Енное явление и объект изучения




Скачать 382.3 Kb.
НазваниеЕнное явление и объект изучения
страница1/3
Дата публикации23.12.2013
Размер382.3 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3


КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

И ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
План

  1. Понятие и сущность культуры.

  2. Морфология культуры.

  3. Исторические типы культуры.


Культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека, равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.
^ Функции культуры: познавательная (гносеологическая); регулятивная (нормативная); адаптивная; знаковая (сигнификативная) ;информационная; коммуникативная; интегративная; социализации и инкультурации; эстетическая; креативная; релаксационно-компенсаторная; ценностная (аксиологическая)
В современной литературе ценность понимается:

  1. как предмет, имеющий какую-либо пользу и удовлетворяющий ту или иную потребность человека;

  2. как идеал (представление о желаемом);

  3. как значимость чего-либо для индивида или социальной группы.


^ Различают ценности: витальные (жизнь, здоровье); социальные (комфортная работа, соц. благополучие); политические (свобода, правопорядок); нравственные (добро, честь); эстетические (красота); религиозные (бог); семейно-родственные (взаимоотношения).
Сегодня принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуру.

1. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

2. ^ Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества (т.е. субэтносов, например, казаков, молодежи и т.д.). Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.
В соответствии с конкретными носителями выделяются также 3 культуры социальных общностей (классовая - дворянская, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека.
В материальную культуру входят:

  1. культура труда и материального производства;

  2. культура быта;

  3. культура топоса, то есть места жительства (жилище, дома, деревни, города);

  4. культура отношения к собственному телу;

  5. физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя:

  1. познавательную (интеллектуальную) культуру;

  2. нравственную;

  3. художественную;

  4. правовую;

  5. педагогическую;

  6. религиозную.


По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Такое деление вполне правомерно, ибо вытекает из соответствующего ее воздействия на человека и общество. Культура как человекоинформирующее явление может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную
^ Субстанциональные блок составляет «тело» культуры, ее субстанциональную основу. Он включает ценности культуры – ее произведения, а также нормы культуры, ее требования к каждому члену общества. Сюда относятся нормы права, религии и морали, нормы повседневного поведения и общения людей (нормы этикета).

^ Функциональный блок раскрывает процесс движения культуры. В этом плане субстанциональный результат этого процесса. В функциональный блок входят традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (запреты), обеспечивающие функционирование культуры. В народной культуре эти средства были главными; но с появлением профессиональной культуры возникают и специальные институты, предназначенные для ее производства, сохранения и потребления (например, библиотеки, театры, музеи и т.п.).
^ Исторические типы культуры:

1) первобытная культура. Важнейшие черты первобытной культуры синкретизм – недиффиренцированность, неразделенность ее форм, возникающая вследствие их слабого развития (например, и обычай и мораль и право и этикет, существуют в это время как единое целое). Первобытная культура бесписьменна, следствием этого являются очень медленные темпы накопления информации и соответственно культурного и социального развития. На закате первобытной культуры у людей развивается мифологическое мировосприятие, человек переносит на окружающий мир свойства, которые замечает в самом себе, предметы представляются ему одушевленными наделенными волей, сознанием и эмоциями. Мифы складываются в целостную картину мира, единообразно объясняющую и природные и социальные явления.

^ 2) восточная культура. У восточных культур есть ряд общих черт: восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от внешнего мира, уходе во внутреннюю духовную жизнь. Для Востока характерно пассивное подчинение человека всеобщей жизненной силе природы. Истинное знание в восточной культуре мыслится как невыразимое словами, восточная культура ценит глубокомысленное погружение в себя, молчание. Для восточного общества свойственна повышенная ценность традиции, поэтому прогресс не является там самоцелью, его ценность не рассматривается как само собой разумеющееся. Строгость и нерушимость традиционных социальных регуляторов.

^ 3) античная культура. Античная культура обладала письменностью, поэтому миф престает быть единственным средством сохранения информации. К мифу начинают относиться более свободно, он становится почвой для развития искусства литературы, философии. Они становятся основными сферами развития греческой культуры. Продолжение и развитием греческой культуры была культура Древнего Рима, новым в ней было особое внимание к вопросам политики и права. Философия государства и права зародилась так же в Греции, но в маленьких городах-государствах не было необходимости в развитой юриспруденции, а Рим быстро превратился в огромную державу. Римская культура заложила основу всего европейского правосознания.

  1. средневековая культура. Отличительной чертой средневековой культуры были иррационализм и мистика, которые сочетались с очень низким уровнем образованности населения. Вследствие этого средневековый человек руководствовался в жизни не столько логичными рассуждениями, сколько догматическими установлениями. Средневековой культуре очень свойственен символизм, тайный символический смысл придавался многим вещам и словам, аскетизм, провиденциализм, предопределение, влияние церкви на все стороны жизни общества.

^ 5) культура Возрождения. Наиболее развернутая концепция Возрождения подразумевала обновление духовной жизни, восстановление того что составляет своеобразие человека, причем старая цивилизация становится инструментом такого обновления. Характерной чертой философской мысли эпох Возрождения был гуманизм, важнейшей отличительной чертой которого является не то, что они обратились к античному наследию, а то, что они стремились поместить идеи прошлого в определенный исторический контекст.

^ 6) культура Нового времени

Характерны дух капитализма, новая этика мирского призвания, интерес к миру, развитие торговли, промышленности, высокий авторитет знания.

^ ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

План

  1. Основные этапы и характерные черты первобытной культуры.

  2. Духовная культура первобытного общества.

  3. Художественная культура первобытного общества.

Стадия архантропа (1,5 млн лет назад) заложила основы общественной жизни людей в виде коллективной совместной охоты. К архантропам относились питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек и другие подвиды.

^ Стадия палеоантропа (500 тыс. лет назад) характеризуется господством неандертальца, который использовал орудия труда. Этот вид приматов имел большой мозг, подвижную руку, устойчивое прямохождение. Однако строение мозга неандертальца характеризовалось наличием ряда примитивных признаков, а подвижность руки была ограничена, что ослабляло возможности изготовления орудий труда. Поэтому неандертальцы не сумели перейти к культурному образу жизни.

Собственно возникновение человеческой культуры произошло на стадии неоантропа (100 тыс. лет назад) – кроманьонца, человека разумного, целенаправленно изготавливающего орудия труда.

В исторической науке существует два пути изучения первобытной культуры:

1) п.к. разделяется по социальному признаку на несколько эпох: первобытное человеческое стадо, родовой строй (матриархат, патриархат) и высшую демократию;

2) вся история п.к. разделяется на эпохи в соответствии с материалами, из которых изготавливались орудия труда и оружия. По этому признаку выделяются следующие исторические эпохи:

  • каменный век, в свою очередь подразделяющийся на древнекаменный (палеолит) – 12 тыс. лет назад, среднекаменный (мезолит) – 9 тыс. лет назад, новокаменный (неолит) – 6 тыс. лет назад;

  • век бронзы – 3 тыс. лет до н.э.;

  • век железа – 1 тыс. лет до н.э.

Миф можно рассматривать как способ человеческого бытия и мирощущения, основанный на смысловом породнении людей с миром, при котором человек воспринимает изначальные свойства вещей и явления природы как одушевлённые существа.

Одной из самых ранних форм религии был тотемизм – представление, что все члены рода происходят от определенного животного – тотема. Иногда тотемом считалось растение или какой-либо предмет. Люди верили, что они неразрывно связаны со своим тотемом.

Вера в существование разного рода духовных существ получила своё выражение в том, что предметы, обладающие душой, стали рассматриваться как одушевлённые, как фетиши, служащие местом пребывания духов. Различные формы почитания искусственных или природных предметов получили название фетишизма – формы первобытной религии, когда почитались неодушевлённые предметы, наделённые сверхъестественными свойствами и силами.

Культ природы, суеверный страх человека перед грозной природой вызывали желание как-то умилостивить ее. Человек стал поклоняться солнцу, земле, воде огню. Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом.

Ещё одной формой первобытной религии была магия или колдовство. Это была вера в то, что человек якобы может воздействовать на природу различными «чудодейственными» приемами и заклинаниями.

Важной первобытной идеей является табу – категорический запрет каких-нибудь действий.
Самое простое из мегалитических сооружений – менгир, огромный, грубо обработанный камень, вертикально установленный на поверхности земли.

Более сложное мегалитическое сооружение – дольмен: два вертикальных камня, на которых покоится третий, лежащий горизонтально.

Самым сложным и загадочным из всех типов мегалитических сооружений можно считать кромлех. Учёные думают, что это святилище, служащее местом жертвоприношений и ритуальных торжеств, связанных с захоронением мёртвых. Если эти догадки справедливы, то выходит, что кромлех – первое в мире многофункциональное сооружение, да ещё какое – и собор, и зал для собраний, и стадион, и даже обсерватория в одно и то же время.
Важнейшие функции первобытного искусства:

  1. Коммуникативно-мемориальная функция. Рисунки, составляющие связное повествование о каком-либо событии или содержащие частное сообщение.

  2. Познавательная функция. Для первобытного человека грань между условностью и реальностью отсутствовала. Познавать в первобытном мышлении означало воспроизводить последовательность создания чего-либо.

  3. Магико-религиозная функция. В основе магии лежит принцип аналогии – вера человека в получение власти над предметом через овладение его образом. Первыми магическими изображениями были отпечатки рук на стенах пещер. Прослеживается связь с тотемизмом (тотем – священное животное, считавшееся прародителем племени).

  4. Эстетическая функция. В первобытном искусстве уже имеются отличающие именно искусство средства художественного изображения мира, создающие особую художественную реальность. Это ритм, симметрия, правильные формы. В палеолитическом искусстве уже можно выделить разнообразие стилей.


^ КУЛЬТУРА НАРОДОВ МЕСОПОТАМИИ

Шумеро-аккадская культура XXVII–XX вв. до н. э.

Архитектура

Религия и письменность

Искусство


Создаются многочисленные храмы, украшенные произведениями

скульптуры и живописи.

Распространяется уникальный тип культовых построек – зиккурат.

Памятники эпохи: «цар-

ские гробницы» в Уре,

подземные и надземные

усыпальницы царей,

овальный храм в Хафафже, дворец «А» в Кише с колонным залом

и стенной мозаикой.


Религиозная система основана на поклонении

сложному пантеону богов и обожествлении

власти царя. Распространяются раз

личные типы письма:

рисунчатое и клинописное. Таблички с клинописью представляют из себя учебные тексты, списки богов, математические задачи, перечень лекарственных трав, литературные каталоги.

Сохранился древнейший свод законов (2112 г. до н. э.) Ур-Намму.


Впервые в украшении зданий применены круглая скульптура и рельеф.

Сохранились стелы царя Эанатума с рельефными

изображениями и царя Нарамсуэна со спиралевидным снизу вверх

изображением, скульптурные медные и каменные портреты правите-

лей, шедевры ювелирного искусства из сердолика, лазури и золота.

^ Ассиро-вавилонская культура XIX–VII вв. до н. э.

Архитектура

Религия, наука, литература

Искусство

К памятникам эпохи относятся: дворцово-храмовый комплекс и зиккурат в Мари, храм Караиндаша в Уруке, храм Иштар,

архитектурный комплекс

дворца-крепости Сар-

гона II.


Шумерская письменность

распространяется по всей Передней Азии. Аккадское

письмо переживает свой расцвет. Сохранились ассирийские записи литературного вавилонского канона «Нисхождение Иштар»,

эпос о Гильгамеше, кодекс законов Хаммурапи, первые астрономические тексты. Создаются частные, храмовые и казенные школы. В VII веке до н. э. были написаны анналы – первые летописи. Была собрана библиотека Ашшурбанипала в Ниневии.


Памятники эпохи: стела царя Хаммурапи с рельефными изображениями царя и бога солнца и правосудия Шамаша,

глиняные статуэтки личных божеств и хранителей дома, росписи дворца в Мари, статуи крылатых быков и львов (5,5 м) у дворца Саргона II.

Было предпринято функциональное со-

единение архитектуры и

скульптуры в статуе богини Иштар (полая статуя соединена с водой канала).

^ Культура Нововавилонского царства VII–VI вв. до н. э.

Архитектура

Религия, литература,наука и техника

Искусство

Из памятников эпохи со-хранились: архитектурный ансамбль Вавилона (10 кв. км), три дворца Навуходоносора, облицованные глазурованным

кирпичом, «Висячие сады» Амиты – жены Навуходоносора, храмовая

башня «Эсагилы» – семиярусный зиккурат, т. н. Вавилонская башня, храмовый комплекс Изиды,«Ворота Иштар» – 4 баш-

ни с арками.


Создано арамейское

алфавитное письмо из 20 знаков.

Организована астрономическая регулярная служба.

Сооружен 400- километровый канал Паллуката между

Тигром и Ефратом

Сохранились рельефные

изображения животных

и фантастических существ из глазурованного

кирпича.

Был создан музей Наву-ходоносора с коллекцией

произведений искусства.

Совершенствовалась

глиптика – искусство

резьбы на драгоценных и полудрагоценных кам-

нях.


^ Развитие техники и научных знаний

Ремесло

В 4-м тыс. до н. э. изобретены ручной гончарный круг, расти

тельное масло, в 3-м тыс. до н. э. начато производство сли-

вочного масла, сыра, клея, пива, первых стеклянных изделий,

во 2-м тыс. до н. э. изобретен ножной гончарный круг. С 1-го

тыс. до н. э. начато изготовление парчи, гобеленов, махровых

тканей.

Строительство

и транспорт

В 4-м тыс. до н. э. была создана письменная инструкция по

постройке судов, двухосных и четырехосных повозок. С 3-го

тыс. до н. э. повозки применяются в военном деле, изобрета-

ется гипсовая штукатурка, строятся первые арки из кирпича,

здания с водопроводами, бассейнами и канализацией, колесо

со спицами заменяет сплошное. Со 2-го тыс. до н. э. в колесе

появляются железные спицы и шины, создаются боевые ко-

лесницы. С X–VIII вв. до н. э. применяются стенобитные

машины, грузоподъемные блоки, акведуки.

Письменность

В нач. 4-го тыс. до н. э. распространено шумерское рисунча-

тое письмо, в середине тысячелетия произошел переход к ус-

ловно–изобразительному письму – пиктограмме. С нач. 3-го

тыс. появляются слоговые знаки и несколько алфавитных. На

рубеже 3-2-го тыс. на основе вавилонской (заимствованной у

шумеров), египетской и критской письменности финикийцы

создают буквенно-звуковую систему письма.

Астрономия

В 4-3-м тыс. до н. э. созданы солнечный и лунный (каждый месяц имел 29 или 30 дней, а год состоял из 12 месяцев и 354 дней.) календари. Расхождение лунного календаря с солнечным ежегодно составляло 11 дней, поэтому каждые 3 года требовалась вставка дополнительного, тринадцатого месяца. Год начинался с марта — апреля (месяц «нисан»).

С XIII в. до н. э. известны 12 созвездий. С VII в. до н. э. начал

производиться расчет положения небесных тел во времени и

пространстве, установлена 7-дневная неделя, введена шести-

десятеричная система исчисления времени.

Математика

Изобретения 4-го тыс. до н. э. – землемерные инструменты;

3-го тыс.: чертеж – план дома, первые числовые символы,

квадратные, кубические уравнения.

Умели вычислить длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Была выработана метрическая система и система мер и веса. В последней выделялись как максимальная мера — талант (30,3 кг), так и минимальная — шеум (зерно — 0,046 г).

Медицина

В Древней Месопотамии были терапевты, хирурги, акушерки, ветеринары. Они лечили многие болезни: снимали катаракту с глаз, вскрывали нарывы, сращивали переломы, помогали при заболеваниях печени, желудка, кишечника, умели выявлять симптомы, поставить диагноз. Сохранились медицинские справочники, пособия (одно из них на 40 табличках), рецептурные сборники. Одним из наиболее древних является «Ниппурский справочник врача» (ХХIV в. до н.э.), содержащий 15 рецептов, среди которых есть весьма сложные припарки, мази и микстуры. При приготовлении лекарств использовались разнообразные растительные, животные и минеральные вещества.

Физика и химия

Древние жители Месопотамии знали на практике некоторые законы физики, об этом свидетельствует техника судостроения, наведения понтонных мостов, использования надутых бурдюков как средства переправы. Знали они и ряд химических реакций, проявлявшихся при приготовлении вина, пива и лекарств, умели изготовлять краски из металлов и минералов, делать искусственные камни, глазурь, стекло, определять чистоту металлов и их подделку.

Природоведение

В Древней Месопотамии появились зачатки знаний в области природоведения. Сохранились классификационные списки животных, растений, минералов. При царских дворцах в Вавилоне, Ашшуре создавались знаменитые «висячие сады», зверинцы, где содержались экзотические растения и животные. Агрономические сведения древних шумеров можно найти в ряде литературных и мифологических произведений. Особенно интересны шумерский «Календарь земледельца», где изложен весь цикл земледельческих работ, начиная с затопления полей и кончая молотьбой собранного зерна, и так называемые «Садоводческие книги» вавилонского царя.

География

Определенных успехов достигла география. Составлялись списки городов, стран, рек, гор, каналов, перечни завоеванных стран и провинций, податные реестры, проводилась перепись населения. Создавались планы и карты городов: Вавилона, Ниппура, Сиппара. Известна даже карта мира времен Саргона Аккадского, дошедшая до нас в нововавилонской копии, с изображением на глиняной табличке круга Земли, обвитого «Горькой рекой» и пересеченного рекой Евфрат, кружков, обозначающих местоположение крупных городов, треугольников, символизирующих отдаленные страны.



^ КУЛЬТУРА КИТАЯ

ПЛАН

1. Общая характеристика

2. Основные этапы истории развития китайской цивилизации:

  • архаический Китай;

  • древний Китай;

  • традиционный Китай.


Основные этапы развития китайской цивилизации:

  1. Архаический Китай (от раннего палеолита до возникновения государственности);

  2. Древний Китай, который объединяет период ранних государств (эпохи Шан-Инь (16 – 11 вв. до н.э.) и Чжоу (11 – 3 вв. до н.э.)) и период ранних империй (эпохи Цинь и Хань (3 в. до н.э. – 3в. н.э.));

  3. Традиционный Китай (3 в. – 1912 г.) – традиционный в том смысле, что все традиции, которые создавали основы социально-политического строя и духовные основы китайского имперского общества, проявились в полной мере;

  4. Современный Китай (с 1912 г.).


^ АРХАИЧЕСКИЙ КИТАЙ

Неолитическая эпоха (нижняя временная граница датируется 6 – сер. 5 тыс. до н.э.) представлена керамическими изделиями, которые достаточно широко варьируются по функциям (хозяйственная, столовая, погребальная утварь) и внешним характеристикам.

Выделяются две основные разновидности изделий: окрашенная и неокрашенная керамика, которая не только представляет не только древний образец художественного творчества Китая и содержит в себе начало всех будущих жанров и видов национального декоративно-прикладного искусства (живопись (роспись по керамике с использованием кисточки и красок), мелкая пластика и скульптура (посуда для вина в виде фигурок животных, исполненных в реалистической манере)), но и позволяет восстановить многие черты хозяйственно-культурного образа прокитайцев (оседлый образ жизни, земледелие, рыболовство, охота).

Точно установлен факт зарождения в культуре Луашань (3 тыс. до н.э.) гончарного круга и процедуры гадания, которая стала со временем одной из наиболее влиятельных религиозных практик Китая, а также начала формирования культа предков – самого популярного и авторитетного из религиозных культов Китая.

Т.о, есть основания утверждать, что неолитическая эпоха является начальным этапом основания китайской цивилизации и её культурных традиций.
^ ДРЕВНИЙ КИТАЙ

(эпохи Шан-Инь (16 – 11 вв. до н.э.) и Чжоу (11 – 3вв. до н.э.)) и период ранних империй (эпохи Цинь и Хань (3 в. до н.э. – 3в. н.э.))

Важнейшими находками и достижениями, которые учёные относят к периоду шань-иньской эпохи (16 – 11 вв. до н.э.), являются:

  • возникновение архитектурной модели города-государства;

  • надписи на гадальных костях. Иньские надписи на гадальных костях дают возможность определить культурную специфику китайской письменности, которую можно обозначить как мемориально-бюрократическую, это значит такую, которая находится в генетическом родстве с местной государственностью и официальной религиозно-ритуальной традицией. Одновременно очевидно, что письменность наделялась здесь первоначальной функцией медиатора, выступая посредником между миром людей и высшими силами;

  • возникновение иероглифической письменности;

  • изобретение и утверждение бронзолитейного производства;

  • формирование основ социально-экономического и политического упорядочения местной государственности;

Таким образом, иньская эпоха выступает начальным периодом формирования национальной государственности и её духовных основ.
^ Чжоуская эпоха (название племени чжоу (чжоусцы)) подразделяется на два основных периода: Ранняя (Западная) Чжоу (11в. – 771 г до н.э.) и Поздняя (Восточная) Чжоу (771 г. до н.э. – 256 г. до н.э.).

Несмотря на ситуацию административно-территориальной раздробленности страны, во всех царствах и отдельных регионах Китая имели место общие социально-экономические и культурные процессы, которые носили новаторский характер:

  • в 8 – 7 вв. появление железных предметов труда, поливного земледелия и использования тягловых животных привело к необходимости проведения реформ, направленных на стимулирование частной собственности и ограничение прав старой аристократии;

  • в 5 – 3 вв. до н.э. наблюдается стремительный рост имущественной дифференциации населения страны, появление имущественной знати и появление административно-бюрократического аппарата, который пополнялся людьми, не находившимися в кровном родстве с аристократическими кланами;

  • к 4 в. до н.э. китайцы освоили технологию выплавки чугуна и стали, уже умели получать и использовать нефтепродукты и природный газ;

  • 8 – 7 вв. до н.э. устойчиво получают хождение денежные знаки (монеты);

  • 7 – 3 вв. до н.э. возникло 565 новых городов, при общей численности населения 20 млн. человек;

  • формирование национальной философской мысли и выделение самостоятельных философских направлений и школ, включая конфуцианство и даосизм;

  • утверждение национальной письменной культуры, которая сопровождалась возникновением книги, созданием первых письменных поэтических памятников и образцов художественной прозы;

Т.о., этот период является ключевым этапом в истории развития китайской культуры.
В 3 в. до н.э. после долгих войн мелкие царства объединились в одну мощную империю, вначале которой стала династия Цинь, а затем Хань.

Циньский властитель стал первым императором. Цинь Шихуанди (259-210 гг до н.э.) завершил объединение Китая. В период его правления были разработаны и проведены глобальные хозяйственно-экономические и политические реформаторские акции, созданы великие произведения из области культуры и искусства:

  • создана законодательная база и структуры управления, которые обеспечивали функционирование императорской верховной власти;

  • унифицированы системы мер и весов, письменности, денежной системы, строительство сети казённых дорог общей длиной в 8000 км;

  • появилась в художественной культуре ода-фу (стихотворение в прозе);

  • построена Великая китайская стена

  • создан значительный архитектурный комплекс – подземный некрополь императора, частью которого является подземная глиняная армия императора, так называемая «глиняная армия Цинь Шихуанди»;

  • Великий шёлковый путь;

  • Великий китайский канал.

Важнейшим сообществом ханьской эпохи можно считать создание отдельного социального сословия – ши («чиновничества или служащая интеллигенция»). Начиная с ханьского периода и на протяжении всей следующей истории Китая, ши являлись главными носителями традиционной образованности и хранителями национальных духовных ценностей.

В целом ханьская эпоха выступает заключительным этапом национальной древности и временем окончательного основания базисных основ имперской государственности, включая её социально-политические структуры и духовные основы.
^ ТРАДИЦИОННЫЙ КИТАЙ

(3 в. – 1912 г.; эпоха Шести династый, эпоха Тан и Сун, эпоха Мин и Цин)

Наиболее важными достижениями этого периода были:

  • становление китайско-будийской традиции (самые значительные комплексы этого времени – пещерные монастыри Юньган, Лунмэнь, Цяньфадун);

  • переход от анонимной к авторской лирике;

  • осмысление формальных основ национального стиха. Ведущие жанровые разновидности китайской поэзии: песни-юэфу; стихи-ши;

  • становление традиций художественной прозы;

  • разработка учения о сущности и функция художественного творчества;

  • формирование традиционной светской живописи и её жанровых разновидностей (“люди и предметы”; “цветы и птицы”; «растения и насекомые”; “горы и потоки”; парадный портрет);

  • возникновение нескольких школ пейзажа, искусство пейзажного сада;

  • развитие алхимии и медицины, ботаники;

  • употребление китайцами чая в качестве повседневного напитка;

  • утверждение ставших универсальными для национальной художественной культуры эстетических принципов – так называемого «идеала утончённой простоты»;

  • интенсивное развитие городов и основание полноправной городской культуры;

  • введение системы государственных экзаменов на чиновничий чин;

  • возникновение книжного дела, организация широкой сети издательств, книжных магазинов, библиотек;

  • утверждение драмы и собственного театра;

  • развитие декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, кости, камню, изготовление изысканных лаков, эмалей, производство керамики и, конечно, фарфора).


^ МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ:

  • китайцами изобретены компас, мачты, пушки, порох, бумага, шёлк;

  • достижения в математике: десятичные дроби, пустая позиция для обозначения нуля;

  • механические часы;

  • значительны достижения в медицине (массаж, иглоукалывание, прижигание, учение о жизненной энергии «ци», лечебная гимнастика “ушу”);

  • влияние на европейское искусство 18-19вв. (шанурази – оформление интерьера в китайском стиле);

  • археологические открытия, которые стали сенсацией («глиняная подземная армия Цинь Шихуана, бронзовые скульптуры и маски (2 тыс. до н.э., государство Шан).



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Енное явление и объект изучения icon1. Общее представление о психологии как науке
Объект – это та сторона реальности, на которую направлено изучение. Объект существует независимо от изучения, он фиксирован в названии...

Енное явление и объект изучения iconЖертва
Ганс Гентинг: Преступление – это индивидуальное психопатологическое явление и жертва преступления не должны рассматриваться как пассивный...

Енное явление и объект изучения iconПсихология профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность как объект научного изучения. Профессия. Специальность. Должность. Квалификация

Енное явление и объект изучения iconВопросы к экзамену по дисциплине «Экология»
Какая из перечисленных систем наиболее полно представляет объект изучения экологии?

Енное явление и объект изучения icon1. Объект, предмет и функции политологии. Авторы: Дягтерев, Пугачев, Соловьев
Объект: политика (политика как объект научного знания — это борьба субъектов по поводу власти)

Енное явление и объект изучения iconКакие взаимодействия называют электромагнитными?
В чем состоит явление электризации, объясните это явление с точки зрения электронной теории

Енное явление и объект изучения iconЮжнокорейский вариант корпоративизма
Это важное для пореформенного периода явление становится предметом изучения в России. В этом смысле анализ южнокорейского корпоративизма...

Енное явление и объект изучения icon5 исследование проблем народонаселения и их связей с озз
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения....

Енное явление и объект изучения icon5 исследование проблем народонаселения и их связей с озз
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Объект, предмет изучения. Основные задачи...

Енное явление и объект изучения iconЛогистическая система как объект изучения
Установившегося определения логистической системы нет ни в отечественной литературе, ни в зарубежной. Поэтому приведем несколько...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов