Литература 295 введение Предлагаемый нами «Словарь»




НазваниеЛитература 295 введение Предлагаемый нами «Словарь»
страница1/31
Дата публикации10.12.2013
Размер3.2 Mb.
ТипЛитература
zadocs.ru > Культура > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31


Энциклопедия

управленческих знаний

Руководители издания

"Энциклопедия управленческих знаний"
Атаманчук Г.В., Иванов В.Н.,

Патрушев В.И. (зам. руководителя),

Гладышев А.Г. (ученый секретарь)

Редакционная коллегия:
Анисимов О.С. Деркач А.А. Мазин Г.И.

Атаманчук Г.В. Добреньков В.И. Мельников С.Б.

Гладышев А.Г. Дятченко Л.Я. Павлюк Н.Я.

Городяненко В.Г. Иванов В.Н. Петраков Н.Я.

Григорьев С.И. Керимов Д.А. Уржа О.А.

Гусева А.С. Львов Д.С. Шамхалов Ф.И.


Энциклопедия

управленческих знаний


Анисимов О.С.


^ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ

Москва – 2002
ББК 87.3

А 67
Анисимов О.С.
Методологический словарь

для управленцев

М., 2002 – 295 с
Методологический словарь является расширенным переизданием словаря с увеличением тех терминов, которые касаются управленческой деятельности. Словарь предназначен как для управленцев, так и для самих методологов, аналитиков, консультантов в системах деятельности и, в частности, в управленческих структурах. Постепенное совершенствование в рамках постоянного накопления теоретико-деятельностных различений в творческой работе методологического семинара и игромодельных процедурах должно привести к созданию энциклопедического словаря по теории деятельности и методологии. Словарь такого типа выступает в качестве инструментального обеспечения качественного роста всей управленческой, аналитической и методологической практики.


Рецензенты:

В.Н.Иванов, д.ф.н., профессор,

И.Н.Семенов, д.п.н., профессор
ISBN 5-902127-05-Х
© Анисимов О.С.

Содержание
Введение ..6

Методологический словарь………………………………………9

Приложение 1. Диалог "Онтология мира деятельности"……216

Приложение 2. Методологическая "Азбука"…………………… 280

Литература 295

введение

Предлагаемый нами «Словарь» является результатом некоторой переработки и значительного дополнения терминами из управленческого лексикона, а также рядом терминов, которыми пользуются методологи.

Для облегчения системного пользования «Словарем» нами введена предваряющая онтологическая разметка частей самого пространства деятельности и его додеятельностной среды (см. Приложение 2., сх. № 15).

Самое крупное членение разграничивает мир деятельности и остальные миры, являющиеся как предпосылками появления мира деятельности, так и ресурсной базой для этого мира. Внутри додеятельностного мира различаются несколько миров. Среди них отмечен мир жизнедеятельности, социодинамический мир и мир культуры. Опосредованно различают социокультурный уровень социодинамического мира, а приходимость к миру культуры обуславливается «появлением» механизма мыслекоммуникации. Усложнение и внесение факторов культурной трансформации коммуникации предопределяется созданием языковых средств коммуникативных отношений. К бытию языковых средств примыкает вычленение «пространств» собственно мышления в его прикрепленности к парадигме языковых средств и к использованию этих средств с появлением логических форм движения мысли.

Внутри деятельностного мира наиболее крупное членение представлено различением управленческой и исполнительской частей целостности. В исполнительской части множественность исполнительских звеньев усложнена наличием специфического сервиса и сервисной рефлексией. Каждое звено обладает структурой и разделенностью субъективной и объективной частей. Управленческая часть деятельностного мира совмещает базисную управленческую позицию и обслуживающие ее сервисные позиции. Рефлексивное сопровождение управленческих действий, пользующееся потенциалом многофункционального («пятидосочного») устройства рефлексии, усиливается блоком решения задач и проблем. Сервисные позиции усиливаются звеньями системного анализа (разотождествления и отождествления формы и морфологии) и объектного анализа (бытие «нечто»).

Между управленческим комплексом и исполнительской подсистемой внесена кооперативно связующая часть, включающая коммуникативно-общенческий блок, а также блок субъективного сближения («клуб») участников кооперативно-деятельностного взаимодействия.

Тем самым, деятельностное пространство наполнено как собственно деятельностными единицами, так и иными единицами, подчиняющимися способу деятельностного бытия.

Управленец, чье мышление, сознание, самосознание, самоопределение и др. предполагается упорядочить и усилить благодаря языковым средствам «Словаря», является наиболее очевидным потребителем всего набора терминов, их значений, онтологической соотнесенности и др. Его тип деятельностного бытия неотделим от мыслительного и рефлексивного проявления с помощью языка теории деятельности, в коммуникации и коммуникативно значимых взаимодействиях с исполнителями, заказчиками, сервисными субъектами и др.

Высокая определенность и строгость, системно-структурная взаимосогласованность значений, появляющиеся в методологическом конструировании языка, приближают мышление, сознание и самосознание управленцев к методологическому уровню, придают управленческому самоопределению типодеятельностную неслучайность. Сам «Словарь» является особым языковым средством в различных типах деятельности, которые насыщены рефлексивностью и сложными формами мышления, например, в консультационном, проектировочном, стратегическом, педагогическом и т.п. типах деятельности.

Для того, чтобы понять специфику содержаний, вводимых «Словарем», а также самой конструкции «Словаря», необходимо приобрести ориентировку во всей линии наших разработок в методологии. Соответствующую ориентировку можно получить в опубликованных работах, часть из которых упомянута в данном «Словаре». Решению этой же задачи будет способствовать знакомство с приложением "Азбука теории деятельности".

В качестве особого приложения предложен специальный диалог-модель, раскрывающий как содержание деятельностной онтологической схемы, так и путей его понимания.

^ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Абсолютная истина – утверждение, касающееся нечто, содержание которого не предполагает проблематизации, коррекции и выступает в функции научного знания.

^ Абсолютное тождество – утверждение, выступающее в качестве средства анализа реальных нечто и универсума и состоящее в "констатации" такого совмещения различного, противоположного (например, форма и морфология), которое не предполагает возможности еще большего совмещения.

Абсолютный – характеристика нечто, содержание которой состоит в полном, безотносительном наличии фиксированного качества (структурного единства качеств).

Абстрагирование – процесс перехода от созерцательных фиксаций, построения эмпирических текстов к созданию обобщенных заместителей массива (реального или возможного) эмпирических текстов. Результат абстрагирования выражает конструктивно-онтологическое содержание, в котором проявляется зависимость от фиксированного объема и особенностей замещаемых представлений и независимость от них, предопределенная конструирующими возможностями мыслителя и применяемого им способа мышления.

Абстрактное – при анализе единицы мысли, это результат обобщения как конструирования заместителя многообразия замещаемых "более конкретных" представлений и используемый в функции предиката в единице мысли; при осуществлении конкретизации мысли А. -предшествующее основание перехода к "конкретному" с помощью уточняющего утверждения.

Абстракция – это итог обобщения результатов созерцания, наблюдения, первичных описаний объекта изучения. Основные процедуры обобщения: расчленение; отбор наиболее значимых частей материала, подвергаемого обобщению; придание отобранным частям формы, подчеркивающей значимое и устраняющее незначимое или малозначимое; совмещение оформленных значимых частей в целостность; рассмотрение полученной целостности как конструкции или средства для дальнейшего мыслительного употребления; рассмотрение конструкции как самого объекта изучения с приданием ему объектной, по функции, причинно-следственной содержательности. Обобщение может быть стихийным, индивидуализированным, случайным, некритериальным и, наоборот, организованным, осознанным, подчиненным критериям, ориентированным на применение в рамках определенного способа, неиндивидуализированным. Наиболее важными свойствами абстракции как результата осознанного обобщения являются конструктивность, замещаемость ("вместо объекта и исходного материала познания"), технологичность, предназначенность для конкретизации, средственность. Примерами абстракций выступают концепция, теория, понятие, категория, значение. Языковые значения сочетают качества стихийных и организованных абстракций. В языковых высказываниях они используются в функции предикатов. Формирование необходимой суммы абстракций для успешной мыслительной деятельности является одной из труднейших проблем всего процесса присвоения современной культуры мышления. Итак, А. - результат обобщения или замещения множества образов (созерцательных, рациональных и т.п.) одним, в функции «сохранения» замещаемых содержаний. Абстрагирование начинается как выделение «общего» из множества однотипных образов через посредство схематизации, а продолжается путем особого конструирования или «полагания» содержаний. Реализация функции абстрагирования невозможна без трансформации сознания мыслящего и особого полагающего напряжения.

Абсурд – результат установления полной невозможности отнесения созданного утверждения по его содержанию к реальности или к фиксированной онтологеме.

Автоматизм – характеристика действия, подчёркивающая его осуществление вне ситуативно значимой рефлексивной самоорганизации и реагируемости на воздействия извне. В основе А. лежит овладение фиксированным способом действия.

Автономизация – процесс усиления тенденции к противопоставлению части целому в условиях увеличения активности части или уменьшения «требований» целого к частям, а также интенсификации внешних воздействий, вызывающих деструктурирующий эффект в отношении целостности.

Авторитетность – характеристика отношения партнёров к качествам фиксированного участника социокультурного взаимодействия, которыми, по их мнению, обладает «этот» участник вне зависимости от изменяющихся обстоятельств и которые предопределяют высокий уровень доверия к нему, готовность входить с ним в соответствующие отношения.

Адаптация – процесс изменения проявлений и поведения «нечто» или его внутренние перестройки, носящие временный характер, предопределённые внешними условиями (среды) или фиксированным иным нечто.

Адекватный – характеристика реагирования на внешнее воздействие, подчёркивающая соответствие изменений в проявлениях, в поведении или внутренних изменений особенностям воздействий и источника воздействий.

Администрировать – управлять, опираясь не на существо дела и соответствие возникшей ситуации, а путем формального и субъективно сознаваемого и оцениваемого привнесения правил или указаний от имени своего должностного положения.

Акмеограмма – кривая уровней достижений (по тем или иным критериям), расположенных по временной оси жизненного цикла.

^ Акмеологическая диагностика – диагностика, направленная на выявление актуального уровня сформированности механизмов, обеспечивающих достижение высших результатов.

^ Акмеологические методы – методы, обеспечивающие формирование механизмов, приводящих к высшим достижениям.

Акмеологические проблемы – проблемы изучения и реального хода изменений в достижениях человека и в формировании механизмов, обеспечивающих получение высших результатов.

^ Акмеологические проекты – проекты, исходной основой которых выступает установка на выработку и реализацию пути к высшим достижениям и к внутренним условиям их получения.

^ Акмеологические технологии – технологии, исходной основой которых выступает установка на формирование механизмов получения наивысших результатов.

Акмеологические ценности – ценности, содержание которых связано с устремленностью на формирование механизмов, обеспечивающих достижение высших результатов.

^ Акмеологический потенциал – характеристика состояния и тенденций абстрактной составляющей способности к типу деятельности, "любой" деятельности, к бытию в социокультурных средах по критерию достижимости максимальных результатов.

^ Акмеологический прогноз – прогноз дальнейшего хода формирования механизмов, обеспечивающих получение высших результатов, а также динамики уровня получаемых результатов по тому или иному критерию.

Акмеология – наука о механизмах, внутренних и внешних факторах прихода к наивысшим достижениям человека в его жизненном пути и, в частности, в профессиональной деятельности, проявлений в высшей точке траектории пути ("акме") и отхода от высших достижений.

^ Акмеология и теория развития. В предмете акмеологии изучение механизмов развития занимает ключевое место, так как только естественное и организованное изменение человека, формирование механизмов развития предопределяет возможность понять путь получения высших достижений, а обращенность к механизмам развития ускоряет нахождение этого пути и глубину, темпы роста достижений.

^ Акмеология управления - это область акмеологии, обращенная к изучению явлений высшего мастерства в управленческой деятельности, его становления и увядания, а также высших проявлений человека в управленческой деятельности. На основе изучения таких явлений строятся соответствующие специализированные средства диагностики, способы формирования управленческих способностей и выращивания мастерства управленческой деятельности, способы осуществления этой деятельности в наиболее сложных и инновационных условиях. Современная акмеология управления имеет свои специализированные концепции, понятия, категории, методы исследования, диагностические средства, способы формирования акмеологически значимых качеств личности управленца. В качестве синтетической формы решения различных задач, проблем, реализации разнородных функций выступает игромоделирование на базе технологических идей, разработанных в методологии и принявших название "организационно-деятельностные игры" - ОДИ. Организационно-процессуальная форма ОДИ включает в себя: анализ проблемной ситуации, возникшей в системе управления; нахождения решения с учетом интересов всех типовых участников управленческого процесса; введение и использование систем критериев, специфичных для типовых участников; организация интеллектуального процесса и межперсонального взаимодействия; формирование новых профессиональных способностей; диагностика динамики изменений участников игропроцесса; развитие групподинамических явлений и сплочения участников решения поставленных игрозадач и проблем; разработка проектов развития систем управления. Именно в ОДИ и подобных формах создаются наилучшие условия для акмеологических проявлений и приобретения личного "акме", имеющего социокультурную значимость.

^ Аксиома – утверждение, лежащее в основании рассуждения и не предполагающее процедуры доказательства его правомерности.

Акт мысли – единица языкового мышления, имеющая направленность на подтверждение фиксированного предиката. Акт мысли включает фиксацию субъекта мысли, подбор предиката, фиксацию подобранного предиката как средства мысли, отнесение предиката к субъекту, фиксацию "тождественности" содержания предиката содержанию субъекта. При переходе к последующему акту мысли (суждению) содержание предиката «разотождествляется» с содержанием субъекта, а сам предикат либо возвращается в словарь, либо подвергается конструктивной трансформации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 295 введение Предлагаемый нами «Словарь» iconЛитература введение представления о новой проблематике плохо вяжутся...
Оглавление введение Социологический актуализм и концепция материалистического понимания истории

Литература 295 введение Предлагаемый нами «Словарь» iconКонспект лекций Содержание Введение 4 Тема Экономическая теория:...
Предлагаемый читателям конспект лекций разработан в соответствии с типовой программой дисциплины «Основы экономических теорий» для...

Литература 295 введение Предлагаемый нами «Словарь» iconЛитература Введение
Поколения ЭВМ. Классификация современных компьютеров по функциональным возможностям

Литература 295 введение Предлагаемый нами «Словарь» iconГэльско-русский словарь
Настоящий словарь не является законченной работой. Словарь предназначается для образовательных целей. Разрешается делать копии настоящего...

Литература 295 введение Предлагаемый нами «Словарь» iconЛитература введение
I. основные положения теории на­дежности оросительных систем с использова­нием дождевальной техники

Литература 295 введение Предлагаемый нами «Словарь» iconЛитература введение
Свойства эфирных масел и технология массажных средств (мазей, гелей, линиментов, кремов и др.)

Литература 295 введение Предлагаемый нами «Словарь» iconИстория отечественного государства и права
Чистяков О. И., лауреат Гос премии рф, проф введение, § 3 гл. 1, гл. 2, § 1 гл. 3, гл. 4, § 1, 3 гл. 8, гл. 9, § 1 гл. 10, гл. 15,...

Литература 295 введение Предлагаемый нами «Словарь» iconОглавление введение 3
Энциклопедический словарь дает следующее определение спорту: "спорт это составная часть физической культуры, средство и метод физического...

Литература 295 введение Предлагаемый нами «Словарь» iconЛитература Введение
Учитывая бешеный темп современной жизни, вы, уважаемый читатель, хотите как можно быстрее ответить себе на вопрос

Литература 295 введение Предлагаемый нами «Словарь» iconБоброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Ш21 Происхождение слов. Ч 4-е изд
Таким образом, Словарь преследует как справочные, так и мотивационные цели, позволяет не

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов