С. А. Блинова Программа «Семья»




Скачать 362.85 Kb.
НазваниеС. А. Блинова Программа «Семья»
страница1/3
Дата публикации18.08.2013
Размер362.85 Kb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Культура > Программа
  1   2   3
Владимирский институт повышения квалификации работников образования
Лаборатория «Русская школа как система воспитания и образования»


С.А. Блинова



Программа «Семья»

в системе духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения
Владимир-2008

Автор: Блинова С.А.старший научный сотрудник лаборатории «Русская школа

как система воспитания и образования Владимирского института

повышения квалификации работников образования

Рецензент и консультант: ^ Ионова Т.А. – кандидат философских наук, заведующая

лабораторией «Русская школа как система воспитания и

образования» Владимирского института повышения

квалификации работников образования

^ Программа «Семья» в системе духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения.
Именно семья должна определять цели, смысл, содержание образовательного процесса, она является хранительницей народной традиции и основным элементом ее передачи.

Протоиерей Евгений Шестун


  1. ^ Аналитические основы программы.

Одной из острых проблем современной школы является проблема педагогического сопровождения семейного воспитания. Без целенаправленной системной работы образовательного учреждения с семьей учебно-воспитательный процесс затруднен, а очень часто и невозможен по причине кризисных явлений в воспитательной сфере семьи и утраты традиционных духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в современном обществе.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе отечественной культурной традиции предполагает интеграцию и воспитательного процессов, форм и методов взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. В решении задач воспитания детей наиболее результативным является системный подход. В образовательном учреждении должна быть создана система духовно-нравственного воспитания и одна из составляющих действенности этой системы – работа с семьей. Педагог в системе духовно-нравственного воспитания рассматривается как транслятор культуры в семье.

Единство семьи и школы в воспитании – это условие формирования личностной цельности ребенка, его сознательного мировоззренческого выбора и поведенческого стереотипа. Семья и школа призвана давать ему представления о жизненных целях и ценностях, характере взаимоотношения с людьми, критериях и нормах поведения в обществе и семье. В процессе семейного и школьного общения происходит передача жизненного опыта старших поколений и формирование нравственного типа личности ребенка. В условиях кризиса семьи именно образовательное учреждение выполняет функции воспитания.

Причины кризиса семьи в вызваны устремленностью современного общества к внешним атрибутам цивилизованности и отступлением от духовно-нравственных истоков отечественной культуры и проявляются в

  • отсутствии духовной основы в создании и жизни современной семьи;

  • глубокой трансформации жизненных ценностей, более сильных и значимых ориентациях современного человека на внесемейные ценности, на личный успех и преуспевание;

  • ослаблении духовных ценностей семьи (к духовным ценностям относятся мировоззренческие устои, коллективистские отношения, психологический климат, общение внутри семьи и с окружающим миром, эстетика быта, воспитательный потенциал семьи);

  • разрушении традиционной семьи с ее многодетностью, супружеской и родительской верностью, отношениями, основанными на любви и браке;

  • замене традиционной семьи новыми альтернативными формами, характеризующиеся малодетностью или безденостью, немоногамными моделями брака и семьи;

  • осознании родительства как препятствия для самореализации личности;

  • разрушении традиционных внутрисемейных связей, что приводит к усложнению межличностных отношений между супругами, родителями и детьми;

  • ослаблении чувства семейного долга у членов семьи, сопровождающимся отчуждением родных людей друг от друга;

  • трансформации социальных ролей супругов, появлении нового типа семьи с обоюдной карьерой мужа и жены, изменение внутрисемейных функций супругов: утрата традиционной роли отца и супруга в семье в связи с возрастанием материнского участия в обеспечении семьи;

  • разрушении традиционных устоев в сфере супружества (право вступления в повторный брак), в результате чего распадается слитность, целостность брачного поведения, разрушается единство системы «супружество – родительство – родство»;

  • распространении ценностей индивидуализма и гедонизма;

  • нарушении прошлой нравственной традиции – одобрении добрачных связей, супружеских измен, сексуальной свободы в браке;

  • ослаблении системы преемственности поколений и противоречиях в воспитательной сфере семьи;

  • отсутствии системы духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей.

Кризис семьи имеет духовную природу и является следствием утраты отечественных ценностей семьи, идущих от русской культурной традиции.
^ 2. Философское обоснование программы.

Естественная и социальная природа человека, его материальное и духовное бытие проявляются в семье. Семья и семейные ценности представляют собой важные элементы культуры, являются необходимыми и значимыми для человека на протяжении веков.

Воспитание человека начинается с семьи. Семья для ребенка - это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. В семье ребенок учиться трудиться, у него формируется умение ценить и уважать труд взрослых. В семейной атмосфере складываются представления ребенка о добре и зле, то есть закладываются основы нравственности личности. По мнению П.Ф.Каптерева, называть кого-либо нравственным существом можно в том случае, если это существо различает, что такое добро и что такое зло. В семье закладываются основы духовной культуры человека.

В семье ребенок с раннего детства, еще до того, когда он начинает ясно осознавать свои поступки и четко контролировать свое поведение, усваивает язык и веру, образ мышления, картину мира, мнения по поводу кардинальных проблем бытия. Семья закладывает базовые культурные ценности, регулирующие будущее поведение человека в разных сферах деятельности, формирует сценарии всех возможных ролей, которые предстоит человеку сыграть. История материализуется в национальных традициях и в стереотипах поведения. Их хранительницей является семья. В процессе исторического развития общества ценности семьи посредством традиции передаются новым поколениям как модель поведения в семье и обществе.

В современном мире проблема возрождения традиционных семейных ценностей приобретает особую значимость, потому что стали очевидными признаки кризисного состояния семьи. Семья перестает быть основным способом включения молодого поколения в культурную традицию. Утрата духовных ценностей нередко оборачивается потерей индивидом целей и смысла жизни. Поэтому велика роль семьи и семейных традиций в духовном возрождении, воссоздании ценностной сферы жизни всего общества и отдельного человека.

Философское наследие отечественных мыслителей раскрывает сущностный смысл семьи и ее ценностей, содержит обоснование духовного смысла семьи и брака.

Обращение к отечественному философскому наследию в освещении вопросов семьи и семейных ценностей помогает осознать причины кризиса семьи в современном обществе и возможности его преодоления.

В России семья стала объектом изучения в середине XIX века. Д.Н.Дубакин, М.М.Ковалевский и др. проанализировали семейно-брачные отношения в Древней Руси по семейному кодексу «Домостроя», своду правил семейно-бытового поведения, составленного еще в XVI веке протопопом московского Благовещенского собора и наставником Ивана VI Сильвестром. «Домострой» показывает нормативные отношения в семье, которая предстает моделью государственного устройства. Он изображает образцовый дом и семью, стремясь унифицировать такой идеал домашней жизни, чтобы в доме было «как в рай войти». «Домострой» учит жить чисто, соблюдать порядок, быть гостеприимным, милосердным, блюсти взаимное уважение и т.д. Этот свод правил стремится смягчить грубые семейные нравы, дать такие советы, которые служили бы миру и житейской прочности в семье. В отличие от многих европейских аналогов, содержащих науку о домохозяйстве, где на первый план выходят практические советы лично хозяину дома в его индивидуальных заботах, в «Домострое» экономически полезная сторона не является самоцелью, это – необходимое условие общественной состоятельности человека, выполнение его нравственного долга перед Богом и миром: быть добропорядочным главой семьи и выполнять на глазах всего честного люда принятые нормы поведения и правила быта. Семья, по «Домострою», является школой подготовки к жизни, и каждый её член от слуг и детей до главы («господина») имеет свои строго определенные права и обязанности. Муж – глава семьи. Главные обязанности детей – послушание, любовь к родителям, забота о них в старости. Основа иерархии в семье – духовная. Всякая благочестивая семья, по «Домострою», имеет в своем основании три ипостаси: духовное строительство, строительство отношений между членами семьи и экономическое строительство. Первое место в приоритете ценностей занимает духовная жизнь семьи. Это неизбежно накладывало отпечаток на другие составные «дома», на взаимоотношения между членами семьи, ее экономическую жизнь. В «Домострое» содержатся рекомендации о строении семьи: «о том, как веровать во Святую Троицу и Пречистую Богородицу и в Крест Христов, о том, как жить православным христианам в миру с женами и с детьми, и с домочадцами, как наставлять их и поучать, и страхом спасать, и грозой запрещать и во всех делах сохранять их в чистоте душевной и телесной, и о них заботиться, ибо сказал Господь: «Да будете оба в едину плоть», - а апостол сказал: «Если страдает один член – то все с ним страдают»; также и ты, не о себе лишь заботься, но и о жене, и о детях своих, и обо всех остальных – до последнего домочадца, ибо все мы связаны единой верой в Бога». Дом, основанный на браке, обязательно предполагал детей, причем столько, сколько Бог даст. На родителей возлагалась ответственность за воспитание детей: «А пошлет кому Бог детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добром навыке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку». В концепции «Домостроя» лишь замужняя женщина и женатый мужчина обладали социальным полноправием, ибо только в браке человек обретает целостность. Человек вне брака – неполноценен, человек, утративший дом – изгой. Стремление жить по Заповедям Господним, супружество, материнство, терпение, труд, почитание родителей, любовь к ближнему, целомудрие – эти ценности определяли образ жизни семьи. Опыт жизни по этим ценностям (сначала в семье, а потом в обществе) изложен в «Домострое».

Особенно рельефно тема семьи и семейных ценностей представлена в трудах русских философов Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского, В.С.Соловьева, В.В.Розанова, И.А.Ильина.

Николай Федорович Федоров рассматривает семью в контексте своего учения о воскрешении. Особое качество философского видения Федорова заключается в том, что фокус наведен на человека не в его социальном, а в природно-родовом и одновременно универсально-космическом аспектах. В его видении мира – синтез корней и вершин, земного, природного чувства родства и порыва к небу, к бессмертию, к богоподобию. Федоров как бы укореняет нравственность в непрерывающуюся, хотя и погребенную в почву, цепь наших отцов, дедов, без которых не было бы и нас самих, и нашего культурного мира. Философ определяет семью как «нравственную единицу», которая должна быть проявлением двух добродетелей: «во-первых, бескорыстия, в такой семье не было бы поклонения вещи, идолопоклонства; а во-вторых, любви всеобщей, чистой, т.е. христианской». По мнению философа, «основное свойство родственности есть любовь». В философии всеобщего синтеза отличительной чертой человека Н.Ф.Федоров называет оставшиеся в душе сынов человеческих образы родителей. Нравственное состояние человека определяется его отношением к родителям: «Сын, не оставивший родителей, есть первый сын человеческий, оставивший же родителей есть первый блудный сын. Оставление сынами родителей и есть первое падение, гетеризм же и избиение престарелых родителей сынами есть самое глубочайшее падение».

Павел Александрович Флоренский считал, что каждый цивилизованный человек, «уважающий своих предков», должен знать не только историю своей семьи, но и выявить цели и задачи своего рода. П.А. Флоренский был одним из лучших генеологов – исследователей, являя собой редкий образец собирателя истории своего рода. По его мнению, семейный быт нашего народа отличался особой цепкостью по отношению к родовым преданиям, крепкой родословной традицией. Философ считал, что история рода должна давать нравственные уроки и задачи. Определить свое место и задачу в роде, преумножить достижения рода – обязанность каждого человека.

В.С.Соловьев в своем труде «Смысл любви» утверждал, что истинный человек – образ и подобия Божия – цельный человек, единство мужчины и женщины. Раскрытию образа Божия в человеке содействует идеализация, благодаря которой любящий видит в другом красоту, совершенство и высший идеальный образ. Этот высший вечный замысел дан не для любования, а для серьезной духовной работы, для воплощения в жизни другого человека. Единство двоих – это осуществление высшего образа в каждом из них. Двое создаются как «абсолютная индивидуальность» или «абсолютная личность». В. Соловьев утверждает, что «дело истинной любви прежде всего основывается на вере». Вера дает любви силы бороться за свою жизнь и с терпением нести свой крест. «Чтобы заслужить свое блаженство, она (верующая любовь) должна взять крест свой. В нашей материальной среде нельзя сохранить истинную любовь, если не понять и не принять ее как нравственный подвиг. Недаром православная церковь в своем чине брака поминает святых мучеников и к их венцам приравнивает венцы супружеские».

Философ высказывает свою позицию относительно характера взаимоотношений родителей и детей. По его мнению, отношения родителей и детей должны строиться на чувстве благоговения, признании ребенком превосходства родителей над собою и своей зависимости от них. Ребенок чувствует к ним благоговение, и из этого чувства вытекает практическая обязанность послушания. В любви ребенка к родителям, по мнению философа, должно господствовать чувство преклонения и долг послушания. Именно такое отношение детей к родителям, положительное неравенство, присутствующее в их отношениях в силу преимущества родителей перед детьми, лежит в основе особого рода нравственных отношений. Соловьев видит здесь «естественный корень религиозной нравственности, которая представляет особую, важную область в духовной природе человека».

Семья у Соловьева – не только сфера нравственности, но и сфера восхождения от нравственности к религиозности. «В историческом порядке нравственной организации общества, в развитии ее духовности В.Соловьев выделяет три основные ступени, именуемые по преобладающему моменту в каждой из них: ступень родовая, народно-политическая и духовновселенская. Первая выражает по преимуществу прошлое, вторая – настоящее, третья – будущее. В развитии нравственности по типам одухотворения эти же самые ступени отражают одухотворение семейной религии – от культа предков (прошлое) к браку (настоящее) и, далее, к воспитанию детей (будущее). А в этой мере, в какой эти три области относятся к бытию нравственности, они служат формами соединения человека с Богом: одна через прошлое, другая – через настоящее и третья – через будущее».

Василий Васильевич Розанов, исследуя проблемы семейной жизни и пола, утверждает семейный вопрос как главный в жизни общества. Семью Розанов ставит выше различных партий и идеологий, «шаблонной» нравственности. Для него семья – центр мироздания. Социально и нравственно организующая сила, создающая преемственность и связь поколений. Именно семья, по Розанову, выступает основой общества, ее животворящей силой. Он пишет: «Семья – это «Аз семь» каждого из нас, «святая земля». Это есть настоящее духовное отечество наше, без коего каждый из нас – духовно бобыль. Семью нужно понимать как труд, как неустанную заботу друг о друге, как единственный предмет, для коего труд не труден и забота не утомляет». С точки зрения философа, основные ценности, которые должны связывать супругов в браке – это уважение, взаимная любовь, поскольку «сущность чистого брака есть совершенная любовь».

Анализируя характер семейно-брачных отношений в современной ему России, Розанов отмечает очевидные признаки кризисного состояния семьи. «Семья, - писал Розанов, - опустела и запустела: она немного развратилась, она, во всяком случае, стала бессодержательна и как бы даже несколько глупа, то есть опять немного чуть-чуть, но это такой огромный культурный фактор, где «чуть-чуть» отзывается последствиями, коих не загладить отличным зубрением самых «ободренных» учебников по самым хитропридуманным программам».

Иван Александрович Ильин в своем труде «Путь духовного обновления» называет семью «островом духовной жизни». Главным условием семейной жизни, по Ильину, является «способность родителей ко взаимной духовной любви». «Духовный очаг» связывает мужчину и женщину со священными силами, первообразами, которые открываются ему в недрах его семьи и рода: «первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту, и первообраз благого отца, дарующею питание, справедливость и разумение».

Философ раскрывает сущность духовной любви: «В отличие от любви инстинкта духовная любовь тяготеет к качеству, достоинству, совершенству. Она не восхваляет сослепу то, что нравится, но ищет подлинно хорошего, и это подлинно хорошее вызывает у человека чувство любви: это - доброта и благородство души, художественное произведение искусства, человек с глубоким и чистым сердцем, справедливость, мудрость, величие и значительность природы, словом - божественное совершенство во всех явлениях, вещах, людях, состояниях и поступках». Именно духовная любовь, по Ильину, «может дать человеку тот запас взаимного понимания, взаимного снисхождения к слабостям и взаимного прощения, терпения, терпимости, преданности и верности, который необходим для счастливого брака». Только дух, с точки зрения мыслителя, имеет достаточно глубокое и длительное дыхание для того, чтобы творчески создавать и поддерживать естество семьи, чтобы успешно решать не только проблему половой любви, но и проблему «создания нового, лучшего и более свободного поколения». Семья, лишенная любви и духовности, не сможет разрешить главную задачу брака и семьи – «осуществить духовное воспитание детей». Из духа семьи и рода, из духовного и религиозно осмысленного восприятия своих родителей и предков родится и утверждается в человеке чувство собственного характера и здоровой гражданственности. Поэтому семья – это «первооснова Родины». Семья призвана поддерживать и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию, благодаря которой, считает Ильин, возникла вся наша индо-европейская и христианская культура, культура «священного очага семьи» с ее благоговейным почитанием предков, с национальными обычаями и обрядами.

Отсутствие духовной первоосновы, утрата традиционных ценностей культуры порождают кризисные явления в обществе, семье. Ильин по этому поводу предостерегал: наступят времена, когда безответственность родителей будет расти из поколения в поколение. «Это как раз в те эпохи, - настаивает философ, - когда духовное начало начинает колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; это эпохи крупнейшего безбожия и приверженности к материальному, эпохи бессовестности, бесчестия, карьеризма и цинизма. В такие эпохи священное естество семьи не находит себе больше признания и почета в человеческих сердцах; им не дорожат, его не берегут…Тогда между родителями и детьми вырастет пропасть, отец и мать перестают понимать своих детей, а дети начинают жаловаться на абсолютную отчужденность, и уже много лет спустя дети воспроизведут в своих семьях эту отчужденность: новая эпоха, как бы ее ни обновляли и не подкрашивали бы, оборачивается новым оскудением, новым заболеванием. Этот кризис подрывает семью, общество, государство».

Таким образом, семья в русской философии ассоциировалась с высшей нравственной ценностью, сферой реализацией любви, со стремлением к совершенству, целостности, полноте бытия, продолжением рода. Образ семьи являлся образом полноты, завершенности, совершенства жизни. В русской философии создана духовная традиция осмысления семьи и ее ценностей. Вера, духовное единство, забота о ближнем, нерасторжимость супружеского союза, материнство, отцовство, терпение, послушание, взаимное доверие, взаимное уважение, трудолюбие, почитание родителей, память предков, преданность, верность, целомудрие, взаимное прощение, неиссякаемая любовь… Эти ценности семьи созидает отечественная философская мысль.

В современном мире наблюдаются кризисные явления в жизни семьи. Семейные отношения перестали быть выражением духовного единства и жертвенной любви, ценность пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака почти утрачена, супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое нежелательное бремя. Послушание, почитание, уважение старших едва ли не полностью вытеснены из современной жизни. Нарушение устоев семьи привело к фактическому нарушению иерархии семейных взаимоотношений, утрате традиционного уклада семейной жизни, потере родовых и семейных связей между поколениями. Кризис семьи, предсказанный Ильиным, - факт современной жизни. Разразившаяся «демографическая катастрофа» превзошла даже самые пессимистические ожидания. За прошедшее столетие наше Отечество прошло скорбный путь: из страны с ежегодным приростом населения около миллиона человек в начале ΧΧ века Россия к началу ΧΧІ века превратилась в вымирающий регион планеты с ежегодной убылью населения до одного миллиона человек. Если в русской культурной традиции многодетная семья – это счастливая семья (чем больше детей, тем больше счастья), то особенность нашего времени – низкая рождаемость. Удивительно, что в тяжелые годы Великой Отечественной войны рождаемость в стране была выше, чем в настоящее время. Значит, проблема рождаемости – это не только проблема зарплат и условий проживания. Это, прежде всего, проблема идеалов, проблема ценностей. Навязывание индивидуализма, гедонистической культуры приводят к разрыву с духовной традицией, девальвации традиционных ценностей, снятию нравственных норм и запретов, внедрению ценностей радикально аморальных. Криминальные авторитеты заменили для молодых людей героев великой Отечественной войны, а идеалы здоровой, целомудренной, многодетной семьи вытесняет пропаганда половой распущенности. Тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образовательных программ.

Динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации вытесняют взрослых из процесса воспитания, заменяя детям родительское общение, подрывая авторитет семьи, школы, образовательных учреждений. Разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно неполноценных молодых людей. Для России с ее многовековой православной культурой это противоестественно. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, выступая на XII Всемирном Русском Народном Соборе в феврале 2008 года, отмечал: «Семья – это укрепление и поддержка связей со старшим поколением – родителями, дедушками, детьми, со всеми другими родственниками. Крепкие семейные связи во много раз усиливают личность, придают ей устойчивость в этом бурном мире. Дают ей реальную опору… Сегодня нам предстоит восстановить разорванную связь времен и традиций и уже на этой основе строить свое будущее». По мнению святейшего патриарха всея Руси Алексия II, выход из кризиса семьи нужно искать в сохранении и возрождении святости семейной жизни.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. А. Блинова Программа «Семья» iconПрограмма Детского движения Москвы «Моя семья в летописи Великой Отечественной…»
Программа «Моя семья в летописи Великой Отечественной…» живая, не обезличенная история перевернувшая сухие книжные факты в увлекательную...

С. А. Блинова Программа «Семья» iconСтупина о. А. Курс лекций для подготовки к егэ по обществознанию семья Семья
Семья-малая группа, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью

С. А. Блинова Программа «Семья» iconЗдоровая семья частица сильного народа
Семья – замысел вечносущего Бога, сотворившего все во благо людям. Это заставляет нас размышлять о ее устройстве, о ее назначении...

С. А. Блинова Программа «Семья» iconПрограмма проведения молодежного лагеря «Дружная греческая семья Украины»
«Социально-политические изменения и роль молодежи, как«двигателя» данных изменений»

С. А. Блинова Программа «Семья» iconКонцепция развития деятельности Национального общественного комитета...
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов, понятий и представлений о деятельности Национального общественного комитета...

С. А. Блинова Программа «Семья» iconЭкомир моей семьи
Мне повезло, что у меня есть место, где меня всегда примут это моя семья. Семья– это самые дорогие и близкие люди. Для меня семья...

С. А. Блинова Программа «Семья» iconБлаготворительный Фестиваль детского творчества
Идея фестиваля объединить всех детей и подростков разного социального статуса под общим девизом "Моя семья-планета детства", тем...

С. А. Блинова Программа «Семья» iconСемья социальная ячейка общества. Функции современной семьи
Чем шире и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее её жизнь, тем крепче сама семья и прочнее...

С. А. Блинова Программа «Семья» iconРассказывают, что во время Великой французской революции произошел такой эпизод
Петр I. Слово «фамилия» в переводе с латинского означает «семья». Это уже указывает на назначение фамилии – обозначить единое семейное...

С. А. Блинова Программа «Семья» iconМетодические рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине...
Дисциплина «Молодая семья – объект молодежной политики» (специальность – «Специалист по работе с молодежью»)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов