Вопросы по педагогике для гэк




НазваниеВопросы по педагогике для гэк
страница1/18
Дата публикации02.03.2014
Размер2.27 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Вопросы по педагогике для ГЭК

(для студентов специальности «Педагогика и психология»)
1. Педагогика как наука, ее объект. Задачи, функции и актуальные проблемы современной педагогики. Структура педагогической науки и ее основные отрасли.

2.Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания.

3. Цели воспитания. Проблема определения целей воспитания в педагогической теории и практике. Изложение целей воспитания в государственных документах.

4. Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания. Продуктивное и непродуктивное использование методов и приемов воспитания в различных педагогических ситуациях.

5. Коллектив как условие и средство развития личности. Теория и практика развития детской группы. Структура и стадии развития детской группы. Педагогические требования к организации детского коллектива. Законы эффективного функционирования детского коллектива.

6. Общая характеристика институтов социализации ребенка. Формы сотрудничества семьи, школы, учреждений культуры и дополнительного образования, общественных фондов и организаций в воспитании подрастающего поколения. Факторы десоциализации и ресолиализации детей и подростков в различных сферах социума.

7. Проблемы воспитания детей с особыми нуждами. Классификация детей с особыми нуждами. Пути и способы совершенствования педагогического влияния на воспитание «трудных» детей и детей из семей «группы социального риска».

8. Дидактика. Предмет и задачи дидактики. Категории дидактики. Основные дидактические концепции: история и современность. Современная образовательная парадигма.

9. Процесс обучения: понятие, философские и психологические основы процесса обучения, структура процесса обучения. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития. Принципы и закономерности обучения.

10. Содержание образования: история и современность. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план общеобразовательной школы. Учебные программы и учебники, общие требования к ним.

11. Понятие системы обучения и ее основные компоненты. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений.

12. Ребенок как субъект своего развития в образовательном процессе. Идея личностно-ориентированного подхода к обучению и развитию в трудах классиков и современных ученых.

13. Системы развивающего обучения Л. В.Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова: сущность и принципы обучения, особенности содержания образования, организации урока и методов обучения.

14. Методы обучения. Классификации методов обучения. Приемы обучения. Средства обучения. Общая характеристика современных средств обучения. Проблема выбора методов и средств обучения, конструирования приемов обучения.

15. Понятие образовательной технологии. Поисково-исследовательская технология обучения. Технология критериально-ориентированного обучения. Имитационные (моделирующие) технологии обучения. Технология коллективного взаимообучения. Модульно-рейтинговые технологии обучения.

16. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: активизация познавательной деятельности учащихся, контроль, оценка и мониторинг учебных достижений.

17. Организационные формы обучения и их развитие в дидактике и педагогической практике. Классно-урочная форма обучения и возможности ее совершенствования. Типы и виды уроков, методика подготовки уроков. Психолого-дидактический анализ урока.

18. Проблемы оценки эффективности процесса и результатов обучения. Функция контроля в деятельности педагога и учащихся. Неуспеваемость учащихся как психолого-педагогическая проблема. Причины школьной неуспеваемости. Средства преодоления неуспеваемости.

19. Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике, их основные характеристики. Методы и логика педагогических исследований.

20. Современные требования к профессиональной подготовке и личностному развитию учителя. Педагогической деятельность: мотивы, структура, стили, способности. Повышение квалификации и аттестация педагогических кадров. Педагоги-новаторы современной России.

21. Педагогический коллектив: особенности, структура, механизмы функционирования и развития. Управление педагогическим коллективом: классический и современный опыт.

22. Инновационные процессы в образовании. Авторские школы: история и современность. Специфика инновационной деятельности на современном этапе развития отечественной школы. Мониторинг педагогических нововведений.

23. Понятие управления и педагогического менеджметна. Основные функции управления образовательными системами. Принципы управления образовательными системами. Понятие образовательной системы. Виды образовательных систем. Управленческая культура руководителя.

24. Самоуправление в системе общеобразовательной школы: формы и содержание деятельности. Деятельность общественных организаций: исторический опыт и современная практика.

25. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовое регулирование отношений в системе образования и правовой статус участников образовательного процесса. Права ребенка и формы его правовой защиты.


^ 1. Педагогика как наука о воспитании. Задачи, функции и актуальные проблемы современной педагогики. Структура педагогической науки и ее основные отрасли.
Каждое поколение людей, осознающих себя как общество, вынуждено решать следующие задачи:

  • Осваивать опыт предыдущих поколений;

  • Критически его осмысливать в зависимости от изменившихся условий;

  • Обогощать его и приумножать;

  • Сохранять этот опыт на различных носителях;

  • Передавать его последующим поколениям.

Помогать людям решать эти задачи и призвана такая наука как педагогика.

Педагогика («детовождение» - греч.) – это наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшим поколением социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Исторически педагогика сложилась как наука о воспитании. В начале XVII в. она была вычленена из системы философских знаний английским философом и естествоиспытателем Ф. Беконом, который в труде «О достоинстве и увеличении наук» (1623 г.), выделяет педагогику в качестве отдельной науки.

А в конце XVII в. Ян Амос Коменский излагает основы научной педагогики в своём труде «Великая дидактика».

Объект педагогики – это система педагогических явлений, связанных с развитием человека. Таким явлением можно назвать образовательный процесс.

^ Предмет педагогики – закономерные связи между внутренним миром, автивностью человека и факторами, на него воздействующими (Ведерникова Л.В.): природные, социальные и целенаправленной организации деятельности (воспитание и обучение).

Однако по вопросу предмета педагогики до сих пор не существует единого мнения. Наиболее характерные точки зрения следующие - «воспитательная деятельность, осуществляемая в образовательном учреждении» (И.П. Подласый); «образование как целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социально-культурных институтах (В.А. Сластенин); «воспитание» (П.И. Пидкасистый); «воспитательные отношения» (А.С. Макаренко), «образование как целостный педагогчиеский процесс...: социализации, индивидуализации, воспитания, обучения, развития» (Н.Ф. Голованова).

Педагогику можно рассматривать и как науку об управлении взаимодействием людей по организации совместной деятельности (учителей и учеников, учеников между собой, учеников и других людей общества). И тогда эффективной будет та педагогика, которая решает основную функцию управления – устойчивость по предсказуемости. Устойчивость объекта управления (например, всего человеческого общества) в смысле предсказуемости поведения (что будет в будущем) в определённой мере (система описана чётко, определена как можно более полно, закодирована ясно)  под воздействием: 1) внешней среды (биосфера, техносфера); 2) внутренних изменений (внутри общества); 3) управления. Если система не предсказуема, то управлять ею невозможно в принципе. В последнее время появилось целое направление – образование для устойчивого развития общества, государства и вцелом планеты Земля.

Основных функций педагогики как науки три из которых следуют решаемые ею задачи

аналитическая - теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания; анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта,

- проективно-конструктивная - разработка новых педагогических технологий, систем, основ инновационной педагогической деятельности; применение результатов педагогчиеских исследований в практике; научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами,

- прогностическая - обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания и эффективного управления образованием.

^ К актуальным проблемам педагогики сегодняшнего дня можно отнести – усиление роли духовно-нравственного воспитания; переход от репродуктивного обучения к продуктивному – овладение методологической культурой познания (умение учиться); образование в течение всей жизни; переход к инклюзивному образованию; воспитание в духе толерантности; усиление роли этнопедагогики (воспитание в русле народной культуры). Но самой фундаментальной проблемой является смена образовательной методологии, переход от личностно-отчужденной к личностно-центрированной методологии, которая подразумевает равноправные субъект-субъектные отношения между всеми участниками образовательного процесса (Э.Н. Гусинский). На практике это означает переход к открытым гуманистическим образовательным система.





^ Критерии для сравнения

Личностно-отчуждённая методология

Личностно-центрированная методология

1

Предметное содержание образования.

Текст, в котором всё разъяснено и понятно, учебник, который пересказывает догмы наук.

Оригинальный текст, первоисточник.

2

Стиль взаимодействия участников образовательного процесса

Субъект-объектные взаимодействия.

Ученик объект более или менее изощренного педагогического воздействия.

Субъект-субъектные взаимодействия.

Ученик - субъект образовательного взаимодействия.

3

Организация образовательной среды

Взаимодействие со средой жёстко регламентировано: во времени – уроком, в пространстве – кабинетом.

Среда соответствует утверждённым программам и не находится в открытом для учеников доступе.

Взаимодействие со средой обусловлено интересом и потребностями ученика.

Среда активизирующая, поддерживает учение, стимулирует вопросительное отношение к миру и творческий поиск ответов на возникающие вопросы.


Изменение социо-культурной ситуации вцелом на планете так же влияет и на педагогику, предъявляя к ней новые требования, в частности важнейшим сегодня является запрос общества на массовость креативных компетентностей и на массовую готовность к переобучению, которые до сих пор рассматривались как элитарные, и это тоже является важнейшей проблемой педагогической науки, которая раньше перед ней не ставилась.

К характеристикам образования на современном этапе информационного постиндустриального общества можно отнести:

  • включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы;

  • опору на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития;

  • многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени;

  • смену основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации.

Мировое сообщество должно осознать, что информацией и знаниями необходимо управлять. Знание – сила (Ф. Бэкон), но оно не должно носить разрушительный характер. По мнению современных ученых для решения насущных проблем человеческой цивилизации необходимо следующее:

1. Создавать равные условия в получении знаний всем слоям населения для исключения резких диспропорций.

2. Проектировать и внедрять мтеодологии и методики, направленные на повышение эффективности обучения.

3. Вооружать людей знаниями проведения исследований, анализа, генерации новых информаций и знаний.

4. Усилить социально-психологическую и гуманитарную составляющую знаний.

5. Сменить парадигму функционирования общества от материальной к духовной, т.е. перейти от пароизводства товаров и услуг, к производству Человека.

Решение этих глобальных задач лежит в русле педагогики.

Педагогика тесно связана с другими науками, так как заимствует у них научные идеи, теоретические положения, практические выводы, использует данные, полученные другими науками и участвует в комплексных исследованиях человека. В первую очередь к таким наукам следует отнести – социологию и психологию, а также – философию, анатомию, политологию, экономику, медицинские науки и др.

Педагогика имеет следующие основные категории (базисные педагогические понятия) – образование, воспитание и обучение, а также основные междисциплинарные – формирование, социализация и развитие.

^ Структура педагогики.

- Общая педагогика (теоретическая и прикладная) – общие основы, дидактика, теория воспитания, школоведение.

- Возрастная педагогика – дошкольная, школьная, андрогогика.

- Коррекционная педагогика – сурдопедагогика, олигофренопедагогика, тифлопедагогика, логопедия.

- Отраслевая педагогика – военная, спортивная, высшей школы, производственная.

2. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания. Особенности воспитательной практики в различные периоды развития общества. Классические педагогические идеи в области воспитания.
Категория воспитания - одна из основных в педагогике. От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Поэтому обратимся в первую очередь к терминологическому рассмотрению. Исходное значение слова "воспитание" обусловлено корневой частью слова: "воспитание" - это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном значении слова процесс воспитания свойственен и животным - "питают" своим молоком млекопитающие.

Сегодня термин "воспитание" далеко ушел от своего исходного смысла, тем не менее нельзя не признавать, что опора на смысловой исток сохраняется до сих пор. "Питание", в его прямом значении, обеспечивает рост и функционирование организма. "Питание", в его фигуральном смысле, означает социализацию маленького ребенка, вхождение его в культуру и "усвоение" того, что выработано культурой. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют следующие аспекты анализа этого понятия:

1) воспитание (в широком социальном смысле), включая в него воздействие на личность общества в целом (т. е. отождествляя воспитание с социализацией), рассматривается как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека;

2) воспитание (в узком смысле) - как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений;

3) воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы по педагогике для гэк iconВопросы для экзаменационных билетов гэк в 2013г по специальности...
Экологические законы функционирования агроландшафтов: «закон необходимого разнообразия», «Закон динамического равновесия» и др

Вопросы по педагогике для гэк iconВопросы к гэк 201 3 г. Ахд
Анализ динамики, состава и структуры источников формирования капитала организации

Вопросы по педагогике для гэк iconВопросы к экзамену по педагогике и психологии для заочного отделения
Мотив и мотивация. Потребности как источник активности человека. Виды потребностей

Вопросы по педагогике для гэк iconВопросы гэк по дисциплине «Менеджмент»
Программно-целевой метод управления развитием туризма: содержание и особенности применения

Вопросы по педагогике для гэк iconВопросы к гэк по курсу Комплексный экономический анализ
Особенности с Х. производства и анализа хозяйственной деятельности на предприятии апк

Вопросы по педагогике для гэк iconВопросы к гэк по специальности «Мировая экономика»
Дайте понятие специальных (свободных) экономических зон. Раскройте особенности функционирования сэз в Республике Беларусь

Вопросы по педагогике для гэк iconВопросы к экзамену по педагогике (группа 303-4а, лето 2013)

Вопросы по педагогике для гэк iconВопросы по специальным дисциплинам (270114) для подготовки к гэк
Колонны сплошного сечения. Типы сечений. Колонны сквозного сечения. Типы сечений стержней и системы решеток

Вопросы по педагогике для гэк iconД п. н., проф. С. Н. Касаткина Вопросы
Междисциплинарному экзамену по дошкольной педагогике (с вопросами частных методик) и

Вопросы по педагогике для гэк iconВопросы к экзамену по педагогике. I. Общие вопросы педагогики
Этимология, соц мех. – воспитание, понятие педагогики, история происхождения, функции, категории и их функции, система наук

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов