Лесные культуры




НазваниеЛесные культуры
страница1/11
Дата публикации02.03.2014
Размер1.81 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Воронежская государственная лесотехническая академия

ЛЕСНЫЕ КУЛЬТУРЫ


Воспроизводство лесных ресурсов
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Воронеж 2006

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Воронежская государственная лесотехническая академия
И. В.Сухов, А. И.Чернодубов, В. М. Максимов,

Т. Е. Галдина, С. А. Родин

^ ЛЕСНЫЕ КУЛЬТУРЫ


Воспроизводство лесных ресурсов
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Воронеж 2006

УДК 630*232

Л 50

Лесные культуры: воспроизводство лесных ресурсов [Текст]: Учеб. пособие / И. В.Сухов, А. И. Чернодубов, А. И. Журихин, В. М. Максимов, Т. Е. Галдина С. А. Родин; под общей ред. И. В. Сухова. - Воронеж: РИО ВГЛТА, 2006.- 112 с.

Учебное пособие "Лесные культуры" составлено для самостоятель­ной индивидуальной работы студентов и значительно дополняет третий раздел одноименного учебника. Оно обеспечивает углубленное изучение процесса искусственного лесовозобновления по 12 ключевым темам. В каждой теме изложена краткая информация современного состояния во­просов, рекомендуется основная и дополнительная литература, даны контрольные вопросы и задания. Общий список рекомендуемой литера­туры включает более 300 наименований учебников, монографий, сбор­ников, статей и другой периодики до 2005 года издания.

Предназначено для практических занятий, курсового и дипломно­го проектирования студентов специальности 250201 - Лесное хозяйство.

Печатается по решению редакционно-издательского совета ВГЛТА

Рецензенты: лаборатория сортоиспытания и интродукции НИИЛГиС;

канд.с.-х.наук, с.н.с. Н. С. Русин


© Коллектив авторов, 2006

© Воронежская государственная

лесотехническая академия, 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение……………………………………………………………………..

5

1 Основные направления лесокультурных работ в России……………..

6

2 Системы и способы лесных культур……………………………………

14

3 Особенности создания сплошных культур……………………………..

22

4 Обработка почвы под лесные культуры………………………………..

29

5 Использование химических веществ при выращивании лесных

культур…………………………………………………………………..


38

6 Культуры основных хвойных древесных пород……………………….

52

7 Культуры основных лиственных древесных пород……………………

63

8 Культуры орехоплодовых пород………………………………………..

75

9 Культуры таннидоносов…………………………………………………

82

10 Культуры пород-интродуцентов……………………………………….

86

11 Плантационное лесовыращивание…………………………………….

92

12 Культуры в лесах зеленых зон………………………………………….

97

Общие указания к занятиям и оформлению рефератов

103

ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших достижений науки и практики минувшего века явилось то, что леса планеты стали рассматриваться в общественном сознании как один из глобальных факторов обеспечения устойчивого развития человечества и экологической безопасности его жизнедеятельности. Лес – главный механизм регулирования и очистки водного стока. Эффективное средство предотвращения эрозии, сохранения и повышения плодородия почв, наиболее емкий резервуар генетического разнообразия организмов, важнейшее звено глобального кругооборота углекислоты и кислорода, мощное средство очистки атмосферного воздуха от загрязнения, один из основных факторов формирования глобального климата.

В настоящее время одной из важнейших проблем лесного хозяйства России является воспроизводство в кратчайшие сроки лесных ресурсов хозяйственно-ценными породами и повышение их продуктивности.

Повышение эффективности и качества лесных культур на современном этапе определяется совершенствованием лесоводственных и технологических мероприятий. В свою очередь это требует быстрейшего внедрения в производство наиболее прогрессивных технологий, повышения уровня механизации работ, использования высокоэффективной техники, совершенствования планирования и организации лесокультурных работ.

Основные задачи по лесовосстановлению на ближайшую перспективу определены в подпрограмме «Леса» Федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 гг.)», утвержденной постановлением правительства Российской Федерации №860 07.12.2001г. За этот период намечено провести лесовосстановление на площади 6,9 млн га.

Для успешного решения поставленных задач необходимы грамотные специалисты, хорошо знающие достижения науки и практики в лесокультурном производстве. В этой связи при изучении дисциплины «Лесные культуры и защитное лесоразведение» большое значение имеют практические занятия. Они дают возможность закрепить лекционный материал, а также расширить и углубить знания в области лесовыращивания.

Важнейшим условием повышения качества подготовки специалистов является увеличение доли самостоятельной работы студентов с последующим контролем путем индивидуального или группового собеседования.

В настоящем учебном пособии рассматривается 12 тем, которые включают ключевые вопросы лесокультурного производст­ва и имеют не только практическое, но и проблематическое зна­чение. Последнему уделяется особое внимание с учетом теорети­ческих достижений в области лесных культур и смежных дисцип­лин указываются пути дальнейшего развития лесокультурного производства. Приводится план проработки отдельных вопросов и рекомендуется литература. Для проверки знаний имеются контрольные вопросы и задания.
В работе над пособием принимали участие:

1.

к.с.-х.н.

Сухов И. В.

(введение, общие указания, темы 1-4,

7-9)

2.

д.с.-х.н.

Чернодубов А. И.

(5-8)

3.

к.с.-х.н.

Журихин А. И.

(6,12)

4.

д.с.-х.н.

Максимов В. М.

(10)

5.

д.с.-х.н.

Родин С. А.

(11)

6.

к.с.-х.н.

Галдина Т. Е.

(2-4,6)


^ Тема I ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛЕСОКУЛЬТУРНЫХ РАБОТ В РОССИИ

Цель занятия: изучить историю лесокультурного дела, а также современное состояние и перспективы лесоразведения и лесовосстановления в России, ознакомиться с терминами и определениями по лесным культурам.

^ Исходные данные: основные сведения и показатели о планировании и проведении лесокультурных работ в стране на разных этапах развития.

Материалы и пособия: Данные специальных литературных источников. ГОСТ 17559-82. Лесные культуры. Термины и определения.

Россия - крупнейшая лесная держава. Общий запас российской древесины составляет более 1,5 мирового. Масштабы российских лесов, их биосферная значимость и промышленный потенциал имеет не только национальное, но и глобальное значение.

Леса России по преимуществу бореальные. По состоянию на 1 января 2003 года общая площадь земель лесного фонда в Российской Федерации составляет 1178,7 млн га с запасом 82,1 млрд м3. Площадь покрытых лесной растительностью земель – 771,8 млн. га.

Около 90 % площади земель, покрытых лесной растительностью, занимают основные лесообразующие породы (лиственница, сосна, включая кедр сибирский и кедр корейский, ель, пихта, береза, осина и др.), группированные в хвойное, твердолиственное и мягколиственное хозяйство. Остальные 10 % - кустарники и прочие древесные породы: кедровый стланик, береза кустарниковая, каштан, груша и т. п.

За основу оценки динамичного состояния лесов России принимают характеристики структуры лесного фонда в соответствии с показателями государственного учета лесного фонда. Географические различия в структуре лесного фонда различных субъектов Российской Федерации во многом определяют региональные особенности состояния лесов. Учитывая общие размеры площади лесов России и их географическое положение (более 1/5 площади мировых лесов, 1/2 лесов Европы – относительно площади лесов европельско-уральской части России, более 2/3 бореальных лесов мира), следует признать, что первоначальное доминирование природных факторов сохраняет свое значение до настоящего времени в связи с большими различиями в освоенности территории России. Леса европейско-уральской части раньше других подверглись изменением под влиянием человека.

С 1695 г. по 1914 г. европейские леса России сократились примерно на одну треть, в основном за счет сведения и последующей распашки земель частновладельческих лесов под зерновое хозяйство. Лесистость европейской части в 1696 г. составляла 52,68 %, в 1725 г. – 51,16 %, в 1861 г. – 42,27 %, в 1914 г. – 35,16 % и в 2000 г. – 45 %.

Вся история современной цивилизации связана с постоянной трансформацией земного покрова. Девственный буковые леса Европы были вырублены почти полностью еще до его практического освоения. Дубовые леса постепенно вытеснили бук с европейских равнин, которые, в свою очередь, уступили место сельскохозяйственным угодьям, и только в горных системах Альп и Карпат сохранились единичные островки естественных лесов Европы. Концентрированные рубки в зонах тайги и тундре, где сосредоточенно 87% всех лесопокрытых земель страны (состояние природы этих регионов еще более усугубляются в связи с чрезвычайной хрупкостью северных ландшафтов), на протяжении второй половины столетия в наибольшей степени изменили облик лесов Севера европейской части России. К 1915 г. на территории нынешних Архангельской, Вологодской областей и Республики Коми сохранилось до 91,8 % первичной площади лесов; в Пермской обл. – 80,6 %. К 2000г. в Архангелской обл. она составила 53,9 %, Вологодской – 70 %, Коми – 72,1 %, Пермской – 66,6 %. И, наконец, в конце ХХ в. начался процесс восстановления лесов на высвобожденных сельскохозяйственных землях.

Современная лесистость территории европейской части России соответствует уровню прошлых веков (49 %). Но в 1925 г. она составляла около 23 %. Это означает, что более одной трети всех лесов в европейской части России являются производными, а соотношение лиственных и хвойных пород не отражает экономических интересов промышленности.

По данным государственных учетов лесного фонда за 1966-2000 гг. лесистость увеличилась с 41 % до 45 %, в том числе на 0,6 % за последние 7 лет, в основном за счет хвойных пород.

Общая тенденция увеличения площади покрытых лесной растительностью земель сопровождалась сокращением не покрытых лесной растительностью земель, которая за 35 лет уменьшилась на 29 %, в том числе на 12 % за последнее пятилетие в целом по России и на 39 % по европейско-уральской ее части.

В 1966г. в целом по России лесные культуры составляли только 0,4 % покрытых лесной растительностью земель, в 1993 г. – 1,9 %, а в 1998 г.- 2,1 %. В европейско-уральской части за 1966-1998 гг. площадь лесных культур увеличилась с 2,0 % до 9,0 %. По объему лесных культур в лесном фонде лидирует Ростовская обл. – 63,3 %. Более 40 % площади лесов занимают культуры в Липецкой, Тамбовской, Воронежской, Калининградской областях и в Ставропольском крае; 30 % и более – в Брянской, Тульской, Вологодской, Ульяновской областях и Чувашской республике. По уральскому экономическому району лесные культуры составляют 8,9 % площади лесов.

В последние годы лесовосстановительные работы проводили на 960 - 970 тыс га.

Однако это формальная сторона вопроса, но если посмотреть фактическое положение дел с лесокультурных фондом, то можно сказать, что имеется огромное количество гарей и площадей погибших лесных культур, где требуется проведение лесокультурных работ. Не покрытых лесной растительностью земель в лесном фонде более 100 млн га, при этом в фонде лесовосстановления числится 34,4 млн га. По категориям земель в фонде лесовосстановления по состоянию на 01.01.2002 г. числились: гари - 74 %, погибшие насаждения – 5 %, вырубки – 12 %, прогалины, пустыри – 9 %.

Поскольку способы проведения лесовосстановительных работ зависят от лесорастительных условий и экономического положения, интенсивность ведения хозяйства и лесовосстановления следует рассматривать в зональном разрезе. Основная задача при организации и планировании лесовосстановления – это максимальное использование потенциальных возможностей лесорастительных условий для выращивания высокопродуктивных насаждений ценных лесных пород, сохранения и улучшения их биологической устойчивости.

История становления лесокультурного дела пример длительного поиска оптимальных методов и способов искусственного выращивания леса. Лесоводство прошло длительный путь развития (более 300 лет), на разных этапах которого усилия ученых и практиков сосредотачивались как на принципах подражания природе, поисках наиболее эффективных мер содействия естественному возобновлению главных лесообразующих пород, так и на разработке способов искусственного создания лесных культур из местных и интродуцированных видов.

История лесокультурного дела - берет свое начало с эпохи Петра I, по указу которого в 1696 году близ Таганрога были заложены культуры дуба. Начиная с 1843 года широкое развитие получило массовое степное лесоразведение. Всего за период 1843 - 1892 гг. в казенных землях было создано 170 тыс га лесных культур. С 1893 г. увеличились объемы лесокультурных работ по всей территории страны, стали большое внимание уделять полезащитному лесоразведению. В связи с увеличением интереса к лесокультурному делу в этот период были организованны первые опытные лесничества.

Воспроизводство лесных ресурсов – важнейший раздел деятельности органов лесного хозяйства. Своевременное восстановление ценных лесов на вырубках и гарях, сокращение имеющихся не покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, создание защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения обеспечиваются широким комплексом работ.

За последние десятилетия много усовершенствований внесено в приемы лесоводства, лесного семеноводства и воспроизводства лесных ресурсов, в организацию и экономику лесного хозяйства, в технику и технологию производства. Основным направлением развития лесоводственной науки является всемерное изучение специфических биологических особенностей лесных ассоциаций с последующим использованием этих знаний для управления процессами лесообразования, а также причин и следствий тех или иных явлений в жизни леса, определяющих его структуру, состав и типы, смену пород и производительность естественных и искусственных лесонасаждений.

Количественный состав и структура будущих лесов во многом зависят от успехов лесовосстановления.

Основные задачи по лесовосстановлению определены подпрограммой «Леса» Федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России 2002 - 2010 гг.», утвержденной правительством Российской Федерации 7 декабря 2001 г., которая предусматривает: лесовосстановление всего – 6,4 млн га., в том числе создание лесных культур – 1,9 млн га, содействие естественному возобновлению леса – 4,5 млн га, рубки ухода в молодняках – 5,2 млн га, ввод молодняков в категорию хозяйственно-ценных насаждений – 9,3 млн га и т.д.

Стратегической целью искусственного лесовосстановления на современном этапе является повышение приживаемости лесных культур, выращивание высокопродуктивных древостоев в зависимости от природно-климатических условий и целей хозяйства, ведущая роль здесь принадлежит комплексной механизации и применению рациональных технологий.

Под технологией создания лесных культур понимают совокуп­ность последовательных приемов и операций, обеспечивающих приживание лесных культур заданного качества (ГОСТ 17559-82). Технология лесокультурного производства довольна сложна и включает создание семенной базы на селекционно-генетической основе, сбор и переработку семян.

Для достижения наибольшего эффекта искусственного лесово­зобновления технологическая схема выращивания лесных культур должна охватывать весь период лесокультурного производства, которое должно включать подготовительные работы (на вырубках), обработку почвы, посадку или посев и агротехнические и лесоводственные уходы за культурами до такого состояния, когда гарантировано создание древостоя требуемого состава.

В общем комплексе лесовосстановительных работ наиболее трудоемкими являются подготовительные работы. При создании лес­ных культур на вырубках условия работы тракторов и машин зна­чительно затруднены в связи с наличием пней, корневых систем, порубочных остатков, древесно-кустарниковой растительности. Расчистка площади от пней корчевальными машинами приводит к значительным энергетическим и трудовым затратам, изменению лес­ной обстановки, выносу части плодородного слоя почвы, что не­благоприятно сказывается на приживаемости и росте лесных культур.

К основным направлениям совершенствования лесокультурного производства следует отнести:

  • разработку и внедрение прогрессивных технологий и средств механизации для производства лесных культур на вырубках с минимальными затратами;

  • обоснование принципов повышения продуктивности и устойчивости лесных культур основных лесообразующих пород, применительно к категориям лесокультурных площадей, технологиям и целям выращивания насаждений.

Только за счет рационального использования земель лесного фонда на основе изучения лесоводственных особенностей древесных пород и правильного распределения площадей под естественное лесовосстановление можно добиться определенных успехов.

В процессе мероприятий, связанных с искусственным лесовостановлением, лесокультурное дело все больше выдвигается на первый план. Создание лесных культур должно базироваться на эколого-лесоводственных принципах, причем совокупность объектов лесовосстановления надо рассматривать как динамическую в пространстве и времени природную систему, изменяющуюся в географическом аспекте, и под влиянием хозяйственной деятельности.

Лесовосстановление – процесс управляемый, и задача лесоводов состоит в том, чтобы из многообразия вариантов выбрать самый оптимальный, реализация которого при минимальных затратах обеспечит наивысший результат. Особенно это актуально в наши дни, когда основной объем лесозаготовок переместился в таежную зону, где в силу природных условий и многовариантности способов лесовосстановления выбор оптимального – довольно сложная проблема.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лесные культуры iconМетодическое пособие содержит справочные материалы и пояснения к...
Для учителей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, экологов, учащихся, занимающихся подготовкой...

Лесные культуры iconКурсовая работа по дисциплине «Лесные культуры» на тему: «Разработка...
«Разработка лесного питомника в Сладковском районе, направленный на выращивание лиственницы»

Лесные культуры iconЗакон минимума, оптимума, максимума a в зависимости от уровня агротехники...
Полезащитные лесные насаждения, правильное хранение и переработка продуктов, сбыт продукции

Лесные культуры iconПлан: Основные подходы к определению понятия культуры. Структура и функции культуры
Но такая буквальная "расшифровка" мало что говорит о сути этой дисциплины, до тех пор пока мы не конкретизируем, что же понимается...

Лесные культуры iconТематика курсовых работ общие вопросы теории физической культуры...
Причины и результаты перехода от теории физического воспитания к теории физической культуры как вида физической культуры личности...

Лесные культуры iconКнига петербургского ученого Е. П. Борзовой представляет читателю...
Б 82 История мировой культуры. — Спб.: Издательство «Лань», 2001. — 672 с. — (Мир культуры, истории и философии)

Лесные культуры iconНу что за напасть?
А ведь можно было доехать до конечной станции, взять там такси и спокойно добраться до дачи. А что делать теперь? До шоссе я не дойду...

Лесные культуры iconФилософия культуры учебное пособие
Ссср и во многих других странах. В 70—90-е годы под его руководством были созданы коллективные труды по истории эстетической мысли,...

Лесные культуры icon«Авангард» как феномен художественной культуры ХХ века
Культуры и начало пост-культуры. Основное поле функциониро­вания новаторского, экспериментального ис­кусства от первого десятилетия...

Лесные культуры iconТеория и методика физической культуры общие основы теории
Мзз теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов