Программа этнометодологии (2002). Глазами социолога: рутинные основания социальных действий (2006). «Социологию надо делать, а не писать»




Скачать 129.04 Kb.
НазваниеПрограмма этнометодологии (2002). Глазами социолога: рутинные основания социальных действий (2006). «Социологию надо делать, а не писать»
Дата публикации08.08.2013
Размер129.04 Kb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Культура > Программа
Наталья Викторовна Печерская.

Социологическая теория.

04.12.2012.

Со-творение социальной реальности.

Гарольд Гарфинкель.

Исследования по этнометодологии (1967/2007).

Программа этнометодологии (2002).

Глазами социолога: рутинные основания социальных действий (2006).

«Социологию надо делать, а не писать». «Социология – практика» – основа методологии.

Главная задача этнометодологии – анализ повседневных действий людей как методов, применяемых ими для того, чтобы сделать сами эти действия очевидно разумными, практически объяснимыми, т.е. описуемыми для участников взаимодействия.

Социальная реальность (Гарфинкель) – объективная реальность социальных фактов – локально и эндогенно осуществляемая, естественно организованное, рефлективно объяснимое, непрестанное практическое дело, везде, всегда, всецело являющееся созданием участников, у которых нет перерывов, возможности уклониться от этого или скрыться.

Социальный мир – результат интеракций, осуществляемых в конкретной ситуации.

  1. Этнос – народ.

Этнометодология (~1954г.) – демонстрация методов.

Основа – феноменологическая традиция (Гуссерль, Шюц).

Соц. Реальность:

  • Практика

  • Непрерывна

  • Принудительна

  • Понятна (accountable)

  • Соц. Структура = Соц. Проявлениям.

Участники ≠ cultural dopes <= компетентность.

Этнометодология – изучение методов, с помощью которых выстраивается социальная реальность.

Гарфинкелинг.

Провокация.

Переопределение: 1) Знаки; 2) Символы.

Нормализация.

  1. Фоновые ожидания (background expectations).

~Схемы интерпретаций; здравый смысл; тпиизации.

Фнкции ФО:

  • Категоризация и стандартизация мира.

  • Осмысленность и общее понимание (онтологическая безопасность).

Характеристики ФО:

  • Принимаются на веру;

  • Морально принудительные;

  • Латентные;

  • Имманентны действию;

  • Иллюзорно объективны;

  • Accountable (рефлексивны);

  • Индексичны.



  1. Практическая рациональность ≠ формы рациональности

Понимание  соц. Факт.

Формальные свойства практических действий

  • Et cetera;

  • Accountable;

  • Рефлексивность;

  • Индексичность;

  • Документальный метод.

Высказывания: индексичные и универсальные.

11.12.2012

Тема: Быть значит казаться: машинерия производства. Социальное «Я» Ирвинга Гофмана (1922-1982).

Представление себя другим в повседневной жизни – 1959..

Asylums (1961).

Stigma (1963).

Behavior in Public places (1963).

Interaction ritual (197).

Frame analysis (1974/2004).

Forms of talk (1981).

Социальный порядок (public order) ~ порядок взаимодействия (interaction order).

Face to face – соприсутствие.

Общество ~ общение.

Ассиметрия взаимодействия <= Самовыражение (произвольное | непроизвольное).

Взаимодействие – фокусированное | нефокусированное.

Цель – общее определение ситуации.

Рабочий консенсус.

^ Терминология драматургического подхода.

Действующие лица.

Исполнитель: (персонаж) – актёр – (Я)  команда.

Наблюдатель  аудитория.

Суть спектакля: исполнение.

Партия, рутина, роль.

Структура пространства драматургического действия.

Зоны – передний план (личный (внешний вид | манеры) | реквизит)

Ролевые ожидания.

  • Задний план

  • Внешняя зона

  • Перегородка

Анализ ситуации повседневного непосредственного взаимодействия – основа работ Гофмана.

18.12.2012

Тема: Драматургический подход Гофмана. Концепция тотальных институтов.

Индивидуальный опыт вторичен по отношению к предшествующему ему социальному порядку.

Терминология:

Актёр-зритель.

Зоны:

  1. Передняя.

  2. Задняя.

  3. Внешняя.

+ Перегородка.

Актёр  команда  солидарность.

Зрители  аудитория  тактичность.

Срыв представления.

Ситуативная уместность. Нельзя объясняться в любви на собрании факультета.

Чёткий уровень вовлечённости.

Гражданское невмешательство (безразличие).

Концепция тотальных институтов (Asylums 1961).

Стигма (Stigma 1963).

Стигма – реальная идентичность ≠ виртуальной.

Стигматизация – социальное конструирование девиации.

29.01.2013

Тема: И. Гофман. Анализ фреймов (1974/2004).

Мир ≠ театр.

Ситуация уже определена. Люди не определяют, а распознают её. Главная задача – правильно понять ситуацию.

Теорема Томаса  Теорема Гофмана.

Определение ситуации  распознание ситуации  структурная перспектива.

Frame – остов, рама, кадр.

Грегори Бейтсон – фрейм как мета-сигнал.

Фрейм – схема распознания ситуации. Континуум распознания = социальной реальности.  социальная жизнь изоморфна восприятию = ∑ фреймов.

Фрейм:

  1. Социальное принуждение организации;

  2. Интерпретация.

Характеристика фрейма:

  1. Присутствует в любом восприятии;

  2. Придаёт смысл событиям;

  3. Человек не осознаёт внутреннюю структуру фрейма;

  4. Устойчивость;

  5. Объективен;

  6. Изоморфен социальной реальности.

Framework – система фреймов.

Первичные (базовые) фреймы, природные <-> социальные

5 пониманий:

  1. Комплекс необычного;

  2. Трюки;

  3. Промах;

  4. Случайное происшествие;

  5. Неловкость, шутка.

Принцип матрёшки

Множественная концептуализация событий.

Угроза ложной интерпретации <-> социальное чутьё.

Переключение - набор конвенций, посредством которого определённая деятельность, уже осмысленная в терминах базовой системы фреймов, трансформируется в иной с точки зрения участников вид деятельности.

Пять переключений в современном обществе:

  1. Выдумка;

  2. Состязание;

  3. Церемониал;

  4. Техническая переналадка;

  5. Пересадка.

Ламинирование – одно переключение наслаивается на другое.

Крепление – маркеры, заставляющие нас интерпретировать данную ситуацию чётким, определённым опразом.

- Скобки

- Роли

- Ресурс

- Несвязанность

05.02.2013.

Тема: Мастера подозрения: Маркс, Ницше, Фрейд.

Техники интерпретации = техники терапии.

Консенсус  конфликт => эмансипация.

К. Маркс (1818-1883)

Универсальная модель общества.

Идея/истина.

Идеология.

Господство.

Экономическая структура.

Производственные отношения создают базис общества, производящий соответствующую надстройку.

История общества – история борьбы классов за управление.

Центральные иллюзии эпохи.

  1. Рациональность капитализма.

Товарный фетишизм.

  1. Свобода и равенство индивидов <-> отчуждение труда.

Методическая имманентная критика.

  1. Товарный фетишизм.

Классические полит. Экономисты – Петти, Рикардо, Смит.

Трудовая теория стоимости (Петти) <-> Теория прибавочной стоимости (Маркс).

Рабочая сила = товар.

Стоимость рабочей силы – стоимость общественно необходимого труда.

Т = Сырьё + Общественно необходимый труда + Прибавочный труд.

12.02.2013

Тема: Зигмунд Фрейд (1856-1939)

«Неудовлетворённость культурой».

«Будущее одной иллюзии».

Мышление ≠ существование.

Эдипов комплекс.

↓ Эрос ↓

Счастье -> удовольствие <- Танатос



Отсутствие боли, неудовольствия.

Страдания <- тело, природа, другие люди

Принцип удовольствия <-> Принцип реальности.

Безопасность <-> свобода.

Культура – защита от природы и людей.

Сублимация – труд <-> libido, любовь, дружба, творчество, религия.

Нарциссизм малых различий.

Совесть, вина – психически реактивные образования.

Прогресс культуры -> рост вины -> потеря счастья.

Психологическая структура личности.

Супер-Эго.

Эго – принцип реальности. ↓

Вытеснение, цензура. ↓

Ид – либидо, принцип удовольствия.

19.02.2013.

Тема: Фридрих Ницше (1844-1900)

Социология знания. Ницше задаёт основной вектор социологического подхода к исследованию познания.

Совершает переворот в социологии ценностей. Опровергает теорию ценностей как основы коллективного сознания, как основы сплочённости общества.

Грубо говоря, ставит под вопрос ценность ценностей.

Концепция власти.

Критическая социология.

Влияние Ницше на социальную теорию.

Социология знания, социология ценностей, концепция власти, критическая социология (метод генеалогии).

Социология знания – «Воля к власти».

Теория познания. Психологические теории.

Ницше не задаёт вопрос «что есть истина?», он спрашивает: зачем людям истина? Соответственно, вытекает вопрос о ценности истины.

При таком подходе это психологическая теория, теория аффектов. В её центре должен стоять человек.

Ницше считает, что в основе познания – страх, страх перед неизвестным; невозможность жить в атмосфере непредсказуемости, неопределённости.

Мир – не организм, мир – хаос, бесконечное ненаправленное движение. Человек пытается сделать мир привычным и полезным.

Опривычивание => полезность => причинность, предсказуемость => «защитный купол».

Единственный способ взаимодействия с миром – попытка понять его; но мир не упорядочивается от этого.

С точки зрения Ницше всё живое обладает волей к власти.

Наивысшее проявление воли к власти – процесс переделки мира, конструирование его «под себя».

Задача не познавать, а схематизировать мир. Избегать противоречий.

Люди продуцируют бесконечный поток лжи.

С точки зрения Ницше истины нет вообще, вообще никакой.

Сообщать становящемуся характер сущего – высшая форма власти.

Язык – это тюрьма. Мышление заковано в язык. Истина – только категория языка.

Цель познания – не знание, а власть.

«К генеалогии морали» (1887 г.)

Мораль ~ идеал <-> мораль = регресс. Общечеловеческие ценности – регресс, человечество деградирует последние тысячелетия.

Метод генеалогии:

  1. Отказ от a priori. Нет истины, нет безусловных ценностей и быть не может.

  2. Контринтуитивность. Анализировать то, что кажется очевидным.

  3. Не «что происходит», а «как происходит».

  4. Диахронный анализ.

  5. Источник социокультурных сдвигов – воля к власти.

  6. Генеалогия = практика.

Мораль – низкая, скрывает властные отношения.

Структура «Генеалогии морали»

  1. Добро и зло. Восстание рабов морали; психология христианства.

  2. Вина и нечистая совесть – душа – страх. Психология совести.

  3. Аскетический идеал. Мораль естественная – противоестественная мораль.

Аристократическое уравнение ценностей.

Хороший = знатный = могущественный = счастливый ~ Дионис.

Восстание рабов морали => новые ценности (возникают как результат мести, зависти, бессилия).

Ressentiment – мораль с оглядкой И/ИЛИ злоба, месть И/ИЛИ бессилие И/ИЛИ акция = реакция.

Вина предполагает некую ответственность, ответственность основана на памяти, забывчивость – одна из характеристик счастья. Память – смирительная рубашка, надевающаяся на счастье. Задача культуры – выдрессировать животное, способное обещать и иметь память.

Память основана на боли, запоминается то, что причиняет боль.

Культурой воспитываются 5-6 запретов. С помощью пыток.

Примеры срывов представления; понятие зон и подвижности зон; управление впечатлениями

05.03.2013

Тема: Критическая теория Франкфуртской школы.

М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, В. Бениямин, Э. Фромм, Ю. Хабермас, Л. Левенталь, О. Нерт.

Институт марксизма.

Первый период - Европейский (29-39 гг.). Франкфурт-на-Майне, Женева, Париж. Антипозитивизм → КТО (критическая теория общества)

Традиционная и критическая теория. М. Хоркхайнер (стал директором в 1937 году) — резкая критика марксизма, ревизия его основных положений.

Социальные отношения — прежде всего отношения господства.

^ Теоретические истоки: Маркс — товарный фетишизм → Д. Лукач; овеществление.

Тотальность общества: общество: объект тождественен субъекту.

Ницше: теория познания, принцип генеалогии.

КТО: Перманентная критика; нетождественная критика (генерализация), эмансипация.

КТО ≠ теория.

Необходимо проблематизировать непроблемное.

КТО — критическая теория общества.

Второй период — Американский (1939-1949). Колумбийский университет.

«Диалектика просвещения» (1947, Хоркхаймер и Адорно).

Вебер. Инструментальная рациональность → инструментальный разум.

Миметические (?) отношения → индивидуализация → отчуждение природы → овладение → в себе.

Разум:

1) Инструментальный (как?)* => иррациональность разума.

2) Объективный (что?)

^ Формы господства

1) Господства инструмента рациональности;

2) Господство в структуре личности;

3) Господство в сфере культуры (культуриндустрия).

Агрессия → природаshape_0shape_0

человек

другие

Социальный характер — совокупность характеристик, свойственных определённой группе людей (социальная идентичность).

Авторитарная личность:

1) Конформизм.

2) Консерватизм.

3) Стереотипность мышления.

17.04.2013

Тема: Роберт Элиас.

Овеществление элементов социальной структуры.

Нет отдельных индивидов и отдельных социальных конструктов. Есть непосредственное взаимодействие, и устойчивые его формы — фигурации.

По Элиасу изучение общества, живого процесса взаимодействия, связано не с попыткой отстранения и овеществления объектов исследования, а, напротив, - включение.

1) ?

2) Живое взаимодействие → социальная структура.

3) Чувство сопричастности — понимание того, что любые социальные изменения лежат в конкретных практиках, которые часто нарушаются.

Фигурация — модели сплетений индивидов, их действий и структур. Пример фигурации — люди, играющие в карты.

Что такое «реальность», что такое «на самом деле»?

24.04.2013

Тема: Микрофизика власти. М. Фуко (1926-1984).

Власть → знание → субъект.

I. Власть = сумма, совокупность сил. Власть = отношение

  • Не принадлежит никому;

  • Капиллярна, горизонтальна рассеяна практически повсюду; власть ≠ господство;

  • Имменентна своим проявлениям;

  • Всеобщая матрица значений. Власть продуктивная;

Власть → знание → субъект;

  • Вопрос о рациональности. Стратегия без стратега. У власти есть цель, но она не задаётся субъектом;

  • Вопрос о сопротивлении. Насилие — власть — свобода (≠ отсутствие ограничений). Насилие всегда инструментально, оно направлено на что-то и для чего-то. Свобода — производная власти, власть — возможность осуществления свободы.

Не люди производят власть, а власть производит людей.

Нет власти — нет социума. Необходимо бороться с господством, связанным с нормализацией, техникой, ранжированием.

II. Археология ← ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ → генеалогия.

Археология — исследование дискурсивных практик4 поиск правил, определяющих возможность всего того, что может быть помысленно или произнесено. Эпистемы — объект, субъект, границы.

Генеалогия — исследование недискурсивных практик, способов делания.

Проблематизация безумия. «Безумие и неразумение», 1962 г. «Рождение клиники», 19763 г.

Система знания (медицина, психиатрия) → сумасшествие ← Практики (изоляции, классификации, медикализации).

Дисциплинарная власть → новая форма знания.

  • Иерархическое наблюдение.

  • Нормирующее суждение.

  • Ранжирование (экзамен).

Проблематизация наказания → Надзирать и наказывать (1975).

Устрашение → коррекция → послушные тела.

Цель: переворот публичности, наказание — приватно, суд — публично.

Палач → надзиратель. Паноптикон — архетип общества.

История сексуальности.

Тело как машина ← биовласть → Демография.

Афродизия → диетика, экономика, эротика.

«Исповедующееся животное». «Забота о себе».

13.05.2013

Лекция.

Подчиняюсь, но не повинуюсь.

Мишель де Серто «Практика повседневности» (1983).

Джеймс Скотт «Благими намерениями государства».

М. де Серто.

Стратегии «сильных» - людей, обладающих ресурсами, способными осуществлять давление:

1) Пространственная фиксация (закреплены в конкретном месте, осуществляются из одного пространства);

2) Организационная дифференциация;

3) Чёткая идентичность;

4) Символическая дифференциация (сакральное);

5) Активность (активный характер, действия);

6) Планируемость.

Тактики «слабых» - малоресурсных игроков в отношении властного ресурса.

1) Реактивный характер (реакция на действия сильных);

2) Конформность (пораждается неравенством сил — приспособление, соглашательство);

3) Мобильность → отсутствие постоянного места (партизанская тактика);

4) Гибкая (сетевая) организация;

5) Мимикрия (манипулирование идентичностью);

6) Оппортунизм (лат. opportunus — выгодный, удобный);

7) Ассиметричные по отношению к стратегиям.

«Слабые» используют инструментарий «сильных». Творческое использование инструментария свойственно для тактик сопротивления.

Джеймс Скотт.

Оптика государства:

1) Идеология «высокого модернизма».

Ligibility — чёткость, разборчивость.

2) Локальное знание.

Metic.

Normalbaum — монолеса.

Ле Корбузье — Бразилиа.

Знание: metic и абстрактное (техное?).

Metic:

1) Котекстуален;

2) Не сводится к рациональным процедурам;

3) Заинтересованный характер;

4) → Успех;

5) Не требует упрощений среды

Гениальность ← метис → кодифицированное знание;

6) Истоки безличны;

7) Личный навык.

03.04.2013

Лекция.

Пьер Бурдье (1903-2002).

Конструктивистский ↔ структурализм.

Ставил перед собой задачу «соединить несоединимое».

С одной стороны существует структуралистская система, с другой стороны эти структуры подвергаются конструированию.

Пытался доказать, что существование объективных структур возможно только при наличии действующих агентов, которые их транслирует.

Два состояния социального мира:

  1. История объективированная в вещах (поле; экетриоризация внутреннего)

  2. История инкорпорированная в телах (интериоризированная в телах (интериоризация внешнего habitus).

Практика ↔ Маркс.

Агент (agent — действующий).

Габитус (habitus) (первичный и вторичный):

  • Неосознанность;

  • Устойчивость;

  • Переносимость;

  • Порождающий характер;

  • Практическое чувство ← социальная структура (ad hoc);

  • Настройка на поле.

Объективные условия существования → габитус → вкусы → практики → стиль жизни.

Гистерезис.

Класс — гомогенный габитус.

Спонтанная солидарность.

Поле — структурированное пространство объективных позиций.

Сумма полей = социальное пространство.

Позиция в поле:

  • Объём капитала;

  • Структура каитала — симетричная и ассиметричная.

Капитал — экономический, культурный, социальный, символический.

Подклассы:

  • Воспроизводство от экономического класса;

  • Воспроизводство от культурного капитала.

Фотография: искусство средней руки (1965).

Исследование посетителей музеев (1965).

Размышления: социальная критика суждения (1979).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа этнометодологии (2002). Глазами социолога: рутинные основания социальных действий (2006). «Социологию надо делать, а не писать» iconЭта же книга в других форматах
Пристают, просят писать, писать о себе. Отказываю. Писать о себе плохо — не хочется. Хорошо — неприлично. Значит, надо молчать. К...

Программа этнометодологии (2002). Глазами социолога: рутинные основания социальных действий (2006). «Социологию надо делать, а не писать» iconГ. Гарфинкель исследования по этнометодологии
Г21 Исследования по этнометодологии. — Спб.: Питер, 2007. — 335 е.: ил. — (Серия «Мастера социологии»)

Программа этнометодологии (2002). Глазами социолога: рутинные основания социальных действий (2006). «Социологию надо делать, а не писать» iconЛекция №1 Научный статус социологии
Берджесса (1969), социологию можно считать наукой, которая изучает коллективное поведение. Алекс Инкелес (Alex Inkeles, 1969), в...

Программа этнометодологии (2002). Глазами социолога: рутинные основания социальных действий (2006). «Социологию надо делать, а не писать» iconЗакон от 10 июля 2002 года №86-фз "о центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
З, от 29. 06. 2004 n 58-фз, от 29. 07. 2004 n 97-фз, от 18. 06. 2005 n 61-фз, от 18. 07. 2005 n 90-фз, от 03. 05. 2006 n 60-фз, от...

Программа этнометодологии (2002). Глазами социолога: рутинные основания социальных действий (2006). «Социологию надо делать, а не писать» iconЗемельный Кодекс Российской Федерации
Фз от 17. 04. 2006; №73-фз от 03. 06. 2006; №92-фз от 30. 06. 2006; №93-фз от 30. 06. 2006; №154-фз от 27. 07. 2006; №160-фз от 16....

Программа этнометодологии (2002). Глазами социолога: рутинные основания социальных действий (2006). «Социологию надо делать, а не писать» iconВалентина Полухина Иосиф Бродский глазами современников (1995-2006) Каким его видели
В 1997 году в издательстве журнала «Звезда» вышел первый сборник под названием «Бродский глазами современников»

Программа этнометодологии (2002). Глазами социолога: рутинные основания социальных действий (2006). «Социологию надо делать, а не писать» iconПоявляются те или иные новшества
Социология управления это отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях, складывающихся в обществе...

Программа этнометодологии (2002). Глазами социолога: рутинные основания социальных действий (2006). «Социологию надо делать, а не писать» iconСтатья доктора комаровского
Дети этими болезнями болеют, а исходы бывают, мягко говоря, разные. Поэтому для нормальных, здравомыслящих и благоразумных родителей...

Программа этнометодологии (2002). Глазами социолога: рутинные основания социальных действий (2006). «Социологию надо делать, а не писать» iconПриглашаем вас на магистерскую программу
Это программа подготовки специалистов уникальной для мировой практики профессии – социальных дизайнеров. Специалистов, основные компетенции...

Программа этнометодологии (2002). Глазами социолога: рутинные основания социальных действий (2006). «Социологию надо делать, а не писать» icon«Технология» отказа» Как надо действовать в инстанциях, если вы решили...
Как надо действовать в инстанциях, если вы решили не делать прививки своему ребенку

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов