Скачать 1.74 Mb.
|
В.Н.Дружинин Психологические типы семьи в европейской культуре Москва 1995 - 2 - Содержание стр. Предисловие.................................................. 3 Психология семьи: результаты исследований и практика......... 7 Социология культуры и теоретическая типология моделей семьи.. 29 "Нормальная семья"........................................... 44 Языческая семья и ее нормативная модель...................... 52 Общехристианская модель семьи................................ 60 Семья в русской православной культуре и культуре католицизма. 76 Сравнение типов семейных отношений к католицизме и протес- тантизме..................................................... 90 Сын и дочь, их место в идеальной христианской семье.......... 102 Семья в советской и постсоветсткой России и ее соотношение с православной моделью семьи................................... 107 Анекдот как зеркало русской семьи............................ 115 Влияние семейных отношений на интеллектуальную продуктивность детей........................................................ 127 Заключение................................................... 153 Иллюстрации.................................................. 158 - 3 - __Предисловие "Liber" на латыни означает и "книга", и "свободный". С утратой значения книги в культуре свобода уходит - остаются компьютерная вир- туальная реальность и совокупность потребностей. Но тема этой книги далека от понятия "свобода". Нужна или не нужна семья, хороша она или плоха как социальный институт, куда она эволюционирует и какой должна быть - эти вопросы меня волнуют мало. В конечном счете меня как автора не интересует да- же, какой семья является на сегодняшний день: я оставляю эту проблему социологам, социальным психологам, этнографам. Семья меня интересует как фактор, воздействующий на человека. Психогенетика выделяет две детерминанты развития: наследственность и среду. Между молотом среды и наковальней генофонда - человек. Для него семья - главный и основной компонент среды, в которой он живет как в коконе, первую четверть (если повезет) жизни, и которую он пытается построить всю оставшуюся жизнь. Говоря научным языком, семья для ребенка - первичная социальная микросреда. Эта книга ("liber")- о несвободе. Нет, может быть никакого инсти- тута общества более несвободного (в смысле навязывания определенных правил жизни человеку), более жесткого, чем семья. Посему следует отбросить все розовые сказки о "демократической семье", "либеральной семье", равенстве и т.д. и т.п. В этом случае мы имеем другое, по определению. Сошлюсь на авторитет Н.А.Бердяева "Семья есть необходимый соци- альный институт и подчинена тем же законам, что и государство, хозяйс- тво и пр. Семья очень связана с хозяйственным строем и имеет мало от- - 4 - ношения к любви, вернее имеет отношение к каритативной любви и лишь косвенное отношение к полу. Элементы рабства всегда были сильны в семье и они не исчезли и до настоящего времени. Семья есть иерархичес- кое учреждение, основанное на господстве и подчинении. В ней социали- зация любви означает ее подавление (с. 132)._51 Проблемы брака и любви-эроса, а не любви-агапе, останутся за пре- делами изложения. Любовь и общество - антагонисты. Вернемся к тому же Н.А.Бердяеву: "В этом трагизм любви в жизни человеческих обществ. Об- щество отвергает любовь. Любящий, в высшем смысле этого слова, - враг общества. Мировая литература защищала право и достоинство любви и именно любви не социализированной" (там же, с. 142). Семья есть структура, состоящая из отношений: доминирования-под- чинения (власти), ответственности, и - добавлю - эмоциональной близос- ти. Последние, с моей точки зрения, вовсе не являются необходимыми для семьи как социального института. Но аффилиация (от слова - лю- бовь), не считаясь с нормой, либо лежит в основе семьи, либо возникает в процессе ее существования. Причем знак психической эмоциональной близости не обязательно положительный: равнодушие, отчуждение, нена- висть - окрашивают существование семьи в свои цвета, не в меньшей ме- ре, чем любовь, понимание и сочувствие. Итак, книга посвящена влиянию семьи на развитие человека. Из все- го спектра человеческих качеств были взяты лишь общие способности - интеллект. Обычно, когда ведут речь о влиянии семьи на ребенка, берут не _____________________________________ _51_0 Н.А.Бердяев. Размышления об эросе // Эрос и личность. М., 1989. С. 134, 142. - 5 - нормальные семьи, а аномальные семьи, т.е. те, где отсутствует один или оба родителя, где отношения извращены по сравнению с социальной нормой и т.д. Но мало кто задает вопрос, а как же складывается жизнь в так называемой нормальной семье? Нормальной - с точки зрения критериев того общества, той культу- ры, где семья живет. И что такое нормальная семья? Этнографы, антропологи, социологи, интересующиеся проблемой семьи, обращают внимание на экзотику: в науке царит исследовательский "ориентализм". Возможно, гораздо интереснее изучать приемы воспитания, виды ро- дительских отношений, стереотипы ролевого поведения на примерах се- мей индейцев кечуа, чем в семьях, живущих в Чертаново или в Ист-Сайде. На мой взгляд, при этом возникает обратный перенос, и закономер- ности поведения, характерные, например, для индейцев чероки, перено- сятся на носителей христианской или иудейской культуры, к которой при- надлежат исследователи. С точки зрения психолога (да и этнографа) "нормальная" католичес- кая семья обладает столь же уникальными особенностями структуры и ди- намики, как и семьи обществ, которые излюблены учеными-путешественни- ками. Разумеется, заслуги этих исследователей, в частности великой Маргарет Мид, перед человечеством огромны. Однако в понимании механизмов формирования личности под влиянием социальной микросреды сегодня мы не очень далеки от уровня знаний на- чала ХХ века. Каждая культура (и ее субкультуры) порождает определенную норма- тивную модель семьи (или группу моделей). Структура нормативной семьи включает в себя: элементы - нормативных членов семьи, отношения - от- ношения власти-подчинения и эмоциональной привязанности-отталкивания, - 6 - а также их динамику. Структура отношений определяет особенности пози- ций и ролей членов семьи. Нормативная модель всегда "скрыта", формы ее экспликации разнооб- разны, но главной является описание нормативной семьи в религии. Нормативная модель определяет структуру реальной семьи (нормаль- ная семья) в данном обществе. Отклонения от модели специфичны для каж- дой культуры, и виды аномальной семьи, а также виды дефектов, которые возникают при социализации детей в аномальных семьях, зависят от куль- туры. Проще говоря, потеря отца по разному скажется на воспитании де- тей в протестантской и католической семьях. Следует лишь заметить, что мы имеем в виду не вероисповедание, которого придерживаются члены семьи, а лишь включенность семьи в ту или иную культуру, условно назы- ваемую "протестантской" или "католической". Эти высказывания, может быть звучат тривиально, без конкретиза- ции: какие же особенности отличают семьи в различных культурах, причем важны именно психологические особенности. Не на все вопросы можно получить ответ в эмпирическом исследова- нии. Результаты экспериментов, в том числе - проведенных автором, его аспирантами и дипломниками, служат лишь иллюстрацией, а не доказатель- ством. Но любое исследование начинается не с вопроса, а с некоторой "ну- левой точки", начала координат: я ничего не знаю, кто, что и зачем пи- сал по этой проблеме; я не хочу знать, кто и что именно подумает о том, что будет написано мной; я удивился бы, если этот труд вдруг ока- жется кому-то не только интересен, но и полезен, потому что это есть лишь авторский взгляд на часть мира. Совпадение взглядов - большая редкость, на то, чтобы изменить чье-то мнение претендовать не стоит. - 7 - Тем самым, книга есть плод свободы и той внешней безответствен- ности, которую свобода порождает и которой грех не воспользоваться. И последнее замечание: можно считать Россию державой искусственно составленной из Восточной Европы и Северной Азии, можно считать рос- сийскую цивилизацию особой (евразийской), но я считаю, что Европа не кончается за Уральским хребтом, а русская культура есть большая особая ветвь единой, но не однородной европейской христианской культу- ры. __Психология семьи: результаты исследований и практика Вслед за Л.Н.Толстым психологи полагают, что все несчастные семьи несчастливы по разному, посему только их имеет смысл изучать. Они об- ращают свое внимание на отклонения в детско-родительских отношениях, воспитание детей в неполных семьях и т.д., но почти нет исследований, рассматривающих "нормальную" семью, ее особенности, отношения, склады- вающиеся между ее членами, стиль воспитания детей и т.д. "Нормальная семья" - понятие очень условное. Будем считать тако- вой семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, со- циальной защиты и продвижения ее членами и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. С точки зрения М.Мид, таковой является семья, где ответс- твенность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, будем считать аномальными. Это - общечело- веческое различие типов семей. Итак, исследовательские подходы к семье можно расположить на ус- ловной шкале "нормальность-аномальность". В человеческой культуре, в социальных нормах фиксируются идеаль- - 8 - ные, нормативные представления о том, какой должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества. Посему не всегда нормальная семья может считаться идеальной с по- зиций социокультурных норм, следуя которым живет та или иная общность людей. В реальной жизни возникают, существуют и распадаются реальные, а не идеальные семьи. Их особенности и наблюдают культурологи, социоло- ги, антропологи, этнографы и психологи. Типы реальной семьи могут быть разнообразными и отличаться от "идеальной" или "нормальной" семьи. Шкала "идеальная-реальная семья" задает второе основание для исс- ледователя, а именно социокультурное основание, точнее - основание, обусловленное различием культур разных эпох, народов и стран. Получаем следующую простую картину. +---------------+ |идеальная семья| +---------------+ +----------------+ | +----------------+ |нормальная семья+------------+-----------|аномальная семья| +----------------+ | +----------------+ +--------------+ |реальная семья| +--------------+ Посему, когда мы говорим о семье или собираемся исследовать ее, всегда должны дать ответ, о какой собственно семье идет речь? Психоло- ги, как было уже сказано, изучали и изучают до сих пор реальные семьи, но с точки зрения их отклонений от нормы, т.е. реальные аномальные - 9 - семьи. В следующих главах будут рассмотрены модели идеальной семьи в их соотношении с реальными (нормальными и аномальными) структурами семьи в разных социо-культурных общностях. Психологи чаще всего связывают семейные проблемы с брачно-супру- жескими отношениями. Неудовлетворенность в браке (сексуальная или свя- занная с эмоционально-личностным общением) приводит к дисгармонии суп- ружеских отношений, разводам, неврозам и т.д. Источник проблем современной семьи ищется в сексуально-семейных дисгармониях, а средством из разрешения считается тот или иной вид психотерапии или психокоррекции супружеских отношений. Особое внимание этому уделяет психоаналитическая традиция: источ- ник семейных трудностей личности ищется в прошлом (раннем опыте обще- ния в родительской семье). Основной причиной нарушения семейных отношений считается проявле- ние у одного или обоих супругов потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями. Взрослый человек выбирает партнера, с ко- торым ему легче воспроизвести ситуацию, не разрешенную в детстве, вер- нуться к своим проблемам и конфликтам. Так возникает "невротическая семья": в ней муж и жена воспроизводят ситуации "непроигранные", "не- решенные" в детстве, но не решают их. И вместе с тем психотерапевты обнаружили важнейшую закономер- ность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родите- лей в собственной семье. Психологический механизм этого процесса можно представить следующим образом: человек воспроизводит не свое поведение и не поведение других людей по отношению к себе, а усваивает путем не- осознанного подражания поведение людей по отношению друг к другу, и только тех людей, которые значимы для него. - 10 - Обнаружены и другие закономерности: ребенок обучается своей буду- щей супружеской роли, мысленно отождествляя (идентифицируя) себя с ро- дителем того же пола. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом, и более того - опыт наблюдения за поведением отца по отноше- нию к матери. Девочке очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу. Что касается родителя противоположного пола, то его образ очень важен при выборе будущего партнера (выбор может происходить по разным критериям - сходству или противоположности). Вероятность гармоничного союза между мужчиной и женщиной напрямую определяется сходством моделей семей, из которых происходят супруги._51 В противоположном случае возникает борьба за власть, непонимание, раз- воды, брошенные дети и пр. Таков механизм социально-психологического воспроизводства струк- туры семьи. Особое внимание психологи уделяли месту в структуре семьи, кото- рое ребенок занимал среди братьев и сестер. При этом совершенно не об- ращалось внимания на место ребенка в целостной структуре семейных от- ношений и на тип этой структуры. В.Таман обнаружил тенденцию воспроизводить в своей новой семье место, которое человек занимал среди братьев и сестер. К примеру, старший брат, у которого была младшая сестра создает устойчивый союз с __________________________________ _51_0 С.Кратохвил. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. |
![]() | Психологические типы` одна из важнейших работ Карла Густава Юнга, основателя так называемой `аналитической психологии`, и, вероятно,... | ![]() | Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре концаxviii — 1-й половины XIX в |
![]() | До этого времени основной цикл гуманитарных и нормативных лингвистических знаний учебного профиля в России был связан прежде всего... | ![]() | Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, специализирующихся по психологии и социальной педагогике. В... |
![]() | I. становление и развитие культурологического знания глава Понятие культуры в классической европейской философии а. Неверова Представления... | ![]() | Промышленным переворотом в Англии XVIII столетия и Французской революцией 1789—1794 гг была окончательно сформирована новая эпоха... |
![]() | Карл Густав Юнг. Психологические типы Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.: Азбука, 2001 | ![]() | Среди наиболее выдающихся мыслителей XX века можно с уверенностью назвать швейцарского психолога Карла Густава Юнга |
![]() | «Царицыно» состоялся фестиваль семьи и ребенка «Девятый месяц». Мероприятие, организованное коммуникационной группой Insiders при... | ![]() | Функция семьи – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Выполнение семьей ее... |