Скачать 0.62 Mb.
|
МДК: Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах Преподаватель: Бахичева М.В. 1. Особенности психических процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста План: 1. Особенности психических процессов детей дошкольного возраста 2. Характеристика учебно-познавательной деятельности дошкольников 3. Появление учебных интересов и усвоение учебных действий 1. Особенности психических процессов детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность. Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д.; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению. Возрастает произвольность познавательных процессов: памяти, восприятия, внимания. Меняются основные мотивы умственной деятельности ребенка от игровых интересов к познавательным; происходит формирование общего метода умственной деятельности, который заключается в умении принять или поставить задачу, отобрать способы ее решения, проверить и оценить результаты. Дошкольный возраст - период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь. Ведущей деятельностью дошкольника является игра - своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д. Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей. К 6 - 7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе. В качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить смену форм мышления (наглядно-действенное - наглядно-образное - наглядно-словесное); развитие произвольности познавательных процессов; развитие эмоций, воли; формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности; становление творческой игры как социальной школы ребенка. 2. Характеристика учебно-познавательной деятельности дошкольников Учебная деятельность в своих развитых формах складывается за пределами дошкольного возраста. Каждый из её видов имеет сложное строение и предъявляет высокие требования к психике человека. Для их успешного выполнения необходимы такие психические свойства и способности, которые у ребенка дошкольного возраста еще сформировались. Подготовка к систематическому учению - одна из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Эта подготовка осуществляется главным образом в игре и продуктивных видах деятельности. Однако наряду с этим взрослые выдвигают перед детьми задания собственно учебного характера, постепенно добиваясь того, чтобы дети, выполняя такие задания усваивали и определенные психические действия, необходимые для учебной деятельности. Оценивая развитие элементов учения в дошкольном детстве, необходимо не упускать из вида, что смысл деятельности для взрослого, организующего ее, и для ребенка в очень многих случаях оказывается разным. То, что ребенок усваивает определенные знания и навыки в процессе обучения, еще не дает оснований для вывода о том, что у него сложилась (даже в элементарных формах) учебная деятельность. До известного момента дети руководствуются интересом к самому процессу действия, желанием быть похожими на взрослых, заслужить одобрение взрослого, не осознавая того значения, которое имеют полученные знания или результаты выполнения ими заданий. А такое осознание является необходимым условием систематического учения. Сознательное выполнение учебных действий только начинает складываться в дошкольном возрасте. 3. Появление учебных интересов и усвоение учебных действий Основная особенность учебной деятельности та, что ее цель - усвоение новых знаний, умений и навыков, а не получение внешнего результата. Когда на занятии по рисованию он ставит перед собой особую цель - научиться рисовать лучше, чем раньше, например, научиться проводить ровные линии или правильно закрашивать изображение, его действия приобретают учебный характер. Хотя все психическое развитие ребенка осуществляется в процессе обучения, передачи ему опыта, накопленного предшествующими поколениями, большую часть знаний и навыков дети усваивают, общаясь со взрослыми, выполняя их требования, советы и указания, а также в играх, рисовании, конструировании, в повседневном общении по самым разным поводам. Обучение вкраплено в разные формы общения взрослых с ребенком. Однако по мере развития ребенка оно приобретает более систематический характер. В условиях общественного дошкольного воспитания дети обучаются на занятиях, проводимых по определенной программе. Значительное место при этом занимает использование игровых приемов и продуктивных заданий. Вместе с тем на занятиях к детям начинают предъявлять и известные требования, касающиеся полноты и качества усвоения знаний и навыков, умения слушать и выполнять указания воспитателя. Обучение на занятиях имеет важное значение для первоначального овладения элементами учебной деятельности. Овладение элементами учебной деятельности включает формирование познавательных интересов и усвоение умения учиться. Получаемые ребенком разнообразные сведения об окружающем мире - то, что ему показывают и рассказывают взрослые, то, что он видит сам, - порождает любознательность - интерес ко всему новому. Рост любознательности детей на протяжении дошкольного детства проявляется, в частности, в увеличении количества и изменении характера детских вопросов. Если в три-четыре года лишь небольшая часть вопросов направлена на получение новых знаний, выяснение непонятного, то к старшему дошкольному возрасту такие вопросы становятся преобладающими, причем дети часто интересуются причинами разнообразных явлений, существующими между ними связями. «Почему идет дождь?»; «Зачем нужно поливать растения?»; «Зачем доктор выстукивает больного?»; «Откуда берутся звезды?»; «Может ли трактор везти маленький дом, если дом поставить на колеса?»; «Если вся вода течет в море, то куда она потом девается?». Но любознательность еще не обеспечивает готовности учиться, систематически получать знания. Интерес к тому или иному явлению быстро возникает у ребенка, но быстро и исчезает, сменяется другим. Уже по приведенному списку вопросов видно, что ребенка интересуют явления, относящиеся к самым разнообразным областям действительности. Учение же в своих развитых формах предполагает устойчивый интерес к определенным типам и сторонам явлений, составляющим содержание разных учебных предметов - математики, родного языка, биологии и т. д. В отдельных случаях у дошкольников рано обнаруживаются расчлененные и устойчивые интересы, приводящие к поразительным успехам и в усвоении знаний. Обычно достаточно устойчивые познавательные интересы возникают у детей только к концу дошкольного возраста, и только в условиям хорошо организованного обучения. Основную роль играет при этом содержание дошкольного обучения. Исследования показывают, что интерес к математике, языку явлениям живой и неживой природы появляется в необходимой степени у всех детей, если на занятиях им дают не отдельные разрозненные сведения, а определенную систему знаний, в которой перед детьми раскрывают основные отношения явлений, свойственные каждой области действительности. В области математики это отношение меры к измеряемому, части и целого, единиц и множества, в области языка - отношение строения слова к его смыслу, в области живой природы - отношение особенностей строения животных и растений к условиям их существования и т. д. Когда дети знакомятся с такими общими закономерностями, они с огромным интересом прослеживают их проявление в частных случаях, перед ними раскрываются новые стороны окружающего мира и они начинают видеть, что учение - это путь к удивительным открытиям. ^ у ребенка желание учиться, постоянно получать новые знания. Умение учиться предполагает прежде всего понимание смысла учебного задания как задания, которое выполняют для того, чтобы научиться, умение отличать учебные задания от практических, жизненных ситуаций. Бывает, что дошкольник, выслушав математическую задачу, проявляет интерес не к тому, какие действия следует выполнять для ее решения, а к описанной в условиях задачи ситуации. Ребенок должен понимать, что ситуация, описанная в условиях задачи, важна не сама по себе, не как описание жизненного случая, а как материал, который служит для того, чтобы научиться решать задачи вообще, и что смысл решения задачи не в скорейшем получении ответа, а опять-таки в том, чтобы научиться, исходя из условий, правильно определять, какое арифметическое действие необходимо применить, и пользоваться этим умением в дальнейшем. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети, как правило, принимают учебные задания только в том случае, если полученные при этом знания и навыки могут быть, сразу же использованы в игре, рисовании или в другом виде привлекающей их деятельности. В условиях специально организованного обучения в старшем дошкольном возрасте у детей вырабатывается умение принимать учебные задания вне связи с возможностью немедленной реализации усвоенного. Становится возможным усвоение знаний «впрок», на будущее. Наблюдения показывают, что на протяжении всего дошкольного детства дидактическая игра оказывается более эффективным средством усвоения знаний, чем форма прямых учебных заданий. Но если в младшем и среднем дошкольном возрасте разница очень велика, то в старшем она значительно снижается. Это явный показатель возрастающего умения детей принимать учебные задания. Понимание смысла учебных заданий приводит к тому, что дети начинают обращать внимание на способы выполнения действий, которые дает им взрослый, сознательно стараются овладеть этими способами. Дошкольники учатся целенаправленному наблюдению, описанию, сравнению и группировке предметов, связной передаче содержания рассказов и картин, приемам счета и решений арифметических задач и т. д. Основное значение приобретает правильность выполнения задания, соблюдение требований, предъявляемых взрослым. При этом дети часто обращаются к взрослому, просят оценить правильность выполнения тех или других учебных требований. Например, в процессе обучения старших дошкольников точному воспроизведению пространственных отношений (при составлении узора по образцу) дети неоднократно обращались к воспитателю: «Посмотрите, пожалуйста, правильно у меня получается?»; «Нужно, чтобы уголок к уголку и чтобы этот треугольник был напротив этого. Правильно?» Оценка, которую дает работе детей взрослый, сравнение им хода и результатов работы разных детей приводят к тому, что ребенок сам начинает более верно контролировать свои действия и оценивать свои знания и умения. У детей начинают складываться навыки самоконтроля и самооценки по отношению к выполнению учебных заданий. Часто старшие дошкольники неохотно выполняют задания, оцениваемые ими как слишком легкие, стремятся получить такие, которые, с их точки зрения, больше соответствуют достигнутому уровню знаний и умений Оценивая свои знания и умения, дети нередко ошибаются. Еще большие трудности представляет для них самоконтроль в процессе работы. Но появление самоконтроля и самооценки является важным шагом в овладении учебной деятельностью, которое завершается в период школьного обучения. Задание: 1. Подчеркнуть главное и выучить. ^ План: Введение 2.1Физическое развитие и воспитание 2.2 Социально-нравственное развитие и воспитание 2.3 Трудовое воспитание 2.4 Умственное развитие и воспитание 2.5 Художественно-эстетическое развитие и воспитание Введение Рассматриваются следующие направления дошкольного воспитания:
Их совокупность обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. При этом особенностью современной интерпретации данного влияния выступает описание процесса и результата воспитания через категории развития личности, деятельности и отношения воспитанников к себе и окружающему миру - через категорию не только воспитанности, но и воспитуемости - откликаемости на педагогическое воздействие взрослого и детского коллектива. 2.1 Физическое развитие и воспитание В узком смысле физическое развитие - процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфо-функциональных свойств организма ребенка, обозначаемых антропометрическими и биометрическими показателями (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких; состояние осанки, изгибов позвоночника, динамометрия, измерение свода стопы и др.). В широком смысле физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств и двигательных способностей (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, координация, глазомер). Физическое развитие является объектом постоянного внимания специалистов (медицинских и педагогических). В условиях дошкольных учреждений 2 раза в год (сентябрь, май) проводится диагностика физического развития и подготовленности. Данные медико-педагогического обследования заносятся в индивидуальную карту здоровья и физического развития. Показатели сверяются с нормативами, определяется уровень физического развития, который служит основой для перспективного планирования в ДОУ физического воспитания. По мере необходимости намечается индивидуальная коррекционная работа. Своевременное и полноценное физическое развитие является залогом здоровья и основой формирования произвольного двигательного поведения, в качестве критериев его оценки у дошкольников можно выделить следующие:
Одним из условий успешного физического развития является физическое воспитание. Проблемами физического воспитания в отечественной педагогике занимались П. Ф. Лесгафт, Е. Г. Леви-Гориневская, А. И. Быкова, М. Ю. Кистяковская, А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, Т. И. Осокина, Е. Н. Вавилова, Э. Я. Степаненкова, М. А. Рунова, Г. П. Юрко, Ю. Ф. Змановский и др. Физическое воспитание - организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершенствование организма, формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Под воздействием физического воспитания происходит усвоение основ физической культуры, гармоническое развитие личности. Система физического воспитания базируется на единстве цели, задач и средств, форм и методов работы и направлена на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие. Целью физического воспитания является формирование привычки к здоровому образу жизни. 1 группа задач: оздоровительные
2 группа задач: образовательные
3 группа задач: воспитательные
^ выступает при этом в качестве принципа физического воспитания. Так, например, в процессе освоения основных движений у ребенка можно развивать различные виды памяти: эмоциональную (если ребенок заинтересован обучением, получает удовольствие от организованной двигательной активности), образную (при восприятии наглядного образца движений), словесную (при осмыслении двигательной задачи и запоминании последовательности всех элементов упражнения, а также действий в подвижной игре) и др. Аналогичные исследования, проведенные другими учеными, доказали роль физического воспитания в развитии восприятия и мышления, воображения дошкольников, расширении их познавательных возможностей и развитии интеллектуальных способностей. При этом наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности и доступности и др.), имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания: всестороннее и гармоническое развитие личности; связь физической культуры с жизнью;
Традиционно различаются три группы методов. 1. Наглядные методы, к которым относятся следующие:
Согласно другой классификации, к методам физического воспитания относятся:
При этом для воспитания нужных двигательных качеств используются комплексы разнообразных методов и приемов, в которые входят как вышеперечисленные, так и специальные методы:
При этом в работе с детьми младшего дошкольного возраста (младшая и средняя группы) преобладают приемы опосредованного обучения (игра), объяснение, сопровождающееся показом, выполнение детьми упражнений совместно с воспитателем и др. В старшей и подготовительной к школе группах ведущими являются методы и приемы прямого обучения, а также методы и приемы, направленные на формирование двигательных качеств (строго дозированные упражнения, их повторение через определенные интервалы времени, увеличение интенсивности движений и др.). В методике физического воспитания, кроме методов, выделяются специфические организационные формы. Существуют следующие организационные формы: 1) физкультурные занятия. Для эффективного формирования образа — цели физкультурных занятий нужно просить детей комментировать и планировать опыт решения проблемных двигательных ситуаций в речевом плане («Что ты делаешь?» «Какое движение выполняешь?»); отвечать на вопросы: «Зачем мы тренируемся в беге, прыжках, метании и т.д.?» «Что вы делаете, чтобы прыгнуть дальше, бежать быстрее и др.?»
Физическая культура личности как результат физического воспитания представляет собой сложное системное образование, в котором все компоненты структуры имеют тесную взаимосвязь, дополняют и обусловливают друг друга:
Состояние физической культуры напрямую связано со следующими показателями развития детей: с формированием потребности в двигательной активности и совершенствовании, развитием физических качеств личности, накоплением и обогащением двигательного опыта. В зависимости от данных показателей вся группа воспитанников распределяется по дифференцированным подгруппам: с низким, средним или высоким уровнем сформированности физической культуры. Динамика ее формирования определяется при переходе детей младшего дошкольного возраста из низкого на средний, из среднего на высокий уровень физической культуры в старшем дошкольном возрасте. Задание: 1. Составить план темы. 2. Разбить тему на пункты плана. 2.2 Социально-нравственное развитие и воспитание Нравственное развитие - процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения. Нравственное воспитание - одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе; целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Нравственное воспитание имеет огромное значение в системе целостного развития ребенка-дошкольника. Это обусловлено его влиянием на становление личности дошкольника, в частности, на культуру его общения, поведения и деятельности, на формирование образа себя и окружающего мира, определение своего места в нем. Поэтому нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим и умственным воспитанием ребенка, является определяющим для его личностного роста и гармоничного развития. Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников заложили Р. С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Суровцева, Т. А. Маркова, В. И. Нечаева, Л. А. Пеньевская, А. В. Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:
В соответствии с этапами выделяются следующие задачи социально-нравственного воспитания:
Условия социально-нравственного воспитания в детском саду, соответствующие данным задачам:
Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности и ее отдельных компонентов: формирование мотивационно-поведенческого, эмоционально-чувственного и когнитивного компонентов. Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы: предварительный, базовый, художественно-ознакомительный, когнитивно-эмоциональный, эмоционально-действенный (по С. К. Козловой). Их содержание подбирается в соответствии с программами. Таким образом, содержание образовательного процесса может меняться в зависимости от направления социально-нравственного воспитания: от формирования основ безопасности жизнедеятельности, социального и трудового воспитания до патриотического, гражданско-правового и духовно-нравственного воспитания. В качестве средств социально-нравственного воспитания могут быть рассмотрены:
В качестве одного из признанных всеми исследователями средств нравственного воспитания выступают и методы нравственного воспитания. При этом существует несколько классификаций. Классификация В. И. Логиновой основана на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания и включает следующие методы: стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование); формирования нравственного поведения (приучение, упражнения, руководство деятельностью); формирования нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы). Классификация Б. Т. Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает нижеперечисленные методы:
При этом очень важно понимание педагогом методических приёмов, направленных на регулирование общения детей в процессе совместной деятельности. К ним относятся следующие приемы:
Некоторые авторы выделяют специфические методы социально-нравственного воспитания, которые позволяют реализовать одно из направлений воспитания. В частности, согласно (по Т.А. Козловой, в качестве методов патриотического воспитания применяются:
Формы организации социально-нравственного воспитания могут быть представлены в следующих видах: - организации совместной деятельности взрослых и детей, под которой можно понимать деятельность двух и более участников процесса социально-нравственного воспитания по решению задач социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками; - организации самостоятельной деятельности детей, под которой понимается общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, а также менять способ организации своей активности: с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел. Конкретизация данных форм возможна в рамках определения соответствующего им содержания воспитания. Можно обозначить следующие результаты социально-нравственного воспитания: ^ - переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам (стыд, сочувствие и т.д.). Нравственные чувства «вырастают» из «социализированных» эмоций благодаря образцу поведения и соответствующим оценочным действиям воспитывающих взрослых. В нравственных чувствах отражается отношение человека к требованиям общественной морали: сострадания, любви, ответственности, долга и т.д. Нравственные чувства связаны с мировоззрением человека, его поведенческими установками, принципами и традициями. ^ - степень восприятия личностью культуры общества, уровень познания людьми общечеловеческих гуманных норм и принципов морали, подчинение своего поведения этим требованиям, борьба за их утверждение в жизни. Включает освоенный личностью опыт человечества, который помогает поступать нравственно во всех жизненных ситуациях, решать проблемные вопросы, проявлять культуру чувств и поведения. ^ - постоянные качества личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением человека (ребенка) следовать нравственным нормам. ^ - ориентиры в поведении социальных групп, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей, их представления о добре и зле с моральной стороны. Задание: 1. Составить план темы. 2. Разбить тему на пункты плана. |
![]() | ... | ![]() | Основы организации бухгалтерского учета в современных условиях (теоретические основы) |
![]() | Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников | ![]() | В конкурсе принимают участие обучающиеся образовательных учреждений всех видов и типов в возрастных группах |
![]() | Теоретические основы информационно-измерительной техники; рабочая программа. Методические указания. Контрольные задания для студ... | ![]() | В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и... |
![]() | Организация спортивных и хозрасчетных путешествий и апробация новой модели организации физкультурно-познавательного отдыха жителей... | ![]() | Теоретические вопросы мдк 03. 01. Оптимизация ресурсов организации (подразделений) |
![]() | Технологии {массового обучения; индивидуального обучения; обучения в малых группах} | ![]() | В конкурсе принимают участие обучающиеся образовательных учреждений Ломоносовского района, умеющие работать в программах Paint, Word,... |