Примерная программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4 ) автор: Ю. А. Полуянов (методическое пособие для учителя начальной школы, система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова. М., Вита-Пресс, 2007)




НазваниеПримерная программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4 ) автор: Ю. А. Полуянов (методическое пособие для учителя начальной школы, система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова. М., Вита-Пресс, 2007)
страница1/8
Дата публикации13.02.2014
Размер0.9 Mb.
ТипПримерная программа
zadocs.ru > Культура > Примерная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Государственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1133

Структурное подразделение школы

Экспериментальный учебный комплекс «Школа развития»



«Утверждаю»

Директор школы № 1133
___________________ Н.А.Фокина
«25» августа 2010 года

м.п.

Принята на Научно-методическом совете школы

_________________ проф. Б.Д. Эльконин

«20» августа 2010 года




Рабочая учебная программа

по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд»

в начальной школе системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова


Педагоги Комплекса: Раскина Ольга Вячеславовна,

Гилевич Евгений Вячеславович



Москва, 2010

Содержание

  1. Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство и художественный труд, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)

  2. Планируемые результаты обучения и система оценивания

  3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  4. Содержание учебного предмета по годам обучения (содержание и образовательные результаты по темам, тематическое планирование, виды и формы учебной деятельности)

    1. Первый год обучения

    2. Второй год обучения

    3. Третий год обучения

    4. Четвертый год обучения

    5. Пятый и шестой годы обучения

5. Внеурочные формы учебной деятельности по изобразительному искусству

1. Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа по курсу в начальной школе разработана в соответствии со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.6,7 Закона «Об образовании» Российской Федерации, Уставом школы, Положением об организации образовательного процесса на начальной ступени общего среднего образования, с основной образовательной программой начального общего образования

Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:

1. ^ Основная образовательная программа начального общего образования структурного подразделения школы ЭУК «Школа развития»;

2. Примерная программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4) автор: Ю. А. Полуянов (методическое пособие для учителя начальной школы, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.- М., Вита-Пресс, 2007).

3. ^ Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам: автор Ю. А. Полуянов, Рига - 19(пособие для школьных психологов)

3. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в начальной школе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) // Первое сентября, №19, 2004.
Дети начинают рисовать задолго до школы. В школе они целенаправленно осваивают исторически развитые формы ху­дожественной культуры. Поэтому основное назначение этой программы — воспитание и развитие художественного сознания детей: эстетического отношения к своей жизни и окружаю­щему миру и способности осваивать его по «законам кра­соты».

Образы эстетического отношения к миру исторически зак­реплены и овеществлены не только в классических видах изоб­разительного искусства (живописи, графики, скульптуре и т.п.), но и разнообразных предметах жизнедеятельности людей (тру­да, быта, отдыха и т.п.), которые принято относить к декора­тивно-прикладному искусству, художественному конструиро­ванию, дизайну - к художественному труду. С искусством их объединяют универсальные принципы построения всего того, что люди считают красивым: меры, ритма, симметрии, про­порций, композиционного и конструктивного равновесия и другие структурные принципы создания и восприятия гармо­нии или дисгармонии. Этими принципами руководствовались создатели произведений всех видов искусства и художествен­ных ремесел разных народов, начиная с глубокой древности до классики и современного авангарда. В данной программе они представлены в форме «общих способов построения красоты» разных видов изобразительного искусства и художественного труда, достаточно простых и вполне доступных младшим школьникам.

Каждому человеку изначально присуща потребность в кра­соте. Потребность идеальная, т.е. бескорыстная, и поэтому со­ставляющая одно из оснований его духовной жизни. Поэтому первой из целей данной программы является формирование и раз­витие способности учащихся воспринимать, понимать, чувство­вать и создавать прекрасное в своей художественной деятель­ности, в окружающей их жизни и в искусстве. Эту способность называют «чувством красоты». На ее основе у детей формиру­ется «художественный вкус» — умение отличать подлинные эстетические ценности от их подделки, красоту от краси­вости,

Вторая из главных целей этой программы тоже определяет­ся общечеловеческой потребностью — прежде, чем что-то де­лать, построить образ будущего действия. Что требует разви­тия у детей воображения, образного мышления, фантазии, инту­иции — способностей, необходимых в любом деле, но активно развивающихся преимущественно через занятия разными ви­дами художественной деятельности. Воображение — обязатель­ный компонент творчества в любом занятии: научном, техни­ческом и, особенно, в художественном.

И. так ведущей целью этой программы является развитие у детей способности строить образы воображения, руководству­ясь принципами красоты. Что в содержании, методике и орга­низации уроков обеспечивается органичным единством учения и творчества детей.

В 1 классе в художественное творчество детей вводятся наи­более простые способы создания и восприятия целостности -основы художественной формы всех искусств.

Знакомясь с основными видами художественной деятель­ности, ученики пробуют через действия соединять форму, цве­та, разные материалы на основе своих замыслов. При этом расширяются их представления об источниках замыслов и формируется умение находить среди них то, что интересно каждому ребенку. Основываясь на своем замысле, ребенок про­бует установить смысловые и выразительные связи между изоб­ражениями. Начинается формирование одной из базовых художественных способностей — «чувство меры». Действуя с различными материалами и инструментами, дети пробуют учитывать мерность по величине, форме, цвету, фактуре в трех градациях — двух крайних и средней.

На базе развивающегося чувства меры ученики получают первые представления о пластике и выразительности плоских и объемных правильных форм. Узнают, что различие форм зависит и от вида инструментов (кисти, карандаша, ножниц), и от движения руки с инструментом, и от правильной органи­зации рабочего места. Эта зависимость наиболее явна при ос­воении первичных приемов скульптурной лепки и конструи­рования из плоского материала объемных изделий. Но не в меньшей мере от нее зависит художественная выразительность живописных, графических и декоративных рисунков.

Дети знакомятся с особенностями, свойствами и возмож­ностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения. В их числе: листовые материалы (бумага и картон разной толщины, структуры и окраски; мягкий цветной плас­тик и др.); текстиль (ткани и нитки различных видов окраски); пластилин и другие материалы для лепки; краски гуашь; кисти разных форм и размеров; шариковые ручки, фломастеры; па­литра, ножницы, разные виды клея, иглы и т.п.

Влияние обучения на развитие детей в значительной мере зависит от того, на сколько учитель на каждом занятии умеет возбудить творческую активность учеников и вызвать у них желание освоить те новые способы художественной деятель­ности, которые он им передает. Обучить творчеству нельзя. Оно не подчиняется никаким правилам и указаниям, требует осо­бого состояния, которое непосредственно зависит от индиви­дуальности ребенка. Но это вовсе не значит, что учитель не может создавать на занятиях такие условия (ситуации), кото­рые содействуют образованию и развитию творческой актив­ности детей. Для создания на уроках таких ситуаций, когда каждый ученик стремится максимально выразительно реали­зовать свой замысел, используются разные педагогические средства: методические, организационные, игровые и т.п. Что­бы в процессе творчества ребенок еще и учился, такие ситуа­ции должны включать задачи или поставленные учителем и направленные на освоение новых способов художественной и трудовой деятельности, или самим учеником — в своем замыс­ле. При постановке задач, наряду с методическими пособия­ми, непосредственно включаются произведения мастеров ис­кусства и художественного труда: традиционного (народного) и профессионального, но обязательно представляющие собой высшие достижения художественного творчества всех времен, разных стран и народов.

Первый год обучения дети выполняют ряд учебных и твор­ческих рисунков в технике живописи, графики, скульптуры, декоративной росписи, аппликации, коллажа, моделирования и художественного шитья из тканей. При этом учебные работы

подготавливают учеников к последующему творчеству. Уче­ники создают большое панно — фриз с орнаментальной рам­кой (для украшения школьных помещений), в котором соеди­няются их индивидуальные творческие работы; расписывают узором закладки для учебников; пробуют свои силы в изготов­лении декоративных и елочных игрушек способами превраще­ния различного листового материала в объемные фигуры.

Единство учения и творчества детей на занятиях обеспечи­вается тремя главными видами педагогической работы: оце­ночной, учебной и самодеятельной.

Формирование у детей учебного действия оценки и развивитие способности к эстетическим суждениям начинается с обсуждения учениками собственных законченных и обяза­тельно лучших рисунков и др. работ и отбора среди них тех, которые будут выставлены в помещении класса. Обсуждения и выставки заменяют «отметки», которые учитель никогда не ставит.

Учебные задачи и задания имеют целью введение новых способов художественной деятельности или новых материалов и инструментов через задачи, которые дети решают совместно с учителем или индивидуально, а также опробование опреде­ленных действий и операций. Особенности новых способов рас­крываются ученикам через произведения художников и мас­теров художественного труда, а также - методические посо­бия. На уроках дети выполняют как учебные, так и творческие задания. Учебные работы подготавливают их к последующему творчеству. Однако строго отделяются друг от друга, потому что, выполняя учебные задания, дети пробуют осваивать на­чальные приемы изображения в их общем виде, т.е. независи­мо от последующей конкретно работы. Технические приемы каждый ребенок осваивает в меру своих способностей и подго­товленности. С ними связанные трудности не должны отвлекать его от творчества.

Самодеятельность детей — это самая продолжительная по времени (более одного урока) и педагогически наиболее слож­ная часть занятия. Ее содержание - творчество. Учение приоб­ретает здесь особую форму сотрудничества ребенка и взросло­го по самостоятельной реализации индивидуального смысла каждою ученика. Через самодеятельность освоенные ребенком способы художественной деятельности включаются в широкий контекст его жизни, интересов, отношений, идеалов, т.е. становятся средствами эстетического освоения действитель­ности.

В зависимости от содержания, на одних занятиях про­водятся все три вида учения, на других — два, а иногда — и одно.

Программа включает анализ детских работ, благодаря ко­торому учитель может сам для себя оценить эффективность вли­яния проведенного им занятия на развитие детей. Детские ра­боты анализируются по двум показателям: степени творческой активности учеников на занятии и уровню освоенности ими того способа художественного изображения и труда или отдель­ных действий, приемов, операций, с которыми они познако­мились на данном уроке.

В программе соединены уроки изобразительного искус­ства и трудового обучения (1ч + 2чхЗО нед. = 90 ч). Каждое занятие рассчитано на два урока подряд. Таким образом в течение одного учебного полугодия проводится по два заня­тия в неделю (4ч), а в течение другого — по одному занятию в неделю (2 ч).
Школа, как общественный институт, призвана целенаправ­ленно и последовательно передавать новому поколению исто­рически развитые формы культуры. Применительно к школь­ным предметам художественного цикла это значит развивать эстетическое сознание детей, эстетическое отношение к жиз­ни окружающей и своей собственной, способность к ее освое­нию по «законам красоты».

Образцы эстетического отношения к миру исторически закреплены и овеществлены в художественной культуре че­ловечества не только на картинах, гравюрах, в скульптуре, но и в разнообразных предметах жизнедеятельности людей (тру­да, быта, отдыха), которые принято относить к декоративно-прикладному искусству, художественному конструированию, дизайну - к художественному труду. С искусством их объеди­няют универсальные принципы построения красоты: мера, ритм, симметрия, пропорции, композиционное и конструктив­ное равновесие, соразмерность величин, согласованность форм и цветов, совместимость разных (природных и искусственных) материалов и другие структурные характеристики создания и восприятия гармонии и дисгармонии. Этими принципами руководствовались создатели произведений всех видов искус­ства и художественных ремесел разных народов, всех стилей и жанров, начиная с древнейших и классики до современного авангарда. Они лежат в основании зарождения и развития художественного конструирования, дизайна, технической эс­тетики. В данной программе все они преобразованы в общие способы построения красоты, единые для разных видов искус­ства и художественного труда, достаточно простые и доступ­ные младшим школьникам, но имеющие ясные критерии для того, чтобы отличать верное построение от неверного. На их основе в данной программе интегрированы в единый предмет два курса начальной школы — «Изобразительное искусство» и «Технология».

Объединение в обучении младших школьников художе­ственных и трудовых процессов значительно повышает педа­гогические средства влияния на общее развитие детей и, вме­сте с тем, расширяет возможности выявления и развития их индивидуальных способностей. Для занятий искусством такое объединение ценно тем, что принципы красоты дети приме­няют к самым разнообразным сторонам своей жизни и прак­тической деятельности. В занятия трудом искусство вносит творческое начало и, характерное для всякой художественной деятельности, стремление к совершенству самых разнообраз­ных трудовых операций. К тому же художественный труд в данной программе включает формирование начальных общетрудовых и специальных умений (преимущественно в сфе­ре ручного труда), которое предусмотрено типовой програм­мой «Технология».

Создание художественного образа с необходимостью тре­бует способности видеть целое раньше частей. Для ее развития обучение должно формировать у детей умение выделять в дей­ствительности (или в учебном материале) не только сами объек­ты, их части и отдельные свойства, но и, прежде всего, отно­шения между ними, действовать с отношениями и, главное, обобщать их, приводить к единству, целостности.

Для развития эстетического сознания детей важно то, что способность воображения формирует у человека умение видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точ­ки зрения других людей (и живущих рядом, и тех, кто создавал богатства культуры), а следовательно, принимать близко к сердцу интересы другого человека, его запросы к действи­тельности, его потребности, т.е. делать их личной нравственной потребностью своей индивидуальности. Именно в таком умении лежат корни и эстетического созерцания, и творческо­го преобразования действительности.

Главная цель курса - развитие общих и художественных способностей ребенка. Способности следует отличать от ода­ренности в какой-то определенной области науки, техники, искусства. Общечеловеческими способностями в той или иной мере наделены все дети. Одаренность — явление исключитель­ное. Развитие одаренных детей - задача специализированных учебных заведений. В общеобразовательной школе возможно лишь особое внимание, поощрение и индивидуальное отно­шение к одаренному ребенку. Способности же надо развивать у всех детей.

Содержание занятий в начальной школе рассчитано на то, чтобы младшие школьники на материале пластических ис­кусств, художественного и технического конструирования опробовали те общие способы художественной и трудовой деятельности, которые могут стать основанием для их после­дующего развития, когда у подростков и старших школьников увлечение рисованием сменяется дифференциацией способно­стей и интересов. Учитывая при этом, что психологически (осо­бенно в учении) младший школьный возраст не заканчивается четвертым классом. Его общая граница — 12 лет.

Занятия изобразительным искусством и художественным трудом развивают у детей общие, художественные и изобрази­тельные способности. Общими являются те, которые опреде­ляют успешность многих или нескольких видов деятельности: это творческое воображение, образное мышление, простран­ственные представления, комбинаторные, сенсорные (органов чувств) и интеллектуальные способности. Художественные способности выявляются через творческую активность детей и в умении воспринимать и создавать красоту: это чувство меры, ритма, симметрии, пропорций, композиционного и конструк­тивного равновесия и других сторон гармонии, посредством которых дети выразительно реализуют свое отношение к явле­ниям и событиям своей и окружающей их жизни. Изобрази­тельные способности проявляются в умении ребенка средства­ми рисунка (линий, пятен, форм и т.п.) более или менее точно передавать свои зрительные наблюдения, внешний вид пред­метов и явлений окружающего мира. У школьников эти способности обнаруживаются в двух качественно различных фор­мах: общей и специализированной.

В младшем школьном возрасте темп развития общих, худо­жественных и изобразительных способностей неодинаков. Возможности развития общих и художественных — очень зна­чительны, изобразительных — более ограничены. Причина в том, что явное проявление собственно изобразительных спо­собностей и их активное развитие происходит, как правило, в подростковом возрасте. Именно тогда можно определить у некоторых учеников способность достаточно свободно вла­деть рисунком и легко осваивать графическую грамоту. В на­чальных классах умение рисовать формируется, но не отдель­но, а как средство художественного выражения ребенком своего замысла в творчестве.

Ведущим развитие всех этих способностей является воображение — способность создавать образы, руководствуясь прин­ципами красоты. Не только теми, которые возникают непроиз­вольно, но и такими, которые дети строят целенаправленно, решая задачи, поставленные самостоятельно или с помощью учителя.

Обучить творчеству нельзя. Оно не подчиняется никаким правилам и указаниям, требует особого состояния, которое непосредственно зависит от индивидуальности ребенка. Но это вовсе не значит, что учитель не может создавать на занятиях такие условия (ситуации), которые содействуют образованию и развитию творческой активности детей. Для создания таких ситуаций на уроках, когда каждый ученик стремится макси­мально реализовать свои возможности, важны педагогические средства: методические, организационные, игровые. Чтобы в процессе творчества ребенок еще и учился, такие ситуации должны включать задачи, поставленные учителем и направлен­ные на освоение новых способов художественной и трудовой деятельности или самим учеником — в соответствии с его за­мыслом. В постановку задач, наряду с методическими пособи­ями, непосредственно включаются произведения мастеров ис­кусства и художественного труда традиционного (народно­го) и профессионального, обязательно представляющие собой высшие достижения художественного творчества всех времен и народов.

За период начального обучения дети знакомятся с особен­ностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а так­же с основными приемами их применения. В их числе: листо­вые материалы (бумага и картон разной толщины, структуры и окраски; мягкий металлопластик; цветной прозрачный пла­стик и др.), текстиль (ткани и нитки различных видов и окрас­ки), дерево и разновидности пластилина и другие мягкие материалы для лепки, проволока, природные материалы (проб­ка, шишки, сучки и др.), краски гуашь, акварель, анилиновые и др.), кисти разных форм (плоские и круглые) и размеров (широкие, тонкие, средние), тушь, чернила (черные и цвет­ные), перьевые и шариковые ручки, фломастеры, палитра, ножницы, виды клея, иглы и т.п.

По преобладанию в содержании уроков искусства или тру­довых процессов их условно можно разделить на; собственно изобразительное искусство (живопись, графика, декоративная роспись); общие искусству и художественному труду (эстамп, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и т.п.) и собственно художественный труд (конструирова­ние, дизайн, шитье, вышивка и другие работы с текстилем и т.п.).

Для обеспечения органичного единства учения и творче­ства детей занятия (два урока подряд) (*Это объясняется многими причинами и прежде всего экономией времени, значительная часть которого уходит на организацию: подготовку красок, воды, раздачу кистей, палитр, бумаги и т.д., а на учебную и творческую работу детей времени почти не остается) включают в себя следу­ющие три вида учебной деятельности: обсуждение закончен­ных детских работ, решение учебных задач и заданий и само­деятельность. В зависимости от содержания, на одних заняти­ях проводятся все три вида учения, на других — только два и не обязательно в указанной последовательности. Каждый из них имеет определенную цель.

В организации единства учения и творчества детей эти раз­делы выполняют следующие функции.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4 ) автор: Ю. А. Полуянов (методическое пособие для учителя начальной школы, система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова. М., Вита-Пресс, 2007) iconПрограмма "Изобразительное искусство и художественный труд"
Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека

Примерная программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4 ) автор: Ю. А. Полуянов (методическое пособие для учителя начальной школы, система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова. М., Вита-Пресс, 2007) iconУчебно-методическое пособие к курсу лекций «Искусство и литература»
Киреева Н. В. Учебно-методическое пособие к курсу лекций «Искусство и литература» для студентов, обучающихся на дневном и заочном...

Примерная программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4 ) автор: Ю. А. Полуянов (методическое пособие для учителя начальной школы, система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова. М., Вита-Пресс, 2007) iconРабочая учебная программа по математике 1 класс
Предлагаемая программа подготовлена на основе многолет­них исследований в области теории и практического примене­ния системы Д. Б....

Примерная программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4 ) автор: Ю. А. Полуянов (методическое пособие для учителя начальной школы, система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова. М., Вита-Пресс, 2007) iconРостовцев Н. Н. История методов обучения рисованию
Теория и технология художественно-эстетического образования в начальной школе (изобразительное искусство)

Примерная программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4 ) автор: Ю. А. Полуянов (методическое пособие для учителя начальной школы, система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова. М., Вита-Пресс, 2007) iconРабочая программа по курсу всеобщая история
М. Просвещение. 2008г.; Улунян Ар. А., Сергеев Е. Ю., Коваль Т. В., Хромова И. С. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история...

Примерная программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4 ) автор: Ю. А. Полуянов (методическое пособие для учителя начальной школы, система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова. М., Вита-Пресс, 2007) iconЭкскурсионная программа для жителей и гостей Санкт-Петербурга
Именно в имперский период, «при Романовых», Россия стала великой державой. Русское государство заняло около 1/6 части земной суши:...

Примерная программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4 ) автор: Ю. А. Полуянов (методическое пособие для учителя начальной школы, система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова. М., Вита-Пресс, 2007) iconМетодическое пособие к лабораторным работам для студентов дневной...
Электроника. Методическое пособие к лабораторным работам Вологда: Вогту, 2007. 62 с

Примерная программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4 ) автор: Ю. А. Полуянов (методическое пособие для учителя начальной школы, система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова. М., Вита-Пресс, 2007) icon13. Системы развивающего обучения Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина,...
Системы развивающего обучения Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова: сущность и принципы обучения, особенности содержания...

Примерная программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4 ) автор: Ю. А. Полуянов (методическое пособие для учителя начальной школы, система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова. М., Вита-Пресс, 2007) iconУчебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка....
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной...

Примерная программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4 ) автор: Ю. А. Полуянов (методическое пособие для учителя начальной школы, система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова. М., Вита-Пресс, 2007) iconУчебно-методическое пособие Минск 2007 удк 338. 23: 34
Р 83 Правовое обеспечение предпринимательской деятельности: учеб метод пособие / Н. И. Рудович.– Минск: Частн ин-т упр и предпр.,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов