Вопросы к итоговому междисциплинарному выпускному
государственного экзамена для магистров
по программе «Прикладная коммуникативистика»
Вопросы к экзамену
Общая характеристика методологических парадигм филологии XX-го века.
Прикладная коммуникативистика и ее задачи.
Теоретическая база прикладной коммуникативистики.
Концепция культура речи. Культура речи как коммуникативная дисциплина.
Концепции риторики. Риторика как коммуникативная дисциплина.
Стилистика как коммуникативная дисциплина.
PR как средоведческая коммуникология.
Функциональный и интенциональный аспекты коммуникации.
Информационная модель коммуникации.
Инференционная модель коммуникации.
Интеракционная модель коммуникации.
Теория коммуникативных неудач.
Концепция ближней, дальней и отложенной прагматики.
Представления о коммуникативных качествах речи: от классики к современности.
Языковая и речевая (коммуникативная) компетенция говорящего.
Коммуникативные стратегии и тактики речевого поведения.
Речевые жанры. Модель речевого жанра. Субжанр. Гипержанр. Жанроиды.
Персуазия в пределах делового стиля.
Персуазия в пределах научного стиля.
Первичные и вторичные коммуникативные жанры.
Тренинг как способ повышения коммуникативной культуры.
Роль топосов в создании монологических текстов и подготовке к диалогу.
Теория выдвижения и ее роль в подготовке устных и письменных монологических текстов.
Функционально-стилистический и риторический подход к стилю общения.
Жанровая система современной арт-критики.
Коммуникативные стратегии в арт-критике: классификация с точки зрения идеологии издания, жанра и авторской позиции.
Особенности формата деловых СМИ в медиасреде.
Принципы отбора тем в деловой прессе.
Литература:
Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск. 1985.
Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. М., 1999.
Ассуирова Л.В. Топосы как смысловые модели порождения речи. М., 2002.
Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. — М.: Новое знание, 2005.
Богданов В.В. Классификация речевых актов // Личностные аспекты языкового общения. Калинин. 1989.
Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. – М., 2008.
Гейхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.
Гольдман И.Л. Искусствоведение в современном гуманитарном знании и художественном образовании в России (1990-200-е гг.). – Автореф. … канд. искусствовед. – СПб., 2008. – 27 с.
Грачева С.М. Отечественная художественная критика ХХ в.: вопросы теории, истории, образования. – Автореф. … докт. искусствовед. – СПб., 2008. – 45 с.
Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М., 1990.
Ивин А.А. Оносвы теории аргументации. М., 1997.
Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2001.
Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж. 2000.
Кибрик А.Е. Динамика информационного диалога // Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. М., 1991.
Кибрик О.Е. А.Е. Лингвистические предпосылки моделирования языковой деятельности // Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах. М., 1987.
Клюев Н.Е. Речевая коммуникация. М., 1998.
Козлов А.С. Литературоведение Англии и США XX века. М., 2004.
Культура научной речи // Эффективная коммуникация: история, теория, практика. Словарь-справочник. М., 2005. С. 921-937.
Макаров М. Основы теории дискурса. М., 2003.
Москвин В.П. Аргументативная риторика: теоретический курс для филологов. Ростов-на-Дону, 2008.
Методологические проблемы современного искусствознания. — М., 1986.
Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2000.
Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993.
Современные зарубежные литературоведческие концепции. М., 1983.
Современная литературная теория. Антология / Сост., прил., пер. И.В.Кабановой. М.: Флинта; Наука, 2004.
Стросон П.Ф. Намерение и конвенция в речевых актах // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М., 1986.
Современное зарубежное литературоведение: концепции, школы, термины. М.: Интрада - ИНИОН, 1999.
Хазагеров Г.Г. Убеждающая речь. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2011.
Хазагеров Г.Г. Ось интенции и ось конвенции: к поискам новой функциональности влингвокультурологических исследованиях // Социологический журнал. 2006. № ½.
Хазагеров Г.Г. Риторика vs. стилистика: семиотический и институциональный аспект // Социологический журнал. 2008. № 3. С. 30-44.
Хазагеров Г.Г. Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-на-Дону, 2008..
Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М., 2009.
Чумиков А.Н. Ведение переговоров: стратегии, коммуникация, фасилитация, медитация. М., 1997.
Эффективная коммуникация: история, теория, практика. Словарь-справочник. М., 2005.
Якобсон Р.О. Речевая коммуникация // Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985.
Янко Т.Е. Коммуникативные стратегии русской речи. М., 2001.
Примеры рекомендуемых теоретических тем магистерских диссертаций
Современная политическая лексика: способы выражения экспрессивности (на материале языка телевидения).
Способы выражения отрицательной оценки в языке современной публицистики (на материале молодежной прессы).
Метафора в языке современных молодежных СМИ как средство познания себя и мира.
Метафоризация терминов в языке современных СМИ (склероз совести, коррозия души, инфляция слов, лексика балета и т.п.) как средство речевого воздействия
Способы выражения скрытой (имплицитной) оценки в телевизионных новостных программах.
Особенности употребления иноязычных заимствований в языке современных СМИ (на материале профессиональных глянцевых журналов).
Особенности словообразования в современном языке СМИ.
Словообразовательный потенциал языка СМИ и его роль в отражении приоритетных для современного общества явлений.
Языковые особенности дневников on-line.
Реализация сопоставления в звучащем и письменном публицистическом тексте.
Языковые особенности политической рекламы
Языковые особенности социальной рекламы.
Языковые особенности коммерческой рекламы.
Языковые особенности Интернет-рекламы.
Концепты «Красота» и «Здоровье» в современном рекламном дискурсе.
Концепт «Пища» в современном рекламном дискурсе.
Речевой портрет телевизионного ведущего.
Речевой портрет современной бизнес-вумен (по данным СМИ).
Языковые особенности имиджевых статей в современных СМИ.
Принципы создания рекламного имени (на региональном материале)
Примеры проектных тем ВКР магистра
Страница «Культура речи» в региональной газете
Конкурс юных журналистов на страницах региональной газеты
План мероприятий «Грамотный город» по повышению культуры речи в городе
План серии телепередач «Книжные новинки», направленных на развитие читательского вкуса
Проект музея истории издательского дела в Уфе
Проект Интернет-ресурса «Самиздатовские политические издания в ССССР эпохи перестройки (1985-1991)»
Проект интерактивного электронного учебника по литературному редактированию
Проект интерактивного электронного учебника по культуре речи
Разработка фрагмента реформы русской орфографии и пунктуации «Слитное, дефисное и раздельное написание»
Разработка фрагмента реформы русской орфографии и пунктуации «Написание иностранных слов»
Разработка фрагмента реформы русской орфографии и пунктуации «Новейшие знаки препинания».
Проект словаря «подонкского» («албанского») языка
Проект телеконкурса «Как стать тележурналистом?» (номинации «Диктор», «Репортер»)
Проект создания новой еженедельной газеты
Проект словаря-справочника для издателя и редактора
Развитие коммуникативной компетенции учащихся старших классов: программа учебной дисциплины «Речевая коммуникация»
Проект регионального литературного музея
Сценарий городского Пушкинского фестиваля
Проект областной литературной газеты.
Проект областной студенческой газеты.
Русский литературный Интернет: модели и функциональная предназначенность сайтов.
Принципы создания сайтов преподавателей-филологов
|