Культура как общественное явление Культурология как интегративная область знания. Основные категории и понятия культурологии. Культурологический метод




Скачать 127.25 Kb.
НазваниеКультура как общественное явление Культурология как интегративная область знания. Основные категории и понятия культурологии. Культурологический метод
Дата публикации18.08.2013
Размер127.25 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Культура как общественное явление
Культурология как интегративная область знания. Основные категории и понятия культурологии. Культурологический метод. Культура как одно из ключевых понятий культурологии. Культура в аспекте деятельности человека и общества. Различные определения культуры. Культура как историческая и социальная память человечества. Структура культуры. Основные функции культуры.

Подвижность границ понятий “культура” и “цивилизация”. Цивилизация как организованная форма человеческих сообществ, основной механизм дифференциации мирового исторического процесса. Типология цивилизаций. Развитие и гибель цивилизаций. Роль культуры, духовных традиций, мировых религий в возникновении современной цивилизации.

Культура как “вторая природа”. Интерпретация природы как “материала” культуры, как Космоса, окружающей среды человека. Взаимодействие культуры и природы через деятельность человека. Концепции научно-технических революций, научно-технического прогресса. Роль этики в формировании экологического сознания и экологической культуры в современном обществе.

Понятие культурогенеза, социодинамики культуры. Характеристики межкультурных коммуникаций, Культурная дифференциация. Этнонациональные аспекты культуры. Теории культурного релятивизма и универсализма. Субкультура. Контркультура. Правовая и хозяйственная культура. Культура личности. Культура общения.
^ Раздел II. Основные направления культурологической мысли
Философия и наука о происхождении культуры. Просветители о значении культуры, образования и воспитания для общественного прогресса. Философско-теоретическое осмысление культуры в работах И. Канта. Философия Гегеля как теория культуры. “Мировой разум” - ключевое понятие в культурологической концепции Гегеля. Философия культуры О. Шпенглера,

Философия Н.А. Бердяева как выражение духовного драматизма рубежного времени. Христианский аспект в работах Бердяева. Свободный человеческий дух как творец культуры; внутреннее противоречие культурного творчества. Свободный дух и символические формы культуры. Значение работ Н.А. Бердяева (“Смысл истории”, “Философия свободного духа”, “Истоки и смысл русского коммунизма”, “О назначении человека” и др.). Социологическая теория Н.Я. Данилевского о “культурно-исторических типах”. Роль книги “Россия и Европа”.

Культурологический аспект в работах З. Фрейда. Культура и проблема целостности человеческой души; коллективное бессознательное и его архетипы в концепции К.Г. Юнга. Концепция А. Тойнби. Ценность как основополагающая универсалия культуры в концепции П.А. Сорокина. Культурологические концепции К. Леви-Стросса, М. Фуко, Й. Хейзинги, Х. Ортеги-и-Гассета и др.

^ Раздел III. Развитие мировой и отечественной культуры
Первобытная культура как первая ступень человеческой культуры. Миф - историческая первая форма духовной культуры. Верования древних и их значение для культурогенеза. Синкретизм. Зарождение художественной деятельности.

Античность как тип европейской рациональной культуры. Характерные черты древнегреческой культуры (космологизм, антропоцентризм). Формирование античного идеала. Эпикуреизм. Основные этапы развития эллинской художественной культуры. Особенности развития римской культуры.

Религиозная картина мира средневековой культуры. Христианское мировоззрение как основа средневекового менталитета. Философская и научная мысль в средние века. Рыцарство как нравственный и эстетический идеал эпохи. Средневековый город как центр ремесел, торговли, искусства. Культура русского Средневековья от принятия христианства до петровских реформ. Основные тенденции развития древнерусского искусства.

Гуманизм как ценностная основа ренессансной культуры. Антропоцентрическая картина мира в эпоху Возрождения. Гуманистические концепции итальянских мыслителей (Данте, Петрарки, Макиавелли, Боккаччо и др.) Тема человека в искусстве Возрождения. Секуляративные процессы в ренессансной культуре. Отношение к античности и средневековью. Роль науки. Светское и религиозное в сознании и образе человека.

Формирование нового мировоззрения барокко под влиянием развития науки и философии. Драматизм мироощущения человека эпохи; представления о бесконечности пространства и времени, о «малости» и «величии» человека перед лицом мироздания. Формирование нового идеала человека. Барочный синтез искусств.

Основные достижения в культуре европейского Просвещения. Динамика культурных процессов в европейских странах в XVIII в. Характерные особенности искусства просветительской эпохи. Синтез философии, этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей. Развитие принципов классицизма в искусстве. Классицизм как стиль эпохи. Специфика русского Просвещения. Становление русской «европейскости». Роль просветительских идей. Русское искусство XVIII века.

Русская культура эпохи раннего средневековья. Язычество в Древней Руси. Принятие Христианства. Формирование московской субкультуры. Укрепление русской государственности. Специфика русского национального самосознания. Тенденции к обмирщению культуры. Просветительский этап развития русской культуры. Реформы Петра I в области культуры.

«Золотой век» русской культуры. Русская философская мысль XIX века. Роль интеллигенции в культурной жизни России. Светской характер культурных процессов и их национальное своеобразие. Поиск «русской идеи». Формирование имперского сознания. Расцвет литературы и литературной критики. Феномен интеллигентности.

Общая характеристика культуры ХХ в. Влияние на мировую и отечественную культуру научно-технической революции. Мир и человек в философских концепциях ХХ в. (социализм, экзистенциализм, фрейдизм, прагматизм, мистицизм, позитивизм и др.). Массовая и элитарная культуры. Роль средств массовой информации в культуре ХХ в. Мировой процесс культурного обмена, развитие связей “Восток - Запад”. Культура постмодернизма. Формирование глобально-планетарного мышления. Приоритет общечеловеческих ценностей в культуре.
^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации для преподавателей

В ходе освоения курса необходимо соблюдать принцип гармоничного сочетания теории и практики. В частности, это касается реализации наглядного и практического методов обучения. Теоретический материал должен органично дополняться конкретным материалом, иллюстрирующим тот или иной тезис лекции. В содержании учебной дисциплины должны учитываться связи между историческим опытом культуры и современными тенденциями ее развития. Аудиторные занятия по курсу целесообразно дополнять внеаудиторными (например, экскурсии в музеи, театры, самостоятельный поиск информации в Интернет), что значительно расширит культурный кругозор студентов и будет способствовать эффективному освоению материала, активизации познавательной деятельности студентов, а также формированию субъектной позиции обучаемых.

Методические рекомендации рассчитаны на то, что при подготовке к зачетам и экзаменам студенты будут обращаться к литературе разного характера. Самостоятельная работа, для которой разработаны темы рефератов, вопросы для самопроверки, тесты, позволяет овладеть специальной терминологией, выработать способность самостоятельному творчеству и осознанному восприятию артефактов современной культуры.

^ Методические указания для студентов
Темы семинарских занятий

Тема 1: Феномен культуры


  1. Предпосылки формирования теории культуры. Историческая динамика представлений о культуре.

  2. Этимология слова «культура». Современные подходы к определению культуры. Чем обусловлено многообразие определений культуры? В чем различие между обыденным и научным пониманием культуры?

  3. Функции культуры. Раскройте содержание основных функций культуры.

  4. Структура культуры. Подходы к структурированию культуры.

  5. Культура как мир смыслов. Раскройте на примере интерпретации культурного текста Г. Кнабе семиотика «Медного всадника»

  6. (Составьте портрет современной культуры по схеме (ответ аргументируйте):

А) рабочее определение культуры;

Б) основные функции культуры (не более двух);

В) система человеческих ценностей, общественный (и/или личный идеал).
Литература


  1. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М., 1996.

  2. Культура как предмет философского анализа // Введение в культурологию / Отв. ред. Е.В. Попов. М., 1996.

  3. Историческое развитие представлений о культуре // Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-н/Д., 1996.

  4. Введение // История мировой культуры. Наследие запада. Курс лекций. М., 1998.

  5. Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб., 1997.

  6. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х томах. Т.1. СПб., 1998.

  7. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

Тема 2. Межкультурные коммуникации
1. Язык как отражение культуры.

2. Искусство как язык.

Лотман Ю. Искусство как язык // Об искусстве. СПб., 1998.

Лотман Ю. Условность в искусстве // Об искусстве. СПб., 1998.

Лотман Ю. О природе искусства // Об искусстве. СПб., 1998.

3. Язык и национальный характер. Этнокультурные стереотипы (русские, европейцы, американцы, китайцы).

4. Проблемы межкультурной коммуникации.
Литература


  1. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.. 2000

  2. Верещагин Е. М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1990

  3. Гачев А. Национальные образы мира.

  4. Кармин А. культурология. СПб., 2001.

Тема 3. Культура Древнего Рима


  1. Мифологические и религиозные аспекты римской культуры.

  2. Человек в римской культуре. Роль философских учений (стоицизм, эпикурейство) в развитии концепции человека.

  3. Культура и культ цезарей.

  4. Культура слова и духа в риторическом искусстве.

  5. Зрелища Древнего Рима (гладиаторские бои и театр).


Литература


  1. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

  2. Кнабе Г. Древний Рим: история и повседневность. М., 1986.

  3. Античность как тип культуры. М., 1998.

  4. Джонс А. Гибель античного мира. Ростов- на-Дону, 1997.

  5. Зелинский Ф. История античной культуры. СПб. 1995.

  6. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

  7. Моммзен Т. История Рима. СПб. 1993.

  8. Брабич В., Плетнев Б. Зрелища древнего мира. М., 1978.

  9. История мировой культуры. Наследие запада. М., 1998.

  10. Светоний Г. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1998.


Тема 4. Древнерусская культура. Основные черты и тенденции развития

  1. Язычество в культуре древних славян. Высшая и низовая мифология. Представления древних славян о мироздании.

  2. Как соотносятся в древнерусской культуре христианство и язычество? Как они сосуществуют в истории русской культуры?

  3. Каковы внутренние противоречия христианизации Древней Руси? В чем типологические сходства и различия древнерусского и западноевропейского средневековья?

  4. Назовите положительные и отрицательные результаты воздействия монгольского ига на древнерусскую культуру и историю русской культуры в целом.

  5. В чем состоит своеобразие древнерусской смеховой культуры? Древнерусское юродство как феномен культуры.

  6. Святость как феномен культуры. В чем состоит национальное своеобразие древнерусской святости по сравнению с христианской святостью в западноевропейской культуре?

  7. Особенности художественной культуры Древней Руси.


Литература

  1. Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. М., 1987.

  2. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

  3. Успенский Б. А. Избранные труды. В 2 т. Т. 1. М., 1996.

  4. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995.

  5. Зеленин Д. К. Избранные труды. В 2 т. М., 1994.

  6. Лихачев. Д. С., Панченко А. М. Смех в Древней Руси. П., 1984.

  7. Иванов С. А. Византийское юродство. М., 1997. Гл. 7.

  8. Забияко А. П. История древнерусской культуры. М., 1995.

  9. Фурман Д. Выбор князя Владимира // Вопросы философии. 1988. №6.

  10. Россия 15-17 веков глазами иностранцев. М., 1988.

  11. Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.

  12. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М.,1997.

  13. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М., 1999.

  14. Мифологический словарь / Под ред. М.В. Ливанова, В.А. Суханова. Смоленск, 2000.

  15. Мифология славян. СПб., 2000.


Тема 5. Социокультурные аспекты развития современного общества


  1. Понятие культуры и субкультуры. Типы культуры.

  2. Молодежная культура.

  3. Роль интеллигенции в развитии культуры.

  4. Элитарная и массовая культуры.

  5. Постмодернизм.


Литература


  1. Сергеев Е., Швецов С. Масскультура: наша домашняя, современная // Вопросы литературы, 1990, № 6.

  2. Журнал «Новый мир», 1997, № 6.

  3. Лихачев Д.С. Раздумья.

  4. Лихачев Д.С. Об интеллигенции.

  5. Западные молодежные субкультуры 80-х годов.

  6. Кнабе Г. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии, 1990, № 8.



^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


  1. Дайте этимологический анализ термина «культура».

  2. Назовите основные функции культуры.

  3. Охарактеризуйте взаимоотношения культуры и природы.

  4. Из каких слагаемых складывается культура общения?

  5. Определите общее и различное между понятиями: традиция, обычай, обряд.

  6. Каково современное содержание понятия «культурный человек»?

  7. Что относят к культурным универсалиям?

  8. Назовите и кратко охарактеризуйте формы духовной культуры.

  9. Как может влиять представление о культуре личности на способы и методы воспитания?

  10. Можно ли провести различие между человеком культурным и цивилизованным?

  11. Какова роль СМИ в современной культуре?

  12. Проведите различие между понятиями: человек - индивид - личность.

  13. В чем суть взаимоотношений культуры и права?

  14. Что включает в себя культура предпринимательства?

  15. Назовите основные школы и направления культурологии в ХХ в.

  16. Как вы понимаете культурный прогресс?

  17. Каково главное свойство первобытной культуры?

  18. Что такое: анимизм, тотемизм, фетишизм?

  19. Почему культуру древнего Египта часто называют «гигантским некрополем»?

  20. Что такое калокагатия?

  21. Назовите основные черты духовной культуры средневековья?

  22. Каково значение иконы для культуры Древней Руси?

  23. Назовите версии происхождения слова «Русь».

  24. В чем состоит специфика барочного типа культуры?

  25. Раскройте культурологический смысл эпохи Возрождения.

  26. Назовите выдающихся представителей итальянского Возрождения.

  27. В чем заключается своеобразие романтического мировосприятия?

  28. Какова роль христианства в истории культуры?

29.Дайте характеристику реализма как основного течения в культуре XIX в.

30.Каковы особенности современной культуры?

Примерные темы рефератов


  1. Н.А. Бердяев о русской интеллигенции.

  2. Культура и наука.

  3. Интеллигенция и власть.

  4. Нравственность как форма культуры.

  5. Жизнь и судьба художника (на примере выдающихся деятелей культуры. На выбор: Микеланджело, И.С. Бах, А.А. Ахматова, А. Блок, П.И. Чайковский, Ван Гог и др.)

  6. Проблемы информатизации общества.

  7. Миф как форма культуры.

  8. Мистика в жизни современного человека.

  9. Христианство и развитие русской культуры.

  10. Запад и Восток: диалог культур.

  11. Культура и человеческое общение.

  12. Роль искусства в духовном развитии человека.

  13. СМИ и современная культура.

  14. Место иконы в культуре Древней Руси.

  15. Языки культуры.

  16. Концепция человека Й. Хейзинги.

  17. Современная Россия: духовные потери и обретения.

  18. Особенности культуры постмодернизма.

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Культурология /ред. Г.В.Драч [Текст] Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 576 с.

  2. Культурология. Учебник для технических вузов / ред. Н.Г.Багдасарьян [Текст] М.: Высшая школа, 1998. – 511 с.

  3. Силичев Д.А. Культурология. Учебное пособие для вузов /Д.А.Силичев [Текст] М.: Приор, 1998. – 352 с.

  4. Культурология. История мировой культуры / ред. А.Н. Марковой [Текст] М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1995. – 600 с.


Дополнительная


  1. Мифы народов мира: энциклопедия. В 2 т. [Текст] М.: Советская энциклопедия, 1991.

  2. Тайлор Э.П. Первобытная культура / Э.П.Тайлор [Текст] М.: Наука, 1989. – 312 с.

  3. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии./ Д.Д. Фрэзер [Текст] М.: Издательство Политической литературы, 1986. – 702 с.

  4. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. /А.И.Немировский [Текст] М.: Просвещение, 1992. - 318 с.

  5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры./А.Я.Гуревич [Текст] М.: Наука, 1972. – 284 с.

  6. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. / М.Оссовская [Текст] М.: Просвещение, 1987. – 246 с.

  7. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. / Л.М. Баткин [Текст] М.: Наука, 1995. – 284 с.

  8. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. / А.Ф.Лосев [Текст] М.: Просвещение, 1983. – 184 с.

  9. Орлова Э.Л. Современная городская культура и человек. / Э.Л. Орлова [Текст] М.: Просвещение, 1987. – 326 с.

  10. Модернизм: анализ и критика основных направлений / сб. статей [Текст] М.: Наука, 1986. - 268 с.



Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации
(Материалы соответствуют требованиям, установленным в ГОС, а также «Положению об организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов» (приказ ВятГГУ № 119 от 08.05.03).

^ Требования к уровню освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студенты должны знать: факторы формирования культуры, особенности ее эволюции, основные термины и понятия курса. Знание материала курса предполагает и представления о философских культурологических концепциях российских и зарубежных ученых и их основных работ, оказавших значительное влияние на развитие культурологического знания. Кроме того, студенты должны уметь анализировать факты и явления в культурологическом и историческом контексте, соотносить тенденции в развитии мировой и отечественной культуры.

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)


  1. Понятие и сущность культуры.

  2. Структура, функции культуры.

  3. Культура и цивилизация.

  4. Культура и природа.

  5. Структура культуры.

  6. Формы духовной культуры.

  7. Культура и личность. Культура общения.

  8. Взаимоотношение «культуры» и «цивилизации».

  9. Типология цивилизаций.

  10. Н.Бердяев о культуре и цивилизации.

  11. Культура как система.

  12. Культурогенез как проблема культурологии. Научные подходы к проблеме культурогенеза.

  13. Этнонациональные аспекты культуры

  14. Культура и общество

  15. Религия в системе культуры.

  16. Роль традиций, обычаев, обрядов в культуре.

  17. Массовая и элитарная культуры.

  18. Русская культура: от язычества к русскому Просвещению.

  19. Основные тенденции развития культуры XX в.

  20. Концепции культуры в XX в. (А. Тойнби, Н. Сорокина и др.).

  21. Психологическая школа в культурологии.

  22. Типология культур.

  23. Особенности первобытной культуры.

  24. Характеристики культуры Древней Греции.

  25. Сущность христианства как феномена культуры.

  26. Культура европейского средневековая.

  27. Культура эпохи Возрождения.

  28. Барокко как тип культуры.

  29. Культура эпохи Просвещения.

  30. Русская культура: от язычества к Просвещению.

  31. Юродство как феномен смеховой культуры Древней Руси.

  32. Культурные реформы Петра I.

  33. Русская культура XIX в.

  34. Культура Серебряного века.

  35. Основные тенденции развития культуры XX в.

  36. Постмодернизм в культуре ХХ века.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Культура как общественное явление Культурология как интегративная область знания. Основные категории и понятия культурологии. Культурологический метод iconЛекция 1 08. 02. 2011 Тема 1 Введение в культурологию Культурология...
До последнего времени проблема места культурологии в системе гуманитарных знаний остается дискуссионной. Т. к кроме культурологии...

Культура как общественное явление Культурология как интегративная область знания. Основные категории и понятия культурологии. Культурологический метод iconМежуев В. М. Культура как философская проблема // Вопросы философии
Единство понимания и объяснения в культурологии Культурология как осуществление диалога культур

Культура как общественное явление Культурология как интегративная область знания. Основные категории и понятия культурологии. Культурологический метод iconВопросы к курсовому экзамену по предмету «общественное здоровье и...
Общественное здоровье и здравоохранение как интегративная наука. Основные разделы, задачи, значение в системе подготовки врача

Культура как общественное явление Культурология как интегративная область знания. Основные категории и понятия культурологии. Культурологический метод iconНовые вопросы к зачёту для студентов зо по дисциплине
Культурология – интегративная наука о культуре. Вклад Л. Э. Уайта в развитие культурологии

Культура как общественное явление Культурология как интегративная область знания. Основные категории и понятия культурологии. Культурологический метод iconПрограмма по культурологии для вступительного экзамена в аспирантуру...
Основные понятия теории культуры и их многозначность. Классификация культурных ценностей. Функции культуры в обществе. Культура в...

Культура как общественное явление Культурология как интегративная область знания. Основные категории и понятия культурологии. Культурологический метод iconВопросы: Сущность понятия «культура». Различные подходы в трактовке этого понятия
Историческое развитие представлений о культуре и возникновение культурологии как науки о культуре

Культура как общественное явление Культурология как интегративная область знания. Основные категории и понятия культурологии. Культурологический метод iconБилеты к государственному экзамену
Культурология – интегративная наука о культуре. Структура современного культурологического знания. 6

Культура как общественное явление Культурология как интегративная область знания. Основные категории и понятия культурологии. Культурологический метод iconКультурология: общий курс учебное пособие Часть 1
Сущность понятия культура. Различные подходы в трактовке этого понятия

Культура как общественное явление Культурология как интегративная область знания. Основные категории и понятия культурологии. Культурологический метод icon5 исследование проблем народонаселения и их связей с озз
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения....

Культура как общественное явление Культурология как интегративная область знания. Основные категории и понятия культурологии. Культурологический метод icon1. закономерности формирования и функционирования политической власти
Политология как наука и учебная дисциплина. Политика как общественное явление. 1 неделя

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов