Тема I. Введение в предмет «История физической культуры»




НазваниеТема I. Введение в предмет «История физической культуры»
страница1/5
Дата публикации14.07.2013
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5
История физической культуры и спорта


Тема I. Введение в предмет «История физической культуры».

Дисциплина, которую нам предстоит изучить — «История физической культуры и спорта». Она включает в себя три основные дефиниции: историю, физическую культуру и спорт.
Термин история имеет древнегреческое происхождение и означает рассказ или повествование о прошлой жизни человеческого общества. Древние говорили: «Historia est magistra vita» — «История — наставник жизни».
Термин «культура» латинского происхождения, первоначально означал разделывание и обработку почвы. Культура — это основная первопричина, определяющая потребности и поведение людей. Основной движущейся силой развития культуры являются возрастающие людские потребности.
Так, в условиях первобытнообщинного строя первостепенной потребностью людей являлось удаление голода и жажды, в связи с этим физические упражнения представляли собой имитацию охоты.
При рабовладельческом строе у человека возникла необходимость сохранения своей безопасности, в связи с этим появилась физическая культура военной направленности.
Во времена феодального строя, по мере появления у людей духовных потребностей, физическая культура начинает включать в себя рыцарские турниры.
Капиталистический и социалистический строй ознаменовались тем, что человеческим потребностям стало присуще самоутверждение и общественное признание. Физическая культура этого исторического периода, способствовала удовлетворению социальных потребностей людей и их самоутверждению. Победителей в те времена восхваляли, награждали, и они становились объектом всеобщего признания. Роль физической культуры состояла также в удовлетворении потребностей общества в культурно-зрелищных мероприятиях.
В настоящее время спорт способствует саморазвитию и самореализации личности спортсменов и специалистов физической культуры. Кроме того, физическая культура выполняет одну из самых важных социальных функций человечества – укрепление здоровья нации и будущего поколения страны.
Термин физическая культура (иногда её называют телесная культура) был впервые употреблен в Англии и США в 90-х гг. XIX века. В России этот термин стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.
Физическая культура — часть общей культуры общества; представляет собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических способностей. Она включает в себя систему физического воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда и отдыха, использование естественных сил природы — солнца, воды и воздуха — в целях оздоровления и закаливания организма.
Термин спорт происходит от латинского слова disportare — развлекаться. Под этим термином подразумевается соревновательная деятельность, подготовка к ней, а также нормы и достижения. Спорт как часть физической культуры своей специфической направленностью дополняет и углубляет ее.
История физической культуры — это интересная и увлекательная наука, часть общей человеческой культуры. Это наука о закономерностях возникновения и развития идей, организационных форм, средств и методов физической культуры и спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни общества; она дает научный анализ возникновения и развития физической культуры, как одной из форм общественной жизни и составной части общей культуры общества. История прослеживает эволюцию возникновения и развития физической культуры с древнейших времен и до наших дней.
Суть дисциплины истории физической культуры состоит в том, чтобы узнать какую роль, играла физическая культура в жизни общества на всех этапах его развития.
Для чего нужно изучать эту дисциплину? Знание предмета «История физической культуры и спорта» необходимо в первую очередь потому, что данная учебная дисциплина является отправной точкой для изучения практически всех предметов экономических направленностей. Именно с изучения культурных и исторических традиций того или иного населенного пункта следует начинать любое предпринимательское дело, поскольку исторический менталитет местных граждан имеет немаловажное значение для успешного развития бизнеса.
Этот предмет, как не что иное, помогает будущим специалистам лучше узнать свою профессию, с исторической точки зрения повысить свой квалификационный уровень в сфере физической культуры и спорта.
На состояние и развитие физической культуры и спорта оказывают влияние экономические, политические, идеологические, географические факторы, национальные особенности, а также состояние науки и культуры.
1.2.Курс истории физической культуры и спорта состоит из трех частей:
1. Всеобщая история физической культуры и спорта.
2. История физической культуры и спорта в СССР и в России.
3. История международного спортивного движения.
Первая часть «Всеобщая история физической культуры и спорта» состоит из подразделов:
- физическая культура в первобытнообщинном и рабовладельческом строях (физическая культура древней Греции);
- физическая культура в Средние века;
- физическая культура в Новое время;
- физическая культура в Новейшее время.
Вторая часть «История развития физической культуры и спорта в СССР и в России» включает в себя:
- физическую культуру во время революции 1917 г. и в годы Великой отечественной войны;
- истоки возникновения и развития предпринимательства и коммерциализации в спорте в России;
- физическую культуру и спорт в современной России.
В третьей части «История развития международного спортивного движения» рассматриваются вопросы:
- международное спортивное движения до Второй мировой войны и после нее;
- возникновение Олимпийского движения и его развитие на современном этапе.
В данном лекционном курсе в ходе исторической периодизации одновременно рассматриваются все три вышеуказанные части (направления) развития физической культуры.
Для изучения данной дисциплины характерен системный подход. Под системой принято понимать комплекс взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность. Речь идет об упорядоченной совокупности структурных и функциональных элементов информации. В системе изучение ее элементов в отдельности друг от друга не имеет смысла. Функционирование системы невозможно без воздействий внешней среды. Например: человек является сложной системой. Социологический фактор существования человека заключается в том, что он не может существовать в отдельности, вне общества, а общество, в свою очередь, не может существовать без законов, правовых норм и т. п.; биофизиологический фактор означает, что все органы человеческого организма взаимосвязаны друг с другом, они не могут существовать в отдельности.
Создавшиеся исторические условия порождали различные системы физического воспитания. Например: в доклассовом обществе элементы системы характеризовались, прежде всего, тесной связью с трудовой деятельностью людей. В играх и упражнениях люди отражали конкретные сцены охоты или другого вида их деятельности. Об этом свидетельствуют археологические раскопки (различные рисунки на камнях), которые можно обнаружить практически повсеместно на земном шаре.
С появлением классового общества, рабовладельческого строя, в развитии физической культуры появилась военная направленность. Содержание рабов в страхе и повиновении, защита интересов своего государства от вражеских нападений способствовало появлению холодного оружия (меч, лук, щит, копье).
Военная направленность оставалась лидирующей и при феодальном строе, отличие состояло лишь в том, что при рабовладельческом обществе физическая культура (прежде всего, культурно-массовые мероприятия – турниры, состязания), служила удовлетворению потребностей господствующего класса в зрелищах. Считалось, что рабы приравнивались к скоту и вообще не могли иметь своей культуры, в том числе и физической. Именно при феодализме крепостные и ремесленники создают свою культуру, в частности физическую. Зарождается система физического воспитания трудящихся людей.
При капиталистическом строе впервые господствующий класс начинает проявлять заинтересованность в физическом воспитании народных масс. В этот период укрепляется взаимосвязь между системой физического воспитания и общественной жизнью всех слоев общества. В этом и заключалось коренное отличие рассматриваемого периода от предшествующих эпох.
Важно иметь в виду, что, во-первых, здесь фигурирует политический аспект. С помощью средств физической культуры буржуазия отвлекала трудящихся от отрицательных сторон «дикого» капитализма. Во-вторых, средства физической культуры использовались для подготовки молодежи к военным действиям. И, в-третьих, капиталисты осознали, что с помощью «здоровой» рабочей силы произойдет увеличение трудодней, что будет способствовать росту производительности труда и, соответственно, доходов бизнесменов.
Социалистическая система, прежде всего, славилась спортом высших достижений, массовостью в спорте, фанатизмом в Олимпийском движении. Первоначально физкультурно-спортивная и оздоровительная работа с населением была направлена на подготовку людей к предстоящему рабочему дню, а также на подготовку победителей на международной спортивной арене. Занятия физическими упражнениями в свободное от работы время практически не рассматривались как вариант проведения досуга в активном стиле и удовлетворения потребностей населения в здоровом образе жизни. Также физкультурно-спортивная сфера деятельности категорически не рассматривалась с точки зрения предпринимательства и бизнеса.
Однако распад Советского Союза и переход к рыночным отношениям внес свои коррективы в развитие массового спорта и спорта высших достижений.
Разразившийся бум здорового образа жизни в экономически развитых странах, не оставил равнодушными и российских граждан. Появившиеся за последние три-четыре десятилетия новые формы услуг в сфере физической культуры и спорта способствовали формированию интереса у многих россиян к занятиям физическими упражнениями в фитнес-клубах, основу функционирования которых составляют членские взносы клиентов.
На современном этапе развития общества появилось множество профессиональных спортивных клубов, которые развиваются по законам бизнеса, имеют своих владельцев и практически не финансируются из бюджета страны, а существуют за счет эффективной маркетинговой политики и клубного менеджмента.
История физической культуры и спорта взаимосвязана с такими науками, как философия, культурология, социология и общая история.
Предпосылками к возникновению физической культуры в обществе явилось стремление к взаимному общению, а также духовные потребности. Они способствовали формированию физической культуры как общественного явления.
Основными задачами физической культуры на современном этапе является:
- укрепление здоровья населения;
- снижение заболеваемости;
- повышение работоспособности;
- удовлетворение потребностей населения в здоровом образе жизни;
- удовлетворение потребностей населения путем проведения спортивно-зрелищных мероприятий;
- организация активного отдыха.


^ Тема II. Физическая культура в древнем мире
2.1.Истоки и причины возникновения физической культуры

Человек стал человеком, не только в ходе развития труда, но и в ходе развития самого человеческого тела, организма, как главной производственной силы.
В древнем мире первоначальным источником существования стала охота на крупных животных. В частности, для перехода по рыхлому снегу и поднятия тяжелого оружия из дерева, камня, костей животных нужна была сила. Для преодоления водных пространств и болотистых мест были необходимы навыки плавания. Физическая культура становится общественной формой добывания пищи.
Постепенно возникли условия для того, чтобы процесс обучения и передача опыта организованно отделились от непосредственной работы. Применение бега при охоте или при спасении от противника, прыжки через препятствия, различные движения при проведении магических действий способствовали возникновению таких разновидностей физической культуры, как бег на расстояние, прыжки в длину и высоту, метание (имитационные движения во время танцев).
Благодаря найденным при раскопках предметам древней культуры можно проследить за ее развитием начиная с 150 000 года до нашей эры. Например: 120 000 лет до н. э. был изобретен лук. На основе археологических раскопок относящихся примерно к периоду 40 000 лет до н. э. можно констатировать, что физическое развитие человека более поздней древней эпохи сопровождалось магическими действиями.
На следующих этапах (8000-3000 лет до н.э.) главным источником существования стало земледелие и животноводство. С уходом в прошлое первобытнообщинного строя (с VII тыс. лет до н. э.) и развитием пастушества, облавной охоты, у людей стал появляться интерес к верховой езде.
С появлением частной собственности возникают церемонии посвящения мужчин в воины. Впоследствии практика подобных церемоний стала общепринятой, в этот период появились первые соперничества и состязания.


^ 2.2.Физическая культура в родовом обществе

В родовом обществе возникает новая форма социальной организации, вступает в силу ведение общего хозяйства. В связи с этим, быту древних людей становится присуща облавная охота, разнообразное метание.
Австралийцы, например, в своих обрядах (при рождении человека, переходе из одной группы в другую, принятии в племя) руководствовались принципами количественного участия. Во время посвящения в ходе совершения обрядов происходило поражение животного на песке, подбрасывание посвященного в воздух, бег и прыжки, охотничьи пляски, борьба, бег с препятствиями. После того, когда юноша получал оружие, он должен был несколько дней участвовать в учебных боях. Обрядам предшествовали систематические занятия физическими упражнениями, к ним допускались лишь те юноши, которые достигали необходимой степени физической подготовленности и духовной зрелости.
У индейцев обрядам предшествовали такие физические упражнения, как ходьба, бег, прыжки в длину и в высоту, плавание, гонки на лодках, метание, игры с мячом. При совершении ритуалов посвящений широко применялись индийские танцы.
Физическая подготовка детей африканских племен отличались от тренировки силы и выносливости подрастающего поколения у других древних народов. Их собирали в команду и удаляли из селения на сборы, где упражнялись фехтованию палками и метанию в цель.
У эскимосов были широко распространены комплексные соревнования, типа простейших многоборий.

^ 2.3.Физическая культура при рабовладельческом строе

Самая древняя цивилизация – шумерская – возникла на территории древней Месопотамии, (около 4 тыс. л. до н. э.), в долине рек Тигр и Евфрат (там, где в настоящее время находится Ирак и Иран, зона Персидского залива). В древней Месопотамии проживал народ — шумеры. Армия набиралась из свободного сельского населения. Поскольку физические упражнения непосредственно были связаны с военной подготовкой в армии, была велика ее роль в развитии физической культуры.
Именно в Месопотамии произошли революционные изменения в развитии физической культуры. Благодаря колеснице, которая была изобретена 2000 лет до н. э. появились такие состязания, как гонки на колесницах, стрельба на кольцах, конное поло.
Ритуальные состязания проводились в новогодние праздники, они более чем на 1000 лет превзошли Олимпиады античных греков.
После воздвигнутой шумерами цивилизации, которая впоследствии перешла во владение древней Персии (2000 лет до н. э.), дети стали обучаться в специальных воспитательных домах, где они постигали метание, бег, верховую езду, стрельбу из лука. Эта традиция дошла и до наших времен: общеизвестно, что и сейчас существуют школы-интернаты для спортсменов, училища Олимпийского резерва, где спортсменам создаются лояльные условия для совмещения занятий спортом с учебой.
Цивилизация на территории Древнего Египта возникла спустя 500 после шумерской. В конце 4-го тысячелетия до н. э. царь Менес основал первую единую египетскую империю. Очередным царем Древнего Египта имел право быть тот из аристократов, который побеждал в спортивных состязаниях по силе, ловкости, бегу, прыжкам, акробатике и т.п. Изображения, извлеченные в наше время из гробниц, свидетельствуют о владениях фараонами техникой борьбы и об их хорошей физической подготовке.
В отличие от Месопотамии, где физической культурой занималось сельское население, в Египте это было обязанностью рабов, которые должны были развлекать богатых на спортивных праздниках. В те времена представители верховной знати погрязли в пиршествах и празднествах, что и послужило причиной восстания рабов под предводительством Спартака.
Индия возникла приблизительно в период от 2000 до 1200 лет до н. э. Там впервые были введены занятия по физической культуре, которая включала оздоровительную гимнастику, точечный массаж, йогу, танцевальное искусство.
В Китае цивилизация возникла 3 тысячелетия до н. э. Уже в 2698 г. до н. э. была написана книга под названием «Комфу». Лечебная гимнастика, болеутоляющий массаж, танцы и боевые искусства составляли физическую культуру Китая.

^ 2.4.Физическая культура в Древней Греции

Греки считали, что боги любят сильных и ловких, поэтому соревнования атлетов были частью религиозных обрядов. Сила, ловкость, выносливость, храбрость очень высоко оценивались обществом, и как, считали сами греки, повышали боеспособность воинов.
Еще до того, как Греция стала единым государством, его территория была разделена на полисы, в которых преобладало женское население. Это стимулировало мужчин проявлять заботу о своем физическом состоянии. Большое внимание уделялось молодым воинам. В таких условиях происходило формирование системы физического воспитания.
В период расцвета древнегреческой культуры (V-VI вв. до н. э.) сформировались города, в которых греки получали образования — Афины и Спарта. Все остальные греческие государства (полисы) вступали в союз с этими городами.
Родоначальники афинского образования считали, что городу нужны были не только физически сильные воины, но и хорошо образованные. В частности, они должны были обладать искусством ведения переговоров с торговцами, заниматься торговлей, управлять кораблями, общаться с представителями других государств.
С 7 до 14 лет юноши обучались в гимнастических и грамотных (как их тогда называли) школах, в том числе музыке и пению. С 16 лет они посещали гимназию, где в течение 2-х лет обучались, так называемой «эфебии», т. е. усиленной военной подготовке.
Родоначальники спартанского образования выбрали несколько иное направление. У них много внимания уделялось физической закалке ребенка. Здоровых и крепких детей оставляли в живых, а слабых с рождения безжалостно уничтожали. В семье мальчик воспитывался до 7 лет, где родители его готовили к предстоящей суровой жизни (спали в холоде, на камнях и т. п.). С 7 лет мальчики жили уже вне семьи и воспитывались под руководством специальных учителей. С 14 лет начиналась военная служба, обучение владению оружием. В процессе обучения устраивались различные соревнования, когда они заканчивались победителей восхваляли, а слабых высмеивали. Девочки наравне с мальчиками участвовали в соревнованиях и различных состязаниях.
Несмотря на существенные различия, в спартанском и афинском образовании существовала одна общая цель — подготовка к войне, поэтому практически средства физической подготовки были однотипны. К ним, в частности, относилась древнегреческая гимнастика.
В Греции сам процесс физического воспитания назывался гимнастикой (от греч. «гимнос» — голый). Греки считали, что во время выполнения физических упражнений одежда сковывает движения, поэтому они предпочитали заниматься физкультурой в обнаженном виде. Все физические упражнения делились на три вида (см. табл. 1).

^ 2.5.Олимпийские игры и другие соревнования в Древней Греции

Главным образом, все соревнования в Древней Греции посвящались божествам или памяти погибших воинов, они же являлись важной частью религиозных обрядов (игры не входили в эти соревнования). Такие состязания были внутренними. Они проводились с участием представителей других полисов и назывались агонами, а подготовка к ним агонистикой. Олимпийские агоны имели большое политическое значение, поскольку во время Олимпиад прекращались все войны. На протяжении игр в Греции объявлялся священный мир, который строго соблюдался греческими городами-полисами.
Время греки исчисляли четырехлетними периодами – Олимпиадами, в каждой из которых проводилось традиционное празднество, посвященное богу Зевсу, жившему по представлению греков, высоко на горе Олимп. Празднества эти, в последствия получили название Олимпиады и проводились у подножья горы Кронес, на берегу реки Алфей. Всего 293 раза встречались древние атлеты в спортивных поединках. Олимпийские игры древности собирали зрителей до IV в. н. э. Стадион вмещал до 50 тыс. зрителей. В нем имелись специальные места для тренировки и жилья участников игр. Первоначально игры проводились в беге на одну стадию (192,17 м.). Так возникло хорошо всем знакомое слово «стадион». В последующем бег увеличился до двух стадий (с поворотом) — «диаулос», бег на выносливость — от 8 до 24 стадий — «долихондром». Потом присоединилась борьба, кулачный бой, гонки на колесницах и пятиборье – «пентатлон», в которое входило: бег на одну стадию, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба.
Участвовать в играх могли только свободнорожденные греки. Рабов и женщин к соревнованиям не допускали. По условиям участники игр должны были, готовясь к соревнованиям, тренироваться 10 месяцев вне Олимпа, а затем 1-2 месяца в Олимпии под наблюдением специально назначенных для них элланодиков — жрецов храма Зевса Олимпийского, которому и посещались игры.
Первые сведения об Олимпийских соревнованиях относятся к 776 г. до н. э.. Возможно, они проводились и раньше, но с этого года велась запись победителей. Философ Аристотель, ученик царя Александра Македонского, один из первых предложил составлять список победителей Олимпийских игр. Победа на Олимпийских играх была не менее почетной, чем победа на войне. Победителей прославляли, ставили в честь них монументы, избирали на почетные должности. Наградой служил венок из лавра (лавровый венок, или лавровая ветвь).

^ 2.6. Причины упадка физической культуры в Древней Греции

Расцвет игр приходился на V в. до н. э., период, когда греческие города-государства вели напряженную борьбу против персидских завоевателей. Причиной же упадка физической культуры в Древней Греции послужило расслоение общества на бедных и богатых, когда произошел раскол рабовладельческого общества. Богатеющая верхушка начинала отклоняться от несения военных обязанностей. Именно в это время появились наемные войска и спортсмены–профессионалы, стали возникать специализации по видам спорта. Ослаблялось значение традиций физической культуры, посвященных религии. Соревнования атлетов все больше походили на обычные зрелища.
Повсеместный общий кризис приводил к ослаблению развития физической культуры во всех полисах, что дало возможность македонским царям — Филиппу и Александру воспользоваться ситуацией и объединить все полисы в единое государство — Грецию. После смерти Александра Македонского империя опять распалась на множество государств и, не выдержав конкуренции с растущей Римской державой, в конечном счете, присоседилась к ней. Таким образом, в состав Римского государства с середины II-го века до н. э. входила Греция.
Физическая культура в Древнем Риме. История Древнего Рима насчитывала два основных периода:
- царский период;
- период республики;
Царский период (XIII-XI вв. до н. э.) характеризуется эпохой разложения родового строя и появлением Римского государства. В этот период интенсивно развиваются соревнования — гонки на колесницах, метание копья, кулачные бои, соревнования всадников и др.
В период республики (VI-I вв. до н. э.) в физической культуре наиболее ярко был выражен военный характер. В Риме, в отличие от Греции, система физического воспитания не была обязательной. Именно в Риме зародились первые частные школы, где мальчики из зажиточных семей имели возможность получать хорошую физическую форму. Имели место попытки возрождения Олимпийских игр, но, к сожалению, они не увенчались успехом.
В период республики были построены первые спортсооружения, наподобие современных стадионов и цирков. Система военно-физической подготовки достигла своего совершенства. В те времена в Римской Армии для выполнения физических упражнениях широко применялись снаряды, например, штурмовые лестницы, чучела для нанесения ударов кулаками.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема I. Введение в предмет «История физической культуры» iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «История физической культуры»
Основные этапы и особенности первоначального развития физической культуры в первобытном обществе

Тема I. Введение в предмет «История физической культуры» iconПлан семинарских занятий по истории физической культуры на 2008-2011 учебный год
Тема: Возникновение и развитие физической культуры народов России с древнейших времён до середины ХIХ века

Тема I. Введение в предмет «История физической культуры» iconТематика курсовых работ общие вопросы теории физической культуры...
Причины и результаты перехода от теории физического воспитания к теории физической культуры как вида физической культуры личности...

Тема I. Введение в предмет «История физической культуры» iconИстория физической культуры (ифк) представляет собой специфическую...
Ифк представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний. Она является важным разделом науки о физической...

Тема I. Введение в предмет «История физической культуры» iconВопросы к экзамены по ифк общетеоретические вопросы истории физической культуры и спорта
Предмет, задачи, источники, периодизация и методы изучения истории физической культуры и спорта

Тема I. Введение в предмет «История физической культуры» iconФедеральное агентство по физической культуре и спорту сибирский государственный...
Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред профессора Г. Д. Бабушкина,...

Тема I. Введение в предмет «История физической культуры» iconТеория и методика физической культуры общие основы теории
Мзз теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты...

Тема I. Введение в предмет «История физической культуры» iconИстория физической культуры

Тема I. Введение в предмет «История физической культуры» iconРасписание занятий факультета физической культуры и спорта 1 курс
Методика обучения и воспитания физической культуры (добор баллов.), доц. Горлова Ю. И

Тема I. Введение в предмет «История физической культуры» iconВопросы экзамена по теории и методике физической культуры и спорта
Характеристика теории и методики физической культуры как научной и учебной дисциплины

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов