Философия науки 1 Понятие науки. Проблема генезиса науки и ее историческая динамика




Скачать 103.34 Kb.
НазваниеФилософия науки 1 Понятие науки. Проблема генезиса науки и ее историческая динамика
Дата публикации06.08.2013
Размер103.34 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы

Философия науки

1) Понятие науки. Проблема генезиса науки и ее историческая динамика


Наука – это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях.

В формировании и последующей динамике науки выделяются две большие стадии, которые отличаются способом построения знания и различными возможностями реализации полученных результатов – зарождающаяся наука (преднаука) и собственно наука (научно-теоретическое знание).

Наука в собственном смысле слова сформировалась не во всех цивилизациях. Для ее возникновения необходимы определенные предпосылки, укорененные в соответствующем культурном пространстве.

В восточных культурах НЕ сложился тот тип знания, который интерпретировался как научно-теоретическое знание. Это было связано, в частности, с доминированием традиций, с ограничением инноваций; с рецептурным характером знаний, ограничивающим прогностические возможности полученных знаний и др.

Иные социокультурные условия сложились в Древней Греции, где существовала полисная организация общественной жизни, обеспечивающая свободное общение граждан, возможность участвовать в открытых дискуссиях, обосновывать, доказывать и опровергать выдвигаемые мнения. В античности сформировались предпосылки для перехода к собственно науке, был выработан исторически первый образец теоретического знания – эвклидова геометрия, но в то же время не было развито теоретическое естествознание.

Недостатком античной науки было то, что она не открыла экспериментального метода. Постижение мира было, прежде всего, теоретическим, умозрительным.

Для возникновения практико-экспериментального способа постижения мира необходимо было изменение мировоззренческих ориентаций (представлений о человеке, мире, об отношении человека к миру), которые укоренились в европейской культуре только к XVI в. Эпоха Нового времени, т.е. XVI – XVII вв. – период становления теоретического естествознания. С этого времени наука утверждается в культуре в качестве самостоятельной ценности. Становление теоретического естествознания – это вторая веха в исторической динамике науки.

В теоретическом естествознании был заложен эвристический потенциал, связанный с возможностью применения естественнонаучных знаний в производстве. В ХIХ в., когда научные знания постепенно начинают внедряться в производство появляется особый слой исследований – технические науки. Одновременно начался процесс формирования социальных и гуманитарных наук, возникновение которых во многом было обусловлено потребностью в регуляции быстро меняющихся социальных отношений.
^

2) Наука как деятельность по продуцированию нового знания и социальный институт


Наука может рассматриваться в трех ипостасях:

– как особого рода деятельность

– как сумма научных знаний

– как социальный институт

1) ^ Наука, рассматриваемая как деятельность, предполагает вычленение структуры деятельности, в которой выделяются субъектная и предметная стороны. Субъектная сторона включает субъекта деятельности, с его целями, ценностями, мировоззренческими ориентациями, знаниями операций деятельности, использующего определенные средства. Операции и средства имеют сложный, неоднозначный (амбивалентный) характер, поэтому они включаются не только в субъектную, но и в предметную структуру. В этом отношении предметная сторона предстает как взаимодействие средств с предметом деятельности (в качестве которого может выступать не только природа, но и человек, его бытие в жизненном мире, социум в целом). В структуру деятельности включаются также ее результат, как опредмеченная цель.

2) Результатом научного познания является сумма научных знаний. В зависимости от уровня научного познания (эмпирического или теоретического) знание может быть представлено в различных формах.

Основными формы знания – факт и теория.

Понятие факт используется, по крайней мере, в двух значениях. Во-первых, для обозначения события (явления), которое имело место в определенном культурном пространстве; во-вторых, этим понятием обозначается знание о том, что то или иное событие (явление) действительно состоялось.

Теория – такая форма научного знания, которая представляет собой непротиворечивую систему идей, раскрывающую сущностные и закономерные связи действительности, на основе которой осуществляется объяснение и предвидение.

Научное знание выступает как развивающаяся система. В качестве механизмов возникновения и динамики нового знания могут быть выделены внутридисциплинарные и междисциплинарные. С одной стороны, развитие знаний может происходить внутри отдельной научной дисциплины за счет рассогласования эмпирических фактов и существующего теоретического знания. С другой стороны, развитие научных знаний осуществляется в результате междисциплинарного взаимодействия, когда категориальные средства, принципы и установки, разработанные в конкретной дисциплине, транслируются в соседние отрасли знания, меняют стратегию исследования и способствуют возникновению нового научного знания.

Современная наука сохраняет свою дисциплинарную организацию. Но все чаще объекты, которые она исследует, обретают комплексный характер. Это приводит к усилению междисциплинарных взаимодействий, причем имеет место не только взаимодействие между естественными и техническими науками, но и между естественными и гуманитарными, следствием чего является возникновение новых научных дисциплин. Междисциплинарные взаимодействия могут накладываться на внутридисциплинарные и даже управлять ими.
3) Наука – это феномен культуры и поэтому предстает как явление социальное. Взаимодействие науки и общества предполагает ее институциональную интерпретацию. Институализация науки (функционирование науки как социального института) связана с появлением системы учреждений, научных сообществ, внутри которых существуют различные формы коммуникации, утверждаются этические правила и нормы, регулирующие научный поиск; она связана с организацией научных исследований и со способом воспроизводства субъекта научной деятельности.

В развитии науки как социального института выделяется несколько этапов.

Начало процесса ее институализации относится к XVII в. В этот период появляются первые сообщества ученых, наука заявляет о своих целях, формулирует правила, которые должны выполнять те, кто посвящает себя исследовательской деятельности, за наукой закрепляется ее самоценный статус.

Второй этап институциализации науки относится к концу XIX – началу XX в., когда оформляется профессия научного работника и начинается этап профессионализации научной деятельности. Рост научной информации, дисциплинарная организация науки ставит задачу специальной подготовки субъекта научной деятельности. Происходит соединение науки и образования, которое начинает строиться как преподавание отдельных научных дисциплин. На этом этапе не только научное сообщество, но и общество в целом отчетливо осознает экономическую эффективность науки, а прогресс общества во многом начинает связываться с внедрением научных знаний в производство

Начало третьего этапа в функционировании науки как социального института относится к середине ХХ в. Наука все более напоминает большое производство, создаются научно-производственные комплексы, используется дорогостоящее оборудование, осуществляется государственное финансирование научных проектов и т.д. В связи с развитием высоких технологий меняются формы трансляции знания, возникают новые формы коммуникации между учеными. На этом этапе изменяются нормативно-ценностные ориентации научной деятельности, все отчетливее обозначается проблема социальной ответственности ученого, а предвидение последствий внедрения научных результатов становится социально необходимым.

Взаимоотношение науки как социального института и общества имеет двухсторонний характер: наука получает поддержку со стороны общества, давая ему то, что полезно и необходимо для его прогрессивного развития.
^

3) Специфика научного познания. Научное и вненаучное знание: их возможности и границы


Научное познание выступает как специфическая форма освоения действительности наряду с обыденным, художественным, религиозным и др. способами ее изучения. Особенности научного познания во многом обусловлены целями, которые наука ставит перед собой. Эти цели связаны прежде всего с производством нового, истинного знания.

Специфическая особенность научного познания – стремление выявить устойчивые, повторяющиеся связи, сформулировать законы, по которым развивается мир, представленный как объект. Такой подход позволяет говорить, что наука имеет дело с объективным знанием, в которое не включается личностная компонента. Особенностью является и то, что наука имеет дело не только с объектами наличной практики, но выходит за ее пределы, вводит представление о «возможных мирах». Соответственно, ориентация науки на исследование объектов, не заданных наличной практикой, предполагает разработку особых средств и методов исследования.

В качестве средств исследования, с одной стороны, выступают материальные средства наблюдения и экспериментальные установки, которые усиливают естественные органы человека; с другой – язык науки, для которого характерны определенность терминов и понятий, стремление к четкости и однозначности и др. Поскольку наука дисциплинарно организована, то каждая наука внутри себя создает определенный языковой категориальный аппарат, который трансформируется в процессе эволюции как за счет внутридисциплинарных, так и за счет междисциплинарных механизмов развития знания.

Освоение наукой объектов исследования, вовлечение их в сферу исследовательского интереса предполагает использование разнообразных методов.
Метод выступает как система регулятивных принципов, с помощью которых генерируется знание.

Каждая наука внутри себя нарабатывает совокупность методов, которые определяют путь исследования (частнонаучные методы).

Вместе с тем в каждой науке могут использоваться методы, наработанные в соседних отраслях знания. В этом случае речь может идти об общенаучных методах. К числу общенаучных методов относят анализ, синтез, системный и функциональный подходы, статистический метод.

Говорят и о философских методах. Это методы, разрабатывающиеся рамках философии и задающие исследованию самые общие установки, генеральную стратегию, но не заменяющие специальные методы и не определяющие окончательный результат. Наиболее общими философскими методами являются диалектический и метафизический. В последнее время разрабатываются другие философские методы: герменевтический, исторический, компаративный.

Средства и методы, используемые в науке, способствуют достижению результата, в качестве которого выступают научное знание, обладающее особыми свойствами (системностью, обоснованностью, непротиворечивостью, воспроизводимостью и др.).

Для достижения такого типа результата необходим субъект научного познания. Это специально подготовленный человек, который обязан не только освоить средства и методы соответствующей науки, но и усвоить этические правила и нормы, регулирующие научный поиск.
^

4) Научное и вненаучное знание: их возможности и границы


Возможности науки в культурном пространстве соответствующей исторической эпохи определяются теми функциями, которые она выполняет. К этим функциям обычно относят мировоззренческую, способность науки выступать в качестве производительной и социальной силы и др.

Научное познание является важной, но не единственной формой познавательного отношения человека к миру. В культуре существуют другие виды знания, которые организованы иначе, чем научные. Знание, существующее и функционирующее за пределами науки, может быть обозначено как вненаучное знание. К такому типу может быть отнесено обыденное, религиозное, мифологическое знание, которые не претендуют на научный статус и имеют иные функции в обществе: они ориентируют человека в обычных жизненных ситуациях, способствуют осмыслению своего бытия в мире, проявлению различных чувств и т. д.

К вненаучному знанию относится также и такое знание, которое заявляет о своих претензиях на научность, но явно не соответствует разработанным и принятым критериям научности. Зачастую такое знание выступает в виде наукообразных конструкций и объединяет людей не столько заинтересованных в достижении истинного знания, сколько нацеленных на реализацию либо личностных установок, либо каких-то социально-политических целей и идеалов. Такое знание часто называют псевдонаучным (квазинаука, лженаука и др.).


В качестве оснований для разграничения нанучного и вненаучного знания демаркации выступают критерии научности. Они вырабатываются в самом научном сообществе, и поэтому, в принципе, исторически изменчивы, даже относительны (это и позволяет псевдонаучному знанию претендовать на статус научного, прикрываясь тем аргументом, что, дескать «гения обидеть может каждый, а понять – не каждый в состоянии, и мое время просто еще не пришло»). Вместе с тем, существуют относительно устойчивые, постоянные критерии научности, к которым относятся, в частности, системность, логическая обоснованность, внутренняя непротиворечивость, воспроизводимость, проверяемость, возможность рациональной критики и др.

Научное и вненаучное знание функционируют в едином культурном пространстве, испытывают влияние друг на друга и ведут постоянный диалог. Научное знание при таком взаимодействии получает возможность четче обозначить свои границы и трансформировать сложившийся тип научной рациональности. Что касается вненаучного знания, то оно также вынуждено менять механизмы своего становления и способы укоренения в культуре.
^

5) Перспективы развития науки и ее гуманистическое измерение


Функционирование науки, ее статус в культуре во многом сопряжен с реализацией двух функций:

– технико-технологической

– мировоззренческой.

Кризис техногенной цивилизации стимулировал обсуждение перспектив развития науки. Эти перспективы могут быть связаны с дальнейшей реализацией этих функций. Без науки невозможно развитие высоких технологий, разрешение глобальных проблем современности, разработка моделей будущего развития цивилизации и т. д. Наука обязана сохранить свою роль в формировании мировоззрения, в противном случае может возникнуть ситуация взрыва мистики, доминирования «околонаучного» сознания, граничащего с обскурантизмом, духовидчеством и всякого рода «мракобесием».

В процессе реализации своих основных функций современная наука демонстрирует изменение своего образа. В современной науке (биологии, космологии, синергетике, гуманитарных науках) разрабатываются идеи и принципы, меняющие традиционные представления об объектах. Они начинают рассматриваться как исторически развивающиеся, имеющие «человеческое измерение», обладающие «синергетическими эффектами».

Современная наука включила в сферу своего исследования особый тип объектов, которые носят комплексный характер и затрагивают человеческое бытие. Это человекоразмерные объекты. При изучении таких объектов тезис о «ценностной нейтральности» знания оказался некорректным. Объективно истинное знание (как цель научного познания) не только допускает, но в явном виде предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений. Наука все отчетливее демонстрирует связь внутринаучных ценностей с вненаучными ценностями общесоциального характера. Экспликация этой связи в современных программно-ориентированных исследованиях осуществляется при социальной экспертизе программ.

В ходе исследовательской деятельности с человекоразмерными объектами ученый решает проблемы этического характера, определяя границы возможного вмешательства в объект. Внутренняя этика науки при этом соотносится с общегуманистическими принципами и ценностями. Эта ситуация вызывает необходимость проведения этической экспертизы научных проектов.

Эволюционируя в культуре, наука осваивала различные типы системных объектов. Поставив в центр исследования уникальные, саморазвивающиеся системы, в которые органично включен человек, современная наука вступила в особую стадию, когда гуманистические ориентиры становятся приоритетными в выборе дальнейших стратегий научного поиска.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философия науки 1 Понятие науки. Проблема генезиса науки и ее историческая динамика icon1. 1 Предмет и характерные черты философии науки Философия науки
Философия науки  это раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки

Философия науки 1 Понятие науки. Проблема генезиса науки и ее историческая динамика iconКурс лекций по дисциплине «История и философия науки» Лекция №1 (09. 11. 2013)
История науки и другие исторические науки. Становление и развитие истории науки. Современное состояние истории науки

Философия науки 1 Понятие науки. Проблема генезиса науки и ее историческая динамика iconЭкзаменационные вопросы обязательные для всех аспирантов и соискателей
Философия и наука. Историческая динамика взаимосвязи философии и науки (предисловие стр 3-11 )

Философия науки 1 Понятие науки. Проблема генезиса науки и ее историческая динамика iconВопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки раздел...
Постмодернистская философия науки. Работа Ж. Лиотара «Состояние постмодерна». (4)

Философия науки 1 Понятие науки. Проблема генезиса науки и ее историческая динамика iconВопросы к экзамену по курсу «История и философия науки» I. История...
Философия науки – философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический (методологический)...

Философия науки 1 Понятие науки. Проблема генезиса науки и ее историческая динамика iconЛекция: философия
Философия науки как дисциплина воз­никла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях нтр

Философия науки 1 Понятие науки. Проблема генезиса науки и ее историческая динамика icon1 Модели науки. Модели генезиса науки
Существует несколько моделей ин, которые классифицируются по различным основаниям: (1) по характеру: (а) статическими – раскрывается,...

Философия науки 1 Понятие науки. Проблема генезиса науки и ее историческая динамика icon«история и философия науки»
Гайденко П. П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. – М., 1980

Философия науки 1 Понятие науки. Проблема генезиса науки и ее историческая динамика iconПонятие, предмет, система и методы науки конституционного права....
Предмет науки то, на что направлена мысль в процессе познания объектов или сферы, в которой существует наука (для кп конст правовая...

Философия науки 1 Понятие науки. Проблема генезиса науки и ее историческая динамика iconТема Понятие науки. Критерии научности знания
Понятие науки не поддаётся определению, но доступно анализу, благодаря которому может быть сделано достаточно ясным

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов