Шляхтина Л. М. Ш 70 Основы музейного дела: теория и практика. Учеб посо- бие/Л. М. Шляхтина. 2-е изд стер




НазваниеШляхтина Л. М. Ш 70 Основы музейного дела: теория и практика. Учеб посо- бие/Л. М. Шляхтина. 2-е изд стер
страница1/19
Дата публикации02.02.2014
Размер3.34 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19




Образование



через искусство

Л.М. Шляхтина

ОСНОВЫ

МУЗЕЙНОГО

ДЕЛА

Теория и практика

Издание второе, стереотипное

Допущено
Учебно-методическим объединением
по направлениям педагогического образования
в качестве учебного пособия для студентов
педагогических и гуманитарных
высших учебных заведений






Москва «Высшая школа» 2009


УДК 069 ББК 79.1 Ш 70

Рецензенты:

зав. сектором русской культуры Государственного Эрмитажа докт. ист. наук И.Н. Уханова;

доцент кафедры музееведения и экскурсоведения Санкт-Петербургского университета культуры и искусства, канд. ист. наук Е.Н. Мастеница

Шляхтина Л.М.

Ш 70 Основы музейного дела: теория и практика. Учеб. посо- бие/Л.М. Шляхтина.— 2-е изд. стер. — М.: Высш. шк., 2009. — 183 с.: ил. — (Образование через искусство). ISBN 978-5-06-006113-0

В пособии рассматривается широкий круг проблем, начиная от теоретических положений науки «музееведение» и кончая вопросами практической деятельности музея в современном обществе. В книге раскрыта специфика научно-исследовательской работы музея, экспозиционной, научно-фондовой и музейно-педагогической деятельности. В Приложениях даны образцы различных музейных документов и словарь основных понятий.

Для студентов гуманитарных и педагогических вузов, факультетов и кафедр искусствоведения и музейной педагогики, преподавателей художественных школ и музейных работников.

УДК 069 ББК 79.1

ISBN 978-5-06-006113-0 © ОАО «Издательство «Высшая школа», 2009

Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается.




ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 4

^ РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА 5

Глава I. Музееведение — научная основа музейного дела 5

Глава II. Музейный предмет, его свойства и функции 12

Глава III. Музей в обществе и культуре 21

§ 1. Предпосылки появления музея 21

§ 2. Музей как социокультурное явление 27

§ 3. Музей как учреждение культуры 35

§ 4. Социокультурные функции музея 46

Глава IV. Теоретический базис деятельности музея 58

^ РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МУЗЕЯ 68

Глава I. Научно-исследовательская работа как основа функционирования музея 68

§ 1. Специфика и направления научно-исследовательской деятельности

музея 68

§ 2. Организация научно-исследовательской деятельности в музее . . 82

Глава II. Направления деятельности музея 87

§ 1. Научно-фондовая работа 87

§ 2. Экспозиционно-выставочная деятельность музея 112

§ 3. Образовательная деятельность музея 126

Глава III. Менеджмент и маркетинг в музейном деле 148

§ 1. Современные технологии в управлении музеем 148

§ 2. Маркетинг в музее 156

Заключение 167

Приложения 170

Словарь основных понятий 178


ПРЕДИСЛОВИЕ

Современный мир полон открытий и катаклизмов, что ведет порой к ниспровержению устоявшихся идеалов, трансформации мировоззрений, смене идеологий. И совершенно естественным для человека, живущего в перманентном состоянии неопределенности и изменчивости, является поиск своего места в окружающем его мире, осознание своих культурных корней. Не является ли данное обстоятельство одной из причин нашего интереса к музею? И не этот ли интерес заставляет нас преодолевать сотни и тысячи километров, для того чтобы воочию увидеть «Ночной дозор» Рембрандта, или «Ботик Петра I»?

Уже многие сотни лет музеи являются «визитными карточками» не только того или иного города, но и стран, так как они хранят не просто интересные «вещи», но традиции культуры, свидетельства высо- чайших достижений творческого гения человека. Вот почему, несмотря на всю сложность социально-экономического развития мирового сообщества, музеи являются самыми жизнестойкими институтами цивилизации.

XXI век обещает быть веком расцвета музейного дела. Уже сегодня трудно представить себе образование или социально-досуговую деятельность без музейного компонента, а значит, и без грамотного специалиста, хорошо знающего специфику музейного дела. На подготовку такого специалиста и ориентировано направление 540700 «Художественное образование» и профиль 540701 «Музейная педагогика», в рамках которого находится дисциплина «Основы музейного дела».

Предлагаемое учебное пособие знакомит с теми основными теоретическими положениями молодой науки музеологии, на основе которых развиваются современные музейные технологии. Важное место в нем занимает формирование музееведческих навыков, необходимых для педагогической работы в условиях как профессионального, так и школьного музея.

Мы надеемся, что настоящее пособие будет интересно и полезно не только студентам педагогических и гуманитарных высших учебных заведений, но и руководителям музеев на общественных началах — всем тем, кто интересуется организацией музейной деятельности и ее спецификой.


РАЗДЕЛ I

^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА

ГЛАВА I

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ — НАУЧНАЯ ОСНОВА МУЗЕЙНОГО ДЕЛА

Каждая наука и есть знание того, что существует всегда, постоянно или как правило.

Аристотель

Музеи в современном обществе стали настолько значительным общественным явлением, что решение проблем музейного дела невозможно без учета достижений соответствующей науки — музееведения1.

«Наука о музейном деле», «наука о музеях» или более узко: «музейная теория» — такое понимание музееведения фиксирует лишь лежащую на поверхности связь между научной дисциплиной2 и одним из ее объектов — музеем.

Важным для понимания музееведения является определение его основных признаков как самостоятельной науки. К ним можно отнести: дефиницию (определение), объект, предмет, язык, метод и структуру.

1 Сам термин «музееведение» (в дальнейшем мы можем употреблять термин «му- зеология», принятый за рубежом, или пользоваться отечественным термином — «музееведение») появился в немецком «Журнале по музеологии и антиквароведению» (Zeitschrift fur Museologie, und Antikvitatenkunde)B 1878 г. благодаря деятельности редактора знаменитого «Зеленого свода» и директора мюнц-кабинета И. Г. Грессе. Он пытался утвердить новую научную дисциплину, названную им музеологией.

2 В настоящее время в рамках Международного совета музеев (ИКОМ) музееведение получило полное признание. В конце 1970-х годов специализированным Международным комитетом музеологии была принята программа о преподавании музеологии в университетах (см.: Музееведение: Музеи исторического профиля/Под ред. К. Г. Ле- выкина, В. Хербста. М., 1988. С. 9.




Использовать потенциал данной науки возможно только постигнув ее суть. Существуют различные точки зрения на понимание музееведения1, которые тем не менее дают возможность сформулировать его определение:

Музееведениеэто наука, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов, музейное дело, музей как общественный институт, его социокультурные функции и формы их реализации в различных общественно-экономических условиях2.

Эти понятия постоянно привлекали внимание исследователей. В 1950-е годы определение дефиниции музееведения дал чешский музеевед Й. Неуступный. Он рассматривал музееведение как науку, состоящую из общего и специального музееведения. Специальное, по его мнению, базировалось на профильных дисциплинах, связанных со спецификой того или иного музея. Й. Неуступный выделял историческое музееведение, обусловленное спецификой профильной науки — истории, или искусствоведческое музееведение, обусловленное спецификой искусствоведения, и т. д. Но он не мог не заметить, что вне зависимости от профиля музея существует еще и нечто общее как в самих музеях, так и в специфике их деятельности по отношению к обществу, и он назвал его «общее музееведение»3.

1 На сегодняшний день условно можно выделить несколько подходов к пониманию музееведения:

западноевропейский, существующий наиболее длительное время и имеющий древние корни. Связан с именами С. Кихельберга, И. Д. Майора, К- Линнея, И. Г. Грессе,

В. Боде и других, сегодня представлен именами К. Хадсона, Р. Льюиса, X. Хелленкем- пера, Ю. Ромедера, А. Леона и др.;

американский, отличающийся эмпирическим характером по отношению к музейной деятельности. Вследствие этого собственной теории пока не существует, и понимание музееведения несет следы индивидуального подхода отдельных авторов, таких, как Л. Титер, В. Вошберн, Г. Бурков, В. Бернс, Д. Камерон (Канада) и др.;

восточноевропейский, к которому тяготеет и отечественный взгляд на^музееведе- ние как самостоятельную науку, что видно из работ В. Глузинского, И. Бенеша, 3. Странского, К. Шрайнера, А. Разгона, М. Гнедовского, Д. Равикович, Н. Никишина и др.

2 Музееведение: Музеи исторического профиля / Под ред. К. Г. Левыкина, В. Хер- бста. М., 1988. С. 9.

3 В 1971 г. Й. Неуступный в работе «Что такое музееведение?» (Neustupny J. What is museology// Museums Journal. 1971. № 2. P. 67—68) снова возвращается к решению данной проблемы. Понимая музееведение как теорию и методологию музейной работы, совокупность дисциплин, объединенных потребностями исторически возникшего музея, он подчеркивает значимость специальных музееведческих знаний.

6




Позицию, отвечающую современному уровню развития гуманитарных знаний, высказал словацкий ученый 3. Странский. Он сравнил все существующие позиции в отношении музееведения, проанализировав многообразие взглядов на содержание понятия, и выделил четыре группы мнений:

  • музееведение — самостоятельная научная дисциплина;

  • музееведение — теория и методика музейной работы, т. е. прикладная, вспомогательная наука;

  • музееведение — сумма технических и методических приемов;

  • полное отрицание музееведения как науки.

В основе научного подхода 3. Странского лежит постулат о том, что музей отбирает и хранит не «вещи», а документы, которые являются свидетельствами процессов, происходящих в природе и обществе, т. е. суть музееведения — в особом процессе познания окружающего мира, изучающем своеобразную кодовую ценность объекта1. Это понимание музееведения позволяет осмыслить такую ключевую проблему, как предмет науки2, суть которой есть круг закономерностей, изучаемых ею. Это связано со специфическим «музейным» познанием окружающей действительности. Оно направлено на выявление в реальности событий и фактов (а также их материальных свиде

1 Stransky Z. Die theoretischen Grundlagen der Museologie als Wissenschaft, in: Herman Auer (hg.), Museologie, Neue Wege — Neue Ziele, Bericht iiber ein internationales Symposium, veranst. Von den ICOM-Nationalkomitees Deutschlands, Osterreichs und der Schweiz vom 11. —• 15.5.1988 am Bodensee, Mttnchen, London, Paris, New York.

2 Впервые задача определения предмета музееведения отечественными учеными была поставлена в 1920—30-е годы, а также решалась и в более позднее время, как в России, так и в других странах.

Понятие предмета музееведения в современной науке складывается с учетом различных точек зрения, что дает возможность выделить несколько подходов к его определению:

  • институциональный подход(сторонники его считают, что предметом музееведения является сам музей как социокультурный институт);

  • предметный подход (предметом музееведения является музейный предмет — источник и носитель информации, обладающий большой значимостью для музейной деятельности);

  • функциональный подход (связан с пониманием социокультурных функций музея);

  • комплексный подход (суть данного подхода заключается в том, что музееведение — это наука о познании музейности, т. е. специфического отношения человека к вещественной стороне действительности, которая проявляется в отборе, приобретении, сохранении и использовании носителей этой музейности — вещей реального мира).




тельств), представляющих ценность для сохранения в общественной «книге памяти». Иными словами, предмет музееведения — познание музейности этих свидетельств.

Объектом1 музееведения является сам музей как некая историческая форма существования общественной потребности в отборе, сохранении и использовании данной музейности.

Вопрос о методе музееведения — наименее изученный в современной науке «музееведение». Способ познания музейности — приемы и методики, применяемые в исследовании определенных сторон объективного мира, — является методом музееведения.

Каждая научная дисциплина использует характерный для нее терминологический аппарат — язык науки, который необходим для закрепления основных понятий, являющихся ключевыми в решении актуальных проблем музейного дела в международной практике. Терминологические проблемы музееведения обозначены посредством специальных словарей, закрепляющих определенные научные понятия2.

Таким образом, научная дисциплина музееведение — это система знаний, обладающих определенной структурой, связанной с пониманием ее предмета. В основе этой структуры лежаттри элемента:

  • генетический (или история музейного дела), связанный с происхождением потребности общества в отборе, сохранении и использовании объектов реального мира — носителей музейности;

  • структуральный, включающий теорию документирования, теорию тезаврирования и теорию коммуникации, т. е. теоретические аспекты, связанные с проблемами отбора носителей музейности (объектов реального мира), познанием, учетом и сохранением их социально-культурной и материальной ценности (тезауруса), а также с проблемами использования информационного, культурного идоку-

1 Объектом любой науки является нечто, что объективно существует и может быть изучено с разных позиций. Так, музей может быть изучен исторической наукой, социологией, философией и т. д.

2 Наиболее известными и важными являются «Краткий словарь музейных терминов» (1974), «Краткий словарь музейного дела» (1975) под редакцией Р. Кнау, В. Эн- ненбаха, «Терминология литературно-музейной коммуникации (1978) под редакцией Й. Бенеша, словарь к «Введению в музееведение» К. Шрайнера (1982). Необходимость совместных международных разработок, связанных с формированием языка музееведения, становится все более очевидной, поэтому по решению ИКОМ, принятому на Генеральной конференции в 1977 г., развернулась работа по созданию многоязычного терминологического словаря, вышедшего уже несколькими изданиями. Об уровне интереса к данным проблемам свидетельствует и выход в свет «Российской музейной энциклопедии» (2001).




ментального потенциала носителей музейности в целях развития общества;

практический (прикладное музееведение) связан с разработкой научных методик, техник, управленческих и организационных основ музейной деятельности.

Структуру музееведения можно представить следующей схемой:

Рассмотрим основные элементы данной структуры:



История и историография раскрывают историю появления музеев, особенности музейного дела в различные исторические периоды, а также проблемы их освещения в научной литературе.

Теория состоит из четырех взаимосвязанных смысловых блоков:

  • общая теория музееведения (метамузеология) объясняет место музееведения в системе других наук, ее структурные элементы, основные понятия, определяет феномен музейного предмета и музея;

  • теория документирования связана с методологией и методикой отбора объектов действительности в музейное собрание, т. е. с комплектованием фондов;

  • теория тезаврирования связана с научно-фондовой работой в трех основных ее аспектах: исследовании музейных предметов, их учете и сохранении;

9




  • теория коммуникации исследует музей как один из коммуни- кационных институтов, а также изучает особенности коммуникации, в основе которой лежат музейные предметы, специфику передачи информации.

Музейное источниковедение характеризует особый подход к музейным предметам не только как к носителям и источникам информации, но и оценивает их возможность представлять действительность, участвуя в процессе коммуникации.

Прикладное музееведение определяет виды и направления музейной деятельности:

  • научные методики связаны с основными видами музейной деятельности и определяются следующим образом: научная организация фондов, учетная, хранительская,научно-исследовательская, экспозиционная деятельность и т. д.;

  • техника музейной работы исходит из научных методик и является инструментом практической деятельности (техника оформления учетной документации на постоянное и временное хранение, техника заполнения карточек научного описания, техника хранения и т.д.);

  • организация и управление музейной деятельностью связаны с вопросом менеджмента и маркетинга.

Основные и актуальные вопросы музейного дела находят отражение на страницах музееведческих периодических изданий. Наиболее значимым можно назвать международный журнал «Museum». Кроме того, существуют издания государственных органов управления музеями, национальные, региональные и местные издания, освещающие различные стороны деятельности музея: музейное источниковедение, музейную информатику, консервацию и реставрацию, музейную социологию, музейную педагогику и т. д.

Вопросы и задания

1. Почему музееведение — основа музейного дела?

  1. Какие признаки пауки «музееведение» вы можете назвать?

  2. Что такое музейность?

  3. Как соотносится теоретическое и прикладное музееведение?

  4. Музей, музейность, музееведение, музейное дело. Объясните взаимосвязь и взаимозависимость этих понятий.

10


Литература

Музееведение. Вопросы теории и методики. М., 1987.

Музееведение. Музеи исторического профиля / Под ред. К. Г. Левыкина, В. Херб- ста. М., 1988.

Музееведение. Музеи мира: Сб. науч. тр. /Отв. ред. Е. Е. Кузьмина. М., 1991. Разгон А. М. Общетеоретические вопросы музееведения в научной литературе социалистических стран: Музееведение как научная дисциплина. М., 1984. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М., 2001.

Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX—XXI веков//Тр. РИМ. Вып. 127. М., 2001.


ГЛАВА II

^ МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ, ЕГО СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ

Я все осмотрел,

Пощупал вещи.

Из всей красотищи этой Мне больше всего Понравилась

трещинка На столике Антуанетты.

В. Маяковский

Музейный предмет является основой любой музейной коллекции. Это движимый объект, изъятый из первоначальной среды в связи с его подлинностью (аутентичностью) и способностью характеризовать специфические особенности той среды и той эпохи, во взаимосвязи с которой он находился в естественных условиях. Процесс, связанный с перемещением предмета из среды бытования в музей, обусловлен рядом особенностей. Так, музей как социокультурный институт документирует прежде всего общественные процессы и явления в их историческом развитии и поэтому призван собирать, хранить и использовать «свидетельства этих процессов и явлений». Поэтому значимость предмета, существующего в сфере бытования, определяет его ценность для музея, и такой предмет называется предметом музейного значения. При отборе предметов музейного значения в музейное собрание их связи со средой бытования прерываются, функциональное значение утрачивается, социальное — еще в полной мере не выявлено. Именно в музее в процессе изучения и научного описания предмета специалистами (искусствоведами, историками, литературоведами и т. д.) реконструируются его отношения со средой бытования, определяется и фиксируется в музейной документации его общественное значение, благодаря чему предмет выступает как материальное свидетельство явлений в природе, культуре и обществе. И. Бенеш, размышляя о том, что музейный предмет возникает не произвольно, а в процессе целенаправленной деятельности, рассматривает следующую последовательность превращения обычного предмета реального мира в музейный1:

1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шляхтина Л. М. Ш 70 Основы музейного дела: теория и практика. Учеб посо- бие/Л. М. Шляхтина. 2-е изд стер iconЛубышева Л. И. Л 82 Социология физической культуры и спорта: Учеб посо­бие
...

Шляхтина Л. М. Ш 70 Основы музейного дела: теория и практика. Учеб посо- бие/Л. М. Шляхтина. 2-е изд стер iconПрограмма книгоиздания России Издательская программа «Учебники и...
Коррекционная педагогика: Основы обучения и вос-К68 питания детей с отклонениями в развитии: Учеб посо­бие для студ сред пед учеб,...

Шляхтина Л. М. Ш 70 Основы музейного дела: теория и практика. Учеб посо- бие/Л. М. Шляхтина. 2-е изд стер iconСеливерстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические...

Шляхтина Л. М. Ш 70 Основы музейного дела: теория и практика. Учеб посо- бие/Л. М. Шляхтина. 2-е изд стер iconЗарецкая Е. Н. 3-34 Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. 4-е изд
Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — 4-е изд. — М.: Дело, 2002. — 480 с

Шляхтина Л. М. Ш 70 Основы музейного дела: теория и практика. Учеб посо- бие/Л. М. Шляхтина. 2-е изд стер iconКонтрольная работа №5 Производная и дифференциал тема 5
Бугров Я. С., Никольский см. Высшая математика: Учеб для вузов: в Зт. 5-е изд.,стер. М.: Дрофа. (Высшее образование. Современный...

Шляхтина Л. М. Ш 70 Основы музейного дела: теория и практика. Учеб посо- бие/Л. М. Шляхтина. 2-е изд стер iconГеоргий Почепцов Паблик рилейшнз для профессионалов Об авторе Введение
Москва, 1998), Теория и практика коммуникации (Москва, 1998), Имиджелогия: теория и практика (Киев, 1998), Информационные войны....

Шляхтина Л. М. Ш 70 Основы музейного дела: теория и практика. Учеб посо- бие/Л. М. Шляхтина. 2-е изд стер iconТеория и практика
Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с

Шляхтина Л. М. Ш 70 Основы музейного дела: теория и практика. Учеб посо- бие/Л. М. Шляхтина. 2-е изд стер iconБбк к
Кормишкина Л. А. Экономическая теория : экзаменационные вопросы и ответы : учеб пособие – Саранск : Изд-во Мордов ун-та, 2010. –...

Шляхтина Л. М. Ш 70 Основы музейного дела: теория и практика. Учеб посо- бие/Л. М. Шляхтина. 2-е изд стер iconАлексей Петрович Ксендзюк тайна карлоса Кастанеды Анализ магического...
Тайна Карлоса Кастанеды. Анализ магического знания дона Хуана: теория и практика. 2-е изд дополненное, измененное. Одесса, Хаджибей,...

Шляхтина Л. М. Ш 70 Основы музейного дела: теория и практика. Учеб посо- бие/Л. М. Шляхтина. 2-е изд стер iconАлексей Петрович Ксендзюк тайна карлоса Кастанеды Анализ магического...
Тайна Карлоса Кастанеды. Анализ магического знания дона Хуана: теория и практика. 2-е изд дополненное, измененное. Одесса, Хаджибей,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов