождению были арабами, но восприняли арамейский язык, на котором к тому времени говорили во всех странах Плодородного Полумесяца, включая Палестину (и по сей день в синагоге читают по-арамейски молитву «Каддиш», одну из самых святых и известных молитв). В добавление к языковой ассимиляции набатейцы перешли к оседлости, причем их по­гружение в господствующую цивилизацию было столь пол­ным, что даже несколько столетий спустя слово набати — «на- батеец» на языке арабов-мусульман обозначало крестьянина, говорящего по-арамейски.

Так или иначе, хотя арабские мусульманские источники и молчат об этом (по причинам, которые уже были изложе­ны), с IX в. до н.э. существовали близкие отношения между евреями и арабами: многочисленные упоминания арабов встречаются в поздних книгах Библии, у Иосифа Флавия и в особенности в обширной еврейской литературе, которая развилась в первые века христианской эры, в Талмуде и мидрашах.

Кроме того, если мы не станем ограничивать этот обзор народами, которых называют арабами в настоящее время, а включим в данную группу также тех, что выказывают отли­чительные черты подлинных арабов, то есть скотоводов, раз­водящих верблюдов, а также живших набегами, и купцов, за­нимавшихся внешней торговлей, то сможем проследить отно­шения между Израилем и народами такого типа и на более раннем этапе, на примере племен Измаила и Мидиана, кото­рые были истинными арабами по характеру. Они появляются в рассказах об Иосифе, Моисее и Гидеоне и считаются в Биб­лии прямыми потомками Авраама, что делает их ближайши­ми родственниками библейского Израиля*. Некоторые извес-

Здесь и далее написание библейских имен следует европейской (и рус­скоязычной) традиции, которой придерживался в своей книге Ш .Д. Гой гейн. В необходимых случаях в скобках указывается еврейская традиция произ­ношения. Транскрипция арабских имен выдержана в традициях русской на­уки. — Примеч. переводчика.


10

тные американские ориенталисты даже описывают самих из­раильтян как арабское племя, а один английский арабист пред­полагает, что предки израильтян происходят из древней стра­ны Шеба (Саба, Сабея) в Южной Аравии.

(Это означало бы, что нынешний исход из Йемена является лишь повторением событий, которые происходили около че­тырех тысяч лет назад.)

В следующей главе у нас будет возможность обсудить эту и другие теории об общем происхождении израильтян и арабов. Во всяком случае, очевидно, что отношения между этими дву­мя народами уходят в самые давние времена. Однако они вы­шли на первый план и приобрели высокую историческую зна­чимость только в век пророка Мухаммада, примерно 1400 лет назад, когда иудаизм и та часть евреев, которые жили в Ара­вии, оказались у колыбели мусульманской религии и араб­ской государственности.

Что касается важнейших событий, которые развернулись тогда, и их развития в течение трех решающих десятилетий восточной истории (ок. 615—645 гг.), то в еврейских источни­ках, которыми мы располагаем для того времени, о них нет ни единого упоминания. Если о еврейско-арабских отношениях в древности мы узнаем исключительно из еврейских и прочих неарабских источников, то все наши знания, касающиеся вре­мени Мухаммада и последующего раннего периода ислама, исходят из прямых заявлений или косвенных свидетельств, содержащихся в арабо-мусульманских трудах. Но даже этот односторонний источник информации ясно показывает огром­ную важность иудаизма как для развития в раннем исламе ре­лигиозной, этической и правовой концепции Корана, священ­ного писания мусульман, так и для формирования молодой мусульманской общины и государства.

Видные ученые (например, великий немецкий востоковед Теодор Нёльдеке) неоднократно подчеркивали, что ислам по своим основополагающим идеям, равно как и по детальной регулировке жизни верующих, стоит гораздо ближе к иудаиз­му, чем христианство, — несмотря на более тесное «семейное» родство между христианством и его «материнской» религией. Хотя такая точка зрения и требует оговорок, в целом она вер­


11

на; особенно мусульманский религиозный закон, который представляет собой самую суть ислама (как
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

International Center for University Teaching of Jewish Civilization iconА ваш бизнес зарабатывает вам деньги?
Доктор экономических наук, адьюнкт-профессор University of Maryland University Collage (сша)

International Center for University Teaching of Jewish Civilization iconCivilization is an advanced state of a society possessing historical...

International Center for University Teaching of Jewish Civilization iconYeson Voice Center

International Center for University Teaching of Jewish Civilization iconWellness Center «Stella Nova»
Карта выходного дня (посещение без ограничений по времени и количеству занятий в субботу и воскресенье)

International Center for University Teaching of Jewish Civilization iconKazakh agrotechnical university of the name of

International Center for University Teaching of Jewish Civilization iconInternational Congress “Neuroscience for Medicine and Psychology”

International Center for University Teaching of Jewish Civilization iconInternational journal of experimental education №8, 2011

International Center for University Teaching of Jewish Civilization iconДэвидсон Ф. Б. Война во Вьетнаме
Оригинал: Davidson Ph. B. Vietnam At War. The History 1946-1975. – Oxford University Press, 1991

International Center for University Teaching of Jewish Civilization iconАктуальные проблемы электропрочности материалов (электровещества) Рыбников Ю. С
Московский государственный technical university радиотехники электроники и автоматики. Москва, Россия

International Center for University Teaching of Jewish Civilization iconФредрик Джеймисон Постмодернизм или логика культуры позднего капитализма
Из книги Postmodernism or The Cultural Logic of Late Capitalism. Durham, Duke University Press pp. 1-54

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов