Вопросы для подготовки к экзамену / зачёту по курсу
Социология культуры
(С–10, СК-11)
Социология культуры как научная дисциплина. Сложности институционализации социологии культуры.
Социология культуры как отраслевая социология и «теория среднего уровня». Фундаментальные теории и эмпирические исследования в поле социологии культуры.
Историко-научный фон возникновения социологии культуры: характеристика социокультурных процессов в западной культуре рубежа ХIХ–ХХ вв.
Историко-научный фон возникновения социологии культуры: парадигмальная трансформация системы научного знания в конце ХIХ–ХХ вв. Антропологический, лингвистический, визуальный, пространственный и др. «повороты» в гуманитарных исследованиях.
Понятие междисциплинарные исследования. Факторы возникновения междисциплинарного поля в гуманитарных исследованиях.
Объект и предмет социологии культуры. Синхронный и диахронный аспекты социокультурного междисциплинарного исследования.
Методология «теорий среднего уровня». Диапазон методов социологии культуры.
Понятие научный прогресс. Прогресс как социокультурная проблема: «теневые» аспекты научно-техническихых революций.
Гениальность и безумие в «патологических» концепциях ХIХ в. Анализ концепции Ч. Ломброзо в контексте современной позитивистской парадигмы социологии. Теоретические основания концепции.
Эволюция заявленной Ч. Ломброзо связи «гения» и «безумца» в социальной теории ХХ в.
Детство как социокультурная проблема. Способы конструирования детства в различных культурах.
Конструкт детство в западной культуре. Связь с мифологемой утраченного рая.
Концепт «вундеркинд» в западной культурной традиции в связи с концептом «ребёнок» (компонентный анализ концептов).
Анализ сущности буржуазного представления о «вундеркинде» и «гении» в теории мифа Р. Барта.
Концепция «женской культуры» Г. Зиммеля: объективная культура против субъективного духа. Проблематизация современного состояния и перспектив женского движения.
Биографические исследования в современной социологии. Возможности и ограничения биографического метода.
Концепция социальной/культурной травмы в применении к анализу современных обществ.
Массовая культура как социологический концепт: содержание понятия, затруднения операционального использования (бинаризм и аксиологизм).
Кино 1930-х как репрезентант «социального бессознательного»: конструирование тоталитарного общества в фильме «Партийный билет» (1936). Образ врага. Сюжет и эталонные техники обнаружения врага. Идентификационные признаки врага. Введение в повседневность новой этической категории: бдительность. Возможные эффекты фильма в социальной реальности (СК-11).
Конфликт нового и старого быта в фильме «Третья Мещанская» (1927): отражение или моделирование? (ответ строить с учётом категорий анализа: городское пространство, детали интерьера, типажи, сюжет, гендер, социальные связи и институции) (С-10).
|