Мбоу «Яшкульская сош» На республиканский заочный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»




Скачать 154.34 Kb.
НазваниеМбоу «Яшкульская сош» На республиканский заочный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»
Дата публикации05.08.2013
Размер154.34 Kb.
ТипКонкурс
zadocs.ru > Культура > Конкурс
МБОУ «Яшкульская СОШ»

На республиканский заочный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Исследовательская работа




Выполнил: Наранов Баир,

ученик 11 «а» класса.

Учитель калм. яз. и лит.:

Очирова Валентина

Болхалаевна


Яшкуль, 2012г.
Содержание
Стр.

  1. Введение 1

  2. Жизнь, закаленная Сибирью. 4

  3. Талант Алги Опуева и его супруги. 5

4. Выход на большую сцену. 5
5.Последователи таланта Алги Опуева. 6

6. Отзывы об Алге Опуеве 6
7. Заключение 10
8. Список использованной литературы 11


Введение 1.

Высоко в небе, посреди огромной воздушной сцены пел свою песню маленький, но гордый «артист» - жаворонок. Внизу в широкой степи, было много звуков – топот лошадей, блеяние ягненка, шелест трав. Эти звуки не нарушали гармонию степи и неба, песни жаворонка дополняла ее. Но часто жизнь нарушалась иными звуками – ревом моторов машин, стуком железных колес поездов, гулом летящих самолетов. Эти звуки пугали его, перебивали песню. Ему приходилось подниматься еще выше в небо, чтобы не слышать их и вновь настраиваться на нужный лад. И песня звучала – прекрасная и призывная!

Люди…Жаворонок слышал их голоса, их песни – высокие, низкие, разных тембров. И он не понимал их. Непонятный песенный мир людей…

Но вот однажды жаворонок услышал далеко внизу, в далекой Сибири, мелодию, так похожую на его песню. Те же рулады и трели. Это была его песня! Кто-то повторил ее. Он посмотрел туда. Откуда доносились эти красивые звуки, и послал туда свою мелодию,- как эхо повторилось она. Тогда он послал свою головокружительную трель, - и она повторилась безукоризненно. Он всмотрелся вдаль. Где не было ни машин, ни поездов, ни пыльных улиц и дорог. Там, у одинокого дерева, что росло возле чистого родника, стоял статный мужчина и, сложив ладони лотосом, смотрел на небо и пел песню. Он просил у него, всего того, что требовалось тогда всему калмыцкому народу.

Затрепетало у него в груди! Маленькое сердечко птички стало биться в унисон с сердцем этого статного мужчины. Все мелодии, которые он ему дарил, стали звучать его голосом.

Человек, представляясь, называет свое имя, свою профессию. И еще поет свои песни, потому что в песнях - душа и сердце народа. Сколько неповторимых народов на Земле, столько и песен. Издревле славится песнями и калмыцкий народ. Их множество. Каждую кто-то сложил и спел впервые, в момент наиболее полного ощущения жизни, своего «я» и природы.

Но как она, песня, появилась на Земле?

2.

Когда-то, давным-давно, рассказывает калмыцкая народная легенда, - парила над землей Песня. Когда она опускалась, слышали люди ее, воспринимали сердцем и сами начинали петь. Были люди, над которыми песня проплывала высоко-высоко, и эти люди так и не научились петь. Были люди, над которыми песня опускалась совсем низко, так что до нее можно было дотронуться руками. И люди дотрагивались, наделялись прекрасным слухом и голосом, передавали этот дар последующим поколениям. Этот дар дошел и до Алги Мушаевича Опуева.

Далеко не все певцы любят выступать а капелла: пение без музыкального сопровождения «обнажает» голос, отчетливо выявляя его возможности, и требует безупречного владения техникой вокала. Чтобы решиться выйти на сцену без оркестра или аккомпаниатора, исполнитель должен быть уверен в себе, в своей способности «держать» зал, то есть подчинять внимание зрителей звучанию песни, не украшенному музыкой. Это, по существу, высшая ступенька певческого искусства, чего и достиг Алга Мушаевич.

3.

^ Объектом исследования является жизнь и творчество Опуева Алги Мушаевича.

Научная новизна работы определяется в изучении исполнения песен Алгой Мушаевичем.

^ Цель исследования: изучить творчество А.М. Опуева, для того чтобы донести до молодежи все то, что он хотел передать в своих песнях.
Задачи исследования:

1.Изучение и сохранение культурного наследия моей малой родины, знакомясь с биографией и творчеством самобытного исполнителя народных песен Алги Мушаевича Опуева.

2.Ознакомить учащихся своей школы с творчеством А.М. Опуева.

3.Использовать данный материал для проведения классных часов, тематических вечеров, посвященных творчеству талантливых людей Яшкуля.
^ Гипотеза исследования

Если мы, молодые люди Яшкуля будем интересоваться и изучать творчество своих талантливых земляков, передавать из поколения в поколение, то мы сохраним культурное наследие своего народа. Привьем интерес молодежи к изучению истории своего родного края, культуры и традиций.
^ Этапы исследования

Ι этап. Изучение биографии Алги Мушаевича Опуева.

ΙΙ этап. Опрос и беседы с родственниками, исполнителем песни А.Опуева Бадмой Цебековым, композитором Аркадием Манджиевым.

ΙΙΙ этап. Отчет о проделонной работе.
^ Методы исследования

- Знакомство с газетными статьями прошлых лет

- Обращение к работникам районного ДК, в районную библиотеку

-Встречи с родственниками, с исполнителем песни А.Опуева Бадмой Цебековым, с композитором Аркадием Манджиевым.

- Обращение на Радио Калмыкии.
4.

На уроке калмыцкой литературы, изучая тему «Народные песни», я впервые услышал исполнение Опуева А.М. и был поражен его пением, до того это было захватывающим, душевным, радостным, что меня заинтересовала история судьбы этого человека.
^ Жизнь закаленная Сибирью

Опуев Алга Мушаевич родился в селе Чилгир Яшкульского района. Он рос в многодетной семье, являясь старшим ребенком у родителей. Все ожидали, что Алга пойдет по пути своих родственников и станет знатным животноводом в республике. Однако этого не случилось. В судьбу Алги Мушаевича, как и в судьбу всего калмыцкого народа, вмешалась антинародная политика Сталина. Алга вместе с родителями был сослан в Сибирь, местом его проживания стало село Сургут Тюменской области. Пришлось привыкать к новому образу жизни. Нелегко было адаптироваться. Но время и положение спецпереселенца сделали свое дело. Алга, как и все его ровесники, был занят в Сибири на самой трудной и физической работе. В трескучий сибирский мороз он заготавливал лес, приходилось ему и рыбачить, кормил летом комаров и мошкару, зимой замерзал у проруби, за безопасность жизни, за смерть спецпереселенца никто не отвечал. Видя все это, Алга не мог спокойно переносить боль, страдания и унижения своего народа. Терпеть было все сложнее.

Однако полностью смириться со своей судьбой, судьбой целого народа он не мог и не хотел. И он нашел выход, чтобы высказать, свое отношение к нечеловеческой политике власти тех времен. Алга сочинял песни о тяжелой судьбе своего народа и о факте тяжелой несправедливости. Эти песни он сочинял сам в процессе работы. Слушая его, калмыки, скупые на слезы, плакали, вспоминая оставленные за тысячи километров родные степи. Таким образом, Алга Мушаевич становится носителем и пропагандистом своей культуры, являясь одновременно и защитником интересов своего народа.


5.

^ Талант Алги Опуева и его супруги

Популярность его росла. Вокруг его семьи стали собираться ссыльные калмыки. После трудового дня они спешили в гости к Алге

Мушаевичу и Ангир Долгаевне (его супруге), чтоб отвести душу, морально и физически отдохнуть. Гостей супруги встречали не только калмыцким чаем, но и калмыцкими народными песнями. Ангир Опуева прекрасно играла на домбре - под ее музыку пели и плясали, вспоминая родные места, судьбой и властью обиженные люди

Действительно правильно говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Талант Алги Опуева раскрылся в Сибири. О самобытном исполнителе заговорили во всей округе. Алга и его жена стали известны даже за пределами Сургут. Позже с разрешения спецкомендатуры, они стали выступать на сцене выезжать в другие села. Повсюду их выступления принимали на «бис». Немало сибирских дорог исколесила молодая семья Опуевых пока не уехала в родные края.Он называл Песню своей жизнью Ей собственно и служил всю свою жизнь со всеми горестями, заботами и радостями После возвращения домой, они были одними из первых, кто выступал на яшкульской самодеятельной сцене.
^ Выход на большую сцену

Семья Опуевых стояла у истоков художественной самодеятельности Яшкулъского района, они были постоянными участниками всех смотров и конкурсов района и республики

Всегда становились дипломантами или лауреатами фестивалей, принимали участие во Всесоюзной передаче «Вместе дружная семья» в октябре 1978 года. И это были незабываемые дни. Ведь их смотрела многомиллионная армия советских телезрителей. Эту передачу вел знаменитый диктор телевидения Игорь Кириллов. Мастерское исполнение калмыцких народных песен и танцев продемонстрировали все члены семьи: два сына, две дочери, племянница, невестка и маленький внук Миня, который очень понравился всей съемочной группе.

6.
К сожалению, Алги Мушаевича сейчас нет среди нас, но память о нем жива. В знак признания вклада A.M. Опуева в культурную жизнь района местная администрация приняла решение проводить один

раз в три года фестивали в его память.

На эти конкурсы приезжали гости: Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка Калмыкии Валентина Гаряева, Заслуженный работник культуры Роза Чубарова, которые порадовали яшкулян своими выступлениями.
^ Последователи таланта Алги Опуева

Эти фестивали, конкурсы очень тепло принимаются населением. Можно сказать, что любимое дело самородка продолжают многие талантливые его земляки, в том числе и молодежь. Это: Бадма Цебиков, Арслаи Мучкаев, Катя Ахаджаева, ученица нашей школы все они дипломанты и призеры районных, республиканских и российских конкурсов и фестивалей.
^ Отзывы о Алге Опуеве

. Он был яркой личностью, уважаемым, трудолюбивым человеком в районе и поэтому не раз о нем писали в районной газете «Искра». Например, в статье В. Николаевой «Счастье прожитых лет», посвященное юбилею Опуева A.M. написано: «Труд никогда не был в тягость Алге Мушаевичу. Напротив, приносил удовлетворение, все-таки, сколько радости всегда доставляли те вечера, когда вся семья Опуевых собиралась вместе. Жена Алги Мушаевича Ангир Долгаевна брала в руки домбру, Алга Мушаевич начинал петь и пританцовывать. Подзадориваемые отцом, выходили на круг дети, однако искусство танца и пения они не держали за закрытыми дверями своей обители».

Дочь Алги Мушаевича Тамара была участницей художественной самодеятельности ансамбля «Байр». Еще одним из участников этого ансамбля был Борис Богаев, который работал редактором районной газеты «Искра». Борис Андреевич является автором нескольких книг, посвященных землякам: «Яшкуляне. Очерки о земляках», «Яшкуляне в боях за Родину». В одной из книг он написал об Алге Опуеве, которая называется «Песня, рожденная в Сибири».

7.
Вот строки из очерка: «Алга Мушаевич Опуев был душой фольклорного ансамбля «Байр». В его составе он выступал до последних дней своей жизни».

Не менее талантливым, одаренным человеком был и его брат Очир Мушаевич Опуев, один из организаторов народного ансамбля «Байр». Очир Мушаевич прекрасно танцевал калмыцкие танцы. «Чичердык» в исполнении О.М.Опуева всегда воспринимался восторженно, на «бис». Его мастерству удивлялись не только признанные мастера, танца г.Элисты, но и Москвы. Собирая материал об А. М. Опуеве, я встретился с дочерью Тамарой Алгаевной, которая работала в налоговой инспекции. Она очень тепло отзывается о своем отце: «Мой папа был очень добрым человеком, всегда окружал нас вниманием, воспитывал нас по калмыцким обычаям и традициям. Песни и танцы, любовь к искусству окружали нас с детства. Собираясь в семейном кругу, мы всегда поем песни нашего отца. Он был очень трудолюбивым человеком и мечтал, чтобы мы стали образованными воспитанными людьми, получили профессию. Мечта его сбылась. Младшая дочь Валентина закончила КГУ и стала хорошим учителем, в данное время работает в лицее одаренных детей, где её учащиеся ежегодно становятся победителями республиканских и российских олимпиад.

Определенных успехов добилась и я на трудовом поприще. На протяжении многих лет я постоянно повышала свой профессиональный уровень. Без отрыва от производства обучалась в начале в Орджоникидзевском финансовом техникуме, а затем в Саратовской государственной экономической академии, которые успешно завершила. И в этом заслуга моих родителей,

В школе-интернате долгое время работает племянница Алги Мушаевича Захарова Ольга Мушаевна.

С трепетным волнением Ольга Мушаевна вспоминает о своем дяде, как о душевном, отзывчивом, почитающих старших человеке. В ее памяти остались эпизоды о том, как каждое утро он приходил к ним проведать, узнать о здоровье семьи, Ни одно мероприятие у родственников, будь то свадьба, день рождения, рождение ребенка не проходило без его зажигательных, искрометных песен.

8.
Директором нашей школы работает сноха Алги Мушаевича Опуева Светлана Бадмаевна:

«Опуев Алга Муишевич - человек, проживший нелегкую, трудовую

жизнь, он был неунывающим, всегда с оптимизмом смотрел вперед. Музыка, и песня всегда были рядом с ним. В семье - добрый, отзывчивый, улыбчивый. Поражаешься его трудолюбию, упорству, настойчивости. Всегда жалел, что не получил образования. Но от природы он был очень сметливым. Он интуитивно принимал верное решение.

В кругу друзей, родственников - душа компании. Зажигательно пел, танцевал. Сочинял песни, в тексте которых звучали колоритные национальные напевы и слова».

Об этом интересном, талантливом человеке можно писать и говорить бесконечно. Он беззаветно любил свой народ, его культуру, искусство. Вот почему он всю жизнь принимал активное участие в художественной самодеятельности, пропагандируя национальные песни и танцы.

Алга Мушаевич привил любовь к национальному богатству своим детям, внукам, родственникам и землякам. Я встретился с исполнителем песен Алги Мушаевича Бадмой Цебековым, очень талантливым певцом. Им выпущен альбом песен о родном крае, о Яшкуле, о людях живущих рядом. Песни Алги Мушаевича Опуева впервые он услышал по радио. И он восхищается исполнеием таких песен как «Дээвр hалзн», «Амр Санан».Бадма Цебиков включил эти песни в свой репертуар.

Для более глубокого понимания и осознания значения его творчества я провел занимательную беседу с композитором Аркадием Наминовичем Манджиевым. Вот как отозвался об Алге Мушаевиче Опуеве Аркадий Манджиев: «Манера исполнения песен чисто народная, очень редкая. Чувствуется глубина исполнения, знание слов и иструмента, как бы он сливается с домброй. Его можно отнести к жемчужинам фольклорного исполнения песен. Исполнение на очень высоком уровне. Видно что он живет вместе с песней. Он сохранил исконно народное исполнение. Поет без искажениий, голос его переливается. Так исполняли 100, 50 лет назад. Такие люди нужны народу. Они появляются в самые трудные минуты, являются хранителями фольклора.

Такие люди сгорали, как свеча, отдавая себя песне. Он отражает свое время, историю своего народа наравне с деятелями искусств. Его можно сравнить с

джангарчи, народными поэтами и писателями. Они являются элитой народного фольклора. И я рад, что наша молодежь интересуется такими


9.

людьми, исследует творчество народных самородков. И это будет передаваться из поколения в поколение».

Я бы хотел закончить свою работу отрывком из стихотворения Давида Кугультинова «Однажды утром ...»
Он просто пел. Он лишь звучал и пел.

В том отречении, в самозабвенье,

Где самой чистой музыки исток...

От всех сокрытый лиственною сенью,

Он тем вернее вызывал восторг.

Он как сосуд, наполненный до края,

Переливался, трелями звеня. Он сам в них растворялся, растворяя

Деревья, солнце, облака, меня.

И звуков этих благостную милость

Не слухом, нет!- но кожей сетью пор!-

Я пил, себя не помня...

Это длилось

Минуту!.. Час!.. Не знаю до сих пор!

10.

Заключение
В своем творчестве Алга Опуев показал целую эпоху из истории калмыцкого народа. В песне «Амр Санан» он поет о талантливом руководителе республики Амр Санане, который представлял наш народ на форуме в г. Астрахань. Он устанавливал советскую власть в калмыцких степях.

В песне «Әәхә көвун Чеклдан» поет о знаменитом чабане, который выращивал многотысячные отары в степи. За что был награжден орденом «Ленина». В то время это была очень высокая награда.

Пел он и о высылке в Сибирь, о молодежи, которая трудится во благо Родины, о участнике Великой Отечественной войны Аат Майор.

Изучая и исследуя жизнь и творчество Алги Мушаева, я понял, что именно такие люди, как он являются яркими представителями культуры своего края, которые сохраняют народный фольклор и передают из поколения в поколение.

Болея душой за калмыцкое искусство, Алга Мушаевич со своей супругой Ангир Долгаевной ездил по всей республике, пропагандируя народные песни.

Как мало мы знаем, о людях живущих рядом с нами, которые создают историю, культуру своего народа. И я думаю, если мы, молодые люди, которые будем жить и творить в 21 веке, будем изучать культуру своего народа, творчество таких талантливых людей как Алга Мушаевич Опуев, то мы сохраним его и преумножим.

Я рад, что в нашем районе проводится районный фестиваль, посвященный памяти Опуева Алги Мушаевича, где выявляют талантливых исполнителей народных песен. Здесь могут принять участие, как учащиеся, так и все желающие. И я хотел бы предложить проводить такие мероприятия в республиканском масштабе, ведь таких людей, как Алга Мушаев по республике много. О них мы должны знать и помнить.

Предлагаю послушать исполнение песен Опуева А.М., которые мы смогли найти на Радио Калмыкии.
11.

Список использованной литературы:


  1. Б.Богаев «Яшкуляне. Очерки о земляках»

  2. «Фестиваль калмыцкого фольклора», газета «Искра», 16. 12. 06 г.

  3. «Телеэкран: «Вместе дружная семья», газета «Искра»

  4. «Счастье прожитых лет», газета «Искра»

  5. «С песней по жизни», газета «Искра», 30. 07. 96 г.

  6. «У истоков ансамбля», газета «Искра», 94 г.


7. Фотографии из семейного архива и архива Дома культуры.
8. Песни в исполнении Алги Опуева взяты из архива Радио Калмыкии,

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мбоу «Яшкульская сош» На республиканский заочный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» iconКонкурс является региональным этапом четырёх Всероссийских конкурсов...
В соответствии с Календарём массовых мероприятий с детьми Министерства образования Республики Карелия 28-29 ноября 2013 года в г....

Мбоу «Яшкульская сош» На республиканский заочный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» iconКонкурс "моя малая родина" Общие положения Конкурс "Моя Малая Родина" (далее Конкурс)
Конкурс "Моя Малая Родина" (далее Конкурс) проводится на территории мо «Котлас» с целью активизации историко-архивной, краеведческой...

Мбоу «Яшкульская сош» На республиканский заочный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» iconСоциальной программы изнес план семейное счастье родовое имение моя...
Уважаемый читатель, эксперт, экономист либо простой и любознательный человек, пожалуйста, прежде всего, разрешите введение применить...

Мбоу «Яшкульская сош» На республиканский заочный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» icon«признание» Министерство Просвещения Приднестровской
Республиканский конкурс методических пособий (методических материалов) на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию...

Мбоу «Яшкульская сош» На республиканский заочный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» iconУ каждого есть своя малая родина. Моя малая родина- это деревня Епанчина,...
У каждого жителя деревни есть наиболее близкие сердцу уголки деревни: захочешь, поднимайся на Девичью гору, оттуда вся окрестность...

Мбоу «Яшкульская сош» На республиканский заочный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» iconМой юный друг! В школе ты изучаешь различные предметы: историю и...
Это твоя малая родина. Это наше Забайкалье. Его история и культура чрезвычайно богаты и интересны. Как складывалась здесь жизнь в...

Мбоу «Яшкульская сош» На республиканский заочный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» iconПоложение об открытом городском фестивале конкурсе
Открытый городской фестиваль-конкурс «Молодежная волна» ( далее – Фестиваль ) проводится Управлением по делам молодежи Администрации...

Мбоу «Яшкульская сош» На республиканский заочный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» iconМалая родина Заки Валидова башкирский аул Кузяново Отец и мать будущего...
Малая родина Заки Валидова – башкирский аул Кузяново Отец и мать будущего создателя башкирской автономии и ученого владели арабским,...

Мбоу «Яшкульская сош» На республиканский заочный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» iconВыписка из Устава мбоу сош №3
Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней,...

Мбоу «Яшкульская сош» На республиканский заочный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» iconПлан воспитательной работы мбоу г. Иркутска сош №43 на 2012-2013 учебный год
Стратегия модернизации поставила перед образовательными учреждениями новые ориентиры, связанные с обновлением содержания образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов