Культура России




НазваниеКультура России
страница1/225
Дата публикации02.03.2014
Размер29.8 Mb.
ТипКнига
zadocs.ru > Культура > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   225







УДК 008 ББК71 С69

Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России»

Издательский проект «Культурная антропология и социология культуры»

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Доктор философских наук, профессор, чл.-корр. РАН Б.Г. Юдин;

Доктор исторических наук, профессор А.В. Коротаев

^ РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ СЕРИИ «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ»:

К.Э. Разлогов — председатель, главный редактор серии;

Ю.М. Резник — ответственный редактор тома;

Н.К. Иконникова, В.Г. Николаев, Э.А. Орлова, А.А. Пелипенко, В.М. Хачатурян

С69 Социокультурная антропология: История, теория и методология: Энциклопедический словарь / Под ред. Ю.М. Резника. — М.: Академический Проект, Культура; Киров: Константа, 2012. — 1000 с. — (Summa, Энциклопедия культурологии).

Энциклопедический словарь «Социокультурная антропология: История, теория и методология» представляет собой первое и наиболее полное в отечественной литературе справочное издание, которое раскрывает историю и современное состояние данной науки, сложившееся в конце XX — начале XXI в.

Том состоит из трех разделов, отражающих структуру социокультурной антропологии как научной и учебной дисциплины: раздел I («История социальной и культурной антропологии»), раздел II («Теория и методология социокультурной антропологии»), раздел III («Основные понятия и проблемы социокультурной антропологии»).

Книга предназначена для исследователей, преподавателей, аспирантов и студентов вузов, работающих или обучающихся в области культурологии, социальной и культурной антропологии, социологии культуры и других социально-гуманитарных дисциплин.

ISBN 978-5-8291-1313-1 (Академический Проект) ISBN 978-5-902767-37-4 (Культура)

ISBN 978-5-902844-26-6 (Константа)

УДК 008 ББК71

© Коллектив авторов, 2011
© Оригинал-макет, оформление.


Академический Проект, 2012
© Культура, 2012
© Константа, 2012


ISBN 978-5-8291-1313-1 ISBN 978-5-902767-37-4 ISBN 978-5-902844-26-6




Книга, предлагаемая вниманию читателя, — очередной том фундаментальной Энциклопедии культурологии», над которой уже несколько лет работает коллектив Российского института культурологии (РИК) в содружестве с другими специалистами в области культуры.1 Настоящий том посвящен вопросам социальной и культурной антропологии и этнокультурологии. Эта проблематика позволяет раскрыть специфику формирования и взаимодействия различных научных дисциплин и специальностей, а также особенности отдельных научных школ и национальных традиций.

Взаимосвязи и новым водоразделам между этнологией, антропологией и культурологией была посвящена специальная научная конференция, проведенная РИК и Институтом этнологии и антропологии РАН в 2008 г.2 Заинтересованный читатель сможет узнать о самых разных аспектах культурной антропологии и этнокультурологии и, самое главное, приобщиться к научным дискуссиям, периодически разгорающимся в этой чрезвычайно актуальной сфере, которую не без оснований считают проблематикой культурологии, тем, что можно назвать культурологическим креном очень многих даже не всегда соседних) дисциплин.

В первую очередь надо отметить, что скольжение в сторону культурологии характеризует историческую науку в целом. Начиная с французской школы «Анналов», развивалась идея, что история должна быть описанием не столько деятелей и событий, сколько нравов и повседневной жизни. А история нравов и повседневной жизни — это как раз то, что мы называем исторической культурологией. Надо заметить, что в учебных курсах педагоги чаще трактуют культурологию как историю мировой культуры, демонстрируя совершенно иной подход к предмету.

Второй важный момент: Российский институт культурологии — едва ли не единственный в нашей стране, изучающий культуру не в узковедомственном, а в широком антропологическом смысле. В этом заключен некий парадокс, ведь на протяжении своей 75-летней истории институт существовал именно как ведомственный, а для большинства министерств культуры в мире остается в силе формула: культура = = искусство + наследие. Не раз коллеги из Минкультуры России объясняли, что телевидение, видеоигры, а сейчас и Интернет — не культура, потому что все это подведомственно другому министерству. Что уж говорить о широкой проблематике этой книги!

Очевидно, что сложные взаимодействия, возникающие между научными дисциплинами, причудливо переплетаются. Энциклопедии, подобные этой, помогают .людям, занимающимся разными науками, понять друг друга и посмотреть, как складывается реальное взаимодействие и каковы его перспективы развития. Пример антропологии в этом плане чрезвычайно характерен. В России под антропологией по-прежнему подразумевают в первую очередь физическую антропологию, в то время как во всем остальном мире под антропологией понимается совокупность наук о человеке. А это ведет к причудливости взаимодействий.

К числу таких причудливостей принадлежит и своеобразная хищность культурологии в сфере образования. Общеизвестно, что на переломе эпох в России отпала нал:бность в кафедрах исторического материализма и их превратили в кафедры культурологии. Такая культурология принципиально отлична от культурологии в

См Теоретическая культурология. М., 2005; Культурология: люди и идеи. М.. 2006.

- См Этология — антропология — культурология: новые водоразделы и перспективы взаимодействия: ’• 'дтерналы международной научной конференции, состоявшейся 3 — 5 апреля 2008 г. / Отв. ре- ллкгср К.Э. Разлогов. М.: Весь мир, 2009.




рамках антропологической и структурно-семиотической линий ее научного вызревания. И здесь возникла ситуация непонимания; применение названия «культуролог» к представителям одной линии делало его сомнительным по отношению к представителям других линий, проводившим несколько иной тип исследований. Отсюда и распространенные на Западе представления о вреде российской версии культурологии.

Это нужно иметь в виду не с точки зрения сути методологического арсенала культурологии, его приспособления к арсеналу смежных наук, а с точки зрения особенностей реального формирования этой отрасли знания именно у нас в стране и именно на определенном этапе ее истории. И появление настоящей энциклопедии вызвано потребностью в институционализации культурологии и различных ее форм, а также столкновением мнений и даже противодействиями, которые здесь возникают.

При всей консервативности нашей научной традиции антропология в собственном смысле слова в нашей науке была по сути введена в научный обиход одним конкретным человеком — Иваном Тимофеевичем Фроловым. Его концепция соответствовала существующим ныне стандартам мировой антропологии, включая биологическое и социальное в человеке. Был Институт антропологии, который у нас назывался Институтом человека РАН. Теперь этот институт ликвидирован путем присоединения к Институту философии. Получается, что мы не только не развиваем антропологию, но и ликвидируем те элементы антропологического знания, которые есть, вписывая их в привычную номенклатуру.

Формированию культурологии как науки способствовало понимание, что культура не едина и центр ее не находится в Европе. Единая вертикаль культуры и идея, что культура есть просто все лучшее, что создано человечеством, была разрушена в XX в. Стало ясно: культуры во многом разнонаправлены; культур много, они часто вступают в конфликт друг с другом; каждая культура имеет право на существование. Сегодня эта идея является главной, ею руководствуются ООН и ЮНЕСКО при разработке культурных программ, и именно множественность культур на нашей планете является стержневой особенностью настоящего издания при всей разноплановости включенных в него материалов.

К.Э. Разлогов




Специфика антропологического подхода к изучению общества и культуры

Антропологизация социальных наук явилась следствием смены познавательных парадигм в этой области, причинами которой исследователи считают, с одной стороны, общий кризис рационализма вообще, а с другой стороны — снижение эвристического потенциала так называемого теоретического обществознания (а по сути дела — социальной философии), которое перестало восприниматься конкретными социальными учеными как общая теория социума. Этому в немалой степени способствовало моделирование этой области познания по образцам логики и методологии.

В последние годы значительно выросло число отечественных публикаций, посвященных теоретико-методологическим проблемам социальной и культурной антропологии.1 Особенно бурный рост числа публикаций наблюдался в середине — конце 90-х гг. прошлого века.2 Обобщение опыта употребления термина «социальная и культурная А.» в отечественной и зарубежной литературе можно найти в работах целого ряда авторов.3

Предмет А. как комплекса научных и учебных дисциплин, изучающих человека, — человеческое разнообразие в его типических проявлениях и различных измерениях. В широком смысле А. — «наука об изменчивости человека во времени и про-

  1. Далее термин «антропология» будет обозначаться сокращенно А.

  2. Белик АЛ. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998; Бороноев А.О., Емельянов Ю.Н. Антропология в современном мире // Социально-политический журнал. 1993. № 5/6; Бороноев А.О., Емельянов Ю.Н., Скворцов Н.Г. Особенности развития и взаимоотношений социологии и антропологии // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994; Воронкова Л.П. Культурная антропология как наука. Серия: Науки о человеке и культуре. Вып. 4. М., 1997; Емельянов Ю.Н. Введение в культурантропологию: Учеб. пособие. СПб., 1992; Емельянов Ю.Н. Основы культуральной антропологии: Учеб. пособие. СПб., 1994; Культуральная антропология: Учебное пособие / Под ред. Ю.Н. Емельянова. СПб., 1996; Иванов Вяч. Вс. Культурная антропология и история культуры // Одиссей: Человек в истории. 1989. М., 1989; Информационное обеспечение культурно-антропологических исследований в США (научно-аналитический обзор). М., 1992; Козлова Н.Н. Введение в социальную антропологию: Курс лекций. М., 1996; Культура: теории и проблемы. Учеб. пособие / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев И.О. Шайтанов и др. М., 1995; Культуральная антропология: Учеб. пособие / Под ред. Ю.Н. Емельянова и Н.Г. Скворцова. СПб., 1996; Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие. М., 1997; Орлова ЭЛ. История антропологических учений. М., 2010; Очерки социальной антропологии / Отв. ред. В.В. Шаронов. СПб., 1995; Пуляев В.Т., Шаронов В.В. Социальная антропология: статус, предмет, проблемы// Социально-политический журнал. № 7. М., 1993; Смирнова Е.Р., Шапкина Н.В. Человек в контексте культуры. Введение в социокультурную антропологию. Саратов, 1997 и др.

:В т.ч. авторов этого издания. См.: Белик АЛ., Резник Ю.М. Социокультурная антропология: Учеб. пособие. М., 1998; Резник Ю.М. Социальное измерение жизненного мира (введение в социологию жиз- нп М.. 1995; РезникЮ.М. Введение в изучение социальной антропологии: Учеб.-метод. пособие. М., 1997; /-п-п.-: Ю.М, Федоров Е.С. Антропология и социальная политика. Часть 1. Теоретико-методологические основы социальной антропологии. М., 1997; РезникЮ.М. Социальная антропология как научная дисцип- С:пиологичесие исследования. 1997. № 5; Резник Ю.М. Социальная антропология как учебная ппп’пп о обзор отечественных учебных программ и курсов) // Вестник Московского университет.

У п : Г: пиология и политология. 1997. № 3 — 4; Резник Ю.М. Социальная антропология в вузе: опыт п: :~п : - у .уса // Высшее образование в России. 1997. № 2; Руководство по методологии культурно-

-:-нп п исследований (научно-аналитический обзор) / Э.А Орлова. М., 1991; и др.




странстве. Если физическая А. занимается вопросами изменчивости человеческого организма, то культурная А. сосредотачивает внимание на вариативности культур»1.

Как известно, социокультурная А. изучает человека в контексте культуры определенного сообщества. Именно такая предметная направленность (культурное содержание совместной жизни людей) отличает ее от большинства наук о человеке. Это обуславливает ее методологическую ориентацию на исследование типических и устойчивых характеристик социокультурного разнообразия человечества.

Прежде чем очертить место А. в системе наук о человеке, обществе, культуре, следует сформулировать общие положения, характеризующие специфику антропологического подхода к изучению соответствующей предметной области.

Антропологическую ориентацию в социальных науках можно назвать поворотом сознания ученых и всего процесса познания, в результате которого в центре внимания оказывается представление о человеке как родовом существе.

Специфика антропологического подхода заключается прежде всего в том, чтобы раскрыть сущность родового человека как субъекта социокультурного мира и творца самого себя. Главный тезис антропологического поворота в социальном знании сформулировал еще И. Кант, сделавший акцент на свободном «самостроительстве» человека. Самосозидание, самодеятельность, свободное и сознательное конструирование человеком самого в себя в обществе и посредством общества — вот основной предмет научного интереса антрополога. Именно в этом заключается, по мнению многих исследователей, смысл культуры.

Поэтому антрополог в отличие от представителя других социальных наук не будет искать «вечную» инстанцию или клеточку социального бытия — единую субстанцию социальной жизни, а предпримет анализ отдельного события или типичной жизненной ситуации, в которых представит разнообразие социального мира человека.

По мнению Н. Лумана, человек не входит в социальную систему целиком. Он включен в нее лишь одной своей гранью — личностью, опосредующей его взаимодействие с социальным окружением. Но и в этой своей грани он представляет собой целостную соотнесенность человеческого и социального, органическую привнесен- ность человеческого мира в социальный мир.

Однако не только антропологи стремятся к изучению многомерности человека. Это является пределом исканий всех социальных ученых, исследования которых базируются на методологии комплексного анализа. Поэтому
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   225

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Культура России iconМедиативной культура
...

Культура России iconОднодневный праздник "Культура успешной России"
Культура успешной России. Участники праздников в течение одного дня будут в игровой форме находить пути формирования новой культуры...

Культура России iconЧто такое культура?
Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель....

Культура России iconТемы лекций. Первобытная культура Культура Древнего Востока. Античная культура
Культурная картина мира. Межкультурные коммуникации. Этническая культура. Язык культуры

Культура России iconПрактическая работа № Тема: Массовая культура в России
Создайте небольшой видеоролик или презентацию, посвященную определению термина «Массовая культура»

Культура России iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральной Целевой программы «Культура России 2012-2018 гг.». Тюменская государственная академия культуры искусств и социальных...

Культура России iconМарков А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций
«Человек в современной социокультурной ситуации»; «Гуманитарная культура как фактор преобразования России»; «Культура как фактор...

Культура России iconФранцузская культура пронизывала жизнь высшего общества в России...
Раскаты французской революции то там, то здесь отзывались в русской культуре… Французская культура, французская литература очень...

Культура России iconПлан Понятие «культура». Роль культуры в жизни общества и личности....
Исторические пути формирования украинской культуры. Культура древнейшего населения на территории украины

Культура России iconИнтернет-конференции на портале: База данных докладов Конференция...
«Площадка» для обсуждения возможных путей развития России на основании результатов проекта «Сценарии для России-2» и интервью с его...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов