Скачать 3.79 Mb.
|
Политология. Коммуникативный практикум: Учебное пособие для вузов / А.И. Богатырев. Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2013. —с. Учебное пособие включает учебно-методические материалы для практических занятий, обучающие (дидактические) игры, вопросы для контроля, темы рефератов, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Пособие рассчитано на студентов и преподавателей Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского и других высших учебных заведений. Оглавление Введение.содержание коммуникативного практикума по курсу «Политология». Тема 1 Политология как наука и учебная дисциплина Тема 2. Идейные истоки политологии Тема 3. Русская политическая мысль XIX — начала XX века Тема 4. Политическая власть Тема 5. Социальные основы политики Тема 6. Социальные субъекты политической власти Тема 7. Политическая система общества Тема 8. Политические режимы Тема 9. Избирательные системы Тема 10. Государство как институт политической системы Тема 11. Политические партии, партийные системы, общественно-политические движения Тема 12. Политическая культура и социализация Тема 13. Политическое поведение и участие Тема 14. Современные политические идеологии Тема 15. Политическое развитие и модернизация Тема 16. Политические конфликты и кризисы Тема 17. Геополитика Тема 18. Политическая глобалистика Заключение. Методические. рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Список рекомендуемой литературы. Введение.ФГОС ВПО ставит перед вузом задачу подготовки выпускников, обладающих гражданственностью, толерантностью, целеустремленностью, организованностью, трудолюбием, ответственностью, коммуникабельностью, высокой общей культурой.Преподавание политологии имеет целью формирование современной политической культуры выпускника, его гражданственности, его основных социально-личностных компетенций, поскольку без знания политической теории, без понимания политических реалий выпускник вуза не может адекватно ориентироваться даже в узкопрофессиональной области деятельности. Изучение политологии студентами необходимо и для более полного и рационального усвоения ими других наук, которые никогда не развиваются независимо от реальной политики: истории, философии, социологии, правоведения и др. Общая цель преподавания политологии: в результате изучения курса политологии выпускник, в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО, должен иметь логически стройную систему современных знаний о политике, формах правления и системах власти, осмысленное отношение к своей стране, государству, гражданскому обществу, правам и обязанностям гражданина, что поможет ему в решении профессиональных задач и социальных проблем. Цель преподавания дисциплины – дать студентам базовые знания в области современной политической науки, ее методологии и методики изучения; сформировать у студентов научные основы политического сознания и демократической политической культуры, способствовать развитию научного стиля мышления, навыков политологического анализа и прогнозирования политических процессов; применять понятийно-категориальный аппарат и основные законы политологии в профессиональной деятельности Цель изучения дисциплины, соответствует целям и задачам ООП, в том числе имеющие междисциплинарный характер и связанные с формированием таких социально-личностных компетенций как: – способность и готовность к межличностной коммуникации; – способность и готовность работать в коллективе; – способность и готовность проявлять гражданскую позицию; – обладание навыками самостоятельной работы, умение планировать свое время и организовывать деятельность; – способность воспринимать этнические особенности, различия традиций и культур, осваивать мировое и национальное культурное наследие. Задачи изучения курса политологии непосредственно связаны с формированием компетенций на основе соответствующих знаний, умений и навыков. Выпускники в результате освоения ООП бакалавриата в соответствии с целями и задачами, поставленными в ФГОС ВПО, должны обладать следующими компетенциями, формирующимися и развивающимися в результате изучения политологии. 1.Инструментальные (ИК):
^
Задачи изучения дисциплины заключаются в развитии у студентов следующих знаний, умений и навыков: - логически мыслить, освоение умения вести научные дискуссии, диалоги, споры на политические темы; – развитие творческого мышления, самостоятельности суждений, способности находить нестандартные подходы к решению научных и производственных задач, адекватно действовать в ситуациях неопределенности; - приобщение к ценностям и позитивной практике мирового политического опыта, решение проблемы ее актуализации применительно к возможным вариантам использования для понимания развития политического процесса в Российской Федерации. Успешное усвоение материалов курса должно способствовать: - становлению активной жизненной и гражданской позиции будущих выпускников вузов страны; - формированию гражданской идентичности, воспитанию нравственности, морали, толерантности; - пониманию места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами; - повышению уровня их мировоззренческой и общегуманитарной подготовки; - умению самостоятельно анализировать политические явления и процессы, прогнозировать направления и перспективы их развития; - подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
Общекультурные компетенции (ОК)
Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами политологической компетенции. При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «Политология». Таким образом, переход высшего профессионального образования в вузах России к реализации Федерального государственного стандарта высшего образования (ФГОС) характеризуется компетентностным подходом к подготовке специалистов. Образовательные компетенции специалиста включают в себя профессиональную и коммуникативную составляющие. Решение этих задач требует внедрения новых образовательных технологий деятельностно-коммуникативного типа. Коммуникативный практикум состоит из трех блоков: 1.информационно-предметный блок: основные проблемы, основные понятия, основные подходы, 2.деятельностно-коммуникативный блок: брифинги, игры, дискуссии, коллоквиумы. 3.контрольно-оценочный блок: контрольные тесты, контрольные вопросы, темы рефератов, итоговый контрольный тест. Содержание и технология коммуникативного практикума представлены в виде 2 словарей, раскрывающих единство 2 аспектов коммуникации: деятельностного и содержательного. ^ Коммуникация - тип взаимодействий между людьми, предполагающий информационный обмен. Коммуникация политическая - совокупность процессов и институтов, осуществляющих информационную связь между политической системой и окружающей средой, а также между элементами политической системы. Коммуникативную функцию осуществляют партии, группы интересов, средства массовой информации. Неразвитость политической коммуникации является одной из причин низкой степени адаптации политической системы, ведет к утрате поддержки и нестабильности (см. Политическая стабильность). Различают два вида К.п.: "горизонтальный" и "вертикальный". Если в первом случае речь о коммуникациях между относительно рядом расположенными институциональными компонентами или социальными факторами (между разными элитными группировками или взаимодействующими в массовых акциях рядовыми гражданами), то второй вариант предполагает отношения между различными иерархическими уровнями макрополитической структуры, как, напр., это происходит в случае требований различных групп электората к правительству путем декларации политических партий по поводу корректировки курса социальной политики. Социальная технология - совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем.^ — это совокупность знаний, сведений о последовательности операций, которые выполняются для установления психологически-информационного контакта между индивидами. ^ - блок, в котором представлена информация о предмете (проблемы, понятия, подходы). Проблема - теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения. ^ - одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, которые состоят из понятий. Подход - совокупность приемов, способов - в воздействии на нечто, в ведении дел, в изучении чего-либо и пр. ^ -блок, в котором представлены виды деятельности и виды коммуникации (брифинги, игры, дискуссии, коллоквиумы). Брифинг - краткое совещание представителей средств массовой информации, на котором излагается позиция правительства, дается информация о ходе международных переговоров, взглядах сторон и т.д. Игра - это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения. Дискуссия – это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения. Коллоквиум- это 1. Беседа преподавателя со студентами с целью выяснения их знаний. 2. Научное собрание с обсуждением докладов на определенную тему. ^ -блок, в котором представлены виды контроля и виды оценки компетенций студентов (тесты, вопросы, темы рефератов, итоговый контрольный тест). Контроль — это управленческая деятельность, в задачи которой входит количественная и качественная оценка, учет результатов обучения. Оценка — это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений в цифрах, буквах или иным образом. ^ - пробное задание, исследование, испытание. Вопрос - это форма мысли, в которой выражено требование уточнить или получить новую информацию на основе уже имеющейся. Реферат -краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы Содержание практикума, представленное в 18 темах курса, сгруппировано в коммуникативном словаре-справочнике. Словарь составлен на основе авторского понимания коммуникации с точки зрения разных аспектов: социологического, психологического, технологического, информационного, организационного, методологического. ^
|
![]() | Н. П. Вербовая, О. М. Головина, В. В. Урнова. «Искусство речи» (Учебное пособие для театральных вузов) М., «Искусство», 1977 Г | ![]() | Учебное пособие предназначено для студентов очного и заочного обучения, начинающих изучать электропривод, и специалистов смежных... |
![]() | Шендрик А. И. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-дана, Единство, 2002. 519с | ![]() | Военная гигиена: учебное пособие для аудиторной работы студентов медицинских вузов / сост.: Л. Г. Климацкая, Н. С. Шибанова, О. Ю.... |
![]() | Педагогика. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М: Педагогическое... | ![]() | Практическая работа Исследование организационных структур управления коммерческими предприятиями в России и за рубежом |
![]() | Рекомендовано умо вузов РФ в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов | ![]() | Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, педагогических отделений вузов и магистрантов |
![]() | Учебное пособие предназначено для студентов второго курса и содержит краткое изложение основного материала подраздела «Термодинамика»... | ![]() | К 78 История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. —М.: Академический Проект, 2000. — 352 с. — (Gaudeamus) |