Мдк: Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах Преподаватель: Бахичева М. В




НазваниеМдк: Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах Преподаватель: Бахичева М. В
страница1/4
Дата публикации24.02.2014
Размер0.62 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4
МДК: Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
Преподаватель: Бахичева М.В.
1. Особенности психических процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста
План:

1. Особенности психических процессов детей дошкольного возраста

2. Характеристика учебно-познавательной деятельности дошкольников

3. Появление учебных интересов и усвоение учебных действий

1. Особенности психических процессов детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.

Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д.; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению. Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты.

Дошкольный возраст - период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра - своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.

Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.

К 6 - 7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

В качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить смену форм мышления (наглядно-действенное - наглядно-образное - наглядно-словесное); развитие произвольности познавательных процессов; развитие эмоций, воли; формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности; становление творческой игры как социальной школы ребенка.

2. Характеристика учебно-познавательной деятельности дошкольников
Учебная деятельность в своих развитых формах складывается за пределами дошкольного возраста. Каждый из её видов имеет сложное строение и предъявляет высокие требования к психике человека. Для их успешного выполнения необходимы такие психические свойства и способности, которые у ребенка дошкольного возраста еще сформировались.

Подготовка к систематическому учению - одна из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Эта подго­товка осуществляется главным образом в игре и продуктивных видах деятельности. Однако наряду с этим взрослые выдвигают перед детьми задания собственно учебного характера, постепенно добиваясь того, чтобы дети, выполняя такие задания усваивали и определенные психические действия, необходимые для учебной деятельности.

Оценивая развитие элементов учения в дошкольном детстве, необходимо не упускать из вида, что смысл деятельности для взрослого, организующего ее, и для ребенка в очень многих случаях оказывается разным. То, что ребенок усваивает определенные знания и навыки в процессе обучения, еще не дает оснований для вывода о том, что у него сложилась (даже в элементарных формах) учебная деятельность. До известного момента дети руководствуются интересом к самому процессу действия, желанием быть похожими на взрослых, заслужить одобрение взрослого, не осознавая того значения, которое имеют полученные знания или результаты выполнения ими заданий. А такое осознание является необходимым условием систематического учения. Сознательное выполнение учебных действий только начинает складываться в дошкольном возрасте.
3. Появление учебных интересов и усвоение учебных действий
Основная особенность учебной деятельности та, что ее цель - усвоение новых знаний, умений и навыков, а не получение внешнего результата.

Когда на занятии по рисованию он ставит перед собой особую цель - научиться рисовать лучше, чем раньше, например, научиться проводить ровные линии или правильно закрашивать изображение, его действия приобретают учебный характер.

Хотя все психическое развитие ребенка осуществляется в процессе обучения, передачи ему опыта, накопленного пред­шествующими поколениями, большую часть знаний и навыков дети усваивают, общаясь со взрослыми, выполняя их требования, советы и указания, а также в играх, рисовании, конструировании, в повседневном общении по самым разным поводам. Обучение вкраплено в разные формы общения взрослых с ребенком.

Однако по мере развития ребенка оно приобретает более систематический характер. В условиях общественного дошкольно­го воспитания дети обучаются на занятиях, проводимых по определенной программе. Значительное место при этом занимает использование игровых приемов и продуктивных заданий. Вместе с тем на занятиях к детям начинают предъявлять и известные требования, касающиеся полноты и качества усвоения знаний и навыков, умения слушать и выполнять указания воспитателя. Обучение на занятиях имеет важное значение для первоначального овладения элементами учебной деятельности. Овладение элемента­ми учебной деятельности включает формирование познавательных интересов и усвоение умения учиться.

Получаемые ребенком разнообразные сведения об окружаю­щем мире - то, что ему показывают и рассказывают взрослые, то, что он видит сам, - порождает любознательность - интерес ко всему новому. Рост любознательности детей на протяжении дошкольного детства проявляется, в частности, в увеличении количества и изменении характера детских вопросов. Если в три-четыре года лишь небольшая часть вопросов направлена на получение новых знаний, выяснение непонятного, то к старшему дошкольному возрасту такие вопросы становятся преобладающи­ми, причем дети часто интересуются причинами разнообразных явлений, существующими между ними связями. «Почему идет дождь?»; «Зачем нужно поливать растения?»; «Зачем доктор выстукивает больного?»; «Откуда берутся звезды?»; «Может ли трактор везти маленький дом, если дом поставить на колеса?»; «Если вся вода течет в море, то куда она потом девается?».

Но любознательность еще не обеспечивает готовности учиться, систематически получать знания. Интерес к тому или иному явлению быстро возникает у ребенка, но быстро и исчезает, сменяется другим. Уже по приведенному списку вопросов видно, что ребенка интересуют явления, относящиеся к самым разно­образным областям действительности. Учение же в своих развитых формах предполагает устойчивый интерес к определенным типам и сторонам явлений, составляющим содержание разных учебных предметов - математики, родного языка, биологии и т. д.

В отдельных случаях у дошкольников рано обнаруживаются расчлененные и устойчивые интересы, приводящие к поразитель­ным успехам и в усвоении знаний.

Обычно достаточно устойчивые познавательные интересы возникают у де­тей только к концу дошкольного возраста, и только в условиям хорошо организованного обучения.

Основную роль играет при этом содержание дошкольного обучения.

Исследования показывают, что интерес к математике, языку явлениям живой и неживой природы появляется в необходимой степени у всех детей, если на занятиях им дают не отдельные разрозненные сведения, а определенную систему знаний, в которой перед детьми раскрывают основные отношения явлений, свой­ственные каждой области действительности. В области математики это отношение меры к измеряемому, части и целого, единиц и множества, в области языка - отношение строения слова к его смыслу, в области живой природы - отношение особенностей строения животных и растений к условиям их существования и т. д.

Когда дети знакомятся с такими общими закономерностями, они с огромным интересом прослеживают их проявление в частных случаях, перед ними раскрываются новые стороны окружающего мира и они начинают видеть, что учение - это путь к удивитель­ным открытиям.

^ Устойчивые и расчлененные познавательные интересы создают у ребенка желание учиться, постоянно получать новые знания. Умение учиться предполагает прежде всего понимание смысла учебного задания как задания, которое выполняют для того, чтобы научиться, умение отличать учебные задания от практических, жизненных ситуаций. Бывает, что дошкольник, выслушав матема­тическую задачу, проявляет интерес не к тому, какие действия следует выполнять для ее решения, а к описанной в условиях задачи ситуации. Ребенок должен понимать, что ситуация, описанная в условиях задачи, важна не сама по себе, не как описание жизненного случая, а как материал, который служит для того, чтобы научиться решать задачи вообще, и что смысл решения задачи не в скорейшем получении ответа, а опять-таки в том, чтобы научиться, исходя из условий, правильно определять, какое арифметическое действие необходимо применить, и пользо­ваться этим умением в дальнейшем.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети, как правило, принимают учебные задания только в том случае, если полученные при этом знания и навыки могут быть, сразу же использованы в игре, рисовании или в другом виде привлекающей их деятель­ности.

В условиях специально организованного обучения в старшем дошкольном возрасте у детей вырабатывается умение принимать учебные задания вне связи с возможностью немедленной реализа­ции усвоенного. Становится возможным усвоение знаний «впрок», на будущее.

Наблюдения показывают, что на протяжении всего дошкольно­го детства дидактическая игра оказывается более эффективным средством усвоения знаний, чем форма прямых учебных заданий. Но если в младшем и среднем дошкольном возрасте разница очень велика, то в старшем она значительно снижается. Это явный по­казатель возрастающего умения детей принимать учебные за­дания.

Понимание смысла учебных заданий приводит к тому, что дети начинают обращать внимание на способы выполнения действий, которые дает им взрослый, сознательно стараются овладеть этими способами. Дошкольники учатся целенаправленному наблюдению, описанию, сравнению и группировке предметов, связной передаче содержания рассказов и картин, приемам счета и решений арифме­тических задач и т. д. Основное значение приобретает правиль­ность выполнения задания, соблюдение требований, предъявляе­мых взрослым. При этом дети часто обращаются к взрослому, просят оценить правильность выполнения тех или других учебных требований. Например, в процессе обучения старших дошкольни­ков точному воспроизведению пространственных отношений (при составлении узора по образцу) дети неоднократно обращались к воспитателю: «Посмотрите, пожалуйста, правильно у меня получается?»; «Нужно, чтобы уголок к уголку и чтобы этот треугольник был напротив этого. Правильно?»

Оценка, которую дает работе детей взрослый, сравнение им хода и результатов работы разных детей приводят к тому, что ребенок сам начинает более верно контролировать свои действия и оценивать свои знания и умения. У детей начинают складываться навыки самоконтроля и самооценки по отношению к выполнению учебных заданий. Часто старшие дошкольники неохотно выполня­ют задания, оцениваемые ими как слишком легкие, стремятся получить такие, которые, с их точки зрения, больше соответствуют достигнутому уровню знаний и умений

Оценивая свои знания и умения, дети нередко ошибаются. Еще большие трудности представляет для них самоконтроль в процессе работы. Но появление самоконтроля и самооценки является важным шагом в овладении учебной деятельностью, которое завершается в период школьного обучения.
Задание:

1. Подчеркнуть главное и выучить.


^ 2. Теоретические и методические основы организации воспитания детей
План:

Введение

2.1Физическое развитие и воспитание

2.2 Социально-нравственное развитие и воспитание

2.3 Трудовое воспитание

2.4 Умственное развитие и воспитание

2.5 Художественно-эстетическое развитие и воспитание
Введение

Рассматриваются сле­дующие направления дошкольного воспитания:

  1. физическое;

  2. умственное;

  3. социально-нравственное;

  4. художественно-эстетическое.

Их совокупность обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. При этом особенностью современной интерпретации данного влияния выступает описа­ние процесса и результата воспитания через категории разви­тия личности, деятельности и отношения воспитанников к себе и окружающему миру - через категорию не только воспитанно­сти, но и воспитуемости - откликаемости на педагогическое воз­действие взрослого и детского коллектива.
2.1 Физическое развитие и воспитание
В узком смысле физическое развитие - процесс формирова­ния и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфо-функциональных свойств организма ребенка, обозначаемых антропометрическими и биометриче­скими показателями (рост, вес, окружность грудной клетки, жиз­ненная емкость легких; состояние осанки, изгибов позвоночника, динамометрия, измерение свода стопы и др.). В широком смысле физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств и двигательных способностей (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, координация, глазомер).

Физическое развитие является объектом постоянного внима­ния специалистов (медицинских и педагогических). В условиях дошкольных учреждений 2 раза в год (сентябрь, май) проводится диагностика физического развития и подготовленности. Данные медико-педагогического обследования заносятся в индивидуаль­ную карту здоровья и физического развития. Показатели сверя­ются с нормативами, определяется уровень физического разви­тия, который служит основой для перспективного планирования в ДОУ физического воспитания. По мере необходимости наме­чается индивидуальная коррекционная работа. Своевременное и полноценное физическое развитие является залогом здоровья и основой формирования произвольного двигательного пове­дения, в качестве критериев его оценки у дошкольников можно выделить следующие:

  • запоминание и удержание правил во времени;

  • выбор средств для организации своего поведения;

  • планирование, контроль и выполнение действия по пра­вилу, образцу;

  • предвосхищение промежуточных и конечных результатов
    своих действий, а также возможных ошибок;

  • умение начинать и заканчивать действие в нужный момент;

  • торможение импульсных реакций.

Одним из условий успешного физического развития является физическое воспитание.

Проблемами физического воспитания в отечественной педа­гогике занимались П. Ф. Лесгафт, Е. Г. Леви-Гориневская, А. И. Быкова, М. Ю. Кистяковская, А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, Т. И. Осокина, Е. Н. Вавилова, Э. Я. Степаненкова, М. А. Рунова, Г. П. Юрко, Ю. Ф. Змановский и др.

Физическое воспитание - организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершенствование организма, формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Под воздействием физического вос­питания происходит усвоение основ физической культуры, гар­моническое развитие личности.

Система физического воспитания базируется на единстве цели, задач и средств, форм и методов работы и направлена на укрепле­ние здоровья и всестороннее физическое развитие.

Целью физического воспитания является формирование привычки к здоровому образу жизни.

1 группа задач: оздо­ровитель­ные

  • Охрана жизни и укрепление здоровья детей;

  • Всестороннее физическое развитие;

  • Совершенствование функций организма;

  • Повышение активности и общей работоспособности.

2 группа задач: обра­зователь­ные

  • Формирование у детей двигательных навыков и умений в соответствии с индивидуальными особенностями;

  • Развитие физических качеств;

  • Получение знаний о своем организме;

  • Получение знаний об укреплении организма;

  • Привитие навыков личной и общественной гигиены.

3 группа задач: вос­питатель­ные

  • Формирование интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями;

  • Формирование коллективных навыков организации двигательной активности.

^ Разностороннее развитие детей выступает при этом в каче­стве принципа физического воспитания. Так, например, в про­цессе освоения основных движений у ребенка можно развивать различные виды памяти: эмоциональную (если ребенок заинте­ресован обучением, получает удовольствие от организованной двигательной активности), образную (при восприятии нагляд­ного образца движений), словесную (при осмыслении двигатель­ной задачи и запоминании последовательности всех элементов упражнения, а также действий в подвижной игре) и др. Аналогич­ные исследования, проведенные другими учеными, доказали роль физического воспитания в развитии восприятия и мышления, воображения дошкольников, расширении их познавательных воз­можностей и развитии интеллектуальных способностей.

При этом наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности и доступ­ности и др.), имеются специальные, которые выражают специфи­ческие закономерности физического воспитания:

всестороннее и гармоническое развитие личности;

связь физической культуры с жизнью;

    • оздоровительная направленность;

  • непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;

  • постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;

  • цикличность построения занятий; возрастная адекватность
    физических упражнений.

Традиционно различаются три группы методов.

1. Наглядные методы, к которым относятся следующие:

  • имитация (подражание), которая широко используется при проведении и освоении общеразвивающих упражнений и таких движений, как ходьба, бег и др.

  • демонстрация и показ способов выполнения физкультур­ных упражнений, к которому следует привлекать самих воспи­танников. Это связано с тем, что, когда движение выполняется их сверстниками, дети могут лучше рассмотреть положение отдель­ных частей тела; кроме того, у них возникает интерес к разучи­ваемому движению, появляется уверенность, желание самим выполнить упражнение как можно лучше. Дошкольников при­влекают к показу физических упражнений также из-за несоот­ветствия размеров пособий росту физкультурного руководителя (упражнения на гимнастической стенке, подлезание под веревку и др.);

  • использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, видеофильмы);

  • использование зрительных ориентиров, звуковых сигна­лов, помощи: первые побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также способствуют более эффективному развитию воссоздающего воображения, вто­рые - применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, играют важную роль для развития слухового восприятия, чувства
    ритма и музыкальных способностей.

  1. К словесным методам относятся называние педагогом упражнений, описание, объяснения, комментирование хода их выполнения, указания, распоряжения, вопросы к детям, команды, беседы, рассказы, выразительное чтение стихотворений и др. При этом воспитатель использует планирующую, сопровождаю­щую, комментирующую, обобщающую и регулирующую функ­ции речи, используя принцип фасцинации (от англ. - очарование) - специально организованного вербального (словесного) воздействия, которое предназначается для созда­ния положительного эмоционального фона процесса проведения физкультурного занятия за счет сюжетно-образного изложения. Для этого воспитатель должен четко представлять тему занятий и уметь формулировать ее образно. Например, традиционная тема «Обучение прыжкам через короткую скакалку» может звучать нетрадиционно - «Путешествие веселой веревочки». По ходу занятия веревочка превращается в скакалку, змейку, упряжку
    для лошадки, удочку. Это обеспечивает действие фасцинации - эмоционального «завораживания» процессом наблюдения и осу­ществления движений, сопровождаемого комментированной речью педагога, его интонацией и тембром, расстановкой пауз во время произнесения инструкций. Благодаря этому оказывается возможным уменьшение потерь семантически значимой инфор­мации при восприятии детьми словесных инструкций, повыше­ние эффективности во всех сферах реализации программы: оздо­ровительной, воспитательной, образовательной.

  2. К практическим методам можно отнести выполнение дви­жений (совместно-распределенное, совместно-последователь­ное выполнение движений вместе с педагогом и самостоятель­ное выполнение), повторение упражнений с изменениями и без, а также их проведение в игровой форме, в виде подвижных игр и игровых упражнений, и в соревновательной форме. Через вве­дение соревновательных ситуаций дети учатся оценивать дей­ствия сверстников, переживать за них, сравнивать их действия со своими, обнаруживать причины ошибочных действий и на основе эмоционального предвосхищения результатов эстафеты, заранее корректировать собственные ошибки. Кроме того, результаты использования игровых и соревновательных ситуаций на заня­тиях по физической культуре свидетельствуют о формировании у детей дошкольного возраста внутреннего плана действий и уме­ний контролировать свои эмоции, регулировать их интенсивность в проблемных ситуациях и использовать полученные навыки в организации своего двигательного поведения дома и на улице, а не только на занятиях в группе.

Согласно другой классификации, к методам физического вос­питания относятся:

  • методы диагностики уровня двигательной активности и физического развития детей;

  • методы стимулирования и мотивации двигательной дея­тельности;

  • методы организации двигательной деятельности детей;

  • методы регулирования и контроля двигательной деятель­ности.

При этом для воспитания нужных двигательных качеств используются комплексы разнообразных методов и приемов, в которые входят как вышеперечисленные, так и специальные методы:

  • методы развития силы: метод повторных усилий, метод развития динамической силы и метод изометрических усилий (он характеризуется максимальным напряжением мышц в статиче­ском режиме, когда при выполнении упражнений сила приклады­вается к неподвижному предмету и длина мышц не изменяется) и др.;

  • методы развития быстроты движений: игровой метод, метод облегченных внешних усилий (уменьшение дистанции, высоты и т.д.), метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной интенсивностью, соревновательный метод и др.;

  • методы развития выносливости: интервальный метод (разновидность повторного метода) - дозированное повторное выполнение упражнений относительно небольшой интенсив­ности и продолжительности со строго определенным временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба, либо мед­ленный бег; метод игры скоростей (заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках дви­жения) и др.;

  • методы развития гибкости: метод многократного растя­гивания, игровой метод, музыкально-ритмические упражнения и др.;

  • методы развития ловкости: повторный и игровой методы, соревновательный метод и др.

При этом в работе с детьми младшего дошкольного возраста (младшая и средняя группы) преобладают приемы опосредо­ванного обучения (игра), объяснение, сопровождающееся пока­зом, выполнение детьми упражнений совместно с воспитателем и др. В старшей и подготовительной к школе группах ведущими являются методы и приемы прямого обучения, а также методы и приемы, направленные на формирование двигательных качеств (строго дозированные упражнения, их повторение через опреде­ленные интервалы времени, увеличение интенсивности движе­ний и др.).

В методике физического воспитания, кроме методов, выделя­ются специфические организационные формы.

Существуют следующие организационные формы:

1) физкультурные занятия. Для эффективного формирова­ния образа — цели физкультурных занятий нужно просить детей комментировать и планировать опыт решения проблемных дви­гательных ситуаций в речевом плане («Что ты делаешь?» «Какое движение выполняешь?»); отвечать на вопросы: «Зачем мы тре­нируемся в беге, прыжках, метании и т.д.?» «Что вы делаете, чтобы прыгнуть дальше, бежать быстрее и др.?»

  1. физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, спортивные упражнения на прогулке, физкультурные минутки, прогулки за пределами участка, инди­видуальная работа);

  2. самостоятельная двигательная активность детей;

  3. активный отдых (физкультурный досуг, физкультурные праздники, Дни здоровья и др.).

Физическая культура личности как результат физического воспитания представляет собой сложное системное образование, в котором все компоненты структуры имеют тесную взаимосвязь, дополняют и обусловливают друг друга:

  • мотивационно-потребностный компонент является глав­ной побудительной, направляющей и актуализирующей двига­тельные и физические возможности силой, определяет направ­ленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности в сфере освоения физической культуры;

  • когнитивно-интеллектуальный компонент определяет кру­гозор личности, направленность ее оценок, содержание ценностей и представлений о здоровом образе жизни, специфику рефлек­сии результатов двигательной активности и деятельности, тесно связан с социально-духовными ценностями, принятыми в данной культуре;

  • физкультурно-деятельный компонент характеризует специфику организации и самоорганизации двигательной и физ­культурной активности ребенка на основе усвоенных ценностей и сформированных представлений.

Состояние физической культуры напрямую связано со следу­ющими показателями развития детей: с формированием потреб­ности в двигательной активности и совершенствовании, разви­тием физических качеств личности, накоплением и обогащением двигательного опыта. В зависимости от данных показателей вся группа воспитанников распределяется по дифференцированным подгруппам: с низким, средним или высоким уровнем сформированности физической культуры. Динамика ее формирования определяется при переходе детей младшего дошкольного воз­раста из низкого на средний, из среднего на высокий уровень физической культуры в старшем дошкольном возрасте.
Задание:

1. Составить план темы.

2. Разбить тему на пункты плана.

2.2 Социально-нравственное развитие и воспитание
Нравственное развитие - процесс, предполагающий усвое­ние нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.

Нравственное воспитание - одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе; целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведе­ние воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственное воспитание имеет огромное значение в системе целостного развития ребенка-дошкольника. Это обусловлено его влиянием на становление личности дошкольника, в частности, на культуру его общения, поведения и деятельности, на форми­рование образа себя и окружающего мира, определение своего места в нем. Поэтому нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим и умственным воспитанием ребенка, является определяющим для его личностного роста и гармонич­ного развития.

Теоретические основы нравственного воспитания дошколь­ников заложили Р. С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Суровцева, Т. А. Маркова, В. И. Нечаева, Л. А. Пеньевская, А. В. Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:

  1. этап - формирование социальных эмоций и нравственных чувств;

  2. этап (может быть параллельным) - накопление знаний и формирование нравственных представлений;

  3. этап - переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентации;

  4. этап - претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.

В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально-нравственного воспитания:

  • формирование нравственного сознания;

  • формирование социальных эмоций, нравственных чувств и отношений к разным сторонам социального окружения;

  • формирование нравственных качеств и активности их про­явления в деятельности и поступках;

  • воспитание полезных навыков и привычек поведения;

  • формирование доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистической направленности личности
    дошкольника.

Условия социально-нравственного воспитания в детском саду, соответствующие данным задачам:

  • Гуманизация отношений детей и взрослых в образовательном процессе ДОУ;

  • Реализация модели личностно-ориентированного воспитания ребенка и соответствующей модели предметно-развивающей среды;

  • Содержательная жизнь в детском саду и семье, предполагающая интеграцию направлений социального, гендерного и нравственного, трудового, патриотического и духовного воспитания;

  • Положительный пример окружающих;

  • Наличие программы социально-нравственного воспитания и парциальных программ;

  • Систематическая диагностика социально - нравственного развития ребенка, его откликаемости на социально-педагогические воздействия;

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей социального и нравственного развития ребенка и детской группы;

  • Коллективный образ жизни и сотрудничество в разнообразных видах деятельности.

Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности и ее отдельных компонентов: формирование мотивационно-поведенческого, эмоционально-чувственного и ког­нитивного компонентов. Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы: предварительный, базовый, художественно-ознакомительный, когнитивно-эмоциональный, эмоционально-действен­ный (по С. К. Козловой). Их содержание подбирается в соот­ветствии с программами.

Таким образом, содержание образовательного процесса может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания: от формирования основ безопасности жизнедеятель­ности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного воспитания.

В качестве средств социально-нравственного воспитания могут быть рассмотрены:

  • ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с людьми (детьми и взрослыми);

  • организация их деятельности (игры, труд и т.д.), включение детей в предметно-практическую деятельность, практика коллек­тивных творческих дел и игра;

  • общение с природой;

  • художественные средства: народный фольклор, музыка, кино- и диафильмы, художественная литература, изобразитель­ное искусство и др.

В качестве одного из признанных всеми исследователями средств нравственного воспитания выступают и методы нрав­ственного воспитания. При этом существует несколько класси­фикаций.

Классификация В. И. Логиновой основана на активиза­ции механизма нравственного развития в процессе воспитания и включает следующие методы:

стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование);

формирования нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью);

формирования нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).

Классификация Б. Т. Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает нижеперечис­ленные методы:

  1. доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций);

  2. воспитательного воздействия (разъяснение, снятие напря­жения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воле, поступку);

  3. организации и самоорганизации воспитательного коллек­тива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).

При этом очень важно понимание педагогом методических приёмов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности. К ним относятся следующие приемы:

  • объяснение необходимости работать дружно, ориентируясь
    па общий результат при демонстрации способов совместно-раз­дельных и совместно-последовательных, совместно-распределен­ных действий;

  • обучение детей взаимопомощи советом, показом, совмест­ным со сверстником выполнением дела, указанием на то, что выполнять работу за другого не означает помочь ему, а напротив, сделать ему хуже: не дать возможности научиться делать самому;

  • напоминание последовательности этапов совместной работы и опережающее одобрение ее результатов как результатов кол­лективного труда;

  • разъяснение детям моральных правил поведения, в кото­рых были бы даны образцы поступков с точки зрения их влияния на формирование положительных взаимоотношений в детском коллективе.

Некоторые авторы выделяют специфические методы социа­льно-нравственного воспитания, которые позволяют реализо­вать одно из направлений воспитания. В частности, согласно (по Т.А. Козловой, в качестве методов патриотического воспитания применяются:

  • методы, повышающие познавательную активность;

  • методы, обеспечивающие эмоциональность восприятия;

  • методы коррекции формирующихся у детей представлений о Родине;

  • методы координации разных видов деятельности.

Формы организации социально-нравственного воспитания могут быть представлены в следующих видах:

- организации совместной деятельности взрослых и детей,
под которой можно понимать деятельность двух и более участ­ников процесса социально-нравственного воспитания по реше­нию задач социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитан­никами;

- организации самостоятельной деятельности детей, под которой понимается общение и свободная деятельность воспи­танников в условиях созданной педагогами предметно-развива­ющей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятель­ности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, а также менять способ организации своей активности: с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел.

Конкретизация данных форм возможна в рамках определения соответствующего им содержания воспитания.

Можно обозначить следующие результаты социально-нрав­ственного воспитания:

^ Социальные и нравственные чувства - переживания, свя­занные с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам (стыд, сочувствие и т.д.). Нравственные чувства «вырастают» из «социализированных» эмоций благодаря образцу поведения и соответствующим оценочным действиям воспитывающих взрослых. В нравственных чувствах отража­ется отношение человека к требованиям общественной морали: сострадания, любви, ответственности, долга и т.д. Нравственные чувства связаны с мировоззрением человека, его поведенческими установками, принципами и традициями.

^ Социально-нравственная культура - степень восприятия личностью культуры общества, уровень познания людьми обще­человеческих гуманных норм и принципов морали, подчинение своего поведения этим требованиям, борьба за их утверждение в жизни. Включает освоенный личностью опыт человечества, который помогает поступать нравственно во всех жизненных ситуациях, решать проблемные вопросы, проявлять культуру чувств и поведения.

^ Социально-нравственные качества - постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стрем­лением человека (ребенка) следовать нравственным нормам.

^ Социально-нравственные ценности - ориентиры в поведении социальных групп, позволяющие оценивать социальные явле­ния, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны.

Задание:

1. Составить план темы.

2. Разбить тему на пункты плана.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мдк: Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах Преподаватель: Бахичева М. В iconСпециализация «Основы логоритмики» Преподаватель: Бахичева М. В....
...

Мдк: Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах Преподаватель: Бахичева М. В iconУчебно-тематический план «Бухгалтерский учет на предприятии»
Основы организации бухгалтерского учета в современных условиях (теоретические основы)

Мдк: Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах Преподаватель: Бахичева М. В iconОтчетности: экзамен Тема Ведение в теорию обучения: предмет и теоретические основы дидактики
Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников

Мдк: Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах Преподаватель: Бахичева М. В iconПоложение о районном этапе конкурса исследовательских и проектных работ
В конкурсе принимают участие обучающиеся образовательных учреждений всех видов и типов в возрастных группах

Мдк: Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах Преподаватель: Бахичева М. В iconТеоретические основы
Теоретические основы информационно-измерительной техники; рабочая программа. Методические указания. Контрольные задания для студ...

Мдк: Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах Преподаватель: Бахичева М. В iconПринципы обучения
В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и...

Мдк: Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах Преподаватель: Бахичева М. В iconПрограмма «Горный пленер» спортивное путешествие вне зависимости...
Организация спортивных и хозрасчетных путешествий и апробация новой модели организации физкультурно-познавательного отдыха жителей...

Мдк: Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах Преподаватель: Бахичева М. В iconЭкзаменационные вопросы пм. 03. Оптимизация ресурсов организаций...
Теоретические вопросы мдк 03. 01. Оптимизация ресурсов организации (подразделений)

Мдк: Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах Преподаватель: Бахичева М. В iconТема: «Педагогические технологии: сущность, свойства, классификация»
Технологии {массового обучения; индивидуального обучения; обучения в малых группах}

Мдк: Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах Преподаватель: Бахичева М. В iconКонкурс рисунков «Компьютерная графика» Тема: «Охрана окружающей среды»
В конкурсе принимают участие обучающиеся образовательных учреждений Ломоносовского района, умеющие работать в программах Paint, Word,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов