В контексте толерантности




НазваниеВ контексте толерантности
страница1/30
Дата публикации03.12.2013
Размер5.36 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30







РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ

С.В. Рыжова

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

В КОНТЕКСТЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ




УДК 316.347 ББК 60.54 Р93

Издание выполнено при финансовой поддержке программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 28 «Фундаментальные проблемы пространственного развития: междисциплинарный синтез», проекта «Инновационные установки российского населения в условиях реализации задач модернизации» (направление № 3 «Пространственные трансформации российского общества»); проекта «Гражданская, региональная и этническая идентичность и проблемы интеграции российского общества» РГНФ (№ 11 -03-00054)

Рецензенты:

член-корреспондент РАН Ю.В. Арутюнян, доктор социологических наук М.Ф. Черныш

Рыжова, С.В.

Этническая идентичность в контексте толерантности / Р93 С.В. Рыжова. - М.: Альфа-М, 2011. - 280 с.

ISBN 978-5-98281-303-9

Представлены результаты исследования мобилизующих свойств этнической идентичности. Обосновывается тезис об участии этнической идентичности в процессах формирования общероссийской солидарности. Межэтническая толерантность рассматривается как связующее звено между процессами этнической мобилизации и становлением национально-гражданской российской идентичности. Приводятся теоретико-методологические предпосылки исследования этнической идентичности, предлагаются новые концептуальные подходы к анализу этнической и этноконфессиональной идентичности.

Для научных работников и специалистов в области социологии, психологии, политологии.

УДК 316.347 ББК 60.54

В оформлении переплета использован фрагмент картины художника Ж.П. Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884)

ISBN 978-5-98281-303-9

© Рыжова С.В., 2011
© «Альфа-М». Оформление, 2011


Введение

Социальная интеграция РФ в условиях гражданского общества невозможна без учета этнического и конфессио- нального факторов. Перед Россией стоит проблема нахождения модели интеграции, отражающей интересы всех ее народов, поэтому поиски идентичности, способной консолидировать граждан страны, актуальны не только для политиков, они также становится и важной задачей науки.

С распадом СССР и крушением советской идеологической системы этнический фактор в России приобрел особое значение.

На волне суверенизации в республиках РФ активно реанимировались символы этнокультурной общности, создавались новые идеологии этнической солидарности и этнополитической мобилизации. Повседневная этническая идентичность граждан новой России стала значимым элементом социальной идентичности, наиболее мобильным субъективным маркером политических и социально-экономических изменений.

Изменение современной концепции государственной нацио-

нальной политики РФ от патернализма в сторону мультикультур-

ных ориентаций1 свидетельствует, что этничность остается значи- мым феноменом повседневности, самовоспроизводящимся феноменом культурной отличительности, существующим, согласно Ф. Барту2, в пределах и на границах этнических общностей, формой социальной организации культурных различий. Этому способствуют обширные практики «реанимации» и поддержания культурной отличительности в пределах глобальных мировых тен- денций, а также процессы государственного строительства в бывших союзных республиках.

В начале 1990-х гг. РФ столкнулась с явлением этнического национализма как идеологией обретения политической самостоятельности и суверенитета ряда республик и как идеологией

  1. Дробижева Л.М. Этнические аспекты изучения социальной дифференциации // Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность. М., 2002. С. 9.

Barth F. Introduction // Ethnic Groups and Boundaries: the Social Organizations of Culture Difference; ed.by F. Barth. Oslo: Universitetsforlarget, 1969. Reprint 1982. P. 30.


6

общественного движения, нацеленного на защиту групповых интересов от лица того или иного российского народа, понимаемого в терминах этнокультурной общности. Исследования, проводившиеся этносоциологами в 1990-е гг., показали, что в республиках РФ, где фиксировались элементы конфликтных ситуаций, быстрыми темпами росла солидарность представителей титульных национальностей, основу которой составляли требования восстановления языка и культуры титульного народа, поддержка религии, реабилитация истории, восстановление национального достоинства и значимость этнической идентичности1. Процессы формирования этнонациональной идеологии затронули не только титульные этнические группы ряда российских республик. В начале 1990-х гг. стала реанимироваться и русская этнонацио- нальная идеология, что вместе с ростом православных, исламских, а также диффузных ксенофобных установок населения конца 1990-х — начала 2000-х гг. создавало реальные угрозы культурной и политической дезинтеграции страны. В этих условиях остро встала проблема формирования интегрирующей общегосударственной российской идентичности и идеологии, способной консолидировать население РФ.

В 2000 г. начался новый период политической истории, суть которого в перераспределении баланса политических сил в стране в сторону федерального центра2. В республиках заметно уменьшились проявления сепаратизма, лидеры национальных движений практически ушли с политической арены3. В контексте анализа этнонациональных проблем современного российского политического пространства исследователи приходят к выводу, что в России произошло отделение принципов этнического самоутверждения от вопросов государственного строительства и это стоит рассматривать как серьезное достижение демократического тран

1 См.: Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994; Конфликтная этничность и этнические конфликты. М., 1994; Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., 1995; Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России. М., 1998; Социальное неравенство этнических групп. Представления и реальность. М., 2002.

2 Гаман-Голутвина О.В. Региональные элиты России: персональный состав и тенденции эволюции // Полис. 2004. № 2. С. 22—32.

3 Пайн Э.А. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополити- ческих процессов в современной России. М., 2004. С. 3.


7

зита, а начавшееся в 2000-х гг. укрепление федерального центра способствует усилению общероссийской государственной идентичности1.

При этом этнический фактор не исчезает из общественного российского дискурса и жизни людей. Не может исчезнуть и этническая идентичность, поддерживаемая не только существованием этнических категорий в российском пространстве, но и обострением социальных проблем. Россия сталкивается с новыми вызовами — притоком этнических мигрантов в крупные города и конкуренцией за высокооплачиваемые рабочие места, высоким уровнем ксенофобий и негативной этнической солидарностью2 части русского большинства, экстремистскими молодежными движениями, эксплуатирующими все перечисленные выше проблемы. Этнонациональная идеология процветает на интернет-форумах, страницах печати, звучит с экранов телевизоров. Этнонациональная идеология всегда апеллирует к этнической идентичности человека, но воспринять этнонациональную идеологию как руководство к действию может лишь тот человек, для которого его этническая идентичность обладает качеством ценности, субъективной значимости, имеет личностный смысл3. Такая субъективно значимая, актуализированная этническая идентичность характеризуется тем, что человек солидаризируется с людьми своей национальности, испытывает потребность в принадлежности к своему народу, никогда не забывает о своей национальной принадлежности. Человек с такой этнической идентичностью готов воспринимать этнонациональную идеологию, призывающую к защите прав и интересов от лица той или иной этнической группы и апеллирующую к культурным и/или религиозным ценностям и мифам.

С одной стороны, актуализированная этническая идентичность может быть опасна, так как, питая и производя этнонациональную идеологию, она тем самым опосредованно служит формированию этнического национализма и, как следствие, дезинтеграции многонациональной страны. С другой стороны, актуализированная этническая идентичность в силу своей субъек

1 Дробижева Л.М. Завоевания демократии и этнонациональные проблемы России (что может и чего не может дать демократизация) // Общественные науки и современность. 2005. № 2. С. 16—28.

2 Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002. М., 2004.

3 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1971. С. 78.




тивной значимости для человека обладает мобилизующей силой, которая могла бы быть использована для национально-граждан- ской консолидации, формирования идентичности, объединяющей и солидаризирующей всех граждан страны. Поэтому проблемы построения и изучения российской идентичности как идентичности государственной и национально-гражданской, и проблемы изучения и политического использования этнической идентичности как идентичности преимущественно культурной, имеют серьезное научное значение. Может ли в современном многокультурном российском пространстве мобилизация на основе этнокультурной солидарности служить основой для формирования политической нации? Наиболее последовательно эта проблема сформулирована Э. Паиным: «Мне интересны ресурсы построения гражданских солидарностей. И думаю, что этнич- ность, которая рассматривается исключительно как враг, особенно в либеральном сообществе, может в какой-то мере быть резервом формирования гражданской солидарности»1.

Вопросы использования этнической мобилизации как ресурса модернизации, формирования политической нации на основе этнической консолидации рассматривались на семинаре «От этнической нации к политической — возможно ли это в России?», состоявшемся 25 февраля 2008 г. в Общественном центре им. А.Д. Сахарова. Основные участники обсуждения - эксперты по этнополитическим вопросам. Э.А. Паин как инициатор дискуссии высказал осторожный оптимизм в отношении перспектив использования этнической мобилизации в гражданских целях, Л.Д. Гудков видит препятствия гражданской консолидации в ограничениях российской модернизации и традиционном, авторитарном характере власти, к которому апеллирует этнонациональ- ная идентичность большинства, B.C. Малахова тревожат шовинистические установки русского большинства.

Все эксперты сходятся во мнении, что этническая идентичность является препятствием на пути к формированию гражданской интеграции на фундаменте политической нации, потому что с обострением этнической идентичности нарастают антизападные, ксенофобные, авторитарные, интолерантные установки. На

1 От этнической нации к политической — возможно ли это в России? Выступление Э. Паина // Вестник института Кеннана в России. 2008. Вып. 13. С. 79.


9

наш взгляд, говорить о мобилизующей роли этнической идентичности можно лишь в тех ситуациях, когда она приобретает личностный смысл для человека, качество субъективной значимости. Только актуализированная (субъективно значимая) этническая идентичность может продуцировать и поддерживать этнический национализм и представлять опасность для процессов формирования политической нации. Однако нельзя не учитывать значимость этнического фактора в процессах формирования гражданской политической нации. Э. Смит на обширном историческом материале показал, что культурная однородность, разделяемые мифы и историческая преемственность — все эти этнокультурные основания идентичности являются также символами коллективной солидарности и непосредственно участвуют в формировании гражданских политических наций1. Из российских исследователей Л.М. Дробижева неоднократно обращала внимание на то, что этническая и гражданская идентичности не противоречат друг другу2, а по мнению В.А. Тишкова, человек может одновременно ощущать свою принадлежность и к этнической, и к гражданской (территориально-политической общности)3, а следовательно, иметь согласованные этническую и гражданско-политическую идентичности.

На этапе современного развития многокультурного российского общества актуальным становится вопрос: всегда ли актуализированная, субъективно значимая этническая идентичность сопровождается формированием этнической интолерантности, служит общественной дезинтеграции и, как следствие, препятствует формированию национально-гражданских идентичностей, являющихся основой политической нации?

Проблемная ситуация состоит в необходимости осмысления и преодоления противоречия между происходящими процессами усиления значимости этнической идентичности и формирования национально-гражданской идентичности. Теоретически пока слабо проработаны и не прояснены связи между феноменом субъективной значимости этнической идентичности как психологиче

1 Smith A. D. The Ethnic Origins of Nations. Oxford, 1986. P. 16.

2 Дробижева Л.M. Противоречит ли этническая идентичность общероссийской // Социальное неравенство этнических групп. Представления и реальность. М., 2002. С. 460.

3 Тишков В.А. Этнология и политика. М., 2005. С. 63.


10

ской основы воспроизводства этнонациональной идеологии, с одной стороны, и процессами поддержания установок межэтнической толерантности и национально-гражданской солидарности, являющихся основой для общественно-политической интеграции страны, - с другой. Эмпирически недостаточно исследованы социально-психологические причины трансформации этнической и этноконфессиональной идентичности из толерантной формы в интолерантную.

В монографии мы стремились обосновать новую логику интерпретации процессов взаимосвязи этнической идентичности и толерантности и показать, что актуализация этнической идентичности не всегда означает ее интолерантность, что субъективно значимая (актуализированная) этническая идентичность может порождать как интолерантные, так и толерантные установки межэтнического взаимодействия. Препятствием для формирования гражданской политической нации является не актуализированная этническая идентичность как таковая, а ее интолерантное наполнение, ригидность, отсутствие механизмов реагирования на изменяющиеся социальные, культурные, политические условия, подверженность идеологическому манипулированию.

Согласно Конституции Российской Федерации, в РФ признается идеологическое многообразие (п. 1 ст. 13) и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной (п. 2 ст. 13). Однако данные исследований и наблюдения дают основание считать, что в обществе присутствует острый дефицит консолидирующих и вдохновляющих идей и интересов, которые разделялись бы всеми членами общества или его подавляющим большинством и служили бы позитивным стимулом к социальной самореализации. Этот вакуум стремится восполнить религия, предложив обществу социальные идеалы традиционных ценностей, нравственного оздоровления и патриотизма. Происходящие в настоящее время процессы формирования и восстановления конфессиональной и этноконфессиональной идентичности в немалой степени являются отражением этого запроса и оказывают значительное влияние на формирование российской ментальности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В контексте толерантности iconКонтрольные вопросы Жизнь как особая форма существования материи, свойства живого
...

В контексте толерантности iconЧ. "Монголо-татарское иго" как идеологическое оружие сторонников...

В контексте толерантности iconВопросы к зачету
...

В контексте толерантности iconДоклад молодежная политика россии на современном этапе
Межэтнические и межконфессиональные отношения, воспитание толерантности в молодежной среде 21

В контексте толерантности iconЦели: создать ядро кельтологической науки сравнить древние языки...
К работе уже привлечены носители коренных языков, что способствует осознанию собственного этноса в контексте окружающих его, а также...

В контексте толерантности iconПоложение о реализации регионального образовательного проекта
Настоящий проект направлен на развитие российской идентичности, формирование толерантности и воспитание патриотизма в молодежной...

В контексте толерантности icon“Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)”
Вопросы к зачету по дисциплине “Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)” для студентов всех...

В контексте толерантности iconОтчет о реализации государственной молодежной политики на территории...
Реализация целевой программы «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности...

В контексте толерантности icon1. Сутність маркетингу, його виникнення та розвиток Термин «маркетинг»...
Термин «маркетинг» (market по-английски означает рынок) в данном контексте можно перевести как «рыночная функция», «рыночная деятельность»,...

В контексте толерантности iconА. Малюк Об актуальности идей Розы Люксембург в контексте современного глобального кризиса
Об актуальности идей Розы Люксембург в контексте современного глобального кризиса

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов