Для структурирования педагогической деятельности на данном этапе условно выделим некоторую «последовательность шагов»




Скачать 142.81 Kb.
НазваниеДля структурирования педагогической деятельности на данном этапе условно выделим некоторую «последовательность шагов»
Дата публикации29.01.2014
Размер142.81 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
Для структурирования педагогической деятельности на данном этапе условно выделим некоторую «последовательность шагов».

Шаг 1. Практикум «Инициация проекта» представляет собой обсуждение в группе социальных проблем, стоящих перед обществом. Особое внимание уделяется рассмотрению проблем молодежи. Итогом обсуждения является набор элементов для ранжирования, содержательно представляющих собой направления проектной деятельности, отражающие потребности социума. Далее студентам предлагается с помощью матрицы ранжирования попарно сопоставить предпочтительность элементов матрицы по степени актуальности и личной значимости (путем всевозможных их попарных комбинаций).

Приведем пример: в ходе активной работы в группе выделяются наиболее социально значимые проблемы молодежи, решение которых, во-первых, находится в поле реализации молодежной политики в регионе, и во-вторых, возможно с помощью метода социального проектирования.

Элементы пронумерованы для удобства расположения в матрице выборов.

1. Трудоустройство и вторичная занятость молодежи

2. Здоровый образ жизни

3. Профилактика асоциального, девиантного поведения

4. Образование (среднее, специальное, высшее, дополнительное)

5. Спорт и физическая культура

6. Культура, досуг, творчество

7. Воспитание (патриотическое, правовое, экологическое, эстетическое и др.)

8. Проблемы молодой семьи, гендерных отношений

9. Молодежь в информационном пространстве

10. Добровольческое (волонтерское) движение

11. Молодежь и межкультурный диалог

12. Молодежь и самоуправление

В итоге каждому из перечисленных направлений социального проектирования присваивается соответствующий количеству выборов ранг значимости.

В данном случае стоит отметить, что интервалы в данной шкале рангов не равны, следовательно, ранги обозначают лишь порядок следования направлений социального проектирования по признаку значимости. При этом у каждого студента получается своя иерархия, отличная от других.

Полученные ранги анализируются и на основе результата анализа студенты, выбравшие одноименное направление в качестве приоритетного, объединяются в проектные группы (по 5 человек). Обоснованием объединения студентов в творческие группы для работы над проектом служат исследования Т. Парсонса, П. Бурдье, П. Блау. Обобщая сделанные учеными выводы, мы опираемся на положение о том, что воспроизводство и изменение социальных процессов происходит значительно быстрее при активной коллективной человеческой деятельности. Объединенные коллективными стимулами: идеологией, ценностными ориентациями, члены команды организуют слаженную, продуктивную и эффективную работу над проектом.

С другой стороны, принцип оппозиционности игровой коммуникации позволяет создать и поддерживать ситуацию конкуренции между проектными командами. Проявляющееся в игре творчество в проектной деятельности, являясь связующим звеном, объединяет теоретические знания, формирующиеся умения в интегральную совокупность.

Каждый студент, включенный в команду, занимает собственную позицию, уясняет для себя, что он должен получить в результате работы над проектом: навыки коммуникации, формирование новых знаний, опыт проектирования. На данном этапе происходит осознание потребностей и формирование мотивов проектной деятельности. Творчество, выступая высшей формой гуманной, созидательной, активной мыслительной и практической деятельности становится ценностью и позволяет формировать проектную культуру как элемент общей культуры личности.

Задача педагога на данном этапе – методически сопровождая деятельность группы, научить студентов генерировать и формулировать идеи в ходе совместного обсуждения, критически их оценивать, развивать и отбирать наиболее подходящие из них. Педагогическое сопровождение заключается также в оказании эмоциональной поддержки, направлении коллективной деятельности, и, если необходимо, в разрешении конфликтных ситуаций.

Важно сделать акцент на укреплении стимулов проектной деятельности, сплоченности проектной команды на основе общих целей. При благоприятном психологическом фоне в команде и правильном распределении социальных ролей и ответственности проводится тщательный анализ имеющихся альтернативных вариантов, при этом не подавляются возражения относительно разных предложений, окончательное решение принимается коллегиально. Так как работа над проектом – это достаточно длительный процесс, в группе складываются устойчивые системы связей и отношений, члены группы приобретают необходимые навыки коммуникационного взаимодействия, при

этом контакты между членами группы носят ярко выраженный личностный характер.

Исходя из того, что формирование группы основано на общем выборе направления деятельности и общей заинтересованности в решении данной проблемы, каждый из членов группы играет активную роль, в группе самопроизвольно, в процессе работы развивается система поведения, выделяется лидер.

Лидер проектной команды играет роль генератора идеи и своеобразного тренера команды. При выборе оптимального решения в ходе обсуждения лидер является модератором, назначая на роль критика каждого из членов команды, призывая их высказывать возражение и сомнения. Такой подход способствует проведению открытого исследования и беспристрастному изучению спектра имеющихся возможностей социальных инноваций.

Одним из значимых результатов коллективной творческой деятельности является повышение групповой производительности.

Известно, что проектная команда проходит в процессе проектирования через следующие «жизненные циклы»:

- формирование: определение лидера, организация деятельности команды, разграничение полномочий, определение условий работы каждого члена команды с учетом их деловых качеств, наработка общих способов достижения успеха;

- нормализация отношений: интериоризация общих целей, взаимная продуктивная работа над проектом;

- завершение работы команды: подведение итогов, планирование перспектив дальнейшей совместной деятельности.

Шаг 2. Практикум «Обоснование идеи проекта».

Практикумом для усвоения теоретического материала является выполнение проектными группами следующего задания – на основании полученных знаний о социальном проектировании и согласно выбранному направлению:

- собрать информацию о социальной, культурной и политической жизни региона в контексте заявленной проблематики;

- выявить наиболее значимые проблемы;

- определить целевую аудиторию проекта;

- используя инструменты социологического исследования (социологический опрос, фокус-группа, экспертная оценка, контент-анализ текстов, электронных версий публикаций, высказываний представителей власти и бизнеса, российского законодательства) аргументировать актуальность, социальную значимость и новизну проекта. (Примечание: допускается использование результатов социологических исследований, валидность которых не вызывает сомнений (публикации в научных журналах, монографии и т.д.).

- сформулировать идею проекта;

- сформулировать название проекта;

- определить оптимальные сроки реализации проекта;

- в ходе публичного обсуждения защитить свою идею и доказать ее актуальность и значимость.

Практикум организован на основе техники деструктивной соотнесенной оценки, коллективного обсуждения мнений и генерации идей, получившей обобщенное название «мозговой штурм». Степень свободы высказываний должна быть рассчитана как на конструктивную критику, так и на получение оригинальных идей. Сущность данной техники заключается в стимулировании творческого потенциала студентов на основе деструкции вносимых предложений и выработки (соотнесения) новых известными приемами «мозгового штурма». Стимулирующий эффект достигается за счет нового видения поставленной проблемы глазами коллег по проектной группе. В ходе дискуссии появляются оригинальные конструктивные идеи, прорабатываются альтернативные варианты, сценарии развития ситуации. Создается перечень всех высказываемых идей, сформулированных в общепринятых терминах социального проектирования, выявляются дублирующие и дополняющие друг друга идеи, которые затем объединяются и расставляются в порядке значимости. Таким образом, проектная группа вырабатывает несколько вариантов решения заявленной проблемы и выбирает наиболее оптимальное из них, опираясь на имеющиеся ограничения по срокам, географии и ресурсам проекта.

Шаг 3. Следующим шагом на данном этапе является определение цели проекта.

Основные педагогические задачи данного этапа: ввести базовые понятия «цель», «задачи проекта» на разнообразном конкретном материале, актуализировать проектное мышление студентов. Восприятие теоретического материала будет более эффективным, если совместить его с самостоятельной работой студентов на семинаре с включенным режимом обсуждения и решением общей задачи.

Студентам предлагается сформулировать цель проекта и предложить решение социально - значимой проблемы путем выполнения конкретных задач.

Основополагающим является положение о том, что цель есть предвосхищение не любого результата, а идеально предполагаемого. Постановка цели – это решение, относящееся к категории управления, в целеполагании раскрывается социальная активность личности, отражающая ее ценности, потребности, мотивы и готовность к проектной деятельности. Целеустремленность субъекта проектирования является необходимым условием определения цели.

Целеполагание в социальном проектировании распространяется на процессы или явления, имеющие в перспективе определенное, относительно завершенное состояние, модель которого представляется в виде цели. За основу принимается диалектическое взаимоотношение категорий «цель», «средство», «результат».

Одной из важнейших характеристик цели проекта является ее диагностичность и реализуемость.

Решение каждой из поставленных задач анализируется по критерию приближения к цели, поэтому цель должна иметь качественные и количественные критерии, и сообразные им показатели. Показатели обеспечивают возможность проверки выполнения задач проектирования через натурально полученные данные, как правило, – это явление или событие (или их составляющие), по которым можно судить о ходе проекта. Качественные показатели фиксируют наличие или отсутствие определенного свойства или связи в терминах номинальной шкалы, количественные фиксируют меру выраженности, развития определенного свойства, связи. Количественные показатели могут быть дискретными (принимающими значения, отличающиеся на целую величину) и непрерывными (принимающими любые целые или дробные значения в зависимости от требуемой степени точности).

Социальные показатели делятся также на единичные (показатели, индикатором которых является единичный предмет) и групповые (формируются путем статистического обобщения данных о каждом единичном объекте).

Диагностика эффективности проекта зависит от его направленности и может быть измерена в процентах или абсолютных величинах. При этом достижение цели может подразумевать как положительную, так и отрицательную динамику процесса: например, повышение уровня правовой культуры студентов или снижение уровня подростковой преступности.

Практическое занятие направлено на получение опыта разработки и документального представления своего проекта, формирования экспертного суждения о других проектах, рефлексии по отношению к собственной деятельности по инициации проекта, выстраивания коммуникаций между членами одной проектной группы и между самими группами в ходе защиты идей. Важно сформировать на данном этапе у студентов умение выходить за рамки своего проекта, посмотрев на него через призму других, более и менее удачно разработанных идей, поставив себя на место проектировщика и на место эксперта. Открытая защита идей проекта дает навыки анализа концепции

проекта, корректировки идеи, формирует коммуникационные умения публичного выступления, ведения дискуссии, отстаивания и аргументации собственной позиции.

Подведение итогов выполнения данного задания происходит в виде составления тезисов, содержащих сформулированные замечания и рекомендации к каждому проекту. По результатам анализа проекты корректируются проектной группой с учетом объективной оценки и выданных рекомендаций.

Задача педагога на данном этапе – за счет актуализации коллективной работы показать вариативность проектной деятельности, создать конкурентную среду, акцентировать внимание на грамотно сформулированных идеях. Возможно, в ходе выполнения данного этапа понадобится внести изменения в состав проектных групп, усилив их за счет наличия в других группах двух и более явных лидеров. Необходимо также соблюдать условие диалогического доброжелательного общения со студентами: уделять внимание всем высказываемым идеям и гипотезам и поощрять наиболее удачные из них.

Шаг 4. – формулирование задач проекта. Задачи проекта являются блоками, содержащими конкретные действия, которые необходимо выполнить в ходе реализации проекта. Например, организационный блок, информационное сопровождение, PR-компания и т.д.

Внутри блока расписываются конкретные действия, выполнение которых будет обеспечивать движение к цели.

Технологическим результатом данного этапа является формирование умений формулировать личностную и коллективную цели проектирования, определять конечный результат, устанавливать критерии оценки процесса и результата действий в проекте.

По соответствию целей проектирования социально-значимым проблемам, стоящим перед обществом, выбору показателей и их индикаторов, обоснованности задач и действий, приводящих к их решению, можно судить о динамике становления проектной культуры студентов. Методически результат на уровне факта фиксируется на основе контент-анализа документации проекта. Анализируется, в том числе, и использование терминов, принятых в проектировании. Обсуждение заявленных каждой проектной группой целей проектной деятельности является эффективным педагогическим средством для преодоления стереотипов и корректировки целей.

Шаг 5. От формулировки цели и задач необходимо перейти к определению перечня основных мероприятий по осуществлению проекта, то есть раскрыть подробно все элементы деятельности, планируемые для достижения поставленной цели. Результатом является план-график реализации проекта. Студентам необходимо определить перечень основных мероприятий по осуществлению задач, установить сроки как подготовительных, так и основных

мероприятий, определить ответственных за каждый вид работ, составить план-график и рабочий график в виде таблиц.

Определение сроков реализации проекта является важным элементом в проектировании. Сроки выполнения проекта обосновываются с учетом особенностей жизнедеятельности целевой группы, которой адресован проект, климатических условий и механизмов финансирования проекта.

На данном этапе мы использовали некоторые приемы технологии С.Д. Полякова «Коллективное творческое дело», психологическим основанием которой является механизм полного включения каждого участника проектной группы в деятельность [6]. В ходе реализации данного шага второго технологического этапа формируются проектировочные умения определить содержание, объем работ и сроки проектирования.

Шаг 6. Далее следует определение обязанностей и их распределение в проектной команде, составление сметы проекта по каждой статье расходов с учетом налоговых отчислений, распределение бюджета проекта на имеющиеся в наличии, ожидаемые из указываемых источников и запрашиваемые средства.

Студенты продумывают и составляют перечень обязанностей, необходимых для реализации плана, распределяют обязанности между собой. Итоговым документом является список членов команды с указанием обязанностей каждого.

В нашем случае мы используем методику деловой игры: моделируем реальную ситуацию, в процессе которой участники игры ведут себя согласно реальным поручениям, возложенным на них в проекте.

С помощью заданных знаковых средств (язык, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится обстановка процесса формирования ресурсной базы проекта, сходная по своим сущностным характеристикам с реальной. При этом в деловой игре воспроизводятся только типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени. Деловая игра служит средством актуализации, применения и закрепления знаний и средством развития практического мышления.

Эффективность деловой игры достигается за счет взаимодействия участников игры в заданной конкретной ситуации. Деловая игра проводится в режиме диалогического общения, являясь двуплановой деятельностью. Задача преподавателя гармонично сочетать цели: игровую и педагогическую, при этом педагогическая цель не должна доминировать над игровой.

Деловая игра воссоздает предметный контекст, обстановку данного этапа проектной деятельности и социальный контекст, в котором студенты взаимодействуют с представителями других ролевых позиций. Таким образом, в

деловой игре мы реализуем целостную форму коллективной проектной деятельности с помощью моделирования условий ограниченности ресурсов.

Каждому из участников предлагается в соответствии с полученным поручением сформировать перечень необходимых ресурсов (финансовых, информационных, материально-технических, интеллектуальных, кадровых, организационных, информационных) для выполнения поставленных перед ним задач и источников их получения. Далее формируется общий перечень необходимых ресурсов по проекту, определяется вероятность поступления ресурсов из того или иного источника и оценка вероятности реализации проекта в условиях дефицита необходимых ресурсов, корректировка действий в проекте.

В результате формируются умения и навыки управления и самоуправления, такие как: рациональная организация индивидуальной, парной и групповой деятельности, распределение функций и ролей внутри проектной группы.

Одним из показателей готовности студентов к проектной деятельности является владение навыками коммуникационного взаимодействия (умение ясно излагать свои мысли, владение монологической речью, умение вести переговоры, организовать конструктивное взаимодействие в потенциально-конфликтной ситуации). Определяющими в процессе проектирования являются социоперцептивные умения как основа коммуникативного действия.

Данный этап формирования проектной культуры студентов реализуется в ходе практикума «Коммуникации в проекте», содержащего последовательность тренингов и рефлексию участников.

Педагогической задачей практикума является оценка студентами уровня своих компетенций и постановка задач на их развитие.

Задача преподавателя – раскрыть разнообразие и полноту возможных и необходимых ролей в проекте, каналов коммуникационного взаимодействия и типов коммуникаций с различными субъектами проектирования, расширить представление о мотивации проектной деятельности.

Для приближения практикума к реальной проектной деятельности формируется список лиц и организаций, заинтересованных в реализации данного конкретного проекта, разрабатываются варианты предложений совместной деятельности на основе социального партнерства организаций или других форм долевого участия в реализации проекта. Устанавливаются адреса, телефоны, предполагаемая дата и формат переговоров. Составляются тексты информационных писем и договоров о сотрудничестве.

Исходя из собранной и систематизированной информации об организациях-партнерах, члены проектной команды описывают характеристики и режимы коммуникации для наиболее часто встречающихся в процессе работы над проектом социальных ролей. Для каждой роли описывается:

- персона или социальный институт, реализующий данную функцию;

- приемлемые режимы коммуникации (деловая встреча, брифинг, пресс-конференция, неформальное общение, презентация, интервью и др.);

- характеристика коммуникации (официальная, неофициальная);

- описание необходимой документации (информационное письмо, договор о сотрудничестве, вопросы для пресс-конференции, медиа-презентация, пресс-кит и др.);

- приемы и техники (телефонные переговоры, диалог, публичное выступление, дискуссия и др.).

Каждый член команды на основе самооценки по каждой из выявленных ролей определяет свой уровень (высокий, средний, низкий) развития навыков коммуникационного взаимодействия.

Тренинг на развитие коммуникационных умений представляет собой ролевую игру, каждый элемент которой длится не дольше 5 минут, в которой пары, составленные из членов проектной команды, поочередно исполняют ту или иную роль, требующую применения приемов и техник коммуникационного взаимодействия. Например, держатель проекта и держатель гранта, держатель проекта и журналист, держатель проекта и руководитель администрации. Эффективные и неэффективные приемы коммуникации фиксируются остальными участниками тренинга. Важно обращать внимание на вербальные и невербальные приемы: интонация, суть и содержание обращения, аргументация собственной позиции, жестикуляция, эмоциональность.

Следующим элементом ролевой игры является игровая реализация одного из заявленных форматов коммуникации, например, брифинг или очередное плановое совещание по реализации проекта.

Результатом игры является овладение студентами знаниями о возможных коммуникационных взаимодействиях в процессе проектирования и овладение необходимыми техниками и приемами.

Методически результат фиксируется на основе наблюдения за исполнением студентами тех или иных ролей.

Шаг 7. Заключительным шагом является открытая публичная презентация, содержащая необходимые элементы:

- описание области деятельности проекта, включающее описание проблемы и цели проекта;

- описание задач проекта и механизмов их решения;

- описание критериев и показателей достижения цели и инструментов диагностики;

-описание потребности в ресурсах и источников их получения;

- обоснование выбора организаций-партнеров проекта по критерию их заинтересованности в реализации проекта;

- описание плана управления проектом, в том числе управления временем проекта;

- обоснование сильных и слабых сторон проекта;

- описание рисков проекта и механизмов их преодоления;

- обоснование перспектив развития проекта по критерию его социальной значимости и проектной компетентности реализующей его проектной команды: ее опыта в проектировании, профессионализма членов команды, готовности к продолжению проектной деятельности в данной сфере.

Во время презентации студенты задают вопросы, проводят экспертизу всех положений, заявленных в проекте, таким образом, оказываясь в различных позициях по отношению к проекту: и в роли защищающего проект, и в роли эксперта.

На контрольно-оценочном этапе актуализируется рефлексивная функция проектной культуры, происходит осмысление и самооценка результатов проектирования, самоанализ в сравнении с оценкой экспертов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Для структурирования педагогической деятельности на данном этапе условно выделим некоторую «последовательность шагов» iconАвторство представленных текстов отчасти условно
Авторство представленных текстов отчасти условно. Во всяком случае, не представляет зримого интереса. Во всяком случае, для самих...

Для структурирования педагогической деятельности на данном этапе условно выделим некоторую «последовательность шагов» iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Методика и технология работы социального педагога»
Сущность педагогической и социально-педагогической деятельности. Содержание и задачи социально-педагогической деятельности

Для структурирования педагогической деятельности на данном этапе условно выделим некоторую «последовательность шагов» iconВопросы к коллоквиуму для студентов первого курса
Числовая последовательность. Виды последовательностей. Сходящаяся последовательность. Ограниченная сверху, снизу, ограниченная последовательность....

Для структурирования педагогической деятельности на данном этапе условно выделим некоторую «последовательность шагов» iconТема зарождение и развитие педагогической этики
Истоки педагогической деятельности. Зарождение педагогической этики в трудах античных мыслителей

Для структурирования педагогической деятельности на данном этапе условно выделим некоторую «последовательность шагов» iconВопросы по педагогике
Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.(с. 50)

Для структурирования педагогической деятельности на данном этапе условно выделим некоторую «последовательность шагов» iconШтрих-коды стран Штриховой код это последовательность черных и белых...
Код производителя присваивается региональным отделением международной организации ean international. Такой порядок регистрации позволяет...

Для структурирования педагогической деятельности на данном этапе условно выделим некоторую «последовательность шагов» iconОд е ссея
Поэтому изложение, в котором соблюдена хронологическая последовательность, оказалось контрапунктивным. Местами сюжеты распределены...

Для структурирования педагогической деятельности на данном этапе условно выделим некоторую «последовательность шагов» iconВопросы государственного экзамена по педагогике
Предмет педагогической науки, ее место в системе наук о человеке. Проблемы и задачи развития педагогики на современном этапе

Для структурирования педагогической деятельности на данном этапе условно выделим некоторую «последовательность шагов» iconВыбирай Будущее С
На данном этапе развития, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно формировать представления ребят о различных...

Для структурирования педагогической деятельности на данном этапе условно выделим некоторую «последовательность шагов» iconФормула души
Родноверие-Родолюбие. Смысл жизни. Смысл нашего существования на данном этапе. Наследие предков. Владимир Захаренко

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов