Скачать 1.5 Mb.
|
![]() Проектирование и конструирование – понятия, имеющие некоторые различия в области применения. Проект – комплект документации, необх. для строительства или модернизации объекта строит-ва, но иногда и изделия. Конструкторская документация – комплект документов, необход. для изготовления как.-либо изделия. С расширением произв-ва заменителей прир. материалов происходит снижение доли древ-ны в сов-ти конструкцион. мат-лов. ^ –одно- или много- элементное дерев. изделие с тщательно обработанной поверхностью (пример одноэлем. – лыжи, линейка, трость). Столярное изделие (СИ)–дерев. изделие с тщательно обработанной поверхностью и точной пригонкой соединений элементов (окна, двери, мебель). Ряд качеств СИ обеспечивается дополнительными видами обработки (окраска, фанерование, антисептирование). Существуют столярно-строит. работы. Столяр – рабочий, занимающ. обработкой дерева, более тонкой и тщательной, чем плотник. Дизайн–худож.-конструкторск. деятельность, включающ. творчество, методы, результаты труда и их реализацию в объекте разработки. Техническ. эстетика(ТЭ) – дисциплина, изучающ. соц.-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничн. предметной среды. Она рассматривает происхождение и закономерности развития дизайна, принципы и методы худ. конструирования, проблемы творчества и мастерства художника-конструктора (дизайнера). Цель ТЭ–обеспеч. условия труда, быта и отдыха людей. Клас-ция ИД. Материал – л/м, мат-лы пиленые строганные, лущеные клееные слоистые, плиты стружечные и волокнистые, пресс-масса из измельченной древесины; Хим. Мат-лы: пластмасса, клеи, металл, стекло, керамика. По конструкции-щитовые, брусковые, рамочные, каркасные, комбинированные. По технологии-столярные, клееные, прессованные, формованные, плетеные. По виду изделия-стандартные дома, клеен. конструкции, строит. изделия, мебель, муз. инструменты, оборудование вагонов, судов, тара, спорт. инвертарь и др. По типу изделия-окна, двери, корпуса, игрушки, ящики и др. ![]() ^ Основные требования к ИД определяются её качественными хар-ками. Под качеством понимают сов-ть св-в, удовлетворяющих определ. потребностям в соответствии с назначением изделия. Качество ИД можно оценивать по производственным и потребительским показателям. К первым относят конструктивные, технологические и технико-экономические показатели. Конструктивные показатели определяют простоту и целесообразность конструкции изделия, рациональный выбор м-лов, соответствие размеров и формы элементов действующим нагрузкам и условиям эксплуатации. Конструкция изд. д/обеспечивать его работоспособность в течение заданного срока эксплуатации. Технологические показатели характеризуют соответствие изд. оптимальной технологии их изготовления, точность, возможность сборки и взаимозаменяемость деталей, степень стандартизации, нормализации и унификации, вид и категория отделки. Конструкция считается технологичной, если она обеспечивает пок-ли: простота компоновки и совершенство формы, обеспечивает удобство и min трудоемкость сборки изделия и его ремонта. Технико-экономические показатели (ТЭП) определяются материальными, энергетическими и трудовыми затратами на произв-во и потребление ИД, методами испытаний, правилами приемки, маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Требование ТЭП-снижение затрат на произв-во. Потребительские показатели - социальные, функциональные, эргономические, эстетические, экологические, показатели надежности и безопасности эксплуатации. Социальные требования определяют общественную целесообразность выпуска ИД, соот-вие их необх. уровню потребления. Функциональные требования характеризуют осн. назначение изделий, эффективное использование и совершенство исполнения ИД, основн. и вспомогат. ф-ции. Комплекс функциональных требований основан на данных антропометрии, физиологии, психологии, гигиены, инженерной психологии. Эргономические - определяют соответствие ИД размерам, его антропометрическим, физиологическим и психологическим (силовым, зрительным, слуховым и другим возможностям человека) хар-кам, а также гигиеническим требованиям. К эстетическим показателям относятся рациональность формы, информац. выразительность, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида. Худож. ценность ИД находит выражение в форме, отделке и проявляется в эстетич. св-вах. Экологические показатели характеризуют выделение вредных веществ при производстве и эксплуатации изделия в норм. условиях и в чрезвыч. ситуациях. Безопасность эксплуатуции – конструктором должно быть обеспечено единство эстетич., функциональн. и др. качеств ИД. При проект-нии мебели следует соблюдать основной принцип: все требования д/учитываться комплексно. ![]() ^ - определяются социальными, демографическими, экономическими и культурными потребностями человека и общества. Их обуславливают:1)уровень благосостояния общества.2)демографическая структура населения(город, село, возраст, пол, семья). 3)уровень социальной однородности и индивидуализации личности, совместимость индивидуальных, семейных и групповых функций деятельности. 4)уровень к-ры и эстетических запросов потребителя.5)интеллектуализация труда, сглаживание различий между умственным и физическим трудом, городским и сельским образом жизни. 6)семейное и общественное воспитание детей.7)повышение уровня образования и профориентации личности.8)стремление к обеспечению улучшения здоровья и увеличению продолжительности жизни человека. 9)факторы престижности, полезности, национальных обычаев, тенденции глобализации. ^ учитывается влияние демографического фактора на номенклатуру, форму, структуру и параметры ИД для жилых и общественных помещений. Возрастные этапы в психологии и педагогике:1)детство-предшкольный(1-3 года), дошкольный(3-6 лет), младший(6-12 лет) среднешкольный(12-…). Учитывают динамику жизнедеятельности ч-ка(суточную, сезанную, годовую) 2)социально-экономические требования определяются наличием различных социальных групп и экономической возможности приобретения ИД. 3)Социально-культурные требования определяются их влиянием на материально-художественную культуру общества, отражают ее уровень, национальный характер и оказывают воздействие на него как компонент. ^ определяют соответствие ИД назначению и эффективному применению. Они зависят от вида, назначения и условий эксплуатации изделия, но возможны некот. функциональные формулировки: соответствие назначению, округлению, условиям эксплуатации; функциональное деление ИД по параметрам в зав. от социальных усл. и обл. применения (жилье, произв. здания); выбор формы р-ров, объемов, внутреннего уст-ва ИД; повышение КПД использования ИД; работа в экстремальных усл.(взлом, пожар); компактность изделий (пользовательская и транспортно-складская при сохранении функциональности); экономичность в эксплуатации; удобство ухода, эксплуатация ремонта. ![]() ^ Эргономика– научная дисциплина, изучающая функциональные возможности ч-ка в трудовых процессах. Она выявляет возможности и закономерности создания оптимальных усл. для высокопроизводительного труда и необходимых ч-ку удобств. Эргономические требования к проектируемым объектам предст. собой комплекс взаимосвязанных антропометрических, физиологических, психофизиологических, психологических, социальнопсихологических и гигиенических требований, направленных на обеспечение оптимальных усл. труда и отдыха ч-ка и сохранение его здоровья. Комплекс положений эргономики служит основой определения размеров ИД, организации интерьера. ^ антропометрические -соответствие стр-ры, формы и размеров изделия и его элементов стр-ре, форме, массе и анатомической пластике челов. тела; физиологические - соотв-е ИД физиологич. св-вам чел-ка, силовым, скоростным, биомеханическим и энергетич. возможностям; психофизиологич .- соотв-е зрительным, слуховым и др. возможностям чел-ка, условиям визуального комфорта и ориентации в предметной среде; психологические-соотв-е качествам чел-ка, связан. с памятью, восприятием, характером, темпераментом, эмоциями, настроением, способностями и интересами; соц.-психологич.-соотв-е ИД и среды пребывания хар-ру чел-ка, условиям группов. пребывания и степени взаимод-я при совместной деят-ти; гигиенич.-соотв-е мат-лов и конструкции ИД особ-тям функционирования организма чел-ка. Создание комфортных условий на рабочих местах направлено, во-первых, на поддержание работоспособности персонала и, во-вторых, на обеспечение высокой производительности труда и требуемого качества продукции. К физиологическим аспектам производственного комфорта относятся: температурно-влажностный режим, освещенность, акустика. К психологическим — визуальное восприятие пространства в его объеме, протяженности, цвете, предметной наполненности. ![]() ^ Эргономика– научная дисциплина, изучающая функциональные возможности ч-ка в трудовых процессах. Она выявляет возможности и закономерности создания оптимальных усл. для высокопроизводительного труда и необходимых ч-ку удобств. Эргономические требования к проектируемым объектам предст. собой комплекс взаимосвязанных антропометрических, физиологических, психофизиологических, психологических, социальнопсихологических и гигиенических требований, направленных на обеспечение оптимальных усл. труда и отдыха ч-ка и сохранение его здоровья Антропометрические хар-ки ч-ка – важный фактор нормирования функциональных требований. Эргономические антропометрические признаки различают статические и динамические. Первые определяют при неизменном положении человека, они делятся на р-ры отдельных частей тела и габаритные, то есть наибольшие р-ры в разных положениях и позах ч-ка. Эти признаки исп-тся при проектировании мебели, определении min проходов в интерьере. Динамические антропометрические признаки – это р-ры, измеряемые при перемещении тела в пространстве. Они характеризуются угловыми и линейными перемещениями. Эти признаки исп. при определении угла поворота рукояток, педалей и т.п. Ориентиры антропометрии: 1. Антропометрич.точки – фиксируются по внешним элементам тела и выступающим точкам на мягких тканях туловища, плеча, предплечья, кисти, бедра, стопы. 2. Антропометрич.линии – исп. для фиксации точек в системе вертик., горизонт. осей и определения искомых р-ров. Горизонтали проводят через центры вращения суставов. 3. Пространственную привязку тела и его частей осущ. в системе 3-х координат (саггитальная плоскость-проходит через передн. и задн. серединные линии, делит тело на лев. и прав. части; фронтальн. плос-ть-вертикальная, перпендикулярна саггитальной пл-ти, делит тело на передн. и задн. части; горизонт. пл-ть). При определении размеров мебели и оборудования использ. дополнит. пл-ти: горизонтальная- при отсчете высот тела над сиденьем или полом; вертикальная- для определения поперечн., передн. и задн. размеров. Антропометрические признаки определяются с учетом возрастных, половых, территориальных, национальн. и др. факторов. Числовые значения антропометрических данных чаще всего представляются в виде графиков, компьютерных систем и таблиц, в кот. приводятся среднее арифметическое значение признака M, среднее квадратическое отклонение δ и значения признака, соответствующие 5-му и 95-му перцентилям. Систему перцентилей используют для определения необходимых границ интервалов, min и max значений антропометрических признаков. Перцентиль – это сотая доля объема измеренной сов-ти, выраженная в %, которой соотв-ет определ. значение признака. При конструировании ИД важен учет мышечн. силы пользователя и сопротивления мех. с-мы изделия при перемещении его или пользования им. Пороги мышечно-суставной чувствит-ти чел-ка определяются изменением линейных, угловых и др. эргономич. размеров изделия, кот. чел-к ощущает. ![]() ^ Эстетические аспекты: изделия мебели формируют интерьер и д/отражать эстетические запросы ч-ка, формировать худ.вкусы. Эстетические требования к мебели можно сформулировать как с-му эстетических норм, обеспечивающих создание изд, выразительных в худ.отношении и оказывающих положительное эмоциональное воздействие на ч-ка. Эстетические требования включают: обеспечение образной выразительности ИД, характеризующей способность отражать сложившиеся в обществе эстетические представления и культурные нормы; учет соц-историч. закономерностей эстетической к-ры и творческих направлений; соответствие господствующему стилю и моде, вкусам и предпочтениям; формирование разнообразных смысловых и эмоционально-образных св-в ИД в соответствии с критериями возрастных групп; обеспечение рациональности формы, выраженности в ней функциональной и конструктивной сущности изделия; обеспечение соответствия формы закономерностям композиции, упорядоченности графических и изобразительных элементов, их подчиненности общему композиционному решению; обеспечение цветовой гармонии изделий интерьера. В решениях дизайнера должны сочетаться объективные факторы формообразования (материал, технология, эргономика и др.), польза и красота. Оценка пользы и красоты субъективна и неоднозначна, поэтому вводят коэффициенты весомости, пользы и красоты. Композиция (составление, соединение) - это 1) научная дисциплина, в кот. рассм. закономерности формообразования, а также специфические приемы и средства, применяемые в пр-се работы над художественным образом; 2) построение, соотношение частей и элементов объекта, обусловлен. идейно-образн. содержанием, хар-ром и назначением. Тектоника-архитектоника-худ. выражение закономерностей конструктивн. строения, одно из средств композиции. Конструктивные эл-ты явл. тектоническими, если образуют единую с-му конструктивной, композиционной и худ.-образной стр-ры объекта. Суть композиционного формообразования сост. в построении выразительной формы изделия. Форма рассм. не только сама по себе, но и в системах «вещь-среда», «вещь-человек». С помощью композиционных средств в процессе формообразования решаются задачи гармонизации связей вещей и культуры. Композиционные приемы формообразования используются при разработке формы изделия как такового, в пр-се выявления связи его эл-в между собой, в пр-се выявления отношений данной вещи с другими. Важен баланс худож. начала, функц-ти и технологичности. Осн. факторы формообразования-функц. назначение изделия и возм-ть поставки на произв-во. В формообр-и сложн. изделий преобладает фактор конструкции, а простых-материал. Важной задачей явл. улучшение потребит. св-в изделия. ![]() ^ 1. Возникло в глубокой древности, что подтверждает наличие античных трудов о соотношении красоты и пользы, использование зодчими и мастерами того времени ряда закономерности развития. 2. Эпоха становления капитализма и машинного способа производства. 3. Эпоха индустриального капитализма. 4. 50-е годы 20 века, когда дизайн был признан в мировом масштабе. Предпосылки дизайна были заложены зодчими и мастерами-ремеслениками древнего мира. Труд и искусство первобытного чел были неразделимы и предст собой единый жизненный процесс. В средневековье товарное производство было ограниченным, но труд ремеслен. подним до уровня искусства. Разделение труда появилось в период среднев. цеховой организации ремесла. Машинный способ произв требовал упрощенных форм изделий. Упадок форм стал особенно заметен в 19 в., когда худ в создании их не участвовал. В эпоху капитализма потребность в прикладном искусстве не исчезла, а наоборот расширилась за счет буржуазии. В 19 в было осознана эстетическая неполноценность предметов машинного производства и пробл материальной культуры начинают заниматься худ, архитекторы, инженеры, социологи, философы и медики. В конце 19 в слияние декоротивного направления и конструктивизма выявилось в новое направление – модерн. В 20 в рождается новая форма творчества в промышленности – худ конструирование (дизайн). Современные направления дизайна ИД и оформления интеръера: Этнографическое (народное) направление. Проектирование изд. этого направления ведется с учетом национальных традиций под народную мебель. При изготовлении этой мебели выполняется специальная отделка – патинирование, которая придает налет времени. Упрощенчество и минимализм. Минимализм выражается в упрощении формы изделий, отказе от каких-либо видов декора и приемов декорирования. Упрощение формы обуславливает и упрощение конструкции мебели. Хай-тек. Это сравнительно новое название направления в дизайне, под кот. понимают эстетические возможности высоких технологий, новых м-лов и конструкций. Авангардное направление. Авангард – это направл. в художественной к-ре, порывающее с существующими нормами и традициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель. Художественное направление. Мебель этого направления представляет собой наиболее разнообразную группу. К ней относят изд с декоративными или конструктивными эл-тами, кот придана художественная форма или кот подвержены разл приемам декорирования (резьба, интарсия, тиснение и др.). Демократичное направление. Исп-тся рациональные конструктивные схемы изд. и м-лы, обеспечивающие высокую производительность (древесно-стружечные плиты, синтетические облицовочные материалы и т.п.). Элитная мебель. В ряде случаев необходимо оборудовать интерьеры представительского характера (правительственные, посольские и т.п.), для кот. первостепенное значение имеет престижность, образность формы, уровень м-лов и др. Технократический стиль (светильники в шкафах, процессоры в мебели). ![]() |
![]() | Проектирование и конструирование мебели. Терминология предметной области. Виды мебели | ![]() | Методические указания предназначены в помощь студентам, обучающихся по образовательным программ 210200 «Проектирование и технология... |
![]() | «сущность-связь» логического уровня до генерации схемы базы данных на примере ms access. В приложении приводится функциональная модель... | ![]() | Познание как «отражение» и как «конструирование» предметной сферы. Субъективное и объективное в познании |
![]() | Процесс разработки базы знаний на языке представления знаний, который, с одной стороны, соответствует структуре поля знаний, а с... | ![]() | Персонал Участника – физические лица, зарегистрированные Участником, которые имеют право находиться в паддоке |
![]() | Со становлением машинного производства происходит дифференциация инженерной деятельности, которая на первых этапах включает в себя... | ![]() | Организационные методы управления проектирование ис, их классификация. Краткая характеристика классов |
![]() | В российской экономической литературе термины «издержки», «затраты», «расходы» воспринимаются как синонимы. Правильная интерпретация... | ![]() | В настоящее время отсутствует общепринятая терминология в области инновационной деятельности. Ключевыми понятиями являются нтп, новшество,... |