Е. С. Бойко, Ю. С. Грачев, Ю. В. Киреев физическая культура: теоретический раздел цикл лекций для студентов




НазваниеЕ. С. Бойко, Ю. С. Грачев, Ю. В. Киреев физическая культура: теоретический раздел цикл лекций для студентов
страница1/24
Дата публикации03.12.2013
Размер4.39 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


Министерство образования Российской Федерации

Брянский государственный университет

имени академика И.Г. Петровского

Брянский государственный технический университет
Е.С. Бойко, Ю.С. Грачев, Ю.В. Киреев


ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цикл лекций для студентов

I - IV курсов всех специальностей

ЭЛЕКТРОННЫЙ ВАРИАНТ

Автор – профессор Бойко Е.С.

Брянск 2006
ББК 75я73

Б 77

Рецензенты:

Н. И. Дорощепко - зав. кафедрой спортдисциплин БГУ;

доцент, кандидат педагогических наук;

^ В. И. Нюхип-зав. кафедрой физвоспитания БГИТА;

доцент, кандидат педагогических наук.
Б 77
Бойко Е.С., Грачев Ю.С.,КиреевЮ.В. Физическая культура: Те­оретический раздел. Цикл лекций для студентов I-IV курсов всех специальностей: Учебное пособие. - Брянск: Издательство БГУ, 2002. - 232 с.
ISBN 5-88543-093-4
Материал учебного пособия включает систему научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и соци­альных процессов функционирования физической культуры, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и професси­онального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокуль­турной деятельности.

Предназначено для студентов неспециальных факультетов, изучающих обязательный курс федерального компонента цикла общегуманитарных и социальных дисциплин в государственном общеобразовательном стан­дарте высшего профессионального образования - "Физическая культу­ра", а также может быть полезно профессорско-преподавательскому составу и сотрудникам университетов, активно формирующим средства­ми физической культуры свой личный здоровый образ жизни.

ББК 75я73

ISBN 5-88543-093-4 © Издательство БГУ, 2002


ВВЕДЕНИЕ


^ ЦЕЛЬ КУРСА

Целью физического воспитания студентов вузов является формирование фи­зической культуры личности и способности направленного использования разно­образных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и ук­репления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

^ ЗАДАЧИ КУРСА

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

- понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке её к профессиональной деятельности;

- знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической куль­туре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенство­вание и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих со­хранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств лич­ности, самоопределение в физической культуре;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготов­ленности, определяющей психофизическую способность студента к буду­щей профессии;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

В ходе реализации примерной учебной программы "Физическая культура", при Условии должной организации и регулярности учебных занятий в установленном объёме 408 ч., должно быть полностью обеспечено выполнение следующих требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной учебной дисциплине (федеральный компонент):

- физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке сту­дентов. Её социально-биологической основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федера­ции о физической культуре и спорте. Физическая культура личности;

- основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности;

- общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспи­тания;

- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

В свою очередь указанный обязательный минимум содержания образователь­ной программы учебной дисциплины "Физическая культура" позволяет опреде­лить следующие требования к знаниям и умениям студента по окончанию курса обучения по данной учебной дисциплине:

- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке спе­циалиста;

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни. Владеть си­стемой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических спо­собностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке);

- приобрести личный опыт использования физкультурно-спортивной деятель­ности для повышения своих функциональных и двигательных возможнос­тей, для достижения жизненных личных и профессиональных целей.
^ МЕСТО КУРСА В СИСТЕМЕ

СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Настоящая программа по учебной дисциплине "Физическая культура" состав­лена с учётом следующих основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов, определяющих основную направленность, объём и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе:

- Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Феде­рации" от 29.04.99 № 80-ФЗ;

- приказ Минобразования России "Об утверждении государственных обра­зовательных стандартов высшего профессионального образования" от 02.03.2000 № 686;

- приказ Минобразования России "Об организации процесса физического

воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и выс­шего профессионального образования" от01.12.99 № 1025;

- инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспи­тания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.94 № 777.

Социогуманитарная направленность физической культуры вообще и, особен­но, в образовательных учреждениях всех уровней в стране является основным принципиальным положением Федерального Закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

Это положение принято за основу и конкретизировано в специальных выше­указанных приказах Минобразования России.

В высших учебных заведениях "Физическая культура" представлена как учеб­ная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь компонентом общей культуры, психофизического становления и профессиональ­ной подготовки студента в течение всего периода обучения, "Физическая культу­ра" входит в число обязательных дисциплин цикла "Общие гуманитарные и со­циально-экономические дисциплины".

Свои образовательные и развивающие функции "Физическая культура" наибо­лее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физическо­го воспитания, который опирается на основные общедидактические принципы: со­знательности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.

Именно этими принципами пронизано всё содержание примерной учебной программы для вузов по педагогической учебной дисциплине "Физическая куль­тура", которая тесно связана не только с физическим развитием и совершенство­ванием функциональных систем организма молодого человека, но и с формиро­ванием средствами физической культуры и спорта жизненно необходимых пси­хических качеств, свойств и черт личности.

Всё это в целом находит своё отражение в психофизической надёжности бу­дущего специалиста, в необходимом уровне и устойчивости его профессиональ­ной работоспособности.

^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Учебная дисциплина "Физическая культура" включает в качестве обязатель­ного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного учебного материала:

- физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

- социально-биологические основы физической культуры;

- основы здорового образа и стиля жизни;

- оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

- профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через

следующие разделы и подразделы программы:

- теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-прак­тических знаний и отношение к физической культуре;

- практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизнен­ных целей личности; учебно-тренировочного, содействующего приобрете­нию опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятель­ности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных спо­собностей, направленных на формирование качеств и свойств личности;

- контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учёт процесса и результатов учебной деятельности студентов.

Профессиональная направленность образовательного процесса по физичес­кой культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую, ко­ординирующую и активизирующую функцию.

Материал программы включает два взаимосвязанных содержательных ком­понента: обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняю­щий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, инте­ресы, потребности, а также региональные условия и традиции. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направлению и содержанию элек­тивных и факультативных курсов, которые не должны противоречить указаниям примерной учебной программы, исключать её обязательные (федеральные) ком­поненты, нарушать действующую инструкцию по организации и содержании работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. С. Бойко, Ю. С. Грачев, Ю. В. Киреев физическая культура: теоретический раздел цикл лекций для студентов iconМетодические указания по по производственной практике (педагогической)...
Методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения квалификации «Бакалавр» направления подготовки 034400 «Физическая...

Е. С. Бойко, Ю. С. Грачев, Ю. В. Киреев физическая культура: теоретический раздел цикл лекций для студентов iconЗачетные требования по дисциплине «Теория и методика физического...
Сущность и определение понятий «физическое воспитание», «физическое развитие», «физическая культура личности», «физическая культура»,...

Е. С. Бойко, Ю. С. Грачев, Ю. В. Киреев физическая культура: теоретический раздел цикл лекций для студентов iconВопросы к зачету по дисциплине ”
Физическая культура“ (по направлениям), ”Оздоровительная и адаптивная физическая культура“ (по направлениям), ”Физическая реабилитация...

Е. С. Бойко, Ю. С. Грачев, Ю. В. Киреев физическая культура: теоретический раздел цикл лекций для студентов iconПрограмма педагогической практики направление подготовки 032102 «Физическая...
Обсуждено и рекомендовано к использованию в учебном процессе на заседании кафедры физической культуры и адаптивных технологий

Е. С. Бойко, Ю. С. Грачев, Ю. В. Киреев физическая культура: теоретический раздел цикл лекций для студентов iconСпециальность 032101- физическая культура и спорт
Гимнастика: Программа курса (для специальности 032101- физическая культура и спорт). – Ставрополь: Изд-во сгу, 2009. – 30с

Е. С. Бойко, Ю. С. Грачев, Ю. В. Киреев физическая культура: теоретический раздел цикл лекций для студентов iconФизическая культура часть общечеловеческой культуры
Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности...

Е. С. Бойко, Ю. С. Грачев, Ю. В. Киреев физическая культура: теоретический раздел цикл лекций для студентов iconМетодические указания для их выполнения по дисциплине «Физическая культура»
Задания к контрольным работам и методические указания для их выполнения по дисциплине «Физическая культура». Екатеринбург, фгаоу...

Е. С. Бойко, Ю. С. Грачев, Ю. В. Киреев физическая культура: теоретический раздел цикл лекций для студентов iconУчебно-методическое пособие Северодвинск 2012 Сабирова Е. В. Лекционный...
Сабирова Е. В. Лекционный курс и тестовые задания для итоговой аттестации студентов по дисциплине «Физическая культура»: Учебно-метод...

Е. С. Бойко, Ю. С. Грачев, Ю. В. Киреев физическая культура: теоретический раздел цикл лекций для студентов iconТемы лекций. Первобытная культура Культура Древнего Востока. Античная культура
Культурная картина мира. Межкультурные коммуникации. Этническая культура. Язык культуры

Е. С. Бойко, Ю. С. Грачев, Ю. В. Киреев физическая культура: теоретический раздел цикл лекций для студентов iconПояснительная записка Содержание образовательной области «Физическая культура»
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов