Тема: Наука в системе культуры




НазваниеТема: Наука в системе культуры
страница1/6
Дата публикации28.06.2013
Размер0.82 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6
Планы семинаров для Т-200.
Семинарское занятие №1.
Тема: Наука в системе культуры.
Вопросы для обсуждения:


  1. Культура и ее роль в становлении человечества:

а) понятие материальной и духовной культуры; факторы, от которых зависит развитие культуры; способы передачи культуры от поколения к поколению людей;

б) наука как феномен культуры;

в) альтернатива двух культур в науке.

  1. Структура науки и ее функции.

  2. Взаимосвязь и взаимообусловленность науки и культуры.

  3. Характеристика современной и постмодернистской науки.


Рекомендуемая литература:


  1. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / под ред. В. И. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2011.

  2. Романов В. П.   Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Валерий Павлович Романов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2010.

  3. Рузавин Г. И.   Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Георгий Иванович Рузавин. - М.: Проспект, 2011.

  4. Рузавин Г. И.   Концепции современного естествознания: электронный учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / Г. И. Рузавин. - 2--е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

  5. Рыбалов Л. Б.   Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Леонид Борисович Рыбалов, Александр Петрович Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

  6. Рыбалов Л. Б.   Концепции современного естествознания: электронное учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / Л. Б. Рыбалов, А. П. Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

  7. Садохин А. П.  Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Александр Петрович Садохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 446 с

  8. Философия науки: учебник /под общ. Ред. С.А. Лебедева. – М., 2006.

  9. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2006.

  10. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. 3-е изд. Фрязино: Век 2», 2004.


Письменные домашние задания:
1.Письменно в тетради осветить вопросы:


  1. Моё представление о процессе познания действительности (письменное эссе).


^ 2.Выбрать правильный ответ.
2.1. Наука – это высшая форма человеческих знаний и

а) важнейшая составляющая жизни общества;

б) важнейший элемент материального благополучия людей;

в) важнейший элемент духовной культуры.

^ 2.2. Укажите положение, которое верно отражает соотношение науки и культуры
а) Культура – раздел науки

б) Культура и наука связаны друг с другом

в) Наука – раздел культуры

г) Культура и наука – понятия равнозначные
^ 2.3. Естественнонаучные знания от гуманитарных отличаются по признаку
а) Эмпирической проверяемости;

б) Однозначности и строгости языка;

в) Математичности.
^ 2.4. Наука – это
а) Отрасль культуры

б) Определенная система организованности (академии, институты, лаборатории)

в) Способ познания мира, отрасль культуры и определенная система организованности

^ 2.5. Укажите положение, которое верно отражает соотношение между естественнонаучной и гуманитарной культурой:
а) Только естественнонаучная культура представляет истинную ценность в освоении окружающего мира;

б) Естественнонаучная и гуманитарная культуры дополняют друг друга, создавая целостную картину восприятия мира;

в) Естественнонаучная и гуманитарная культуры противостоят друг другу

г) Гуманитарная культура более значима для существования человека и общества.

^ 2.6. Признаки научных знаний:
а) проверяемость;

б) опровержимость;

в) универсальность;

г) субъективность;

д) согласованность.
2.7. Эксперимент как метод естествознания был развит в
а) Древнем Египте;

б) Древней Греции;

в) XVIII веке в Европе;

г) XIX веке в Европе;

д) XX веке в Европе.


Практические задания для самопроверки.
1. Свяжите понятие “культура” с другими родственными понятиями. Дайте определение культуре.

2. Выберите правильный ответ.

Настоящая наука возникла: а) в Древней Греции; б) в XVI — XVII вв. в) в XX в.

3. Назовите а) автора модели развития науки, в которой формируются парадигмы, сменяемые научными революциями; б) автора модели развития науки, в которой конкурируют научно-исследовательские программы.

4. Вставьте в предложение нужное по смыслу слово: “Наука выполняет роль …, благодаря высокому уровню развития естествознания, которое лежит в фундаменте научного знания”.

5. Выберите правильный ответ.

Смена парадигм в науке происходит в результате: а) научных революций; б) постепенного вытеснения старых знаний новыми; в) формулирования новых теорий и открытие новых законов.

6. Закончите предложение.

а) Современные синтагмы - это…б) Дискурс – это …

7. Выберите правильный ответ.

Наука — это … а) взаимосвязанные элементы культуры; б) особый способ познания мира; в) систематизированные знания о мире, основанные на эмпирической проверке или математическом доказательстве.


Семинарское занятие № 2.
Тема: Наука и ученые.
Вопросы для обсуждения:

  1. Модели развития науки.

  2. Методы науки (на примере естествознания), их классификация.

  3. Наука и научное творчество.

  4. Этика науки (нравственные основы научной деятельности) и личность ученого.

  5. Формы научных коммуникаций.


Рекомендуемая литература:

  1. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / под ред. В. И. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2011.

  2. Романов В. П.   Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Валерий Павлович Романов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2010.

  3. Рузавин Г. И.   Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Георгий Иванович Рузавин. - М.: Проспект, 2011.

  4. Рузавин Г. И.   Концепции современного естествознания: электронный учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / Г. И. Рузавин. - 2--е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

  5. Рыбалов Л. Б.   Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Леонид Борисович Рыбалов, Александр Петрович Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

  6. Рыбалов Л. Б.   Концепции современного естествознания: электронное учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / Л. Б. Рыбалов, А. П. Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

  7. Садохин А. П.  Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Александр Петрович Садохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 446 с

  8. Философия науки: учебник /под общ. Ред. С.А. Лебедева. – М., 2006.

  9. Кун Т. Структура научных революций /Пер. с англ. - М., 1975.

  10. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ. – М., 2003.

  11. Кошановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. – М., 2004.

  12. Канке В.А. Этика ответственности: теория морали будущего. – М., 2003.


Темы рефератов:

  1. Научные революции.

  2. Наука и научное творчество.

  3. Типология ученых.


Письменные домашние задания:
^ 1.Письменно в тетради осветить вопросы:


    1. Формы научных коммуникаций.

    2. Этика науки: нравственные основы научной деятельности современных ученых


^ 2.Выбрать правильный ответ.
2.1. К теоретическим методам познания не относится
а) Формализация.

б) Идеализация.

в) Абстрагирование.

г) Наблюдение.
^ 2.2. К эмпирическим методам познания не относится
а) Абстрагирование.

б) Эксперимент.

в) Наблюдение.

г) Измерение.
2.3. Метод познания, который сводится к расчленению целого предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения, называется

а) Синтез.

б) Формализация.

в) Анализ.

г) Дедукция.
2.4. Определение «… активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект» соответствует эмпирическому методу познания, название которого …
а) Измерение.

б) Эксперимент.

в) Наблюдение.

г) Описание.
2.5. Метод познания, который основан на сознательном отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления одновременным выделением интересующих исследователя свойств и связей называется
а) Абстрагирование.

б) Синтез.

в) Формализация.

г) Анализ.
^ 2.6. Объективность научного знания означает …
а) независимость знания от человека - субъекта вообще.

б) независимость от личности исследователя-субъекта.

в) абсолютность - незыблемость знаний.

г) независимость знания от метода его получения
^ 2.7. Теоретический метод получения знаний:
а) анализ.

б) синтез.

в) наблюдение.

г) измерение.

д) классификация.
2.8. Практический метод получения знаний:
а) эксперимент.

б) моделирование.

в) наблюдение.

г) измерение.

д) абстрагирование.








Семинарское занятие № 3.
Тема: Наука и её роль в жизни общества.
Вопросы для обсуждения:


  1. Наука и религия, наука и философия.

  2. Сциентизм как мировоззрение и его роль в становлении современной цивилизации. Антисциентизм.

  3. Противоречия современной науки и проблемы её в современной России.

  4. Специфика развития науки в нашем регионе.


Рекомендуемая литература:


  1. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / под ред. В. И. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2011.

  2. Романов В. П.   Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Валерий Павлович Романов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2010.

  3. Рузавин Г. И.   Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Георгий Иванович Рузавин. - М.: Проспект, 2011.

  4. Рузавин Г. И.   Концепции современного естествознания: электронный учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / Г. И. Рузавин. - 2--е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

  5. Рыбалов Л. Б.   Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Леонид Борисович Рыбалов, Александр Петрович Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

  6. Рыбалов Л. Б.   Концепции современного естествознания: электронное учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / Л. Б. Рыбалов, А. П. Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

  7. Садохин А. П.  Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Александр Петрович Садохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 446 с

  8. Философия науки: учебник /под общ. Ред. С.А. Лебедева. – М., 2006.

  9. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. М., 2006.

  10. Кошановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. – М., 2004.

  11. Канке В.А. Этика ответственности: теория морали будущего. – М., 2003.



Темы рефератов:

  1. Значение науки в жизни общества.

  2. Развитие науки в Волгограде.

  3. Развитие науки в современной России.


Письменные домашние задания:
^ 1.Письменно в тетради осветить вопросы:
1.1.Концепции сциентизма и антисциентизма.
2.Заполнить таблицу:

Сопоставление науки и религии


Специфические особенности

Науки

Религии

























Семинарское занятие № 4.
Тема: Возникновение и развитие естественных наук.
Вопросы для обсуждения:


  1. Предмет естествознания: цели, задачи, структура.

  2. История естествознания: характеристика стадий и периодов развития.

  3. Развитие естественнонаучных представлений на Руси XVI в. и в России XIXв.

  4. Естественнонаучные взгляды, открытия и методология Леонардо да Винчи.


Рекомендуемая литература:


  1. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / под ред. В. И. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2011.

  2. Романов В. П.   Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Валерий Павлович Романов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2010.

  3. Рузавин Г. И.   Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Георгий Иванович Рузавин. - М.: Проспект, 2011.

  4. Рузавин Г. И.   Концепции современного естествознания: электронный учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / Г. И. Рузавин. - 2--е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

  5. Рыбалов Л. Б.   Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Леонид Борисович Рыбалов, Александр Петрович Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

  6. Рыбалов Л. Б.   Концепции современного естествознания: электронное учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / Л. Б. Рыбалов, А. П. Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

  7. Садохин А. П.  Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Александр Петрович Садохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 446 с

  8. Философия науки: учебник /под общ. Ред. С.А. Лебедева. – М., 2006.

  9. Большая Советская Энциклопедия. – М., 1975. – Том 9, стр. 103.


Темы рефератов:


  1. Естественнонаучные взгляды, открытия и методология Леонардо да Винчи.

  2. Восточная преднаука: великие энциклопедисты.


Письменные домашние задания:
^ 1.Письменно в тетради осветить вопросы:
1.1.Развитие естественнонаучных знаний на Руси XVI в.

1.2.Развитие естественнонаучных знаний в России XIXв.
2.Выбрать правильный ответ:
2.1. Естествознание – совокупность наук
а) о природе

б) о животных

в) о человеке.
^ 2.2. Что является непосредственной (ближайшей) целью естествознания?
а) Развитие новых методов.

б) Познание истины (законов природы).

в) Создание технологий, приносящих доход.
^ 2.3. Что является необходимым условием развития естествознания?
а) Внедрение всех научных разработок в практику.

б) Направленное финансирование.

в) Свобода критики, выяснение истины путем дискуссии.
^ 2.4. В какое направление знаний входят физика, химия, биология?
а) Это самостоятельные дисциплины, не связанные с другими направлениями.

б) В естествознание.

в) Частично – в группу знаний о геологии, частично - в группу знаний о физике (биофизика), частично – в группу знаний о химии (биохимия, физическая химия).
^ 2.5. Особенностями естествознания античного периода были
а) Абстрактность и отвлеченность

б) Метафизичность

в) Механицизм

г) Теологизм

Практические задания для самопроверки.
1. Изобразите в виде таблицы связь технических достижений с естественными науками.

Технические достижения: создание атомной бомбы и атомных электростанций; выход в космос, исследование Луны; создание полимерных материалов и синтетических волокон; “зеленая революция”, клонирование; видеотехника; селекция новых видов растений и животных.

Науки: генетика; химия; ядерная физика; радиоэлектроника; космонавтика.
Связь технических достижений с естественными науками:


Естественные науки

Технические достижения

Ядерная физика

Создание атомной бомбы и атомных электростанций

???

???

???

???

???

???

???





2. Изобразите в виде схемы классификацию методов, которые используются в естествознании.

3. Укажите причины тесной связи науки с техникой: а) наличие единой методологии научных исследований и теоретических разработок; б) разработка принципов научной организации труда; в) становление науки как производительной силы общества.

4. Изобразите схематически структуру естествознания.


Естествознание

???? естественные науки

Физика

???

???

??? естественные науки

Физическая химия

???

???

???

???

Естественные науки ??? характера

Геология

???

???

???


5. Добавьте по смыслу:

Предмет естествознания … . Цель естествознания … . Задачи естествознания … .


Семинарское занятие № 5.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Наука в системе культуры iconТема: право в системе социальных норм
Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе

Тема: Наука в системе культуры iconО в белова Общая психодиагностика Автор-составитель О. В. Белова...
Тема психологическая диагностика как наука тема классификации психодиагностических методов тема стандартизованные методы психодиагностики...

Тема: Наука в системе культуры iconРеферат Тема: Искусство в системе культуры
Какие дисциплины изучают искусство? 3

Тема: Наука в системе культуры iconЛекция 1 08. 02. 2011 Тема 1 Введение в культурологию Культурология...
До последнего времени проблема места культурологии в системе гуманитарных знаний остается дискуссионной. Т. к кроме культурологии...

Тема: Наука в системе культуры iconНаука, наряду с философией, религией, техникой и другими областями...
Наука и религия части единой культуры человечества. Выберите неверное утверждение

Тема: Наука в системе культуры iconТема История в системе социально-гуманитарного знания
Место истории в системе наук, теория и методология истории, основные направления современной исторической науки

Тема: Наука в системе культуры iconУчреждение образования «белорусская государственная сельскохозяйственная...
В. А. Сивцова (тема 5), Л. Н. Ковалева (тема 7), И. Т. Эйсмонт (тема 2), Н. А. Беляцкая (тема 6), М. А. Михайлова (тема 13), равовой...

Тема: Наука в системе культуры iconСистематика как биологическая наука
Систематика – это наука о разнообразии организмов, определяющая их место в системе органического мира. Существует систематика животных,...

Тема: Наука в системе культуры iconОбъект, предмет, структура и функции социологии. Место и роль социологии...
Термин «социология» происходит от 2 слов: лат общество и греч наука, наука об обществе, наука о закономерностях развития об-ва

Тема: Наука в системе культуры iconЮ. М. Лотман Куклы в системе культуры
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов