Скачать 127.25 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел I. Культура как общественное явление Культурология как интегративная область знания. Основные категории и понятия культурологии. Культурологический метод. Культура как одно из ключевых понятий культурологии. Культура в аспекте деятельности человека и общества. Различные определения культуры. Культура как историческая и социальная память человечества. Структура культуры. Основные функции культуры. Подвижность границ понятий “культура” и “цивилизация”. Цивилизация как организованная форма человеческих сообществ, основной механизм дифференциации мирового исторического процесса. Типология цивилизаций. Развитие и гибель цивилизаций. Роль культуры, духовных традиций, мировых религий в возникновении современной цивилизации. Культура как “вторая природа”. Интерпретация природы как “материала” культуры, как Космоса, окружающей среды человека. Взаимодействие культуры и природы через деятельность человека. Концепции научно-технических революций, научно-технического прогресса. Роль этики в формировании экологического сознания и экологической культуры в современном обществе. Понятие культурогенеза, социодинамики культуры. Характеристики межкультурных коммуникаций, Культурная дифференциация. Этнонациональные аспекты культуры. Теории культурного релятивизма и универсализма. Субкультура. Контркультура. Правовая и хозяйственная культура. Культура личности. Культура общения. ^ Философия и наука о происхождении культуры. Просветители о значении культуры, образования и воспитания для общественного прогресса. Философско-теоретическое осмысление культуры в работах И. Канта. Философия Гегеля как теория культуры. “Мировой разум” - ключевое понятие в культурологической концепции Гегеля. Философия культуры О. Шпенглера, Философия Н.А. Бердяева как выражение духовного драматизма рубежного времени. Христианский аспект в работах Бердяева. Свободный человеческий дух как творец культуры; внутреннее противоречие культурного творчества. Свободный дух и символические формы культуры. Значение работ Н.А. Бердяева (“Смысл истории”, “Философия свободного духа”, “Истоки и смысл русского коммунизма”, “О назначении человека” и др.). Социологическая теория Н.Я. Данилевского о “культурно-исторических типах”. Роль книги “Россия и Европа”. Культурологический аспект в работах З. Фрейда. Культура и проблема целостности человеческой души; коллективное бессознательное и его архетипы в концепции К.Г. Юнга. Концепция А. Тойнби. Ценность как основополагающая универсалия культуры в концепции П.А. Сорокина. Культурологические концепции К. Леви-Стросса, М. Фуко, Й. Хейзинги, Х. Ортеги-и-Гассета и др. ^ Первобытная культура как первая ступень человеческой культуры. Миф - историческая первая форма духовной культуры. Верования древних и их значение для культурогенеза. Синкретизм. Зарождение художественной деятельности. Античность как тип европейской рациональной культуры. Характерные черты древнегреческой культуры (космологизм, антропоцентризм). Формирование античного идеала. Эпикуреизм. Основные этапы развития эллинской художественной культуры. Особенности развития римской культуры. Религиозная картина мира средневековой культуры. Христианское мировоззрение как основа средневекового менталитета. Философская и научная мысль в средние века. Рыцарство как нравственный и эстетический идеал эпохи. Средневековый город как центр ремесел, торговли, искусства. Культура русского Средневековья от принятия христианства до петровских реформ. Основные тенденции развития древнерусского искусства. Гуманизм как ценностная основа ренессансной культуры. Антропоцентрическая картина мира в эпоху Возрождения. Гуманистические концепции итальянских мыслителей (Данте, Петрарки, Макиавелли, Боккаччо и др.) Тема человека в искусстве Возрождения. Секуляративные процессы в ренессансной культуре. Отношение к античности и средневековью. Роль науки. Светское и религиозное в сознании и образе человека. Формирование нового мировоззрения барокко под влиянием развития науки и философии. Драматизм мироощущения человека эпохи; представления о бесконечности пространства и времени, о «малости» и «величии» человека перед лицом мироздания. Формирование нового идеала человека. Барочный синтез искусств. Основные достижения в культуре европейского Просвещения. Динамика культурных процессов в европейских странах в XVIII в. Характерные особенности искусства просветительской эпохи. Синтез философии, этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей. Развитие принципов классицизма в искусстве. Классицизм как стиль эпохи. Специфика русского Просвещения. Становление русской «европейскости». Роль просветительских идей. Русское искусство XVIII века. Русская культура эпохи раннего средневековья. Язычество в Древней Руси. Принятие Христианства. Формирование московской субкультуры. Укрепление русской государственности. Специфика русского национального самосознания. Тенденции к обмирщению культуры. Просветительский этап развития русской культуры. Реформы Петра I в области культуры. «Золотой век» русской культуры. Русская философская мысль XIX века. Роль интеллигенции в культурной жизни России. Светской характер культурных процессов и их национальное своеобразие. Поиск «русской идеи». Формирование имперского сознания. Расцвет литературы и литературной критики. Феномен интеллигентности. Общая характеристика культуры ХХ в. Влияние на мировую и отечественную культуру научно-технической революции. Мир и человек в философских концепциях ХХ в. (социализм, экзистенциализм, фрейдизм, прагматизм, мистицизм, позитивизм и др.). Массовая и элитарная культуры. Роль средств массовой информации в культуре ХХ в. Мировой процесс культурного обмена, развитие связей “Восток - Запад”. Культура постмодернизма. Формирование глобально-планетарного мышления. Приоритет общечеловеческих ценностей в культуре. ^ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Методические рекомендации для преподавателей В ходе освоения курса необходимо соблюдать принцип гармоничного сочетания теории и практики. В частности, это касается реализации наглядного и практического методов обучения. Теоретический материал должен органично дополняться конкретным материалом, иллюстрирующим тот или иной тезис лекции. В содержании учебной дисциплины должны учитываться связи между историческим опытом культуры и современными тенденциями ее развития. Аудиторные занятия по курсу целесообразно дополнять внеаудиторными (например, экскурсии в музеи, театры, самостоятельный поиск информации в Интернет), что значительно расширит культурный кругозор студентов и будет способствовать эффективному освоению материала, активизации познавательной деятельности студентов, а также формированию субъектной позиции обучаемых. Методические рекомендации рассчитаны на то, что при подготовке к зачетам и экзаменам студенты будут обращаться к литературе разного характера. Самостоятельная работа, для которой разработаны темы рефератов, вопросы для самопроверки, тесты, позволяет овладеть специальной терминологией, выработать способность самостоятельному творчеству и осознанному восприятию артефактов современной культуры. ^ Темы семинарских занятий Тема 1: Феномен культуры
А) рабочее определение культуры; Б) основные функции культуры (не более двух); В) система человеческих ценностей, общественный (и/или личный идеал). Литература
Тема 2. Межкультурные коммуникации 1. Язык как отражение культуры. 2. Искусство как язык. Лотман Ю. Искусство как язык // Об искусстве. СПб., 1998. Лотман Ю. Условность в искусстве // Об искусстве. СПб., 1998. Лотман Ю. О природе искусства // Об искусстве. СПб., 1998. 3. Язык и национальный характер. Этнокультурные стереотипы (русские, европейцы, американцы, китайцы). 4. Проблемы межкультурной коммуникации. Литература
Тема 3. Культура Древнего Рима
Литература
Тема 4. Древнерусская культура. Основные черты и тенденции развития
Литература
Тема 5. Социокультурные аспекты развития современного общества
Литература
^
29.Дайте характеристику реализма как основного течения в культуре XIX в. 30.Каковы особенности современной культуры? Примерные темы рефератов
Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации (Материалы соответствуют требованиям, установленным в ГОС, а также «Положению об организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов» (приказ ВятГГУ № 119 от 08.05.03). ^ В результате освоения учебной дисциплины студенты должны знать: факторы формирования культуры, особенности ее эволюции, основные термины и понятия курса. Знание материала курса предполагает и представления о философских культурологических концепциях российских и зарубежных ученых и их основных работ, оказавших значительное влияние на развитие культурологического знания. Кроме того, студенты должны уметь анализировать факты и явления в культурологическом и историческом контексте, соотносить тенденции в развитии мировой и отечественной культуры. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)
|
![]() | До последнего времени проблема места культурологии в системе гуманитарных знаний остается дискуссионной. Т. к кроме культурологии... | ![]() | Единство понимания и объяснения в культурологии Культурология как осуществление диалога культур |
![]() | Общественное здоровье и здравоохранение как интегративная наука. Основные разделы, задачи, значение в системе подготовки врача | ![]() | Культурология – интегративная наука о культуре. Вклад Л. Э. Уайта в развитие культурологии |
![]() | Основные понятия теории культуры и их многозначность. Классификация культурных ценностей. Функции культуры в обществе. Культура в... | ![]() | Историческое развитие представлений о культуре и возникновение культурологии как науки о культуре |
![]() | Культурология – интегративная наука о культуре. Структура современного культурологического знания. 6 | ![]() | Сущность понятия культура. Различные подходы в трактовке этого понятия |
![]() | Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения.... | ![]() | Политология как наука и учебная дисциплина. Политика как общественное явление. 1 неделя |