Трансляция культуры в школе (духовно-нравственный аспект)




НазваниеТрансляция культуры в школе (духовно-нравственный аспект)
страница1/6
Дата публикации20.08.2013
Размер0.67 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6
Ионова Т.А.
Трансляция культуры в школе

(духовно-нравственный аспект)

Владимир – 2008


Автор – Ионова Т.А., зав. лабораторией «Русская школа как система образования и

воспитания» ВИПКРО, к.филос.н.


Рецензенты: Матвеев П.Е., профессор кафедры философии и религиоведения ВлГУ,

д.филос.н.

Петракова Т.И., зам. директора по науке Института общего развития

Министерства образования и науки РФ, д.п.н., профессор

«Истинной целью должна

быть признана та цель, которая

соответствует душе человека»

К.Д.Ушинский

Предисловие.
Нельзя воспитывать, не зная ответа на главный, исходный, основополагающий вопрос: какого человека хотим воспитать?

Современная педагогика отражает реальности бытия, частью которого является. Процессы глобализации заставляют человека задуматься о самоопределении, об осознании своей роли в исторической судьбе отечества и цивилизации, о возвращении к своей культурной традиции. «Общечеловечность - категория слабая», - писал И.А.Ильин. Национальное всегда включено в мировую цепь культурных связей, но оно ближе человеку для понимания. Н.А.Бердяев указывал: “Человек входит в человечество через национальную индивидуальность... Человек не может перескочить через целую ступень бытия... Мечта о человеке и человечестве, отвлеченных от всего национального, есть жажда угашения целого мира ценностей и богатств” (1).

Важность национального образования для развития личности отмечалась и в докладе международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века. В системе глобальной информации обостряются противоречия между мировой и национальной культурами, между культурными традициями и новыми технологиями в образовании, между материальной и духовной сущностями культуры. Подрывается духовно-нравственный аспект личности, моральному росту которой не дают ни шанса.

Отсюда совершенно очевидно, что становление человека в системе современного образования не может идти с ориентацией лишь на научное знание, которое хотя и является важным компонентом культуры человеческого сообщества, но представляется далеко не единственной его частью. Образование должно быть направлено на развитие именно духовной мощи человека, проявляющейся в способности оценивать свои поступки, свою деятельность в природе и обществе, осознавать себя неотъемлемой их частью.

^ Духовная доминанта русской культуры, на наш взгляд, определяет цель российской школы как помощь детям в их духовном росте. Именно в своей родной культурной традиции мы находим категории воспитания: духовность, святость, нравственность, народность, мудрость, красота, патриотизм, трудолюбие, семьянин… Академик В.Д. Шадриков отмечает, что «школа не должна быть национально аранжирована общечеловеческими ценностями. Ребенок в школе должен жить родной культурой и быть в родной культуре, а другие культуры он должен знать» (2). Через богатство родной культуры он выходит в сферу мировой культуры. Через родную культуру, базовой составляющей которой является православная культура, он растет до понимания духовности Человека.

Для нашей школы сейчас наиболее значим вопрос: в какой мере та или иная педагогическая система, то или иное содержание этой системы воспитывает человека на основе духовно-нравственных ценностей русской культуры? Раскрыть ребенку Закон Нравственности, заложенный в родной культурной традиции – вот та цель, которая является приоритетной в учебно-воспитательном процессе школы. Тогда и возникает проблема, от грамотного подхода к которой будет зависеть грамотный процесс воспитания. Это проблема соединения понятий духовность и образование в традиционно светской школе России, школе многонациональной и многоконфессиональной…

В этой книге мы попытались дать некоторые ответы на вопросы, связанные с духовно-нравственными проблемами воспитания на категориях ценностей русской культуры, а также проблемами нового педагогического сознания, формирующегося в современной школе. Все это и синтезируется процессом трансляции культуры, под которым мы понимаем передачу ценностных категорий отечественной культурной традиции от старшего поколения к младшему.

^ 1.Образование и духовность.
Актуальность проблемы.

Реальность современного цивилизованного мира сопряжена с тревогой о будущем. Человечество находится в системном кризисе, одной из главных причин которого является игнорирование духовной составляющей культуры. Материальная сторона культуры развивается быстрее, чем духовная, равновесие между ними нарушилось. Такой дисбаланс усугубляется влиянием свободного, но совершенно не воспитанного “духа индивидуализма”, эгоизмом и бездуховностью рыночных отношений и может привести цивилизацию к катастрофе - апокалипсису.

На этом фоне анализ человеческого бытия приобретает в нашу эпоху особую значимость в вопросе выработки духовной ориентации человека, в поиске смысла жизни человека и его назначения. Отечественные философы, педагоги, ученые отмечают тот факт, что без системы образования, оптимально отвечающей нынешней ситуации, не решить многих проблем человеческого общества, будущее которого формируется в современной школе (3).

Поиск объединяющей идеи, общего мировоззренческого аспекта, «общего дела», которое привело бы к консолидации всех элементов общества, сейчас налицо. Особенно поддерживается идея «нации – болельщика». Однако, даже на первый взгляд видно, что такое объединение – временное явление, присущее, например, моменту победы российской сборной или отдельного спортсмена на мировом уровне. Мировоззренческий же аспект уходит глубоко в сознание нации, он – на духовном уровне, то есть это – знание, владение, «проживание» в своей родной культуре. Другими словами, это – жизнь по ценностям своей культуры. Недаром видные ученые, писатели, философы России всегда подчеркивали важность «русской идеи», сводящейся к глубокому пониманию, оценке и принятию своей культурной традиции как консолидирующего элемента общества: Вл.Соловьев, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев, Л.П.Карсавин, Н.С.Трубецкой, И.А.Ильин и др.(4).

Русская культура дает педагогу возможность вести процесс воспитания и образования на ценностных категориях, которые лежат в сфере духовной сущности понятия «культура». Русская культура – родная сфера формирующейся личности нашего ребенка, его колыбель… Реализация идеи воспитания человека на основе родной культурной традиции связана с глубоким изучением основ русской культуры, с возрождением добрых семейных, нравственно-этических, духовных (православных) традиций, с глубокой ответственностью перед Отечеством, с воспитанием личности, хорошо знающей и понимающей как свои национальные, народные основы, так и уважающей и ценящей всех людей Земли, все страны и народы, причастной к общечеловеческим бедам и заботам.

Современной школе в России приходится брать на себя трансляцию культуры, во все века осуществляющуюся в семье. Русский философ Н.Ф.Федоров отмечал, что необходимо три поколения для трансляции культуры в семье от старшего поколения к младшему. Однако, говорить сегодня о существовании такого института общества как семья при отсутствии общества ( каким оно понимается изначально – с объединением его элементов общей идеей ) не приходится.

Школа сегодня – тот свет в России, к которому тянется душа ребенка. Наша лаборатория «Русская школа как система воспитания и образования» Владимирского института повышения квалификации работников образования проводила в школах Владимирской области диагностику. По диагностике 75 % учащихся узнают новое и интересное в школе, а не по ТВ или из СМИ. Жизненные интересы у них с теле- и киногероями не связаны вообще. 83 % опрошенных выступают не за то, что видят в фильмах Голливуда, а за то, что дают им в школе – духовно-нравственную мотивацию жизни. 22 % указывают на искренность духовно-нравственного состояния человека в любой жизненной ситуации.

Взращивание нашей школой духовного семени – путь ребенка к нравственной многокрасочной жизни. Не сможет человек искать истину в половинчатом понятии культуры. Духовная сущность культуры – та область знания современной школы, которую нам надо как можно скорее постичь.

«Ныне книга лишь о религиозном предмете уже носит имя «духовная». Ныне – кто в рясе, тот – неоспоримо «духовный», - кто ведет себя воздержно и благоговейно, тот «духовный» в высшей степени!» - писал святитель Игнатий Брянчанинов в XIX веке (5). Об актуальности этих слов в наши дни говорить не приходится.

Что имеем мы в виду, приближая понятие «духовность» к сфере образования? Современная русская философско-педагогическая мысль определяет духовность как «ценностное содержание сознания». Ее рассматривают и как «категорию сущности» и как «категорию функции» человека. Однако, духовность имеет своей основой христианскую антропологию, суть которой, по В.Н.Зеньковскому, сводится к «учению об образе Божием в человеке». Осознание человеком «желаемого» и «должного», понятий «можно» и «нельзя», оценка результативности своей деятельности в жизни – это функция духа человека. Отсюда – духовное не может быть безличным. Духовность – сфера личностного бытия, силу которого мы ощущаем в каждом человеке в его «взоре, поступках, голосе, улыбке, разговорах, обращении, делах» ( прп. Антоний Великий ).

Духовность в святоотеческом наследии рассматривается как многоуровневая категория. Она может проявляться на «душевном» уровне, то есть реализоваться в добродетелях; на «плотском» уровне – служить «временному» миру ( служить, возможно, без пороков ); и на уровне «святости», то есть идеальной целостности личности, «возносящейся выше всех своих страстей и выше своего естества» ( вспомним сонм святых Русской земли! ). Суть постижения личностью своего духовного состояния – в обновлении себя в сторону благочестия.

Современный, вдумывающийся в воспитательный процесс педагог не может не задаваться вопросом: какими же волевыми усилиями взрастить духовное семя в ребенке? Наша русская культура с ее духовными ориентирами сама подводит к ответу. Лишь постоянным и напряженным вглядыванием в духовные озарения отечественной культурной традиции можно сопутствовать росту духовного семени ребенка и очищению его от всякого наносного и чуждого, мешающего этому росту.

В системе образования прочно обозначились ориентиры: главная задача школы – учить, главный результат – знания, основное достижение – поступление в вуз. У нас богатая палитра моделей школ, но нет модели «школа нравственности» (6). Отсутствие духовно-нравственного воспитания восполняется (?) «воспитывающим обучением личностно-ориентированного плана». Личность воспитывается лишь в личностных интересах, то есть растет «личность для себя». В воспитательном процессе школы много шаблонов, от которых в жизни наших выпускников – тоже шаблоны. По диагностике ВГУ, 76 % молодых – за создание семьи; 75 % из них – за семью без детей (диагностика Леоновой В.В.).

«Нравственный документ» русской культурной традиции – «Домострой» протопопа Сильвестра – сводит воедино то лучшее, благочестивое и духовное, чем во все времена была прочна наша семья: взаимная любовь супругов, воспитание на основе этой любви детей, определение круга обязанностей детей в семье, почитание старших и т.п.(7). Если мы говорим о трансляции культуры в школе, то школа должна стать «школой-домом», отражающим нравственные аспекты передачи культуры, как это происходило в семье.

Взаимопроникновение понятий «образование» и «духовность» обогащает процесс освоения ребенком своей родной культурной традиции, формирует его мировоззренческие позиции на духовно-нравственной основе, подводит его к самостоятельной работе над совершенствованием своей духовной основы, к росту как личности. Результативность его деятельности в обществе будет измеряться мерой добра, чести, долга, любви к ближнему. Он будет жить духовно.

«Грядут нелегкие времена… Давайте отнесемся к этому серьезно и станем жить духовно. Обстоятельства вынуждают и будут вынуждать нас работать духовно» ( Паисий Святогорец ) (8).

Нашей лабораторией «Русская школа как система воспитания и образования» ВИПКРО подготовлены программы, мониторинг, методические пособия и разработки по вопросам духовно-нравственного направления в образовании. Они вошли в разработку регионального компонента базисного учебного плана, утвержденного Законодательным Собранием области в июле 2005 г., а теперь могут служить базой для работы в области знания «Духовно-нравственная культура» в базовом учебном плане. Проводятся тематические курсы для учителей предмета «Основы православной культуры» и модели «Русская школа». Лаборатория способствует сотрудничеству государственных и негосударственных общеобразовательных учреждений области (в частности, православных гимназий) в духовно-нравственном аспекте. Ведется разработка учебных пособий, аудио- и видеоматериалов. Готовятся программы содействия семье. Однако вся эта работа должна выходить на ребенка через грамотного, хорошо знающего духовно-нравственный воспитательный процесс педагога, который свою работу по передаче основ родной культуры совершает с радостью и желанием, а не по принуждению.

Перспективы XXI века в российской школе связаны с сохранением самого сокровенного в личности – ее духовного начала. Оно связано с истоками личности, с требованием времени, с тем новым типом мышления, которое пришло с детьми в жизнь нас, педагогов. Оно связано с судьбой нашей Отчизны, которой сейчас как никогда нужен Свет души каждого ее гражданина…

^ Философия образования и процесс воспитания. Методологическая основа

духовно - нравственного образовательного процесса.

«Воспитание берет человека всего, как он есть, его тело, душу и ум, - и, прежде всего, обращается к характеру человека…» (9). На современном этапе развития общества эти слова К.Д.Ушинского кажутся наиболее актуальными, чем когда-либо. Протест против культа техницизма с его понятием «одномерный человек» усиливается как в мировом, так и в отечественном образовательном пространстве. Вопросы воспитания все чаще рассматриваются как возрождение духовного аспекта формирующейся личности, поскольку это связано с проблемами устойчивого развития человечества.

Во всей своей деятельности человек ориентирован на мир – временно-пространственное поле, в которое он включает и самого себя. Эта объективная, собственно познавательная установка – философская, созерцательная, осмысливающая мир. Она диктует педагогике особую и важную задачу: развитие в личности ценностно-этических добродетелей – созерцания, совершенства любознательного разума (2). При этом должны сохраняться и «точки удивления» или «загадки» (В.С.Библер), удерживающие у личности интерес к жизни. Воспитуемая личность постоянно находится в переходах сознания от реального мира к феноменальному, и наоборот. Это взаимодействие объективного и субъективного мира интересует педагогику по преимуществу с точки зрения мировоззренческих целей воспитания.

П.А.Флоренский считал необходимым «накопление конкретного мировосприятия» именно у формирующейся личности, то есть у ребенка. Воспитатель, по его мнению, должен оформлять это мировосприятие у личности позднее – в более зрелом возрасте. «Мировоззрение – не шахматная игра, не построение схем впустую, без опоры в опыте и без целеустремленности к жизни. Как бы ни была она сама в себе остроумно построена, без этого основания и без этой цели она лишена ценности» (10). Запас конкретных «точек

удивления» - образов, цвета, запаха, звуков, явлений языка, пейзажей и т.д. – есть «ценное основание» будущего мировоззрения.

Философский подход здесь выражается в том, что воспитатель учит воспитуемого мыслить не только самостоятельно, но и правильно ( И.Кант ). Предотвратить у молодого поколения скепсис, самомнение, продвинуть его к анализу и синтезу, становлению понятий, к критичности и реалистичности – вот принципиальные основы деятельности педагога по введению ребенка в «царство» противоречий и нахождению их разрешений.

Процесс этот немыслим без трансляции культуры. Русский философ Вл.Соловьев пророчески предупреждал, что высшая нравственность обязывает старшее поколение

(воспитателей) передать новому (воспитуемым) двоякое наследие. Во-первых, необходимо передать все положительное, накопленное в результате «исторического сбережения». Во-вторых, нужно сформировать у молодых способность и готовность приблизиться к нравственным целям личности. Процесс воспитания будет носить характер традиционного и прогрессивного. Разделение между этими понятиями быть не может, поскольку нельзя отделить основание -корень от того, что должно на нем вырасти. «Разве дерево могло бы действительно расти, если бы его корни и ствол существовали только мысленно, и лишь ветви и листья пользовались настоящей реальностью?» (11).

Философские воззрения на образовательный процесс как единство традиций и прогресса отвечают одной из главных целей современной школы – духовно-нравственному развитию личности. Формирование как традиционных, так и прогрессивных ценностных категорий, этических норм, целей развития, взглядов на гармонизацию экологии и экономики, принципов устранения насилия и социальных конфликтов связывается с совершенствованием духовной сферы человека, возрастанием его самосознания, преодолением своего личностно-кризисного состояния. Растущему человеку необходимо помочь в формировании целостной картины мира, то есть возможности представить картину мира в своем индивидуальном и в коллективном сознании. Только при таком подходе к формированию мировоззренческих основ духовные черты личности, аксиологические грани ее бытия наложат отпечаток на социально-историческую динамику процесса развития человека (12).

К сожалению, современное информативное поле ребенка не только не помогает личности в формировании ее духовно-нравственной основы, но не дает возможности морально расти. Приоритеты образования находятся не в мировоззренческом аспекте, а в научном, что также не способствует духовному росту личности. В.В.Розанов выделял в процессе воспитания его принципиальную основу. Принцип индивидуальности, по его мнению, требует и от воспитателя, и от воспитуемого сохранения драгоценного свойства индивидуальности и творческой сущности. Принцип целостности предполагает, чтобы всякое входящее впечатление не дробилось иными впечатлениями, пока оно не закрепилось. Принцип единства требует, чтобы все эти впечатления были из источника одной исторической культуры, где они развились. Единство принципов формирует в отечественной сфере образования заказ на сохранение духовной целостности человека, то есть восхождение его к нравственному совершенству (13).

Нравственная личность стремится внести надлежащее содержание в существующие формы или перестроить формы по требованиям содержания. Воспитатель (транслятор культуры) должен учитывать, что аспекты такой личности будут соответствовать распредмечиванию мира культуры, которую человек понял и принял. Вот почему важно начать процесс воспитания на родной для ребенка «почве». Подлинные человеческие ценности «зреют» именно здесь. Это отмечали К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, П.Ф.Каптерев, С.И.Гессен, С.Т.Шацкий, В.С.Сухомлинский, М.П.Щетинин, В.Д. Шадриков. Сохранение существующих и накопление новых (достойных) культурных традиций будет сутью трансляции родной культуры от старшего поколения к младшему. Прогрессивное развитие культурной традиции не может быть иным, поскольку воспитуемая личность будет формироваться как культурно-исторический феномен.

Философия образования не в силах раз и навсегда установить какие-либо определенные пути и принципы воспитания. Однако отечественная школа философии всегда четко определяла аспект воспитательной деятельности – духовную сферу личности. Это соответствует упомянутой выше «почве» созревания личности – отечественной культуре, доминантой которой является духовное начало. Это соответствует и тому, что идет против культа техницизма, и что способствует развитию интегративной концепции общества.

Философская основа процесса воспитания сводится к должному пониманию проблем воспитания, вытекающему из аналитики современного бытия. Как указывал Дж. Дьюи, «союз практики и теории», отражающийся в процессе воспитания, должен быть не от изучения философии как науки, а от изучения философского мышления (14). Воспитателю необходимо усваивать философию как содержательный и умный ответ на мучительные вопросы сегодняшнего дня. Тогда процесс формирования мировоззрения личности

действительно обретет смысл духовного заказа: от «точек удивления» к «осмыслению» своей культурной традиции, к результативности своей духовно-нравственной деятельности, отвечающей целям прогресса.

Нельзя рассматривать процесс воспитания личности без формирующих ее систем ценностей. «Не по точкам библиотек, а по живому слову измеряется состояние духа»

(Н.К.Рерих). Будет ли этот процесс побуждать дух воспитываемой нами личности, ее волю к мобилизации своего творческого ценностного потенциала? Это зависит и от нас, педагогов, и от нашего философского взгляда на процесс воспитания, многогранный и всегда новый.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Трансляция культуры в школе (духовно-нравственный аспект) iconТемы курсовых работы по курсу «история украины» для студентов рвуз...
Проблема заселения территории Украины человеком: основные этапы, направления миграции, особенности материальной культуры

Трансляция культуры в школе (духовно-нравственный аспект) iconАспект пресс
В 24 Введение в языковедение: Хрестоматия: Учебн пособие для студентов вузов/Сост. А. В. Блинов, И. И. Богатырева, В. П. Мурат, Г....

Трансляция культуры в школе (духовно-нравственный аспект) icon«Духовно-нравственное просвещение, образование и воспитание: забота...
Церкви в сфере образования и воспитания. Кроме того, состоялся обмен опытом духовно-нравственного воспитания детей и молодежи

Трансляция культуры в школе (духовно-нравственный аспект) iconОбоснование необходимости преподавания Основ Православной Культуры...

Трансляция культуры в школе (духовно-нравственный аспект) icon17 мая ( четверг) ● Пресс-конференция, посвященная открытию Прикамского Собора 19 мая
Целью проведения Собора является обсуждение вопросов сохранения и преумножения ценностей национальной культуры в современной России,...

Трансляция культуры в школе (духовно-нравственный аспект) iconКачества речи
Нормативный аспект культуры речи связан со знанием достоинств речи, которые делают её эффективной. Эти необходимые нормы, достоинства...

Трансляция культуры в школе (духовно-нравственный аспект) iconВсероссийский конкурс «Организация социально- педагогической работы...
Ставка социального педагога в школе определяет статья 55 Закона «Об образовании»

Трансляция культуры в школе (духовно-нравственный аспект) iconЯнтра это внешний аспект Гуру, символ Учения. В ней зашифрован весь...
Янтра это внешний аспект Гуру, символ Учения. В ней зашифрован весь словесный аспект Учения, который состоит из Пяти Доктрин. Каждый...

Трансляция культуры в школе (духовно-нравственный аспект) iconРуководителям организаций
Комитет по науке и высшей школе на базе ноу впо «Санкт-Петербургский университет управления и экономики» 23-24 октября 2013 года...

Трансляция культуры в школе (духовно-нравственный аспект) iconТелепрограмма на воскресенье, 21 апреля с 5: 00 до 5: 00, Россия:...
Согаз чемпионат России по футболу сезона 2012/2013 года. Цска "Спартак". Прямая трансляция

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов