Решение социальных вопросов




НазваниеРешение социальных вопросов
страница1/11
Дата публикации30.07.2013
Размер1.13 Mb.
ТипРешение
zadocs.ru > Культура > Решение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
1. Понятие менеджмента. Роль менеджмента в деятельности организации

Менеджмент (от англ. “management” — “управление, организация”) — система программно-целевого управления, перспективного и те­кущего планирования, организации производства и реализации продукции. Менеджмент изучает наиболее рациональные организацию и управление производством, коллективом.

Менеджмент — эффективное использование и координация таких ресур­сов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью. В послед­ние годы растет значимость информационных ресурсов в менедж­менте, поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.

Основными целями менеджмента являются:

  • получение (увеличение) прибыли;

  • повышение эффективности хозяйствования;

  • удовлетворение потребностей рынка;

  • решение социальных вопросов.

Роль менеджмента заключается в:

  • организации производства конкурентоспособных товаров;

  • совершенствовании производственного процесса;

  • внедрении новейших наукоемких технологий;

  • повышении качества продукции;

  • снижении затрат на производство.

Современный менеджмент — это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Подходы, разработанные одной фирмой и хорошо себя зарекомендовавшие, могут оказаться не только бесполезными, но даже вредными для другой. Многовариантность ходов менеджмента, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, неповторимость тех или иных способов действия в конкретной ситуации составляют основу делового управления. Поэтому в деятельности менеджеров приходиться делать упор не на стандартные приемы, а на способность быстро и правильно оценить реальную хозяйственную ситуацию и найти достаточно хороший выход.

Российский менеджмент — творческое осмысление зарубежного опыта с учетом российской специфики, т. е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры.

Управление применимо:

  • к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем);

  • к различным сферам деятельности (управление в биологических системах, управление государством);

  • к органам управления (подразделениями в государственных и общественных организациях).

Менеджмент использует в качестве объекта управления хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и т. д.).

В настоящее время менеджмент приобретает все боль­шую и большую значимость. Меняется и содержание ме­неджмента как особого вида деятельности. Это вызвано тем, что в настоящее время во внешней среде организа­ции, то есть в ее окружении, происходят важные измене­ния, к которым все без исключения организации должны приспосабливаться. В частности, конкуренция в настоя­щее время заметно возросла, внешняя среда организации постоянно меняется, что связано и с активными социаль­но-политическими изменениями, и с техническим про­грессом, постоянно предлагающим все более и более со­вершенные технологии. Очевидно, что мобильность орга­низации и ее способность приспосабливаться напрямую зависят от того, насколько уместными и обоснованными будут решения, принимаемые ее руководством.

^ 2. История развития менеджмента

Основные этапы истории менеджмента.

Историю менеджмента нельзя рассматривать без связи с эволюцией социально-эконо­мических условий развития мирового сообщества. Принято выде­лять пять основных этапов такого развития.

1. Промышленный переворот

(с 20 – 30-х по 80 – 90-е гг. XIX в.):

Основные признаки:

  • техническая база: паровая и хлопкоочистительные машины, вул­канизация резины и другие новые промышленные технологии;

  • инфраструктура для развития промышленности: национальная система железных дорог, система каналов, телеграф и т. д.;

  • формирование рынка;

  • возникновение предприятий — действенной формы социаль­ной организации работников;

  • конкуренция как форма разорения или поглощения соперника.

2. Эпоха массового производства

(первые три десятилетия XX в.):

Основные признаки:

  • внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции, резкое снижение стоимости товаров;

  • малонасыщенный рынок;

  • конкуренция как предложение стандартизированного продукта по самой низкой цене;

  • четкая дифференциация отраслей;

  • хорошие перспективы экономического роста для компаний;

  • слабое вмешательство государства в бизнес.

3. Эпоха массового сбыта

(30 – 50-е гг. XX в.):

Основные признаки:

  • насыщение спроса на товары и услуги;

  • переход от стандартной продукции к дифференцированной;

  • смена производственной ориентации на рыночную;

  • усиление роли внешней среды в деятельности предприятия;

  • государственное регулирование экономики.

4. Постиндустриальное общество

(60 – 90-е гг. XX в.):

Основные признаки:

  • новое качество жизни: высокий уровень благосостояния граж­дан, высококачественные товары, индустрия досуга;

  • новые условия производства: быстроизменяющиеся техничес­кие решения, значительные вложения капитала в научно-иссле­довательские и опытно-промышленные работы, увеличение нео­пределенности внешней среды;

  • растущие ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющая­ся трудовая мораль, все большая нехватка ресурсов;

  • смещение социальных приоритетов и концентрация внимания на таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей сре­ды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением.

5. Постэкономическая эпоха

(с начала XXI в.):

Основные признаки:

  • новая экономика: от расточительности ресурсов к ресурсос­бережению; разумное ограничение роста производства; рост сфе­ры услуг;

  • переход к информационному обществу: прогресс в информа­ционных и телекоммуникационных технологиях;

  • глобализация хозяйства: развитие транснациональных компа­ний; прозрачность политических границ; всемирные рынки; ин­теграция через информационные сети;

  • изменение жизненных приоритетов: самоограничение матери­ального потребления;

  • ориентация на неэкономические и нематериальные ценности; здоровая экология.

В истории менеджмента принято различать четыре основных подхода:

  • с позиций различных научных школ (конец XIX в. — по настоя­щее время);

  • процессный (20-е гг. XX в. — по настоящее время);

  • системный (50 – 60 гг. XX в. — по настоящее время);

  • ситуационный (60-е гг. XX в. — по настоящее время).

^ 3. Менеджмент как тип рыночного управления

Менеджмент — тип управления, в наибольшей степени, отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики. Менеджмент — аналог термина "управление". Это его синоним, однако не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и объединениях). Термин "менеджмент" ("management") американского происхождения и переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе используется термин "control"; для государственного или общественного управления — термины "government administration" или "public administration", что лишь подчеркивает его принадлежность к хозяйственной сфере деятельности. Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации в рыночных условиях. Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм, направленный на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена. Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков: внутрифирменное управление; управление производством; управление персоналом. Успехи и неудачи предприятия — это, в первую очередь, успехи и неудачи менеджмента. А если исходить из утверждения, что предприятие — это прежде всего люди, то менеджмент — это организация деятельности работников. Персонал — важнейший элемент производственного процесса на предприятии. Финансовые средства, капитал для инвестиций при создании нового предприятия можно получить на рынке капиталов. Найти же компетентных работников, профессионалов намного сложнее. Менеджмент означает организацию работы коллектива с таким расчетом, чтобы она в максимальной степени соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу и повысить ее эффективность. Главное в менеджменте — ставить перед собой цели, отвечающие интересам предприятия — Management by objectives ("менеджмент постановки цели"). В этом заключается принципиальное отличие менеджеров от руководителей старого стиля. Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера — это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и других, работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.

^ 4. Направления менеджмента

В процессе своей деятельности менеджеру приходится решать не только общие задачи управления, но и дей­ствовать в соответствии с особенностями сферы, которой ему необходимо управлять. Именно по этой причине при­нято говорить о частном менеджменте, особенности кото­рого описываются в соответствующих учебниках. В на­стоящее время существует по меньшей мере семь сфер менеджмента.

1. Производственный менеджмент направлен на при­нятие решений, касающихся использования тех или иных технологий, загрузки оборудования, объемов и структу­ры выпуска продукции, другими словами, на оптимиза­цию производственного процесса. Оптимизация предпо­лагает поиск такой организации производства, при кото­рой имеющиеся у предприятия ресурсы (материалы, обо­рудование, денежные средства, рабочая сила) использу­ются наиболее выгодно — таким образом, что они прино­сят максимально возможную выгоду при минимальных затратах.

2. Менеджмент персонала направлен на то, чтобы повысить эффективность использования персонала. Ме­неджер, работающий в данной сфере, должен решать воп­росы, связанные с поиском, обучением и повышением квалификации сотрудников. Кроме того, в задачи менед­жера по работе с персоналом входит разработка методов стимулирования и вознаграждения работников, благода­ря которым их работа будет плодотворней.

3. Маркетинг-менеджмент (менеджмент маркетинга) стремится к нахождению наилучших способов взаимодействия предприятия с рынком с точки зрения рынка. По­скольку любое предприятие существует до тех пор, пока оно удовлетворяет чьи-то потребности, менеджеру, рабо­тающему в области маркетинга, приходится принимать решения, определяющие характер сбора и использования информации о рынке. Кроме того, он отвечает за корректи­ровку ценовой, производственной и рекламной политики предприятия. Зная, какие потребности имеются на рынке, в каком количестве необходимы товары и услуги, предо­ставляемые предприятием, менеджер может принимать ре­шения, которые будут выгодными для предприятия.

4. Инновационный менеджмент направлен на созда­ние и внедрение новых видов товаров или услуг, а также технологий. Для этого необходимо провести многочислен­ные исследования, решить, в каком именно виде товар будет благоприятно воспринят на рынке, определить, как сделать издержки на производство товара минимальны­ми. Естественно, инновационный менеджмент решает вопросы, связанные с внедрением новых разработок в производство.

5. Снабженческо-сбытовой менеджмент направлен в основном на торговые операции. Чтобы производить то­вар, предприятие должно иметь сырье; затем, когда то­вар уже произведен, для получения прибыли он нужда­ется в том, чтобы выгодно продать этот товар. Менедже­ры, работающие в службе снабжения или сбыта, решают именно эти вопросы. А это часто требует решения более частных задач, например, выбор поставщиков и торго­вых организаций, которые будут реализовывать товар, организацию доставки сырья и товаров.

6. Финансовый менеджмент занимается регулировкой денежных потоков. Если говорить более конкретно, то в его задачи входит составление бюджета и финансового плана организации, оценкой актуального финансового со­стояния и изучением перспектив его развития. В процессе работы специалист по финансовому менеджменту может взаимодействовать с менеджером, отвечающим за инновации, поскольку любые инновации требуют отвлечения финансовых средств от достижения текущих целей для того, чтобы направить их на внедрение нового товара. В случае необходимости менеджер, работающий в данной сфере, должен принимать решения, направленные на пре­дотвращение неблагоприятных для предприятия событий.

7. Эккаунтинг-менеджмент направлен на изучение данных о работе предприятия и последующее исправле­ние (корректировку) решений в соответствии с этими дан­ными.

^ 5. Функции менеджмента

Функция планирования. По сути, в процессе планирова­ния принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.

План представляет собой сложную социально-экономичес­кую модель будущего состояния организации. Стадии процес­са планирования в основном универсальны. Что же касается конкретных методов и стратегии, то они существенно различа­ются. Обычно организация формирует единый план для управ­ления ее общей деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для достижения конкретных целей и задач организации различные методы. Таким образом составляется карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени.

С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планиро­вание помогает менеджерам лучше справиться с неопределен­ностью и более эффективно на нее реагировать. Поэтому сле­дует помнить, что неопределенность — это одна из основных причин, по которой планирование может помочь организации лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменения внешней среды.

Функция организации. В любом плане всегда есть этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Поскольку всю работу выполня­ют люди, функция управления как организация позволяет определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества заданий и какие для этого потребуются средства.

Функция мотивации. Поведение человека всегда моти­вировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение лич­ности может иметь и любые другие проявления. Всегда сле­дует искать мотив поведения.

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

Традиционный подход к мотивации основывается на вере в то, что сотрудники — всего лишь ресурсы, активы, которые мы должны заставить эффективно работать.

Стремление человека реализовать себя в своем деле бесспорно. Так уж он устроен. Там, где управление и организация труда предоставляют сотрудникам такие возможности, их труд будет высокоэффективным, а мотивы к труду — высокими. Значит, мо­тивировать сотрудников — затронуть их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности.

Функция контроля. Итак, составлен план организации, создана ее структура, заполнены рабочие места и определены мотивы поведения сотрудников. Остается еще один компонент, который необходимо добавить к функциям управления, — это контроль.

Контроль, как правило, ассоциируют с властью, "командо­ванием", "поймать", "уличить", "схватить" Такое представле­ние о контроле уводит в сторону от главного содержания фун­кции контроля.

Понятие "контроль" (проверка) как вид административной деятельности выходит за рамки понятия "контролирование" Кроме того, он включает и активную деятельность менеджера — уп­равление.

Управленческий контроль не является разовой акцией. Это процесс непрерывный, включающий наблюдение и регулирова­ние разных видов деятельности организации с целью облегче­ния выполнения управленческих задач

Эффективный управленческий контроль создается на осно­ве его соединения с процессом стратегического планирования. Он обеспечивает наблюдение за осуществлением стратегических планов таким образом, чтобы менеджеры могли определить, насколько хорошо они выполняются и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие меры.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение социальных вопросов iconРешение задач выбора источников, путей и способов получения информации....
Социальные технологии — это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов...

Решение социальных вопросов iconМудрости на пути правителя
На пути принятия решений можно принять любое решение, но ни одно решение не решает всех вопросов

Решение социальных вопросов iconРешение. Часть 1
Конституции РФ. Тест состоит из двух частей: первая часть состоит из 20 простых вопросов, на которые предусмотрен только один ответ;...

Решение социальных вопросов iconПримерные темы проектов
Родной край решение социальных проблем, благоустройство малых городов и населенных пунктов

Решение социальных вопросов iconПеречень вопросов для подготовки к экзамену
Понятие, признаки и виды социальных норм. Их соотношение с техническими нормами

Решение социальных вопросов iconРешение кадровых вопросов
Организация высших органов власти, их компетенция, порядок формирования называется

Решение социальных вопросов iconПримерный перечень вопросов к экзамену по иогп 2013-2014 уч год
Русская Правда о правовом положении основных социальных групп Древнерусского государства

Решение социальных вопросов iconРешение вопросов занятости студентов во внеучебное время
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Решение социальных вопросов iconМетодические рекомендации
При подготовке контрольной работы студентам необходимо обратить внимание на решение практических вопросов

Решение социальных вопросов iconПриглашаем вас на магистерскую программу
Это программа подготовки специалистов уникальной для мировой практики профессии – социальных дизайнеров. Специалистов, основные компетенции...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов