Красная сила. Борьба американских индейцев за свободу




Скачать 422.65 Kb.
НазваниеКрасная сила. Борьба американских индейцев за свободу
страница1/3
Дата публикации03.09.2013
Размер422.65 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3
Josephy Alvin M.

Red Power. The American Indian fights for freedom. NY, American Heritage Press. 1974. 259 pp.
ДЖОЗЕФИ АЛВИН.

КРАСНАЯ СИЛА. БОРЬБА АМЕРИКАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ ЗА СВОБОДУ

Стр. 131-163.
Перевод  О.Сейфи.
Красная Сила
С. 131.
Новые индейцы
            20 ноября 1969 года восемьдесят индейцев из организации «Индейцы всех племен» захватили остров Алькатраз – 12 акров земли в заливе Сан-Франциско, где раньше находилась федеральная тюрьма. Надеясь привлечь внимание к драматическому положению американских индейцев, члены «Всех племен» объявили, что остров, по условиям старого договора с сиу, является брошенной федеральной землей (Алькатраз был закрыт в 1963 году), и поэтому должен вернуться к индейцам. «То, что мы возвращаем себе Алькатраз-тюрьму – символично, - сказал Джон Труделл[1], один из руководителей этой акции. – Мы, индейцы, всегда были узниками на своей собственной земле».[2] Намереваясь открыть на острове Центр культуры индейцев, Совет «Всех племен» предложил умиротворить разгневанные федеральные власти, выкупив у них остров за «стеклянные бусы и красное сукно стоимость в 24 доллара». Через полтора года федеральным властям удалось изгнать индейцев с Алькатраза, но им не удалось подавить растущее сопротивление среди восьмисоттысячного индейского населения.

Эра индейского мятежа началась в середине 60-х годов, когда обострилось недовольство индейцев тяжелыми социальными и экономическими условиями жизни, и федеральной бюрократией, которая, по словам одного воина, «правит индейским народом, как колониальная власть». В штате Вашингтон индейцы организовали «фиш-инз», протестуя против ограничений,

С. 132.

введенных властями штата на рыбную ловлю, и нарушающих их договорные права. Вдоль Тихоокеанского побережья индейцы квинаульт[3] закрыли 29-мильный участок берега от вторжения туристов, чтобы те не захламляли больше их землю. В штате Мэн индейцы племени пассамакуоди организовали заставы поперек федеральной дороги №1, требуя у проезжающих по доллару с машины за проезд по их земле, и наклеивали на бампере машин плакаты, гласящие: «Власть краснокожим! Власть индейцам! Кастер все еще жив! Прекратите войну против индейцев!» и «Показ Сабель – Смотрите: Белые!»

В 70-е годы индейцы организуют более драматические акции протеста. В ноябре 1972 года караван из 500 индейцев, - мужчин, женщин и детей, - нагрянул в Вашингтон. Его целью было – защитить 400 договорных соглашений, которые федеральное правительство не выполняет ни целиком, ни частично. Возглавляемые воинственным Движением американских индейцев (ДАИ), демонстранты заняли здание Бюро по делам индейцев, вызывающе переименовав его в «Посольство Коренных Американцев». Разгромив здание (ущерб составил 2,28 миллионов долларов), после недели осады демонстранты покинули его, заручившись обещанием, что администрация рассмотрит их жалобы.

Через  четыре месяца ДАИ предприняло новую атаку, снова обратив внимание американской и международной общественности на борьбу индейцев. В марте 1973 года члены ДАИ пришли в резервацию оглала-сиу Пайн-Ридж (Южная Дакота) и заняли крошечную деревушку Вундед-Ни – место печально известной резни, Учиненной кавалерией США над двумястами индейцами в 1890 году. Все это вылилось в многодневную военную осаду, но требования индейцев были услышаны. Они требовали: 1) расследования Конгрессом деятельности Бюро по делам индейцев; 2) признания Договора, заключенного в форте Ларами в 1868 году; 3) расследования Комиссией по иностранным делам обстоятельств нарушения Соединенными Штатами более 400 договоров; 4) признания сиу и других племен суверенными нациями. «Мы исчерпали все возможности мирно договориться, - сказал Вернон Беллекурт, Национальный директор ДАИ, - в этом и есть причина Вундед-Ни».[4]

С. 133.

Беднейшие из бедных, индейцы страдают от высочайшей безработицы; растёт уровень рождаемости, детской смертности, процент самоубийств и алкоголизма. У индейцев, кроме того, самый низкий уровень образования, самый низкий годовой доход, и самая короткая продолжительность жизни среди национальных меньшинств Америки. Многим из этого индейцы обязаны Бюро по делам Индейцев (чаще называемого Колониальным Офисом), которое является патерналистским, всеохватывающим органом, - это иногда коррумпированная, чаще просто некомпетентная бюрократия белых. Похожее на канцелярского осьминога, БДИ контролирует практически каждый шаг индейца.

Бюро обучает его, кормит его, содержит под опекой его землю, и ответственно не перед ним, а перед Конгрессом, который и сам иногда действует не в интересах индейцев. Однако индеец пока не может отказаться от БДИ – ведь это все, что у  него есть.

Лидеры Красной Силы видят альтернативой федеральному управлению индейскими делами политику самоопределения, то есть право самих индейцев распоряжаться собственными делами. Правительство всегда видело в индейцах лишь «подопечных», и никогда, - как оговаривается в договорах, - не видело в них суверенные нации. Сегодня индейцы говорят словами Вернона Беллекурта: «Мы должны быть суверенным народом».[5] Хотя не все индейцы согласны с позицией Беллекурта, они, по крайней мере, согласны с Робертом Бернеттом, лидером Совета по гражданским правам американских индейцев, который сказал: «Дайте нам право самим решать свою собственную судьбу».[6]

Это новое стремление к самоопределению включает различные области. В области образования племена стали учреждать собственные школы, приглашая учителей-индейцев и включая в программу обучения изучение индейской истории и индейского культурного наследия. В области бизнеса индейцы стремятся создавать собственные предприятия, развивая экономику резерваций, и с этой целью привлекая так же частное производство. В области юстиции племена решили продолжать бой за земельные и водные, за гражданские права, законно принадлежащие им.

С. 134.

В других областях индейцы требуют признания игнорируемых ныне договоров; настаивают на распространении федеральных льгот на городских индейцев; требуют защиты от властей штата и местных властей; добиваются права жить так, как они считают нужным.

Оккупация Алькатраза и Вундед-Ни привлекла внимание общественности к положению индейцев. В последние годы суды следовали тенденции решать дела в пользу индейцев. В итоге поддержаны права индейцев на рыбную ловлю  в штатах Вашингтон и Мичиган; племя пуэбло таос из Нью-Мексико недавно вернуло себе 48 000 акров земли, которая ранее была незаконно включена в Национальный Парк Кита Карсона; около 500 миллионов выплачивается различным племенам за взятые у них земли; и, что является, возможно, самой важной переменой, правительственные чиновники отошли от жесткого курса на ассимиляцию.

За прошедшие сто лет федеральное правительство и различные церковные органы принуждали индейцев отказаться от традиционного образа жизни и принять уклад жизни белого человека. Индейцы, однако, не пошли на это. По словам Вайна Делории-младшего, – возможно, самого почитаемого индейского оратора, - «Большинство индейцев справедливо считает, что этот континент был гораздо лучше, когда им владели мы». Поэтому индейцы сопротивляются попыткам белых ассимилировать их. «Мы не можем отбросить прочь сотни лет культурных традиций», - сказал один из лидеров сиу.

После сотни лет пренебрежения правительство, кажется, проявляет желание, по крайней мере, выслушать индейцев. Как говорил бывший президент США Никсон в 1970  году: «Мы должны признать, что американское общество может позволить многим различным культурам процветать в согласии; и мы должны обеспечить такую возможность всем индейцам,  которые хотят вести свой традиционный образ жизни».[7] Будет ли правительство и дальше прислушиваться к индейцам – неизвестно, но одно можно сказать точно: лидеры Красной Силы не прекратят борьбу за мечту американского индейца – быть индейцем и не сливаться с господствующим белым обществом.

С.135
Что такое Красная Сила?
Красная Сила – это концепция самоопределения, основанная на том, что индейцы откажутся от своей роли «подопечных» и утвердят свое право сами решать свою судьбу и жить так, как им хочется. В 1966 году Вайн Делория-младший, выступая на съезде Национального конгресса Американских индейцев, говорил: «Красная Сила» означает, что мы хотим получить власть над своими собственными судьбами. Мы не хотим власти над кем бы то ни было… Мы просто хотим иметь политическую и экономическую власть, чтобы вести свои собственные жизни по своему собственному пути».[8] Эрни Стивенс, председатель Калифорнийского межплеменного Совета, выразил это более просто: «Красная Сила – это значит, что мы, индейцы, хотим сами делать все для самих себя».[9]

Красная Сила зародилась в 60-х годах как движение молодых индейцев, студентов колледжей – «красных мусульман».  Самоопределение, как концепция, была идеей не новой, но на практике нуждалась в катализаторе. Проблемы индейцев кардинально отличались от проблем чернокожих американцев. Оба народа страдали от нищеты и дискриминации, то там где черные были жертвами пренебрежения, индейцы были жертвами патернализма; где черные были жертвами культурного лишения, индейцы были жертвами интенсивного давления с целью ассимиляции; и, кроме того, чернокожие не имели ни земель, ни договорных гарантий, а у индейцев было и то, и другое, хотя все эти гарантии постоянно нарушались. Катализатором для Красной Силы стало движение так называемых «черных экстремистов», оказавшихся терминами Черного Национализма о концепции черного самоопределения, основанной на философии Черной Силы. «Черная Сила как идея стала находкой и для других меньшинств, - заметил Вайн Делория-младший в книге «Кастер платил за ваши грехи: Индейский Манифест», - Она внесла ясность в наши интеллектуальные концепции, и идея самоопределения вдруг получила обоснование».[10]

С. 136.

            Для индейцев понятие «самоопределения» включает самоуправление, контроль над своими землями и ресурсами, и право самим определять индейские программы и политику, - при важном условии: сохранение договорных обязательств федерального правительства. Договоры между племенами и США заключались как договоры между суверенными нациями. Они оговаривают существующие границы, и обеспечивают надежные гарантии  и компенсации за взятые земли. Например, юристы Красной Силы, в том числе Алвин М. Джозефи-младший, объясняют, что «неприкосновенность земель и точное соблюдение и защита взятых обязательств и прав гарантированы индейцам договорами с федеральным правительством».[11]

По существу, Красная Сила говорит индейцам – взгляните на себя, обретите гордость за свое культурное наследие, приспособьте современное общество к современным индейцам, и боритесь за себя. 16 декабря 1969 года индейцы, занявшие Алькатраз, направили послание всем индейцам Северной Америки. В нем они говорили: «Мы чувствуем: единственная причина, по которой индейский народ сумел выдержать всё и выжить в годы преследований и лишений – это то, что мы на своем пути всегда держались вместе как народ».[12] Призывая к единству, гордости и самоопределению, которые являются основой концепции Красной Силы, индейцы Алькатраза выразили важность индейских ценностей и индейского образа жизни, как жизнеспособной альтернативы всё возрастающей сложности американской жизни ХХ века. Они призвали всех индейцев присоединиться к ним, объяснив, что: «мы ясно понимаем – мы ничего нигде не добьемся, если будем действовать, как отдельные племена. Если же мы сможем по-братски собраться вместе, объединиться и прийти к общему соглашению,  мы сможем более эффективно действовать ради своих интересов, вместо того, чтобы ждать, что кто-то придет и сделает все за нас по своему усмотрению».
Образование
Почти с самого начала  контакта белых и индейцев белый человек узурпировал традиционные индейские процессы обучения.

С. 137.

Вместо традиционных знаний, которые давались детям старейшинами селения, родителями и другими родичами, белый человек учредил школы. Конечной целью школ было преобразить индейскую молодежь, привив ей культуру и социальные ценности белого общества  и ассимилировав ее в господствующую систему. Результаты были удручающе неудачными. Из всех меньшинств сегодняшних Соединенных Штатов индейцы остаются наименее образованными. Увы, эта трагедия истекает из того, что, пытаясь овладеть знанием белого человека, индейский подросток жертвует своим племенным знанием и культурным наследием. Новое поколение индейцев понимает, что администрируемое и навязываемое им белыми образование не отвечает нуждам индейцев. Самоопределение стало ключом к повышению качества обучения индейцев.

В 1973 году около 200 000 индейцев в возрасте от 5 до 18 лет были зачислены в школы. Около 2/3 посещали публичные школы, четверть – школы, находящиеся в ведомстве федерального правительства, и около 5% посещало школы при миссиях.[13] Первоначально, различные церкви основывали школы при миссиях, чтобы обучать американских индейцев и приобщать их к христианству. В 1568 году иезуиты основали школу для детей переселенных флоридских индейцев.

Постепенно, по мере роста Соединенных Штатов, государство взяло на себя ответственность за образование индейцев. В договорах, - один из первых был заключен с народом ирокезов в 1794 году, - правительство обещало учить индейских детей чтению и письму.

Вначале оно выполняло это обещание, основывая миссии,  и только в 1860 году была учреждена первая не относящаяся к миссии федеральная индейская школа. С этого момента, под руководством Конгресса, правительство прекратило создание миссий и начало создавать собственные школы посредством Бюро по делам индейцев. В 1971 году существовало более 200 федеральных индейских школ плюс 19 общежитий/интернатов для индейцев в публичных школах. В 1972 году в школах и интернатах БДИ было примерно 57 000 учащихся.

C. 138.

В публичных школах, которых было вдвое больше, зарегистрировано 130 000 учащихся.[14] Тем не менее, вопреки договорным обязательствам и вопреки существованию этих федеральных, публичных и миссионерских школ, правительство не смогло удовлетворить нужды индейского населения.

В 1969 году Особый Подкомитет Сената по индейскому образованию, возглавляемый сенатором Эдвардом Кеннеди, заключил, что национальная политика в области образования индейских детей «потерпела крах во всех отношениях».[15] Другие отчеты и публикации показали ту же неприглядную картину. По результатам тестов индейские дети последовательно занимают более низкие уровни, чем белые дети того же возраста. Средняя продолжительность образования для индейцев в федеральном ведомстве немногим более пяти лет, что гораздо меньше, чем у черных американцев и американцев мексиканского происхождения.

В 60-е годы индейцы поняли, что преодолеть все эти недостатки в образовании можно только одним путем – взять на себя ответственность за обучение своих детей. Правительство потерпело неудачу главным образом из-за того, что никто не видел в индейских детях индейцев. «Мы были неизвестно кто, - сказал юный активист чиппева из северного Мичигана. – Мы – не индейцы. Мы – не белые». Предубежденность в учебниках, расизм в управлении школами и умышленная политика скрыть индейское культурное наследие и историю с целью ассимилировать индейских детей в общество белых серьезно разрушили самосознание учащихся-индейцев. «Повсюду, - утверждал другой активист на Пау-Вау племени сиу 1970 года в Колорадо Спрингс, штат Колорадо, - я вижу, что меня изображают невежественным, грязным дикарем. В учебниках, в книгах, по телевизору, в кино, везде, - до тех пор, пока я не начинаю верить, что я – дикарь, способный только жечь фургоны и резать белых переселенцев».

В июле 1966 года индейцы резервации навахо учредили школу Раф-Рок[16] - первую индейскую школу в стране. Раф-Рок пригласила учителей навахо, представлявших двуязычное обучение, и использовала курсовой материал, отражавший богатство культуры навахо. Она придавала значение участию родителей и общины в делах школы. Обучение в школе пошло так успешно, что тремя годами позднее навахо открыли Колледж общины навахо. Взяв на себя контроль над образованием своей молодежи, навахо выиграли по двум направлениям: во-первых, они добились высокого уровня обучения,[17] и, во-вторых, школа усилила национальное самосознание учащихся.

Со времени эксперимента в Раф-Рок другие племена встали на путь самоопределения в образовании. Они признали образование орудием помощи на пути к индейскому самоуправлению и контролю над собственными делами. Как сказала Дженет Мак-Клауд, из племени тулалик, страстный лидер вашингтонских «фиш-инз», индейцам необходима «свобода самим обучать своих детей и сделать их индейцами, а не тенями белых».[18]
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Красная сила. Борьба американских индейцев за свободу iconСвобода! Справедливость! Солидарность!
Наши власти пытаются поставить под свой контроль – а по сути, ликвидировать – свободу слова, объединений, собраний, митингов и демонстраций,...

Красная сила. Борьба американских индейцев за свободу iconНаделенные Силой: Шаманы и колдуны американских индейцев (главы)
На основе исследований шаманских практик индейских племен рассказывается о трансовых состояниях сознания человека, методах работы...

Красная сила. Борьба американских индейцев за свободу iconБринтон Нагуализм Исследование фольклора и истории американских индейцев...
Буквосочетание aglia (ahua) в английской транскрипции передается приблизительно через звукосочетание awa. В дальнейшем мы сохраняем...

Красная сила. Борьба американских индейцев за свободу iconАндрей Шляхов Реальный чувак
Потому что этот парень готов всеми силами и средствами защищать самое дорогое, что у него есть, — свою свободу! Свободу быть собой,...

Красная сила. Борьба американских индейцев за свободу iconКрасная река
Ц69 Красная река : исторический роман/Харис Циркинидис; пер с греч. Э. Яннаки. — Спб. Алетейя, 2007. — 192 с. — (Греческая библиотека)....

Красная сила. Борьба американских индейцев за свободу iconЭто произведение благодарность нашим отцам-первопред- кам, тем, кто...
Кн. И. «Горы Дзэн» / Мир Зафар. — М. Амрита-Русь, 2008. — 336 с. — (Серия «Духовный путь Бодхидхармы»)

Красная сила. Борьба американских индейцев за свободу iconСталин против троцкого и бухарина
И. В. Сталина, с другой – вокруг Л. Д. Троцкого. Борьба Сталина против Троцкого была вызвана вовсе не личной неприязнью и не «жаждой...

Красная сила. Борьба американских индейцев за свободу iconНэвилл Восемь «Восемь»
В стенах старинного монастыря на юге Франции сокрыто древнее знание. Сила, таящаяся в нем, выходит за пределы законов природы и понимания...

Красная сила. Борьба американских индейцев за свободу iconКалендарь соревнований на 2013 год Апрель
Вольная, греко-римская, женская борьба, борьба на поясах. XXVII всемирная летняя Универсиада. Казань, Россия

Красная сила. Борьба американских индейцев за свободу iconАлександр Александрович Богданов Красная звезда Александр Богданов Красная звезда часть первая
Это было тогда, когда только начиналась та великая ломка в нашей стране, которая идет еще до сих пор и, я думаю, близится теперь...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов